Конспект урока полимеры 10 класс химия

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока. Обобщить сведения о строении, свойствах, классификации, получении и применении полимеров. Продолжить формирование умения соотносить строение веществ, их свойства и применение на примере наиболее часто используемых полимеров.

Развивающая цель урока. Развивать умения использовать химические знания в повседневной жизни.

Оборудование. Коллекция “Полимеры”, набор бытовых предметов из полимеров, стаканчики с водой, растворами кислоты и щёлочи, органический растворитель, пинцет, спиртовка, презентация.

На предыдущих уроках мы с вами встречались с реакциями полимеризации и различными полимерами. Сегодня у нас с вами две задачи: 1) систематизировать сведения о полимерах, 2) осознать, где мы с вами имеем дело с полимерами и какие функции они выполняют.

Вам выдана опорная схема-конспект для записей по ходу урока (см. приложение 1). Некоторые уже взяли ручки и приготовились записывать. Но сначала посмотрим, из чего сделаны эти ручки. Учащиеся отвечают – из пластмассы. Любая пластмасса изготовлена на основе полимера и нам нужно понять, что такое пластмасса.

Даём определения высокомолекулярных соединений, мономеров, степени полимеризации.

Учащиеся на доске записывают формулы известных им полимеров и уравнения реакций полимеризации.

Даём определения реакциям полимеризации, сополимеризации и поликонденсации.

Разбираем классификацию полимеров по происхождению, строению, форме молекул и отношению к нагреванию.

Рассматриваем свойства полимеров: нагреваем кусочек полиэтиленовой пленки, опускаем образцы полиэтилена (или другого полимера) в воду (всплывает), растворы кислоты и щёлочи, в органический растворитель (ацетон или другой).

Рассматриваем три вида материалов из полимеров (на примере образцов из коллекции) и состав пластмасс.

Мы уже упоминали многие из полимеров. Теперь мы ближе познакомимся с самыми популярными синтетическими полимерами и постараемся понять, почему они применяются так часто, каковы области применения каждого из них и на каких свойствах основаны.

Для грамотного использования потребителями изделий из пластмасс (полимеров) на изделиях имеется маркировка, указывающая полимер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие: сформировать у учащихся представление о классификации полимеров; реакциях, лежащих в основе их получения, свойствах.

Развивающие: развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать, развивать представления о причинно-следственных явлениях, познаваемости мира.

Воспитательные: содействовать экологическому воспитанию учащихся

Компьютер, интерактивная доска, коллекции пластмасс, волокон и каучуков, презентация к уроку

Учитель приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку и на оборудование урока.

- Что вам известно о полимерах?

- Какие реакции лежат в основе получения полимеров?

(самостоятельная работа учащихся : работа с учебником стр. 77 – 78, выписать в тетрадь определения: полимеры (слайд 3), реакция полимеризации (слайд 4,5), реакция поликонденсации) (слайд 6, 7).

3. Классификация полимеров.

Геометрическая структура молекул – форма макромолекулы – зависит от строения основной цепи и может быть

а) линейной (полиэтилен);

б) разветвленной (крахмал);

в) пространственной (резина).

(Рассказ учителя с демонстрацией слайда 8)

4. Полимеры по пространственному строению

(самостоятельная работа учащихся: прочитать материал стр. 81, 2,3,4 абзац и рассказать по схеме слайда 9 о пространственном строении полимеров).

5. Классификация полимеров по происхождению.

(самостоятельная работа учащихся: прочитать материал, используя жизненный опыт, ответить на вопрос: какие различают полимеры по происхождению, учащиеся работают с коллекциями пластмасс, волокон и каучуков. (слайд 10)

6. По свойствам и применению полимеры разделяют на пластмассы, эластомеры, волокна. слайд 11)

(рассказ учителя с демонстрацией коллекционного материала)

7. По отношению к температуре полимеры разделяются на термопластичные (при нагревании размягчаются и в этом состоянии легко изменяют форму) и термореактивные (при нагревании становятся пластичными, а затем утрачивают пластичность) (слайд 12)

8. Классификация полимеров по способу получения: природные и химические:

- природные: растительного происхождения (целлюлоза, крахмал), животного происхождения (белки, нуклеиновые кислоты, натуральный каучук), минеральные (минералы, горные породы, волокно асбест);

- химические – химические полимеры, полученные переработкой природного полимера, называются искусственными (эфиры, целлюлозы), а химические полимеры, полученные синтезом, называются синтетическими (полиэтилен, капрон, лавсан). (слайд 13,14,15)

Закрепление (из коллекции выбрать полимер и дать характеристику по следующему плану)

План характеристики полимера (слайд 16)

Мономер, структурное звено. Степень полимеризации.

Особенности физических свойств

Задание на дом: (слайд 17)

§ 21. Вопросы и упражнения на стр. 166 № 1,2.

МБОУ СОШ г. Пионерского

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о полимерах как высокомолекулярных соединениях

обобщить и систематизировать знания учащихся о полимерах как высокомолекулярных соединениях

Определение полимеров

Определение полимеров

Реакция полимеризации

Реакция полимеризации – это химический процесс соединения множества исходных молекул низкомолекулярного вещества (мономера) в крупные молекулы (макромолекулы) полимера. Реакция полимеризации не сопровождается отщеплением каких-либо низкомолекулярных побочных продуктов. При полимеризации полимер и мономер характеризуются одинаковым элементным составом.

Пример реакции полимеризации - получение полипропилена n СН 2 = СН → (- СН 2 – СН-) n | | СН 3 СН 3 пропилен полипропилен Выражение в скобках называют структурным звеном, а число n в формуле полимера – степенью полимеризации.

Пример реакции полимеризации - получение полипропилена

n СН 2 = СН → (- СН 2 – СН-) n

Выражение в скобках называют структурным звеном, а число n в формуле полимера – степенью полимеризации.

Реакция поликонденсации Помимо реакции полимеризации полимеры можно получить при помощи реакции поликонденсации — это химический процесс получения макромолекулы полимера, идущий с образованием побочного низкомолекулярного продукта (чаще всего воды).

Реакция поликонденсации

Помимо реакции полимеризации полимеры можно получить при помощи реакции поликонденсации — это химический процесс получения макромолекулы полимера, идущий с образованием побочного низкомолекулярного продукта (чаще всего воды).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для урока химии в 10 классе при изучении темы "Синтетические полимеры". Даны основные базовые понятия,классификация, строение полимеров, их применение, влияние на окружающий мир.

Полимеры, пластмассы и волокна. Цели: - узнать что такое пластмассы, волокна, отличие от полимеров; - изучить классификацию пластмасс ; - узнать способы получения и области применения пластмасс.

Полимеры, пластмассы и волокна.

- узнать что такое пластмассы, волокна,

отличие от полимеров;

- изучить классификацию пластмасс ;

- узнать способы получения и области

применения пластмасс.

Актуализация знаний.

  • Что такое пластмассы и волокна?
  • Чем пластмасса отличается от полимера?
  • Напиши реакции образования следующих полимеров :

1 группа - поливинилхлорид, лавсан

2 группа - полистирол, резол

3 группа - тефлон, нейлонс

Реакция полимеризации полипропилена:

n СН 2 = СH  (СН 2  СH)n

CH 3 CH 3

Реакция поликонденсации крахмала:

nC 6 H 12 O 6 → (C 6 H 10 O 5 )n + H 2 O

Актуализация знаний. Пластмассы - это материалы, полученные на основе полимеров, способные приобретать заданную форму при изготовлении изделия и сохранять ее в процессе эксплуатации. Волокна - это полимеры линейного строения, которые пригодны для изготовления нитей, жгутов, пряжи и текстильных материалов. Пластмасса содержит: полимер (самый важный компонент); красители (придают материалу цвет); наполнители (обеспечивают жесткость пластмассы); пластификаторы (делают материал более эластичным, гибким) и др.

Актуализация знаний.

Пластмассы - это материалы, полученные на основе полимеров, способные приобретать заданную форму при изготовлении изделия и сохранять ее в процессе эксплуатации.

Волокна - это полимеры линейного строения, которые пригодны для изготовления нитей, жгутов, пряжи и текстильных материалов.

Пластмасса содержит:

Классификация полимеров .

Классификация полимеров по

происхождению

синтетические

искусственные

Классификация полимеров . Классификация полимеров по форме макромолекулы линейные пространственные разветвленные Полиэтилен (Н.Д.) Полипропилен Синтетические волокна ФФ полимеры Резина Полиэтилен (В.Д.) Крахмал Синтетические каучуки

Классификация полимеров .

Классификация полимеров по

форме макромолекулы

пространственные

разветвленные

Форма макромолекул. Линейная форма

Форма макромолекул.

Линейная форма

Форма макромолекул. Разветвленная форма Пространственная форма

Форма макромолекул.

Разветвленная форма

Пространственная форма

Пространственные конфигурации синтетических каучуков. Стереорегулярная структура. Нестереорегулярная структура.

Пространственные конфигурации синтетических каучуков.

Стереорегулярная структура.

Нестереорегулярная структура.

Классификация полимеров . Классификация полимеров по отношению к нагреванию термопластичные термореактивные Полиэтилен Полипропилен Поливинилхлорид Капрон Фенолформальдегидные смолы Полиэфирные смолы Карбамидные смолы

Классификация полимеров .

Классификация полимеров по

отношению к нагреванию

термопластичные

термореактивные

Свойства пластмасс и способы формования. Свойства пластмасс: Способы формования пластмасс: Легкие Изоляторы Устойчивы к коррозии Прочные Низкая стоимость Легки в обработке Выдувание Вдувание Штамповка Продавливание через фильеры

Свойства пластмасс и способы формования.

Свойства пластмасс:

Способы формования пластмасс:

  • Легкие
  • Изоляторы
  • Устойчивы к коррозии
  • Прочные
  • Низкая стоимость
  • Легки в обработке
  • Выдувание
  • Вдувание
  • Штамповка
  • Продавливание через

Применение пластмасс.

Применение пластмасс.

Экологические проблемы. Какие экологические проблемы возникают при использовании пластмасс?

Экологические проблемы.

Какие экологические проблемы возникают при использовании пластмасс?

Загрязнение планеты полиэтиленом .

Загрязнение планеты полиэтиленом .

Вывод В настоящее время пластмассы получили широчайшее распространение. Причиной такого распространения являются их низкая цена и легкость переработки, а также свойства, которые в некоторых случаях уникальны. Пластмассы применяют в электротехнике, авиастроении, ракетной и космической технике, машиностроении, производстве мебели, легкой и пищевой промышленности, в медицине и строительстве, – в общем, пластмассы используются практически во всех отраслях народного хозяйства.

В настоящее время пластмассы получили широчайшее распространение. Причиной такого распространения являются их низкая цена и легкость переработки, а также свойства, которые в некоторых случаях уникальны. Пластмассы применяют в электротехнике, авиастроении, ракетной и космической технике, машиностроении, производстве мебели, легкой и пищевой промышленности, в медицине и строительстве, – в общем, пластмассы используются практически во всех отраслях народного хозяйства.

Урок посвящён ознакомлению с разнообразием синтетических полимеров и пластмасс на их основе.

Аминопласты – это термореактивные пластмассы на основе аминоальдегидных смол. Такие смолы в свою очередь получают путем взаимодействия аминосоединения, преимущественно меламина или мочевины, с формальдегидом.

Клеи – композиции на основе мономеров, олигомеров, полимеров или их смесей, а также включающие в себя отвердители, наполнители и пластификаторы. Они способны соединять различные материалы, вследствие образования прочных связей между их поверхностями и клеевой прослойкой.

Композиционные материалы или композиты – состоят из полимерной основы, укрепленной наполнителем в виде высокопрочных волокон и нитевидных кристаллов, которые в свою очередь могут быть металлическими, полимерными или неорганическими.

Лаки – это растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях. Помимо собственно полимеров лаки содержат вещества, повышающие пластичность (пластификаторы) и различные отвердители и красители.

Мономер – это структурная единица полимера, повторяющееся звено в составе полимерных молекул.

Пенопласты – это вспененные ячеистые пластические массы и похожи на застывшую пену. Они состоят из большого количества замкнутых пузырьков, заполненных азотом или воздухом.

Пластмасса – это материал, изготавливаемый на основе полимера и являющийся смесью нескольких веществ.

Полимер – это высокомолекулярное соединение, большая молекула или макромолекула, которая состоит из большого количества повторяющихся структурных звеньев.

Полимерные пленки – сплошные слои полимеров, которые получают путём продавливания расплавов полимеров через тонкие щелевидные отверстия или путем нанесения растворов полимеров на движущуюся ленту.

Полипропилен – это термопластичный продукт полимеризации пропилена.

Политетрафторэтилен – это термопластичный продукт полимеризации тетрафторэтилена, состоящий из цепочки атомов углерода и оболочки из атомов фтора.

Полиэтилен – это термопластичный продукт полимеризации этилена.

Реакция поликонденсации – это химический процесс соединения исходных молекул мономера в макромолекулы полимера, сопровождающийся образованием низкомолекулярного продукта, как правило, воды.

Реакция полимеризации – это химический процесс соединения большого количества исходных молекул мономера в макромолекулы полимера.

Синтетические волокна – это волокна, которые получают путем продавливания растворов или расплавов полимеров через тонкие отверстия в пластине с последующим затвердеванием.

Старение полимеров – это процесс ухудшения свойств полимеров во времени в результате деструкции макромолекул и уменьшения их молекулярной массы.

Степень полимеризации - число мономерных звеньев, образующих в процессе полимеризации полимер.

Стереорегулярные полимеры – это высокомолекулярные соединения, макромолекулы которых состоят из соединенных между собой определенным образом звеньев с закономерно периодически повторяющимся расположением атомов в пространстве.

Структурное звено полимера – это повторяющаяся группа атомов в молекуле полимера.

Фенолформальдегидные смолы – это синтетические смолы, обладающие свойствами термореактопластов. Они являются жидкими или твердыми продуктами реакции поликонденсации фенола с формальдегидом в кислой или щелочной среде.

Фенопласты – это фенолформальдегидная пластмасса, получаемая из фенолформальдегидной смолы путем добавления в нее различных наполнителей, например, хлопчатобумажной ткани, стекловолокна или древесной муки и последующего отверждения данной композиции при повышенных температурах.

Основная литература: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. 10 класс. Базовый уровень; учебник/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г, Фельдман – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.

Дополнительная литература:

2. Рудзитис, Г.Е. Химия. 10 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М. : Просвещение. – 2018. – 352 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Полимер – это высокомолекулярное соединение, которое состоит из большого количества более мелких молекул, связанных друг с другом прочными ковалентными связями. Число мономерных звеньев - звеньев, повторяющихся в составе полимера, и образующих в процессе полимеризации полимер называется степенью полимеризации. Известны два основных способа получения полимеров – полимеризация и поликонденсация. Полимеры классифицируют по химическому составу, по происхождению, по реакции на нагревание и по степени разветвленности. Полимеры широко применимы в следующих отраслях: в машиностроении, сельском хозяйстве, медицине, строительстве.

У полимеров существуют особые механические свойства:

  • эластичность – при небольшой нагрузке способны к высоким обратимым деформациям (каучуки);
  • малая хрупкость - стеклообразные и кристаллические полимеров достаточно прочны и могут во многих сферах заменить обычное стекло (пластмассы, органическое стекло);

Свойства растворов полимеров:

  • при малой концентрации полимера, его раствор будет обладать высокой вязкостью;
  • при растворении полимера сначала происходит его набухание.

Особые химические свойства:

  • полимеры способны резко изменять свои физико-механические свойства под действием малых количеств реагента (вулканизация каучука, дубление кож и т. п.).

Особые свойства полимеров объясняются прежде всего тем, что макромолекулы имеют цепное строение, в следствие чего обладают гибкостью.

Биополимеры – класс полимеров, которые входят в состав живых организмов и встречаются в природе в естественном виде: полисахариды, нуклеиновые кислоты, белки. Биополимеры также как и вся группа полимеров состоят из одинаковых (или схожих) звеньев – мономеров. Для каждого типа биополимера характерны свои мономеры: для белков – аминокислоты, для полисахаридов – моносахариды, для нуклеиновых кислот – нуклеотиды. Многие биополимеры находят применение в пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности.

Механизм реакции образования полимеров

Реакция полимеризации состоит из трех основных стадий: инициирования полимеризации, дальнейшего роста цепи и реакции обрыва цепи. Реакция инициирования радикальной полимеризации заключается в образовании первичного свободного радикала из молекулы мономера в результате появления в ней неспаренного электрона. Свободные радикалы могут образовываться при действии тепла (термическая полимеризация), света (фотохимическая полимеризация), в результате облучения мономера высокой энергией (высокочастотная или микроволновая полимеризация, радиационная полимеризация), под влиянием инициаторов (полимеризация в присутствии инициаторов или инициированная полимеризация).

Обрыв цепи на последней стадии может произойти при взаимодействии двух растущих радикалов, растущего полимерного радикала с радикалом инициатора, дезактивации растущей полимерной цепи за счет взаимодействия с примесями в реакционной системе.

Полистирол – продукт радикальной полимеризации стирола (винилбензола), имеет линейную структуру. Полистирол термопластичен, степень полимеризации полистиролов, выпускаемых в промышленности составляет n = 600–2500. Полистирол – жёсткий хрупкий полимер, имеет невысокую механическую прочность. Полистирол обладает хорошими диэлектрическими свойствами и выдерживает морозы до −40 °C. Имеет невысокую химическую стойкость (кроме разбавленных кислот, спиртов и щелочей). Выпускается в виде прозрачных гранул цилиндрической формы, которым можно задать любую форму при температуре 190–230 °С.

Полиуретаны – гетероцепные полимеры, макромолекула которых содержит незамещённую и замещённую уретановую группу –N(R)–C(O)O–, где в качестве радикала R могут выступать Н, алкилы, арил или ацил. Используются в качестве заменителей резины при производстве изделий, работающих в агрессивных средах, в условиях больших нагрузок и температур, диапазон которых может варьироваться от −60 °С до +80 °С. Полиуретаны могут быть вязкими жидкостями или являться твёрдыми веществами в кристаллическом состоянии. Благодаря разнообразию механических свойств, полиуретаны могут применяться для производства клеев, лаков, пружин, защитных уплотнений и т.д.

Поливинилхлорид (ПВХ) – термопластичный полимер винилхлорида, бесцветная, прозрачная пластмасса. ПВХ устойчив к щелочам, минеральным маслам и некоторым видам кислот. Не горит на воздухе. Температурные границы для данного полимера от -15 до 66 °С. Применяется для изготовления труб, линолеума, натяжных потолков, используется в качестве уплотнителя в бытовых холодильниках. Также часто применяется для изготовления одежды, так как внешним видом напоминает кожу. Может терять свои свойства на солнце и становиться хрупким - для предотвращения этого в ПВХ вводят светопоглощающие краски, что позволяет уменьшить деструкцию материала.

Утилизация полимеров

Среди крупнейших потребителей полимерных материалов на одном из первых мест стоит строительная индустрия. Широкому применению полимерных материалов в строительстве способствуют не только высокая химическая стойкость, хорошие декоративные свойства многих из них, но и сравнительная простота применения, технологичность и другие свойства. Также из всех выпускаемых пластиков 41 % используется в упаковке, из этого количества 47 % расходуется на упаковку пищевых продуктов. Вследствие этого образуется большое количество отходов полимеров, которые можно разделить на три группы:

а) технологические отходы производства, которые возникают при синтезе и переработке термопластов; бывают неустранимые и устранимые технологические отходы. Неустранимые – остатки при производстве продукции. Устранимые – технологический брак, который образуется при несоблюдении технических условий работы.

б) отходы производственного потребления – накапливаются в результате неисправности и выхода из строя изделий из полимерных материалов, которые используются в различных отраслях народного хозяйства. Данный тип отходов лучше всего предназначен для вторичной переработки.

в) отходы общественного потребления, которые накапливаются в домах, на предприятиях общественного питания и т.д.

К основным способам утилизации отходов пластических масс относятся:

  • термическое разложение путем пиролиза (разложение органических продуктов в присутствие кислорода или без него);
  • разложение с получением исходных низкомолекулярных продуктов (мономеров, олигомеров);
  • вторичная переработка.

Примеры и разбор решения задач тренировочного модуля

Вопрос. Расставьте по порядку реакции, участвующие в процессе полимеризации.

  1. Тепловое воздействие на молекулу.
  2. Присоединение к радикалам образующихся мономеров.
  3. Образование радикалов.
  4. Образование макрорадикалов.
  5. Перенос активного центра на другую молекулу.

Следовательно, правильный ответ:

1)Тепловое воздействие на молекулу

3) Образование радикалов.

4) Образование макрорадикалов.

2) Присоединение к радикалам образующихся мономеров.

5) Перенос активного центра на другую молекулу.

Вопрос. Подставьте в окошки представленного соединения группы –СН3 и –Н таким образом, чтобы получился цис-изомер.


Читайте также: