Выбор есть всегда конспект

Обновлено: 06.07.2024

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в обществе относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно, и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Особенность классного часа состоит в том, что, размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, обучающиеся постигают это через собственное развитие.

Смыслообразующие идеи классного часа:

- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если каждый стремиться понять себя и другого и в, то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

Ход классного часа.

• Формирование нравственных понятий: доброта, вежливость, человечность.
• Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
• Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
• Работать над выработкой положительных черт характера.

Определить степень нравственных норм учащихся.

Выявить наличие нравственных потребностей учащихся.

Оказать посильную помощь в приобретении навыков общения.

В начале классного часа обучающиеся делятся на 2-3 группы.

Очень легко говорить о нравственности, но постоянно принимать нравственные решения очень трудно. Иногда поступки и решения приносят пользу одним людям за счет других. Поэтому человек, принимающий решение, должен уметь обдумывать вопросы и видеть возможные последствия того или иного выбора.

Времена меняются, технический прогресс стремительно летит, но духовные ценности остаются теми же, они не подвластны влиянию времени. Добро и зло, жадность и великодушие, верность и предательство – это противостояние все также ведет борьбу в душе всякого человека.

В разные времена люди пытались найти такие нравственные нормы взаимоотношений, которые бы объединяли (а не разъединяли) человеческое сообщество, делали его возможным.

Человек- существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная среда, в которой он живёт.
Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно. Как существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным, уметь анализировать свои поступки.

Давайте разберём с вами ситуацию, которая произошла недавно в нашем городе.

«Славик, Андрей и Николай учились в 11 – ом классе. Нельзя сказать, что у них были общие интересы, но жили в одном доме, поэтому часто бывали вместе. Андрей и Николай учились неплохо. Славик похуже. Он еще с 13 лет дружил в основном со старшими мальчиками. В 9-ом классе вместе с друзьями ограбили магазин. Их поймали, судили, и мальчик получил условный срок.

Далее классный руководитель предлагает в группах обсудить следующие вопросы:

t1613328189aa.jpg

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Занятие с элементами тренинга

Санникова Т.Н., социальный педагог

Аудитория: обучающиеся 8 класса.

Количество участников: 18 человек.

Формы проведения: Упражнения с элементами тренинга, работа в малых подгруппах, мозговой штурм.

Продолжительность: 45 минут.

Цель занятия: Формирование представлений о социальной сущности выбора, демонстрация возможностей совершения выбора в различных жизненных ситуациях.

предложить ориентиры, способствующие формированию приоритета духовных ценностей над материальными;

обучить навыкам эффективного целеполагания в ситуации выбора, мотивация к опоре на общечеловеческие ценности при совершении выбора.

рассмотреть конструктивные способы решения ситуаций.

Оборудование и материалы: презентация, набор карточек №1, набор карточек №2, бумага, карандаши,

При входе на занятие детям вручаются разноцветные браслеты

Вводная часть

Ребята, предлагаю поиграть.

Цель : создание рабочего настроя, введения в тему.

Описание : участники группы получают задание: закрыв глаза, в свободном порядке вслух считать от одного до ста таким образом, чтобы каждое следующее число называл только один человек. Если два голоса одновременно и счет начинается с единицы. Договариваться об очередности называния чисел нельзя.

Социальный педагог : Во время разминки, я обратила внимание, что некоторые из вас активно называли числа, а кто-то молчал на протяжении всей игры. Каждый из вас находился в ситуации выбора (произносить или нет следующее число), присутствовало эмоциональное напряжение, сопровождающее выбор. Откуда оно возникает?

Основная часть

Как узнать, что совершенный выбор – правильный? Что приобретения – больше потерь? В тоже время, выбор поведения в пользу безопасного, всегда более оправдан, чем выбор в пользу риска.

Силивестр Сталлоне американский актер, кинорежиссер, сценарист в свои 70 лет писал:

«В 26 лет я был очень беден и находился в отчаянии, у меня было всего две пары брюк, которые едва мне подходили, обувь, в которой были дырки, а мои мечты прославиться были так далеки, как Солнце… Но у меня была собака, Баткус, мой лучший друг, мой наперсник, который всегда смеялся над моими шутками и мирился с моим настроением, это было единственное живое существо, которое любило меня таким, каким я был!

1971 год был тяжелый как для Сталлоне, так и для его пса.

«Мы оба были худыми, голодными, проживая в ночлежке над остановкой метро, это была арендованная квартира… здесь было порой жарко, а порой холодно, и бегало полно тараканов. Когда же все стало еще хуже, я вынужден был продать его за $40 возле входа в магазин, так как у меня уже не было денег даже на еду.

Социальный педагог: Проводит обсуждение по вопросам:

Какая ценность лежала в основе выбора? Приведите примеры ситуаций, в которых вы стояли перед выбором.

Социальный педагог: Осознание человеком ответственности за свои действия наделяет жизнь субъективным смыслом и обеспечивает человеку состояние эмоционального комфорта. Это положение можно изобразить в виде схемы. У вас есть набор карточек, прошу вас изобразить в виде схемы.

Работа в группах.

Отсутствие свободы выбора, понимаемое как внешнее принуждение к определенному поведению (в случае, если интериоризация такой ценности, как ответственность, не произошла), субъективно переживается как эмоциональный дискомфорт. Работа в группах, прошу вас изобразить в виде схемы.

Социальный педагог: Если человек понимает, что он делает то, что ему хочется, ему намного проще, чем если он делает что-то под давлением.

Цель: формирование представлений о причинах эмоциональной напряженности в ситуациях выбора.

Описание: вниманию группы предлагается сказка Д.Соколова

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

- Ну что мне с ним делать? - кошка всплескивала лапами. - Ведь хороший, умный котенок, а тут - ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши - ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?

- Да что с ним цацкаться? - рычал кабан. - Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты - все котята как котята, а этому лунный свет подавай!

- Он просто глупый, - каркала ворона. - Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет - его из солнечного света не вытащишь!

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

Луна была большая, белая, яркая.

- Милый котенок, - говорила Луна, - а почему ты фиолетовый?

- А как бывает еще? - удивлялся котенок.

- У меня есть брат, - сказала Луна, - он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?

- Он похож на тебя? Конечно, хочу.

- Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.

Ранним утром котенок увидел Солнце.

- Ух, какой ты теплый! - воскликнул котенок. - А я знаю твою сестру Луну!

- Передай ей привет, - сказал Солнце, - когда встретишь. А то мы редко видимся.

Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной. Ну и что?

Социальный педагог: проводит обсуждение по вопросам:

О чем, как вам кажется, эта сказка?

Почему ситуация выбора сопровождается эмоциональным напряжением?

К чему приводит совершенный выбор в плане возможностей, которыми располагает человек?

Как меняется эмоциональное состояние после совершения выбора?

Чем свободный выбор отличается от выбора под давлением?

Момент выбора всегда сопровождается эмоциональным напряжением, поэтому очень часто хочется совсем отказаться от выбора, пустить события на самотек. Однако вслед за совершенным выбором всегда наступает успокоение. Трудность процесса выбора не означает необходимости отказаться от его осуществления.

Цель: Формирование представлении о позитивном влиянии возможности выбора на восприятие своей жизни, формирование мотивации к истолкованию нравственных императивов как собственных выборов.

По окончании работы, обсуждаются вопросы:

Что вы чувствовали во время рассказа?

Как звучал ваш голос?

Каковы были ваши мимика и поза?

Большинство признаков указывает на ощущение себя маленьким, несчастным, нуждающимся в утешении и защите.

Во второй части упражнения участникам предлагается мысленно изменить взгляд на ситуацию и представить себе, что даже в ней у вас был выбор (вы сами решали, подчиняться или нет, сами выбирали способ действия; если вы и решили подчиниться, то только потому, что трезво оценили последствия всех возможных вариантов поведения). Партнеру предлагается новая интерпретация ситуации, обсуждаются те же вопросы.

Социальный педагог: в обсуждении затрагиваются вопросы:

Заключительная часть

Социальный педагог: При совершении выбора важно продумывать его возможные последствия. Для этого надо отчетливо понимать, что есть определенные ограничения свободы выбора, связанные с нравственными нормами. Группа высказывается на тему:

Что нового произошло за время занятия?

Что удивило, оказалось неожиданным?

(Ребята высказываются по кругу)

Человек всегда обладает возможностью выбора, который реализуется либо в его действиях, поступках и поведении, либо в отношении к происходящему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступительное слово учителя.

Ребята! Многие из вас уже задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Вы мечтаете о будущем и с будущим связаны все ваши переживания.

Прав ли был мудрец?

Нужны ли людям законы?

Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?
Почему человек преступает закон?

«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке — низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.

III. Работа в группах.

Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Вы должны найти им правильное объяснение, проиллюстрировать примерами. А затем сформулируем понятие нравственная культура.

Слова для работы в группах:

Группа1.
Доброта

Вежливость
Гордость
Любовь

Скромность
Милосердие
Выдержанность
Грубость

Группа3.
доверие
Совесть
Сострадание
Честь

Группа4.
Трудолюбие
Тактичность
Патриотизм
Правдивость

Группа5.
Искренность
Заносчивость
Верность
Способность к прощению

Возможные определения каждого понятия:

1.Доброта – это, когда люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливее, увереннее.
2.Вежливость — качество, харакгеризующее поведение человека. Оно пнывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
3.Выдержанность — умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия
4.Верность — качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении. повседневном поведении.
5.Гордость — это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
6.Грубость — качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
7.Доверие — это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
8.Заносчивость — негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личпых качеств.

9.Искренность — качество, характеризующее человека и его действия Искренний человек честен с собой и другими людьми.
10.Любовь — чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо.
11.Милосердие — принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
12.Патриотизм — нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
13.Правдивость — это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
14.Способность к прощению — это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
15.Скромность — это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
16.Совесть — способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
17.Сострадание это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
18.Трудолюбие — это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
19.Тактичность — это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
20. Честь — качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Нравственная культура — показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.
Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Самооценка нравственных качеств. Учащимся раздаются листочки с зааисанными на них качествами личности (которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.
Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.

- Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять?
*в озлоблении людей;
*в эгоизме (каждый сам по себе);
* в росте преступности;
*в исчезновении элементарной культуры поведения;
* в утрате идеологической и ценностной ориентации;
• в том, что порвалась связь поколений;
• в чем еще?

Жизнь — это череда выборов. Нострадамус

Согласны ли вы с этим утверждением?

Да, это так. Каждый момент своей жизни мы делаем выбор. От каждого нашего выбора зависит наш следующий шаг. По большому счету, мы сами выбираем свою жизнь, выбирая блюда, книги, увлечения, друзей, стиль поведения, депутатов, губернаторов, президентов…

-Я открыл для себя, что каждый день что-нибудь выбираю, только не всегда отдаю себе в этом отчет.

-Я понял, что выбор –очень серьезное и ответственное дело, и к нему нужно серьезно готовиться.

-Я понял, что выбор начинается в детстве с незначительных предпочтений и дел, продолжается всю жизнь человека и в сумме все эти выборы и есть жизнь каждого из нас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: помочь подросткам увидеть красоту окружающего мира, выработать желание жить красивой здоровой жизнью, осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствиях, дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье, формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам.

- Какие мысли у вас появились, когда вы слушали эту мелодию и видели прекрасные картины?

- Да, Земля прекрасна, но наша жизнь не кажется такой прекрасной каждый ее момент. И одна из самых темных ее сторон – наркотики, их употребление.

2) Беседа идет параллельно с презентацией.

- Да, потому что есть люди, которые употребляют наркотики. Каковы причины употребления наркотиков?

- Чем страшны наркотики?

- Почему человек может попробовать наркотики в первый раз?

- Наркотики рядом с нами в этой жизни, но относятся к ним люди по-разному.

-Но все мы знаем, что одни люди могут противостоять предложению попробовать, а другие – нет Что является факторами риска?

- А какими могут быть последствия употребления наркотиков?

- Любую вредную привычку легче предупредить, чем искоренять. Что является профилактикой?

- А что является альтернативой, т. е. заменой наркотиков?

Сейчас лев смотрит на ребенка, а в следующий момент маленький человек посмотрит прямо в глаза своему страху, и у него будет выбор: испугаться или понять, что страх - это просто иллюзия. Что льва на самом деле не существует - это просто внешнее проявление внутреннего состояния человека. В первом случае человек убегает, во втором - проходит сквозь страх.

Не забывайте, что вы всегда выбираете свою жизнь. И если в вашей жизни есть место для чувства вины и страха - это только ваш выбор. Но когда нет чувства вины - появляется ответственность, а когда нет страха - возникает бесстрашие.

Если вы захотите, вы можете пойти по пути, на котором ваша жизнь станет борьбой, и, если вам повезет, и вы приложите максимум усилий, то вы обязательно придете к финишу первым. В этом случае люди назовут вас Победителем, а тех, кого вы обогнали - Неудачниками. В Жизни, которая стала борьбой, Победителями становятся немногие. Некоторые побеждают лишь на нескольких жизненных этапах, остальные же становятся Неудачниками. А что делать? Ведь жизнь - это борьба, и вы знаете, что это закон жизни. Так ведь?

Кто вам это сказал?

Все законы существуют только внутри самого человека, а поскольку внутреннее = внешнему, то любое утверждение, которое существует внутри, будет проявляться во внешнем мире. Вы сами можете выбрать слова, которые будут звучать внутри вас: например, слова Адлера: "Быть человеком - значит все время ощущать свою неполноценность", или слова: "Все ограничения существуют только в нашем уме", или какие-то другие.

У вас всегда есть выбор, и если вы захотите, вы можете пойти по другому пути. В отличие от первого пути, здесь у вас не будет конкурентов - поэтому не имеет значение, как быстро вы будете идти. Если вы будете достаточно настойчивы, то однажды окажетесь в одном удивительном месте, где социальный статус, который дало вам общество, деньги, которые дала вам ваша работа, имя, которое дали вам ваши родители, не имеют никакого значения. Это место, где вы полностью становитесь самим собой. Не многие достигают его - большинство всю жизнь играют привычные роли, навязанные извне.

И когда вы станете самим собой, то поймете, что для этого не надо было никуда идти, кем-то быть, что-то менять - нужно было просто понять. Но что? Понять то, что невозможно объяснить словами - потому что вы можете узнать это только сами. Но что узнать? Когда вы узнаете, у вас не будет никаких сомнений. Вы просто будете - знать. Место, где человек становится самим собой, бесполезно искать во внешнем мире, оно находится внутри, и поэтому самое увлекательное путешествие – это путешествие внутрь себя.Хотя, вы можете пойти во вне - заработать миллионы, стать президентом или даже императором - но проживете ли вы Свою Жизнь? У своей Жизни есть вполне определенный критерий - это ощущение счастья.

В любом случае - выбор только за вами, и, если вы ищете свое счастье во внешнем мире, то вы сможете многое приобрести. Но все это вам придется оставить перед той дверью, которая однажды открывается перед каждым из нас.

На Проекте о Жизни все как в Жизни - вы всегда можете выбрать свой Путь. Выберите только свой путь, и пусть ваш выбор будет удачным. Проживите только свою жизнь, потому что чужая жизнь - это жизнь, которая вам не принадлежит. А что вы можете сделать с тем, что вам не принадлежит?

Сейчас у вас есть выбор, и.

Выбор есть всегда, даже если.

Уверена, что каждый из нас хотя бы раз в жизни делал выбор. Не важно, между тем чтобы съесть красное яблоко или зеленое, или же выбор между тем, чтобы изменить свою жизнь или оставить все как есть. А если серьезнее то, перед каждым шагом-выбором мы начинаем, не всегда конечно, но сравнивать, взвешивать плюсы и минусы, советоваться. Написать этот пост навеяла моя сегодняшняя жизнь, которая поставила меня перед выбором в двух очень сложных ситуациях.

Но не стану грузить пост своими переживаниями, лучше спрошу у Вас всего про два пунктика

1 – какой самый сложный выбор Вы делали в своей жизни?

2 – перед тем как принять ВАЖНОЕ решение (в частности сделать выбор) что Вы делаете? Берете листок и ставить плюсы или минусы, собираете фокус-группу для принятия решения или что еще, вообщем поделитесь опытом

Выбор есть всегда. И сама наша жизнь – это сумма наших выборов

Ершов Алексей. Лицей №84, Новокузнецк, Кемеровская область, Россия

Сочинение на английском языке с переводом. Номинация Люди и общество.

У нас, людей, всегда есть выбор. У каждого из нас есть гораздо больше возможностей выбора, чем мы способны осознать.

Есть такое понятие Зона комфорта и как-то раз, в прошлом или позапрошлом году мы уже разбирали его.

В основном, хоть и с разными оговорками, все согласны с тем, что выход из зоны комфорта – это ключ к успеху. Большинство людей не может достигнуть своих целей, не потому что глупы или занимаются нелюбимым делом, а потому что для этого часто нужно выйти из зоны комфорта, а значит, на какой-то период потерять чувство уверенности в себе, логики и контроля над происходящим.

Страшно отдать себя во власть других людей или обстоятельств, страшно подумать, что будет завтра, страшно представить, что скажут люди, если у вас не получится. Но без этого никуда.

насколько страшным может быть пусть маленький, но постоянный доход в виде зарплаты, насколько он вообще способен развратить и атрофировать движение любой творческой мысли.

Нет страшнее зверя, чем синица в руках!

Позавчера вечером мне сообщили, что в Украине вступил в силу новый закон о налогах и те, кто не успевает до 20 марта подать декларацию за январь и февраль, премируются штрафами эквивалентными сумме 150 долларов! Когда я вошла в налоговую вчера… Наверное то же самое шоковое состояние испытали три медведя, когда обнаружили, что кто-то сидел на их стуле и помял его. Холл налоговой инспекции напоминал улей: сотни предпринимателей с ошалелыми лицами носились кругами, что-то заполняли буквально на коленке, занимали очереди сразу во все очереди… Я безмерно благодарна своему хорошему и надежному другу Наташе за то, что все же дозвонилась, достучалась до меня и предупредила. Сама я благополучно пропустила бы это мероприятие.

Главный герой Нил Оливер — молодой человек из богатой семьи, перед которым достаточно своеобразная дилемма — остаться в зоне комфорта своего круга (новенький BMW, карьера в адвокатской конторе, женитьба на девушке которая нравится родителям) или искать свой путь, потому что юриспруденция его ни разу не интересует, красный цвет машины не нравится и вообще, по жизни ему больше всего нравится рисовать. Парень отчаянно пытается найти смысл своей жизни, изменить её и обрести гармонию со своим внутренним миром, не разрушая отношений с родными.

Мы видим только то, что хотим видеть

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: