Выделительная система конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

Выделение продуктов жизнедеятельности — процесс, обеспечивающий освобождение от продуктов обмена, избытка воды, солей. В выделении участвуют почки, легкие, потовые железы и желудочно-кишечный тракт.

Мочевыделительная система

Мочевыделительная система состоит из почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

На продольном разрезе почки виден темный наружный (корковый) слой и светлый внутренний (мозговой). Мозговой слой (лежит кнутри от коркового) образует 15-20 пирамид, вершины которых обращены в полость -почечную лоханку. Между пирамидами в виде столбиков располагается корковое вещество. В корковом слое находятся капсулы нефронов, сосудистые клубочки, извитые канальцы, а в мозговом — петли нефронов и собирательные трубочки. От лоханки почки отходит мочеточник длиной 30-35 см.

Функции почек: образование и выведение мочи, содержащей продукты диссимиляции; участие в регуляции объема крови, лимфы и тканевой жидкости, кислотно-щелочного равновесия, артериального давления, обмена углеводов, липидов и белков; секреция биологически активных веществ (ангиотензин, эритропоэтин, простагландины, ренин, регуляторы свертывания крови и фибринолиза); поддержание гомеостаза.

Мочеточники открываются в мочевой пузырь. Это полый гладкомышечный орган, расположенный в полости малого таза, служит для накопления и выведения мочи. Объем около 750 мл. По мере наполнения мочой пузырь растягивается и опорожняется. От мочевого пузыря начинается мочеиспускательный канал, заканчивающийся выводным отверстием.

Нефрон

Нефрон имеет особое кровоснабжение. Отходящая от брюшной аорты почечная артерия распадается на большое число более мелких приносящих артерий. Подходя к нефрону, приносящая артерия внутри капсулы Шумлянского — Боумена образует клубочек капилляров (капиллярная сеть I порядка); они собираются в выносящую артерию, которая выходит из капсулы и образует вокруг извитых канальцев капиллярную сеть II порядка. Капилляры сливаются в мелкие венулы, венулы — в мелкие вены, а те — в почечную вену.

Образование мочи

Образование мочи идет в два этапа: фильтрация и реабсорбция.

  1. Фильтрация. Через стенки капилляров клубочка (капиллярная сеть I порядка) в полость капсулы Шумлянского — Боумена фильтруется плазма (без белков).

Факторы, способствующие фильтрации: просвет выносящей артерии в 2 раза меньше, чем просвет приносящей артерии, и высокое давление в капиллярах клубочков.

Факторы, препятствующие фильтрации: онкотическое давление белков плазмы крови и давление фильтрата, находящегося в полости капсулы.

В результате фильтрации образуется первичная моча (150-180 л в сутки). Содержит продукты диссимиляции и необходимые вещества: глюкозу, аминокислоты, минеральные соли). Из капсулы клубочка первичная моча поступает в извитой каналец.

  1. Реабсорбция (обратное всасывание). Из первичной мочи, находящейся в просвете канальца, в капиллярную сеть II порядка всасываются вода и глюкоза, ионы К+, Na+, аминокислоты и др. В результате реабсорбции образуется вторичная моча (около 1,5 л в сутки). Содержит мочевину, мочевую кислоту, аммиак, сульфаты и др.

Работа почек регулируется вегетативной нервной системой. Центр мочеиспускания находится в крестцовом отделе спинного мозга.

образование мочи

Цель : сформировать у обучающихся знания анатомо-физиологических особенностей, функций и значения выделительной системы.

  • Обобщить знания об органах выделения организма.
  • Изучить особенности строения мочевыделительной системы в связи с выполняемыми функциями.
  • Раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи;
  • Развивать умение работать с текстом учебника, с рисунками, таблицами.
  • Развивать речевую культуру.
  • Воспитывать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.

Тип урока – урок усвоения новых знаний

После изучения темы ученики должны

• сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;

• распознавать и описывать: на таблицах органы выделительной системы человека

• проводить самостоятельный поиск информации, в том числе с использованием информационных технологий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Я надеюсь, что наш урок будет плодотворным. Запишите в тетрадь тему урока.

Ребята, в нашем организме есть орган, о котором мы не говорим так часто, как, например, о сердце, руках и ногах, но этот орган является одним из самых жизненно необходимых органов.

К сожалению, мы часто, простужаемся, более ангиной, кариесом, гриппом, и даже не задумываемся, что именно этот орган на каком-то этапе просто не справляется с пренебрежительным отношением к собственному здоровью и порой тоже заболевают.

Постановка задач урока.

Сегодня на уроке мы

1) Выделительную функцию кожи выполняют ….. железы.

2) Кожу смазывают ………………… железы

3) Производными эпидермиса являются…..

4) Самый тяжелый орган у человека ………..

5) Поддержание постоянной температуры тела –

6) Верхний слой кожи называют ….

7) Участок наружного покрова, в котором расположены рецепторы, сальные и потовые железы, корни волос, кровеносные и лимфатические сосуды…. -

Выберите правильный ответ

1. Собственно кожа образована:

а) эпителиальной тканью, б) соединительной тканью в) мышечной тканью

2. Кожа выполняет функции: а) защитную и выделительную б) опорную в) пищеварительную г) рецепторную и транспортную

3. Температура тела у человека:

а) постоянная б) изменяется при понижении температуры воздуха

в) изменяется при повышении температуры воздуха

4. В теплоотдаче участвуют:

а) желудок и кишечник, б) печень и мышцы,

в) кожа, легкие, кровеносные сосуды, г) сердце и пищевод

5. Что из нижеперечисленного повышает теплоотдачу через кожу?

а) повышение влажности воздуха б) прием небольших количеств соли

в) повышение температуры воздуха г) ограничение в питье

3. Объяснение нового материала – 25 мин.

Обмен веществ – один из главных признаков живого. Он состоит из трех этапов.

*Первый этап - поступление веществ в организм. Например, в организм человека с пищей поступают органические вещества.

*Второй этап - внутриклеточный обмен.

*Во время этого этапа из белков, жиров и углеводов образуются некоторые вредные вещества.

Прочитайте в учебнике на стр. 156 третий абзац. Найдите ответ на вопрос , какие именно вредные вещества образуются из белков, а какие – из жиров и углеводов?

Итак, какие продукты распада образуются из белков?

А из жиров и углеводов образуются …

Ребята, эти вещества не нужны клетке, и даже могут быть для нее опасны. *Поэтому очень важен третий этап – выделение продуктов обмена. Процесс выделения - это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека – гомеостаз .

В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Какие? Проанализируйте таблицу. (У каждого ученика она есть на информационном листке)

- Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)

- Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)

- Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)

- Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы).

К органам мочевыделительной системы человека относятся:

3. Мочевой пузырь

4. Мочеиспускательный канал

Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал - мочевыводящими

Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика (задание на информационном листке)

СЛОВАРИК: две, почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.

Предлагаю ученикам по цепочке зачитать по одному ответу.

- У кого было не больше двух ошибок? - отлично улавливаете смысл текста.

- У кого три-четыре ошибки? – неплохой результат. А если больше – вам нужно учиться смысловому чтению текста.

Найдите в тексте функции почек, мочеточников, мочевого пузыря, подчеркните или впишите их.

Ответ: в почках образуется моча, мочеточники проводят ее в мочевой пузырь, мочевой пузырь накапливает мочу.

Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки : трубочки, почки, кожа, моча, выделение. (не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова)

Мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган

легкие : углекислый газ = почки : ?

мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ?

Ответы: *почки, *моча,* трубочки

*Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

* Под капсулой расположен корковый слой почек

*Ниже – мозговой слой, *состоящий из пирамидок

*Пирамидки открываются в малые почечные чашки

*Малые чашки впадают в большие почечные чашки

*А те открываются в почечную лоханку. Вспомните, что такое лохань? (Вид корыта). В лоханку поступает моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря.

Кровь для фильтрации *поступает в почки по почечной артерии, а очищенная кровь собирается в *почечную вену.

ФИЗМИНУТКА для глаз

Нарисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линии води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончена, ты молодец!

В тетради записываем : Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация крови.

В каждой почке насчитывается около 1 млн. нефронов.

По ходу моего рассказа учащиеся записывают части нефрона в тетрадях :

Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой .

От капсулы отходит извитой каналец , который делает петлю , а потом впадает в собирательную трубочку . Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек . Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры , которые оплетают стенки канальца . Очищенная кровь собирается в почечные вены.

Уберите лишнее (задание на информационном листке)

  1. Извитой каналец 1. Капиллярный клубочек
  2. Петля 2. Мочеточник
  3. Лоханка 3. Извитой каналец
  4. Собирательная трубочка 4. Капсула

Ответы:* 3. лоханка, она не является частью нефрона *2 мочеточник, он не является частью нефрона

Какими номерами на рисунке обозначены части нефрона: (работа с таблицей на доске)

Капиллярная сеть канальца

Поднимите руку , у кого получилось так же? Кто допустил 1 ошибку?

Беседа. В тетрадь пишем : Работа нефрона.

В тетрадь пишем : Кровь в капсуле находится под давлением. Плазма крови фильтруется через капсулу.

Через почечные клубочки фильтруется до 1500 л крови в сутки.

В тетрадь пишем : Белки не фильтруются через капсулу.

В тетрадь пишем : плазма крови без белков попадает в извитой каналец – это первичная моча.

Дополняю : У человека образуется 150л первичной мочи в сутки.

В тетрадь пишем : Из первичной мочи глюкоза, аминокислоты, витамины и др. ценные вещества всасываются обратно в кровь.

Дополняю : За 1 мин. В канальце образуется 125 г фильтрата, из них 124 г. всасывается обратно.

Сделайте общий вывод о работе нефрона (Ценные вещества возвращаются в кровь, а ненужные или лишние отфильтровываются из крови, собираются в собирательной трубочке и выводятся) В тетрадь пишем : Мочевина, мочевая кислота, избыток солей обратно не всасываются, поэтому они накапливаются во вторичной моче.

Дополняю : В результате обратного всасывания у взрослого человека в мочевых канальцах образуется до 1,5— 2,5 л вторичной (конечной) мочи в сутки; у детей количество мочи меньше.

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности (задание в информационном листке)

  1. Мочевой пузырь
  2. Мочеточники
  3. Лоханка
  4. Почечные чашки
  5. Мочеиспускательный канал

(В почечные чашки, лоханку, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)

Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?

1500 л → 150 л → 1,5 л

*Ответ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной.

Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу .

(Первичная моча содержит полезные вещества: аминокислоты, витамины, глюкозу, часть солей и воды. Вторичная моча содержит то, что нужно удалить из организма).

Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения.

Каждому на парту.

Объяснения к нему

Они как два больших боба

На связках закрепились, '
У позвоночного столба
Уютно разместились

Почки расположены по обе стороны позвоночника

Имеют бобовидную форму

Фильтруют почки нашу крови
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Почка – биологический фильтр

Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Нефрон – структурно – функциональная единица почки

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

Почки – главный орган выделительной системы. Если они не будут выполнять свои функции, то в организме накопятся продукты распада. Это приведет к самоотравлению и гибели организма.

4.Закрепление и проверка усвоения темы урока. – 10 мин.

(у каждого красные и зеленые карточки – верный ответ - зеленая, неверный – красная)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока биологии

учитель биологии Просандеева Наталья Алексеевна

Тип урока: урок изучения нового материала

Продолжительность: 45 минут

Цель урока: повторить эволюцию выделительной системы позвоночных животных, раскрыть связь строения почек с его функциями, раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения из организма, показать механизм мочеобразования, рассказать об урологических заболеваниях и их предупреждении, продолжить развитие понятия об организме как едином целом, постоянстве внутренней среды организма

презентация.

Ход урока:

Орг. Момент

Актуализация знаний.

Значение выделения / рассказ учителя с элементами беседы

Сегодня на уроке мы: изучим строение и функции органов мочевыделительной системы, научимся узнавать их на рисунке, узнаем, как образуется моча, чем отличается первичная моча от вторичной, сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.

Процесс выделения – это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений.

Выделение (экскреция) – это составная часть обмена веществ, удаление продуктов распада потребленных питательных веществ, обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).

-Какие вещества удаляются из организма?

-Какие органы принимают в этом участие?

Однако основным органом выделения являются почки.

Эволюция выделительной системы / беседа

У простейших продукты выделения выводятся путем диффузии или с помощью сократительных вакуолей. У многоклеточных организмов продуктов обмена веществ много, поэтому у них появляются специализированные органы, образующие выделительную систему.

- Чем представлена выделительная система у представленных животных?

Ракообразные- две зеленые железы

Насекомые и паукообразные – две трубочки, выросты кишечника.

Рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие – парные почки, мочеточники, мочевой пузырь.

Изучение нового материала .

Строение выделительной системы. / рассказ учителя

В мочевыделительной системе выделяют:1. Мочеобразующие органы – почки;

2. Мочевыводящие органы: мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Мочеточники – трубочки длинной 30 см, диаметром 4-7 мм, впадают в мочевой пузырь. Мышечные волокна стенок сокращаются по спирали, что препятствует обратному току мочи. Каждые 7 с из почек выходит порция мочи и мочеточники препровождают, образующуюся мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь – непарный орган лежит в области таза. Стенки толстые мышечные, могут растягиваться и объем пузыря увеличивается до 500 (700)мл. при сокращении мышц стенок мочевого пузыря моча удаляется наружу через мочеиспускательный канал. Выход из мочевого пузыря в мочеиспускательный канал закрыт сильными мышцами – сфинктерами, которые открываются только в момент мочеиспускания.

Строение почек . / самостоятельная работа учащихся с учебником

Инструктивная карта.

Прочитать в учебнике параграф.

Рассмотрите в учебнике рисунки.

На поперечном разрезе почки найдите темный наружный слой (корковое вещество) и более светлый слой (мозговое вещество).

Найдите на внутреннем слое пирамидки.

Выясните функции почек.

Что является функциональной единицей почки?

Какое строение имеет нефрон?

Прочитай текст и подготовь устный рассказ по плану:

а)Заболевания выделительной системы;

б)Народная медицина и почечные инфекции;

г) Причины заболевания почек.

При нарушении обеих почек наступает сильное отравление организма и человек погибает через 5 дней. На срезе почки выделяют 2 слоя: более темный (наружный) – корковый, а более светлый (внутренний) – мозговой. Во внутреннем слое располагаются пирамидки. Основания пирамид обращено к корковому слою, а вершины - к почечной лоханке. Пирамидки открываются в чашки, а чашки в лоханку. Функции почек: выделительная, защитная, поддержание гомеостаза. Структурной единицей почки является нефрон. В одной почке около 1 млн. нефронов. Нефрон состоит из капсулы и почечного канальца. Нефрон начинается в корковом слое почки небольшой капсулой, имеющей форму двустенной чаши, образованной из двух слоев эпителиальных клеток. Между этими слоями находится щелевидное пространство – полость капсулы. От нее начинается почечный извитой каналец 1-го порядка, образованный одним слоем эпителиальных клеток. Каналец спускается в мозговой слой почки, там образует петлю Генле, затем возвращается в корковый слой, получая название канальца 2-го порядка. Здесь он снова извивается, сливается с таким же соседним канальцем и образует собирательную трубочку нефрона, проходящую внутри пирамидок.

Собирательные трубочки сливаются, образуя более крупные выводные протоки. Они проходят через мозговое вещество к верхушкам сосочков пирамид.

Образование мочи. / рассказ учителя

Почки в нашем организме работают с огромной нагрузкой. За 1 мин. Через них проходит 1000-1200 мл крови, а за сутки вся кровь организма пройдет через почки около 200 раз. Поступающая в почки кровь проходит две сети капилляров. Сначала почечная артерия распадается на капилляры в клубочке нефрона, затем снова собирается в артерию и опять распадается на капилляры в системе канальцев, а потом собирается в вену. Эта особенность позволяет организму быстро избавляться от ненужных и вредных продуктов распада. Процесс мочеобразования проходит в нефронах в две стадии: первая - образование первичной мочи и вторая - образование вторичной или конечной мочи . При мочеобразовании протекают следующие процессы: фильтрация, реабсорбция (обратное всасывание), секреция. Первая стадия - фильтрационная, протекает в капсуле : первичная моча фильтруется из капилляров клубочка в полость капсулы, фильтрация осуществляется за счет разницы давления в сосудах и капсуле. Кровь поступает по почечным артериям под большим давлением (давление в клубочках равно 70-90 мм рт. ст.). в сутки образуется до 150 л первичной мочи. Первичная моча отличается от плазмы крови отсутствием молекул белка. В первичной моче содержатся: продукты распада, составные части плазмы, питательные вещества (глюкоза, витамины, аминокислоты, минеральные соли). Формирование вторичной мочи происходит по мере прохождения фильтрата по выводящим канальцам. Клетки, выстилающие стенки извитых канальцев, активно всасывают обратно (реабсорбция) воду, сахар, аминокислоты и некоторые соли. Вещества, всосавшиеся из первичной мочи, поступают в венозную часть капилляров, оплетающих извитые канальцы. В сутки образуется 1,5 л вторичной мочи, в ее состав входят: 95% воды и 5% различных веществ ( мочевина, мочевая кислота, креатинин, креатин ). Конечная моча по своему составу отличается от первичной: в ней нет сахара, аминокислот, некоторых солей, однако резко повышена концентрация других веществ, например, мочевины т.е. веществ, подлежащих удалению из организма. Интенсивность мочеобразования колеблется в течение суток: днем ее образуется больше, чем - ночью. При длительной физической нагрузке количество выделяемой мочи снижается. Моча представляет собой прозрачную жидкость светло-желтого цвета, из которой через некоторое время выпадает осадок из солей и слизи. Реакция мочи непостоянна: при питании белковой пищей ее реакция кислая, а при потреблении растительной пищи - реакция мочи нейтральная или даже щелочная. В среднем за сутки с мочой выделяется до 60 г солей. В нормальной моче белка не содержится, если белок появляется в моче, то это говорит о заболевании почек (воспаление или в результате патологических изменений проницаемости стенок капилляров). Белок может появиться в моче и у здоровых людей при большой физической нагрузке. Появление белка в моче называется альбуминурией.

Регуляция работы выделительной системы. / самостоятельная работа учащихся со схемой

Используя схему в учебнике, составьте рассказ о регуляции работы выделительной системы.

Регуляция работы выделительной системы осуществляется нейро - гуморальным путем. Центр мочеиспускания находится в спинном мозге и работает под контролем коры больших полушарий .Симпатический отдел нервной системы сужает сосуды почек, что снижает фильтрацию. Парасимпатичекая н.с. усиливает реабсорбцию. В гуморальной регуляции принимает участие гормон гипофиза – вазопрессин, он усиливает реабсорбцию.

Гигиена выделительной системы. / самостоятельная работа учащихся с текстом

Народная медицина и почечные инфекции.

Закрепление материала .

Что обозначено номерами 1-6 на рисунке А? (1.корковый слой 2.мозговой слой, 3.почечная лоханка,4.почечная артерия,5.почечная вена,6.мочеточник)

Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения.

Они как два больших боба

На связках закрепились, '
У позвоночного столба
Уютно разместились

Почки расположены по обе стороны позвоночника

Имеют бобовидную форму

Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Почка – биологический фильтр

Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Нефрон – структурно – функциональная единица почки

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

Почки – главный орган выделительной системы. Если они не будут выполнять свои функции, то в организме накопятся продукты распада. Это приведет к самоотравлению и гибели организма.

Какое отношение к теме нашего урока имеют изображенные предметы: лохань, пирамида, чашка, почки растений?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является формирование у учащихся знаний анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы, гигиенических представлений о причинах заболеваний органов выделения и их профилактике.

Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и гигиенические представления о причинах заболеваний мочевыделительной системы и их профилактике.

Задачи урока:

образовательные:

обобщить знания об органах выделения организма;

изучить особенности строения мочевыделительной системы в связи с выполняемыми функциями.

развивающие :

развивать общеучебные умения и навыки:

учебно-информационные: навык смыслового чтения, навыки свертывания и развертывания информации, умение анализировать текстовую и графическую информацию, высказывать суждения;

учебно-интеллектуальные: умение выделять главное, обобщать, сопоставлять, устанавливать аналогии;

учебно-коммуникативные: навык активного слушания; навык работы в полилоге, обмена мнениями в группе.

Воспитательные:

воспитывать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.

Тип урока– урок освоения новых знаний.

После изучения темы ученики должны знать/понимать:

сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;

распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);

проводить самостоятельный поиск биологической информации, в том числе с исполь­зованием информационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболевания почек.

1.Организационный момент.

(Настрой обучающихся на положительный урок)

Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствует много гостей. Поприветствуйте, пожалуйста, их.

Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Для этого я прошу Вас заполнить шкалу настроения в ТПО. Я думаю, что оно у вас хорошее и сохраниться таким до конца урока.

2.Актуализация знаний и умений. (введение в тему)

Мы продолжаем изучение систем внутренних органов человека. Попробуйте, глядя на эти предметы, определить, какую систему органов мы будем изучать сегодня. Перед вами фильтр, чашка, пирамиды, клубочек, стебель с распускающимися почками.

Почему вы так решили?

В ходе обсуждения, идёт подведение учащихся к теме урока:

Исходя из темы, поставьте цель урока.

Предположительный ответ уч-ся: изучить строение и функции выд. системы, рассмотреть причины и меры профилактики заболеваний органов выделения. В ходе урока мы изучим следующие вопросы:

План изучения нового материала:

1. Строение выделительной системы человека.
2. Строение почки.
3. Строение нефрона.

4. Биофильтр организма.
5. Значение выделительной системы.
6. Причины и меры профилактики заболеваний выделительной системы.

Какой процесс называется выделением?

Выделение-это заключительный этап обмена в-в, в ходе к-го из организма выводятся вредные в-в, благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека гомеостаз.

Какие системы внутренних органов принимают участие в выделении вредных в-в? (прикрепляется табличка «Системы органов, участвующие в выделении)

В выведении конечных продуктов распада участвуют различные системы внутренних органов: дыхательная, покровная, кровеносная, пищеварительная. (прикрепляются таблички покровная, дыхательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная)

В выделении каких веществ принимают они участие?

Учащиеся: Через лёгкие удаляются угл. газ, вода в виде пара и нек-рые летучие в-ва. Потовые железы кожи принимают участие в выведении воды, солей, неб. кол-ва мочевины и аммиака. Через кишечник удаляются непереваренные частицы пищи, желчные пигменты и соли тяжёлых металлов.

Учитель: Однако до 90% вредных в-в удаляется в виде мочи с помощью мочевыд.системы.

Какое строение выделительной системы обеспечивает выполнение ею выделительную функцию?

Переходим к изучению первого вопроса:

Строение выделительной системы человека.

Вспомните, к какому классу относится человек?

(Ответ учащихся: млекопитающим).

Какие органы образуют выделительную систему млекопитающих?

Ответ учащихся: почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.

Зная это, что вы можете сказать о строении выделительной системы человека?

(У человека выделительная система имеет сходное строение с млекопитающими и образована теми же органами)

(прикрепляются к магнитной доске таблички соответствующих органов: почек-мочеобразующих органов и мочевыводящих органов: мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала)

Переходим к следующему пункту плана.

Почки –парные органы, располагающиеся в области поясницы справа и слева от позвоночного столба. Это неб. органы массой 150-200 г, длиной 10-12 см, толщиной 5-6 см, по форме напоминают бобы. Вогнутый край почки обращён к позвоночнику и называется воротами почек. В ворота каждой почки входят нервы и почечная артерия, несущая неочищенную кровь , а выходят- вена, лимфатические сосуды и мочеточник. Вены несут очищенную от жидких продуктов распада кровь в нижнюю полую вену, а мочеточник - вещества, подлежащие удалению, в мочевой пузырь.

Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

* Под оболочкой расположен корковый слой почек

*Ниже – мозговой слой, *состоящий из 15-20 пирамид, которые открываются в почечную лоханку-резервуар, куда собирается моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря - органа, где моча накапливается, а затем через мочеиспускательный канал выводится наружу.

Выполнение задания №2 Назовите цифры, которыми обозначены основные части почки.

Изучим микроскопическое строение почек (Строение нефрона).

Каждая почка состоит примерно из одного миллиона нефронов. Нефрон – это структурная и функциональная единица почки, обеспечивающая фильтрацию крови и образование мочи.

Отдельный нефрон состоит из капсулы, почечного канальца и собирательной трубочки. Капсула нефрона представляет собой чашку, стенка которой образована двумя слоями клеток. Щель между этими слоями сообщается с канальцем.

Внутри капсулы располагается клубочек кровеносных капилляров. Он образуется в результате многократного ветвления приносящей почечной артерии. Выйдя из капсулы выносящая артерия снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца и лишь после этого кровь собирается в вену. Извитой каналец нефрона переходит в собирательную трубочку.

Корковое в-во почки образовано преим-но капсулами нефронов, а мозговое в-во- извитыми канальцами и собирательными трубочками нефронов. Последние вместе взятые в мозговом слое образуют пирамиды, которые открываются в почечную лоханку.

Выполним в рабочей тетради задание №3

Назовите цифры, которыми обозначены соответствующие части нефрона.

Рассмотрим срез почечной ткани под микроскопом. Обратите внимание на корковый, мозговой слои почки и многочисленные клубочки нефронов.

Переходим к следующему вопросу плана:

Почему почки называют биофильтром?

(они очищают кровь от вредных веществ и участвуют в образовании мочи)

Изучим принципы работы почек:

Почки участвуют в очищении крови от вредных веществ и образовании мочи. Этот процесс сложный и протекает в 2 этапа: первый-образование первичной мочи и второй-образование вторичной. Первый этап связан с фильтрацией крови, а второй- с реабсорбцией и секрецией.

Фильтрация крови происходит в капиллярном клубочке капсулы нефрона: часть плазмы проходит через стенку капилляров в щель капсулы. В капиллярах остаются форменные элементы и белки. В каналец нефрона попадают вещества, составляющие первичную мочу: вода, конечные продукты распада - мочевина, соли мочевой, фосфорной, щавелевой кислот, а также полезные вещества: глюкоза, аминокислоты, витамины. Первичная моча -по составу очень похожа на плазму крови (только без белка). В сутки через почки проходит примерно 1500 л крови и образуется в среднем 150л первичной мочи.

Затем происходит второй этап образования мочи. Первичная моча продвигается в канальцы нефрона, где происходит (реабсорбция) обратное всасывание полезных веществ в кровь до 99% воды, а также многих солей, аминокислот, глюкозы и других нужных организму веществ. В канальце остаются вредные вещества: мочевина, мочевая к-та, минеральные соли, а также вода, которые и составляют вторичную мочу.

Помимо обратного всасывания в канальцах происходит так называемая секреция (выделение некоторых в-в из крови в мочу. Например, лекарств.

Итак, в результате процессов реабсорбции и секреции в почечных канальцах из первичной мочи образуется вторичная моча. Она поступает в собирательную трубочку, затем в почечную лоханку, мочеточник и мочевой пузырь. За сутки у взрослого человека образуется 1,5 – 2 литра вторичной

Проверим как вы усвоили принцип работы почек. Заполним таблицу, вставляя пропуски по смыслу (пропущенные слова выделены жирным шрифтом):

Этапы образования мочи

Место образования

1.Образование первичной мочи

фильтрация крови

в капсуле нефрона

вода, витамины, глюкоза, аминокислоты,

2.Образование вторичной мочи

реабсорбция и секреция

в канальце нефрона

мочевина, мочевая кислота, вода, соли щавелевой, фосфорной кислот, лекарства

Переходим к следующему пункту плана:

Показатель состояния здоровья.

Состав вторичной мочи является одним из главных показателей работы мочевыделительной системы и организма в целом. Неслучайно, врач назначает больному сделать не только анализ крови, но и мочи. Группа учащихся в лаборатории детской поликлиники самостоятельно проводила общий анализ мочи. О том, как это было и что можно узнать по анализу мочи расскажет (учитель называет фамилию, имя ученика)

Ученик: Анализ мочи проводили с помощью специального прибора анализатора. Для этого мы опустили в мочу тест-полоску и загрузили её в автоподатчик, который затем доставляет её в измерительный модуль.

Результаты анализов в течение нескольких минут выводятся на дисплей, а также на бумажных носителях.

Получив бланк с результатом анализа, мы расшифровали значение символов, сравнили исследуемые параметры с нормой того или иного показателя и сделали вывод о состоянии нашего здоровья.
Первым качественным показателем при проведении общего анализа мочи являет­ся ёе цвет, который в норме зависит от содержания пигментов и может колебаться от светло-желтого до насыщенного желтого. При патологии цвет мочи может меняться: присутствие желчных пигментов делает мочу зеленовато-желтой, примесь крови придает ей бу­рый, красновато-желтый цвет. Красноватый оттенок может наблюдаться при цистите (воспалении мочевого пузыря ), травмах почек или мочекаменной болезни. Цвет мочи может меняться в зависимости от приема определенных лекарст­венных препаратов и пищевых продуктов.

Моча здорового человека всегда должна быть прозрачной. Мутной она может быть из-за наличия бактерий, слизи, солей и др.

В моче здорового человека не должно быть билирубина, белка, лейкоцитов, эритроцитов, глюкозы, бактерий. Наличие этих компонентов свидетельствует о различных заболеваниях. Так, наличие белка, бактерий в моче говорит о воспалении почек (нефрите), наличие глюкозы – о нарушении работы поджелудочной железы (сахарном диабете), наличие эритроцитов -о воспалении органов выделения, возможно мочекаменной болезни. Содержание билирубина выявляется при поражениях печени.

Дома каждый из вас попробует самостоятельно, опираясь на справочный материал и анализируя общий анализ мочи пациента, сделать вывод о состоянии его здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть значение выделения из организма продуктов обмена веществ, показать роль системы мочевыделения в выделительных процессах. Развить знания о строении и функциях органов мочевыделения, профилактике их заболеваний.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты: - ценностное отношение к ЗОЖ

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- выделяет существенную информацию;

- устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению

Коммуникативные УУД:

- формирует собственное мнение и аргументирует его

Регулятивные УУД:

- планирование предстоящей деятельности;

- организация самостоятельной работы.

Предметный результат :

- макроскопическое и микроскопическое строение почек;

- этапы образования мочи;

- процессы и их причина;

- почему нужно беречь почки.

- раскрывать сущностные характеристики данных понятий;

- обозначать строение почек на рисунке;

- характеризовать процессы опразования мочи и причины их протекания;

- отличать состав первичной и вторичной мочи;

- приводить примеры, почему необходимо соблюдать питьевой режим.

- правилами личной гигиены.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: групповая

Технология: Проблемно-развивающее обучение с использованием личностно-ориентированного подхода.

I. Организационный момент 1 мин

II. Актуализация опорных знаний 5 мин.

Учитель: Процесс выделения – это непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных и вредных веществ.

ЗАДАНИЕ.(интерактивное задание) Рассмотрите схему. Какие вещества удаляются из организма? Какие органы участвуют в выделении этих веществ? Выполните интерактивное задание, дополнив схему.

Ответы учащихся. Из организма удаляются продукты обмена: углекислый газ, вода, мочевина, а также избыток солей. Через лёгкие удаляются углекислый газ и вода, через потовые железы кожи удаляются вода и минеральные соли. Почки - главный орган выделительный системы, они удаляют растворённую в воде мочевину и избыток минеральных солей.

III. Изучение новой темы 25 мин

Учитель: Осмыслите следующий факт:

При отказе работы обеих почек через 5 дней наступает смерть.

1) Какими веществами отравляется организм человека с неработающими почками?

2) Какую функцию выполняют почки?

Ответы учащихся.

1) При отказе работы почек происходит отравление организма мочевиной и другими токсичными веществами, образовавшимися в результате обмена веществ.

2) Основные функции почек: выделительная – удаляют избыток воды, выводят из организма токсичные вещества; участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма – гомеостаза.

ЗАДАНИЕ. Обозначьте на схеме органы мочевыделительной системы.

1) Какой процесс происходит в почках?

2) Какие вещества отфильтровываются в почках?

3) Каким образом моча удаляется из почек?

1) В почках происходит процесс фильтрации крови.

2) Почки задерживают мочевину, избыток воды и некоторые ионы.

3) Образовавшаяся в почках моча стекает по мочеточникам в мочевой пузырь. Из мочевого пузыря моча удаляется через мочеиспускательный канал.

ЗАДАНИЕ. Обозначьте структурные элементы почки на схеме на маршрутных листах.

ЗАДАНИЕ. Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы:

1) Что является структурно-функциональным элементом почки?

Ответ: Структурно-функциональным элементом почки является нефрон.

2) Какое строение имеет нефрон?

Ответ: Нефрон состоит из микроскопической капсулы, длинного канальца и собирательной трубочки.

3) Где образуется первичная моча?

Ответ: Первичная моча образуется в капсуле нефрона.

4) Какие вещества фильтруются в капсуле?

Ответ: В капсуле фильтруются вещества, растворенные в плазме крови, – нужные (глюкоза, витамины и т.п.) и ненужные.

5) Какие элементы крови остаются в кровотоке после фильтрации в капсуле нефрона и почему?

Ответ: В кровотоке остаются эритроциты и другие клетки крови, белки, потому что они не могут пройти через мембрану клубочка.

6) В какой части нефрона происходит возвращение в кровь нужных организму веществ?

Ответ: В канальцах нефрона происходит возвращение в кровь глюкозы, воды и других нужных организму веществ.

7) Какие вещества удаляются из организма с мочой?

Ответ: Из организма удаляются мочевина, мочевая кислота, соли и избыток воды.

8) Каким образом почки участвуют в поддержании постоянства состава внутренней среды организма?

Ответ: Почки не возвращают в кровь вещества, которые в организме находятся в избытке. Если человек съел солёное или выпил много воды, то почки выводят излишки этих веществ из организма. Почки удаляют избыток веществ и ядовитые продукты обмена и так поддерживают постоянный состав крови.

Задание. (Интерактивное задание) На схеме нефрона подпишите его элементы, нажав на цветные маркеры.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин.)

ЗАДАНИЕ. Работа в группах. Прочитайте стихотворение. Объясните содержание стихотворения. Отвечает выбранный человек в группе

Стихотворение

Объяснения к нему

Они как два больших боба

На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.

Почки расположены по обе стороны позвоночника

Имеют бобовидную форму

Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Почка – биологический фильтр

Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Нефрон – структурно – функциональная единица почки

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

Почки – главный орган выделительной системы. Если они не будут выполнять свои функции, то в организме накопятся продукты распада. Это приведет к самоотравлению и гибели организма.

IV. Закрепление 7 мин.

Самостоятельная работа с таблице. Стр 154 ответы записать в маршрутный лист

1) Концентрация, каких неорганических ионов максимально возрастает при образовании вторичной мочи?

2) Концентрация какого органического вещества максимально возрастает при образовании вторичной мочи?

3) Чем по составу первичная моча отличается от плазмы крови?

4) Конечным продуктом распада, каких веществ является мочевина?

1) При образовании вторичной мочи максимально возрастает концентрация ионов хлора.

2) При образовании вторичной мочи максимально возрастает концентрация мочевины.

3) Первичная моча отличается от плазмы крови отсутствием белков, жиров и гликогена.

4) Мочевина является конечным продуктом распада белков.

ЗАДАНИЕ. Выполните тест (индивидуально, интерактивный тест). Расположите в правильном порядке уровни организации выделительной системы человека, начиная с наибольшего.

V. Подведение итогов (рефлексия, выставление отметок, домашнее задание) 6 мин.

Читайте также: