Восприятие природы поэтами и композиторами 5 класс конспект

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 8 (26). Образы природы в творчестве музыкантов

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— формирование аналитического подхода к произведениям разных видов искусства, воплощающих пейзажи;

— умение использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений к заданной теме.

Личностные:

— укрепление навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.

Предметные:

— выразительное исполнение песенного материала урока, умение охарактеризовать и проанализировать выученные песни.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по жанру пейзажа в музыке и изобразительном искусстве.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Виды деятельности учащихся: Внимательное прослушивание предложенных музыкальных произведений. Вдумчивый просмотр произведений живописи. Сравнительный анализ музыкальных произведений и соответствующих им картин. Пение песен.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

На одном из уроков 3 четверти мы с вами говорили уже, что каждое искусство, стремясь создать свой собственный мир, способно сказать больше того, что ему обычно приписывают. В музыке давно существуют симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Рассматриваем ли мы портрет, любуемся пейзажем или натюрмортом – во всех этих образах есть своя музыкальность, и всё это по-своему может быть передано в звуках.

Изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания. И если между искусствами и существует граница, то она, к счастью отсутствует в мире природы, где всё живёт и дышит в благотворном единстве.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца. К. Дебюсси

Изображение природы в искусстве никогда не было её простым копированием. Как бы ни были прекрасны леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, запечатлённые на холсте, в стихах или звуках, вызывают в нас чувства, переживания, создают определённое настроение. Природа в искусстве одухотворена. Она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой её видит человек.

Сегодня вам предстоит вдумчиво рассмотреть, проанализировать произведения разных видов искусства, воплощающих пейзажи. Вы также охарактеризуете и проанализируете, а затем разучите и выразительно исполните новые песни.

3. Работа по теме урока

1) Природа в искусстве

? Рассмотрите картины. Какой изображена природа на них? Какое настроение передают эти изображения? Будет ли одинаковой музыка, подобранная к этим картинам? Объясните, почему?

В. Борисов-Мусатов. Весна

Мы видим, что в этом зрелищном произведении искусства живописца природа играет большую роль. На картине изображена садовая природа, в которой находится человек (девушка). Художник с помощью природы передаёт настроение композиции зрителю. Грустная тишина, только девушка ступает по траве печальная. Она выглядит очень загадочно, потому что мы не можем увидеть её лица. Одухотворённость и красота девушки, ковёр из травы с прекрасным садовым фоном, а также тепло цветущих и роскошных вишен составляют особенный мир, который для зрителя очень лёгкий и прекрасный. Светлые и чистые краски, ритмичность сюжету создаёт для зрителя очень тихое и необычное настроение, но чувствуется всё-равно грустная и погружённая в мысли праздничность. В этой картине пейзаж использован не только как фон, - он есть основной элемент композиции, мечта творца о красоте жизни.

Картину крымского ночного пейзажа изобразил наш земляк - Пётр Саввич Уткин, родившийся в Тамбове. Мотив пейзажа передаёт лирический образ южной ночи: вид парка с лестницей, украшенной скульптурами. Этот этюд подкупает искренностью поэтического видения, углублённой созерцательностью. В нём особенно наглядно выступает богатство живописной и эмоциональной нюансировки.

Лестница в гору,
статуи на парапете.
Прозрачна ночи синева над горой.
Силуэты кустов, деревьев,
вилла в тени густой
на полпути к небу. (1997 г.)

https://stihi.ru/pics/2017/03/22/9030.jpg

Постепенно помимо простого подражания звукам природы музыка научилась вызывать у слушателя зрительные ассоциации. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами (блик – световое пятно или отблеск света на тёмном фоне) — стала зримой.

2) Музыкальные картины

По программе, предложенной нотным издателем, великий русский композитор написал свой знаменитый фортепианный цикл. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона — зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному — к русскому человеку, русской природе, русским обычаям.

Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года. Причём этот образ чаще всего передан через пейзаж. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, - строчки из стихотворения русских поэтов.

А подле сквозистый

Примеч.: Грёзы – мечты.

Образ ранней весны, первого весеннего цветка связан с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу.

Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом этих свежих чувств, символом стремления к жизни.

а) Слушание. Музыкальный анализ

? Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой?

- Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки.

- Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, а может, и звон капели.

- Совершенно верно. Безыскусные строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега. В вальсовом движении мелодии журчит ручей, звенит капель. Всё это включает в себя образ ранней весны и символизирует пробуждение сил человека, его стремление к новым чувствам, свету и солнцу.

б) Работа с нотным примером

В) Пейзажный образ в музыке И. Стравинского

Если музыка Чайковского выражает общее настроение весенней радости, то в творчестве других композиторов можно встретить более точный пейзажный образ.

Очень интересно нарисовал этот процесс Игорь Стравинский в своей музыке. Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх.

Что вы заметили?

- Музыка, и правда, очень похоже рисует распускающееся растение. Звучит как-то очень свежо, светло.

б) Работа над нотным примером

https://aria-art.ru/0/B/Balet/7.jpg

4. Разучивание и пение

Прослушайте их, проанализируйте и охарактеризуйте музыку, текст. Поделитесь своими впечатлениями. А затем разучите эти две контрастные по своему характеру и настроению песни и постарайтесь выразительно исполнить.

Этот ветер выдумали листья:

Захотелось им прошелестеть.

Эти лужи выдумали тучи,
Чтоб с земли на небо посмотреть.

Это солнце выдумали птицы:
Им запеть хотелось поскорей.

Выдумали радугу на небе
Семь моих цветных карандашей.

Дует лёгкий ветер с моря, и волна с волною спорит.
Все бегут они на Запад, уплывает вдаль Неаполь.
Дует лёгкий ветер с моря, и волна с волною спорит.
Все бегут они на Запад, уплывает город наш.

Тра-ля-ля, ля, в этот тихий летний вечер
Мы плывём заре навстречу, покидая город наш…
Тра-ля-ля, ля, в этот тихий летний вечер
Мы плывём заре навстречу, покидая город наш…

А в ясном небе только звёздочки мерцают

5. Итог урока

Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение. Иногда оно бывает таким ярким, что буквально поражает своей изобразительной точностью.

Сегодня мы с вами убедились в том, что природа и в музыке, и в живописи не бездушна, а отражает настроение, она не простое копирование, а душа того или иного произведения.

6. Рефлексия. Вопросы и задания

Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы? Построй свой ответ на материале урока.

Нарисуй иллюстрацию к одному из прослушанных произведений.

1-я картина. Природа и люди, живущие на земле, находятся в тесном единении. Наступление весны и пробуждение природы от долгого зимнего сна приводит юношей и девушек к священному камню, который должен подать им вещий знак. Девушки начинают двигаться кругами около Старца, который ведёт их к заветному кургану. Там начинаются весенние гадания девушек и игры юношей. Они заклинают Землю расстаться с зимой и стараются умилостивить богов и природу единым ритмом жестов и движений ритуального действа. Оно переходит в завораживающую всех пляску. Наступает время выбора девушки и умыкания её. Вешние хороводы сменяются Игрой двух городов: группы юношей ведут борьбу, похваляясь своей силой. Старец пытается их унять, его слушают. Приближается шествие Старейшего-Мудрейшего. Юноши падают ниц. Все замирают перед его появлением. Мудрейший припадает к Земле, благословляя её. Это знак Поцелуя Земли и общего раскрепощения — все бегут, объединяясь в разные группы, ощущая себя как часть природы. Начинается Выплясывание земли.

2-я картина. Наступает ночь. Девушки сидят около костра, окружая Старца. Все ждут начала обряда жертвоприношения Земле. Пробудившись ото сна, она должна оживить природу и отдать свои дары людям. Девушки затевают хоровод — Тайные игры, во время которых выбирают самую красивую, ту, что должна быть принесена в жертву Земле. Следует Величание избранной, а затем Взывание к праотцам, переходящее в общую Священную пляску. Танцуя всё стремительнее и быстрее, избранница падает замертво — Земля приняла жертву. Все вместе благодарят мать Землю в Великой священной пляске. (С. 142, 143.)

Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса.

ВложениеРазмер
разработка урока музыки 23.27 КБ
kartiny_prirody_v_muzyke.pptx 2.41 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Зайчук Марина Николаевна

Цель урока : Через погружение в мир художественных образов природы обозначить связь музыки и изобразительного искусства.

Познакомить с творчеством русского композитора - М. П. Мусоргского;

расширить и углубить представления об изобразительных и выразительных возможностях музыкального языка.

Развить эмоционально – осознанное восприятие музыки.

Возбудить интерес к родной природе, чувству патриотизма.

Тип урока: интегрированный - музыка, литература и живопись.

Вступительное слово учителя .

Изменить состоянье души может лес,

Над рекой красота небосвода,

Дивный мир совершает так много чудес,

Всегда радует сердце природа.

- Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Сегодня мы посвятим урок музыке, рисующей картины природы.

Работа по теме урока

- Искусство и природа вообще не отделимы друг от друга. Художники, поэты, композиторы часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там оказывается связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и природе – такие близкие, родственные чувства.

- Посмотрите на эти картины известных русских художников И. Шишкина, И. Левитана, В.Васнецова.

Что мы видим в них? (природу).

- А можем ли мы увидеть музыку? Как?

- А каких известных композиторов вы можете назвать, посвятивших свои произведения природе?

- Я помогу дополнить вам этот музыкальный материал, и наиграю знакомую для вас интонацию.

- Что это, откуда, кто композитор?

- Давайте пропоем эту мелодию на звук – а- . Какой характер этой темы?

- Чтобы ярче разукрасить свое произведение, композиторы пользуются изобразительными подробностями музыкального языка. А что можно изобразить в музыке?

Пение птиц, стук колес, топот конницы, раскаты грома, журчание ручья, звон колокола и др.

- Что вы услышали, какие изобразительный подробности помогли вам ярче представить картину просыпающейся природы?

- Многие композиторы обращались к теме природы. И русский композитор М. П. Мусоргский – один из них

Ученик рассказывает о М. П. Мусоргском.

- Но прежде мы обратимся к главной теме этого вступления.

На доске нотный пример главной мелодии вступления

- Каков характер этой мелодии?
- Песенная, мелодичная и необычайного благородства и чистоты, совсем почти как русская песня, правда?

- Эту мелодию хочется петь (поет учитель на у)

- А теперь вместе попробуем спеть эту мелодию на звук ю, чтобы исполнение получилось легким.

- Какое чувство возникло у вас в душе от этой темы? (Взволнованное, щемящее, лирическое).

-А если бы вы были композиторами, какие изобразительные подробности добавили к этой теме?

Ответы, размышления детей.

- Сядьте поудобнее, закройте глаза. Так мы будем слушать это произведение, чтобы лучше увидеть уже нашим внутренним зрением всю картину рассвета.

- Что услышали, что увидели? Какие изобразительные подробности здесь звучали?

- Как развивалась главная тема?

- Данному оркестровому вступлению Мусоргский придал характер жанровой картины

Над Красной площадью занимается рассвет. Кричат петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся стрельцов. Раздается колокольный звон. В свои права вступает яркое, солнечное утро. Однако. Данное вступление – не просто пейзаж. Его содержание значительно сложнее: о рассвете в жизни всего русского государства в конце 17 века, накануне реформ Петра I.

- Все, о чем говорили, все, что представили, слушая это музыкальное произведение, вы передадите в красках и принесете свои творческие работы на следующий урок. (Творческое задание)

Вокально – хоровая работа

- К теме природы обращались не только композиторы прошлого, но и наши современники. Один из таких композиторов, который написал много песен для детей о Родине, о природе был Георгий Александрович Струве.

- Начните петь эту песню с душой, с чувством проникновения и любви к своей родной природе, к своей Родине.

Исполнение 1 куплета.

Работа над разучиванием всей песни.

- Что сегодня на уроке было для вас важным? Какие чувства вы испытали на занятии? А как вы думаете, что явилось источником всех этих произведений? Я хочу закончить наш урок строчками стихотворения Анатолия Болутенко.

Красота Земли неповторима,

И в восторге от неё душа.

Не пройти красы чудесной мимо,

Ведь она безмерно хороша!

Каждому полезно человеку

Побывать в лугах, в лесной тиши,

Посмотреть на голубую реку,

Чтобы не ожесточить души.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Картины природы в музыке МБОУ СОШ № 15 Учитель музыки Зайчук М. Н.

Изменить состоянье души может лес, Над рекой красота небосвода, Дивный мир совершает так много чудес, Всегда радует сердце природа. (А. Болутенко )

Модест Петрович Мусоргский

Георгий Александрович Струве

Красота Земли неповторима, в восторге от неё душа. Не пройти красы чудесной мимо, Ведь она безмерно хороша! Каждому полезно человеку Побывать в лугах, в лесной тиши, Посмотреть на голубую реку, Чтобы не ожесточить души.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".

Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором.


Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)


Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере.

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке".


Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Современность и духовная музыка".

Урок по православной духовной музыке. В центре урока концерт М.Березовского "Не отвержи мене во время старости". Написанный в форме фуги, он прослушивается на уроке и анализируется.


Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля

Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля.


Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".

Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС ).

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование знаний о средствах музыкальной выразительности: тембр, лад, динамика, темп. Продолжить формирование представления о творчестве русского композитора П.И.Чайковского.
  2. Овладение умениями различать выразительные и изобразительные возможности художественного, музыкального и поэтического языка, определять и сравнивать настроение, характер произведений разных видов искусств, находить общее и различное, определять художественный образ.
  3. Развитие вокально-хоровых навыков: пение на легато, мелодической импровизации. Продолжить развитие навыков сотрудничества со сверстниками, коммуникативных и творческих способностей.
  4. Воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Виды деятельности: слушание музыки, рисование, выполнение аппликации, сочинение четверостишия, пение-импровизация.

Основные термины и понятия: живопись, музыка, поэзия, музыкальная живопись, фортепианный цикл.

Оборудование: фортепиано, магнитофон, мультимедиа, цветная бумага, ножницы, лист ватмана А3, цветные карандаши, чистые листы, бумажный клей.

Ход урока

Слайд 1. Как вы понимаете это высказывание Клода Дебюсси ребята? Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни были прекрасны луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь, - все эти образы, запечатлённые на холсте, в стихах или звуках, вызывают у нас чувства, переживания, создают определённое настроение. Предлагаю вам ребята посмотреть несколько репродукций картин и ответить на вопрос: какие чувства вызывают у вас эти картины, какое настроение создают?

Слайд 4.

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Какое настроение передаёт стихотворение? (Радостное, счастливое.) Какое время года вам представилось? Весна, так как черёмуха зацветает весной, весной бегут ручейки.

А способна ли музыка вызывать у слушателя зрительные впечатления?

Голубенький, чистый
Подснежник- цветок
А подле сквозистый
Последний снежок.

Последние грёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином…

Слайд 10. Послушайте эту музыку и выполните задания. Они даны для каждой группы. После прослушивания обсудите ответы в своей группе, и затем представитель каждой группы представит ответ.

- Задание 1 группе: Как звучит музыка? Какой у неё характер? Запишите прилагательные к этой музыке.

- Задание 2 группе: Какими бы красками вы нарисовали эту музыку: светлыми, тёмными, тёплыми или холодными, какими цветами? Почему?

- Задание 3 группе: Что представили, слушая музыку, какие картины?

Итак, как вы думаете, ребята, удалось ли Чайковскому создать музыкальный пейзаж? Да, весенний пейзаж.

- Первая группа: выбрать пары слов, составить предложения с этими парами, найти рифмы.

(Весна, подснежник, природа, свежесть, жизнь, радость.)

- Вторая группа: цветными карандашами на ватмане, изобразить весенний лес или полянку.

- Третья группа: вырезать из цветной бумаги весенние цветы, какие представили, слушая музыку.

После выполнения задания осуществляется просмотр и оценка коллективной работы. Слайд 13.

Подведём итог: в творчестве, каких поэтов, художников, музыкантов мы встречаем образ природы, образ весны? В стихах С.Есенина, картинах И.Левитана, музыке П.И.Чайковского. Что общего у музыки, живописи и литературы? Произведения искусств вызывают у нас чувства, создают настроение, только каждое искусство своим художественным языком.

Слайд 14. Закончить наш урок я предлагаю исполнением Гимна весне, совместно с вами сочинённого на прошлом уроке. В оставшееся время можно придумать мелодию к сочинённому ребятами новому четверостишию.

видов искусства: музыки, живописи, литературы, их взаимопроникновении и синтезе.

Воспитательные: воспитывать эмоционально - эстетическую

отзывчивость и интерес к явлениям мира природы и мира искусства.

Образовательные: показать внутреннюю связь музыки, живописи, поэзии и прозы;

исследовать цветовое богатство музыки, живописи и рус ского языка; обогащать

словарный запас учащихся ; выделять основные средства художественной

выразительности музыки, живописи, литературы для раскрытия исследу емого образа,

формированию зрительской компетентности, умения высказать свое суждение о замысле

Развивающие: способствовать развитию абстрактно - образного и ассоциативного

мышления; развивать эмоционально - образное восприятие явлений окружа ющего мира,

произведений искусства, способность видеть мир во всем многообразии его связей;

активизировать мыслительную де ятельность уч ащихся, способно сть к творческому

• технология развития ассоциативно - образного мышления учащихся;

• технология формирования певческой ку льтуры учащихся;

Зрительный ряд: слайды презентации урока с репроду кциями произведений А.К у инджи ,

К.Богаевского, И.Айвазовского; портреты композиторов (Э. Григ, М.П.Мусоргский) ,

художников (А.Куинджи, К.Богаевский, И.Айвазовский), писателей и поэтов (И.Тургенев,

Для учащихся: краски, кисти, баночки для воды, цветные кара ндаши, пастель, листы

вокальная группа или звучит фонограмма песни на фон е слайдов (2 – 12 ).

Учитель: Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодн я бу дем говорить на нашем уроке?

У . Какие уже знакомые музыкальные произведения о природе вы можете назвать.

(Учитель на фортепиано наигрывает фрагменты из му зыкальных произ ведений).

У. Давайте с вами вспомним одн у из н азванных вами песе н.

У . Ребята, скажите, как композитор нарисовал картину заката, какие средства

У . А теперь посмотрите на экран и выберите те картины, которые наиболее полно

Слайд 1 5 (Пейзажи А.Куинджи, К.Богаевского, И.Айвазовского)

У . Да вайте сравним музыку и живопись, проведем параллели между ними.

У. Теперь в ыб ерем на синтезаторе наиболее подходящие тембры инструментов для

У. И всё - таки, что же является самым главным в песне, в музыке вообще?

Д. Настроение, чувства и мысли, выраженные композитором.

У. Как наиболее полно и глу боко может выраз ить всё это исполнитель ?

Д. Нужно самому почувствовать красоту природы, а значит представить мысленно эт у

У. Получилось у вас своим исполнением на рисовать картину заката? Что понравилось?

У. Ребята, это была вокальная музыка, которую понять проще. А сейчас прозвуч ит

инструментальное произведение. Его главную мысль композитор выразил кратко в

названии. Попытайтесь дать свое название этому произведению.

У. Посмотрите на пейзажи великих художников и скажите, какой из них наиболее

Одна из радиостанций не так давно назад проводила бесе ды о серьезной му зыке. И вот

«Я очень люблю музыку, но далеко не всегда ее понимаю. Редко мне у дается

отгадать, о чем она рассказывает. И только когда объявляют название произведен ия, мне

музыкой я сидел на рыбалке ранним у тром и видел всю чарующую красоту рассвета. Но

не объяви вы название, я либо ничего себе не представил бы, либо мог представить с

У. Давайте проведем эксперимент: послушаем еще раз ту же музыку и на ее фоне

музыки): «…Солнце село, но в лесу еще светло; возд у х чист и п розраче н; птицы болтливо

лепечут; молодая трава блестит веселым блеском из у мруда…Вы ждете.

Внутренность леса постепенно темнеет, алый све т вечерней зари медленно

скользит по корням и стволам деревьев , поднимается все выше и выше, переходит от

нижних, почти еще голых веток к неподвижным, засыпающим верхушкам. Вот и самые

верхушки потускнели. Слегка повеяло теплой сырос тью. Ветер около нас замирает.

Птицы болтливо лепечу т. В лес у все темнее да темнее. Д еревья сливаются в большие

Д. Несоответствие. В тексте все спит, а в музыке - просыпается .

У. А в настроении утра и ночи есть что - то общее? (Только в их начале)

И это очень образно. Чуть заметный переход от дня к ночи (вечер) столь же неясен, как

и от ночи к у тр у . Если взять самое начало этого перехода, то вы сразу и не определите,

что это такое. Скажем, на картине, на фотографии или кадре из кинофильма. Именно

поэтому начало описания ночи отлично сочеталось с нач алом музыки утра. А потом они,

Нажмите, чтобы узнать подробности

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №29

Методическая разработка по теме: "Образы природы в творчестве музыкантов" (5 класс)

учитель музыки: Г.А. Шипунова

Задачи урока:

Обучающий: научить анализировать музыкальные сочинения. Сформировать понимание роли музыкальной композиции в раскрытии музыкального содержания. Познакомить с произведениями великих художников и музыкантов.

Развивающий: развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления. Научить вычленять музыкальную мысль в звучании произведения. Сформировать наглядно-образное представление музыкального текста.

Воспитательный: возбудить интерес к поиску музыкальных примеров и картин к образам природы. Воспитывать интерес к искусству.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-прогулка.

1-й этап. Введение в тему урока.

Д. Конечно, можно, но они сразу настраивают на слушание, шире раскрывают образ.

У. (Читаю текст стихотворения С. Широбокова)

Не найти гениальней и проще

Ритмов тех, что подскажет капель.

Соловей растревоженный в роще,

Пастуха заревая свирель…

Всё впитается в чуткую душу

И вернется мелодией вдруг.

Тихий мальчик из Воткинска слушал

Звуки милой природы вокруг,

Лошадей пробегающих топот,

И визгливые скрипы дверей,

И колосьев взволнованный шепот,

И унылую песнь косарей.

Ничего нет на свете чудесней

И прекраснее нет ничего,

Чем простая народная песня,

Что в душе разливалась его.

У. Дайте заглавие стихотворению. Какой образ возникает в вашем воображении?

Д. Стихотворение создаёт образ русской природы, ласковой, нежной, с оттенками грусти. Эти стихи мелодичны, потому что они о музыке, их хочется спеть.

У. Вам понравилась эта песня?

Д. Прекрасная, мелодичная, красивая музыка. Когда я слушал песню, ещё лучше увидел природу, которая окружала композитора в его детские годы.

У. Ребята, с чего начинается день? День каждого человека? В чём особенность этого времени суток?

Д. Природа просыпается, поднимается солнышко, согревает землю, цветы и трава тянутся к солнышку…(выделяют внешние признаки утра).

Д. (Дети выбирают каждому, конкретному образу природы голос музыкального инструмента).

Земля и небо – фортепиано;

Деревья – музыкальные листочки;

У. Голоса музыкальных инструментов помогли нам оживить нам словесную картину. Мы не только смогли её представить, но и почувствовать, увидеть изнутри.

Как вы чувствуете, какое из произведений можно сейчас послушать:

У. Для запечатления информации и немного фантазии предлагаю использовать жесты, сопроводительную жестикуляцию, то музыка нам станет понятнее и ближе.

Наблюдение. Слушая музыку, каждый обучающийся сопереживает по-своему: кто-то пальчиками отстукивает ритмический рисунок мелодии, кто-то передаёт пульс музыки, кто-то движением выразительно передаёт гибкую мелодию.

Слайд репродукция "Среди долины ровныя" художник И.Шишкин.

У. Какой вывод можно сделать о взаимоотношении музыки и живописи нам помогли сделать стихи, высказывания, в песни которую мы сейчас исполнили?

Д. Музыка и живопись изображают мир человека, раскрывают явления и человеческое к ним отношение. Поэтому музыка и живопись – друзья.

У. Большое место на этом в жизни и на уроке я отдаю весенним пейзажам.

А как вы воспринимаете это время года?

Какая картина вам ближе по вашим ощущениям?

От чего зависит ваше восприятие весны?

Слайд. (фотографии и картины о весне, птица жаворонок - работа учащихся).

Исполнение фрагмента из романса М.Глинка "Жаворонок"(солист, группа).

Я предлагаю продолжить прогулку в следующий месяц.

Авторская позиция (мышление и воображение)

Композитор говорит в произведении о себе или смотрит на мир со стороны, любуется, смеётся, размышляет?

Есть ли в произведении приметы, символы?

Д.Музыка даёт почувствовать тепло майской ночи, ощущаешь лёгкий холодок ветерка. Где-то слышишь плеск воды. Приближается рассвет. Вся природа просыпается

Д. Во всех эпизодах композитор показал красоту русской природы. В его произведениях весна то весёлая, то грустная, но она всё же наступает, какой бы она не была.

4-й этап. Вывод.

Живёт во времени;

Устремлено к отображению внутреннего мира

Обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний

Дети, работая с таблицей, рассуждают, доказывают свои суждения.

Выделяют художественные связи музыки и изобразительного искусства.

Д. Тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека.

Алеев В.В. Учебник для общеобразовательных учреждений "Музыка" 5 класс, 9-е издание / Москва Дрофа 2011.

Библер В.С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975.

Кадобнова И.В. Искусство слышать. Семейное чтение / Москва, Радуница стр. 159, 1994.

Читайте также: