Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг москвы конспект урока 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Москва во главе объединения русских земель.

Вопросы по теме:

1. Процесс объединения земель Руси вокруг Московского княжества.

2. Политика московских князей.

3. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества

Централизованное государство – государство, объединившее вокруг сильной центральной власти ранее разрозненные земли;

Великое княжество Литовское – восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современной Белоруссии (полностью), Литвы (за исключением Клайпедского края), Украины (большая часть, до 1569 года), России (юго-западные земли, включая Смоленск, Брянск и Курск), Польши (Подляшье, до 1569 года), Латвии (частично; после 1561 года), Эстонии (частично; с 1561 по 1629 годы) и Молдавии.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

В начале XIV века русские земли находились в состоянии феодальной раздробленности. Не простая внутриполитическая ситуация в стране осложнялась ещё и тяжелым международным положением: монгольским владычеством на Руси и усилением Литвы, претендовавшей на юго-западные русские земли. Чтобы свергнуть золотоордынских ханов, следовало прежде объединить русские земли в единое централизованное государство. Кто мог возглавить объединение русских земель и борьбу против монгольского владычества?

В первой четверти XIV в. начинается борьба за великокняжеский престол между Москвой и Тверью. И в продолжавшейся несколько десятилетий борьбе тверских и московских князей за гегемонию на Руси победа оказалась на стороне московских. Московское княжество получило самостоятельность в 1276 г. Его значение резко возрастает в XIV в., когда оно начинает играть роль главного объединительного центра русских земель. Этому способствовали следующие факторы: выгодное географическое положение, удобное расположение на торговых путях благоприятствующее торговле; наличие земель, пригодных для земледелия; быстрый рост населения; поддержка со стороны духовенства; грамотная политическая деятельность московских князей.

Политика московских князей

Первым московским князем, который за годы своего правления увеличил территорию Московского княжества, был сын Александра Невского – Даниил. Он присоединил переяславские земли, а также Коломну, отобрав её у рязанского князя.

В 1319 году ярлык на княжение от хана получил его сын – Юрий, которого поддерживала Золотая Орда, он был женат на сестре хана Узбека. Одним из его решений было самостоятельно собирать дань для хана, которое повлияло на укрепление власти князя в Москве. Присоединил к Москве Переяславль-Залесский и Можайск. Главным соперником Юрия был Михаил Тверской.

Иван Данилович Калита заложил начало отношений с Золотой Ордой, поставленных больше на союзничестве, чем на полном подчинении. Он также самостоятельно собирал дань и даже помогал пресечь антиордынские восстания. Благодаря его действиям, ордынцы отозвали из Москвы своих ставленников – баскаков. Это позволило московскому князю, самостоятельно собирать дань, что укрепило его правление и увеличило доходы Московского Княжества.

При правлении Калиты Москва получила большое влияние на соседние земли: рязанские, псковские и новгородские. Благодаря тесному общению с главами церквей, ему удалось переместить митрополию из Владимира в Москву, и Москва стала духовным центром Руси. Его сыновья также расширяли территорию и влияние Москвы, тем самым увеличивая и её богатство. Во времена их правления, Московское княжество стало самым богатым на Руси.

Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества

Далее, на престол взошел Дмитрий Донской, объединивший в союзе под своим началом, Владимирское и Московское княжество и покоривший Тверь, позволил Москве стать общерусским центром. Несмотря на то, что он в 1371 году получил ярлык на княжение от хана, в 1374 году прекращает выплату дани ордынцам. Это стало разрывом их отношений. В 1377 году он захватил город Булгар и открыл торговые пути на Волге. В 1378 под его командованием московская и новгородская дружины разгромили ордынцев близ реки Воже.

Увеличение территории, богатства и населения Москвы, а затем победа Дмитрия Донского над армией Мамая в Куликовской битве существенно укрепила желание людей к объединению. Куликовская битва 1380 года стала отправной точкой к освобождению от гнета ордынцев, от которых страдали все русские люди.

После победы на Куликовом поле люди наконец-то почувствовали себя единым народом. И даже сожжение Москвы в 1382 приемником Мамая – Тохтамышем, не повлияло на желание людей стать одним государством. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троице – Сергиев монастырь и получил благословение на борьбу с Ордой у Сергия Радонежского. Преподобный Сергий отправил с князем монахов-богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что дело освобождения родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь.

Таким образом, XIV век в отечественной истории характеризовался началом важных процессов. Благодаря грамотной политике первых московских князей Москва превращается в центр объединения русских земель и борьбы против ордынцев. Куликовская битва хоть и не освободила Русь от зависимости, но вселила уверенность в будущей окончательной победе.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Тренировочные задания:

2. Выберите правильный вариант ответа.

В XIV в. южные и западные земли, некогда входившие в состав Киевской Руси, постепенно освободились от ордынского владычества, чему способствовало (способствовали):

а) победы, одержанные в 1257–1259 гг. князем Даниилом Галицким над ханским баскаком Куремсой;

б) распри в правящей элите Золотой Орды;

в) объединение этих земель под властью литовского князя Гедемина;

г) военные неудачи ордынцев во время венгерского (1282 г.) и польского (1287 г.) походов, после которых эти земли отошли к Польше.

Правильный ответ:

в) объединение этих земель под властью литовского князя Гедемина;

Разбор задания:

Вторым после Орды по значению соседом Руси в XIV веке было Литовское княжество. Его расцвет связан с деятельностью князя Гедимина, который разворачивает экспансию в русские земли. В XIV в. южные и западные земли, некогда входившие в состав Киевской Руси, были крайне ослаблены ордынскими набегами и не могли оказать сопротивление. Поэтому освобождаясь от власти Орды, они теряли свою самостоятельность и входили в состав Великого княжества литовского.

2. Подпишите название реки, на которой произошла битва.


Правильный ответ: Вожа

Разбор задания:

Для начала необходимо определить эпоху. Обозначения в легенде карты помогают установить, что битва произошла между русскими и ордынцами. Предводитель русских полков, согласно схеме, был Дмитрий. Значит, сражение произошло в XIV веке. Теперь обратимся к географическим объектам. Сражение произошло на притоке Оки в центре Русской равнины на территории Рязанского княжества. Всё указывает на реку Вожа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы

Проследить особенности становления Московского государства, выявить предпосылки возвышения Москвы.

Охарактеризовать противоречия, сложившиеся в отношениях Москвы, Литвы и Золотой Орды; выявить причины кризиса Монгольской державы.

Продолжить формирование умений учащихся анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема); представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: национальное самосознание.

Организационный момент.

Актуализация прежних знаний

Выполнение заданий в формате ЕГЭ (на местах)

Исторические портреты: Александр Невский, Чингисхан (у доски)

Изучение нового материала.

Новую тему учитель начинает с вступительного слова. Учащиеся делают записи в тетрадях.

В XIV-XV в. после феодальной раздробленности на Руси наступает период формирования единого Российского государства. Организатором объединения русских земель стало Московское княжество.

Объединительный процесс продолжался около двухсот лет. Его можно подразделить на три этана.

Первый этап объединения русских земель: конец XIII века — 80-е годы XIV века.

Второй этап: 80-е годы XIV в.—1462 г. характеризуется дальнейшим объединением русских земель вокруг Москвы. В этот период продолжалась борьба с ордынским игом.

Третий этап объединения русских земель: 1462— 1533 годы — в этот период завершается объединение русских земель вокруг Москвы и формируются общерусские государственные органы управления.

Создание русского централизованного государства было вызвано целым комплексом социально-экономических предпосылок.

Предпосылки объединения Руси:

1. Расселение и освоение новых земель.

2. Развитие городов и торговли.

3. Хозяйственный подъем.

4. Возникновение новой формы землевладения поместья.

Кроме того, объединению Руси способствовал ряд причин.

Причины объединения:

1. Усиление социальных противоречий. (Феодалы стремились закрепить крестьян с помощью центральной власти, а крестьяне и горожане надеялись, что центральная власть защитит их от феодалов.)

2. Необходимость борьбы с внешними врагами.

3. Единая культура, язык и религия.



Целевая аудитория: для 10 класса

Хороший материал, соответствующий аннотации. Презентация включает схемы, таблицы, много иллюстраций, есть подробный конспект. Недочетов в оформлении нет.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: образовательные: систематизация знаний по истории определенного исторического периода, знакомство с историческими процессами Руси второй половины XIV века: объединение земель и героическая борьба народа за независимость, за уничтожение монголо-татарского ига; оценка положения Руси и Орды накануне решающего сражения; выяснение причин победы в Куликовской битве и определение значения этой победы; развивающие: развитие у обучающихся умения обобщать и логически мыслить, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать выводы; воспитательные: формирование патриотических и нравственных чувств, глубокого уважения к истории Родины, воспитание в обучающихся гордости за свой народ.

Планируемые результаты:

Личностные: Овладение целостными представлениями об историческом пути средневековой Руси как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее познавательную ценность. Метапредметные: Осмысление социально-нравственного опыта предшест-вующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; сбор и фиксирование информации, выделение главной и второстепенной; использование современных источников информации.

Предметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ста-вить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятель-ности; готовность к сотрудничеству с сообучающимися, к коллективной работе; определение и использование исторических понятий и терминов; использование сведений из исторической карты как источника информации; использование приёмов исторического анализа; оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Дмитрия Донского исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок.

Тип урока: комбинированный.

Актуализация опорных знаний и умений:

В чем выражалась зависимость княжеств Руси от Золотой Орды?

Чем закончилось соперничество Москвы и Твери?

Назовите основные направления деятельности Ивана I.

Какое прозвище и почему он получил?

Прокомментируйте слава «Исторически прогрессивен Оказался твой жизненный путь. Н. Коржавин

Дакажите, что Москва превратилась в духовный центр русских земель.

Работа со слайдом: вставьте пропущенное.

Давайте представим, что собой представляла Москва при Иване Калите:

- центр торгового сотрудничества с Ордой;

- здесь резиденция митрополита;

переселилось много греческих монахов;

расширил Кремль, обнес его дубовыми стенами и башнями;

в Кремле стали строить каменные церкви

Изучение нового материала:

Шли годы. И с Москвою во главе

Неспешно, потихоньку, понемногу

Из множества разрозненных земель

Единое слагалось государство,

Как из перстов слагается кулак.

Н. Кончаловская

Сыновья Ивана Симеон Гордый (1340—1353) и Иван Красный (1353—1359) продолжили политику отца, Москва все явственней выступала как наиболее сильный центр объединения русских земель.

Сын Ивана Красного, Дмитрий Иванович (1359—1389), взошел на престол 9-летним ребенком. Большую роль в сохранении именно за Дмитрием великокняжеского престола сыграло московское боярство и митрополит Алексей.

В 1367—1368 гг. был возведен белокаменный кремль вокруг Москвы; благодаря его мощным стенам Литве не удалось взять город в 1368,1370 и 1372 гг.

Дмитрий Иванович продолжил политику своего деда Ивана Калиты по собиранию (т.е. объединению) русских земель вокруг Москвы. Что было сделано по объединению русских земель при Дмитрии Ивановиче?

Подчинил себе главных соперников – суздальско-нижегородского, тверского и рязанского князей;

Отбил три похода литовцев на Москву: 1368, 1370, 1372 гг.;

Не допускал княжеских распрей в подвластных Москве землях, посылая войско для наказания начавших усобицу князей;

Опирался на помощь церкви – митрополит мог запрещать на территории непокорных княжеств церковную службу: крестить, венчаться, отпевать умерших. Боясь возмущения народа, князья принимали условия Москвы;

А вскоре и весь русский народ, глядя на московского князя, стал готовиться к борьбе за свою свободу.

- . Подумайте, почему именно в это время Русь стала готовиться к борьбе за свою свободу?

Со времен Ивана Калиты прекратились нашествия и опустошения Руси, народ стал отвыкать от страха перед ордынцами; платить дань и подчиняться ханским распоряжениям стало казаться унизительным.

Произошел перлом в сознании народа, люди стали понимать, что, только объединившись, смогут избавиться от ненавистного владычества. Свои надежды связывали с московским князем, который проводил политику объединения.

Москва теперь могла опираться на военную мощь зависимых от нее земель.

В это время Орду продолжали сотрясать внутренние усобицы. Фактическая власть принадлежала темнику (военачальнику) Мамаю. Но он не имел права на престол, т.к. не был потомком Чингисхана. Он обратился за помощью к московскому князю. Получив отказ, Мамай направил на Русь войско, разбитое на реке Воже. Запишите в тетрадях:

11 августа 1378 г. – победа Дмитрия Ивановича над ордынцами на реке Воже

Впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении. В довершение всего Дмитрий отказался выплачивать дань Орде. Мамай не мог смириться с поражением, и обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

И вот перед Дмитрием Ивановичем встает трудная задача: как спасти Русь? Покориться или взяться за оружие? (Обучающиеся высказывают свои мнения.)

– С чего нужно начинать подготовку к сражению?

– Проанализируйте политическую обстановку и попробуйте предположить: кто мог стать союзником каждого из противников?

- нанял тяжелую итальянскую пехоту в генуэзских колониях Крыма;

- заключил союз с великим литовским князем Ягайло;

- заключил союз с рязанским князем Олегом;

. почему Олег пошел на этот шаг?

(У рязанского князя не оставалось иного выхода, т.к. московские войска могли встретить ордынцев на рубеже Оки, а владения рязанского князя остались бы без защиты)

- общая численность войска – 150-200 тысяч человек

- увеличилось постоянное войско князя;

- Дмитрий собрал и объединил дружины и ополчения большинства русских земель;

- общая численность войска – более 70 тысяч человек

Неоценима роль православной церкови, которая поддерживала политику московских князей в стремлении к объединению. Перед выступлением из Москвы великий князь отправился в Троице-Сергиеву лавру, основанную святым пустынником Сергием Радонежским. Тот благословил Дмитрия на войну, уверил в победе, хотя и соединенной с сильным кровопролитием, и отпустил с ним в поход двух монахов – Александра Пересвета и Родиона Ослябя.

(Москва объединила русские княжества для борьбы. Быстрый сбор народного ополчения и княжеских дружин. Умелые действия разведки русского войска. Правильный выбор места битвы. Умелое построение русского войска. Стойкость русских воинов. Своевременный удар засадного полка. Русское войско сражалось за свою родину.)

6 сентября 1380 года русское войско подошло к Дону. На военном совете мнения русских разделились: переправляться через реку или нет? Согласно летописям, русские князья решили перейти Дон, чтобы отрезать себе путь к отступлению. Значит, оставалось или погибнуть, или победить. Было решено принять бой на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы.

8 сентября 1380 г. состоялось сражение между войском Дмитрия Ивановича и монголо-татарами под предводительством Мамая, вошедшее в историю как Куликовская битва.

…Позади у воинов Непрядва,
Слева - затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.
Вот сейчас - не в дальней дали где – то –
Здесь сойдутся, как гроза с грозой…
Грянул поединок Пересвета,
Вышедшего в бой с Темур – Мирзой.
До земли поникли травы луга,
И до неба поднялись дубы:
Всадники несутся друг на друга,
Встретились, - и – кони на дыбы!
Копья, устремив ожесточенно,
Оба пали под ноги коней…
И тогда сошлись полки у Дона –
Кто из них отважней и сильней.

Монголо-татары стояли в верховьях реки Дона.

Русские подошли к Дону ночью. В ночной тишине они переправились через реку. Чтобы меньше шуметь, воины обёртывали копыта коней травой и придерживали оружие.

Место, где расположилось русское войско, называлось Куликово поле. Изрезанное ручьями и оврагами, покрытое кустарником и небольшими рощами, оно было неудобно для действий татарской конницы, привыкшей сражаться на открытой равнине. По краям поля был лес. Русские выстроили свои полки на одном конце поля, а один полк спрятали в лесу, в засаде.

Со стороны русских выехал всадник. Это был смелый Пересвет. Он приготовил копьё к бою и понёсся навстречу врагу. Всадники столкнулись, ударили друг друга копьями и оба замертво упали на землю.

В русском войске затрубили трубы. Воины сошлись. Началась битва.

Стойко держались русские, но монголо-татар было больше. Они стали теснить русских к реке. Уже раздавались победные крики врага.

В решающую минуту сечи сказалась хитрость Дмитрия, который использовал резерв — засадный полк Владимира Серпуховского. Ордынцы не ожидали внезапного удара, их сопротивление было сломлено. Монголо-татары дрогнули. В их рядах началась паника. Сам Мамай покинул свои войска и бежал.

За одержанную победу князь Димитрий был прозван Донским.

Несмотря на то, что уже в 1382 г. войска нового хана Тохтамыша разорили Москву и вновь заставили русские княжества выплачивать дань, значение Куликовской битвы сложно переоценить: - - Сильно возрос авторитет Москвы как центра политического и экономического сопротивления Орде.

- В конце жизни Дмитрий Донской передал великое княжение своему сыну Василию (1389—1425), уже не спрашивая ярлык на княжение у хана.

Закрепление изученного материала.

2. письменная работа по вариантам.

Назовите имя первого Московского князя.

Какое событие произошло в 1327 г?

Какое прозвище и почему получил князь Иван, правивший в Московском княжестве с 1325 г?

Укажите дату битвы на реке Вожжа.

Назовите не менее 2-х причин возвышения Москвы.

С каким княжеством боролась Москва за великокняжеский ярлык?

При каком князе был выстроен Московский белокаменный Кремль?

Укажите дату Куликовской битвы.

Назовите не менее 2-х причин, обусловивших победу русских войск в Куликовской битве.

Вывод: Дмитрий Иванович верил в силы народа, и народ поднимался на борьбу с врагом. Дмитрий Донской был бесстрашным воином, и его тактические решения в выборе места битвы сыграли важную роль в победе на Куликовом поле.

Подведение итогов урока.

Что изменилось в моих убеждениях после данного урока?

Был ли мне данный урок интересен? Чем?

Читайте также: