Возрастная периодизация план конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: закрепить знания студентов о содержании возрастной морфологии. Задачи урока:

Ознакомить с особенностями функционирования систем организма в разные возрастные периоды жизни;

Отметить важность теоретических знаний при построении уроков ФК и тренировочного процесса.

Оборудование: Плакаты, ТСО, раздаточный материал, тесты (для с/р).

Ответ студентов : Возрастную морфологию.

Преподаватель: Для того, чтобы нам вспомнить эту тему я вам предлагаю просмотреть отрывки из фильмов и ответить на следующие вопросы:

Что изучает возрастная морфология?

Назовите сколько периодов в жизни детей и подростков.

А какие периоды жизни детей и подростков вы увидели в отрывках фильмов?

Раннее детство 1-3 года (я/сад)

Младший школьный возраст 7-11 лет (акробатики)

Подростковый возраст 13-16 лет (м), 12-15 лет (д)

Юношеский: 17-21 год (юноши), 16-20 лет (дев)

Преподаватель: Молодцы! Возрастная периодичность имеет условный характер.. Сроки отдельных периодов могут не совпадать с календарным (паспортным) возрастом каждого человека, поэтому необходимо учитывать и биологический возраст.

Вопрос к студентам : В чем отличие паспортного возраста от биологического?

Ответ студента: Биологический возраст определяется по ряду показателей:

Уровень физического воспитания (рост и масса тела)

Состояние костного аппарата.

Степень половой зрелости.

Преподаватель: По каждому вопросу у нас имеется информация (рефераты, доклады) - это было д/з для некоторых студентов.

Организуется устная информация студентов про каждый возраст, а физиологические показатели записываются в тетрадь под запись. Группа воспринимает устную информацию, а основную записывает в своих тетрадях. Все эти показатели могут вести к ускорению роста ФР детей и подростков, к ускорению темпов индивидуального развития и созревания детей, наблюдающееся в последние 60-80 лет во всем мире. Это явление акселерации.

Задание: Важную для вас информацию запишите в свои тетради.

Студент 1 дает информацию об акселерации.

Группа по ходу его объяснения записывает информацию в своих тетрадях.

Преподаватель: Назовите явление, противоположное акселерации. (Проявляется в замедлении темпов развития)

Студент 2 Доклад.

Группа : Идет параллельная запись в тетрадях.

Преподаватель : Что является основным средством в физическом воспитании?

Ответ студентов : физические упражнения.

Физические упражнения благотворно влияют на организм детей и подростков лишь при учете их возрастных особенностей, пола, с учетом морфофункциональных особенностей.

Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностями отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегреванию, переохлаждению и др.) и хуже переносят физические нагрузки особенности длительные (бег, кроссы). Поэтому для вас важно будет на практике правильно спланировать занятия, дозированные по времени и сложности, способствует гармоничному развитию школьника, и напротив, ранняя специализация (интенсивные нагрузки в одном виде спорта), достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

Преподаватель: Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями физического развития детей 10-12 лет, 13-14 лет, 15-16 лет.

Работа с информацией: защита докладов, 3 человека работают индивидуально по тестам возрастная периодизация.

Подведение итогов урока, информирование о домашнем задании:

Похожие документы:

Тема Культурно-исторческие основы развития психологического знания в труде Тема Труд как социально-психологическая реальность

. физиологическую основу высших психических функций). По . например, в периодизации отечественного психолога Е.А. . должны соответствовать анатомии руки . по урокам информацию по . в свои конспекты (и тем более в . в терминах возрастной, дифференциальной, .

Задачи воспитания Пути реализации задач воспитания Организация воспитания Этапы педагогического процесса Закономерности педагогического процесса

. конспект Возрастная периодизация – выделение возрастных особенностей. Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возрастная периодизация .

Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

Учебный план 3 иностранный язык 4 отечественная история 17

. основы исторической науки и ее место в системе гуманитарных дисциплин; - системную периодизацию . конспектов. реферирования статей и научно-методической литературы по темам предмета . по отношению к температуре. Анатомо-морфологические и физиологические .

То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни. Известен целый ряд разработок, посвященных периодизации развития (Я.А. Коменский, Н.Д. Левитов, Д.Б. Эльконин и др.). Число предложенных периодизаций достигло нескольких десятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один критерий и была бесспорной.

В настоящее время большинством педагогов признана периодизация, основанная на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.

Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями.

Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно взаимосвязаны, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов развития человека и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область.

Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста (табл. 3).

Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, – с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрицание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению о возможности при подборе и применении соответствующей методики усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте.

Первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей, был Я.А. Коменский. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете, обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

В зависимости от того, какие потребности и как удовлетворяются данным предметом, он приобретает для субъекта тот или иной смысл. Источником смысла выступает удовлетворение потребности, представленное субъекту в виде предвосхищаемого эмоционального состояния, связанного с процессом удовлетворения потребности.

Ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, это деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности ребенка.

Вместе с тем детская психология не располагает экспериментальными доказательствами того, что можно выделить один тип деятельности как ведущий для развития личности на каждом возрастном этапе.

У отдельных детей выстраивается опережающий темп развития. Речь в данном случае идет об акселерации – ускорении чаще всего физического развития, которое наблюдается как в детском, так и в школьном возрасте. Акселерация приводит к рассогласованности темпов физического, а иногда и психического развития, с одной стороны, и темпов психологического и социального влияния и становления личности – с другой.

Об акселерации детей и учащейся молодежи много писали в 1950-1970-е гг., когда кривая их физиологического созревания явно опережала темпы умственного и социального развития. Так, к 13 годам у девочек и к 14 годам у мальчиков, живущих в средней и тем более в южной полосе России, физиологическое развитие в своей основе достигает уровня взрослого человека. При этом духовное и социальное развитие акселератов заметно отстает от физиологического, что приводит к явным противоречиям, трудностям и конфликтам в их обучении и воспитании.

Среди причин акселерации называют общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, медицинского обслуживания и ухода за детьми в раннем возрасте, повышение качества питания, искоренение многих тяжких недугов. Указываются и другие причины, в частности радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда, а также уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, обусловливающее рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация связана с комплексным воздействием многих факторов.

С середины 1980-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Возрастная психология: конспект лекций, Хилько Марина

Правообладателям

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено для студентов-психологов и других специальностей педагогических вузов и колледжей, практикующих психологов в сфере образования и учителей.


Возраст — определенный этап в развитии человека, который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.

Понятие возрастной периодизации Возрастная периодизация - выделение границ временных периодов жизни, характеризующихся определенными анатомо-физиологическими и социально-психологическими признаками развития. Существует множество схем возрастной периодизации, так как в современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ.

Понятие возрастной периодизации

Возрастная периодизация - выделение границ временных периодов жизни, характеризующихся определенными анатомо-физиологическими и социально-психологическими признаками развития. Существует множество схем возрастной периодизации, так как в современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ.

В России принята следующая возрастная периодизация:

В России принята следующая возрастная периодизация:

Критерии возрастной периодизации Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу . В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек.

Критерии возрастной периодизации

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу . В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек.

Особую роль в возрастной периодизации приобретают критерии, отражающие уровень развития и качественные изменения адаптивных механизмов, связанных с созреванием различных отделов мозга, в том числе и регуляторных структур центральной нервной системы , обусловливающих деятельность всех физиологических систем и поведение ребенка.

Особую роль в возрастной периодизации приобретают критерии, отражающие уровень развития и качественные изменения адаптивных механизмов, связанных с созреванием различных отделов мозга, в том числе и регуляторных структур центральной нервной системы , обусловливающих деятельность всех физиологических систем и поведение ребенка.

Критериями периодизации выступают: - социальная ситуация развития - ведущий вид деятельности - центральное новообразование возраста

Критериями периодизации выступают:

- социальная ситуация развития

- ведущий вид деятельности

- центральное новообразование возраста

Цель возрастной периодизации Одна из целей возрастной периодизации - установление границы отдельных этапов развития в соответствии с физиологическими нормами реагирования растущего организма на воздействие факторов внешней среды.

Цель возрастной периодизации

Одна из целей возрастной периодизации - установление границы отдельных этапов развития в соответствии с физиологическими нормами реагирования растущего организма на воздействие факторов внешней среды.

Значение В процессе индивидуального развития организм ребенка изменяется как единое целое. Его структурные, функциональные и адаптационные особенности обусловлены взаимодействием всех органов и систем на разных уровнях интеграции - от внутриклеточного до межсистемного . В соответствии с этим, ключевой задачей возрастной периодизации является необходимость учета специфических особенностей функционирования целостного организма.

В процессе индивидуального развития организм ребенка изменяется как единое целое. Его структурные, функциональные и адаптационные особенности обусловлены взаимодействием всех органов и систем на разных уровнях интеграции - от внутриклеточного до межсистемного . В соответствии с этим, ключевой задачей возрастной периодизации является необходимость учета специфических особенностей функционирования целостного организма.

Вывод Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное , наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное , наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.


-75%

Читайте также: