Высокое возрождение в италии конспект

Обновлено: 06.07.2024

Урок формирует умение обобщать и размышлять на заданную тему.

ВложениеРазмер
Урок обобщения 41 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные: Систематизация и закрепление знаний.

Развивающие: Формировать умение обобщать и размышлять на заданную тему.

Воспитательные: Формирование и развивать эстетический вкус, прививать любовь к прекрасному искусству.

Оборудование: Компьютер, диски DVD, портреты Шекспира, Прокофьева, Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Донателло, Мазаччо, Тициан, Филиппо Брунеллески, Микеланджело Буонарроти.

Вопрос : Как вы думаете, в какой связи я сегодня говорю об этих людях?

Конечно, творчество этих мастеров соотносится с эпохой итальянского Возрождения.

Вопрос: На какие периоды делится Возрождение в Италии, согласно периодизации? Раннее Возрождение (с начала 15 века), Высокое (первая треть 16 века), Позднее (2половина 16 века).

Вопрос: В каких видах искусства оно проявилось?

В архитектуре, живописи, музыке, скульптуре, литературе.

Вопрос : Чем было обусловлено формирование особого комплекса культуры, известного как Возрождение, или Ренессанс?

Сложившейся к началу 15 века республики и синьории. Человек получил новую оценку, тело человека было провозглашено самым совершенным творением природы. Признание не только нравственной, но и эстетической ценности человеческой личности определило мировоззрение эпохи, какое? (Гуманизм)

Вопросы: Художник? ( Леонардо да Винчи)

Рассказ ученика о качественных изменениях в живописи.

2.Утвердил в живописи ренессанса красоту и поэзию тени

3.Общий фон сменил лаконичный мотив – окно и голубое

Вопрос: Как называется техника окутывания дымкой?

Вопросы: Художник? (Леонардо да Винчи)

Разбор содержания картины

Назовите художника, чьи произведения считаются, так же, как и картины Леонардо, самыми совершенными произведениями Высокого Возрождения. (Рафаэль Санти)

1Рассказ ученика о понятии красоты :

а) Красота композиции (Синтез архитектуры и живописи)

б) Красота идеальных образов

в) Красота поз, жестов, движений

Вопрос: Что такое фреска?

Наряду с великолепными фресками, кисти Рафаэля принадлежат бессмертные полотна, и одно из них Сикстинская мадонна.

Просмотр картины. Разбор сюжета, цветовой палитры.

С чьим именем связано открытие законов перспективы в изобразительном искусстве? (Мазаччо)

2.Рассказ ученика о творчестве Мазаччо и Донателло.

Эстетика высокого Возрождения проявилась в скульптуре Микеланджело Буонарроти.

3.Рассказ ученика. О скульптурной композиции капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо (1520-1534 г) На экране высвечена композиция.

Но, вернёмся к живописи. В 16 веке центром итальянской культуры стала Венеция.
Вопрос: Чем это было обусловлено? ( Падением Флорентийской республики, разграблением Рима испанцами)

Вопрос: Что отличает живопись венецианцев от живописи художников Флоренции? (Венецианцы писали не фрески, которые во влажном климате лагуны подвергались быстрому разрушению, а панно на холсте масляными красками).

4.Рассказ ученика об особенностях венецианской школы.

1.Человек эпохи Возрождения - это:

а) представитель победоносного и разумного рода.

б) человек неудовлетворённый, жаждущий недосягаемой справедливости.

в) образ волевого интеллектуального человека - творца самого себя.

а) продолжение средневековой традиции

б) усвоение античного наследия

в) создание принципиально нового, отличного от эпохи средневековья и античности

4.Задачей гуманистов эпохи Возрождения становится:

а) воспроизводить образ не реального, а потустороннего мира, пользуясь языком символов и аллегорий.

б) напряжённый интеллект к собственному миру, неустанная работа, самопознание

в) учение о жизни в согласии с природой и ограничение насущных потребностей

5.Убрать лишнее и пояснить свой выбор:

а) Мадонна Бенуа. Леонардо да Винчи

б) Мадонна Коннестабиле. Рафаэль

в) Пьета. Микеланджело

6.Убрать лишнее и пояснить свой выбор:

в) Леонардо да Винчи

Различия в характере гуманистической культуры разных стран были обусловлены национальной спецификой. В Италии и Франции ренессансными тенденциями были охвачены все стороны культурной жизни – архитектура, живопись, скульптура, литература, музыка. В Нидерландах и Германии гуманистический идеал наиболее полно воплотился в живописи. Но об этом мы поговорим на последующих уроках.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

План – конспект занятия

Преподаватель Краснянская И.М.

г. Тольятти – 2010

1. Организационная часть (2 мин.)

2. Вводная беседа (3-5мин.)

3. Объяснение нового лекционного материала (30-35 мин.)

4. Итоговая часть (2-3 мин.)

ТЕМА: Искусство Эпохи Возрождения

Познакомить с шедеврами и гениями Высокого Возрождения. Рассказать о творчестве мастеров, которые оказали влияние на дальнейшее развитие мировой культуры и искусства.

Расширить кругозора студента и формировать чувство принадлежности к культурному наследию.

Развить информационные, социальные и профессиональные компетенции.

Тип урока Лекция

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: экран, проектор, компьютер, указка

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТА: тетрадь, ручка

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: Материалы компьютерной презентации

Время Высокого Возрождения в Италии (чинквеченто) озарено светом гения трёх художников Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Санти.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года близ городка Винчи на полпути между Флоренцией и Пизой. Сохранился дом, где произошло это знаменательное для мировой культуры событие (см. слайд). О том, как прошло детство Леонардо, мы почти ничего не знаем. Известно только, что с юных лет он проявлял незаурядные математические способности, прекрасно пел и играл на лире, замечательно рисовал. Учителем Леонардо да Винчи был знаменитый скульптор, живописец Верроккио из города Флоренция.

(Портрет Чечилии Галлерани) (см. слайд). Художник живо передал ум и красоту Чечилии. В портрете достигнута гармония жеста и позы. Голова девушки повернута так, словно она разговаривает с невидимым собеседником, но при этом вся её поза сохраняет достоинство и благородство.

Многогранный талант Леонардо да Винчи проявляется в строительстве, военном деле, трудах по теории рисунка, изобретении машин и механизмов, которые опережали его время по силе технической мысли ( прообраз парашюта, подводный и летательный аппарат и т.д.).

Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли в скитаниях.- Флоренция, Милан, Рим. В конце концов он отправляется во Францию, где и умирает в мае 1519 года.

Леонардо да Винчи был одной из самых ярких и загадочных личностей в истории человечества. Выдающийся рисовальщик, превосходный живописец, гениальный инженер и прозорливый фантаст – он на много опередил свое время.

Микеланджело Буонаротти (1474-1564)

Начинал свою учебу и работу во Флоренции у скульптора Бертольо при дворе Лоренцо Медичи (известного мецената). В 21 год художник отправляется в Рим.

Скульптура.
В скульптуре в ряде случаев Микеланджело использовал бронзу и дерево, но подавляющее число его работ исполнено в мраморе. Много времени он проводил на каррарских мраморных карьерах, где сам выбирал, мрамор для своих будущих работ. Превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами стало очевидным уже после появления скульптурной композиции "Пьета" (см. слайд), установленной в римском соборе св. Петра. Когда Микеланджело закончил эту работу, ему было всего 25 лет. "Пьета" была единственной подписанной работой Микеланджело - объяснение этому факту мы найдем у Джорджа Вазари. Он рассказывает о восторге, вызванном выставленной на всеобщее обозрение скульптурой. Затерявшись в толпе восхищенных зрителей, Микеланджело однажды подслушал, как двое миланцев клялись и божились, что такую великолепную скульптуру мог изваять только их земляк. Ночью он тайно прокрался в собор с лампой и резцами и высек на поясе Мадонны гордую надпись: "Микеланджело Буонарроти, флорентиец". На склоне лет Микеланджело еще раз обратился к этому сюжету. В его композиции "Снятие с креста", присутствует фигура Иосифа Аримафейского, которую считают скульптурным автопортретом, Микеланджело.

Снятие с креста (ок. 1550-55) (см. слайд)

Роспись Сикстинской капеллы

Сотворение Адама (ок. 1511) (см. слайд)

Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Джордже Вазари описывал Адама как фигуру, "чьи тело и поза, в которой оно находится, кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого смертного". Прекрасно сложенный Адам еще остается неподвижным, лишенным жизненной энергии, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественная фигура Бога-Отца. Рука Адама безвольно лежит на колене. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в свое создание искру божественного Духа, и почти касается своим вытянутым пальцем пальца Адама. Именно "почти". Между пальцами Адама и Бога сохраняется крохотный промежуток, придающий картине невероятное напряжение. Возникающий при этом зрительный эффект можно сравнить с электрическим разрядом. Нам кажется, что божественная энергия вот-вот "пробьет" сквозь воздух, наполнив собой тело первого человека.

"Сотворение Адама" представляет собой часть росписи свода Сикстинской капеллы. Вся работа (при минимальном участии помощников) продлилась немногим более двух лет, уместившись в промежутке между 1508 и 1512 годами. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523 года, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу Юлия II в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу Если на боковых стенах капеллы представлены эпоха Закона (Моисей) и эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка посвящена самому началу истории человечества, описанному в Книге Бытия. Сцены из нее распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая - Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая. Последняя повествует об истории Ноя. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но вместе с тем в ней, несомненно, воплотилась и ренессансная мысль.

Картины на деревянных досках.

Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы (ок. 1495) (см. слайд)
Незаконченная картина на деревянной доске "Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы". Ее принято называть "Манчестерской Мадонной", поскольку впервые она была показана широкой публике на выставке 1857 года, прошедшей в Манчестере. "Манчестерская Мадонна" отличается стилем и тем, что написана темперой, а не маслом (вскоре ее сменившим). Все это позволяет отнести "Мадонну" к самым ранним работам Микеланджело. В качестве материала для доски ренессансные художники (и Микеланджело тут не исключение) использовали тополь. Кисти Микеланджело принадлежат еще две картины на деревянных досках, "Леда и лебедь" и "Искушение св. Антония", но они дошли до нас только в копиях.

Микеланджело рассматривал искусство как свободную деятельность, а не ремесло. Он оставался аристократом, как и был им по рождению. Он открыто соперничал со своим менее знатным, но не менее выдающимся современником Леонардо да Винчи.

Микеланджело умер в1564 году оставив множество своих замыслов неисполненными.

Рафаэль Санти ( 1483-1520) На его век было отпущено всего37 лет

Родился в семье придворного художника в городе Урбино. В 1500 году переехал в Перуджу, чтобы совершенствовать мастерство. Позднее художник отправился в Рим, где создал настенные росписи покоев Папы римского в Ватикане (см. слайд)

Сикстинская Мадонна (1512-1514) – наиболее знаменитое творение художника. (см. слайд) МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ Мадонна с младенцем относятся к образам, наиболее часто встречающимся в творчестве Рафаэля. Впрочем, это не удивительно, поскольку этот сюжет был наиболее распространенным во всем христианском искусстве. Рафаэль был одним из немногих художников, которые могли вновь и вновь возвращаться к этой теме, не повторяясь и не сбиваясь на стереотипы. Он постоянно находил оригинальные композиционные решения - изящные, гармоничные, воздушные, не гонясь при этом за новшеством ради новшества. Его картины, изображающие Мадонну с младенцем, различаются по размеру и настроению. Среди них можно встретить и маленькие интимные картинки для частных коллекций, и величественные холсты, рассчитанные на всеобщее обозрение. Мадонна под балдахином (см. слайд)

Портрет Маддалены Доим (см. слайд)

АРХИТЕКТУРА

После смерти Донато Браманте Рафаэль становится самым признанным архитектором эпохи Высокого Возрождения. Правда, большинство его архитектурных сооружений после смерти художника так. и не были доведены до конца, а те строения, которые ему удалось завершить, не дожили до наших дней. Таким образом, нам трудно сейчас судить о масштабе достижений Рафаэля-архитектора, однако немногочисленные уцелевшие постройки дают возможность говорить о его таланте. К таким сооружениям относятся интерьер капеллы Киджи (начата в 1512 году) в римской церкви Санта-Мария дель Пополо и те части построек, которые Рафаэль успел завершить на вилле Медичи, расположенной на склонах Монте-Марио, вблизи Ватикана. Работа над виллой Медичи была заказана художнику в 1516 году кардиналом Джулио Медичи. Рафаэль успел закончить только садовую лоджию (см. слайд), однако она, стилизованная под элегантный античный римский интерьер, украшенная алебастровыми барельефами и узорным орнаментом, остается образцом искусства эпохи Ренессанса.

Рафаэль с наибольшей актуальностью выразил ренессансный идеал человека. Он синтезировал все предшествующие ему достижения Возрождения, определив дальнейшее развитие гуманистических идей в искусстве.

Использованная литература

Арган Дж. К. История итальянского искусства. М.: Радуга, 1990.

Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: в 2-х тт. М., 1978.

Дмитриева НА. Краткая история искусства. Итальянское

Возрождение. М., 1989.

Искусство средних веков и Возрождения. Энциклопедия/Автор составитель Краснова О.Б. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.




С конца XV столетия Италия начинает испытывать все последствия невыгодного для нее экономического соперничества с Португалией, Испанией и Нидерландами. Северные города Европы организовывают ряд военных походов на разрозненную и теряющую свое могущество Италию. Этот трудный период вызывает к жизни идею объединения страны, идею, которая не могла не волновать лучшие умы Италии.

Общеизвестно, что определенные периоды расцвета искусства могут не совпадать с общим развитием общества, его материальным, экономическим статусом. В трудные для Италии времена и наступает недолгий золотой век итальянского Возрождения - так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета итальянского искусства. Высокий Ренессанс совпал, таким образом, с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независимость. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество прогресса. В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Поиск такого идеала и привел искусство к синтезу, обобщению, к раскрытию общих закономерностей и явлений, к выявлению их логической взаимосвязи. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от частностей, незначительных подробностей во имя обобщенного образа, во имя стремления к гармоничному синтезу прекрасных сторон жизни. В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего.

Леонардо да Винчи (1452-1519) явился первым художником, наглядно воплотившим это отличие. Он родился в Анкиано, около селения Винчи; отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя "Крещение" уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят "Мадонну с цветком" ("Мадонна Бенуа", как она называлась раньше, по имени владельцев). В этот период Леонардо, несомненно, некоторое время находился под влиянием Боттичелли. Его "Благовещение" по детализации еще обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.

В истории мирового искусства есть произведения, наделённые странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно. В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Она, по-видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в её удивительный, устремленный на зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражение лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы, который поднял её образ на недосягаемую высоту.

В последние годы жизни Леонардо да Винчи мало работал как художник. Получив приглашение от французского короля Франциска I, он уехал в 1517 г. во Францию и стал придворным живописцем. Вскоре Леонардо умер. На автопортрете-рисунке (1510-1515 гг.) седобородый патриарх с глубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры, оказали на неё огромное влияние.

С творчеством Рафаэля (1483-1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к светлому совершенному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.

Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у местного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известного живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошёл своего учителя.

Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 г. его пригласили к папскому двору в Рим. Художник получил заказ на роспись парадных апартаментов Папы, так называемых станц (комнат) в Ватиканском дворце. Росписи ватиканских станц (1509 – 1517гг.) принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и Италии.

С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.

Высокий Ренессанс в Венеции.

Если творчество Микеланджело во второй своей половине уже несет на себе черты новой эпохи, то для Венеции весь XVI век проходит еще под знаком чинквеченто. Венеция, сумевшая сохранить свою независимость, дольше хранит и верность традициям Ренессанса.

Из мастерской Джанбеллино вышло два великих художника Высокого венецианского Возрождения: Джорджоне и Тициан.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477-1510),- прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого Возрождения. Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим. Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения. Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной и главным образом проблемами колорита.

Уже в первом известном произведении "Мадонна Кастельфранко" (около 1505)Джорджоне предстает вполне сложившимся художником; образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения, исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате.

В картине 1506 г. "Гроза" Джорджоне изображает человека как часть природы. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. Приглушенные тона оранжево-красной одежды юноши, его зеленовато-белой рубашки, перекликающейся с белой накидкой женщины, как бы окутаны тем полусумеречным воздухом, который свойствен предгрозовому освещению. Зеленый цвет имеет массу оттенков: оливковый в деревьях, почти черный в глубине воды, свинцовый в тучах. И все это объединено одним светящимся тоном, сообщающим впечатление зыбкости, беспокойства, тревоги, радости, как само состояние человека в предчувствии надвигающейся грозы.

Тициан Вечеллио (1477-1576) - величайший художник венецианского Возрождения. Он создал произведения и на мифологические, и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета, его колористическое дарование исключительно, композиционная изобретательность неисчерпаема, а его счастливое долголетие позволило ему оставить после себя богатейшее творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков.

Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино, и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции.

После смерти Джорджоне, в 1511 г., Тициан расписал в Падуе несколько помещений scuolo, филантропических братств, в которых, несомненно, ощущается влияние Джотто, работавшего некогда в Падуе, и Мазаччо. Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно, и с произведениями Мантеньи и Донателло.

Слава к Тициану приходит рано. Уже в 1516 г. он становится первым живописцем республики, с 20-х годов - самым прославленным художником Венеции, и успех не оставляет его до конца дней.

Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух язычества ("Вакханалия", "Праздник Венеры", "Вакх и Ариадна").

Неслучайно, что многие мореплаватели и учёные, которые приобрели всемирную славу в эпоху Великих географических открытий, — П. Тосканелли, X. Колумб, Дж. Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами. Италия, раздробленная политически, была в тот период страной с самой развитой в Европе экономикой и культурой. В Новое время она вступила в разгар грандиозного культурного переворота, получившего название Возрождение, или по-французски — Ренессанс, потому что первоначально под ним подразумевалось возрождение античного наследия. Однако Возрождение было продолжением Средневековья не в меньшей степени, чем возвратом к античности, оно рождалось на основе высокоразвитой, утончённой и сложной культуры Средних веков.

Понятие Возрождения. Гуманизм

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.

Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы — Флоренция, где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503—1513 гг.) и Лев X (1513—1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.

Палаццо Веккьо. Флоренция


Палаццо Веккьо. Флоренция

Панорама Венеции


Панорама Венеции

Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.

Л. да Винчи. Автопортрет


Л. да Винчи. Автопортрет

Микеланджело. Купол собора Св. Петра


Микеланджело. Купол собора Св. Петра

Микеланджело. Оплакивание Христа


Микеланджело. Оплакивание Христа

Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла


Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла

Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Рафаэль. Сикстинская мадонна


Рафаэль. Сикстинская мадонна

Тициан. Автопортрет


Тициан. Автопортрет

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.

Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция


Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор

В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

Литература, театр, музыка

Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.

На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.

Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.

Новое понимание истории и рождение политической науки

Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Именно в эту катастрофическую для его страны эпоху флорентийский мыслитель попытался ответить на острейшие проблемы современности. Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика — современную историю.

Н. Макиавелли


Н. Макиавелли

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Читайте также: