Воздействие деятельности человека на воды суши план конспект

Обновлено: 06.07.2024

Непосредственно воздействующие на водный объект: создание в руслах рек водохранилищ и прудов, спрямление русел рек и берегов озёр, выемка грунта из рек и водоёмов и т. п.

2. Почему так остро стоит проблема чистой пресной воды?

Потому что с каждым годом на Земле увеличивается потребление воды.

3. Как строительство плотин и водохранилищ влияет на геоэкологическое состояние окружающей среды?

Водохранилища на крупных реках улучшают условия навигации. Плотины задерживают загрязняющие вещества, переносимые рекой, переводя их в донные отложения. Также водохранилища и плотины помогают регулировать сток.

В результате строительства водохранилищ и плотин происходят большие потери земельных ресурсов высокого качества, значительные изменения гидрологического режима рек выше и ниже плотин, снижение биологической продуктивности морей.

2. От простого к сложному.

1. Нехватка воды превратилась в проблему для Узбекистана, Казахстана и Туркменистана — стран, лежащих в низовьях рек Амударьи и Сырдарьи. В чём заключается эта проблема? Какие масштабы она приобрела в настоящее время?

В результате несогласованности действий этих стран в вопросе потребления воды из Амударьи и Сырдарьи, произошло их обмелении и значительно сократилась площади Аральского моря, которое уже нельзя спасти. Страны до сих пор не могут согласовать этот вопрос, поэтому страны, расположенные в низовьях рек, не могут использовать водные ресурсы в необходимой мере.

2. Почему родники называют бесценным даром природы?

Подземное движение жидкости не всегда является одинаковым. Иной раз это самая настоящая река, протекающая под грунтом по водоупорному слою, в другом случае — всего лишь тоненький ручеек. В некоторых местах струя вырывается из источника фонтаном. Это явление называют грифоном. А иногда на поверхности образуются только небольшие капельки, медленно накапливающиеся в природном бассейне.

Добираясь до поверхности земли, родниковая вода подвергается естественной фильтрации, обеспечивающей чистоту. Многочисленные слои песка и породы не пропускают грязь. Главное, что подобный род очистки не убирает из воды полезных свойств, не влияет на ее структуру, не затрагивает гидрохимический состав. Родниковая вода доходит до нас в своем первозданном виде. Кроме того, она живая, подвижная. Родниковая вода из экологически чистого проверенного источника практически не нуждается в очистке. По этим причинам воду из родника можно и нужно пить, не очищая ее дополнительными методами.

3. От теории к практике.

21 век – век цифровой техники и нанотехнологий. Человеком уже столько изобретено и придумано для своего удобство, что можно было жить и не знать никаких проблем. Но проблем тоже становится все больше. Один из самых острых вопросов на сегодняшний день – загрязнение окружающей среды, значительное сокращение чистых пресных вод. Реки, озера, подземные воды все больше оказываются во власти отходов промышленности, остатков сельскохозяйственных работ и жизнедеятельности человека. Вокруг растут свалки, строятся заводы, животноводческие комплексы, которые пагубно влияют на самый ценный природный дар – воду.

Водоемы Беларуси не стали исключением, их также коснулась проблема загрязнения. Сегодня сложно найти совершенно чистый источник. Воды полны не только вредными бактериями и вирусами, но и тяжелыми металлами, нитратами. Каждая третья проба воды не соответствует санитарно-химическим нормам, каждая десятая — санитарно-бактериологическим. Экологи бьют тревогу, но ситуация не улучшается.

Одни из самых распространенных водных загрязнителей на территории Беларуси – это нитраты. Они хорошо растворяются в воде, переносятся течением на большие расстояния. Для человека большое количество нитратов опасно тем, что они разрушают сердечнососудистую и иммунную систему, усиливает мутагенный процесс. Зафиксировано, что в районах, где интенсивно используются ядохимикаты, вследствие чего, питьевые воды сильно загрязнены нитратами, возрастает количество детских смертей, сильно изменяется наследственность. Такую воду вообще нельзя употреблять ни для каких целей.

В районах, где вода для нужд населения берется с поверхностных вод (для Минска это Запад, Юго-Запад, Малиновка, Каменная Горка, Масюковщина, Сухарево, где забор воды осуществляется с Вилейского водохранилища), очень высок риск заражения инфекциями. В воде можно обнаружить дизентерийные бактерии, туберкулезные палочки, холерные вибрионы, бациллы тифа и лихорадки, вирусы полиомиелита и инфекционного гепатита, энтероцитопатогенные вирусы, вызывающие эпидемическую диарею, аденовирусы, вызывающие глазные и прочие инфекции. И это еще не полный перечень. Поэтому вода должна проходить серьезную очистку, как на городских станциях водоподготовки, так и непосредственно в самих квартирах перед употреблением. Так сложилось, что из-за больших объемов воды, которую необходимо ежедневно очищать, городские службы не справляются с поставленными перед ними задачами. Они, конечно, применяют меры по обеззараживанию воды, но делают это не столь качественно, как бы нам всем хотелось. Причем после их обработки вода наполняется хлором, что также опасно для здоровья человека. Поэтому лучше самостоятельно с помощью бытового фильтра для воды проводить доочистку.

Кроме вирусов и опасных бактерий в поверхностных водах в огромном количестве находятся высокотоксичные металлы, которые губительно действуют на все живое: кадмий, цинк, свинец, ртуть, сурьма, мышьяк, бериллий, кобальт, медь, марганец, никель, селен, олово, ванадий. Все это появляется в воде из промышленных и сельскохозяйственных отходов, которые без должного контроля сбрасываются в реки и озера.

В донных отложениях водохранилищ концентрация тяжелых металлов превышает допустимые нормы во много раз. Например, возьмем суммарное загрязнение Минского моря за 1, то этот же показатель для Чижовского водохранилища, куда поступают ливневые и коммунальные стоки, будет равен 37, а со стороны промышленной зоны – 208. Донные отложения водохранилища содержат огромное количество хрома, никеля, цинка, меди, свинца и олова. Воды Комсомольского озера наполнены кобальтом и свинцом в 2-2,5 раза больше нормы. К сожалению, сегодня загрязняются не только поверхностные воды, но и подземные воды. В Минске рядом со станцией аэрации наблюдает повышенный уровень минерализации в десятки раз, около 2 г/л, при нормальном фоне в 200 мг/л., а также загрязнение грунтовых вод хлором и нитратами.

Главная водная артерия Минска Свислочь, тоже очень далека от положенных норм. Также плачевно обстоят дела и на других водных объектах Беларуси. Реки Неман, Березина, Днепр, Западная Двина, Припять, Ясельда, Уза – все они, протекая, через города и промышленные зоны имеют высокий уровень загрязнения. Вода в Иваново, что в Брестской области, содержит бария в 10 раз больше допустимой концентрации. Этот опасный элемент из воды можно удалить только с помощью специальных мембранных технологий. Министерство природы обеспокоено сегодняшней ситуацией связанной с очисткой промышленных сточных вод, обработкой и утилизацией их осадков. На предприятиях республики более 80% очистных сооружений разработано по технологиям 70-80-х годов прошлого века и требуют серьезной доработки, реконструкции и замены.

С каждым годом экологическая ситуация во всем мире все больше ухудшается. Нарушены самые главные для жизни человека стихии: воздух, земля и вода. Мы уже пришли к моменту, когда надо спасать природу от нас самих. Ведь от этого зависит чистое будущее наших детей, внуков и всего живого на Земле.

расширить зна ния об иску сственных в одных объекта х на материка х.

Средства обу чения: физическ ая карта мира атл аса, у чебные карт ины, слайды,

Основные п редставления и понятия: к оличество и ка чество в оды, орошение,

Межпредметны е связи: вел икие цивил изации Д ревнего мир а (история);

источники заг рязнения в од (прир одоведение, есте ствозна ние).

План у рока ( методы, приемы, ф ормы у чебной деятельн ости)

1. Вода в жизн и людей в разные истор ические пер иоды

Беседа. Акту ализация опорны х знаний, личный опыт у чащихся.

Рассказ учителя. И зменение каче ства и коли чества воды п од влияние м

хозяйственно й деятель ности, примеры измен ения вод су ши на мате риках.

Рассказ учителя. П ерерас пределение в од между бассейнами , переброска во д,

Практическая работа. Н а физической карте мира и картах м атериков в атласе

Учащиеся осознают влияние человека на воду, возникновение экологических проблем.

Личностная значимость изученного для школьника

Если не я, то кто? (каждый человек должен охранять и беречь воду)

Проблемный. Можно ли сохранить чистоту наших водных объектов?

Формы организации учебной деятельности.

Вид урока по форме проведения.

Нетрадиционный (урок с рефлексии с элементами экологического тренинга)

I Изучение нового материала

II Обучение и закрепления материала

III Итоги урока

Воде была дана волшебная

сила стать соком жизни на Земле

Леонардо да Винчи.

(звучит сказка на музыкальном фоне)

Жили - были старик со старухой у самого синего моря. Забросил как-то раз дед в море невод – вытащил ржавые банки, битые бутылки и прочий мусор.

Закинул во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную шину.

В третий раз – попалась старику рыбка золотая. И заговорила она человеческим голосом.

Но вот чудо: не стала золотая рыбка просить, мол, отпусти меня, старче, в море.

Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостнее.

? Действительно, в сказке все может быть. Почему это происходит?

Учащиеся - самостоятельно определяют тему урока и записывают в тетрадь.

? Что происходит с нефтью при попадании ее в воду? Проведем опыт.

I и III гр В высокую банку с заворачивающейся крышкой наливается вода, затем добавляется немного растительного масла (оно заменит нефть). Дети наблюдают, что произошло с маслом. Закрыв банку, взбалтывают содержимое, затем рассматривают его на свет. Учащиеся видят, что масло остается на поверхности воды и покрывает ее тонкой пленкой.

? К каким последствиям приводит образование нефтяной пленки?

Учащиеся: Уменьшает испарение → засуха →…………

  • Уменьшает поступление воздуха в воду → губит морские микроорганизмы, рыбу.

II и IV гр Дети рассматривают чистое перо птицы, обращают внимание на то, что бороздки соединены между собой и что перо очень легкое. Затем перо покрывают машинным маслом и обращают внимание на то, как изменились внешний вид и масса?

? А можно ли очистить перо?

― пробуют это сделать с помощью чистой воды, воды со стиральным порошком. Учащиеся убеждаются, что очистить перо очень трудно и многие морские птицы погибают.

- Смогут ли люди купаться, отдыхать на пляже после аварии судна или ловить в этом месте рыбу?

? - Какие вы можете назвать источники загрязнения воды?

(по ходу диалога на доске вычерчивается схема)

Ученик У всех людей одна планета

И водам нет на ней границ

Как нет границ потокам света

И перелётам диких птиц

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас

А мы безумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Единство вод. Охрана воды это дело каждого.

Учитель Теперь познакомимся с водами нашего региона (учащиеся смотрят слайды)

Здесь обитают дикие козы, заяц русак. Многие свободное время любят проводить на берегу реки, но в каком состоянии они оставляют места отдыха: пустые бутылки, банки, бумага, а все это загрязняет воду. Много у нас и других мелких рек – это Ага, Хила, Судунтуй, Куйтун и т.д.

оз. Ножий (Ножиин нуур) – расположена в Кункурской степи. Оно неглубокое. По берегам озера растут соленосные растения –

чий, солянка. Своё название озеро получила из-за камней во множестве находящихся вдоль берега. На озере много водоплавающих птиц.

Недра богаты подземными водами, как пресными, так и минеральными. Именно подземные пресные воды используются для водоснабжения населения поселков, сел, фермерских и животноводческих хозяйств.

На наших минеральных водах по мнению врачей курортологов можно лечить всех нуждающихся в курортном лечении больных. В месторождениях Булакский, Судунтуйский, Орловский, Угсахайский, Зугалайский, Зымка и т.д.

Сооружения Иркутского ГЭС, Селенгинского картонного комбината, различных промышленных предприятий в Улан-Удэ и Иркутске отрицательно влияют на природу Байкала.

! Убеди себя в том, что необходимо охранять наши воды.

Где нет воды, там нет и жизни. Вот почему сохранение и рациональной использование водных ресурсов является одной из важнейших проблем современности. Поэтому все люди независимо от возраста, профессии должны бережно к ней относится, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода самый ценный минерал нашей планеты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру построен в соответствии с ФГОС. Соблюдатся возрастные особенности детей. Цель урока: Формирование у младших школьников представление об изменениях поверхности суши под воздействием деятельности человека.


Цель урока: Сформировать у младших школьников представление об изменениях поверхности суши под воздействием деятельности человека.


Задачи урока:

Образовательная: Сформировать представление об изменениях поверхности суши под воздействием деятельности человека..

Воспитательные: Воспитывать у учащихся правильное воздействие человека на формы поверхности.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, видео, учебник.

Тип урока: Комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- Умение формировать ответ о поверхность суши в результате деятельности человека.

Личностные УУД:

- Устойчивый интерес изучению природы;

-Положительное отношение к процессу обучения.

Метопредметные УУД:

Коммуникативные:

- Умение отвечать на вопросы, поддерживают беседу;

-Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;

- Сотрудничать с одноклассниками при выполнении работы в паре

Познавательные:

- Постановка и формулирование проблемы;

- Работать с учебником, справочной литературой и интернетом.

Регулятивные:

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной целью и задачами;

Читайте также: