Конспект урока животные водоемов

Обновлено: 05.07.2024

Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях водоёмов, морей и океанов.

-Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, медуза, осьминог, морской конёк): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

-Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о водных обитателях, развивать любознательность детей.

-Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете (ответы детей.)

Воспитатель: Правильно. В морях живёт множество животных самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские котики, морские звёзды, морские ежи, рыбка-игла, рыбки-бабочки, есть рыбы-клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?

Ну, тогда отправимся в путешествия! Будем знакомится с морскими обитателями.

На чём мы отправимся в путешествия? (ответы детей.) Отгадайте загадку:

По волнам дворец плывёт,

На себе людей везёт? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно это корабль.

Но прежде чем мы отправимся в путь нам нужно знать, куда идти, об этом нам поможет (ответы детей)

Воспитатель: посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

Воспитатель: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зелёной и коричневой.

Воспитатель: Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель: Моря и океаны занимают в 2 раза больше места чем суша.

Воспитатель: Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочерёдно локти, совершая волнообразные движения.

Пока мы свами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель.

Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина- будто кусок земли, остров.

Дети: Это фонтан.

Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Кит- самое крупное животное в мире. Тело стройное сильно вытянутое, закруглённое, гладкое, окраска тела тёмно-серая с голубоватым оттенком. Киты питаются мелки рачками. Поедают их в большом количестве, так как они крупные и им требуется много пищи.

Воспитатель: Ребята но не всех морских обитателей мы сможем увидеть на поверхности, некоторые из них находятся очень глубоко под водой.

А как вы думаете с помощью чего можно опустится на морское дно? (ответы детей)

Воспитатель: А ещё на дно морское можно опустится с помощью батискафа.

Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью (показываю картинку)

Воспитатель: Первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатство морского дна.

В мир подводный попадём.

Сейчас начнутся чудеса!

Надо только отрыть глаза.

Детский сад наш изменился,

В дно морское превратился.

Мы отправимся гулять.

Дно морское изучать!

(Показ презентации, рассказываю о каждом обитателе морском)

Воспитатель: -Дельфины они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные.

-Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только чёрно-белом изображении. Зубы акулы – страшное оружие ими она хватает, убивает своё жертву. Питается животной пищей.

-Краб – тело этого животного напоминает гладкую толстую лепёшку с маленькими глазками и короткими усиками. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещение, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает пищу на кусочки. Крабы собирают мусор, очищают дно морское.

-Осьминог – у него мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Потому назвали осьминога, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или подводных пещерах. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Осьминоги настоящие хищники. Среди них есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

-Черепаха бываю сухопутные, а бывают и морские. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно.

-Морской конёк они живут в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой.

-Медуза бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

-Кораллы это животные организмы, пусть и так не похожие на растение. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная солёность воды, прозрачность, теплота и много пищи. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются жёлтые, зелёные, чёрные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Из кораллов изготавливают украшения.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой, а по дороге к родной земле я проверю,что вы запомнили о морских обитателях.

1. Ты уже, дружок, конечно,

Что-то слышал обо мне:

Я всегда пятиконечная

И живу на самом дне. (морская звезда)

2. Пронеслась о нём молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила. (осьминог)

3. Через море- океан

На спине его есть кран:

Из него бежит фонтан. (кит)

4. Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской? (конёк)

5. Эта рыба-хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно (акула)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отгадали все мои загадки! А вот мы и дома! Мы побывали с вами в очень интересном и познавательном путешествии и познакомились с очень интересными и странными морскими обитателями.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

-Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?

-Мне тоже понравилось с вами путешествовать.

Любите дети природу:

Реки, озёра, моря,

О ней проявляйте заботу-

Будут тогда чудеса.

Воспитатель: Ребята а сейчас подойдите к столам, вы все любите собирать пазлы, у вас на столах находятся картинки которые нужно собрать. (разрезанные картинки морских обитателях).


Описание. Материал представляет собой конспект занятия по изучению животного мира пресных водоемов. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.

Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)

Цель занятия: способствовать расширению знаний учащихся о животных водоема и их роли в природе.

Задачи:
Обучающая – расширить знания о видовом составе фауны водоема.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
Воспитывающая – воспитывать культуру общения.

Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.

Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций, презентация);
- игровой (интерактивные игры, конкурс загадок).

Предварительная подготовка учащихся к занятию: учащимся было дано задание повторить растения водоема.




Педагог: Давайте вспомним, на какие группы делятся водоёмы по происхождению?
Ребята: Естественные и искусственные. Первые созданы природой, а вторые сделаны человеком.
Педагог: Водоемы бывают пресные и соленые. Приведите примеры.
Ребята: Пресные – озера, реки, пруды. Соленые – моря, океаны.
Педагог: На берегах водоемов растут разнообразные растения. Череда (лекарственное растение), стрелолист, горец и многие другие. В толще воды плавают мельчайшие водоросли. Давайте вспомним, какие растения можно встретить в водном сообществе.
Ребята: Череда, рогоз, тростник, ряска, стрелолист, кубышка, кувшинка, различные водоросли.
Педагог: Давайте вспомним, какую роль играют растения водоемов в природе?
Ребята: Растения выделяют кислород, дают пищу и укрытия животным.




Педагог: Сегодня мы познакомимся с животным миром наших водоемов. Животные в водоёме есть везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях. Мир беспозвоночных водной среды богат и разнообразен.
На поверхности бегают клопы-водомерки. Они толчками скользят по поверхности воды, как на лыжах. Кончики лапок водомерки покрыты густыми волосками и смазаны жировым веществом. Это помогает ей удерживаться на поверхности воды. Водомерка относится к хищным насекомым. Реже среди гнилых листьев и обломков стеблей можно заметить плоскотелого водяного скорпиона с длинной задней дыхательной трубкой или палочковидную ранатру.
Насекомые встречаются в водной среде во всех фазах своего развития. Из взрослых форм, которые характеризуются присутствием крыльев, в глаза бросаются по своей значительной величине жуки водолюбы и плавунцы.
Водолюбы самые большие жуки в наших водоемах. У них совсем маленькие усики и большие глаза. Снизу тело покрыто тонкими волосками и от этого серебрится в воде. Задние ноги водолюба длинные, уплощенные и покрыты густыми длинными волосками. Они служат жуку для плавания. Личинки водолюба имеют мягкое неуклюжее тело. Сначала они питаются растительной пищей, потом могут нападать на моллюсков и других беспозвоночных. Взрослый жук – растительноядный.
Одним из самых распространенных обитателей наших водоемов является жук-плавунец. Он имеет обтекаемую форму тела, у него идеально гладкий покров и плоские, острые бока. Короткая голова вырастает прямо из туловища, а глаза "вмонтированы" в нее, как окошечки в водолазном скафандре. Такое устройство позволяет жуку при передвижении вплавь максимально уменьшать сопротивление воды. Задняя пара плоских, как весла, ног специально приспособлена для гребли. Есть у плавунца и крылья, только летает он редко и крайне неохотно - разве что нужда заставит. Например, когда пересыхает водоем и нужно искать новое место жительства. Хотя многие жуки в этом случае зарываются в дно и остаются там до лучших времен, пока не вернется вода. Самое излюбленное место обитания плавунцов - стоячая вода, заросшая водорослями, встречаются они также в канавах и лужах, хотя взрослые и крепкие особи легко могут плавать по открытой воде. Основное время жуки проводят под водой, периодически всплывая на поверхность, чтобы вдохнуть кислород. Выставив над водой брюшко, они запасают воздух под надкрыльями, а потом снова ныряют вглубь. Зиму плавунцы пережидают в своем водоеме, оставаясь подо льдом.
Потомство плавунцов довольно прожорливо и имеет весьма интересный способ поглощения пищи. Поймав добычу, личинка не проглатывает ее: с ловкостью заправского хирурга запустив внутрь жертвы острые изогнутые челюсти, она вводит особый желудочный сок, который превращает внутренности в жидкость, после этого личинка-охотник начинает высасывать её.
Взрослые особи жука-плавунца обладают не менее хищными наклонностями, чем их дети. Растительностью они питаются только в случае крайней нужды. Плавунец - один из самых ловких охотников подводного мира. В его лапы попадают не только насекомые, но и ракообразные, головастики, моллюски, маленькие лягушата, мальки. Иногда плавунцы объединяются, и тогда их добычей может стать даже крупная рыба.



Многочисленны в водоемах личинки и куколки различных комаров и других двукрылых.




Педагог: Кроме насекомых в водоемах можно встретить пиявок, которые питаются кровью обитателей водоемов.
В водоемах обитают различные моллюски. На водных растениях живут растительноядные улитки прудовик, лужанка и катушка. У них закрученные, раковины.
На дне водоёмов живут двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок – створок. Это перловицы и жемчужницы. Питаются они очень интересно: всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.
Раки обитают только в чистой воде. Среди мелких ракообразных можно назвать – дафнию (водяная блоха) и водяного ослика. Речные раки обитают на дне чистых водоёмов, они устраивают себе на дне под корягами или камнями норки и проводят весь день в них. К вечеру выползают из убежищ в поисках пищи - малоподвижных животных, погибших рыб, червей, улиток.
Из пауков встречается водяной паук-серебрянка.

Позвоночные водоемов представлены рыбами.
В толще воды плавают разные виды рыб: карась, щука, окунь, пескарь, сом, ёрш и другие.
Окунь окрашен в зеленовато-желтые тона, на боках располагаются 5 – 9 поперечных темных полос, придающих рыбе пестрый вид. В области четырех последних колючек первого спинного плавника проявляется округлое черное пятно. Вариации окраски окуня различных возрастных групп определяются условиями водоема.



Окунь является типичной озерно-речной рыбой, ведущей оседлый дневной образ жизни. Крупные окуни держаться на глубинах. Стайки мелких и средних окуней придерживаются заводей, заток, прибрежных зон. Питается окунь рыбой.
Сом ведет одиночный, оседлый образ жизни. Поселяется в ямах, омутах, под крутыми берегами, корнями деревьев, у плотин, мостов. Дневное время проводит в своем убежище, на кормежку выходит после захода солнца и охотится до рассвета. Интенсивно питается весь летний период вплоть до осени, с наступлением осеннего похолодания воды жор прекращается и сом залегает в зимнюю спячку.
Питается главным образом рыбой, преимущественно из засады, втягивая приближающуюся добычу в огромную пасть вместе с током воды. Поедает также лягушек, крупных моллюсков, известны случаи поедания водоплавающих птиц и мелких млекопитающих. Это самая крупная рыба Республики Беларусь. Известны случаи поимки сомов массой тела от 30 кг до 96 кг (р. Днепр).
Пескарь в водоемах Республики Беларусь является обычным видом во всех реках, ручьях, встречается во многих озерах и водохранилищах и даже в прудах, однако везде предпочитает чистую воду с песчаным дном.

У него удлиненное тело серебристого цвета, с продолговатым хвостом. Спинка темная с зеленоватым оттенком, по бокам тела около 10 черных или бурых пятен. Рот нижний, в углах рта по одному хорошо заметному усику.
Летом стайки пескарей держатся обычно на участках с песчаным или галечным дном, к осени уходят в более глубокие места, на зиму залегают на ямы, которые покидают только весной после вскрытия водоемов. Основу рациона составляют донные животные: личинки насекомых, черви, мелкие моллюски и ракообразные, частично растительные остатки. В больших количествах потребляет икру рыб.
В Республики Беларусь щука обыкновенная распространена во всех больших и малых реках, озерах, водохранилищах и прудах. Ведет одиночный образ жизни, держится на неглубоких заросших водной растительностью участках водоемов, крупные особи обитают на глубинах. Обычные объекты ее охоты – наиболее многочисленные виды рыб водоемов. Размеры добываемых рыб определяются размерами щуки, – чем крупнее щука, тем больше по размерам ее добыча. Интенсивность питания щуки снижается в период нереста, в середине лета во время смены зубов и в период ледостава.
Ерш обычно держится стаями, ведет придонный образ жизни. Активен преимущественно в сумеречное и ночное время. После выклева из икры личинки питаются мелким зоопланктоном, но очень скоро переходят на питание донными беспозвоночными, в основном личинками хирономид. Интенсивно питается круглые сутки, даже в зимнее время. В значительном количестве поедает икру и молодь других видов рыб.
Многие пресноводные рыбы растительноядные. Это карп, сазан, красноперки и другие.
Красноперка населяет многие реки и озера Республики Беларусь, однако наиболее многочисленна в озерах с зарослями водных растений.
Тело её довольно высокое, голова небольшая, рот косой, обращен вверх. Брюхо за брюшными плавниками сжато с боков, имеет хорошо выраженный киль, покрытый чешуей. Окраска тела обычно довольно яркая: спинка темно-коричневая или темно-зеленая, бока желтовато-золотистые с интенсивно окрашенной каемкой по краям чешуек. Глаза оранжевые с ярко-красным пятном в верхней части. Спинной и грудные плавники у основания темные, остальные плавники ярко-красного цвета. Взрослые всегда окрашены ярче молодых.
Молодь красноперки питается мелкими планктонными организмами. Взрослые поедают молодые побеги водных растений, питаются водорослями. Животные корма в питании взрослой красноперки имеют второстепенное значение.

В воде плавают головастики лягушек, жаб и тритонов. Так же можно встретить взрослых амфибий: лягушку озерную и прудовую, тритона и других.

Жизнь многих птиц связана с водоемами. Это зимородок, который питается рыбой, и даже гнездо выстилает рыбьими костями. Это утки-кряквы, лебеди и чомги, которые питаются водными беспозвоночными и строят гнезда рядом с водоемом. Это цапля и выпь, которые охотятся на лягушек и прочую мелочь возле водоема или на мелководье.

Звери приходят на водопой, а некоторые и живут рядом с ним. Это бобры, строящие плотину на речках, и выдра питающаяся рыбой, моллюсками и раками. Это полевка водяная и ондатра, которые используют в пищу водную растительность.

Конкурс загадок.
Таким образом, в озерах и реках и рядом с ними обитает много животных, их жизнь тесно связана с водной средой. Давайте отгадаем загадки об обитателях водоема.

1. Найдёшь их в озёрах,
В излучинах рек
И в банках с водой
На витринах аптек.
(пиявки)
2. Ползёт наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй.
(рак)
3. Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(сом)
4. Он всем рыбам говорил:
– Я к зиме зароюсь в ил,
Буду спать в нём до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил – не грязь,
А зовут меня .
(карась)
5. Под водою, как ракета
Промелькнула злюка эта.
Пасть разинув, мчит без звука
За рыбёшкой мелкой .
(щука)
6. Мастер шубу себе сшил,
А иголки вынуть забыл.
(ёрш)
7. В добротной избушке
Старушка живёт.
Порой на прогулку
Тихонько идёт.
То в зарослях бродит,
То выйдет к воде,
Хотя не выходит
Из дома нигде.
(черепаха)
8. Над речной водой полёт
Совершает вертолёт.
На обед добычу ищет
Вертолёт - крылатый хищник.
Не кабина то - глаза.
Этот хищник - .
(стрекоза)
9. В заводи живу речной,
В теплой шубе меховой,
Постоянно я в работе,
О платине я забочусь,
Без гвоздя и топора,
Дом мы строить мастера.
Жизнерадостны, бодры,
Это, братцы, кто?
(бобры)
10. Едят комаров, а болото их кров
Для цапли они, очень вкусный улов.
Квакая, прячут зеленые брюшки
За камышами смешные
(лягушки)
11. На спине плывёт зверёк,
Он пловец отличный,
Рыбу ловит без сетей,
Ловко, очень быстро!
(выдра)
12. От хвоста до головы,
В золотой он чешуе,
В речках тихих плавает,
И зимует в ямах он!
(карп)
13. Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников!
(окунь)
14. Ночью охочусь,
А днём отсыпаюсь,
В дупла деревьев,
Порой забираюсь,
Мою добычу её поласкаю,
Как подскажите,
Я всё ж называюсь?
(енот)
15. Птичка синяя, у вод
В норке глиняной живёт,
И не зябнет никогда.
Зря, что ль, в имени "зима"?
В прорубь запросто нырнёт,
Рыбку в клюве принесёт!
(зимородок)
16. Воду любит и просторы,
Грациозная особа,
В город к людям прилетает,
Свалки то же посещает,
Любит плотненько питаться,
А зовут ту птицу …
(чайка)
17. Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива.
(лебедь)
18. На поверхности воды
летом обитает,
Под корой, без суеты,
зиму коротает.
Ход её длиннющих ног –
водной глади мерка.
Кто б скользить ещё так мог?
Только…
(водомерка)
19. Кровососы дружной стаей
Над трясиною порхают,
Хорошо для лягушат,
Если крылышки шуршат!
Что за пища прямо в ротик
Залетает на болоте?
(комары)
20. Он для крошечных мальков
Самый грозный из жуков.
В речке, в озере живет.
И летает, и поёт.
И красив он, наконец.
А зовется…
(плавунец)
21. Паук по речке бегает,
Букашками обедает.
Сам лохматый и большой.
С яркой желтой полосой.
(паук-серебрянка)
22. Ослик тот на дне речном
Жизнь свою проводит.
Но никто в реке на нем
Ничего не возит.
(водяной ослик)
23. Если рыбки голодны,
С ними шутки плохи.
Убегать от них должны
Водяные блохи.
(дафнии)
24. Крыса мускусная я,
В норке вся моя семья.
Сама норка — на горе,
А вход в норку — в воде.
(ондатра)

Животный мир в воде, как и на суше, тесно связан с растительным миром. Поэтому водоёмы с более богатым растительным миром имеют более разнообразный животный мир.

На доске расположен плакат с изображением водоёма.

Педагог: Сейчас мы будем работать в группах. Перед вами два конверта. В них находятся картинки. Используя свои раннее полученные знания, а так же атласы - определители выберите картинки только с обитателями пресных водоёмов: растений и животных. Наклейте их на наш плакат, где нарисован водоём. 1 группа расселяет в водоёме растительный мир, а 2 группа - животный мир.
Работа по группам.
Педагог: Как связанны между собой животные и растения в водоеме?
Ребята: Красноперка ест водные растения, на неё охотится сом. Остатками мертвых сомов могут питаться раки. Цапля ест лягушек, лягушки едят комаров. Ондатры и водяные полевки питаются водными растениями. На них охотятся норки. Выдра питается рыбой. Рак питается моллюсками и червями. Катушки и прудовики едят водные растения.
Педагог: Какой вывод можно сделать? Почему водоем называют природным сообществом?
Ребята: Все обитатели пресного водоёма связаны между собой. Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща. Поэтому водоём называют природным сообществом.
Педагог: Населёнными в той или другой мере оказываются самые разнообразные по характеру водоёмы - реки, озёра, ручьи, болота, пруды, лужи и различные водовместилища, создаваемые человеком в своем хозяйстве. Но обилие населения и состав его далеко не одинаковы не только в различных водоёмах, но и в частях одного и того же водоёма, особенно если принять во внимание сезонные изменения его фауны.
Лучшими местами для ознакомления с богатством животной жизни и добывания соответственного материала являются заводи, старицы, прудки, поросшие водяными растениями и небольшие озёра. Водоёмы с проточной водой менее богаты животными; зато в них обитают нередко особые виды, которых в стоячих или малоподвижных водах не бывает. Быстрые горные потоки имеют своих обитателей, приспособленных к столь своеобразным условиям жизни, как быстро текучая холодная вода, влекущая камни и разбивающая их друг о друга. Таковы, например, личинки мошек. Даже случайно образующиеся лужи в свое кратковременное существование заселяются мелкими и частью невидимыми для простого глаза существами, эфемерное существование которых нарушается при пересыхании такого водоёма.
Педагог: Если не считать головастиков, мальков рыб, то большая часть обитателей водоемов приходится на долю беспозвоночных животных. Какие позвоночные более всего приспособлены к жизни в воде.
Ребята: Среди позвоночных более всего приспособлены к водному образу жизни – это рыбы.

5. Рефлексия.(5 минут)
Подведение итогов занятия.



Цель урока: формировать знания о водоемах и их видах, о их значении для жизни растений, животных и людей.

Задачи урока:

1. сформировать знания о разнообразии животного и растительного мира водоёмов.

2. Развивать познавательную активность, логическое мышление, умение работать с физической картой Казахстана, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

3. Содействовать воспитанию бережного отношения к природе. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый;

Оборудование, наглядность, ТСО: физическая карта Казахстана, тетрадь, карточки с заданиями, листы оценивания, презентации, картинки животных и растений, учебник.

Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать наша любознательность.

Вы пришли сюда . (учиться),

Не лениться, а . (трудиться)

Только тот, кто много … (знает),

В жизни что-то … (достигает).

Учитель предлагает вытянуть картинку и найти к ней пару. Затем ученики рассаживаются по парам.

Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Предлагаю ответить на тестовые вопросы по этой теме?

Обширная местность, занятая деревьями, кустарниками, грибами, лишайниками?

А) степь; Б) лес; В) джунгли;

А) леса в горных долинах;

Б) леса на берегах крупных рек и озер в пустынной и полупустынной зонах;

3. Небольшой самостоятельный участок леса (кленов) называется …

А) тугай; Б) околок; В) роща;

4. Хвойное дерево, сбрасывающее хвою осенью?

А) кедр; Б) пихта; В) лиственница;

5. Берёза растёт в …

А) ельнике; Б) бору; В) роще;

6. В лесу можно встретить …

А) медведя; Б) пингвина; В) лебедя;

7. Какая особенность в приспособлении животных к жизни в лесу?

А) ведут в основном ночной образ жизни;

Б) быстро бегают;

В) имеют окраску подходящую к цвету коры.

Показ презентации про ежа, заранее подготовленной одним учеником.

Актуализация знаний.

- Я буду читать загадку, вы называть отгадку. Если ответ правильный, то будут появляться буквы ответа. (Ответ: ВОДОЁМ)

Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)

2. Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)

3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)

4. Молодые берёзки
Свои перед нами
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём отражается:
Как это зеркало называется? (Пруд)

5. К маме речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился - весной. (Ручей)

6. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька, и солона. (Море)

- Какие реки, озера и моря Казахстана вы знаете? Покажите их на карте?

- Какие водоёмы вы знаете? (искусственные, естественные; пресные, солёные)

- В чём различие между искусственным и естественным?

-Давайте вспомним, какие естественные водоёмы существуют? Речка, ручей, море, озеро.

–- Какие реки, озера и моря Казахстана вы знаете? Покажите их на карте?

-Какие искусственные водоёмы знаете? Пруд, водохранилище, канал.

-Какую роль играют водоёмы в жизни человека?

Человек использует воду для: хозяйственных нужд -питья -перевозки грузов - полива и орошения -для отдыха -для пищи (рыба и морепродукты)

-Давайте сформулируем тему нашего урока: Растения и животные водоёмов.

-Мы уже изучили природные сообщества леса, луга. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться на нашем уроке? (Узнать о разнообразие животного и растительного мира, научиться составлять цепи питания, доказать, что водоём – природное сообщество).

Изучение нового материала.

- Все водоёмы нашей планеты можно разделить на пресные и соленые.

Как вы думаете, какой воды на планете больше солёной или пресной?

(Показ видео о водоёмах).

- Как в пресной так и в соленой воде очень разнообразен мир растений и животных.

Наши зелёные друзья – растения заселили и водную среду. В реках, ручьях, протоках , озёрах и прудах растут и развиваются растения. Растительный мир водоёмов очень разнообразен. Сегодня мы попробуем определить некоторые из них, постарайтесь запомнить растения и научится узнавать их в природе. Все растения пресных водоёмов можно разделить на группы:

А) прибрежные растения Б) плавающие по воде В) находящиеся полностью под водой.

Задание 1 (определить по описанию к какой группе относится растение).

Рогоз широколиственный многолетнее растение 1-2 метра в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические бархатные початки.

Камыш, тростник очень похожи, различаются лишь соцветиями. Это крупные, высокие травянистые растения, растущие у берега, с длинными жесткими листьями, корни прикреплены ко дну водоема,

Кувшинка белая -самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Корни этих растений разрастаются в илистом дне, а листья находятся на поверхности воды.У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера.

Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки жёлтой. Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.

Водоросли – простейшие среди растений, не имеют ни корней, не стеблей, ни цветов, ни листьев. Они играют огромную роль в природе, так как являются основными производителями органической пищи и кислорода.

-Как приспособились растения к среде обитания? Какую пользу приносят?

Вывод: общее: все растения прикреплены корнями ко дну, имеют высокие стебли с длинными жесткими листьями.

отличие: одни растения цветут, а другие – не цветут

Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных.

Физминутка

На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт. привет!

Животные водоёмов:


- Догадайся по описанию, о ком идет речь?

- По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка)

Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность.

- Что же позволяет водомерке удерживаться на поверхности воды? (водомерки опираются на поверхность воды своими длинными ногами, на которых есть тонкие щетинки. Щетинки смазаны жиром и поэтому не смачиваются водой)

- Сама ползет,
На себе свой дом везет. (улитка)

- Какие улитки встречаются в водоеме?

- Чем защищено их тело?

- Какую пользу приносят улитки?

- Ребята, у кого дома есть аквариум?

- Зачем в аквариумы заводят труженицу улитку? (улитка очищает воду в аквариуме)

-Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (рак)

Это – одна из крупных рыб; размеры её достигают полутора метров, масса – 24 кг и более Тело удлинённое, стреловидное, голова большая вытянутая; рот большой с многочисленными острыми зубами. Она питается разнообразной пищей: мелкими ракообразными, насекомыми, икрой и мальками других видов рыб. Это рыба-хищник, она поедает рыб, птенцов, крупных насекомых.

Это крупная птица с длинными ногами. Питаются они разнообразной водной и околоводной живностью — рыбой, мальками, головастиками, взрослыми лягушками и жабами, тритонами, змеями, ужами, ящерицами, моллюсками, ракообразными, насекомыми. При случае они могут охотится и на теплокровных животных: ловят птенцов чаек, мышевидных грызунов и даже кротов Иногда птица стоит на месте в полной неподвижности, но она не просто ждет, а приманивает добычу. Для этого она шевелит пальцами, которые часто окрашены в яркий цвет. Рыбы принимают пальцы за червяков и подплывают поближе. Врагами в воздухе являются хищные дневные птицы — соколы, коршуны, ястребы, орлы.

Это – небольшой зверёк, Она прекрасно ныряет, плавает, подолгу остаётся под водой. На суше передвигается шагом, рысью, опустив голову и волоча хвост. В случае опасности спасается прыжками. Это – хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками. Свою добычу она либо подкарауливает, сидя на каком – нибудь выступающем из воды камне, либо преследует. Является ценным пушным зверем, однако везде она немногочисленна, редка. Поэтому охота на неё в большинстве мест запрещена. Они живут только в чистой воде.

В водоёмах обитают два вида этих рыб: серебристый и золотистый. Они обладают большой жизнестойкостью. Чешуя у них крупная и гладкая на ощупь. В местах с суровым климатом рыбы впадают в зимнюю спячку, при этом выдерживают полное промерзание водоёма до дна. Питаются растительностью, мелкими беспозвоночными, Обитают исключительно в болотистых и низменных озёрах и реках.

Это – ночное животное, живёт на дне водоёмов с чистой водой. Если в водоёме их нет, это говорит о его загрязнении. Они всеядны. Они питаются растениями и животными, причем могут поедать и живую, и мертвую добычу.

Вывод: Что надо уметь и иметь, чтобы под водой и у воды жить?

- перепонки на лапах

- длинные ноги, клюв

- обтекаемую форму тела

Закрепление.

- Прочитайте утверждения. Обведите ответ.
1. Реки и озёра – это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности. Да. Нет.
2. Озёра бывают только солёными. Да. Нет.
3. Кубышка жёлтая и кувшинка белая растут в степи. Да. Нет.
4. Беззубка и прудовик являются животными - фильтраторами. Да.Нет.
5. Цветки рогоза собраны в початки. Да. Нет.
6. Если в водоёме нет раков, то это показатель чистоты водоёма. Да.Нет.
7. Стебли камыша используют для изготовления плетёных изделий.Да. Нет.
8. Мельчайшие рачки-дафнии очищают воду от мути и служат кормов для мальков рыб, головастиков, личинок насекомых. Да. Нет.
9. Водоросли имеют тонкие разветвлённые корни. Да. Нет.
10. Бобры и ондатры живут в хатках. Да. Нет.

6. Подведение итогов.

- Что мы сегодня узнали?

Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.

- Что очень важно для водоёмов?

-Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни? Как?

-Оцените работу своего напарника за весь урок.

Рефлексия.

Выразите свое настроение на снежных комочках.


-75%

Конспект по дополнительному образованию

1. Обучающая: Познакомить учащихся с животным миром водоёмов.

2. Развивающая: Развить познавательный интерес.

3. Воспитывающая: Воспитывать уважительное отношение ко всему живому .

Тип занятия: Комбинированный

Оборудование : Шаблоны рыбок, ватные палочки, гуашь, стаканчики с водой, простые карандаши.

План-конспект составил:

Педагог дополнительного образования

Ход занятия.

1. Организационный момент

«Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

2. Объявление темы и цели занятия

Расшифруйте слова на доске и вы поймёте, о ком пойдёт сегодня речь.

МОС, ШРЁ, ЗАНАС, КАЩУ, ТИК, ПАРК (сом, ёрш, сазан, щука, кит, карп )

Где они обитают? (в озёрах, прудах, реках, и океанах и даже в аквариумах)

Ребята, о ком же мы будем говорить сегодня на занятии?

-Об обитателях водоемов.

3. Беседа по теории прошлого занятия

Объясните значение слова водоём?

А какие водоёмы называются солёными? Почему? (Реки и дожди вымывают минеральные соли из почвы и уносят их в моря).

Какие водоёмы называются пресными? (с пресной ,питьевой водой)Какое значение имеют водоёмы? Водоём - это дом для растений и животных)

4. Объяснение нового материала

Угадайте о ком идёт речь? (Загадки сопровождаются показом слайдов)

«У родителей и деток

Каких речных рыб вы знаете?

«На дне, где тихо и темно,

«Он колючий, но не еж,

-Щука – хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями.

Рассмотрим строение тела рыбы.

Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы.

Плавники, которые располагаются по бокам, сверху, и снизу – органы движения. С их помощью может плавать и менять направление движения. Важным органом являются жабры. Они находятся под жаберной крышкой. С их помощью рыба получает из воды кислород, которым дышит.

Рыба имеет различные органы чувств, которые помогают ей видеть, чувствовать запах и вкус. У некоторых рыб есть специальные усики, которые помогают находить пищу на дне.

-Ребята, чем рыбы отличаются от животных? (Ответы детей)

-Рыбы живут под водой. Они дышат с помощью жабр.

Обитатели пресных водоемов - водомерки, пауки и личинки стрекоз одновременно являются и насекомыми.


Водомерки держатся на поверхности водоемов благодаря своим лапкам, которые покрыты жироподобным веществом и вода им не страшна. Если вы смажете тонкую иголку маслом и опустите в стакан с водой, то она будет плавать на поверхности. Так и с водомеркой.

Водомерки - прекрасно плавают: удар двух задних лап толкает ее на четверть метра вперед и они умеют не только скользить по воде, но и преодолевать препятствия.

Водомерки нападают на только что вылупляющихся комаров и обследуют каждую крошку, упавшую на поверхность воды.

ни чем - то напоминают пограничников, несущих свою службу на границе между водой и воздухом.


Пауки. Пауков иногда называют первыми поселенцами на суше. Действительно, эти существа были одними из первых, кто выбрался из воды на сушу.

Под водой они дышали жабрами, а что делать на суше, как дышать воздухом? Пауки вышли из положения и научились жить на суше - жабры спрятаны в специальные мешочки, которые за счет вентиляции воздухом могут исправно дышать и все пауки - сухопутные существа.

Личинки всех стрекоз обитают в воде и не очень похожи на патрульных летуний, которыми становятся через несколько лет жизни.

Летом, на берегах озер и водоемов можно заметить небольшие полупрозрачные пустые шкурки - это личинки стрекоз, которые превратились в звенящих насекомых.

Личинки стрекоз двигаются мало, это засадные охотники, способные подкарауливать добычу на дне или в зарослях подводного царства.

Когда жертва оказывается вблизи такой личинки, следует моментальная атака. Так охотятся личинки крупных стрекоз.

Специальных органов дыхания у них нет, а извлекать кислород из воды помогает задняя кишка -сопло. Набирая воду в заднюю часть своего туловища, личинка не только готовит себя к очередному рывку, но и дышит.

Личинки более мелких стрекоз плавают, извиваясь всем телом.

На конце их вытянутого брюшка имеются жаберные пластинки, которые играют роль рыбьего хвоста. Эти пластинки принимают участие и в движении и в дыхании.

Несколько раз полиняв, обитатели пресных водоемов выбираются из водного пространства по стебелькам разных растений.

Через некоторое время шкурка лопается на спине и на свет появляется будущая стрекоза. За несколько минут покровы тела твердеют, а само тело увеличивается в объеме благодаря воздуху и даже непонятно, как такое крупное существо могло умещаться в такой маленькой шкурке, из которой оно появилось на свет. Еще одно мгновение - и стрекоза пропадет в огромных воздушных просторах, на которые она так долго смотрела, будучи жителем подводного царства.


Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.

Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука (на рисунке), сом, карп.

Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом - бобра, нутрию, ондатру (на рисунке) и выдру.

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

5. Практическая часть

1. Рисование рыбок ватными палочками.

Правила рисования ватными палочками :

1. Заполните точками сначала контур рисунка. Он всегда ярче самого рисунка.

2. Затем заполните точками весь рисунок.

3. Каждую новую краску берите новой палочкой.

4. воды набирать меньше, а краски больше, чтобы горошины не растекались,

5. пятнышки не должны сливаться друг другом, поэтому делаем их на расстоянии друг от друга.

6. Итог занятия

Пресный водоём– это природное сообщество. Все обитатели водоема так привыкли друг к другу, что каждый из них в отдельности не проживет, погибнет, потому что каждый обитатель водоема живет за счет другого. И трудно сказать, кто в водоеме главный. Здесь все нужны друг для друга, и если из водоема исчезнут какие-либо растения или насекомые, то остальные жильцы начнут болеть и погибнут.

-Видите, ребята, как тесно связаны обитатели водоема между собой. Никак им не прожить в одиночку. Жить они могут всегда только вместе, одной семьей.

Читайте также: