Ворона и лисица конспект урока 4 класс планета знаний

Обновлено: 05.07.2024

Регулятивные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки..

Коммуникативные: аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; владеть диалогической формой речи;

Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; находить нужную информацию, используя словари

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения;

ученики должны уметь:

Пользовать партитурой текста

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Выделять черты характера героя

. Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его.

Оборудование: мультимедийное оборудование, доска, учебники, раздаточный материал

Мы с вами настроимся на урок. Повторяйте за мной строчки.

Я умею рассуждать.

Что полезно для работы,

То и буду выполнять.

У меня получится!

А теперь посмотрите друг на друга

Я умею рассуждать.

Что полезно для работы,

То и буду выполнять.

У меня получится!

(Смотрят друг на друга )

Регулятивные УУД: проявляют способность регулировать свои действия; прогнозируют свою деятельность на уроке.

Личностные УУД: осуществляют самоорганизацию.

Ребята, давай мы с вами посмотрим на доску. Что у нас с вами там написано?

А точно ли это предложение?

Давайте все вместе прочитаем это предложение.

А сейчас мы прочитаем это предложение с радостной интонацией.

А теперь прочитаем это предложение с вопросительной интонацией и вопрос будем задавать к слову лес.

А сейчас вопрос к слову лиса.

Да, но у предложения нет в конце знака препинания.

Лиса утащила петуха в темный лес.

Лиса утащила петуха в темный лес!

Лиса утащила петуха в темный лес?

Лиса утащила петуха в темный лес?

3. Проверка домашнего задания

Ребят, а у вас много свободного времени?

Это здорово, когда есть свободное время. Время школьников часто посвящено выполнению домашнего задания. Было и у вас домашнее задание. Какое?

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

регулирование поведения в соответствии требованиями

4. Актуализация знаний

На слайде вы видите книги с произведениями разных авторов?

Какая книга по вашему мнению здесь лишняя?

Как вы думаете, для чего это книга оказалась здесь?

На слайде представлены книги, авторы которых писали рассказы. А Крылов писал басни.

Коммуникативные УУД: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Умение принимать позицию другого.

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

планировать собственную читательскую деятельность.

Формирование мотивации к обучению;

умение четко и грамотно выражать свои мысли;

умение аргументировать своё мнение;

эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

познавательная мотивация учения;

5. Словарная работа

Хоть видит око, да зуб неймёт.

Рделись – сильно выделяются.

Яхонты – название драгоценных камней.

Оскомина - вяжущее ощущение во рту от чего-либо кислого или терпкого.

Это значит, что когда очень хочется получить что-либо, но по каким-то причинам это остается недоступным

выполнять учебные действия в устной и письменной форме

находить нужную информацию, используя словари

находить нужную информацию, используя словари

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

владеть диалогической формой речи;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

6. Работа на темой урока

Лиса часто становится героем произведений. Давайте назовем его главные черты характера.

(на доске изображение лисы и рядом пишем ее черты)

Сейчас мы с вами открываем учебник на странице 48. И внимательно следим за текстом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: выявление качеств, которыми автор наделил своих героев.

Дать представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных; способствовать развитию умений сравнивать две басни, находить и объяснять мораль в басне, подбирать пословицы к литературному произведению, работать с иллюстрацией.

Постановка и решение учебной задачи.

I. Организационный момент

- С каким настроением начинаем урок?

- Что ждёте от урока?

II. Речевая разминка

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

III. Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы повторим важное и нужное. Откроем новые знания, оценим себя и сделаем выводы. Пусть у нас с вами всё сегодня получится.

· Как вы понимаете её?

· Ребята, а с какими произведениями вы познакомились на прошлых уроках, которые помогали вам увидеть свои недостатки и смеясь, с ними расстаться? (басня)

· Что такое басня? (небольшое произведение, написанное стихом или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей)

· На какие части они делятся (рассказ и мораль)

· Посмотрите на ленту времени:

· 2500 лет назад – 200 лет назад

· Что означают эти даты?

· Познакомимся с биографией Эзопа.

· Как называется басня? Что вы заметили?

· У нас 2 произведения с одинаковым названием.

· Что мы будем делать сегодня? (сравнивать)

· Чтобы сравнить, нужно исследовать произведение.

· Прочитайте про себя, отметьте незнакомые слова и подготовьтесь к выразительному чтению.

· Наметим линию сравнения:

- Сравните произведение по форме написания.

2. Герои, события.

Героиня – живая лиса

События и герои похожи

(У Эзопа больше повествования, а у Крылова описания)

Основная часть, мораль.

Крылов мог знать басни Эзопа и создавать свои на эти же сюжеты.

Но А. Пушкин писал, что Крылов самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев.

III . Обобщающая беседа по тексту.

- Над кем смеётся Крылов в басне?

(над Вороной, у которой с похвал вскружилась голова)

- Какие пороки людей в ней осуждаются?

(льстивых людей, которые говорят сладкие речи ради собственной выгоды)

- Найдите, как сам автор говорит о лести.

(что лесть гнусна, вредна)

- Когда мы вспоминаем героев этой басни?

(когда нас обманут, ради выгоды)

· Работа с иллюстрацией

- К какому зданию на холме ведут белые ступени?

- Что за наряд на Вороне?

- Почему на голове у него лавровый венок?

Выясняют, на суку какого дерева расположился Ворон.

Художник пытается воспроизвести атмосферу Древней Греции. Ворон изображён в одежде греческих патрициев на суку оливкового дерева, на голове у него венок. Вдали древний беломраморный храм. Всё это передаёт самоощущение Ворона, о котором написал Эзоп.

· Обратите внимание на существование разной эмоциональной окраски смеха на то, что басня вызывает не весёлый смех, а скорее, горькую усмешку и грустную улыбку, поскольку обращает внимание людей на непростые ситуации в их жизни.

- С какой басней мы познакомились на уроке?

- Кто запомнил мораль басни?

Домашнее задание

Подготовить биографию Эзопа. Сочинить историю с той же моралью, но от лица другого героя – льстеца. Передать его мысли и чувства.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 250 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.01.2021 427
  • DOCX 19.5 кбайт
  • 48 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Стеганцева Инна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оценить 2181 0

Урок литературного чтения

Тема раздела: Басни.

Тема урока: Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица" (2 урок)

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Дата проведения: 13 декабря 2011 г.

Повторить и закрепить материал, пройденный на прошлых уроках;

Провести сравнительный анализ двух басен, написанных на один сюжет, но в разное время

Задачи урока:

При помощи системных вопросов закрепить представление о времени появления пословиц, басен и сказок, полученных детьми на предыдущем уроке;

При помощи ленты времени соотнести время, когда работали самые известные баснописцы: Эзоп в Древней Греции; Жан де Лафонтен во Франции и Иван Крылов в России;

Обратить внимание на то, что повествование басни посвящено животным, а мораль относится к людям;

Провести сравнительный анализ двух басен;

Отработать выразительное чтение басни.

Оборудование и наглядные пособия:

тетради для самостоятельной работы,

карточки с заданиями,

Презентация

п/п № слайдов

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

Рассмотрите портреты этих писателей, кто на них изображен?

(Эзоп; Лафонтен, Крылов)

Кто такой БАСНОПИСЕЦ?

Баснописец – писатель, пишущий басни.

Что такое БАСНЯ?

Басня – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Что вы знаете о басне?

Основная часть басни называется ПОВЕСТВОВАНИЕМ, а вывод из басни – МОРАЛЬЮ

Работа над басней Эзопа.

- Скажите о чём она? Перескажите содержание басни.

- Чему посвящена первая часть басни – её повествование: взаимоотношениям животных или людей?

- В сказках о животных тебе встречались уже сделанные выводы, относящиеся к людям?

- Теперь ты можешь сказать, чем отличается БАСНЯ от сказки о животных?

- Вернись к тексту басни. Какого испытания не выдержал Ворон?

- Кто кому льстил?

- Кто не выдержал лести?

- Кого осуждает басня: глупого ворона или хитрую лисицу? Докажи свою точку зрения, используя мораль басни.

- А что, как правило, осуждается в просто древней сказке: глупость или хитрость?

4. Работа над пословицами.

Лестью и душу вынимают.

Ласкатель – тот же злодей.

Лесть без зубов, а с костьми съест.

Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

- От чего они предостерегают?

- Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести?

- Применимы ли они в качестве морали к этой басне Эзопа?

5. Словарная работа.

- Как вы понимаете значение следующих слов? Придумайте с ними предложения или словосочетания.

ВЗГРОМОЗДИТЬСЯ – взобраться и устроиться с трудом на чем-нибудь или наверху чего-либо;

ПЛЕНИТЬ – покорить чем-нибудь, очаровать, сильно понравиться;

АНГЕЛЬСКИЙ (ГОЛОСОК) - отличающийся чрезвычайной нежностью, добротой;

ЦАРЬ – ПТИЦА – лучшая из всех птиц.

БОГ ПОСЛАЛ – так раньше говорили о чём-либо случайно добытом или полученном.

ВСЕ НЕ ВПРОК – не на пользу

- Замените слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст.

Хитрит, лукавит, заискивает- вертит хвостом.

Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит.

Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит.

Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова.

Каркнула очень громко - во все горло.

Исчезла, скрылась - была такова.

Трудно дышать – дыхание спёрло.

6. Драматизация произведения.

Учащиеся инсценируют басню.

- История, рассказанная Иваном Крыловым, - та же самая история, что и в басне Эзопа?

- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов?

7. Сравнение басен.

- В чем сходство и различие этих двух басен?

Главные герои - Ворона и Лисица .

Важное значение имеет и предмет , на который направлены все усилия и действия обоих героев .

Крылов неслучайно, в отличии от Эзопа и других баснописцев, у которых Ворон добыл кусок мяса, описывается СЫР . На Руси сыр был редкостью и считался заморским лакомством. Тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.

Какая из них написана ПРОЗОЙ (является ПРОЗАической), а какая – СТИХАМИ?

8. Работа над выразительными средствами языка басни.

- Какая басня помогает тебе лучше представить животных: их внешний вид и поведение?

- Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?

Взгромоздилась

Призадумалась

Вскружилась

- Какие звуки подобраны для неуклюжей, глупой Вороны?

- На что они указывают?

- Какой предстает Ворона?

(Они создают впечатление медленного постепенного неуклюжего угасания движений Вороны).

- А с какого момента начинает развиваться действие басни?

(Умиротворенное состояние Вороны мгновенно было нарушено появлением вездесущей Лисицы)

- Случайно ли появление Лисицы?

(Выражение НА ТУ БЕДУ, имеющее значение к несчастью, указывает на случайное появление в этих местах Лисы и уже предвещает неблагоприятный исход событий для Вороны)

- Какое слово указывает на то, что эта встреча состоится скоро?

- Проследите, как сыр действует на Лисицу?

1) Вдруг сырный дух Лису остановил – чует сыр.

2) Лисица видит сыр – потом видит.

3) Лисицу сыр пленил – полностью завладел всеми мыслями и чувствами.

- Каким метким словом Крылов называет Лису? Почему?

- Прочитайте описание вкрадчивых повадок Лисы.

Обратите внимание на то, что автор непросто описывает повадки животного, но одновременно указывает на характерные признаки в поведении и поступках льстивого человека. Таким образом, животные в басне выступают, как бы в двойной роли: олицетворяют человеческие недостатки, и вместе с тем, сохраняют свой звериный облик со всеми присущими повадками.

- Прочитайте, как Лисица льстила Вороне?

- Как она обращалась к Вороне?

(голубушка, светик, сестрица)

- Что она говорила о ее красоте? Какой она изображала Ворону?

- Для чего она это делала?

- Какими словами пользуется Лисица? Прочитайте эти слова.

- Почему она не сразу начинает расхваливать ангельский голосок Вороны?

- Зачитайте слова, которые заставили Ворону поверить в слова льстивой Лисы?

- А как действуют на Ворону ласковые слова Лисы?

- Почему Крылов не забыл упомянуть в басне о способности ворон быть вещими птицами?

- Как же Ворона ответила на лисью лесть?

- Найди контраст в описании внешности и голоса Вороны.

- Как вы думаете, если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?

Работа в паре.

На листочках подчеркните нужные слова, которые характеризуют Лисицу.

- Какими качествами наделите Лисицу?

- Какими качествами вы наделили Ворону?

(Льстец, простак, растяпа, подхалим, ротозей, угодник, простофиля).

Чтение интриги.

Миша не обнаружил морали в басне Крылова, а Маша её нашла.

Скажите, о чём предупреждает своих читателей И.А.Крылов?

О чём он советует помнить постоянно?

Какие пороки людей осуждаются?

Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?

Работа в паре.

Соберите пословицы. Как вы их понимаете? Как они соотносятся с содержанием басни?

Речи, как мёд, а дела, как полынь.

На языке - медок, а на сердце - ледок.

9. Выразительное чтение басни.

- Прочитайте басню вслух по цепочке.

Старайтесь читать выразительно: чтобы слушатели смогли представить нелепую глупую Ворону и изящную хитрую Лисицу.

- Прочитайте басню по лицам.

10. Работа с иллюстрацией В. Серова.

Рассмотрите иллюстрацию к басне, сделанную художником Валентином Серовым.

Это – рисунок карандашом.

- Сравните величину фигурок Вороны и Лисицы. Высоко ли сидит Ворона?

Планируемые результаты:

Регулятивные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки..

Коммуникативные: аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; владеть диалогической формой речи;

Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; находить нужную информацию, используя словари

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения;

ученики должны уметь:

Пользовать партитурой текста

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Выделять черты характера героя

. Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его.

Оборудование: мультимедийное оборудование, доска, учебники, раздаточный материал

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Здравствуйте. Сегодня у нас с вами урок литературного чтения.

Мы с вами настроимся на урок. Повторяйте за мной строчки.

Я умею рассуждать.

Что полезно для работы,

То и буду выполнять.

У меня получится!

А теперь посмотрите друг на друга

Я умею рассуждать.

Что полезно для работы,

То и буду выполнять.

У меня получится!

(Смотрят друг на друга )

Регулятивные УУД: проявляют способность регулировать свои действия; прогнозируют свою деятельность на уроке.

Личностные УУД: осуществляют самоорганизацию.

2.Речевая разминка

Ребята, давай мы с вами посмотрим на доску. Что у нас с вами там написано?

А точно ли это предложение?

Давайте все вместе прочитаем это предложение.

А сейчас мы прочитаем это предложение с радостной интонацией.

А теперь прочитаем это предложение с вопросительной интонацией и вопрос будем задавать к слову лес.

А сейчас вопрос к слову лиса.

Да, но у предложения нет в конце знака препинания.

Лиса утащила петуха в темный лес.

Лиса утащила петуха в темный лес!

Лиса утащила петуха в темный лес?

Лиса утащила петуха в темный лес?

3. Проверка домашнего задания

Ребят, а у вас много свободного времени?

Это здорово, когда есть свободное время. Время школьников часто посвящено выполнению домашнего задания. Было и у вас домашнее задание. Какое?

Регулятивные УУД:

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Личностные УУД:

регулирование поведения в соответствии требованиями

4. Актуализация знаний

На слайде вы видите книги с произведениями разных авторов?

Какая книга по вашему мнению здесь лишняя?

Как вы думаете, для чего это книга оказалась здесь?

На слайде представлены книги, авторы которых писали рассказы. А Крылов писал басни.

Коммуникативные УУД: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Умение принимать позицию другого.

Регулятивные УУД:

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные УУД:

Формирование мотивации к обучению;

умение четко и грамотно выражать свои мысли;

умение аргументировать своё мнение;

Личностные УУД:

эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

познавательная мотивация учения;

5. Словарная работа

Хоть видит око, да зуб неймёт.

Рделись – сильно выделяются.

Яхонты – название драгоценных камней.

Оскомина - вяжущее ощущение во рту от чего-либо кислого или терпкого .

Это значит, что когда очень хочется получить что-либо, но по каким-то причинам это остается недоступным

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в устной и письменной форме

Познавательные УУД:

находить нужную информацию, используя словари

Коммуникативные УУД:

находить нужную информацию, используя словари

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

владеть диалогической формой речи;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

Личностные УУД:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

6. Работа на темой урока

Лиса часто становится героем произведений. Давайте назовем его главные черты характера.

(на доске изображение лисы и рядом пишем ее черты)

Сейчас мы с вами открываем учебник на странице 48. И внимательно следим за текстом.

Читайте также: