Волокна растительного происхождения 6 класс план конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: получение новых знаний.

Цели урока:

  • обучающая: познакомить учащихся с понятиями: материаловедение, текстильные волокна, волокна растительного происхождения;
  • развивающая: развивать память, мышление, воображение;
  • воспитывающая: воспитывать интерес к изучению предмета трудовое обучение.

Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше чем его поперечный размер. Волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, ткани называют текстильными волокнами.

Хлопок — волокно растительного происхождения, получаемое из коробочек хлопчатника — растений рода Gossypium. При созревании плода, коробочка хлопчатника раскрывается. Волокно вместе с семенами — хлопок-сырец — собирается на хлопкоприёмных пунктах, откуда его отправляют на хлопкоочистительный завод, где происходит отделение волокон.

Лен – однолетнее травянистое растение, которое дает волокно того же названия. Волокно льна находится в стебле растения и может достигать 1 метра. Уборку льна производят в период ранней желтой спелости.

Растения, возделываемые для получения лубяного волокна, называются лубяные культуры.

Лубяные растения, содержащие волокна в стеблях — лён-долгунец, конопля, кенаф, джут, рами, канатник, кендырь, сесбания, сида и другие.

Лубяные растения, содержащие волокна в листьях — агава, новозеландский лён (формиум), прядильный банан (абака), юкка и другие.

Зоны произрастания их различны:

  • лён-долгунец, конопля, канатник и сида — растения умеренных широт,
  • остальные — тропических и субтропических и прилегающих к ним зон.
  • Во-первых, пряжа из нее мягче, потому что делается она не из листьев, а из полых стеблей.
  • Во-вторых, вследствие той же полости она обладает лучшей теплопроводностью, чем льняная. Летом в ней прохладнее, а зимой – теплее.
  • В-третьих, пряжа из крапивы значительно дешевле льняной и процесс ее производства не так сильно загрязняет окружающую среду.

Джут является самым популярным натуральным волокном наравне с хлопком. Джут состоит из растительных волокон, таких как целлюлоза и лигнин (основной компонент волокна древесины). Таким образом, становится понятно, что такое джут: это сочетание лигниноцеллюлозных волокон, которые одновременно обладают качествами текстиля и дерева. В народе называют гессенская ткань, а проще – мешковина. Центром происхождения белого джута называется Индия и Южный Китай, Тосса - Африка.

Кенаф — волокно из стеблей однолетнего лубоволокнистого растения кенаф. Стебель прямой высотой 1–5 м. Растение тепло- и влаголюбиво. Волокно отличается высокой гигроскопичностью и прочностью, из него изготовляют мешковину, брезент, шпагат, верёвки и др. Из костры делают бумагу и строительные плиты. Наибольшие площади посева кенафа в Индии, выращивают также в Китае, Иране, Бразилии, США и др. странах.

Абака – жесткое лубяное волокно, извлекаемое из листьев многолетнего тропического растения абака (текстильный банан). Волокно абака еще называют манильской пенькой.

Сизаль — жёсткое, грубое натуральное волокно, получаемое из листьев агавы (sisalana), иногда сизалем называют само растение. Волокна выделяют из свежих листьев без какой-либо специальной обработки (выход около 3,5%). Длина элементарного волокна 2–2,5 мм. По прочности сизаль уступает абаке и характеризуется большей ломкостью, чем пенька. Идёт на изготовление канатов, сетей, верёвок, шпагата, половиков, упаковочных и других грубых тканей; из отходов производят бумагу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК№1 ДАТА____ КЛАСС 6____

Тема. Текстильные волокна растительного происхождения.

Обучающая- познакомить учащихся с классификацией текстильных волокон с

хлопчатобумажными и льняными тканями; формировать умение

различать текстильные волокна и ткани ; формировать знания и

умения правильного использования хлопчатобумажных и льняных

Развивающая- развивать мыслительные способности, умение сравнивать,

наблюдать и делать выводы, - развивать творческое восприятие,

развивать эстетическое восприятие окружающего мира,

наблюдательность, фантазию, творческие способности.

Воспитательная- воспитывать умение сотрудничать, коллективизм;

устанавливать контакты со сверстниками и учителем;

внимательность, аккуратность, терпеливость.

Методическое обеспечение урока;

Мастерская обслуживающего труда;

Инструменты и материалы;

Материалы различного происхождения.

Дидактическое обеспечение урока:

Мини тетрадь по обслуживающему труду.

Методы обучения:

Формы организации деятельности учеников:

Современные образовательные технологии, использованные на уроке:

2. Технология групповой работы.

3. Проблемно - диалогическая технология.

4. Технология саморазвивающего обучения.

5. Информационно – коммуникационные технологии.

Тип урока: интегрированный урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Структура урока.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся……………….

Изучение нового материала…………………………….

Текстильные волокна растительного происхождения.

Характеристика хлопкового волокна

Характеристика льняного волокна.

Закрепление новых знаний и умений учащихся…………………….

Подведение итогов урока……………………………………………

I . Организационный момент. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии. Дыхательная гимнастика .

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой в труде дорожи!

- Давайте настроимся на хорошую работу. Сделаем глубокий вдох.

Дыхательная гимнастика .

2.Сделать глубокий длительный вдох и без задержки дыхания - выдох. На вдохе живот надуть, на выдохе живот втянуть. Повторить 2-3 раза. Молодцы! Теперь тихо займите свои рабочие места.

Проверка готовности учащихся к уроку.(рабочая тетрадь, чертежные инструменты, лупа, швейная игла).

II. Актуализация знаний, умений, навыков. Проблемный диалог.

Вопросы на повторение.

Проблемный диалог.

1.Ребята, скажите, из чего шьют одежду, которую мы носим?

2.Как вы думаете, можно ли получить одежду из дерева или из нефти?

3. Из чего состоит ткань, из которой шьют одежду?

4. Зачем нам нужно знать о происхождении и свойствах волокна?

5.Какие виды волокна вы знаете?

Сегодня на уроке речь пойдет о натуральных волокнах. Они в свою очередь делятся на волокна растительного и животного происхождения.

Вопрос к классу :

Как вы понимаете словосочетание "волокна растительного происхождения"?

Ответ: Волокно получают из растений.

А известны ли вам такие растения?

(если ученики называют растения, то учитель выводит их на экран и дополняет своими слайды3-6).

Учитель: Сегодня на уроке мы будем знакомиться с волокнами растительного происхождения и учиться определять вид волокна.

III . Изучение нового материала

Древние рукописи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна конопли и крапивы.

Крапива. Из длинных прочных волокон крапивы изготавливали ткани, идущие на пошив одежды, парусов, мешков. Из нее ткали ковры, вили веревки и канаты, плели рыболовные сети. На западном берегу Ладожского озера археологами была найдена рыболовная сеть, сплетенная из крапивных нитей еще в каменном веке (слайд 5).

Многие вероятно помнят сказку Андерсена, о том, как девочка спасла от злых чар братьев превращенных в диких лебедей. По совету доброй феи она нарвала крапивы, напряла из нее нитей и соткала из них рубахи-кольчуги, вернувшие братьям человеческий облик. В сказке отразилась вера людей в чудодейственные свойства ткани из волокон крапивы. Способных якобы уберегать человека от злых чар, дурного глаза, исцелять от разных болезней.

Справедливости ради следует сказать, что крапивные волокна даже в наше время используют для прядения ниток коренные жители Камчатки и Приамурья. Прочные и долговечные нити идут на пле-тение сумок, корзин и разнообразных коробок.

Постепенно жгучую крапиву вытеснили более покладистые конопля и лен.

Родиной конопли и льна считаются Средиземноморье и Азия. Из этих древних культурных центров они распространились по всему миру.

Конопля. Из стеблей конопли получают грубые лубяные волокна. При чем мужские стебли конопли дающие более тонкое волокно называются посконь , из них получали ткань жесткую и грубую на ощупь. Производилась такая ткань посконина только в крестьянских хозяйствах, став своеобразным символом бедности, незавидного происхождения. Из женских стеблей конопли получали – волокно пеньку, из него делают морские канаты, веревки, парусину.

Хлопок. Родиной хлопчатника считают Индию, где при археологических раскопках были обнаружены остатки хлопчатобумажных тканей, сотканных в период 3250-2750 годов до н.э..

Хлопок - волокно, покрывающее семена растения хлопчатника. Волокно хлопка это одна растительная клетка, которая развивается из клетки кожуры семени хлопчатника после цветения. Семена хлопчатника заключены в плодовую коробочку, которая по достижении полной зрелости раскрывается, и семена вместе с хлопком выходят наружу, после чего немедленно производится сбор и первичная обработка хлопка.

Внешний вид волокон: мягкие, тонкие, матовые, белые с легким кремовым оттенком (существуют сорта хлопчатника, дающие волокна зеленоватого или бежевого цвета). Длина и толщина волокон связаны между собой и зависят от сорта хлопчатника 25-35 мм. У волокон хлопка высокая способность поглощать влагу из окружающей среды. Под действием солнечного света волокна постепенно теряют свою прочность. Горят как бумага.

Хлопок-сырец сдают на заготовительные пункты, откуда он поступает на хлопкоочистительные за-воды, где проходит предварительную очистку. Затем волокна отправляют на хлопкопрядильные фабрики для получения пряжи. Пряжа – это нить, полученная при скручивании отдельных волокон. Процесс получения пряжи называется прядением

Из семян хлопчатника получают не только волокно, но и масло, не уступающее по своим пищевым качествам подсолнечному маслу. Отходы от производства масла являются хорошим кормом для скота, удобрением для полей, сырьем для получения белка, целлюлозы, лаков, линолеума, кинопленки. Засохшие стебли хлопчатника используют как топливо, из них вырабатывают бумагу. Таким образом, хлопчатник целиком используется человеком для получения около 90 видов продукции, и является одним из самых полезных растений.

Лен. Лен древнейшая сельскохозяйственная культура, распространенная от Китая до Средиземноморья. До наших дней дошел уникальный памятник письменности древних этрусков, так называемая льняная книга. Появление этого полотна, с нанесенными на него письменами ученые относят ко во второму веку до нашей эры. Затем оно очутилось в Египте, где было разрезано на тонкие ленты для бинтования мумии. В 19 веке мумия была вывезена в Европу, где ленты с таинственными знаками сняли и наклеила на ткань. Но только в конце 20 века швейцарские специалисты смогли отреставрировать это бесценное свидетельство древнего исчезнувшего языка.

На стенах легендарного фивского храма (Древний Египет), археологи обнаружили рисунки изображающие возделывание льна. Также зафиксирован факт, что иногда льняное полотно использовали в Древнем Египте как денежную единицу. Лен для египтян являлся символом чистоты и роскоши. В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы. Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую прозрачную ткань. Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть через перстень. При этом ткань была очень прочной. Конечно, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари и жрецы.

Лен стал широко культивироваться с появлением земледельческих поселений. В X–XIII вв. лен повсеместно распространился на Руси. Новгород уже в XII столетии отправлял в Европу значительное количество льна и пеньки на ганзейских кораблях. В Новгородской губернии производилось значительное количество льна, а сам Новгород был главным пунктом, куда привозился лучший лен из других губерний. В XIII–XIV вв. Новгород и Псков стали основными центрами производства льна. Плоды трудов российских крестьян – лен-сырец, рубахи, сарафаны скупались купцами из Фландрии, Германии, Византии.

В мире выращивают лен трех типов: долгунец, межеумок и кудряш, из которых самое длинное прядильное волокно - до 120 см - дает долгунец. Вершина стебля льна заканчивается несколькими веточками, чаще всего с голубыми (но иногда с розовыми или белыми) цветочками, которые появляются через 1,5-2 месяца после посева. Затем на их месте возникают семенные коробочки, постепенно желтеющие, и одновременно начинают желтеть стебли льна, с них опадают листья. Этот период называется ранней желтой спелостью, и именно в этот период убирают лен, предназначенный на волокно. Если с этим запоздать, то волокна одревесневают и делаются жесткими и ломкими.

Добывать льняные волокна очень не легко, поскольку располагаются они не в коробочке, как у хлопка, а в стебле и притом крепко склеены - как между собой.

Внешний вид волокон: гладкие, длинные, прямые, цвет от светло-серого до темно-серого с блеском. В стебле льна 20-25 технических волокон. Длина технического волокна 170-250 мм

Собранное сырье проходит длинный путь, перед тем как стать ниткой:

 Собранный лен сушили на солнце;

 Высушенные стебли молотили;

 Обмолоченные стебли стлали и мочили;

 Затем мяли, отделяя кору от волокна

 Трепали, удаляя кострицу;

 Чесали, сортируя волокна по сортам.

В настоящее время все перечисленные операции выполняют машины. Но труд людей, занимающихся производством льна трудоемкий, но бесценный.

Превращение волокон в пряжу происходит на прядильных фабриках, где волокна частично распрямляют, располагают параллельно друг другу. Далее формирую толстый, рыхлый жгут – ленту – ровницу. Из ровницы с помощью специальных машин – веретен получают пряжу.

Вопрос к классу: О каких волокнах идет речь на уроке?

Назовите, что является сырьем для получения растительных волокон?

Молодцы, внимательно меня слушаете.

IV . Закрепление новых знаний и умений на практике.

Суть игры понятна? Тогда самые смелые – прошу к доске.

Первая пара

1. В высоком дворце Маленькие ларцы. Кто их открывает, Белое золото добывает. (хлопок-сырец)

2.Голубой глазок, золотой стебелёк, Скромный на вид, на весь мир знаменит, Кормит, одевает и дом украшает. ( лен)

3. Какие натуральные волокна мы сегодня изучили? (мы знакомились с волокнами растительного происхождения).

4. Назовите отличительные особенности внешнего вида волокон льна. (гладкие, длинные, прямые, цвет от светло-серого до темно-серого с блеском )

1. Голубым всё поле стало,

Словно небо вниз упало. (поле льна в цвету)

2. Зазвенел бубенец –

Не зевай, молодец:

Да маслица на кашку. (созревание льна)

3.Что служит сырьем для волокон растительного происхождения? (крапива, конопля, кенаф, джут, хлопок, лен).

4.Назовите два вида волокна, получаемого из стеблей конопли? (посконь, пенька)

Стал – простынкой. (льняное полотно)

2.. Паренек синеглаз,

Нам рубашки припас. ( семена льна)

3. Какие текстильные волокна вам известны? (мы знаем волокна натуральные и химические).

4. Назовите отличительные особенности внешнего вида волокон хлопка. (мягкие, тонкие, матовые, белые с легким кремовым оттенком (существуют сорта хлопчатника, дающие волокна зеленоватого или бежевого цвета).

Задание:

1.Рассмотрите волокна хлопка и льна.

2.Сравните их по внешнему виду и на ощупь.

3.Заполните таблицу в рабочие тетради.

4. Сделайте вывод: чем отличаются хлопчатобумажные и льняные волокна?

На ощупь ( гладкость)

По внешнему виду ( блеск)

V. Подведение итогов. Рефлексивно - оценочный этап.

Проблемный диалог.

-Могут ли влиять ткани натурального и химического состава на здоровье человека?

-Почему, по вашему мнению человек придумал химические волокна и ткани?

А я сейчас попрошу вас закончить следующие фразы:

Сегодня на уроке:

мне было трудно…

Всем спасибо за плодотворную работу. Надеюсь, урок вам понравился? Вы сегодня внимательно слушали новый материал, четко отвечали на вопросы.

Справились с новым для вас видом деятельности – лабораторно- практической работой в кабинете.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу: воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать пространственное представление.

Тема: Натуральные волокна животного происхождения

Цели: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу: воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать пространственное представление.

Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Изучение нового материала.

Актуализация опорных знаний.

Учитель. Давайте вспомним, какие волокна мы изучали в 5 классе.

Учащиеся. Натуральные волокна растительного происхождения – лен и хлопок.

Учитель. Назовите свойства этих волокон, их применение.( ответы учащихся)

Объяснение учителя.

С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки; в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой и т.д.

В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т.д. чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и свойства.

Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков – волокон. Эти волокна (шерстинки – в шерстяной ткани, растительные волоски – в хлопковой, волоконца льняного стебля – в льняной) называются прядильными волокнами. Из волокон получают нити, пряжу, а из нитей и пряжи получают ткани.

Волокна делятся на натуральные – это те, которые подарены природой ( шерстяные, шелковые, хлопковые, льняные) и химические, которые получают в результате химических процессов.

Сегодня мы с вами изучим волокна натуральные животного происхождения – шерстяные и шелковые. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

С незапамятных времен люди использовали для изготовления тканей шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством. В дело шли шерсть овец и коз, а в Южной Америке и лам.

Известный русский географ – исследователь П.К. Козлов во время монголо-тибетской экспедиции 1923-1926 годов раскопал курганные погребения, в которых обнаружил древние шерстяные ткани. Даже пролежав несколько тысяч лет под землей, некоторые из них превосходили по крепости нитей современные.

Основную массу шерсти получают с овец, причем лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. Тонкорунные овцы известны со 2 в. до нашей эры, когда скрестив колхидских баранов с итальянскими овцами, римляне вывели тарентайнскую породу овец с коричневой или черной шерстью.в 1 в. скрещиванием тарентайнских овец с африканскими баранами в Испании получили первых мериносов. От этого первого стада в конечном итоге произошли и все другие породы мериносов: французские, саксонские и т.д.

Овец стригут один раз или в некоторых случаях дважды в год. С одной овцы получают от 2 до 10 килограммов шерсти. Из 100 кг сырой шерсти получают 40-60 кг чистой, которую и отправляют для дальнейшей переработки.

Из шерсти других животных широко используют козью мохеровую шерсть, получаемую с ангорских коз, ведущих свое происхождение из турецкого местечка Ангора.

Для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, получаемую стрижкой или вычесыванием во время линьки верблюдов.

Высокоупругие прокладочные материалы получают из лошадиного волоса.

Шерстяная промышленность совершенствовалась медленнее хлопчатобумажной, лишь вслед за ней машинное прядение шерсти началось с конца 80-х годов 18 века. В 1789 году англичанин Эдмунд Картрайт изобрел гребнечесальную машину. Вслед за машиной Картрайта появилось немало других, более совершенных, и процесс этого совершенствования продолжается до сих пор.

Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти (95-97%) дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 20 до 450 мм. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.

Виды шерстяных волокон – это волос и шерсть, они длинные и прямые, и пух – он более мягкий и извитый.

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке:

Сортируют, т.е. подбирают волокна по качеству;

Треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси;

Промывают горячей водой с мылом и содой;

Сушат в сушильных машинах.

Затем изготовляют пряжу, а из нее ткани.

В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки.

Шерстяные волокна имеют следующие свойства:

Обладают высокой гигроскопичностью, т.е хорошо впитывают в себя влагу;

Упругие (изделия мало мнутся);

Стойкие к воздействию солнца (выше, чем у хлопка и льна).

Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера. Т.о. можно определить ткань: чистая шерсть или искусственная.

Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные и пальтовые ткани.

В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, трико, габардин, кашемир и др.

Существуют несколько видов бабочек, гусеницы которых перед превращением в куколки вьют коконы, используя выделения из специальных желез. Таких бабочек называют шелкопрядами. В основном разводят тутового шелкопряда.

Шелкопряды развиваются в несколько стадий:

Гусеница (личинка);

Гусеница развивается 25-30 дней и проходит пять возрастов, разделяемых линьками. Ее длина к концу развития достигает 8, а толщина 1 сантиметра. В конце 5-го возраста шелкоотделительные железы гусениц заполняются шелковой массой.

Шелковина – тонкая парная нить из белкового вещества фиброина – выдавливается в жидком состоянии, а затем твердеет на воздухе.

Образование кокона длится 3 дня, после чего происходит пятая линька, и гусеница превращается в куколку, а через 2-3 недели в бабочку, которая живет 10-15 дней. Бабочка самка откладывает грену, и начинается новый цикл развития.

Из одной коробки грены массой 29 граммов получают до 30 тысяч гусениц, съедающих около тонны листвы и дающих четыре килограмма натурального шелка.

Ученые полагают, что шелководство возникло в глубокой древности, независимо друг от друга, в Китае, Индии и на Ближнем Востоке. В Европу шелк стал ввозиться еще во 2-ом веке нашей эры – в эпоху римской империи. В 4-ом веке греческие монахи, раздобыв яйца шелковичного червя, сумели развести его в навозе. Греческие правители сделали из этого тайну. Им удалось долгое время получать шелк, изделия из которого продавались по всей Европе.

Затем шелковичного червя стали разводить в Византии, откуда он попал в Сицилию, южную Италию, затем во Францию. Особенно славилась шелковая промышленность, процветавшая в итальянских городах Болонья, Лука, Генуя, Венеция.

Натуральный шелк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда.

Кокон- это плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку.

Первичная обработка шелка включает следующие операции:

Обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея;

Сматывание нитей с нескольких коконов одновременно;

На текстильных фабриках из шелка-сырца получают ткань;

Шелковые ткани вырабатывают гладкокрашенными, пестрокрашенными, напечатанными.

Шелковые волокна имеют следующие свойства:

Они обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью;

Менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные волокна;

Горит шелк так же, как и шерсть.

Изделия из натурального шелка очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам.

3.Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

а). Самостоятельное чтение и анализ .

б). Конспектирование основных понятий в рабочую тетрадь: шерсть, руно, шелк-сырец, первичная обработка шелка, натуральный шелк.

Шелк натуральный – текстильная нить животного происхождения; продукт, выделяемый железами гусениц шелкопрядов.

Шелк – сырец – материал, получаемый при совместной размотке нескольких коконов, из которого вырабатывают крученый шелк, используемый в трикотажном производстве для получения швейных ниток. Отходы перерабатывают в пряжу, из которой изготовляют крепдешин, парашютное полотно и др. ткани.

Руно – шерстяной покров овцы, состриженный сплошным пластом.

в). Вопросы и задания для обсуждения:

Рассмотрите и назовите животных, дающих шерсть.

Какие из них дают наибольшее количество всей шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях? (основную массу шерсти дают овцы.)

Как зависит прочность ткани от толщины волокна? (чем толще волокна, тем прочнее ткань.)

Каких цветов бывают естественные шерстяные волокна? (белого, серого, рыжего и черного цветов.)

В чем состоит свойство свойлачивания волокон шерсти? ( шерсть сваливается под действием влаги и трения.)

Охарактеризуйте, какими свойствами обладают шерстяные волокна. (ответы учащихся.)

Какие текстильные материалы изготовляют из шерсти?

Объясните стадии развития тутового шелкопряда.

Как получают натуральный шелк?

Какова цель первичной обработки шелка?

Из чего ткут шелковое полотно?

Дайте характеристику свойств натурального шелка.

Какие ткани получают из шелка?

Практическая работа .

4. Анализ и оценка работы.

Учитель делает необходимые замечания, проверяет выполненную работу, выставляет оценки.


Занятие научит учащихся выбирать ткани для определенных швейных изделий, сформирует знания о классификации растительных волокон.

Описание разработки

Цель:

Научить выбирать ткани для определенных швейных изделий.

Задачи:

1. Формирование знаний о классификации растительных волокон.

2. Отработка навыков определения лицевой и изнаночной сторон.

3. Развитие самостоятельности, умение делать выводы.

4. Развитие умений прогнозировать результаты своих действий.

Ход урока.

1. Организационная часть.

- проверка наличия учащихся, проверка готовности к уроку;

2. Актуализация прежних знаний.

- Перечислите правила поведения учащихся в классе?

- Вспомните ТБ при работе с тканью?

- К чему может привести не соблюдение ТБ?

- Что будет если работать с неисправными инструментами?

3. Изучение новых понятий и способов деятельности.

Рассказ учителя. - Есть волокна, которые существуют в природе, они называются натуральными.

Натуральные волокна - это волокна растительного и животного происхождения, которые образуются без вмешательства человека в природу.

Сырьем для производства ткани служат волокна.

Волокна - это маленькие, тоненькие тельца, тоньше человеческого волоса.

Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения. Волокна животного происхождения мы будем изучать в 6 классе.

Конспект урока по технологии Натуральные волокна растительного происхождения

Волокна растительного происхождения нам дают такие растения как лен, хлопчатник, джут, кенаф, рами, пенька. Мы будем говорить о льне и хлопке.

Лен - травянистое однолетнее растение. Лен называют русским шелком, батюшкой. Это волокнистое растение с гладкими, длинными (до 100 см), гибкими и прочными волокнами светло-серого цвета. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм, в каждом из них 350 - 650 волокон. Лен человеку известен со времен каменного века. В Костромской области выращивают лен. Для волокон больше всего подходит лен-долгунец.

На благо используется все растение:

Из семян льна получают масло для медицинских и технических целей.

Из стеблей - волокна для тканей.

Из отходов делают паклю для технических целей.

Льняные ткани изготавливают их льняных волокон.

Первичная обработка льна:

1. Мочение соломы;

2. Сушка и получение тресты (сухих стеблей);

3. Мятие и трепление тресты;

4. Чесание волокон и получение чистого волокна.

Сырьем для хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в семенах хлопчатника.

Хлопчатник известен человеку более 5000 тыс лет назад. В России хлопок выращивают с 18 века.

В мире произрастает 35 видов хлопка и только 4 вида подходят для волокон. Семена размещаются в коробочке хлопчатника. Длина волокна 20 - 50 мм. Хлопковые волокна: белые, пушистые, короткие, тонкие, матовые, мягкие, прочные.

На благо используют:

Семена хлопка - на волокна;

Ветки и отходы хлопка - на вату, бумагу, картон и т.п.

Первичная обработка хлопка:

1. Из семян - коробочек получают волокна хлопка-сырца (в одной коробке 7-15 тыс. волокон)

Читайте также: