Восток в первой половине 19 века конспект урока 10 класс

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока истории в 10 классе

Тема: Внутренняя политика России в первой половине XIX века.

Цель: довести до учеников внутренние мероприятия Александра I и

его преемника - брата Николая I.

● создать у учеников представление о политическом, социально-

экономическом состоянии России в первой половине XIX века;

● познакомиться с личностями, входившими в Негласный комитет,

тайные общества декабристов и выдающимися личностями данного периода

● осветить основные идеи декабристов и их влияние на внутреннюю

политику Николая I;

● проследить внутренние мероприятия императоров Александра I и

● способствовать формированию патриотических чувств и

нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их

самостоятельной деятельности по оценке последствий восстания

● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин

восстания путем перечисления кризисных явлений в различных сферах

жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

● Развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в

процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

● Формировать умение работать с историческими документами на

примере проекта конституции Н.М. Муравьева;

● Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать

путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока : урок-лекция.

1) устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей

2) наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;

3) практический, с использованием документа.

1. Организационный момент.

3. Раскрытие темы урока.

4. Домашнее задание.

Длительность урока – 40 минут.

План раскрытия темы:

1. Смерть Павла I, приход к власти Александра I.

2. Реформы Александра I.

3. Восстание декабристов.

4. Внутренняя политика Николая I.

Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Актуализация: «Вспоминаем, что Павел I – сын Петра III и Екатерины II, правил страной в конце

XVIII столетия, с 1796 года по 1801 год. Обстоятельства его кончины нам предстоит рассмотреть сегодня на уроке, как и то, что в

дальнейшем происходило со страной в правление его сыновей – Александра I и Николая I. Тема урока звучит как «Внутренняя

Раскрытие темы урока:

На доске проектор высвечивает портрет Александра I,

учитель : «Перед вами портрет

императора Александра I, который вступает на престол при весьма необычных обстоятельствах.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в здание Михайловского замка ворвались 12 гвардейских

Учитель : «Как вы видели только что, в полпервого ночи группа из 12 офицеров ворвалась в спальню императора и, в результате

возникшего конфликта, он был избит, получил удар в висок тяжелой золотой табакеркой и был

Причинами заговора было

недовольство участников непредсказуемой политикой, проводимой Павлом I и, особенно,

оскорбления и опала, которой были подвергнуты многие из них и под которую в любой момент

Павел скончался от поплексического удара.

Что касается первых мероприятий нового императора, то с первых дней он призвал лучшие умы помогать ему в еобразовательных

работах. То были бывшие члены

с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Запишите название, состав и

годы собраний комитета.

существовал и 5-й — по делам царства Польского). Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора.

Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов.

объявлял Сенат верховным органом в империи, но по факту сановники в Государственном Совете были куда выше сенатских, так что сути дела это не изменило.

ликвидированные Екатериной II и

восстановленные Павлом I:

иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил,

внутренних дел, финансов,

юстиции, коммерции, и народного просвещения.

своих крестьян вместе с землей, но мало кто воспользовался этим правом. Далее 10 марта

1809 года — указ отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь, а в 1822 году это право вновь вернули. Александр даже

пытался отменить крепостное право, поручал составлять проекты различных решений этого

вопроса, но понимал – убьют, а документ сожгут.

К тому же, в 1810-12 годах произошло увеличение налогов из-за дефицита бюджета.

Прогрессивным характером отличалась политика в области просвещения: было открыто

много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт).

После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра I потеряла

прежний либеральный налёт.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт "прикосновением к основам

существующего строя". Как отмечали

современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же

время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев. В стране был установлен режим аркачеевщины.

Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось

крепостничество. Возникают военные

поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь

военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на

Место урока в плане: продолжение изучение темы.

- рассмотреть общую тенденцию развития Японии и Китая в XIX в.;

- рассмотреть особенности развития Японии и Китая в XIX в.;

- развитие умений выявления и анализа причинно-следственных связей;

- дальнейшее развитие навыков коллективной работы.

Форма урока : групповая работа

Таблица с заданиями и группами для подсчета очков.

1. Постановка учебной задачи. Класс заранее поделен на три группы по желанию детей. Методом жеребьевки определено, какую страну они будут представлять (Япония, Китай, Индия).

2. Сообщить детям об условиях работы – выполнение каждой группой заданий на правильность, подведение итогов.

Работа с терминами: устно объяснить термины, которые написаны на карточках. Подвести итоги, перейти ко второму заданию.

.
2 задание Составить визитную карточку своей страны по плану:

  1. Государственный строй в конце XIX века;
  2. Реформы проведенные в течении XIX века;
  3. Армия

Один человек от группы рассказывает о своей стране.

Предложить выбрать те из них, которые подходят для описания их страны.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СТРАН.

Выберите из списка те национальные черты, которые относятся к вашей стране .

- Сохранение феодального строя, кустарные промыслы.

- Сохранение феодального строя с появлением зачатков капитализма

- Английский колониальный режим в стране.

- Сохранение родоплеменных отношений в 19 веке

-Основа мировоззрения – религия синтоизм

- Экспортировали шелк и чай, получали опиумный мак.

- Развито домашнее ткачество, продавали на экспорт хлопчатобумажные ткани.

- Наличие родоплеменных культов , колдовство, магия, шаманизм.

- Закрытость страны для европейцев

- Основа мировоззрения – конфуцианство, объявление варварами всех народов, которые не следуют этой философии.

- Религия населения – индуизм и мусульманство.

- Натуральное хозяйство, охота и собирательство, навыки земледелия только в нескольких регионах.

Далее подвести детей к выводу:

- Все страны приспособились к изменившимся обстоятельствам – усилению колониализма и мощному давлению стран запада, но старались сохранить древние национальные традиции.

Далее предложить детям оценить работу всех участников урока, выставить оценки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На прошлых уроках мы с вами знакомились с тоталитарными режимами 1930е г. Италия, Германия, Испания. Давайте вспомним признаки тоталитарного режима.
2.1.Перейдем к опросу.
Вопросы для устного фронтального опроса:
Вопросы: Германия
1.Какую цель правительство ставило в экономике, на что направлена, какие органы создавались. Закон об организации национального туда.

общественного единомыслия и мобилизации ресурсов для подготовки страны к войне.

Закон об организации труда (январь 1934) вводил принцип фюрерства на предприятиях, ликвидировал систему коллективных договоров и упразднял выборные фабрично-заводские советы, существовавшие по конституции.
2.Внешняя политика Германии
Вопросы: Италия

1. Создание корпоративной системы, что было сделано, какую функцию выполняла

2. Присутствуют ли общие черты в фашизме Италии и Германии

-не был принят испанским народом;

-движение не смогло обрести массовой социальной базы;

-режим был навязан военной силой при помощи фашистких государств;

-сохранить режим мог Франко прежде всего при помощи террора, неприкрытого насилия над обществом;

-жестокий контроль над прессой;

-чтобы стереть классовые различия

-понятие рабочий и предприниматель заменили словом производитель.

2.Левый лагерь- представлен разнородными партияи.

Партии: исрп, кпи, социалистическая партия Католонии, нкт

правый лагерь-коалиция правых и консерваторов –сэда.

фашисткие организации-объединившиеся в испанскую фалангу.

3.-консерваторвативные силы, монархисты, фалангисты и военщину организация заговора против республики.

-центр заговора традиционно консервативные области Испании и Марокко.

-республиканскому правительству пришлось создавать свою регулярную армию.

-в состав входили добровольцы из разных стран, интернациональные бригады, что позволило отстоять Мадрид.

-в первый год удалось сохранить блок партий Народного фронта, привлечь к сотрудничеству синдикалистов.

3. Работа над темой урока
3.1.Учитель: Парижская мирная конференция не удовлетворила ожидания колониальных народов и зависимых стран. В планы колониальных держав не входило предоставление независимости своим колониям. А для крушения колониальной системы не создавалось международных условий.
Вспомним что означает понятие Модернизация словарь с.340

Модернизация- это
1.процесс социальных изменений и реформ в обществе;
2. процесс изменения менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает характеристики, свойственные более развитому обществу;

3. сознательная установка на проведение преобразований в обществе с учетом опыта других стран

Учитель: Страны Востока ставили для себя одну общую основную задачу:

Как вы думаете, какую? (В тетрадь)

- вырваться из зависимости;

-встать на путь ускоренного социального и политического развития
Данные проблемы смогла преодолеть только Турция, при помощи революции.

Революции в Турции

1906 – 1908гг. – младотурецкая революция.

1918 – 1923 гг. – Кемалистская революция: Революция названа именем лидера Мустафы Кемаля.
Вывод:Турция стала светским государством, избавилась от халифата и шариата. И вступила на путь капиталистического развития.
Что касается революции в Китае, то она не была на столько успешна и решила только одну задачу –свержение маньчжурской династии.

Ирак в 1932г. и Египет в 1936г. обрели независимость, однако присутствие английских войск сохранялось.
3.2. Работа с текстом учебника с.101-103

Записывают в тетрадь Причины отставания:

сопротивление традиционных обществ внешним влияниям;

сложность поиска синтеза (соединения) местной традиции и опыта Европы;

политика колониальных держав: подавление и угнетение.

3.3. Практическая часть: Работа с текстом учебника пар.12.


План- конспект урока истории для учащихся 10 класса, изучающих историю на базовом уровне.Предполагает лабораторную работу учащихся с историческими документами.

Содержимое разработки

Тема урока: «Российское государство в первой половине 19 века.

Образовательные: создать условия для:

формирования у учащихся представления об основных направлениях внутренней политики самодержавия в первой половине XIX века как попытки решения основных вопросов: решения крестьянского вопроса и попытки реформирования политического строя Российской империи;

анализа и обобщения реформ, преобразований в указанный период;

понимания причин, по которым ни один из вопросов радикально решён не был.

Развивающие:

развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения;

Воспитательная:

формировать активную жизненную позицию; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Положительные и отрицательные последствия преобразований.

Выделять главное во внутриполитической ситуации первой половины XIX века.

Анализировать происходящие события, давать им оценку.

Российское государство на рубеже столетий: Павел I.

“Либерал” на троне.

Царствование Николая I.

Крестьянский вопрос в России в первой половине XIX века.

Основные понятия и названия: Негласный комитет, министерства, кодификация законов, жандармы, анахронизм.

Персоналии: Павел I, Александр I, М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, Николай I, П.Д. Киселев.

Основные даты: 1796-1801 гг. – правление императора Павла I.

1801-1825 гг. – правление императора Александра I.

1825-1855 гг. – правление императора Николая I.

I этап актуализация знаний

Беседа с учащимися по вопросам

II этап изучение нового материала

1. Назовите особенности социально- экономического и политического развития России в начале 19 века. (Единая территория. Многонациональное государство. Многоконфессиональное государство. Население делилось на привилегированные (дворяне, духовенство, купечество 1 и 2 гильдии) и непривилегированные (мещане, крестьяне, казаки, купцы 3 гильдии) сословия. Россия- аграрная страна, основная форма экономики- сельское хозяйство, 80% населения- крепостные (помещичьи и государственные) крестьяне. Форма правления- самодержавная монархия (правителю (монарху) принадлежит неограниченная верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная)

2. Как вы думаете какие проблемы были в России?

1 вопрос Российское государство на рубеже столетий: Павел I

Портрет императора Павла I)

Проблемное задание

Задание 1 для учащихся

Используя учебник п. 1 объясните о каком новом режиме идёт речь в документе?

“Либерал” на троне. ( слайд 4 портрет АлександраI)

Слово учителя (см. методическое пособие стр. 369- 370)

- Вспомните, какие события повлияли на характер внутренней политики императора АлександраI (убийство отца, дворцовый переворот)

Слово учителя: правление Александра I рассматривается, как правило, не столько с точки зрения реальных мер и реформ, сколько намерений и желаний царя. Когда реальные преобразования чередуются с проектами, которые так и не были реализованы, а внимание им уделяется значительное, то запоминание очень сложно для учащихся. С целью привлечения внимания школьников и их интерес к данной проблеме, вероятно, целесообразно предложить отдельное задание по сопоставлению того, что удалось реализовать императору Александру I и того чего не удалось.

Замыслы, проекты

Реальные преобразования

С Негласным комитетом обсуждались проблемы введения в России конституционной монархии и решение крестьянского вопроса.

Проект реформ М.М. Сперанского.

Проект решения проблемы крепостного права в России А.А. Аракчеевым.

Восстановил, отмененные Павлом I, привилегии дворянства, разрешена деятельность частных типографий, ввоз иностранных книг, свободный выезд русских подданных за границу.

Восстановил статус Сената.

Учреждены министерства вместо коллегий.

Создан Государственный совет.

Дарована конституция царству Польскому.

Отмена крепостного права в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии (1816-1819 гг.).

Создание военных поселений.

Реформа в области образования.

Объясните, почему Александру I не удалось осуществить наиболее либеральные проекты?

Обратите внимание! В силу особенностей исторического развития, государственного и общественного устройства России (абсолютная монархия) внутриполитические преобразования могли осуществляться только при содействии самодержцев. Следовательно, в условиях абсолютной монархии в России XIX века определяющим фактором, влиявшим на внутриполитические мероприятия в стране, была личность императора.

Подумайте! Первая половина XIX века стало временем взлета карьеры двух противоположных деятелей – М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева. Как вы думаете, было ли это случайным или закономерным, с точки зрения внутренней политики самодержавия в России? Сравните биографию Аракчеева с М.М. Сперанским

Аракчеев Алексей Андреевич (1769-1834), благодаря своей исполнительности и безмерной личной преданности, он снискал неограниченное доверие Павла I и с его воцарением был произведен в генерал-майоры, назначен комендантом Петербурга. Аракчеев немало способствовал укреплению боеспособности и наведению порядка в армии. Наиболее значительными были его преобразования в артиллерии. Артиллерия выделялась в самостоятельный род войск, была усовершенствована технология изготовления оружия, боеприпасов. После Отечественной войны 1812 г., когда во внутренней политике Александра I усилился консервативный курс, Аракчеев стал фактически вторым лицом после императора в управлении страной. Руководил созданием военных поселений. В 1818 Аракчеев по поручению Александра I составил секретный проект освобождения крепостных крестьян. Проект предусматривал выкуп государством имений у тех помещиков, которые будут согласны на это, т.е. те, кто уже был на грани разорения. После этого выкупленные земли государство распределяло между крестьянами (по 2 десятины на душу), которые становились свободными. Так как ежегодно надо было правительству тратить на эти цели 5 миллионов рублей, а их в казне не было, то проект так и не был реализован. Смерть Александра I оборвала карьеру Аракчеева.

Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирская губерния (сейчас в Собинском районе Владимирской области). Отец, Михаил Васильевич Третьяков (1739—1801), был священником церкви в поместье Екатерининского вельможи Салтыкова. Все заботы по быту целиком и полностью лежали на матери — Прасковье Фёдоровой, дочери местного дьякона.

Михаил был старшим ребёнком. Он являлся мальчиком слабого здоровья, склонным к задумчивости, рано выучился читать. Почти всё своё время Михаил проводил в одиночестве или же в общении с дедом Василием, сохранившим замечательную память на разные житейские истории. Именно от него получил будущий государственный деятель первые сведения об устройстве мира и месте человека в нём. Мальчик регулярно ходил со своим слепым дедом в церковь и там из-за стойки читал Апостола и Часослов в церкви вместо пономаря.

Около 1780 года Михаил был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию, где, ввиду обнаруженных им способностей, и был записан под фамилией Сперанский, то есть подающим надежды (от латинского глагола spero, Sperare — уповать, надеяться). Среди самых способных учащихся необычайно одарённый Сперанский выдвигается на первое место. В Александро-Невскую семинарию направлялись лучшие слушатели провинциальных семинарий со всей России. В их число удостоился чести попасть и Михаил Михайлович Сперанский, по направлению прибывший в столицу.

Сперанский поступил домашним секретарём к князю А. Б. Куракину богатому и влиятельному вельможе. В 1796 году воцарился Павел и должность князя Куракина, генерал-прокурор, стала основной. Это быстрое возвышение завершилось таким же стремительным падением, но он успел, однако, прочно устроить своего бывшего секретаря. К началу царствования Александра I он был уже статским советником, а в июне 1801 года — действительным статским советником. Столь быстрое продвижение по службе было связано с уникальными способностями Сперанского, в том числе с его умением разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Восхождение его по служебной лестнице было в полном смысле слова стремительным. 9 июля 1801 года — Сперанский стал действительным статским советником.

- какая линия - либеральная или консервативная - в большей степени присутствует в правлении Александра I? Почему вы так считаете?

3. Царствование Николая I.( слайд № 5 император Николай I).

- Как характеризует императора Николая I представленные факты

«-А мне довелось при Николае служить, сказал старик.

Вопросы для обсуждения

Какие события в России и за рубежом в наибольшей степени оказали влияние на внутреннюю политику Николая I ?

Согласны ли вы с оценкой царствования Николая I , которую дал историк В.О. Ключевский?

Какие мероприятия правления Николая I подтверждают точку зрения ученого?

Составить список реформ Николая 1 на основании данного текста, реформы записать в таблицу

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

План Традиции и модернизация. Япония Китай. Индия.

План Традиции и модернизация. Япония Китай. Индия.

Традиции и модернизация К странам Азии и Африки в начале XX века обычно относ.

Традиции и модернизация Чем можно объяснить отсталость и застойность Востока.

Традиции и модернизация Чем можно объяснить отсталость и застойность Востока? Сопротивление традиционных обществ внешним влияниям Политика колониальных держав

Традиции и модернизация В Китае Синьхайская революция 1911-1912 гг. решила то.

Традиции и модернизация В Китае Синьхайская революция 1911-1912 гг. решила только одну важную задачу – свержение манчьжурской династии, но не решила проблему объединения Китая.

Традиции и модернизация В 1920-1930 гг. Япония, Китай и Индия шли разными пут.

Традиции и модернизация В 1920-1930 гг. Япония, Китай и Индия шли разными путями развития, решали разные задачи, но у них была одна общая задача – вырваться из зависимости, отсталости стать на ускоренный путь развития.

Традиции и модернизация Модернизация – это процесс распространения тех типов.

Традиции и модернизация Модернизация – это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX век, а затем распространились на другие европейские страны.

Традиции и модернизация Средства и методы осуществления модернизации Реформа.

Традиции и модернизация Средства и методы осуществления модернизации Реформа РЕволюция

Япония Среди стран Востока проблемы модернизации были решены к началу XX века.

Япония Среди стран Востока проблемы модернизации были решены к началу XX века только Японией. Этот процесс начался с реставрации Мейдзи, усиления власти феодальных клики осуществления реформ по европейскому типу

Япония Реформы помогли: Избежать революции и порабощения Покончили с изоляцио.

Япония Реформы помогли: Избежать революции и порабощения Покончили с изоляционизмом Вывели страну на путь капиталистического развития Японский дух + европейское знание = развитие

Япония Япония повторила европейский путь модернизации, связанный с внешней эк.

Япония Япония повторила европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией. Сначала начала борьбу за колонии на материке и развязала 5 войн за 40 лет Русско – Японская война

Япония Внешняя экспансия, милитаризация подталкивали Японию к тоталитаризму.

Япония Внешняя экспансия, милитаризация подталкивали Японию к тоталитаризму. Он приобрёл своеобразную форму традиционного императорского режима и военно – регулируемого капитализма. Синтоистский храм

Япония Своеобразие японской модернизации состояло в том, что они приняли евро.

Япония Своеобразие японской модернизации состояло в том, что они приняли европейский пример развития с сочетанием традиций.

Китай Всю первую половину XX столетия Китай вёл войны на своей территории. Пу.

Китай Всю первую половину XX столетия Китай вёл войны на своей территории. Путь от традиционного Китая до современного реформируемого Китая занял целое столетие. Здесь более жёстко и открыто проявила себя альтернатива: реформа и революция

Китай Историческая ступень развития Китая связана с целым рядом исторических.

Китай Историческая ступень развития Китая связана с целым рядом исторических личностей: Кан Ювэй, Сунь Ятсон, Цы Си, Юань Шикай, Чан Кайши и др.

Китай Первые попытки реформ в Китае связаны с именем Кана Ювэя (« Сто дней ре.

Китай Под руководством Сунь Ятсена в 1905 г. объединились несколько буржуазно.

Китай Попытки императрицы Цы СИ провести реформы в 1906- 1908 гг. вновь были.

Китай Попытки императрицы Цы СИ провести реформы в 1906- 1908 гг. вновь были прерваны смертью императрийцы и последовавшим захватом власти дворцовой кликой, поместивших на престол императора Пу И. Императрица Цы Си

Китай Буржуазная революция длилась 1 год. Делегаты революции провозгласили об.

Китай Буржуазная революция длилась 1 год. Делегаты революции провозгласили образование Китайской республики и избрали президентом Сунь Ятсена. В Пекина вся власть перешла генералу Юань Шикаю, который добился отречения от престола Цинской династии, но установил свою личную диктатуру. Юань Шикай

Китай Весной 1925 г. в Китае началась революция. Генерал Чан Кайши руководил.

Китай Весной 1925 г. в Китае началась революция. Генерал Чан Кайши руководил правительством. В 1926 – 1928 гг. совершил поход по северным провинциям, завершив объединение, он начал капиталистическую модернизацию по западноевропейской модели. Чан Кайши (Цзян Цзеши )

Китай В течение десятилетия до японской агрессии Голимидан провёл в Китае сущ.

Китай В течение десятилетия до японской агрессии Голимидан провёл в Китае существенные преобразования. Какие? ( стр. 115 – найдите и зачитайте)

Китай Нападение Японии на Китай в 1937 году заставило Чан Кайши и Мао Цзэдуна.

Китай Нападение Японии на Китай в 1937 году заставило Чан Кайши и Мао Цзэдуна преодолеть вражду и объединиться против японской агрессии. В итоге были остановлены военные действия, советы преобразованы в административные органы. Японо – Китайская война ( 1939 – 1945 гг.)

Индия После Первой мировой войны Англия, стремясь удержать контроль над Индие.

Индия Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разра.

Индия Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения.

Индия Основные принципы гандизма: достижение независимости мирными, ненасильс.

Индия Основные принципы гандизма: достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путём вовлечения в борьбу широких народных масс (Сатьяграха); идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам народных масс; борьба с кастовым неравенством. утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества

Индия: кампания ненасильственного сопротивления 1 этап: 1919-1922 г. – протес.

В 1927 г.начала работать комиссия по расширению прав комитетов самоуправления.

Читайте также: