Второстепенные члены предложения конспект

Обновлено: 06.07.2024

Учащиеся научатся находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами; аргументированно отвечать и доказывать своем мнение.

ВложениеРазмер
vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx 18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Цели: познакомить с термином второстепенные члены предложения; научить находить второстепенные члены предложения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

I Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Вы друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

А теперь все дружно сели

И на доску посмотрели.

II Актуализация знаний

-Запишите предложение под диктовку.

Чем меньше слов, тем больше дров.

-Как вы понимаете поговорку? (Меньше разговариваешь, больше выполнишь работы)

-Какие знакомые орфограммы здесь вам встретились? (Парные согласные на конце слов: слов – слова, дров – дрова. Мягкий знак – показатель мягкости: меньше, больше.)

-Подчеркните в словах: вариант 1 – звонкие согласные, вариант 2 – глухие согласные.

-А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

2. Словарная работа

(На доске запись)

Р Ч И С У Щ Н Ц О К

-Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие непарные глухие звуки, и тогда вы узнаете, написание какого слова нужно запомнить сегодня на уроке.

-Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

-Как называется маленький рисунок? (рисуночек)

-Запишите это слово.

-А какой вид деятельности можно образовать из этого слова? (рисовать)

-Запишите слово в тетрадь.

-Какие герои во всех мультфильмах? (нарисованные)

-Спишите это слово с доски. Запомните. Как пишутся все эти слова.

III Самоопределение к деятельности

- Что дети делают на уроке рисования? (Дети рисуют)

-Запишите это предложение.

-О ком говорится в предложении? (о детях)

-Что говорится о детях? (они рисуют)

-Что мы записали? (Предложение)

-Назовите главные члены предложения.(Дети рисуют)

-Для чего я его добавила? (Чтобы уточнить смысл предложения)

-Кто еще можно добавить слова, которые смогли бы уточнить это предложение?

-Так, могут ли быть другие слова в предложении, кроме главных членов? (да)

-Сегодня на уроке мы будем говорить об этих словах.

IV Работа по теме урока

- Откройте учебник на с.31 и прочитайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (Что такое второстепенные члены предложения)

-Кто уже догадался, как называются все остальные слова в предложении, кроме главных членов? (второстепенные члены предложения)

-А сейчас посмотрите на упр 33 с.31. Чем отличается слово паучок от паук?

-Докажите, что выделенные слова в этом предложении – основа. (Если убрать ее, смысл предложения станет непонятен)

-Прочитайте правило на с.31. Для чего нужны второстепенные члены предложения? (Они поясняют главные члены)

А сейчас все дружно встали,

Отдохнем, как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Руки вверх. Руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, вы, ребятишки!

VI Закрепление изученного материала

-А теперь давайте послушаем, что нам скажет электронный учебник.

-Прочитайте задание упр 34. Ответьте на вопросы устно.

-Назовите основу первого предложения. (Ветерок веет)

-Поставьте вопрос к слову тихо. (Веет как? Тихо)

-на какой вопрос отвечает слово осенний? (какой?)

-Кто разберет второе предложение?

Задания из электронного учебника.

VII Подведение итогов урока

-Что такое второстепенные члены предложения? (Все слова в предложении, кроме основы)

-Для чего они нужны? (уточняют главные члены предложения)

-Понравился ли вам урок?

-Оцените свою работу.

Выучить правило, составить и записать предложение со словом рисунок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по теме "Однородные члены предложения"

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения" к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. 4 класс.

Цель урока: создать условия для формирования умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.Задачи:Образовательные: формирование представлений о подлежащем и сказуемом, их особенностях, о связи .

Конспект урока на тему"Второстепенные члены предложения. Определение" (УМК"ПНШ"3 класс)

Цель деятельности учителя: -Формировать понятие об определении как о второстепенном члене предложения;-Находить и выделять в предложении;-Научить правильно задавать вопросы к определению.Планиру.


Конспект урока по русскому языку "Характеристика предложения и разбор слова как часть речи" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Данный урок будет полезен учителям начальных классов.


Конспект урока на тему "Однородные члены предложения"

Тема: Однородные члены предложения – Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и сказуемые. – Овладение умением устной реч.


Второстепенные члены предложения. Дополнения

Второстепенные
члены предложения

Понятие и обозначения
второстепенных членов предложения

Второстепенные члены предложения поясняют главные члены предложения или другие второстепенные члены, например:
Солнце скрылось за горою ; главные члены: солнце скрылось; второстепенный член, поясняющий главный: скрылось (г д е?) за горою.

Лунная дорожка подрагивала на темной глади озера . Второстепенный член предложения темной поясняет второстепенный член глади: подрагивала на глади (к а к о й?) темной. Значения второстепенных членов распознают по вопросам.

Условные обозначения второстепенных членов предложения:

Второстепенные члены предложения делят на три группы: дополнения, определения, обстоятельства .

ДОПОЛНЕНИЕ

Дополнением называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Он обычно обозначает предмет, выражается существительным и чаще всего зависит от сказуемого, реже — от существительного и прилагательного: Я принялся разводить (ч т о?) костер . Подбежал (к ком у?) ко мне мой Трезор. Тигр сильнее (кого?) медведя. Представитель (ч е г о?) посольства встретил нас .

Грамматические значения дополнения:

Способы выражения дополнения

Второстепенные члены предложения. Дополнения

Дополнения делятся на прямые и косвенные

Прямыми дополнениями называются дополнения, которые стоят при переходных глаголах и обозначают предмет, на который направлено действие. Они обычно выражаются винительным падежом без предлога, например: Бедным людям приходится забывать (ч т о?) горе за работой. Поправил он (ч т о?) лыжи . (М. Салтыков-Щедрин)

Все остальные дополнения называются косвенными: Акинтич, выпивши, любил похвастать своей работой. У дедушки начинала болеть спина. (М. Салтыков-Щедрин)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определением называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? который? чей? и обозначает признак предмета: Люблю побродить по осеннему лесу .

Определения могут конкретизировать предмет по:

  • качественному признаку ( холодная зима, синее море );
  • действию (опадающая листва, сделанная работа );
  • месту ( городской житель — житель города );
  • времени ( летний отдых — отдых летом );
  • отношению к другому предмету ( глиняная чашка — чашка из глины );
  • принадлежности ( бабушкины очки — очки бабушки ).

Определения бывают согласованные и несогласованные

Согласованные определения стоят в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное, т.е. связываются с существительным с помощью согласования.

Несогласованные определения связываются с определяемым существительным без согласования в роде, числе и падеже, т.е. по способу управления или примыкания.

Несогласованное определение может совмещать значение определения со значением обстоятельства или дополнения, т. е. отвечать на вопросы разных второстепенных членов предложения. Широкой подъезд (какой? куда?) на улицу закрыт наглухо (А. Толстой).

Несогласованные определения выражают признак более конкретно, чем согласованные: яблочный сок — сок из яблок .

Таблица. Согласованные и несогласованные определения

Определения бывают одиночные (если признак определяется одним словом) и распространённые (если при определении есть пояснительные слова), например: доброе лицо, украденная книга; быстро придуманная версия, красные от мороза щеки .

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение — это особый вид определения. Оно выражается существительным, которое ставится в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное: утёс-великан, утёса-великана, утёсом-великаном. Приложения могут обозначать:

  • профессию: лётчик-космонавт;
  • национальность: проводник-индус,
  • собственные имена предметов неодушевлённых: река Амур, город Хабаровск;
  • различные качества предмета: весна-красавица;
  • возраст: возница-старик.

В качестве приложений могут использоваться различные имена собственные (названия литературных, музыкальных и т.д. произведений, журналов, газет и т.п.). Такие приложения называются несогласованными и заключаются в кавычки.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака: Очень звонко пел в небе жаворонок. Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? зачем? почему? как? Обычно обстоятельство относится к сказуемому, реже — к другим членам предложения. Обстоятельство как зависимое слово в словосочетании связывается с главным словом по способу примыкания или управления. Обстоятельственные значения могут выражаться разными частями речи, а также оборотами.

Способы выражения обстоятельств

Если обстоятельство связано с главным словом по способу управления, то оно может иметь добавочное значение дополнения. Мы остановились перед воротами (И. Тургенев). Кроме вопроса где? возможен и вопрос дополнения перед чем?

Разряды обстоятельств

Обстоятельства могут выражаться наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, неопределённой формой глагола, существительными в косвенных падежах, сравнительными оборотами, синтаксически неделимыми сочетаниями, например: Сгоряча он не почувствовал боли. Утомившись в дороге, я крепко заснул. Дерсу долго и терпеливо слушал меня. В тайге пахло грибами и осенью. При сильном землетрясении часто гибнут люди. Я забежал к тебе попрощаться.

Второстепенные чле­ны пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной связью.

Чтобы понять, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, напом­ним, что грам­ма­ти­че­ским и смыс­ло­вым ядром пред­ло­же­ния явля­ет­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, кото­рые состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву.

Если в выска­зы­ва­нии име­ют­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным, например:

Что такое второстепенные члены предложения?

В пред­ло­же­нии могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, а так­же дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Они зави­сят от глав­ных и дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, от кото­рых к ним зада­ют­ся син­так­си­че­ские вопро­сы, например:

Зима заво­дит с маем дол­гий раз­го­вор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).

  • (что?) зима — подлежащее;
  • зима (что дела­ет?) заво­дит раз­го­вор (раз­го­ва­ри­ва­ет) — про­стое гла­голь­ное сказуемое;
  • заво­дит раз­го­вор (с чем?) с маем — допол­не­ние; под­чи­ни­тель­ная связь управ­ле­ния;
  • раз­го­вор (какой?) дол­гий — опре­де­ле­ние, под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ния.

Предложение, в кото­ром, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, явля­ет­ся распространенным.

Дадим опре­де­ле­ние, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения.

Второстепенные чле­ны пред­ло­же­ния — это чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ски зави­ся­щие от дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щие их и свя­зан­ные с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или примыкания.

Главные и второстепенные члены предложения

Виды второстепенных членов

По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям вто­ро­сте­пен­ные чле­ны делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ния пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Дополнение и обсто­я­тель­ство при­над­ле­жат ска­зу­е­мо­му, зави­сят от него и пояс­ня­ют его.

Таблица

НазваниеЧто обо­зна­ча­етВопросОт како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­ситСпособ выра­же­ния
ОпределениеПризнак пред­ме­таКакой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельстваСуществительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое числительное
Причастие
ДополнениеПредметКого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­гоСуществительное
Местоимение
Количественное числительное
ОбстоятельствоМесто, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д.Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­гоНаречие
Существительное с предлогом
Глагол
Деепричастие

Определение

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый име­ет общее зна­че­ние при­зна­ка, отве­ча­ет на вопро­сы какой? кото­рый? чей? и отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным значением.

Полная луна плы­ла по ясно­му без­об­лач­но­му небу (В. Арсеньев).

  • луна (какая?) пол­ная
  • по небу (како­му?) ясно­му, без­об­лач­но­му .

Указанные опре­де­ле­ния пол­но­стью сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мы­ми сло­ва­ми, поэто­му назы­ва­ют­ся согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Несогласованные опре­де­ле­ния свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния или при­мы­ка­ния. Они выра­жа­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми частя­ми речи и их формами:

1. суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же с пред­ло­гом и без него

  • совет (чей?) учи­те­ля ;
  • спи­сок (какой?) груп­пы ;
  • вет­ка (чья?) бере­зы ;
  • шап­ка (какая?) с козырь­ком ;
  • пла­тье (какое?) в полос­ку ;

2. при­тя­жа­тель­ным место­име­ни­ем 3 лица (его, её, их)

  • его лицо — лицо (чье?) его ;
  • её радость — радость (чья?) её ;
  • их забо­ты — забо­ты (чьи?) их ;

3. наре­чи­ем

  • взгляд испод­ло­бья ;
  • борщ по-украински ;
  • парк напро­тив ;
  • ули­ца наис­ко­сок ;

4. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного

  • чай покреп­че ;
  • маль­чик постар­ше ;
  • дев­чуш­ка посме­лее ;

5. инфи­ни­ти­вом

  • надеж­да отдох­нуть ;
  • жела­ние при­лечь ;
  • вре­мя дей­ство­вать ;

6. нечле­ни­мым словосочетанием

  • ребе­нок шести лет ;
  • това­ры повсе­днев­но­го спро­са ;
  • дом в трех шагах ;
  • доб­рей­шей души жен­щи­на.

Дополнение

Дополнение при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в предложении.

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий пред­мет и отве­ча­ю­щий на вопро­сы кос­вен­ных падежей.

Например:

  • накор­ми­ла (кого?) малы­ша ;
  • выпи­ла (чего?) сока ;
  • добав­лю (к чему?) к хле­бу ;
  • отдам (кому?) това­ри­щу ;
  • взял­ся (за что?) за пери­ла ;
  • гор­жусь (кем?) доче­рью ;
  • оза­бо­чен (чем?) пре­пят­стви­я­ми ;
  • думаю (о чём?) о рабо­те ;
  • рас­ска­жу (о ком?) о соба­ке .

От того, в какой падеж­ной фор­ме нахо­дит­ся допол­не­ние и управ­ля­ет им пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный гла­гол, раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное дополнение.

Я лёг на снег и закрыл (что?) гла­за (Вениамин Каверин. Два капитана).

Глаза — пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без предлога.

Мы увле­ка­ем­ся (чем?) ката­ни­ем на коньках.

Катанием — кос­вен­ное допол­не­ние, выра­жен­ное фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа существительного.

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Обстоятельство при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии. Чаще оно пояс­ня­ет ска­зу­е­мое, но может отно­сить­ся и к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам предложения.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий при­знак дей­ствия или дру­го­го признака.

(Где?) На мхах, под дере­вья­ми лежа­ла седая роса, густо пах­ло пре­лой лист­вой и веш­ней водой (И. Соколов-Микитов).

Обстоятельства делят­ся на основ­ные виды:

1. обра­за дей­ствия (как? каким обра­зом?)

Ленивые круп­ные хло­пья сне­га (как?) бес­шум­но сколь­зи­ли мимо окна (В. Тендряков).

Шел он (как?) мед­лен­но , впе­ре­вал­ку (А. Гайдар).

2. меры и сте­пе­ни (в какой сте­пе­ни?)

До вече­ра оста­ва­лось не более полу­ча­са, а заря едва-едва (в какой сте­пе­ни?) зажи­га­лась (И. С. Тургенев).

В пер­вый раз голос у неё немно­го (в какой сте­пе­ни?) дрог­нул (В. Каверин).

3. обсто­я­тель­ства места (где? куда? отку­да?)

Снег висел (где?) на дере­вьях , лежал (где?) на кры­ше кара­уль­но­го поме­ще­ния (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Анна Васильевна роб­ко шаг­ну­ла (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).

Отсюда (отку­да?), свер­ху , откры­вал­ся вели­ко­леп­ный вид во все сто­ро­ны (В. Арсеньев).

4. обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?)

(Когда?) Сегодня я дол­жен буду дать свое сло­во без­воз­врат­но (Ф. М. Достоевский. Идиот).

Я всё шел и уже соби­рал­ся было при­лечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).

(С каких пор?) С само­го утра небо ясно (И. С. Тургенев).

5. обсто­я­тель­ства усло­вия (при каком усло­вии?)

Начнем собра­ние (при каком усло­вии?) при нали­чии боль­шин­ства .

(При каком усло­вии?) При жела­нии все­го мож­но добиться.

Он выпол­нит это пору­че­ние (при каком усло­вии?) в слу­чае дого­во­рен­но­сти с поставщиками.

6. обсто­я­тель­ство при­чи­ны (поче­му? отче­го? по какой при­чине?)

Сенокос запоз­дал (отче­го?) из-за дождей (К. Паустовский).

Она боя­лась, что кни­ги погиб­нут (поче­му?) от сыро­сти (И. Эренбург).

Прихватим с собой в доро­гу зон­ти­ки (по какой при­чине?) на слу­чай дождя .

7. обсто­я­тель­ство цели (зачем? с какой целью? для чего?)

Шагал по мок­рой доро­ге седой ста­рик. Шагал (с какой целью?) поко­сить тра­вы коро­вён­ке (В. Шукшин).

(Для чего?) Для укреп­ле­ния здо­ро­вья сле­ду­ет про­во­дить зака­ли­ва­ю­щие вод­ные процедуры.

Хозяин дома вышел на крыль­цо (с какой целью?) встре­тить гостей.

8. обсто­я­тель­ство уступ­ки обо­зна­ча­ет, вопре­ки чему совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ет на вопро­сы: вопре­ки чему? несмот­ря на что?

В Петербурге вопре­ки его соб­ствен­ным ожи­да­ни­ям ему повез­ло (И. С. Тургенев).

Повезло (вопре­ки чему?) вопре­ки ожиданиям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Целевой блок

Второстепенные члены предложения.

Формирование представления об однородных второстепенных членах предложения.

Предметные: узнают, роль второстепенных членов в предложениях; смогут составлять предложения с второстепенными членами; сформируют представление о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, стремятся освоить лексическое богатство русского языка.

1) регулятивные УУД: научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя.

2) коммуникативные УУД: научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту.

3) познавательные УУД: научатся образовывать словосочетания по схемам.

Образовательные: научить определять второстепенные члены предложения, их роль.

Развивающие: развивать способность определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Урок систематизации знаний

Организационно-деятельностный блок

Второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения.

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Физкультура, математика, литература, искусство.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1. Организация начала урока

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ждут нас трудные задачи.

В добрый путь и всем удачи!

На меня все посмотрели,

Улыбнулись друг другу и сели.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли готово к уроку русского языка: тетрадь, учебник?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания.

2. Формулирование темы, постановка цели

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

- Обратите внимание на слайд. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова.

ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ.

- Какие слова у вас получились? Запишите одно из этих слов на 1 строке. Запись начинаем с маленькой буквы, без запятых.

- Давайте вспомним, что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

- Чем являются сказуемое и подлежащее?

- Устно составьте предложение только из подлежащего и сказуемого.

- Все ли предложения состоят только из грамматической основы?

- Как называются такие члены?

- Скажите, а всё ли мы знаем о второстепенных членах?

-Послушайте стихотворение и подумайте, какая тема нашего урока?

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох.

- Есть ли здесь слова, которые мы произносим с интонацией перечисления?

- Как называются члены предложения, которые произносим с интонацией перечисления?

- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

- Для того, чтобы достичь этой цели, нам нужно поставить перед собой определённые задачи. Дополните фразы так, чтобы получилось полное предложение:

1. Определим роль однородных второстепенных членов предложения;

2. Установим связь между главными и второстепенными членами;

3. Сможем применить знания при выполнении заданий.

Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар.
Учащиеся записывают слово в тетрадях.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

Сказуемое – главный член предложения, которым бывает глагол, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: что делает? что сделает?

Они являются главными членами предложения (или грамматической основой).

Сорока прилетела. Собака лаяла. Урок начался. Звонок прозвенел.

Нет, есть ещё другие члены предложения.

Однородные члены предложения.

Цель – формирование представления об однородных второстепенных членах предложения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Изучение учебного материала

- Хорошо, задачи поставлены, перейдём к их решению. Итак, наша 1 задача определить роль второстепенных членов предложения.

Оживают поля, леса, луга. (Именительный падеж)

Солнце осветило поля, леса, луга. (Винительный падеж)

- Какие слова совпадают по звучанию?

- В каком падеже стоят слова в 1-м предложении, во 2-м предложении?

- Запишите предложения в тетрадь и разберите по членам. Какую ошибку можно допустить при разборе предложения?

- По каким признакам определяют второстепенные члены предложения?

-Какое из этих предложений нераспространенное? Распространенное?

- Пронаблюдайте, каким членом предложения могут ещё являться однородные члены?

- Начертите схему второго предложения.

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике?

- Правильно ли вы сделали вывод об однородных членах предложения?

Прочитайте вывод в учебнике на с.108. Прочтите правило.

- Вика, прочти правило вслух. Как вы понимаете его? Верно ли мы с вами рассуждали?

- Что мы с вами узнали в ходе работы? Мы узнали, какую роль играют второстепенные члены предложения, а значит решили 1 задачу урока.

- Какое из предложений является распространённым, а какое нераспространенным?

- Пользуясь правилом давайте выполним упражнение 245 на с.109 с комментированием.

-Запишите предложения и объясните, почему в них употреблены запятые. Подумай, как это можно сделать графически.

- Подчеркните главные члены предложения, к второстепенным задайте и подпишите вопросы. Рядом с предложением укажите, распространённое оно или нет, следующим образом: (распр.), (нераспр.).

- К доске пойдет …
1. На ёлке зажглись красные, зелёные, синие огоньки.

2. Цапли живут на болотах и озёрах.

3. Звонко, тонко журчит в ручье волна. (А. Блок)

4. В чаще пахнет паутиной, яблоками, малиной. (Л. Толстой)

- Составьте схему к одному из предложений,

- Что мы с вами установили? Мы с вами установили связь между главными и второстепенными членами и выполнили 2 задачу урока.

Одинаковая форма слова.

Отвечают на вопросы косвенных падежей.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены нужны, чтобы пояснять, уточнять, дополняют главные члены. Позволяют выразить главную мысль более полно, более выразительно.

Предложение с второстепенными членами предложений называют распространёнными.

Предложения с второстепенными членами называют распространёнными. В отличие от них предложения, которые состоят только из главных членов, называют нераспространёнными.

1 ученик записывают 1 предложение на доске, остальные в тетради. К доске 4 человека.

Личностные: положительно относиться к учению, желать приобретать новые знания.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы.

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы.

4. Физкультминутка

- Вы отлично потрудились. Настало время отдохнуть. Встаньте, отойдите на безопасное расстояние друг от друга.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

- Садимся на места.

осознают важность сохранения и укрепления здоровья.

5. Закрепление учебного материала

- Нам осталось выполнить последнюю задачу урока, заодно проверить, как вы усвоили новый материал. У вас на столах лежат карточки с заданием. Стёпа, прочти задание. Если вам всё понятно, то поднимите сигнал зелёного цвета, если нет – красного. На это задание у вас 5 минут.

- Спишите, исправляя ошибки. Выделите грамматическую основу. Найдите второстепенные однородные члены, подчеркните их. Как они связаны с главными?

- В октябре берёзы, и орешник стали золотыми.

- Следы зайцев лисиц и белок рисовали затейливые рисунки.

- Опавшая листва кружится ложится на землю.

- Снег покрыл луга, поля, леса.

(Опрос ученик после выполнения задания)

- Если справились с заданием, поднимите руку. Отлично, проверяем.

- Что обозначает второстепенные члены в 1 предложении? Какие допущены ошибки?

- Для чего нужны нам второстепенные члены?

- Мы смогли применить знания при выполнении задания? Последняя задача на урок выполнена.

Выполняют задание на карточках самостоятельно.

- В октябре берёзы и орешник стали золотыми.

- Следы зайцев, лисиц и белок рисовали затейливые рисунки.

- Опавшая листва кружится и ложится на землю.

- Снег покрыл луга, поля, леса.

Осуществляют проверку своей работы.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы.

6. Итог урока

- Вспомним тему нашего урока.

- Какую цель мы ставили на урок? Цель урока достигнута?

- Какова роль второстепенных членов предложения?

- Как найти второстепенные члены предложения?

- Какие предложения называются распространенными?

- Какие предложения называются нераспространенными?

Цель – формирование представления об однородных второстепенных членах предложения.

Второстепенные члены предложения подчиняются главным членам предложения. Они распространяют (поясняют, уточняют, дополняют) информацию, передаваемую подлежащим и сказуемым.

Предложение с второстепенными членами предложений называют распространёнными.

В отличие от них предложения, которые состоят только из главных членов предложения, называют нераспространёнными.

Коммуникативные: четко формулировать ответ на поставленный вопрос; участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, используя правила вежливости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка для второго класса по учебнику В.П. Канакиной.

Урок русского языка во 2-ом классе.

Цель. Познакомить с термином второстепенные члены предложения; научить находить второстепенные члены предложения.

Задачи урока. Закрепить знания учащихся о частях речи и о главных членах предложения. Развивать орфографические навыки, речь учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

I Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Давайте проверим, как вы сидите:

II Актуализация знаний

Орфографическая минутка

Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики (пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальцы погулять.|
Этот пальчик самый сильный.
Самый толстый и большой.
Это пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал!

-Запишите предложение под диктовку.

Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

-Как вы понимаете поговорку? (Чем больше снега зимой на полях, тем богаче урожай хлеба.)

-Какие знакомые орфограммы здесь вам встретились? (Парные согласные на конце слов: снег – снега, хлеб – хлеба. Безударная гласная: зимой - зимы.)

-Подчеркните в словах: вариант 1 – звонкие согласные, вариант 2 – глухие согласные.

-А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

2. Словарная работа

-Запишите слова, диктуя себе по слогам, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную. Запомните. Как пишутся все эти слова.

Опустел наш летний сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи. (Ноябрь)

-Что объединяет эти слова? Как их можно назвать одним словом? (Осень)

III Самоопределение к деятельности

Что можно сказать об осени? (Наступила осень.)

-Запишите это предложение.

-О чем говорится в предложении? (об осени)

-Что говорится о ней? (она наступила)

-Что мы записали? (Предложение)

-Назовите главные члены предложения.(Осень наступила.)

-Для чего я его добавила? (Чтобы уточнить смысл предложения)

-Какие еще можно добавить слова, которые смогли бы уточнить это предложение? (Ранняя, поздняя)

-Так, могут ли быть другие слова в предложении, кроме главных членов? (да)

-Сегодня на уроке мы будем говорить об этих словах.

IV Работа по теме урока

-Откройте учебник на странице31 и прочитайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (Что такое второстепенные члены предложения)

-Кто уже догадался, как называются все остальные слова в предложении, кроме главных членов? (Второстепенные члены предложения)

-А сейчас посмотрите на упражнение 33 с.31. Чем отличается слово паучок от слова паук?

-Докажите, что выделенные слова в этом предложении – основа. (Если убрать ее, смысл предложения станет непонятен)

-Прочитайте правило на странице 31. Для чего нужны второстепенные члены предложения? (Они поясняют главные члены)

Физкультминутка

А сейчас все дружно встали,

Отдохнем, как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Руки вверх. Руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, вы, ребятишки!

VI Закрепление изученного материала

-Прочитайте задание в упражнении 34. Ответьте на вопросы устно.

-Назовите основу первого предложения. (Ветерок веет)

-Поставьте вопрос к слову тихо. (Веет - как? Тихо.)

-На какой вопрос отвечает слово осенний? (Какой?)

-Кто разберет второе предложение?

VII Подведение итогов урока

-Что такое второстепенные члены предложения? (Все слова в предложении, кроме основы)

-Для чего они нужны? (Уточняют главные члены предложения)

VIII Рефлексия

-Понравился ли вам урок?

-Оцените свою работу.

Читайте также: