Воздушный и космический транспорт конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дошкольное отделение №2

Конспект по ФЦКМ с детьми в старшей группе

воспитатель 6 группы

Веселова Маргарита Валерьевна

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе.

Воздушный транспорт

Познакомить детей с воздушным транспортом разного назначения.

-Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о воздушном транспорте.

-Формировать умения вести диалог с педагогом – слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

-Закреплять навыки составления целого изображения по образцу.

-Создать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия.

-Воспитывать познавательный интерес.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов транспорта, наблюдение за транспортом во время прогулок, беседы с детьми о транспорте, загадывание загадок.

Оборудование

Магнитная доска, проект, экран, ноутбук, презентация с изображением воздушного транспорта, обруч (3 шт.), картинки с изображением транспорта, воздушный шарик, пластиковая бутылка, тазик, вода.

Ход занятия:

Воспитатель : Все мы знаем, что когда-то давно не было ни машин, ни автобусов, ни самолетов. Люди ходили пешком всегда и везде. Но человек всегда мечтал о том, чтобы передвигаться быстрее.

На прошлом занятие мы с вами говорили о каком виде транспорте? (наземном и подземном)

Какой был самый первый транспорт у человека? (лошадь)

Потом человек , что изобрел ? (колесо)

Сегодня мы с вами поговорим и познакомимся с другим видом транспорта. Послушайте загадки и догадайтесь:

Крыльев нет у этой птицы,

но нельзя не удивиться :

Лишь распустит птица хвост

И поднимется до звезд (Ракета)

Это что за вентилятор,

Над землей завис ребята!

И ревет и тарахтит,

Хоть без крыльев, но летит (вертолет)

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведет его пилот!

Что же это? (самолет)

Воспитатель: Молодцы! О чем были загадки? (про воздушный транспорт )

Давайте посмотрим как человек покорил небо.

История транспорта "Презентация"

Воспитатель: Так на чем же люди совершали свои самые первые воздушные путешествия? ( на воздушном шаре)

Но что же заставляет шар подниматься вверх? (теплый воздух)

теплый воздух поднимается вверх. Это происходит потому, что теплый воздух легче холодного. Сейчас я вам это докажу.

Эксперимент

Воспитатель: Я беру пустую бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что произойдёт. Посмотрите, что происходит с шариком?(надувается)

Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается.

Игра "Вопрос-ответ"

1. Почему этот транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .

2. Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .

3. Кто управляет самолётом? (Самолетом управляет летчик) .

4. Кто помогает пассажирам, приносит им обед и разносит напитки? (стюардесса)

5. Кто готовит самолет к полету на земле? (механики и рабочие на аэродроме)

6. Как можно назвать людей, которые строят самолеты? (самолетостроители)

7. Как называется профессия человека, который придумывает новые модели самолетов? (конструктор)

8. Кто испытывает новые самолеты? (летчик-испытатель)

9. Как можно назвать пилота вертолета? (вертолетчик)

10. Кто управляет полетом космического корабля? (космонавт)

11. Как можно назвать людей которые строят ракеты? (ракетостроители)

12. Как называется команда летчиков? (Экипаж)

13. Для чего нужны парашюты? (Чтобы не разбиться, прыгая с самолета)

14. Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром)

Воспитатель: Посмотрите здесь три обруча, в каждом картинка соответствующая определенному виду транспорта. Что означает облачко? (волны, дорога). Необходимо найти на столе картинки со своим видом транспорта и разместить их в своём обруче. Приготовились?

Конспект занятия по развитию речи по теме: Транспорт.

ВложениеРазмер
kosmicheskoe_puteshestvie.docx 25.44 КБ
transport_.pptx 2 МБ

Предварительный просмотр:

-Расширять представления детей о разных видах транспорта. .

-Закрепить о обобщить знания о транспорте.

-В оспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор.

-Воспитывать любознательность, взаимопомощь.

-Обогащать речь детей прилагательными.

-Упражнять в подборе слов с противоположным значением.

-Закреплять правильное произнесение звука "р".

-Совершенствовать навыки словообразования.

-Воспитывать уважение к труду взрослых.

-На чём можно в сказку плыть?

-На чём можно в сказку лететь?

-На чём можно в сказку ехать?

-Как, одним словом называется всё то, что вы назвали? (транспорт)

Хвост ярким пламенем горит

Она по воздуху летит.

Прощай любимая планета

На Марс меня везёт (Ракета)

-ДА, мы с вами полетим на ракете!

-А ракетой управляет.

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это? (космонавт)

-Давайте из модулей построим ракету (строят)

-Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что — то перепутаю в своем рассказе.

-Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

-Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

-Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

-Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

-Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение.

-Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

-Для этого нужно отгадать загадки.

(Слайды по одному с отгадками)

Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром. (Самолет)

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет. (Корабль)

Крыльев нету, но она,

Для полётов рождена.

Выпускает яркий хвост –

Поднимается до звёзд. (Ракета)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)

Кто так сильно тарахтит
И быстрее ветра мчит?
Скорость - просто чудеса,
А всего два колеса! (Мотоцикл)

Слайд (Все картинки на одном)

-Каким бывает транспорт? (Наземным, воздушным, водным.)

-Почему транспорт называют наземным? (Потому что передвигается по земле.)

-Назовите наземный транспорт. (Автомобили, автобус, мотоцикл, поезд, велосипед,…)

-Почему транспорт называют воздушным? (Перемещается по воздуху.)

-Назовите воздушный транспорт. (Вертолёт, ракета, самолёт…)

-Почему транспорт называют водным? (Перемещается по воде.)

-Назовите его? (Корабль, пароход, лодка… )

- А кто у нас на планете Земля управляет транспортом? (Человек)

-Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель)( Каким должен быть водитель? ( внимательным) Если водитель-мама, то она какая?(внимательная)

-Кто летает на самолете? (пилот, летчик) Какой летчик управляет самолетом? (смелый, храбрый)

-Как называется профессия человека, который придумывает новые модели самолетов? (Конструктор)

-Для чего нужны парашюты в самолете? (Чтобы не разбиться, прыгая с самолета)

-Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром)

-Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, внимательный, отважный, смелый)

-Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный)

-Попробуем установить контакт с жителями планеты? Выходите, вставайте.

-Давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

-Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием.

А сейчас другое задание.

один самолет, много -самолетов

одна ракета, много -ракет

один вертолет, много -вертолетов

одна лодка, много -лодок

один велосипед, много -велосипедов

одна машина, много -машин

один корабль, много -кораблей

один парашют, много -парашютов

один автобус, много -автобусов

Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (Дети садятся на стулья.)

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Вот я смогла расшифровать слова. Помогите составить предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога, по.(Машина едет по дороге)
  2. Самолет, летит, земля, над.(Самолет летит над землей).
  3. Велосипедист, ехать, тропинка, по.(Велосипедист едет по тропинке.)

Незаконченные предложения. Помогите закончить.

Самолет летит высоко, а ракета. выше.

Самолет летит далеко, а ракета. дальше.

Самолет летит быстро. А ракета. быстрее.

Самолет мощный, а ракета. мощнее.

Самолет большой, а ракета. больше.

Самолет тяжелый, а ракета. тяжелее.

Самолет длинный, а ракета. длиннее.

Самолет быстроходный, а ракета. быстроходнее.

Ждут нас быстрые ракеты Для полёта на планеты. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!

-Вы сильные, умелые, дружные, весёлые, быстрые и смелые.

-Сможете угадать на слух вид транспорта? Садитесь и слушайте.

(скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолета, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора)

-Все ребята — молодцы, постарались от души!

Попробуйте найти лишнюю картинку.

1. Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

2. В небесах грохочет гром

И ни облачка кругом.

Песнь раскатисто поёт

3. В этом доме тишина,

Много окон, дверь одна.

Дом летит под небеса.

За окошком вся страна.

Дом отправился в полет.

Значит это. (самолет)

4. Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут

5. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое? (самолет)

6.Эй, на рельсах! Не зевай!

Видишь – катится…. трамвай!

7. Без разгона ввысь взлетаю,

Отправляюсь я в полёт,

Кто же это? (вертолет)

8.Нас в другие города

Мчат по рельсам… поезда

9. Чтобы он тебя повез,

Не попросит он овес.

Накорми его бензином,

На копыта дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

-Вот мы и подружились с обитателями планеты.

-А вот и Земля! Мы дома! Выходите из ракеты. Понравилось вам наше космическое путешествие?

В среднем один реактивный самолет, потребляя в течение 1 часа 15 тонн топлива и 625 тонн воздуха, выпускает в окружающую среду 46,8 тонн СО2 , 18 тонн паров воды, 635 кг угарного газа, 635 кг окиси азота, 15 кг окиси серы, 2,2 кг твердых частиц. Средняя длительность пребывания этих веществ в атмосфере составляет примерно два года.

Исследования состава продуктов сгорания двигателей, установленных на самолетах “Боинг-747”, показали, что содержание токсичных составляющих в продуктах сгорания существенно зависит от режима работы двигателя (табл. 4.1.).

Число оборотов двигателя Содержание г/кг топлива
СО NOx CnHm
0.56 n* 87.9 0.7 9.8
0.83 n 2.3 1.5 0.3
0.90 n -- 4.4 --

n – номинальное число оборотов двигателя

Как следует из таблицы 4.1., высокие концентрации СО и CnHm характерны для двигательных установок, работающих на пониженных режимах (холостой ход, руление, приближение к аэропорту, заход на посадку), тогда как содержание оксидов азота NOx (NO, NO2, N2O5) существенно возрастает при работе на режимах близких к номинальному (взлет, набор высоты, полетный режим).

Оценка суммарного количества основных загрязнителей, поступающих в воздушную среду контролируемой зоны аэропорта гражданской авиации в результате его производственной деятельности (без учета загрязнения воздуха спецавтотранспортом и другими наземными источниками), показывает, что на площади около 4 км² выделяется в атмосферу за одни сутки от 1000 до 1500 кг окиси углерода, 300-500 кг углеводородных соединений и 50-80 кг окислов азота. Такое количество выделяемых вредных веществ при неблагоприятном сочетании метеорологических условий может приводить к повышению их концентраций до значительных величин.

При чрезвычайных и аварийных ситуациях самолеты вынуждены сливать в воздухе излишнее топливо для уменьшения посадочной массы. Количество топлива, сливаемого самолетом за один раз, колеблется от 1-2 тыс. до 50 тыс. литров. Испарившаяся часть топлива рассеивается в атмосфере без опасных последствий, однако неиспарившаяся часть достигает поверхности земли и водоемов и может вызвать сильные местные загрязнения. Доля неиспарившегося топлива, достигающего поверхности земли в виде капель, зависит от температуры воздуха и высоты слива. Даже при температуре более 20° С на землю может выпадать до нескольких процентов сливаемого топлива, особенно при сливе на малых высотах.

Загрязнение воздушной среды транспортом с ракетными двигательными установками происходит главным образом при их работе перед стартом, при взлете и посадке, при наземных испытаниях в процессе их производства и после ремонта, при хранении и транспортировке топлива, а так же при заправке топливом летательных аппаратов. Работа жидкостного ракетного двигателя сопровождается выбросом продуктов полного и неполного сгорания топлива, состоящих из O, NOx и др.

При сгорании твердого топлива из камеры сгорания выбрасываются H2O, CO2, HCl, CO, NO, Cl, а также твердые частицы Al2O3 со средним размером 0,1 мкм (иногда до 10 мкм).

В двигателях космического корабля “Шатл” сжигается как жидкое, так и твердое топливо. Продукты сгорания топлива по мере удаления корабля от Земли проникают в различные слои атмосферы (табл. 4.2), но большей частью в тропосферу.

В условиях запуска у пусковой системы образуется облако продуктов сгорания, водяного пара от системы шумоглушения, песка и пыли. Объем продуктов сгорания можно определить по времени (обычно 20 с) работы установки на стартовой площадке и в приземном слое. После запуска высоко температурное облако поднимается на высоту до 3 км и перемещается под действием ветра на расстояние 30 – 60 км, оно может рассеяться, но может стать и причиной кислотных дождей. При старте и возвращении на Землю ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только на приземный слой атмосферы, но и на космическое пространство, разрушая озоновый слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя определяются числом запусков ракетных систем и интенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов.

Атмосферный слой Высота, км Продукты сгорания, кг
HCl Cl NO CO CO2 H2O (пар) Al2O3
Приземный слой 0 – 0,5
Тропосфера 0,5 - 13
Стратосфера 13 - 50
Нижняя мезосфера 50 - 67
Мезосфера – термосфера

За 40 лет существования космонавтики в СССР и позднее России произведено свыше 1800 запусков ракет-носителей. По прогнозам фирмы Aerospace в XXI в. для транспортировки грузов на орбиту будет осуществляться до 10 запусков ракет в сутки, при этом выброс продуктов сгорания каждой ракеты будет превышать 1,5 т/с.

Водный транспорт

Речной транспорт

При эксплуатации водоемов речным транспортом происходит их загрязнение. По сравнению с мощным береговым стоком от городов и предприятий удельный вес этих загрязнений невелик, однако возможность поступления судовых сточных вод за борт в зонах санитарной охраны, санитарно-оздоровительных береговых зонах и т.п. определяет роль судов в проблеме загрязнения водоемов как неблагоприятную.

Другим источником загрязнения водоемов речным транспортом можно считать подсланевые воды, которые образуются в машинных отделениях судов и отличаются высоким содержанием нефтепродуктов. Сточные воды судов содержат хозяйственно-бытовые стоки и сухой мусор. Источниками загрязнения могут являться также нефть и нефтепродукты, попадающие в водоем вследствие недостаточной герметичности корпусов нефтеналивных судов и бункеровочных станций.

Попадание в водоемы пылевидных частиц навалочных грузов происходит при перегрузке открытым способом песка, щебня, апатитового концентрата, серного колчедана, цемента и т.п. Нельзя забывать и о влиянии на качество воды отработавших газов судовых двигателей. Для фановых (фекальных) сточных вод характерно высокое бактериальное, а также органическое загрязнение.

Загрязнение водоемов нефтью и нефтепродуктами затрудняет все виды водопользования. Влияние нефти, керосина, бензина, мазута, смазочных масел на водоем проявляется в ухудшении физических свойств воды (замутнение, изменение цвета, вкуса, запаха), растворении в воде токсических веществ, образовании поверхностной пленки, понижающей содержание в воде кислорода, а также осадка нефти на дне водоема.

В настоящее время запрещен спуск за борт сточных вод, нечистот, а также сброс разного рода твердых отбросов и мусора с судов, плавающих на реках, озерах и водохранилищах с регламентированным санитарным режимом (например, озеро Байкал). На других водоемах, а также в речных портах и их акваториях запрещен сброс за борт фекальных вод, мусора и твердых отбросов. Однако выполнение этих требований, гигиенически обоснованных общесанитарными и противоэпидемическими соображениями, встречает ряд технических трудностей, прежде всего на речных судах, длительное время находящихся в прибрежной полосе (туристические рейсы), на плавучих кранах и др.

Наиболее сложной в техническом отношении является организация канализации на речных судах, работающих в водоемах с регламентированным санитарным режимом. Необходимость сбора всех видов стоков для последующей их передачи на берег или специальные плавучие очистительные станции требует устройства весьма объемных емкостей. Также существуют разработки по обезвреживанию сточных вод непосредственно на судах.

При плавании судов в водоемах, санитарный режим которых в целом не регламентирован, органами местной санитарной службы должны быть определены зоны, где допустим сброс за борт необзвреженных судовых сточных вод (фекальных и хозяйственно-бытовых). Границы этих зон устанавливают исходя из недопустимости загрязнения воды в источниках хозяйственно-питьевого водоснабжения и прибрежных вод санитарно-оздоровительных участков побережья.

Система мероприятий по сбору и удалению твердых отбросов и мусора сводится к организации правильной эксплуатации емкостей для их накопления (контейнеры, баки) и передаче содержимого этих емкостей на берег.

Морской транспорт

С увеличением объемов добычи, транспортировки, переработки и потребления нефти и нефтепродуктов расширяются масштабы загрязнения ими окружающей среды. Недовольство и обеспокоенность нефтяным загрязнением обуславливается прежде всего поступательным ростом экономического ущерба от данного вида загрязнения, причиняемого рыболовству, туризму и другим сферам деятельности. Только одна тонна нефти способна покрыть до 12 км² поверхности моря. А это изменяет все физико-химические процессы: повышается температура поверхностного слоя воды, ухудшается газообмен, в нефтяной пленке накапливаются ионы тяжелых металлов, пестициды и другие вредные вещества, гибнут микроорганизмы, рыба, морские птицы. Но и осевшая на дно нефть долгое время наносит вред всему живому.

Ежегодно в океан сбрасывается примерно 10 млн. тонн нефти. Танкерный флот является одним из главных источников загрязнения моря нефтью. Утечка нефти в море происходит во время погрузки и разгрузки танкеров, заправки нефтяным топливом судов в море, при авариях и катастрофах танкеров, сбросе остатков нефтяного груза с балластной водой и в других случаях.

Интенсивное загрязнение Мирового океана побудило многие страны приступить к разработке и реализации мер по предупреждению загрязнения водных бассейнов. В современных условиях большое значение приобретают международные соглашения о запрещении сброса загрязненных вод и мусора в открытых морях и океанах. В 1954 г. ООН была организована разработка Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью, которая вступила в силу в 1958 г. Впоследствии в нее были внесены поправки и дополнения. Конвенция содержит статью, согласно которой каждое судно обязано иметь сертификат – свидетельство о том, что корпус, механизмы и прочая оснастка соответствуют требованиям предотвращения загрязнения моря. Соблюдение этой статьи проверяется во время специальных инспекций при заходе в порты. Нарушителям грозят строгие санкции.

В настоящее время все новые транспортные суда имеют сепарационные установки для очистки льяльных вод, а танкеры – устройства, позволяющие осуществлять мойку танков без слива остатков нефти в море. Суда старой постройки оснащаются этими устройствами при очередных ремонтах.

Для повышения ответственности капитанов судов, а также обеспечения контроля за выполнением мероприятий по предотвращению загрязнения моря нефтью на морских судах заведены специальные журналы. В них фиксируют все грузовые операции с нефтью и нефтепродуктами, отмечают место и время сдачи или слива судами загрязненных нефтью сточных вод и нефтеостатков.

Проблема того, как свести к минимуму загрязнение морей и океанов, занимает специалистов из многих стран мира. Ученые ищут пути борьбы с нефтью, попавшей в воду. Биологи предлагают “нефтеядные” микроорганизмы, химики – вещества, позволяющие собрать нефть с поверхности, и т.д.

В Индии для очистки пляжей от нефтяных пленок с успехом применяют специальную культуру бактерий. Небольшой колбы с жидкостью, содержащей такие бактерии, достаточно, чтобы ликвидировать пленку на 16 км пляжа. Что особенно ценно, живые санитары сами не изменяют микрофлору: сделав свое дело, они по прошествии некоторого времени погибают от голода и растворяются в морской воде.

Американские ученые продемонстрировали в Атлантическом океане оригинальный способ очистки воды от разлившейся нефти. Под нефтяную пленку на определенную глубину опускается керамическая пластинка. К ней подается акустическая энергия. Под действием вибрации нефть сначала скапливается толстым слоем над местом, где установлена пластинка, а затем смешивается с водой и начинает фонтанировать. Высоковольтное электрическое напряжение, также подведенное к пластинке, поджигает фонтан, и нефть полностью сгорает. Если акустическая энергия не очень велика, то нефть лишь превращается в плотную массу, которую затем удаляют из воды механически способом. Также существуют и другие способы очистки водной поверхности от нефти.

Немалое значение уделяется и контролю за уровнем загрязнений. Один из способов основывается на использовании радиолокатора. Дело в том, что нефтяная пленка изменяет характер ряби на поверхности воды: уменьшается ее высота и наклон волн. При этом изменяется и характер отражения радиоволн от поверхности – отражающая способность уменьшается и на общем ярком фоне на экране локатора грязное место выглядит черным пятном.

Комплексность мониторинга требует определения ряда гидрометеорологических параметров, таких, как температура воды, скорость и направление ветра, течения, осадки, атмосферное давление, влажность воздуха и др.

Система мониторинга основывается на создании сети локальных пунктов наблюдений (морских станций), расположение которых позволяет определять поля загрязнения. Размещение станций опирается на знание гидрохимического и гидрометеорологического режимов и рельефа дна в данном районе. Важной особенностью морской станции мониторинга является проведение синхронных наблюдений на всех стандартных океанографических горизонтах (0,5,10,15,20,25,30,40,50 м и т.д.), включая придонный слой воды, а также слои “скачка свойств” (плотности, солености, кислорода и т.д.).

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

1. Познакомить детей с еще одним видом транспорта – воздушным.

2. Рассказать об истории воздухоплавания.

3. Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира.

4. Формировать знание о человеке – творце рукотворного мира.

5. Воспитывать уважение к труду людей, строящих самолеты и космические корабли; уважение к опасной профессии летчиков и космонавтов, испытателей новых самолетов.

Ход занятия:

Воспитатель: Человек всегда завидовал птицам и ему очень хотелось научиться летать. Мечты человека о полетах нашли отражение в народных сказках и легендах.

Одна из них – легенда об Икаре. Знаменитый греческий мастер Дедал в древности сделал крылья из воска и материи для своего сына Икара. Но Икар был дерзкий юноша и рискнул подняться на своих крыльях прямо к Солнцу. Жар солнечных лучей растопил воск, крылья разрушились, и Икар упал со страшной высоты в море и погиб.

Из истории известно, что в древности все попытки людей летать с помощью искусственных крыльев были безуспешны. Старинные китайские книги рассказывают о том, что люди в Китае давно научились подниматься в ветреную погоду в небо на больших воздушных змеях, которые привязывались прочными тросами к повозкам, запряженным лошадьми. Однако воздушный змей только поднимает человека в небо, но не может переносить его по воздуху на большие расстояния (т. е. не является транспортным средством). А вот матерчатые шары, наполненные горячим воздухом, могли на только поднимать людей в небо, но и переносить их по ветру на довольно большие расстояния. Плохо только, что управлять полетом шаров было сложно.

В наше время люди наслаждаются полетом на самолетах самых разных конструкций, планерах, дельтапланах, а также и на нарядных воздушных шарах. Конструкторы ведут разработку скоростного самолета-ракеты, который будет взлетать, как ракета, а приземляться как самолет. Удалось облететь Землю и на космическом корабле. Первый космонавт, которому удалось это сделать, был наш соотечественник Юрий Гагарин. Произошло это 12 апреля 1961 года. Американским астронавтам удалось уже побывать на Луне. А сейчас люди готовятся к полету на загадочную планету Марс.

Руки в стороны – в полет

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

А сейчас мы с вами, дети.

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Вот летит ракета ввысь!

Дети расставляют в стороны руки.

Выбрасывают правую руку вперед.

Выбрасывают левую руку вперед.

Двигаются в рассыпную по групповой комнате.

Руки сложены над головой.

Поднимаются на носочках.

Опускают руки вниз.

Руки поднимают вверх.

Удовенко Светлана Юрьевна

Воспитатель предлагает детям поиграть в командную игру. Каждая команда загадывает какое-либо летающее средство передвижения. Оно может быть реальным или сказочным. Команды по очереди выступают в качестве водящего в игре. Остальные команды должны отгадать задуманное, задавая водящему определенные вопросы:

• Сказочное или настоящее?

• Летает ли без воздуха?

• Имеет ли крылья?

• Имеет ли пропеллер?

• Есть ли двигатель?

• Где хранится или отдыхает в свободное от полетов время?

За работу в этой части занятия команды получают фишки.

Примечание. В качестве водящего может выступить и воспитатель, загадав какое-нибудь сказочное воздушное средство передвижения. Дети очень развеселились, когда на одном из занятий я задумала Карлсона. Они долго ломали голову над моей загадкой. В качестве подсказки я рассказала им, на каком топливе работает мой летающий человечек и где он живет. Дети потом дискутировали со мной, можно ли считать Карлсона транспортным средством. Пришли к выводу, что можно: Карлсон однажды возил на себе Малыша, а также с большим успехом транспортировал по воздуху сладости и любимое им варенье.

Правила игры: дети встают в круг, в центре круга – воспитатель. По одному представителю каждой команды являются наблюдателями. Они стоят у доски и мелом отмечают правильные ответы, данные членами своей команды. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок, ответив на вопрос, бросает мяч обратно. Если ребенок не знает ответа на вопрос, он может попросить помощи у одного из представителей своей команды, передав ему мяч или просто попросив подсказки.

Вопросы могут быть следующими:

- Кто управляет самолетом? – Летчик.

- Как по-другому можно назвать летчика? – Пилот.

- Кто обеспечивает связь с землей, с аэропортом во время полета? – Радист.

- Кто проверяет исправность всех приборов и механизмов самолета, вертолета или космического корабля? – Инженер или борт-инженер.

- Кто помогает пассажирам, приносит им обед и разносит напитки? – Стюардесса.

- Кто готовит самолет к полету на земле? – Механики, рабочие на аэродроме.

- Как можно назвать людей, которые строят самолеты? – Самолетостроители.

- Как называется профессия человека, который придумывает новые модели самолетов? – Конструктор.

- Кто испытывает новые самолеты? – Летчик-испытатель.

- Как можно назвать пилота вертолета? – Вертолетчик.

- Кто управляет полетом космического корабля? – Пилот космического корабля или космонавт.

- Как можно назвать людей, которые строят ракеты? – Ракетостроители.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с разнообразием воздушного транспорта и историей его возникновения. Развивать познавательный интерес к воздушному транспорту.

Воздушный транспорт

Цели: познакомить учащихся с разнообразием воздушного транспорта и историей его возникновения;

Развивать познавательный интерес к воздушному транспорту, связную речь, воображение, память.

Встанем мы все вместе дружно,

Поздороваться нам нужно,

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука

Здравствуй весь наш дружный круг.

Введение в тему: Слайд №2

А за ним комарики

На воздушном шарике.

На хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле,

Зайчики в трамвайчике,

-Какой транспорт использовали животные в стихотворении?

- А на каком транспорте мы отправимся в путешествие узнаете, если отгадаете загадки.

Но нельзя не удивиться

Лишь распустит птица хвост

И поднимется до звезд. (ракета)

Крыльев нет у этой птицы,

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт его пилот!

Что же это? (самолёт)

Это что за вентилятор

Над землей завис, ребята!

И ревёт, и тарахтит,

Хоть без крыльев. Но летит. (вертолёт)

- О чём были загадки?

- Так на каком транспорте мы отправимся в путешествие?

- Где передвигается такой транспорт?

-А можно в небе увидеть машину? Корабль?

Слайд №5 Песня Облака

История транспорта

А сейчас мы с вами отправимся в далёкое-далёкое прошлое.

Человек всегда смотрел на небо, там он видел птиц и завидовал им. Ведь птицы умеют летать, а человек – нет. Человеку очень хотелось научиться летать. Мечтал человек подняться над землёй и полететь как птица.

Существует печальная древнегреческая легенда о знаменитом мастере Дедале и его сыне Икаре, которая поведала о крыльях, которые подняли высоко в небо человека. Дедалу захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.

И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.

Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.

- Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару.

И вот рано утром они улетели с острова Крита.

День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.

А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына. Так все попытки людей летать с помощью самодельных крыльев были безуспешны.

Но старинные китайские книги рассказывают, что люди там научились подниматься в ветреную погоду в небо на больших воздушных змеях.

А человеку очень хотелось летать как птицы. И тогда он изобрел воздушный шар, который нагревался теплым воздухом.

Слайд №7. Первые воздушные шары появились более 200 лет назад во Франции. Братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар с отверстием. Через отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару привязали корзину. Посадили в неё утку, петуха и барана. Шар поднялся высоко и благополучно опустился. С тех пор на воздушных шарах стали летать люди.

А через сто лет появились управляемые, наполненные газами транспортные средства.

И в наше время люди наслаждаются полётами на воздушных шарах. Эти воздушные шары сейчас называют аэростат.

Затем на аэростат человек прикрепил двигатель – получился дирижабль. Слайд №8

Потом человек придумал планер. Слайд №9. Правда он был без двигателя и парил в воздушном потоке, но с крыльями.

А когда человек соединил дирижабль и планер – получился самолёт Слайд №10 с двигателем и крыльями, который мог перевозить людей и грузы. Самолёт имеет фюзеляж (кабину), крылья, хвост, шасси.

игра "Самолеты"
- лучше, если в эту игру будет играть несколько человек (дети или ребенок и взрослые). Ведущий объясняет правила игры: самолёты летают аккуратно, не сталкиваясь, крылья направленны в стороны и не машут. Посадку производим в определённом месте (укажите - где). После этого объявляйте: "НАЧАЛИ!" (самолёты полетели), а ведущий произносит

Руки в стороны, в полёт
отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Полетел наш самолёт! Самолёты, на посадку.

Самолёты идут "на посадку", игра повторяется

Там, где нельзя сесть и взлететь самолёту выручает вертолёт. Слайд №11. Он взлетает и садится вертикально при помощи винта, ему не нужна полоса для разбега.

А в прошлом веке люди изобрели аппарат для полета в космос – ракету. Слайд №12. И это сделали наши русские люди. И в 1961 году нашему русскому человеку Ю.А.Гагарину первому в мире удалось облететь Землю на космическом корабле. Слайд №13 Произошло это 12 апреля 1961 года. Наша страна в этот день празднует день Космонавтики.

Игра Космонавты. По краям площадки ставится 4 стула. 5 играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: “Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет”. С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракете, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.

Беседа по теме:

Какой запомнили воздушный транспорт?

- Почему он так называется?

- Для чего он нужен?

- Что лишнее? Назовите части самолёта (фюзеляж, крылья, хвост, шасси).

- Кто управляет самолётом?

Кружит над полем белая птица,

Ждёт полосу, куда нужно садиться.

Белую птицу зовут самолёт.

Им управляет отважный пилот.

Он своё дело знает прекрасно.

Взлёт и посадка с ним не опасны.

Два-три часа – и в другой я стране

Город чужой вижу в окне.

Аэропорт поджидает меня,

Огнями встречает, призывно маня.

-Каким же должен быть пилот?

А сейчас немножко отдохнём и поиграем.

Летает – не летает.

Если я называю воздушный транспорт - показываете крылья, а если нет –топаете ногами.

Вертолёт, метро, самолёт, трамвай, автобус, дирижабль, лодка, воздушный шар, трактор, планер.

Доскажи словечко.

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звёзд

Наш народ построил эту

В небесах грохочет гром

И ни облачка кругом

Песнь раскатисто поёт

В этом доме тишина

Много окон, дверь одна.

Дом летит под небеса

За окошком вся страна.

Дом отправился в полёт.

Значит это -……(самолёт)

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт

Человек им управляет.

Что такое? …….(самолёт)

Без разгона ввысь взлетаю,

Отправляюсь я в полёт,

Кто же это? ……(вертолёт)

Это что там под луной?

Дыня с дом величиной.

В небесах парит корабль

3 обруча. В 1- облако, во 2-дорога, в 3-волны. Необходимо найти картинки со своим видом транспорта и разместить в своем обруче.

Слайд №16(16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23)

- Назовите название мультфильма и транспорт, который вы увидите.
(Незнайка на Луне - ракета, Умка – вертолёт, Мадагаскар – вертолёт, Утиные истории – аэроплан, Вверх – дирижабль, аэропланы, Ну, погоди – самолёт, Чебурашка и крокодил Гена – вертолёт, Рио – дельтаплан).

5 оригами "Самолет"
Самолёт готов. По бокам самолёта можно нарисовать иллюминаторы и выглядывающих из них пассажиров. С таким самолётом можно поиграть в аэропорт и потренироваться в точности приземления.

- Ещё раз посмотрите все виды воздушного транспорта и правильно их проговорите.

Читайте также: