Введение основы исторического знания конспект

Обновлено: 08.07.2024

Вы уже знаете, что история — ​это наука о прошлом человеческого общества, которая стремится понять причинно-­следственные связи в процессе его развития. История — комплексная дисцип­лина, изучающая последовательность событий с точки зрения политики, государственного устройства, экономики, социальных отношений, религии, культуры, военного дела и многих других аспектов.

Чтобы сделать историю не просто набором занимательных рассказов, необходимо было структурировать сведения в соответствии с логикой развития исторического процесса. В Античности начали отсчитывать годы от основания города Рима. Для римлян смысл истории состоял в росте политического могущества их государства. История стала выстраиваться в соответствии с хронологией. Следующий шаг сделали христианские авторы, которые за начало летосчисления приняли рождение Христа. Для христиан такой способ символизировал совершенствование человечества перед лицом Бога. Мы до сих пор считаем годы от Рождества Хрис­това, которое теперь называем началом нашей эры.

В Средние века в Западной Европе основным видом исторических сочинений стали хроники и летописи, в которых внимание главным образом уделялось описанию истории правящих династий. Такую же роль играли исторические тексты во многих древних и средневековых цивилизациях.

Вскоре неаполитанец Джамбаттиста Вико создал новую философию истории: человечество последовательно развивается от варварства к цивилизации. По его мнению, это развитие идет по спирали, периоды подъема сменяются периодами упадка, но каждый новый виток всегда происходит на более высоком уровне, чем предыдущий.

Историки конца XIX — ​начала XX в. выработали стройную концепцию истории как отрасли научного знания: она познаваема, имеет свои собственные законы развития, основой исторического познания являются факты, история выступает основой для понимания эволюции общества, она может служить для создания моделей дальнейшего развития стран. В это время были разработаны принципы объективного изучения истории.


Однако изучение исторических закономерностей является очень сложным. Исследуемый материал представлен в огромном объеме. Кроме того, историю пишут живые люди со своими взглядами и оценками, которым иногда трудно оставаться беспристрастными к событиям.

В наше время историческая наука развивается благодаря усилиям не только отдельных ученых, но и целых институтов. Ведущим центром исследований в нашей стране является Институт истории Национальной академии наук Беларуси.

Изучать историю можно на исторических факультетах белорусских вузов, в том числе Белорусского государственного университета в Минске, где представлены все направления исторических исследований.


Конспект занятия по дисциплине: "История" для студентов 1 курса СПО.

Содержимое разработки

Тема: Введение в историю. Основы исторических знаний.

Цель: на основе актуализации знаний курса всемирной истории и курса отечественной истории подвести учащихся к пониманию значимости и важности изучения истории; актуализировать знания учащихся по видам исторических источников и периодизации истории

Образовательная: продолжить развитие умений анализировать информацию, делать выводы и обобщения, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;

Развивающая: Развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей. Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

1. Краткая характеристика содержания курса.

2. Проблема достоверности исторических знаний.

3. Исторические источники их виды, основные методы работы с ними.

4. Проблема периодизации истории.

Приветствие учащихся, мотивация на работу.

Прием – эвристическая беседа.

- Какие курсы истории вы изучали в 5-9 классах?
- В чем особенности данного курса?
- Назовите периоды развития человеческого общества,

- Почему необходимо изучать отечественную историю в рамках всемирной истории?
- Какова роль истории в познании общества?

Приветствие преподавателя. Подготовка к занятию. Активное участие. Отвечают на вопросы, выдвигают свои предположения о целях и задачах курса.

Изучение нового материала.

Можно привести немало высказываний великих людей о пользе изучения истории.

-Ребята, какие высказывания вы знаете о истории и ее роли в жизни общества?

Работа с презентацией.

Проблема достоверности исторических знаний.

Физкультминутка в активной форме 5

В) Исторические источники их виды, основные методы работы с ними.

-Я вам даю 7минут на то, чтобы вы привели по 3 примера источников к каждому из 7 типов.
Понятно, что многие источники трудно отнести к какому-то одному виду. Например, монеты являются одновременно и вещественными, и письменными источниками. Форма источника во многом предопределяет методы работы с ним. Существует ряд так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые изучают определенные виды источников. Так, при работе с письменными источниками не обойтись без палеографии —науки, изучающей внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (знаки письменности, особенности их графики, подчерки, материал для письма и т.д.). Исследуя древние письменные источники, которые дошли до нас, как правило, в нескольких списках, имеющих некоторые отличия, историки используют текстологию — вспомогательную историческую дисциплину, изучающую взаимоотношение различных списков, выявляющую их первоначальный вид. Самые обширные сведения о прошлом историки получают из письменных источников. Однако их необходимо прочитать. Древнейшие письменные документы имеют возраст около 5 тыс. лет. Многие из них написаны либо мертвыми ныне языками, либо древними формами современных языков. Ряд мертвых языков никогда не забывались (латинский, древнегреческий), другие были расшифрованы в XIX—XX вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык народа майя и др.), а некоторые не разгаданы до сих пор (например, эламский, этрусский).
Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии. Наши сведения об истории народов до появления у них письменности в основном опираются на данные археологических раскопок. Да и для периода после изобретения
письменности, вплоть до совсем недавнего времени, роль археологических материалов очень велика (например, для изучения Великой Отечественной войны важные данные получают благодаря поискам оружия и боевой техники, останков воинов в местах боев).
В настоящее время научные археологические раскопки проводятся при соблюдении жестких правил: ведь часто важнейшую информацию дают не только найденные вещи, но и, например, их взаиморасположение.
С археологией тесно связана антропология, которая по останкам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека. Антропология особенно важна при воссоздании истории возникновения и расселения народов. Эти же вопросы являются одними из важнейших для исторической лингвистики (языкознания), изучающей происхождение и развитие древних и современных языков. Частью лингвистики являются ономастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях).
Ценнейшие сведения для историков дают монеты, которые изучаетнумизматика. Гербы исследует геральдика, печати — сфрагистика.
В изучении истории важное место отводится этнографии. Обычаи и традиции, занятия и образ жизни народов, в силу различных причин оставшихся на переходных стадиях развития, помогают в воссоздании прошлого всего человечества. Некоторые древние обычаи и традиции сохранились и у вполне цивилизованных народов, что также является объектом изучения этнографов. Важные, а иногда и уникальные сведения о прошлом содержатся в сказаниях, преданиях, легендах, сказках народов мира. Изучающая эти источники фольклористика вносит огромный вклад в историческую науку.
По мере развития человечества увеличивается количество исторических источников. В XIX —начале XX в. возникли такие из них, как фотографии, звукозаписи, кинохроника, во второй половине XX в. появились документы на электронной основе. Все это расширяет возможности исторического исследования. Целью изучения исторических источников является извлечение фактов, необходимых для решения исследуемой проблемы. Таким образом, работа историка начинается с постановки вопроса, на который хочет найти ответ ученый. В связи с этим любая научная работа по истории начинается с обзора научной литературы (историографии), который выявляет решенные и нерешенные проблемы и противоречия прежних исследователей. Историк также оценивает возможность решения поставленной проблемы и, прежде всего, наличие необходимого количества Источников. Для решения поставленной проблемы историк привлекает факты, почерпнутые из источников. При отборе фактов, оценке их значимости, их интерпретации ученый опирается на свои теоретические представления. Среди них важное значение имеют методология, которой пользуется историк, твердо установленные научные выводы, касающиеся рассматриваемой проблемы, сведения других наук, помогающие разобраться в изучаемой исторической проблеме, обще культурные представления и, наконец, обыденные жизненные наблюдения, которые часто позволяют сразу оценить, например, достоверны или недостоверны содержащиеся в источнике сведения.
Таким образом, процесс исторического исследования сочетает работу с источниками и использование теоретического знания. Именно таким путем историк может выявить закономерности исторического развития.

Проблема периодизации истории.
С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории.

- Давайте вспомним курс школьной истории и изобразим на доске ленту времени и отметим на ней этапы развития общества. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейшего времени. (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытностипредысторию.)

Сопричастность, Надежность, Созидание, Здоровье.

Мини-игра по ценности.

Студенты рисуют ленту времени, после чего преподаватель дает студентам несколько символов, которые необходимо отнести к той или иной эпохе.

В зависимости от ценности (презентация+видео и фото документы о том, какая ценность наиболее ярко себя проявила в одной из эпох либо наиболее ярко проявилась):

Античность, Возрождение,

20-70 годы XX века. (Упадок спорта в Средние века).

1. Значение изучения истории. Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта первейшая задача истории.

Historia est magistra vitae ("История наставница жизни") говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте. Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал: "Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение". Хотелось бы напомнить еще один афоризм: "Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем".




История одна из важнейших форм самосознания людей. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов). Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оцениваются иначе, чем пять десять лет тому назад. Все это свидетельства того, что историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение палитры наших знаний о прошлом.

В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все различия между настоящим и даже совсем недавним прошлым, нетрудно увидеть, что многое в жизни человечества остается неизменным с момента его появления на Земле. Все сферы жизни человеческого общества имеют свои закономерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрев действие этих закономерностей в прошлом, можно использовать их и в современном мире. Русский философ Арсений Гулыга считал, что история — это школа поведения и в прошлом люди ищут и находят верные образцы. По его мнению, опыт истории — верный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное значение в его жизни имели проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура).

2. Исторические источники и основные методы работы историка. Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все остатки прошлой исторической письменности, вплоть до совсем недавнего времени, роль археологических материалов очень велика (например, для изучения Великой Отечественной войны важные данные получают благодаря поискам оружия и боевой техники, останков воинов в местах боев). В настоящее время научные археологические раскопки проводятся при соблюдении жестких правил: ведь часто важнейшую информацию дают не только найденные вещи, но и, например, их взаиморасположение.

Историк при изучении какой-либо темы стремится привлечь как можно более широкий круг источников. При классификации источников учитывают их происхождение, форму и содержание. Чаще всего источники делят по их форме на пять типов: 1.письменные; 2.вещественные;

5.кино- и фотодокументы;

Понятно, что многие источники трудно отнести к какому-то одному виду. Например, монеты являются одновременно и вещественными, и письменными источниками. Форма источника во многом предопределяет методы работы с ним.. Самые обширные сведения о прошлом историки получают из письменных источников. Однако их необходимо прочитать. Древнейшие письменные документы имеют возраст около 5 тыс. лет. Многие из них написаны либо мертвыми ныне языками, либо древними формами современных языков. Ряд мертвых языков никогда не забывались (латинский, древнегреческий), другие были расшифрованы в XIX —XX вв. (древнеегипетский, шумерский, хеттский, язык народа майя и др.). Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии. Наши сведения об истории народов до появления у них письменности в основном опираются на данные археологических раскопок.

Оглавление

Лекция 1. История в системе гуманитарных наук. ……………………………………………2

Лекция 2. Государства Древнего Востока……………………………………………………. 4

Лекция 4. Экономическое и политическое развитие Западной Европы в XI – XV вв.……10

Лекция 5. Образование Древнерусского государства………………………………………..13

Лекция 6. Монгольское завоевание Руси. Возвышение Москвы……………………………16

Лекция 7. Возрождение и гуманизм…………………………………………………………..20

Лекция 8. Великие географические открытия………………………………………………..22

Лекция 9. Реформация и контрреформация…………………………………………………..23

Лекция 10. Становление абсолютизма в европейских странах……………………………..25

Лекция 11. Английская революция XVII в…………………………………………………. 27

Лекция 12. Великая Французская буржуазная революция XVIII века……………………28

Лекция 13. Россия в XVII начале XVIII века………………………………………………. 31

Лекция 14. Россия в XVIII в. Дворцовые перевороты……………………………………….34

Лекция 15. Страны Европы и Америки в XIX в. Индустриальное общество……………. 37

Лекция 16. Россия в начале 19 века……………………………………………………………39

Лекция 17. Международные отношения в XIX веке. 42

Лекция 18. Мир в начале XX века. 45

Лекция 19. Россия на рубеже XIX—XX вв…………………………………………………..47

Лекция 20. Революция 1905—1907 гг. 49

Лекция 21. Россия в период столыпинских реформ…………………………………………………. 52

Лекция 22. Первая мировая война……………………………………………………………………..56

Лекция 23. Октябрьская революция и ее последствия………………………………………………..58

Лекция 25. Россия периода НЭПа……………………………………………………………..62

Лекция 26. Индустриализация и коллективизация в СССР…………………………………63

Лекция 27. Советское государство и общество в 20—30-е гг. XX в………………………..65

Лекция 28. Европа после Первой мировой войны……………………………………………68

Лекция 29. Страны Европы в 30 – годы XX века……………………………………………70

Лекция 30. Вторая мировая война…………………………………………………………….75

Лекция 31. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. 78

Лекция 32.Мир во второй половине XX - начале XXI века………………………………………79

Лекция 33. СССР в послевоенные годы……………………………………………………………..83

Лекция 34. СССР в годы перестройки………………………………………………………..85

Лекция 35. Страны Восточной Европы во второй половине XX в………………………. 87

Лекция 36. Крушение колониальной системы……………………………………………….90

Лекция 1. Основы исторического знания

1. Значение изучения истории. Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта первейшая задача истории.

Historia est magistra vitae ("История наставница жизни") говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте. Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал: "Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение". Хотелось бы напомнить еще один афоризм: "Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем".

История одна из важнейших форм самосознания людей. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов). Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оцениваются иначе, чем пять десять лет тому назад. Все это свидетельства того, что историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение палитры наших знаний о прошлом.

В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все различия между настоящим и даже совсем недавним прошлым, нетрудно увидеть, что многое в жизни человечества остается неизменным с момента его появления на Земле. Все сферы жизни человеческого общества имеют свои закономерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрев действие этих закономерностей в прошлом, можно использовать их и в современном мире. Русский философ Арсений Гулыга считал, что история — это школа поведения и в прошлом люди ищут и находят верные образцы. По его мнению, опыт истории — верный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное значение в его жизни имели проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура).

2. Исторические источники и основные методы работы историка. Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все остатки прошлой исторической письменности, вплоть до совсем недавнего времени, роль археологических материалов очень велика (например, для изучения Великой Отечественной войны важные данные получают благодаря поискам оружия и боевой техники, останков воинов в местах боев). В настоящее время научные археологические раскопки проводятся при соблюдении жестких правил: ведь часто важнейшую информацию дают не только найденные вещи, но и, например, их взаиморасположение.

Историк при изучении какой-либо темы стремится привлечь как можно более широкий круг источников. При классификации источников учитывают их происхождение, форму и содержание. Чаще всего источники делят по их форме на пять типов: 1.письменные; 2.вещественные;

5.кино- и фотодокументы;

Понятно, что многие источники трудно отнести к какому-то одному виду. Например, монеты являются одновременно и вещественными, и письменными источниками. Форма источника во многом предопределяет методы работы с ним.. Самые обширные сведения о прошлом историки получают из письменных источников. Однако их необходимо прочитать. Древнейшие письменные документы имеют возраст около 5 тыс. лет. Многие из них написаны либо мертвыми ныне языками, либо древними формами современных языков. Ряд мертвых языков никогда не забывались (латинский, древнегреческий), другие были расшифрованы в XIX —XX вв. (древнеегипетский, шумерский, хеттский, язык народа майя и др.). Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии. Наши сведения об истории народов до появления у них письменности в основном опираются на данные археологических раскопок.

История- это наука о прошлом и настоящем человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни, в ее конкретных формах и пространственно- временных измерениях.

Содержанием истории является исторический процесс.

Исторический процесс- это череда, последовательно сменяющих друг друга событий, в которых отразилась деятельность многих поколений людей.

При изучении своего объекта историческая наука использует ряд источников:

1.письменные ( рукописи, летописи);

2.вещественные ( монеты, памятники, предметы быта);

3.этнографические ( обычаи, обряды);

6.кино- и фотодокументы (кинохроника);

Существуют так называемые вспомогательные исторические дисциплины: археология, антропология, текстология, палеография, этнография и другие.

Целью изучения исторических источников является извлечение фактов.

История выполняет ряд общественно- значимых функций:

1.познавательная (дает знания о прошлом человечества);

2.практическо- политическая (применяется в управлении государством);

3.мировоззренческая (влияет на взгляды человека);

4.воспитательная ( дает примеры для подражания).

По объекту изучения различают всеобщую историю, историю континентов, историю отдельных стран и народов.

Всеобщая история включает в себя несколько периодов:

Концепции истории. При изучении истории руководствуются двумя подходами:

Выделяют и так называемые локальные цивилизации: древневосточная, античная, византийская, западноевропейская, арабо-мусульманская, китайская, российская и ряд других.

Формационный и цивилизационный подходы с разных сторон помогают раскрывать закономерности исторического развития: формационный- нацелен на выявление общих черт у различных стран и народов, цивилизационный- позволяет выявлять особенности развития этих стран и народов.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: