Всероссийский день правовой помощи детям в 2021 году конспект

Обновлено: 05.07.2024

Права ребёнка – это свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка, которые нашли свое отражение и в нормативных правовых актах Российской Федерации. Российская Федерация признает, что детство является важным этапом жизни человека, интересы детей являются одним из важнейших приоритетов государственной политики.

Через 30 лет, именно 20 ноября 1989 года, была принята Конвенция о правах ребёнка.

Международная Декларация по правам детей – это официальный документ, принятый международным сообществом, в котором прописаны обязанности взрослого перед ребенком. Декларация предусматривает одинаковые для всех несовершеннолетних права при воспитании, образовании, физическом и духовном развитии, при этом неважно, какая раса у ребёнка, на каком языке он говорит, какую религию исповедует и т. д. Конвенция определяет волю несовершеннолетних на получение образования, на проведение отдыха и досуга, на пользование другими услугами государств, входящих в ООН и подписавших этот документ. Конвенция – это первый и основной международно-правовой документ, определяющий права несовершеннолетних.

Официальные документы ООН рекомендуют всем странам ввести в практику празднование 20 ноября Всемирного дня ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвящённого деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. В рамках этого дня проводятся мероприятия, посвящённые детям (открытые уроки, просветительные занятия, семинары, конференции, лекции, акций, демонстрации и флешмобы, сбор пожертвований детским домам и малоимущим семьям благотворительными фондами). Основная цель этого дня – привлечь внимание общественности к законодательным нормам, обеспечивающим благоприятное развитие и становление личности несовершеннолетних членов социума.

Основная задача проведения Всероссийского дня правовой помощи детям – правовая помощь детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также широкое информирование граждан о возможностях системы бесплатной юридической помощи. В этот день во всех субъектах Российской Федерации организуются пункты бесплатных юридических консультаций по вопросам прав детей, опеки, попечительства и детско-родительских отношений. Помимо оказания бесплатной юридической помощи, в этот день будут проводиться дополнительные мероприятия по правовому консультированию детей и их родителей в образовательных организациях, а также на базе общественных приёмных, центров бесплатной юридической помощи во всех регионах России.

Основные подходы в организации проведения мероприятий, приуроченных к Всероссийскому дню правовой помощи детям,
в образовательных организациях

Профилактическая работа в образовательной организации по правовому просвещению и воспитанию обучающихся является средством профилактики правонарушений и борьбы с негативными проявлениями в подростковой и молодёжной среде. Воспитание целостной личности, сочетающей в себе следование принципам морали, духовное и культурное богатство, законопослушность невозможно без правового просвещения и правового воспитания обучающегося.

Целью правового просвещения в образовательной организации является формирование правовой культуры, правовых знаний.

В Всероссийский день правовой помощи детям в образовательных организациях рекомендуется провести занятия правовой грамотности, направленные на:

  • акцентирование внимания учащихся, их родителей и педагогов в вопросах прав и свобод ребёнка как полноценного участника правовых отношений;
  • способствование развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности;
  • оказание помощи школьникам в определении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества.

Занятия правовой грамотности могут быть организованы в рамках учебной деятельности:

Во внеурочной работе, при проведении внеклассных мероприятий, мероприятия по правовому просвещению могут носить разнообразный характер:

  1. Беседы, лекции для обучающихся на правовую тематику с привлечением к проведению мероприятий общественных организаций, представителей правоохранительных органов, преподавателей и студентов юридических факультетов высших учебных заведений в качестве лекторов, а также родительской общественности.
  2. Мероприятия с использованием интерактивных методов, обеспечивающие личное участие обучающихся в предлагаемой деятельности, вовлечение всех участников в обсуждение поставленных проблем, что будет способствовать выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт.
  3. Мероприятия с использованием игровых форм – ролевые и деловые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни или художественных источников, инсценировки судебных процессов, жизненных правовых ситуаций. Использование инсценировок и ролевых игр при проведении таких мероприятий позволяет разнообразить процесс обучения, мотивировать обучающихся к самостоятельному поиску информации, формировать ответственное отношение к выполняемому делу, учит работать в коллективе, выражать и грамотно отстаивать своё мнение.
  4. Социально значимые проекты, конкурсы, акции, направленные на формирование гражданско-правового сознания (подготовка творческого задания, презентации, создание видеоролика, проведение исследований и т. д.).
  5. Электронная форма правового просвещения – организация видеолекций, конференций, использование информационных материалов и различных электронных ресурсов, в том числе МЭШ, для организации и проведения классных часов, внеклассных мероприятий и др.
  6. Совместная продуктивная деятельность – изготовление учащимися информационно-дидактических материалов: буклетов, брошюр, справочных материалов по изучаемым правовым темам.
  7. Проведение собраний по правовому консультированию родителей (законных представителей) по вопросам прав детей с привлечением представителей школьных служб примирения, социальных служб, правоохранительных органов, юристов, а также индивидуальное консультирование в области юридических аспектов опеки и детско-родительских отношений для родителей учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, опекунов (приёмных родителей), законных представителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
  8. Размещение на публичном пространстве образовательной организации информации, посвящённой аспектам гражданско-правовой культуры.

Проведение таких мероприятий не только повысит правовую культуру всех участников образовательных отношений, но и сформирует у них активную гражданскую позицию.

При организации мероприятий по правовому просвещению важно исходить не только из уровня знаний обучающихся в вопросах права, но и с учётом возраста детей. Так, например, на уровне начального общего образования проведение занятий основывается на игровых формах работы: викторины, игры, конкурсы рисунков, плакатов и т. д.; на уровне основного общего образования при обучении правам ребенка выбор необходимо отдать комплексу познавательных и практических заданий, который учитывает интересы и жизненный опыт учащихся; на уровне среднего общего образования лучше избрать поисково-исследовательской метод и деятельностную практику.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие права детей:

Методические материалы, рекомендуемые для проведения мероприятий Всероссийского дня правовой помощи детям:


Материалы

Цель: познакомить учащихся с основными правами несовершеннолетних.

- повышение уровня правовой культуры школьников;

- развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся;

- профилактика правонарушений обучающихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход классного часа.

II. Этап формирования мотивации. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в честь праздника Всероссийского дня правовой помощи детям, чтобы обсудить проблемы детей во всем мире, а также обратить внимание на взаимоотношения между миром взрослых и миром детей.

- В нашем государстве, впрочем, как и в любой другой стране, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Дело в том, что дети не всегда могут защитить себя сами, хотя зачастую находятся в очень тяжелом положении. В каких же трудных жизненных ситуациях могут оказаться дети?

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Безнадзорные и бездомные дети

Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий

Дети - жертвы насилия

Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы.

III. Этап усвоения знаний об основных правах и обязанностях детей.

- Ребята, Международный день ребенка отмечается 20 ноября.

Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".

- А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. На территории Российской федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

- Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Декларация – образец-призыв. Конвенция – договор, обязательный для выполнения.

- А кого считают ребенком? Ребята, как вы думаете, до скольких лет согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком?

- Подумали? А теперь проголосуем. (Учитель записывает результаты голосования на доске).

- Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы:

1) основные права – на жизнь, на имя;

2) обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);

3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);

4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание);

5) образование детей и их культурное развитие;

6) защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.

Главное право каждого человека – право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции. Послушаем наших виртуальных друзей..

“Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам; строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.

- В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении. (Идет представление данного документа учащимися.)

- Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

- Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. В каком документе определены ваши права и обязанности в школе? Правильно, в Уставе школы.

- Мы с вами имеем право не только на образование, но и право на отдых. Родители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. Лучший отдых – это отдых со своей семьей.

- Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою личную неприкосновенность, право на неприкосновенность и невмешательство в личную жизнь. Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить, думать только так, а не иначе.

- Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.

IV. Обязанности детей.

- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – основная обязанность каждого человека.

Существуют и другие обязанности:

Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование; эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста.

Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны; также полный запрет введен на кастеты и холодное оружие.

V. Ответственность.

- Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

Ложный звонок.

Ребята инсценируют правонарушения.

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы…

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание! Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

– Это нас-то, маленьких. Какой с нас штраф?

- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Осквернение зданий и транспорта.

В класс вбегают мальчишки:

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

Ребята, отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважайте чужие права!

VI. Рефлексия.

Сегодня вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему навредить. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют различные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования, выбор будущей профессии и т. д.

Чтобы несправедливости в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка.

- Кто знает как зовут Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (Анна Юрьевна Кузнецова)?

- Кто является Уполномоченным по правам ребенка в Мордовии (Юткина Наталья Евгеньевна)?

Ребята, вы поняли и убедились, что в мире и обществе вы не одиноки. Каждый ребенок охраняется и оберегается законами и правовыми нормами.

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и об­ращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в ус­ловиях, не унижающих его достоинства.

А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

- Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение – пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.
В этот день хочу я пожелать,
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,
Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенных ребят,
Каждому - семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю!
(Право на воспитание в семье).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Куликовский филиал МБОУ СОШс. Октябрьское

Единый урок

wpid-5656d6f60bfc24d1da788836fc20a7ea

Всероссийский День

Панарина Светлана Викторовна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

2021-2022 уч.г.

Цель: познакомить учащихся с основными правами несовершеннолетних.

- повышение уровня правовой культуры школьников;

- развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся;

- профилактика правонарушений обучающихся.

-передать обучающимся знания о конвенции, о правах ребенка;

- воспитывать уважение к правам других людей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход классного часа.

I . Организационный момент.

II . Этап формирования мотивации. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в честь праздника Всероссийского дня правовой помощи детям, чтобы обсудить проблемы детей во всем мире, а также обратить внимание на взаимоотношения между миром взрослых и миром детей.

- В нашем государстве, впрочем, как и в любой другой стране, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Дело в том, что дети не всегда могут защитить себя сами, хотя зачастую находятся в очень тяжелом положении. В каких же трудных жизненных ситуациях могут оказаться дети?

- Дети, оставшиеся без попечения родителей

- Безнадзорные и бездомные дети

- Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий

- Дети - жертвы насилия

- Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы.

III . Этап усвоения знаний об основных правах и обязанностях детей.

- Ребята, Международный день ребенка отмечается 20 ноября.

Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".

- А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. На территории Российской федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

- Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Декларация – образец-призыв. Конвенция – договор, обязательный для выполнения.

- А кого считают ребенком? Ребята, как вы думаете, до скольких лет согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком?

- Подумали? А теперь проголосуем. (Учитель записывает результаты голосования на доске).

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет ) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

567592_1

- А где записаны все права детей? (Беседа с учащимися).

- Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы:

1) основные права – на жизнь, на имя;

2) обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);

3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);

4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание);

5) образование детей и их культурное развитие;

6) защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.

Главное право каждого человека – право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции. Послушаем наших виртуальных друзей..

“Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам; строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.

- В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении. (Идет представление данного документа учащимися.)

- Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

- Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. В каком документе определены ваши права и обязанности в школе? Правильно, в Уставе школы.

- Мы с вами имеем право не только на образование, но и право на отдых. Родители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. Лучший отдых – это отдых со своей семьей.

- Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою личную неприкосновенность, право на неприкосновенность и невмешательство в личную жизнь. Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить, думать только так, а не иначе.

- Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.

IV . Обязанности детей.

- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – основная обязанность каждого человека.

Существуют и другие обязанности:

- Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование; эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста.

- Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны; также полный запрет введен на кастеты и холодное оружие.

V . Ответственность.

- Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

Ложный звонок.

Ребята инсценируют правонарушения.

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы…

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание! Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, милиции.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

– Это нас-то, маленьких. Какой с нас штраф?

- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Осквернение зданий и транспорта.

В класс вбегают мальчишки:

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

Ребята, отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважайте чужие права!

VI . Рефлексия.

Сегодня вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему навредить. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют различные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования, выбор будущей профессии и т. д.

Чтобы несправедливости в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка.

- Кто знает как зовут Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (Анна Юрьевна Кузнецова)?

- Кто является Уполномоченным по правам ребенка в Мордовии ( Юткина Наталья Евгеньевна)?

Ребята, вы поняли и убедились, что в мире и обществе вы не одиноки. Каждый ребенок охраняется и оберегается законами и правовыми нормами.

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей :

2. М а у г л и. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и об­ращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в ус­ловиях, не унижающих его достоинства.

А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

- Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение – пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.
В этот день хочу я пожелать,
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,
Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенных ребят,
Каждому - семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю!
(Право на воспитание в семье).

Познакомить детей с законами, которые защищают их права и интересы.

Форма занятия: беседа.

Ход занятия:

Подготовить место проведения, собрать детей, подготовить конспект беседы.

Дата празднования Всемирного дня ребенка была выбрана в честь принятия ООН в этот день в 1959 году Декларации прав ребенка. В этот же день, но в 1989 году была принята также Конвенция о правах ребенка. Именно поэтому дата 20 ноября считается днем, посвященным всем детям мира.

История возникновения праздника

Всемирный день ребенка задумывался не просто как праздник, но и как день, который помог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром детей и миром взрослых. В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. 20 ноября 1959 года была принята первая Декларация прав ребенка, которая провозглашала равные права детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения независимо от национальности, цвета кожи, имущественного положения, общественного происхождения и т. п. 20 ноября 1989 года, когда была подписана Конвенция о правах ребенка, она приняла статус международного правового документа. Именно поэтому название праздника иногда именуется как Международный день прав ребенка. Декларация прав ребенка призывала всех родителей, органы власти, государственных деятелей, любые организации признать права и свободы ребенка, соблюдать их и всеми силами содействовать их осуществлению.

Сегодня ты живёшь с родителями, которые заботятся о тебе, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат тебя, когда ты болеешь, создают тебе условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему навредить. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют различные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования, выбор будущей профессии и т. д.

Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому очень часто становятся жертвами несправедливости и насилия. Чтобы несправедливости в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка. Самая главная и важная функция Уполномоченного по правам ребенка - осуществление независимого контроля за соблюдением прав ребенка. Особенность Уполномоченного заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей. Если ты осознаешь, что твои права нарушаются, но не знаешь, как написать заявление? Куда обратиться? Если у тебя возникли проблемы с оформлением гражданства, тебе отказывают в предоставлении льгот, назначении и выплате социальных пособий, тебя незаконно выселяют из квартиры, тебе не дают реализовать свое право на жилье. В указанных, а также в других случаях, связанных с нарушением твоих прав - ты имеешь полное право обратиться за защитой к Уполномоченному по правам ребенка.

Справка о проведении Всероссийского Дня правовой помощи в МБДОУ

Справка о проведении Всероссийского Дня правовой помощи в МБДОУ С целью повышения правовой культуры обучающихся и их родителей (законных представителей, в рамках Всероссийского Дня помощи детям, 20 ноября.


Воспитательное мероприятие, посвящённое Всемирному дню прав ребенка, в рамках Дня правовой помощи детям.

Цель: Формирование правовой грамотности и профилактика правонарушений учащихся.

Задачи: обобщить знания учащихся об основных правах ребенка; формировать представление о единстве прав и обязанностей человека, отрицательное отношение к противоправным поступкам; побуждать учащихся к защите своих прав, не ущемляя при этом права окружающих; развивать навыки работы с источниками права, анализировать их, высказывать собственную точку зрения, вести диалог; воспитывать гражданственность, уважение к правам других людей, умение решать социальные проблемы, затрагивающие права человека; работать самостоятельно и в группе.

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы собрались в честь праздника Всероссийского дня правовой помощи детям, который проводится 20 ноября, чтобы обсудить проблемы детей во всем мире, а также обратить внимание на взаимоотношения между миром взрослых и миром детей, обсудить проблемы, которые касаются, наверное, каждого здесь присутствующего.

Сегодня мы посвятим теме “Права ребенка”.

Дата празднования Всемирного дня ребенка была выбрана неслучайно:

20 ноября 1959 года была принята первая Декларация прав ребенка, которая провозглашала равные права детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения независимо от национальности, цвета кожи, имущественного положения, общественного происхождения и т.п.

20 ноября 1989 года, когда была подписана Конвенция о правах ребенка, она приняла статус международного правового документа. Именно поэтому название праздника иногда именуется как Международный день прав ребенка.

Декларация прав ребенка призывала всех родителей, органы власти, государственных деятелей, любые организации признать права и свободы ребенка, соблюдать их и всеми силами содействовать их осуществлению.

Именно поэтому дата 20 ноября считается днем, посвященным всем детям мира.

Всемирный день ребенка задумывался не просто как праздник, но и как день, который помог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром детей и миром взрослых.

В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

Сейчас мы разделимся с вами на 3 группы (сидящие в ряду из разных классов – методом случайного подбора). Каждой группе предстоит работа, в ходе которой мы вместе попробуем определить наиболее важный спектр прав ребенка и оценить ситуацию, сложившуюся в данном направлении, в мире и в России.

- Что вы знаете о своих правах, которые вам обязаны обеспечить в семье?

Подводим итог: ребенок имеет право:
• жить и воспитываться в семье;
• знать своих родителей;
• на общение с родителями;
• на воссоединение с семьей;
• на получение содержания от своих родителей;
• на заботу, воспитание со стороны родителей;
• на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

- Какое из вышеназванных прав по отношению к вам не соблюдается?

Учитель: Не надо забывать, что каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности прописаны в Уставе школы. Из того перечня, что я буду вам озвучивать, выберите, что относится к правам, а что к обязанностям.

(Вопросы задаются конкретным учащимся, которые заняли пассивную позицию в группе)
1. Получение бесплатного общего образования

2. Получение дополнительного образования

3. Соблюдение Устава школы

4. Бережное отношение к имуществу учреждения

5. Уважение человеческого достоинства

6. Добросовестно учиться

7. Выполнение требований педагогов

8. Уважение чести других учащихся

9. Выбор формы образования

10. Носить школьную форму

11. Посещать мероприятия, организуемы школой.

Учитель: Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше, чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности. Любое нарушение закона регулируется нормами разных отраслей права. Какие виды юридической ответственности вам знакомы? (административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая)

Учитель: Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.

• Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая ответственность)
• Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)
• Избиение одноклассника (Уголовная ответственность)
• Кража мобильного телефона (Уголовная ответственность)
• Прогул в школе (Дисциплинарная ответственность)
• Переход дороги в неположенном месте (Административная ответственность)
• Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая ответственность)
• Нецензурная брань в общественном месте (Административная ответственность)

Учитель: К сожалению, в настоящее время нередки случаи, когда несовершеннолетние граждане, плохо знающие закон, ведут себя в обществе неправомерно. Однако, всем хорошо известно, что незнание закона не освобождает от ответственности. В любом случае, рамки должного, дозволенного и запретного в общих чертах знают даже малолетние дети. Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная, которая наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. За какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 16 лет?

1. Побои
2. Убийство
3. Кража
4. Грабеж
5. Клевета
6. Мошенничество
7. Терроризм
8. Неправомерное завладение автомобилем
9. Умышленное причинение вреда здоровью
10. Контрабанда

1) К административной ответственности привлекаются несовершеннолетние, достигшие возраста 16 лет и совершившие такие правонарушения как, мелкое хулиганство, распитие пива или изготовленных на основе пива других содержащих алкоголь напитков, распитие алкогольной продукции, появление в общественном месте в состоянии опьянения.

Административная ответственность наступает, если совершенное правонарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.

2) Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:

убийство (статья 105),

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111),

умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112),

похищение человека (статья 126),

изнасилование (статья 131),

насильственные действия сексуального характера (статья 132),

кражу (статья 158),

грабеж (статья 161),

разбой (статья 162),

вымогательство (статья 163),

неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166),

умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167),

террористический акт (статья 205),

захват заложника (статья 206),

хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213),

вандализм (статья 214),

хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226),

хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229),

3) Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

7. Правовая помощь несовершеннолетним.

Учитель: Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон, “законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели”. Существует множество законов, регламентирующих права человека, но пока вы являетесь детьми, ваши права регулирует Конвенция о правах ребенка. И вы находитесь под защитой не только ваших родителей, но и государства.

Мы переходим ко второй части нашего круглого стола и предоставляем слово нашим гостям.

А) Выступление гостей.

Б) Вопросы учащихся и к учащимся.

Учитель: В заключение нашего круглого стола хочется еще раз напомнить о том,что пользуясь своими правами, надо помнить и уважать права других людей!

Ведущий 2 а сейчас поиграем в викторину

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)

в1В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)

В2Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)

В1У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)

В2Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

В1Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)

В2Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)

В1Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)

В2Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!” Колобок “…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)

В1Волк: “Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”. Козлята “…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно”.

В2Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша “……(Не имеешь права посягать на мою свободу)


-75%

Читайте также: