Второстепенные члены предложения конспект
Обновлено: 06.07.2024
Учащиеся научатся находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами; аргументированно отвечать и доказывать своем мнение.
Вложение | Размер |
---|---|
vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Цели: познакомить с термином второстепенные члены предложения; научить находить второстепенные члены предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
I Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Вы друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
А теперь все дружно сели
И на доску посмотрели.
II Актуализация знаний
-Запишите предложение под диктовку.
Чем меньше слов, тем больше дров.
-Как вы понимаете поговорку? (Меньше разговариваешь, больше выполнишь работы)
-Какие знакомые орфограммы здесь вам встретились? (Парные согласные на конце слов: слов – слова, дров – дрова. Мягкий знак – показатель мягкости: меньше, больше.)
-Подчеркните в словах: вариант 1 – звонкие согласные, вариант 2 – глухие согласные.
-А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
2. Словарная работа
(На доске запись)
Р Ч И С У Щ Н Ц О К
-Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие непарные глухие звуки, и тогда вы узнаете, написание какого слова нужно запомнить сегодня на уроке.
-Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
-Как называется маленький рисунок? (рисуночек)
-Запишите это слово.
-А какой вид деятельности можно образовать из этого слова? (рисовать)
-Запишите слово в тетрадь.
-Какие герои во всех мультфильмах? (нарисованные)
-Спишите это слово с доски. Запомните. Как пишутся все эти слова.
III Самоопределение к деятельности
- Что дети делают на уроке рисования? (Дети рисуют)
-Запишите это предложение.
-О ком говорится в предложении? (о детях)
-Что говорится о детях? (они рисуют)
-Что мы записали? (Предложение)
-Назовите главные члены предложения.(Дети рисуют)
-Для чего я его добавила? (Чтобы уточнить смысл предложения)
-Кто еще можно добавить слова, которые смогли бы уточнить это предложение?
-Так, могут ли быть другие слова в предложении, кроме главных членов? (да)
-Сегодня на уроке мы будем говорить об этих словах.
IV Работа по теме урока
- Откройте учебник на с.31 и прочитайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (Что такое второстепенные члены предложения)
-Кто уже догадался, как называются все остальные слова в предложении, кроме главных членов? (второстепенные члены предложения)
-А сейчас посмотрите на упр 33 с.31. Чем отличается слово паучок от паук?
-Докажите, что выделенные слова в этом предложении – основа. (Если убрать ее, смысл предложения станет непонятен)
-Прочитайте правило на с.31. Для чего нужны второстепенные члены предложения? (Они поясняют главные члены)
А сейчас все дружно встали,
Отдохнем, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх. Руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, вы, ребятишки!
VI Закрепление изученного материала
-А теперь давайте послушаем, что нам скажет электронный учебник.
-Прочитайте задание упр 34. Ответьте на вопросы устно.
-Назовите основу первого предложения. (Ветерок веет)
-Поставьте вопрос к слову тихо. (Веет как? Тихо)
-на какой вопрос отвечает слово осенний? (какой?)
-Кто разберет второе предложение?
Задания из электронного учебника.
VII Подведение итогов урока
-Что такое второстепенные члены предложения? (Все слова в предложении, кроме основы)
-Для чего они нужны? (уточняют главные члены предложения)
-Понравился ли вам урок?
-Оцените свою работу.
Выучить правило, составить и записать предложение со словом рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Однородные члены предложения"
Конспект урока по теме "Однородные члены предложения" к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. 4 класс.
Цель урока: создать условия для формирования умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.Задачи:Образовательные: формирование представлений о подлежащем и сказуемом, их особенностях, о связи .
Конспект урока на тему"Второстепенные члены предложения. Определение" (УМК"ПНШ"3 класс)
Цель деятельности учителя: -Формировать понятие об определении как о второстепенном члене предложения;-Находить и выделять в предложении;-Научить правильно задавать вопросы к определению.Планиру.
Конспект урока по русскому языку "Характеристика предложения и разбор слова как часть речи" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Данный урок будет полезен учителям начальных классов.
Конспект урока на тему "Однородные члены предложения"
Тема: Однородные члены предложения – Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и сказуемые. – Овладение умением устной реч.
Второстепенные
члены предложения
Понятие и обозначения
второстепенных членов предложения
Второстепенные члены предложения поясняют главные члены предложения или другие второстепенные члены, например:
Солнце скрылось за горою ; главные члены: солнце скрылось; второстепенный член, поясняющий главный: скрылось (г д е?) за горою.
Лунная дорожка подрагивала на темной глади озера . Второстепенный член предложения темной поясняет второстепенный член глади: подрагивала на глади (к а к о й?) темной. Значения второстепенных членов распознают по вопросам.
Условные обозначения второстепенных членов предложения:
Второстепенные члены предложения делят на три группы: дополнения, определения, обстоятельства .
ДОПОЛНЕНИЕ
Дополнением называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Он обычно обозначает предмет, выражается существительным и чаще всего зависит от сказуемого, реже — от существительного и прилагательного: Я принялся разводить (ч т о?) костер . Подбежал (к ком у?) ко мне мой Трезор. Тигр сильнее (кого?) медведя. Представитель (ч е г о?) посольства встретил нас .
Грамматические значения дополнения:
Способы выражения дополнения
Дополнения делятся на прямые и косвенные
Прямыми дополнениями называются дополнения, которые стоят при переходных глаголах и обозначают предмет, на который направлено действие. Они обычно выражаются винительным падежом без предлога, например: Бедным людям приходится забывать (ч т о?) горе за работой. Поправил он (ч т о?) лыжи . (М. Салтыков-Щедрин)
Все остальные дополнения называются косвенными: Акинтич, выпивши, любил похвастать своей работой. У дедушки начинала болеть спина. (М. Салтыков-Щедрин)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Определением называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? который? чей? и обозначает признак предмета: Люблю побродить по осеннему лесу .
Определения могут конкретизировать предмет по:
- качественному признаку ( холодная зима, синее море );
- действию (опадающая листва, сделанная работа );
- месту ( городской житель — житель города );
- времени ( летний отдых — отдых летом );
- отношению к другому предмету ( глиняная чашка — чашка из глины );
- принадлежности ( бабушкины очки — очки бабушки ).
Определения бывают согласованные и несогласованные
Согласованные определения стоят в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное, т.е. связываются с существительным с помощью согласования.
Несогласованные определения связываются с определяемым существительным без согласования в роде, числе и падеже, т.е. по способу управления или примыкания.
Несогласованное определение может совмещать значение определения со значением обстоятельства или дополнения, т. е. отвечать на вопросы разных второстепенных членов предложения. Широкой подъезд (какой? куда?) на улицу закрыт наглухо (А. Толстой).
Несогласованные определения выражают признак более конкретно, чем согласованные: яблочный сок — сок из яблок .
Таблица. Согласованные и несогласованные определения
Определения бывают одиночные (если признак определяется одним словом) и распространённые (если при определении есть пояснительные слова), например: доброе лицо, украденная книга; быстро придуманная версия, красные от мороза щеки .
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение — это особый вид определения. Оно выражается существительным, которое ставится в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное: утёс-великан, утёса-великана, утёсом-великаном. Приложения могут обозначать:
- профессию: лётчик-космонавт;
- национальность: проводник-индус,
- собственные имена предметов неодушевлённых: река Амур, город Хабаровск;
- различные качества предмета: весна-красавица;
- возраст: возница-старик.
В качестве приложений могут использоваться различные имена собственные (названия литературных, музыкальных и т.д. произведений, журналов, газет и т.п.). Такие приложения называются несогласованными и заключаются в кавычки.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака: Очень звонко пел в небе жаворонок. Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? зачем? почему? как? Обычно обстоятельство относится к сказуемому, реже — к другим членам предложения. Обстоятельство как зависимое слово в словосочетании связывается с главным словом по способу примыкания или управления. Обстоятельственные значения могут выражаться разными частями речи, а также оборотами.
Способы выражения обстоятельств
Если обстоятельство связано с главным словом по способу управления, то оно может иметь добавочное значение дополнения. Мы остановились перед воротами (И. Тургенев). Кроме вопроса где? возможен и вопрос дополнения перед чем?
Разряды обстоятельств
Обстоятельства могут выражаться наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, неопределённой формой глагола, существительными в косвенных падежах, сравнительными оборотами, синтаксически неделимыми сочетаниями, например: Сгоряча он не почувствовал боли. Утомившись в дороге, я крепко заснул. Дерсу долго и терпеливо слушал меня. В тайге пахло грибами и осенью. При сильном землетрясении часто гибнут люди. Я забежал к тебе попрощаться.
Второстепенные члены поясняют подлежащее и сказуемое или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью.
Чтобы понять, что такое второстепенные члены предложения, напомним, что грамматическим и смысловым ядром предложения является главные члены — подлежащее и сказуемое, которые составляют его грамматическую основу.
Если в высказывании имеются только главные члены предложения, такое предложение является нераспространенным, например:
Что такое второстепенные члены предложения?
В предложении могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее и сказуемое, а также другие члены предложения. Они зависят от главных и других членов предложения, от которых к ним задаются синтаксические вопросы, например:
Зима заводит с маем долгий разговор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).
- (что?) зима — подлежащее;
- зима (что делает?) заводит разговор (разговаривает) — простое глагольное сказуемое;
- заводит разговор (с чем?) с маем — дополнение; подчинительная связь управления;
- разговор (какой?) долгий — определение, подчинительная связь согласования.
Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены, является распространенным.
Дадим определение, что такое второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения — это члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.
Виды второстепенных членов
По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:
В предложении определения поясняют подлежащее и другие члены предложения. Дополнение и обстоятельство принадлежат сказуемому, зависят от него и поясняют его.
Таблица
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Определение — это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой? который? чей? и относится к слову с предметным значением.
Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев).
- луна (какая?) полная
- по небу (какому?) ясному, безоблачному .
Указанные определения полностью совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами, поэтому называются согласованными определениями.
Несогласованные определения связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания. Они выражаются следующими частями речи и их формами:
1. существительным в косвенном падеже с предлогом и без него
- совет (чей?) учителя ;
- список (какой?) группы ;
- ветка (чья?) березы ;
- шапка (какая?) с козырьком ;
- платье (какое?) в полоску ;
2. притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)
- его лицо — лицо (чье?) его ;
- её радость — радость (чья?) её ;
- их заботы — заботы (чьи?) их ;
3. наречием
- взгляд исподлобья ;
- борщ по-украински ;
- парк напротив ;
- улица наискосок ;
4. формой сравнительной степени прилагательного
- чай покрепче ;
- мальчик постарше ;
- девчушка посмелее ;
5. инфинитивом
- надежда отдохнуть ;
- желание прилечь ;
- время действовать ;
6. нечленимым словосочетанием
- ребенок шести лет ;
- товары повседневного спроса ;
- дом в трех шагах ;
- добрейшей души женщина.
Дополнение
Дополнение принадлежит к составу сказуемого в предложении.
Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей.
Например:
- накормила (кого?) малыша ;
- выпила (чего?) сока ;
- добавлю (к чему?) к хлебу ;
- отдам (кому?) товарищу ;
- взялся (за что?) за перила ;
- горжусь (кем?) дочерью ;
- озабочен (чем?) препятствиями ;
- думаю (о чём?) о работе ;
- расскажу (о ком?) о собаке .
От того, в какой падежной форме находится дополнение и управляет им переходный или непереходный глагол, различают прямое и косвенное дополнение.
Я лёг на снег и закрыл (что?) глаза (Вениамин Каверин. Два капитана).
Глаза — прямое дополнение, выраженное существительным в форме винительного падежа без предлога.
Мы увлекаемся (чем?) катанием на коньках.
Катанием — косвенное дополнение, выраженное формой творительного падежа существительного.
Обстоятельство. Виды обстоятельств
Обстоятельство принадлежит к составу сказуемого в предложении. Чаще оно поясняет сказуемое, но может относиться и к другим второстепенным членам предложения.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.
(Где?) На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И. Соколов-Микитов).
Обстоятельства делятся на основные виды:
1. образа действия (как? каким образом?)
Ленивые крупные хлопья снега (как?) бесшумно скользили мимо окна (В. Тендряков).
Шел он (как?) медленно , вперевалку (А. Гайдар).
2. меры и степени (в какой степени?)
До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва (в какой степени?) зажигалась (И. С. Тургенев).
В первый раз голос у неё немного (в какой степени?) дрогнул (В. Каверин).
3. обстоятельства места (где? куда? откуда?)
Снег висел (где?) на деревьях , лежал (где?) на крыше караульного помещения (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).
Анна Васильевна робко шагнула (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).
Отсюда (откуда?), сверху , открывался великолепный вид во все стороны (В. Арсеньев).
4. обстоятельства времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)
(Когда?) Сегодня я должен буду дать свое слово безвозвратно (Ф. М. Достоевский. Идиот).
Я всё шел и уже собирался было прилечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).
(С каких пор?) С самого утра небо ясно (И. С. Тургенев).
5. обстоятельства условия (при каком условии?)
Начнем собрание (при каком условии?) при наличии большинства .
(При каком условии?) При желании всего можно добиться.
Он выполнит это поручение (при каком условии?) в случае договоренности с поставщиками.
6. обстоятельство причины (почему? отчего? по какой причине?)
Сенокос запоздал (отчего?) из-за дождей (К. Паустовский).
Она боялась, что книги погибнут (почему?) от сырости (И. Эренбург).
Прихватим с собой в дорогу зонтики (по какой причине?) на случай дождя .
7. обстоятельство цели (зачем? с какой целью? для чего?)
Шагал по мокрой дороге седой старик. Шагал (с какой целью?) покосить травы коровёнке (В. Шукшин).
(Для чего?) Для укрепления здоровья следует проводить закаливающие водные процедуры.
Хозяин дома вышел на крыльцо (с какой целью?) встретить гостей.
8. обстоятельство уступки обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы: вопреки чему? несмотря на что?
В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло (И. С. Тургенев).
Повезло (вопреки чему?) вопреки ожиданиям.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока
Целевой блок
Второстепенные члены предложения.
Формирование представления об однородных второстепенных членах предложения.
Предметные: узнают, роль второстепенных членов в предложениях; смогут составлять предложения с второстепенными членами; сформируют представление о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, стремятся освоить лексическое богатство русского языка.
1) регулятивные УУД: научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя.
2) коммуникативные УУД: научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту.
3) познавательные УУД: научатся образовывать словосочетания по схемам.
Образовательные: научить определять второстепенные члены предложения, их роль.
Развивающие: развивать способность определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Урок систематизации знаний
Организационно-деятельностный блок
Второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения.
Фронтальная, индивидуальная, парная.
Физкультура, математика, литература, искусство.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
1. Организация начала урока
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ждут нас трудные задачи.
В добрый путь и всем удачи!
На меня все посмотрели,
Улыбнулись друг другу и сели.
- Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли готово к уроку русского языка: тетрадь, учебник?
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания.
2. Формулирование темы, постановка цели
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
- Обратите внимание на слайд. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова.
ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ.
- Какие слова у вас получились? Запишите одно из этих слов на 1 строке. Запись начинаем с маленькой буквы, без запятых.
- Давайте вспомним, что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
- Чем являются сказуемое и подлежащее?
- Устно составьте предложение только из подлежащего и сказуемого.
- Все ли предложения состоят только из грамматической основы?
- Как называются такие члены?
- Скажите, а всё ли мы знаем о второстепенных членах?
-Послушайте стихотворение и подумайте, какая тема нашего урока?
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох.
- Есть ли здесь слова, которые мы произносим с интонацией перечисления?
- Как называются члены предложения, которые произносим с интонацией перечисления?
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?
- Для того, чтобы достичь этой цели, нам нужно поставить перед собой определённые задачи. Дополните фразы так, чтобы получилось полное предложение:
1. Определим роль однородных второстепенных членов предложения;
2. Установим связь между главными и второстепенными членами;
3. Сможем применить знания при выполнении заданий.
Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар.
Учащиеся записывают слово в тетрадях.
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?
Сказуемое – главный член предложения, которым бывает глагол, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: что делает? что сделает?
Они являются главными членами предложения (или грамматической основой).
Сорока прилетела. Собака лаяла. Урок начался. Звонок прозвенел.
Нет, есть ещё другие члены предложения.
Однородные члены предложения.
Цель – формирование представления об однородных второстепенных членах предложения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3. Изучение учебного материала
- Хорошо, задачи поставлены, перейдём к их решению. Итак, наша 1 задача определить роль второстепенных членов предложения.
Оживают поля, леса, луга. (Именительный падеж)
Солнце осветило поля, леса, луга. (Винительный падеж)
- Какие слова совпадают по звучанию?
- В каком падеже стоят слова в 1-м предложении, во 2-м предложении?
- Запишите предложения в тетрадь и разберите по членам. Какую ошибку можно допустить при разборе предложения?
- По каким признакам определяют второстепенные члены предложения?
-Какое из этих предложений нераспространенное? Распространенное?
- Пронаблюдайте, каким членом предложения могут ещё являться однородные члены?
- Начертите схему второго предложения.
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике?
- Правильно ли вы сделали вывод об однородных членах предложения?
Прочитайте вывод в учебнике на с.108. Прочтите правило.
- Вика, прочти правило вслух. Как вы понимаете его? Верно ли мы с вами рассуждали?
- Что мы с вами узнали в ходе работы? Мы узнали, какую роль играют второстепенные члены предложения, а значит решили 1 задачу урока.
- Какое из предложений является распространённым, а какое нераспространенным?
- Пользуясь правилом давайте выполним упражнение 245 на с.109 с комментированием.
-Запишите предложения и объясните, почему в них употреблены запятые. Подумай, как это можно сделать графически.
- Подчеркните главные члены предложения, к второстепенным задайте и подпишите вопросы. Рядом с предложением укажите, распространённое оно или нет, следующим образом: (распр.), (нераспр.).
- К доске пойдет …
1. На ёлке зажглись красные, зелёные, синие огоньки.
2. Цапли живут на болотах и озёрах.
3. Звонко, тонко журчит в ручье волна. (А. Блок)
4. В чаще пахнет паутиной, яблоками, малиной. (Л. Толстой)
- Составьте схему к одному из предложений,
- Что мы с вами установили? Мы с вами установили связь между главными и второстепенными членами и выполнили 2 задачу урока.
Одинаковая форма слова.
Отвечают на вопросы косвенных падежей.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены нужны, чтобы пояснять, уточнять, дополняют главные члены. Позволяют выразить главную мысль более полно, более выразительно.
Предложение с второстепенными членами предложений называют распространёнными.
Предложения с второстепенными членами называют распространёнными. В отличие от них предложения, которые состоят только из главных членов, называют нераспространёнными.
1 ученик записывают 1 предложение на доске, остальные в тетради. К доске 4 человека.
Личностные: положительно относиться к учению, желать приобретать новые знания.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы.
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы.
4. Физкультминутка
- Вы отлично потрудились. Настало время отдохнуть. Встаньте, отойдите на безопасное расстояние друг от друга.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
- Садимся на места.
осознают важность сохранения и укрепления здоровья.
5. Закрепление учебного материала
- Нам осталось выполнить последнюю задачу урока, заодно проверить, как вы усвоили новый материал. У вас на столах лежат карточки с заданием. Стёпа, прочти задание. Если вам всё понятно, то поднимите сигнал зелёного цвета, если нет – красного. На это задание у вас 5 минут.
- Спишите, исправляя ошибки. Выделите грамматическую основу. Найдите второстепенные однородные члены, подчеркните их. Как они связаны с главными?
- В октябре берёзы, и орешник стали золотыми.
- Следы зайцев лисиц и белок рисовали затейливые рисунки.
- Опавшая листва кружится ложится на землю.
- Снег покрыл луга, поля, леса.
(Опрос ученик после выполнения задания)
- Если справились с заданием, поднимите руку. Отлично, проверяем.
- Что обозначает второстепенные члены в 1 предложении? Какие допущены ошибки?
- Для чего нужны нам второстепенные члены?
- Мы смогли применить знания при выполнении задания? Последняя задача на урок выполнена.
Выполняют задание на карточках самостоятельно.
- В октябре берёзы и орешник стали золотыми.
- Следы зайцев, лисиц и белок рисовали затейливые рисунки.
- Опавшая листва кружится и ложится на землю.
- Снег покрыл луга, поля, леса.
Осуществляют проверку своей работы.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы.
6. Итог урока
- Вспомним тему нашего урока.
- Какую цель мы ставили на урок? Цель урока достигнута?
- Какова роль второстепенных членов предложения?
- Как найти второстепенные члены предложения?
- Какие предложения называются распространенными?
- Какие предложения называются нераспространенными?
Цель – формирование представления об однородных второстепенных членах предложения.
Второстепенные члены предложения подчиняются главным членам предложения. Они распространяют (поясняют, уточняют, дополняют) информацию, передаваемую подлежащим и сказуемым.
Предложение с второстепенными членами предложений называют распространёнными.
В отличие от них предложения, которые состоят только из главных членов предложения, называют нераспространёнными.
Коммуникативные: четко формулировать ответ на поставленный вопрос; участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, используя правила вежливости.
План-конспект урока русского языка для второго класса по учебнику В.П. Канакиной.
Урок русского языка во 2-ом классе.
Цель. Познакомить с термином второстепенные члены предложения; научить находить второстепенные члены предложения.
Задачи урока. Закрепить знания учащихся о частях речи и о главных членах предложения. Развивать орфографические навыки, речь учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
I Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Давайте проверим, как вы сидите:
II Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики (пальчиковая гимнастика).
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальцы погулять.|
Этот пальчик самый сильный.
Самый толстый и большой.
Это пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал!
-Запишите предложение под диктовку.
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
-Как вы понимаете поговорку? (Чем больше снега зимой на полях, тем богаче урожай хлеба.)
-Какие знакомые орфограммы здесь вам встретились? (Парные согласные на конце слов: снег – снега, хлеб – хлеба. Безударная гласная: зимой - зимы.)
-Подчеркните в словах: вариант 1 – звонкие согласные, вариант 2 – глухие согласные.
-А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
2. Словарная работа
-Запишите слова, диктуя себе по слогам, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную. Запомните. Как пишутся все эти слова.
Опустел наш летний сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи. (Ноябрь)
-Что объединяет эти слова? Как их можно назвать одним словом? (Осень)
III Самоопределение к деятельности
Что можно сказать об осени? (Наступила осень.)
-Запишите это предложение.
-О чем говорится в предложении? (об осени)
-Что говорится о ней? (она наступила)
-Что мы записали? (Предложение)
-Назовите главные члены предложения.(Осень наступила.)
-Для чего я его добавила? (Чтобы уточнить смысл предложения)
-Какие еще можно добавить слова, которые смогли бы уточнить это предложение? (Ранняя, поздняя)
-Так, могут ли быть другие слова в предложении, кроме главных членов? (да)
-Сегодня на уроке мы будем говорить об этих словах.
IV Работа по теме урока
-Откройте учебник на странице31 и прочитайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (Что такое второстепенные члены предложения)
-Кто уже догадался, как называются все остальные слова в предложении, кроме главных членов? (Второстепенные члены предложения)
-А сейчас посмотрите на упражнение 33 с.31. Чем отличается слово паучок от слова паук?
-Докажите, что выделенные слова в этом предложении – основа. (Если убрать ее, смысл предложения станет непонятен)
-Прочитайте правило на странице 31. Для чего нужны второстепенные члены предложения? (Они поясняют главные члены)
Физкультминутка
А сейчас все дружно встали,
Отдохнем, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх. Руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, вы, ребятишки!
VI Закрепление изученного материала
-Прочитайте задание в упражнении 34. Ответьте на вопросы устно.
-Назовите основу первого предложения. (Ветерок веет)
-Поставьте вопрос к слову тихо. (Веет - как? Тихо.)
-На какой вопрос отвечает слово осенний? (Какой?)
-Кто разберет второе предложение?
VII Подведение итогов урока
-Что такое второстепенные члены предложения? (Все слова в предложении, кроме основы)
-Для чего они нужны? (Уточняют главные члены предложения)
VIII Рефлексия
-Понравился ли вам урок?
-Оцените свою работу.
Читайте также: