Возвратные глаголы 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ возвратные глаголы 6.docx

2.Развивающие: развивать устную монологическую речь, умение анализировать ответ одноклассника, развивать умение сравнивать языковые явления на материале возвратных глаголов, развивать умение декодировать информацию ( из таблицы в рассказ, из рассказа в алгоритм), совершенствовать орфографические навыки с опорой на алгоритм.

3.Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету путем вовлечения в научную дискуссию, через привлечение дополнительного материала из истории развития языка, воспитывать умение слушать выступающего и корректно высказываться о достоинствах и недостатках ответа, обратить внимание на правила поведения в обществе.

Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на уроке. Давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с гостями и начнём урок русского языка.

Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. А для начала нарисуйте смайл, передающий ваше настроение.

Остальные ребята вместе с учителем работают с текстом, который представлен на экране (слайд1)

Задание: Вставить буквы и определить спряжение у глагола, используя ранее изученный алгоритм.

ПОСЛЕ ДОЖДЯ

Летний дождь переста..т. Ты смотр…шь на небо. Оно голубе..т. Волшебный мост перекинулся от деревни до соснового бора. Это красавица радуга. Запах полевых цветов заполня…т всю местность. Из-за леса выплыва…т солнце. Дождевые капли тяжело пада..т с листьев и травинок. Каждая из них сверка…т, искр…тся. От земли идет легкий пар. Воздух свеж. Крич…т с ветки птица. Солнце освеща…т высокую сосну с гладким стволом. Вдруг вижу под сосной красавца с темной головкой на крепкой ножке. Вот повезло! Это был гриб боровик.

После разбора текста один ученик повторяет алгоритм рассуждения определения спряжения глагола.

Учащиеся, которые работали с карточками сдают их.

– Прочитайте записанные на доске (Слайд 2) выражения и скажите, что они обозначают.

Читать про себя,

выходить из себя,

– Какое местоимение употребляется во всех этих выражениях?

- Смотрим на доску (слайд3).

hello_html_227a6a85.jpg

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

- Это шуточное объяснение Татьяны Рик, но глаголы с -ся именно так и называются – возвратные. Это новое понятие. Возврат, возвратный, возвращать – то есть вернуть назад, вернуть себе. А на письме к глаголу приклеивается частичка -ся, и он становится возвратным. Что такое –ся? Где она употребляется и как пишется - это и есть тема нашей работы сегодня .

4. Наблюдение и постановка проблемы.

Учитель читает строчки:

Давайте же мыться, плескаться,

купаться, нырять, кувыркаться

- На что они заканчиваются?

- Есть ли лишний среди них? (Нырять.)

- Что общего у всех остальных глаголов?

(Глаголы с суффиксом –ся (-сь) называются возвратными: мыться – что делаю - моюсь, что делаешь – моешься, что делает – моется. Частица – ся, присоединяясь к глаголу, вносит добавочные значения. Суффикс отличается от других суффиксов тем, что он стоит после окончания)

- Ребята. На одном уроке у учеников и учителя произошла дискуссия: а что же такое –ся для глагола?. Давайте посмотрим, как они ответили (просмотр презентации).

- А как думаете вы?

Внимание! Историческая справка.

Мыться – т.е. мыть себя.

Одеваться – т.е. одевать себя.

Умываться – т. е. умывать себя.

Смысловая роль суффикса тоже доказана. Суффикс указывает на то, что действие направлено на сам предмет, то есть действие возвратное.

Это непривычно, потому что суффикс (прикрепленный) должен следовать за корнем и предшествовать окончанию, а окончание указывает, что после него ничего не должно быть в слове. И снова историческая справка это необычное явление нам может объяснить. Суффиксы –ся, -сь исторически пришли в глагол позже их личных или родовых окончаний. Эти суффиксы называются еще постфисками.

1) Образуйте и запишите возвратные глаголы.

Мирить – мириться,

рассердить – рассердиться

обнимать – обниматься

удивлять – удивляться

глядеть – приглядеться,

дружить – подружиться,

2)Заменитесловосочетания глаголами-синонимами, графически покажи, что эти глаголы возвратные.

Участвовать в соревновании (соревноваться), проводить тренировки (тренировать или тренироваться), проявлять стремление (стремиться), испытывать волнение (волноваться), допускать ошибки (ошибаться), принять решение (решиться), чувствовать радость (радоваться).

3) Работа по учебнику.

Упр. , переписываем, образуя от выделенных глаголов возвратные и вставляя их вместо точек, делаем по образцу.

Чем является -ся, -сь?(-ся, -сь – это суффиксы)

Какое значение придает глаголу?(Глаголы с -ся, -сь становятся возвратными)

Где стоит в слове? (Суффиксы -ся, -сь стоят послеокончания и называются постфиксами)

Когда пишем -ся, когда -сь?-ся после буквы согласного звука

-сь после буквы гласного звука

- Назовите ключевые слова темы. Что нового узнали, работая на уроке? Чему учились? Как образуется возвратная форма глагола? Каков опознавательный признак возвратных глаголов?

Домашнее задание. Напишите свою лингвистическую сказку, почему глаголы называются возвратными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на, изучение возвратных глаголов. а также различие возвратных и не возвратных глаголов.

урок представлен в виде урока-путешествия

Сарибаева Мадина Фархатовна

Среднеобразовательная школа № 34

Учитель русского языка и литературы

Города Ангрена Ташкентской области

Русский язык

Тема урока :

25 учащихся

6 класс 25 учащихся

Образовательная: продолжить знакомство в изучении глагола. Дать различие на возвратных и не возвратных глаголах.

Развивающая: развить навыки употребления различных методов при закреплении и изучении темы.

Воспитательная: привить здоровый интерес к соревнованиям среди учащихся.

Тип: урок- путешествие

Метод: словарный диктант, корректоры, фронтальный опрос, аукцион пословиц, головоломка, взаимопроверка

Наглядность: билеты для проезда на паровозах, веселые анимации, презентация о возвратных глаголах, календарь дня, раздаточный материал

орг. Момент. 5 мин

-Знакомьтесь, наши друзья паровозики. Они будут нам по помогать в дороге! Итак, в путь….

Давайте вместе с Вами пробьём дату в наших билетиках, итак сегодня ___________ .

Уточним пункт направления тема нашего сегодняшнего урока

Кстати, на этой станции живу очень любознательные человечки, которые любят все узнавать и вот сегодня им интересно узнать, чем знаменателен этот день. Я думая и Вам хочется пополнить свой календарь событий. Давайте узнаем, чем же знаменателен этот день.

Проверка домашнего задания 7 мин

Будьте внимательны, мы приближаемся к станции вредителей. Здесь живут вредные жители, они любят все портить, переворачивать. Вот они и приготовили нам задания для проверки домашнего задания на выбор. Вы помните в начале урока Вы выбирали жетоны с номерками, так вот перед нами карточки с заданиями

Карточка 1слайд 3

- найдите глаголы в неопределённой форме, выделите у них окончание!

Шорох, желтизна, аромат, обаятельный, стеречь, исчезать, отрасль, таять, чуять, багровый, лиловый, е мог, здесь, лазурный, помощник, уберечь.

Карточка 2 слайд 4

Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите корни и окончания.

Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает, плетется, ходим, тащим.

Молодцы вы справились! Ставим галочку в нашем билете и отправляемся в путь

Выставление и комментирование оценок за домашнее задание.

Новая тема. 13 мин

Они всегда задают вопросы вот и сейчас они передали письмо с вопросами с заданием

Учитель читает строчки:

Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, корыте, в лохани.

слайд 5 фронтальный опрос

А кто знает, как пишется это слово?

Какие слова встретились неизвестные. А словарь зачем?

- Назовите глаголы. На что они заканчиваются?

Есть ли лишний среди них? Что общего у этих глаголов?

- Какие вопросы у вас возникают? ( Что такое –ся? На что он указывает? Переходные ли глаголы с –ся?)

Бросит? ся, нравит? Ся, удиви? Ся,

- что мы должны написать на месте пропусков?

От чего зависит написание- ться и тся?

Ответы учащихся на данные вопросы

Давайте посмотрим на подсказки, которые нам дали Почемучки.

Слайд 6 таблица

Закрепление 20 мин

Ну вот мы с Вами изучили, как правильно употреблять - ться и –тся.

На этой станции живут самые умные и одарённые человечки, такие же, как и Вы! Они подготовили для Вас самые трудные и интересные вопросы. Вы готовы на них ответить?

Слайд 7 Аукцион пословиц

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

А) друзья(что делают?) познаются (3-е.л) в беде.

Б) за всё ( что делать?) браться ( неопр. Ф)- ничего не сделать.

Слайд 8 головоломка

Замените словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме 3-го лица

Проявлять стремление стремиться- стремится

Образуйте и запишите возвратные глаголы.

Творческая работа. (П)

а) – Замените словосочетания глаголами­ синонимами, графически покажите, что глаголы возвратные.

Участвовать в соревновании (соревноваться), быть на тренировке (тренироваться), проявлять стремление (стремиться), испытывать волнение (волноваться), допускать ошибки (ошибаться), чувствовать радость (радоваться).

б) – Запишите синонимы к глаголам.

Заглядеться (засмотреться), загореться (зажечься), бороться (сражаться), волноваться (беспокоиться), заинтересоваться (увлечься), вернуться (возвратиться), восхищаться (восторгаться).

Исправьте ошибки в тексте (корректоры) текст распечатан

Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить свой маму. Обезянка держиться заветку и слатко спит.

Слайд 12 взаимопроверка

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить свой маму. Обезьянка держится за ветку и сладко спит.

Молодцы, все Вы хорошо справились. Мы приехали к концу нашего путешествия и теперь давайте вместе с Вами подведем итоги урока.

Подведение итогов урока.

–Что нового узнали, работая на уроке?

Как образуется возвратная форма глагола?

Каков опознавательный признак возвратных глаголов?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?(+!; +; -; ?)

Взаимоценка (на основе алгоритма самооценки).

- Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свое мнение.

- Кому и над чем еще следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Но, к сожалению, вредители решили еще раз навредить нам и задали такое домашнее задание

А) Подобрать и записать пять пословиц с возвратным глаголом.

Грамоте учиться – всегда пригодится. Конь о четырёх ногах, а спотыкается. и т.д.)


На этом уроке мы узнаем, откуда у некоторых глаголов на конце взялся суффикс -ся. Поговорим о глаголах, которые называют возвратными. И узнаем, как возвратность сочетается с переходностью.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Возвратные глаголы"

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

Что такое возвратные глаголы?

Что нужно знать о возвратных глаголах?

Как связаны возвратные глаголы и переходные?

Чтобы разобраться в этих вопросах, нам сначала придётся вернуться к местоимениям. Среди местоимений есть одно, которое называется возвратным. Это местоимение себя.

Оно очень эгоистичное – мы говорили о том, что все действия оно возвращает к себе. То есть, направляет действие на говорящего.

А с действиями у нас как раз связан глагол. И поэтому у них с местоимением себя – долгая история. Ещё давным-давно местоимение себя обнаружило, что ему нравится стоять возле глагола. А глагол был не против – ведь местоимение возвращало ему действия!

Одевать – себя

Учить – себя

Во всех случаях действие направлено на того, кто его производит.

И все было бы отлично, если бы местоимение не решило, что оно стоит от глагола слишком далеко.

Постепенно местоимение начало сокращать дистанцию, а потом и вовсе сливаться с глаголом в одно слово. Но как это звучало!

Одевать себя – разве не нелепо?


Поэтому со временем местоимение сократилось. Возможно, просто сжалилось над глаголом.

И получилось – одеваться, учиться, мыться

У всех этих глаголов на конце стоит бывшее местоимение себя.

И поэтому такие глаголы стали называть возвратными.

Потому что местоимение себя – возвратное!

А что же глагол? Ему ничего не оставалось, как смириться с таким положением вещей.

Итак, сейчас мы называем возвратными глаголами такие глаголы, на конце которых стоит суффикс -ся.

Суффикс -ся при этом ставится после окончаний.

Посмотрим на такие глаголы.

Встречаться, улыбаться, купаться, обижаться, притворяться. У них есть суффикс -ся, и он стоит на самом конце слова.

Если мы поставим глаголы, например, в форму первого лица множественного числа, то сразу же увидим, что все окончания располагаются перед этим суффиксом.

Встречаемся, улыбаемся, купаемся и т. д.

Поэтому -ся учёные также называют постфиксом. Вы ещё встретитесь с этим названием в старших классах.

А теперь поставим наши глаголы в форму единственного числа.

Встречаюсь, улыбаюсь, купаюсь, обижаюсь…

Что это? На месте я вырос мягкий знак.

Получается, теперь у нас суффикс -сь.

Суффикс -ся чередуется с -сь.

На самом деле, это варианты одного и того же суффикса.

Суффикс -ся со временем не только получил вариант, но и изменил своё значение.

Собака злится и бросается.

Кажется, все правильно. Возвратные глаголы обозначают, что собака злит сама себя и сама себя бросает вперёд, когда хочет кого-то укусить.

Нет. Просто теперь возвратные глаголы могут обозначать действия, которые происходят сами собой.

Как здесь легко дышится!

Эта книга легко читается!

Мне нравится рисовать.

Суффикс -ся получил совершенно новое значение.

Кстати, а как мы назовём глаголы, у которых этого суффикса нет? Такие глаголы называются невозвратными.

Иногда мы можем сделать возвратные глаголы невозвратными – достаточно отнять у них суффикс -ся, с помощью которого они образовались. Глаголы встречаться, купаться, обижаться становятся невозвратными.

Но некоторые глаголы могут быть только возвратными. Нет глагола улыбать. И нет глагола притворять. Возвратность – неотъемлемая часть таких глаголов.

А теперь нам нужно вспомнить ещё кое-что. Мы говорили о том, что глаголы могут быть переходными и непереходными.


Вот глагол видеть. Мы легко подставляем к нему вопрос кого? что? Значит, глагол переходный.

Я вижу Петю!

А если мы подставим к этому глаголу суффикс -ся – каким он будет? Видеться – кого? что? Вопросы не подходят.

Получается, что глагол стал непереходным, как только мы сделали его возвратным.

Я вижусь с Петей.

Теперь глагол требует предлога и другого падежа.

И получается, что возвратные глаголы не могут быть переходными.


Ведь суффикс -ся попросту не даёт действию переходить на предмет!

Этот суффикс удерживает действие на месте, замыкая его на сам глагол.

То есть, получается, что все переходные глаголы – невозвратные. Да, так и есть. Рассмотрим несколько таких глаголов.

Взять, мирить, сделать, удивить, готовить. Мы легко можем подставить к ним вопросы кого? что? Это переходные глаголы. Но где же тут возвратность, где же суффикс -ся? Его нет.

Значит, стоит его добавить.

Взяться, мириться, сделаться, удивиться, готовиться… Но постойте, теперь нам не подходят вопросы!

Глаголы стали возвратными, но перестали быть переходными.

В одном глаголе не уживаются две этих категории. Если глагол хочет быть и возвратным, и переходным… что ж, ему придётся выбрать что-то одно. Нельзя получить все сразу.

Так что же получается…

Все переходные глаголы – невозвратные.

Но тогда – все непереходные глаголы – возвратные?

Как раз непереходные глаголы могут быть и возвратными, и невозвратными.

Посмотрим на глаголы краснеть, умереть, сидеть, встретиться, смотреться. От них нельзя поставить вопрос кого? что? То есть они непереходные. Но возвратные – только последние два глагола.

Нужно помнить, что возвратные глаголы – всегда непереходные.

А теперь ещё немного дополнительной информации. Мы уже встречались с возвратными глаголами – и они доставили нам немало трудностей.

Вот, например, в таких фразах, как эта. Потому что мы вечно забываем, как правильно писать -тся и -ться. А ведь в этом правиле речь идёт именно о возвратных глаголах.

Нужно помнить, что мягкий знак пишется в неопределённой форме глагола.


Мы напишем -ться, если ставим к глаголу вопросы, в которых тоже есть мягкий знак – что делать? или что сделать?

И мы не напишем мягкий знак, если его нет в вопросах – что делает? что делают? и так далее.

Нужно правильно ставить вопросы к таким словам.

Я хочу – что делать? – учиться.

Мой друг что делает? – хорошо учится.

Так что же мы должны сегодня запомнить?

Глаголы бывают возвратными и невозвратными.

Возвратными мы считаем глаголы, у которых на конце есть суффикс -ся или –сь. А в невозвратных глаголах такого суффикса нет.

Возвратные глаголы всегда непереходные. А невозвратные могут быть переходными или непереходными – это уже не так важно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тему урока в качестве объяснения можно рассказать в двух предложениях,а вот разработку урока на 45 минут сложнее.Урок представлен по ФГОС.

Тема урока: Возвратные глаголы.

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Возвратные глаголы.

Деятельностно-содержательные

1.Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы;

2. Познакомить обучающихся с понятием возвратность- невозвратность глагола;

3.Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы;

4.Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики;

5.Уметь образовывать возвратные глаголы;

6. Формировать у обучающихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового текста;

7.Способствовать развитию креативного и образного мышления, обретению умения определять возвратность-невозвратность глаголов в художественном тексте;

8. Формировать интерес к изучению русского языка;

9. Воспитывать интерес к изучению краеведения родного края.

Познавательные УДД:

1.Распознавать возвратные-невозвратные глаголы, группировать глаголы по сходным признакам, устанавливать связь между глагольными признаками , перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

2. Обобщать полученную информацию;

3. Давать оценку своим действиям, оценивать результат работы на уроке;

4. Находить ответы на вопросы , используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УДД:

1.Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий;

2.Формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись уч-ся; оценивать сложившуюся ситуацию.

Коммуникативные УДД:

1.Оформлять свою мысль в устной форме, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

2. Сотрудничать, договариваться о последовательности действий в группе;

3. Учиться слушать мнение других;

4.Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Основные формы учебной деятельности по Госстандарту:парная, групповая, самопроверка, взаимопроверка, использование технологических карточек, проблемный метод обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, лакуны.

Планируемый результат

1.Проявление творческого отношения к процессу обучения;

2.Проявление эмоционально- ценностного отношения к учебной проблеме.

1. Организационнный момент. Психологический настрой.

-Здравствуйте, дети. Рада вас видеть сегодня на уроке здоровыми, полными сил и энергии, способными преодолевать новые учебные знания.

2. Мотивация учебной деятельности

1.)Проблемный вопрос:

-А кто мне сможет ответить, что такое притча?

( дети отвечают: короткий рассказ поучительного характера)

- Вы внимательно послушайте и подумайте, о чем же она.

2.)Чтение притчи учителем

Шли по лесу старец с учеником. Вдруг видят, а впереди препятствие: бурная река , через которую переброшен мостик. А рядом- корявый ствол старого дерева.

-Учитель,- почтительно обратился к старцу молодой человек,- какой путь мне выбрать: простой или сложный?

Старец важно ответил:

- Когда познаешь ты истину Учения, лишь путь тяжелый принесет плоды….

Юноша тяжело вздохнул и полез по склизкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывал гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту в пропасть. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику.

-Как же так? – возмутился ученик. –А как же учение?

- И лишь достигши мастерства, осознаешь, что легкий путь ведет к истине,-лукаво усмехнулся старик.

( дети высказывают свои мысли на поставленные вопросы)

-Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас, познав учение, достиг мастерства, приобрел новые знания. Это мои личные ожидаемые результаты от урока. А чего ожидает каждый из вас от урока? Выскажите по одному предложению, чего же ожидаете лично вы.

(Дети высказывают свои ожидаемые результаты)

- Спасибо, ребята. Я надеюсь, что ваши ожидания к концу урока обязательно сбудутся .

4.Проблемный вопрос

Какое отношение это видео может иметь к нашему уроку?

Что такое бумеранг?

Как работает это метательное орудие? Опишите действие. Бывает ли такое в человеческих отношениях?

Какая русская пословица иллюстрирует это.

Подберите к пословице выражения-синонимы. Как видим, произведенное действие всегда к нам возвращается. В русском языке есть для обозначения таких глаголов специальный термин – возвратные глаголы.(Что посеешь,то и пожнешь.Как аукнется,так и откликнется).

5.Постановка темы и целей урока

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать,

Вам расколоть его помогут

-Таким образом, давайте с вами попробуем определить цели и задачи урока . Что же мы должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ? ( На экране высвечиваются слова ЗНАТЬ и УМЕТЬ). ( Дети определят цели и задачи, учитель дополняет, корректирует).А еще мы должны научиться находить возвратные –невозвратные глаголы в тексте, научиться их группировать по сходным признакам, обобщать полученную информацию, уметь работать в группах, уметь договариваться и слушать мнение других.

6. Актуализация опорных знаний обучающихся

- Ребята, какую же часть речи мы с вами изучали на протяжении нескольких уроков?

7. Изучение нового материала.

Давайте же мыться, купаться, плескаться,

нырять, кувыркаться в ушате,

в корыте, в лохане, всегда и везде.

-Какие слова вам незнакомы по значению

Лохань-деревянный или металлический сосуд круглой и овальной формы с невысокими краями , предназначенный для хозяйственных нужд.

Ушат-небольшая кадка с ушками.

- Что же общего у этих глаголов? (Дети называют суффиксы –ся,-сь.) А как же нужно писать окончания глаголов –ться, -тся?

- Таким образом, объединяет эти глаголы общий сходный признак-суффиксы –ся, -сь. Называются такие глаголы возвратные. Скажите, а каким же способом образовались данные глаголы? (Дети отвечают суффиксальным и слово подружиться приставочно-суффиксальным).

А вот откуда же взялись эти суффиксы –ся,-сь нам расскажет профессор Архивайкин.

2). Исторический комментарий профессора Архивайкина

Возвратные суффиксы –ся, -сь когда-то были местоимением себя. Например, причесываюсь изначально обозначало причесываю себя. Со временем в ходе языкового исторического процесса словосочетание утратило местоимение себя и образовался возвратный глагол причесываюсь. Возвратные суффиксы –ся, -сь НЕ входят в основу слова, например, закрывает(ся ) и может стоять после окончания.

- Спасибо профессору Архивайкину за комментарий. А теперь, дети, давайте поработаем над изучением нового теоретического материала в группах.

- Какое значение –ся и –сь вносят в значение глагола.

Глаголы 1 группы

( Умываться, обуваться)- действие направлено на себя.

2 группа (Плеваться, кусаться )- содержат постоянный признак, присущий предметам

3 группа(Мириться, встречаться) – действие направлено друг на друга. Это далеко не все значения возвратных глаголов. К остальным мы обратимся позже.

Дети обсуждают в группах и отвечают на вопросы учителя.

( Умываться, обуваться)- действие направлено на себя-возвратное значение

содержат постоянный признак, присущий предметам-постоянное значение

(Мириться, встречаться) – действие направлено друг на друга.-взаимное значение

Я говорю глагол-инфинитив, а вы образовываете от него, если это возможно, возвратный глагол.

- Следовательно, что же мы узнали о возвратных-невозвратных глаголах. Дети систематизируют полученные знания.

Б)Проверим вашу наблюдательность. По классу расклеены таблички. На них зашифрованное послание. Сидя на местах, только поворачивая голову и корпус, прочтите надпись.

Назовите глаголы из пословицы. Какой из них возвратный? Почему? Какое из названных нами значений он имеет? Нужен ли в нем мягкий знак?

8. Закрепление изученного материала

1). Работа с текстом

2. Найдите в тексте и выпишите возвратные глаголы:

1 группа –из первой части текста.

Прочитайте отрывок из текста. Найдите в тексте и выпишите возвратные глаголы.(1 группа)

Монолог непрочитанной книги.

-Ах, как мне скучно жить. Как вспомню, как мне жилось раньше, слезы не глазах выступают. Повстречалась я с хорошей девочкой Таней. Как она обо мне заботилась! На руках меня носила, всегда была со мной, читала меня. Но … подарила меня своей однокласснице Даше.

Прочитайте отрывок из текста. Найдите в тексте и выпишите возвратные глаголы.(2 группа)

И с тех пор началась моя кошмарная жизнь. Валяюсь, где попало, вся испачкалась, истрепалась. Никто мною не интересуется. А ведь сколько интересного я могла бы рассказать!

Прочитайте отрывок из текста. Найдите в тексте и выпишите возвратные глаголы.(3 группа)

2 группа- из второй части текста

3 группа- из третьей части текста

Кто-то один из группы отвечает.

2)Работа в парах.

Найти возвратные и невозвратные слова. Сделать взаимопроверку.

3)Подобрать к фразеологическим оборотам возвратные глаголы .Работа в группах.

1 группа- совать нос(вмешиваться);надуть губы(обидеться);распустить руки(драться);

2 группа-дать выход чему-нибудь(высказаться);подставить плечо(опереться);работать над собой(заниматься над собой);

3 группа-пробежаться пальцами по чему-нибудь(дотронуться);пахать носом землю(упав,тыкаться лицом в землю);

9.Подведение итогов.Рефлексия.

В начале урока мы поставили перед собой задачи: изучить возвратные глаголы, научиться их правильно писать, объяснять их значение, употреблять в речи. И вот, сделав круг, наш бумеранг вернулся в исходную точку. Что нам удалось?

Должна вам сказать, что закон бумеранга работает и в жизни. Я прочитаю стихотворение, а вы сосчитайте, сколько возвратных глаголов в нем присутствует.


Ответы учащихся 4 раза

Что нового узнали на уроке? Как вы узнали? Каким способом?

- Чему учились на уроке?

- Что было трудным?

- Все смогли безошибочно выполнять задания?

- Значит, какую задачу поставим перед собой на следующий урок?

Оцените себя, друг друга

10. Д/З-п.84,упр.193 или монолог школьной парты,используя возвратные глаголы

Спасибо вам за работу. Работали неплохо. Особенно хорошо работали … . На следующем уроке будем продолжать работу над глаголами с возвратным значением

Читайте также: