Возникновение и развитие хозяйства 7 класс география конспект

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Каримова Елена Александрвна

Организация: МБОУ Лицей № 78 Фарватер

Населенный пункт: г. Казань

Цели урока: сформировать знания учащихся, хозяйственной деятельности людей

  • Образовательная: сформировать представление о хозяйственной деятельности людей и видах хозяйства;
  • Развивающая: создать условия для развития формирования универсальных учебных действий по построению схемы, анализу текста, решению практических задач.
  • Воспитательная: воспитывать географическую культуру учащихся, интерес и эрудицию школьника;
  • Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и укрепление здоровья учащихся, через соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку и здоровье сберегающие паузы.

Основные виды учебной деятельности ученика на уроке:

  • Составлять схему видов хозяйственной деятельности человека.
  • Приводить примеры различных видов хозяйственной деятельности.
  • Определять по картам (статистическим данным) страны-лидеры в сельском хозяйстве и промышленности.
  • Анализировать карты с целью выявления географических особенностей в распространении главных видов хозяйственной деятельности человека.

Тип урока: практикум.

Ключевые понятия новой темы: хозяйство, сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг, комплексные карты, культурно исторческие регионы мира, городское и сельское население, материальная и духовная культура.

Ход урока.

1. Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока.

2. Учебная организация учащихся (наличие на рабочем месте учебника, атласа, контурной карты, дневника, принадлежностей).

II. Актуализация знаний и опрос д/з

б) около 12 млрд

г) около 120 млн

б) около 5оо тыс

г) около 1 миллион

  1. Назовите три признака, отличающие один народ от другого
  1. К какой языковой группе относят русский язык
  1. Назовите мировые религии
  2. Какая из них является самой распространенной
  3. Какая из перечисленных религий является национальной в Китае

9. Какую религию исповедует большинство населения России

10. Что такое языковые семьи?

1) народы, говорящие на одном языке

2) совокупности языков, произошедшие от одного корня

3) нет правильного ответа

Хорошо, молодцы. Население мы с вами повторили, но оно ведь должно где-то проживать и вести хозяйственную деятельность.

-Какими видами хозяйственной деятельности занимались люди в первобытном обществе?

-Какие виды хозяйственной деятельности появились позже?

-Какими видами хозяйственной деятельности заняты люди в вашей местности?

Так какова тема нашего урока?

Запись в тетрадь темы урока.

Учитель: сегодня мы поговорим о хозяйственной деятельности людей. Это очень важный вопрос, который имеет очень важную связь с географией как наукой, ведь географическое положение территории, особенности природно-климатических условий оказывают решающее влияние на направление деятельности людей.

III. Изучение новой темы

Регулятивные УУД: постановка темы, план урока и задачи.

Учитель: Более 10 тысяч лет назад люди почти ничего не производили, а только использовали то, что давала сама природа. Основным занятием человека первоначально было собирательство, рыболовство, охота. По мере расселения человека по материкам Земли и развития самого человека появились новые виды деятельности. А что же такое хозяйство?

Хозяйство – это производство людьми всего необходимого для своего жизнеобеспечения и улучшения условий существования.

Работают с текстом учебника


Учитель: Давайте применим ранее полученные знания с темой хозяйство

сегодня хозяйственная деятельность человека ведется не только на суше, но и на шельфе океанов, заливах и морях. Давайте вспомним, как человек использует океан в хозяйственной деятельности.

Вот примеры деятельности человека на воде.

Вопрос: какой из трех основных видов хозяйства более других зависит от особенностей природно – климатических условий, почему, приведите примеры? (сельское хозяйство более других зависит от особенностей условий среды)

Самостоятельная работа в парах с текстом учебника.

  1. Влияние с/х на ПК
  2. Влияние промышленности на ПК

озвучиваются экологические проблемы вызванные хозяйственной деятельностью человека.

Хозяйственная деятельность человека отражена на комплексных картах. По их условным знакам можно определить: (стр. 79)

а) места добычи полезных ископаемых;

б) особенности использования земель в сельском хозяйстве;

в) районы выращивания культурных растений и разведения домашних животных;

г) населенные пункты, некоторые предприятия, электростанции.

Изображены на карте и природные объекты, охраняемые территории.

Определяют, характеризуют, сравнивают хозяйственную деятельность в Африке ( север, юг).

ВложениеРазмер
09_noyabrya_2015_teh_karta.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Латынина Татьяна Николаевна

развивать умение работать с картой, ЭОР, анализировать, делать выводы, развивать творческие, коммуникативные способности.

развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.

Технология построения урока

осознание ценности географических знаний и умений, навыков; их применения в различных жизненных ситуациях, осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; выработать свои мировоззренческие позиции.

Регулятивные УУД: высказывать свое предположение на основе учебного материала; проговаривать последовательность действий на уроке; определять цель, проблему в деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, паре; делать выводы.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Приветствие детей и гостей. Проверяет готовность к уроку.

Проверка изученного материала

Познавательные УУД: Формирование умений передавать информацию, умений самостоятельно строить ответ, давать характеристику таблицам, рисункам, обозначениям

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать, проявлять терпение и доброжелательность, доверять собеседнику

Работают с информацией, готовятся к ответу.

Познавательные УУД: Формирование умений находить информацию, умений самостоятельно строить ответ.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать, проявлять терпение и доброжелательность, доверять собеседнику.

Первичная проверка понимания

Предлагает выслушать ответы на вопрос.

Выступают, обобщают, делают выводы.

Познавательные УУД: Формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать факты.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать, проявлять терпение и доброжелательность, доверять собеседнику, считаться с мнением другого человека.

Обобщает ответы. На примере истории Робинзона Крузо хорошо видно, как и почему люди начали заниматься хозяйственной деятельностью. Сначала Робинзон просто использовал дары природы: охотился, ловил рыбу, собирал дикие плоды. Затем он начал обрабатывать землю и разводить скот, т. е. производить нужные продукты, воздействуя на природу. Это - первичный сектор хозяйства. Позже Робинзон обрабатывал шкуры, делая из них одежду, обрабатывал древесину, изготавливая из нее мебель, делал из глины горшки. Это – вторичный сектор хозяйства. Робинзон, обучая Пятницу, не производил предметов, результатом его деятельности явилось то, что Пятница заговорил по-английски, научился управлять лодкой. Значит, потребность людей в образовании, лечении, отдыхе – это третичный сектор экономики.

Все виды хозяйственной деятельности человека взаимосвязаны.

Слушают, делают запись в тетради.

Осуществляют поиск информации.

участвуют в коллективном обсуждении.

Принимают учебную задачу, учитывают выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Осмысление содержания. Первичное применение знаний.

Хозяйственная деятельность человека отражена на комплексных картах. По их условным знакам можно определить:

а) места добычи полезных ископаемых;

б) особенности использования земель в сельском хозяйстве;

в) районы выращивания культурных растений и разведения домашних животных;

г) населенные пункты, некоторые предприятия, электростанции. Изображены на карте и природные объекты, охраняемые территории.

Определяют, характеризуют, сравнивают хозяйственную деятельность в Австралии (восток, запад).

Осуществляют поиск информации.

участвуют в коллективном обсуждении.

Принимают учебную задачу.

Предлагает устно составить синквейн по теме урока.

1строка – 1 существительное

2строка - 2 прилагательных

3строка – 3 глагола

4строка – твое отношение к теме

5 строка - ассоциации

Познавательные УУД: Формирование умений оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, инициативу, самостоятельность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований".


Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления.


Технологическая карта урока географии.Влияние климата на жизнь и здоровье человека. 8 класс


Технологическая карта урока географии 7 класса по теме "Южная Америка :фгп,история открытия,рельеф и полезные ископаемые"

Технологическая карта урока географии 7 класса по теме "Южная Америка :фгп,история открытия,рельеф и полезные ископаемые". Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)

Блочно - модульная технология.

Технологическая карта урока географии 7 класс по теме Особенности природы Африки

Системно- деятельностный подход.

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Особенности развития хозяйства северо-западной России.

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития хозяйства северо-западной России.

Задачи: Образовательные:

- формировать у учащихся представления об основных отраслях промышленности и сельского хозяйства Северо –Западной России;

- познакомить с расположением северо-западной России на физической карте;

- показать сущность проблем, возникающих при взаимодействии человека и природу

Коррекционно- развивающие:

- корригировать зрительное восприятие при помощи наглядностей и слуховое восприятие детей при помощи объяснения учителя;

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к предмету;

- Воспитывать умение слушать и слышать учителя;

- Формирование навыков самостоятельной и коллективной деятельности детей;

- Воспитывать у учащихся уважение к охране природы

Оборудование: презентация, тетрадь, задания на карточках, физическая карта России, схема поясов освещенности

Организационный этап- беседа 3 мин.

Проверка д.з.- беседа 4 мин

Изучение нового материала – рассказ с демонстрацией 15 минут

Физ. минутка.- 2 мин

Закрепление – записи в тетрадях, работа с карточками 12 мин

Домашнее задание – 2 мин

Подведение итогов- 2 мин

Организационный этап. Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места. Какой у нас с вами сейчас урок, как он называется? Что мы изучаем на уроке географии?

Проверка домашнего задания.

- Дома вам надо было прочитать статью учебника на стр. 93-95.

- Какие города Центральной России вы знаете? Покажите их на карте ( учитель вызывает учеников к доске)

- Сейчас выполним задание.

Вставь пропуски.

1.Город…… назван в честь его основателя- князя Ярослава Мудрого. 2.Город….-столица Российской Федерации, крупнейший культурный, научный и промышленный центр.3. Второй по величине город Центральной России- это……., он расположен на берегу Волги. 4. Город…………. Один из древнейших русских городов, построен в честь его основателя князя Владимира Мономаха.

Слова для справки: Москва, Владимир, Ярославль, Нижний Новгород

Изучение новой темы.

- Вспоминаем, о какой природной зоне мы говорили на прошлых уроках? Какой климат характерен для этой зоны?

( Учитель выделяет Северо-Западную Россию на физической карте России и показывает, чем она окружена, и какие водоемы входят в нее)

- Северо-Западная Россия — район, расположенный у берегов Балтийско­го моря и на территориях, лежащих рядом с ним. Это край лесов, озёр и рек. Здесь находятся Ладожское, Онежское, Чудское и другие озёра и про­текает множество крупных и небольших рек. Недлинная река Нева, выте­кающая из Ладожского озера и впадающая в Финский залив, — одна из самых полноводных рек России.

- Кто скажет, в каком поясе находится Северо –Западная Россия? Какой там будет климат? ( для подсказки на доске висит схема поясов освещенности)

- Район небогат полезными ископаемыми. Из по­лезных ископаемых изготавливают огнеупорные кирпичи, удобрения, строительные материалы. На северо-западе России хорошо развита промышленность.

- Какие отрасли промышленности вы знаете?

- Там пост­роены машиностроительные заводы, текстильные и обувные фабрики, хи­мические и пищевые комбинаты. Основная отрасль промышленно­сти — машиностроение. На пред­приятиях производят суда, станки, приборы, турбины и генераторы для гидроэлектростанций (ГЭС), радио- и телеаппаратуру. Предприятия лёгкой промышленности выпускают обувь, изделия из кожи и ткани, одежду. На пищевых и химических комбинатах изготав­ливают кондитерские изделия, консервы, лекарства, косметику, пласт­массы.

- Города Санкт-Петербург и Калининград — крупные морские порты.

- Найдем эти города на карте.

- На реках (Свирь, Волхов и других) построены небольшие ГЭС

Они обеспечивают район электроэнергией.

- А какие отрасли сельского хозяйства вы знаете?

- Как и в Центральной России, здесь выращивают овощи и картофель. Вблизи крупных городов построены птицефабри­ки, снабжающие городское население птицей.

Государством принимаются меры по улучшению эколо­гической обстановки: прекращена сплошная вырубка лесов, ведётся сис­тематическая посадка молодых деревьев, проводятся работы по охране водоёмов.

Физкультминутка.

- Встали из-за парт!

Покрутили головой вправо-влево, вперед-назад.

Покрутили плечами вперед-назад.

Садимся на свои места.

Закрепление.

( учитель вызывает учеников к доске, просит показать Северо-Западную Россию и сказать, у берегов какого моря она расположена и какие озера входят в нее)

- Сейчас заполним таблицу на карточках, которые я вам раздам:

Домашнее задание.

- Дома вам надо прочитать статью учебника на стр 96-98 и ответить и ответить на вопросы.

Подведение итогов. – Ребята, что мы сегодня проходили на уроке? А что нового вы узнали?



( станки, приборы, турбины и генераторы)


Пищевая( кондитерские изделия, консервы)

Химическая (лекарства, косметика, пластмасса)




-75%

Методика использования принципов эвристического, эффективного и заинтересовывающего обучения при реализации основных задач ФГОС

Хозяйство ( экономика ) — это производство людьми всего необходимого для своего жизнеобеспечения и улучшения условий существования.

Структура хозяйства с течением времени прошла \(3\) этапа развития: аграрный , индустриальный и современный — постиндустриальный .

Постиндустриальный ( информационный ) этап начался со второй половины \(XX\) века. Большой популярностью начали пользоваться разнообразные услуги (транспорт, торговля, образование, здравоохранение, связь, финансовые и другие услуги).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы

Цели и задачи:

1) познакомить учащихся с отраслями сельского хозяйства, продолжать учить пользоваться картой России;

2) развивать познавательный интерес, зрительное внимание.

I. Организационный момент

1. Проверка готовности к уроку.

2. Активизация мыслительных процессов. Отгадать ребусы.

hello_html_m1a15b903.jpg

hello_html_28f1e8f.jpg

Их необходимо распределить по группам.

II. Проверка домашнего задания

III. Повторение

Беседа с опорой на знания учащихся и личный опыт.

— Какие растения выращивают сельские жители?

— Каких животных разводят?

— Вспомните, какие условия необходимы для жизни растений? (Опора на условные обозначения.)

— Всем ли растениям для роста нужны одинаковые условия?

Работа с картой России.

Покажите на физической карте России Сибирь, Урал, европейская часть, Северный Кавказ.

Сельское хозяйство — отрасль хозяйства, которая занимается выращиванием растений и разведением животных. Оно состоит из двух отраслей — земледелия (растениеводства), и животноводства. (Чтение опорных слов на карточках, выделение корней в словах и объяснение словообразования.)

Земледелие включает в себя полеводство, садоводство и виноградорство . Сегодня на уроке мы совершим путешествие по карте России и узнаем, в каких районах, какими отраслями сельского хозяйства занимаются.

Учитель показывает район и загадывает загадку.

- Поле дружно колосится Даст нам хлебушек. (Пшеница)

Ученик отгадывает и прикрепляет картинку на карту.

Главная зерновая культура — пшеница . Выращивают её в европейской части страны, на юге Урала и в Сибири.

Технические культуры (лён, сахарную свеклу, подсолнечник) используют как сырьё в отдельных отраслях промышленности.

- В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. (Помидор)

Овощи (помидоры, огурцы, капусту, кабачки) выращивают на юге европейской части России.

В крупных городах создаются пригородные хозяйства, в которых выращивают овощи.

- Было зелёное платье атласное. Нет, не понравилось, выбрала красное, Но надоело платье и это, Платье надела синего цвета. (Слива)

Садоводство — это выращивание фруктов: яблок, груш, сливы.

Большие площади занимают сады на юге Восточно-Европейской равнины и на Северном Кавказе.

На Черноморском побережье выращивают цитрусовые.

Бахчевые культуры — арбузы, дыни, растут в жарких, засушливых районах.

Животноводство возникло очень давно, когда человек стал приручать диких животных и использовать их для хозяйственных нужд.

За много веков люди вывели разные породы домашних животных (коров, овец, свиней, коз), которые дают много молока, мяса, шерсти.

В России хорошие условия для животноводства — много пастбищ и лугов. Голодна — мычит, Сыта — жуёт, Малым деткам Молока даёт. (Корова) Главная отрасль животноводства — скотоводство (разведение крупного рогатого скота — коров). Коровы дают молоко и мясо.

Разведение овец называется овцеводством .

Овец выращивают в степных и пустынных районах. От них получают шерсть и кожу. Из овечьей шерсти делают трикотажные изделия, ковры, ткани! Из шкур шьют шубы, дублёнки, тулупы. Кроме того, овцы дают мясо, молоко. Животноводы России разводят также свиней и коз.

В южных степных районах выращивают лошадей . Лошадей используют в сельском хозяйстве для перевозки грузов, они участвуют в разных спортивных соревнованиях.

- Стройный, быстрый, Рога ветвисты. Пасётся весь день. Кто же это? (Олень) На севере нашей страны занимаются оленеводством . Народам Крайнего Севера олень заменяет лошадь.

По всей стране рядом с городами построены птицефабрики, там выращивают кур, уток и гусей. Эта отрасль называется птицеводством .

В Сибири и на Дальнем Востоке на специальных фермах разводят пушных зверей.

2. Чтение статьи по учебнику на страницах 28–29 учителем.

V. Закрепление изученного материала

1. Чтение про себя.

2. Выборочное чтение . Прочитайте статью и найдите ответ на вопросы:

— Какая отрасль сельского хозяйства развита на Северном Кавказе?

— От чего зависит развитие сельского хозяйства? (вопросы записаны на доске)

3.Беседа . — Какие отрасли сельского хозяйства вам известны?

— Назовите главную культуру нашей страны.

— Какие природные условия нужны для выращивания растений?

Работа в рабочих тетрадях

№ 3,4,5 стр.29(выполнить задания по уровням 2,3,4)

VI. Домашнее задание

1. Чтение текста на с. 27–29 учебника. (Всем)

2. Перечислить отрасли сельского хозяйства, чем занимаются каждая отрасль. (Первый уровень)

3. Выполнить задания 1, 2. (Второй уровень)

4. Выборочное чтение. Выполнить задание 3. Задание 4 — закончить предложение. (Третий, четвертый уровень)

Сельское хозяйство — это отрасль хозяйства, которая занимается выращиванием различных зерновых и овощных культур, разведением животных, зависит от климата и природных условий. Основные отрасли сельского хозяйства — полеводство и животноводство.

Читайте также: