Военно политическая обстановка в азиатско тихоокеанском регионе конспект

Обновлено: 07.07.2024

Вероятным на перспективу выглядит создание консультативных органов, которые функционировали бы на основе поиска консенсуса среди государств региона (по типу бывшего процесса СБСЕ в Европе). В этом плане обнадеживающим выглядит процесс развития регионального форума АСЕАН (АРФ), в который вовлечены все развитые страны региона (США, Китай, Япония, Россия, Ю. Корея). Один из важных элементов этого форума — Азиатско-Тихоокеанский совет сотрудничества по вопросам безопасности (АТССБ) вырастает в беспрецедентный по размаху аппарат изучения наиболее важных вопросов безопасности. В целом общая обстановка в АТР пока остается относительно стабильной. Однако тенденция ее развития в настоящее время и в ближайшей перспективе, помимо благоприятных, имеет и целый ряд неблагоприятных составляющих.

Террористические акции в Нью-Йорке и Вашингтоне привели к концентрации внимания США и ряда других стран на борьбе с международным терроризмом, с теми, кто начал неограниченную войну против Соединенных Штатов, а, в сущности, войну против возглавляемой Америкой современной международной системы. Такая угроза воспринята мировым сообществом как очень сложная и весьма опасная, что и обусловило формирование коалиции большого числа государств, направленной на борьбу с этим злом. Однако при ответных шагах в борьбе с терроризмом, при координировании действий необходимо учитывать стратегические цели различных государств. При том, что Азиатско-Тихоокеанский регион приобретает особую значимость, как перспективный в экономическом плане регион и как основная зона этой борьбы из-за наличия здесь, пожалуй, наибольшего числа сил, сочувствующих террористам.

Следует учесть и соседство со странами Ближнего Востока, что приводит к перехлестыванию конфликтных зон. К тому же мусульманские народы населяют обширные зоны — от Ближнего Востока до Индонезии и Филиппин.

В связи с этим нельзя не упомянуть о влиянии на безопасность многих азиатских государств контртеррористической операции в Афганистане.

Международный терроризм и борьба с ним за два года после сентября 2001 г. оказали серьезное воздействие на международно- политическую систему.

Фактически Запад уже столкнулся с серьезным вызовом его беспрепятственной экспансии. Но эти меры следует рассматривать лишь как начало большой и сложной деятельности стран региона по обретению самостоятельности.

Превращение Организации договора о коллективной безопасности в военно-политический союз создает хорошую основу для защиты интересов безопасности входящих в него государств. Но даже эффективное сотрудничество лишь в рамках ОДКБ недостаточно для противодействия всем региональным угрозам, о которых речь шла выше — от терроризма и наркотрафика до контроля над ядерным оружием.

Поскольку все эти угрозы создают проблемы в сфере безопасности не только для России и ее союзников по ОДКБ, но и для Китая, Ирана, Индии, Пакистана, следует углубить взаимодействие между ними, поднять его до уровня стратегического партнерства на коллективной основе.

Углубление стратегического партнерства между названными выше странами было бы наиболее продуктивным в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Но для этого надо преодолеть перекос в сторону экономики, который появился при образовании этой организации. Необходимо многостороннее сотрудничество по всем проблемам безопасности и обороны, а также расширение сферы действия организации как по задачам, так и по пространству.

Практика последнего десятилетия свидетельствует, что ориентироваться лишь на силы правоохранительных органов и спецслужб становится недостаточным. Следует предусмотреть возможность подавления угроз с помощью военной силы, когда их носители трансформируются в организованные формирования войскового типа и выступают с оружием против конституционного строя того или иного государства — участника организации.

Во-первых, организация должна иметь возможность проводить совместные операции (по типу контртеррористической операции в Афганистане) с участием как полицейских сил и сил специальных операций, так и регулярных вооруженных сил. Следует проработать также возможность проведения ШОС всего спектра миротворческих операций (гуманитарных, по поддержанию мира и по принуждению к миру в соответствии с Уставом ООН).

Во-вторых, для эффективного и своевременного реагирования на угрожающие ситуации было бы целесообразным рассмотреть вопрос об учреждении Совета министров обороны или начальников генеральных штабов, а также штабного комитета ШОС, например, на базе уже созданного Антитеррористического центра в Бишкеке. В задачи штабного комитета входили бы мониторинг и определение конкретных источников угроз, выработка политических, информационных, гуманитарных, экономических, финансовых, военных и иных мер по их предупреждению и подавлению, разработка соответствующих планов и программ, организация совместных учений и тренировок, осуществление антитеррористических и иных операций.

В-третьих, для придания легитимности борьбе ШОС с новыми угрозами полезно было бы разработать и официально принять какой-либо документ (концепцию, доктрину или стратегию) региональной безопасности для Центральной Азии, прописать в нем критерии и принципы определения источников новых угроз, установить и институализировать процедуру вынесения и исполнения соответствующих решений руководящих органов организации.

Некоторыми экспертами высказывается сомнение по поводу того, что с приобретением ШОС военных функций организация превратится в военно-политический альянс. Но идет ли в данном случае речь о военном союзе? Общеизвестно, что военный союз возникает либо тогда, когда группа государств решает совместно защищать свои территории или какие-либо жизненно важные интересы, либо преследует агрессивные цели. При этом обозначаются границы, нарушение которых становится причиной войны, или изыскивается удобный повод для развязывания агрессии. Следовательно, военный союз преследует конкретные военно-политические и стратегические цели и задачи, определяет, содержит и готовит вооруженные силы для их решения. Шанхайская организация сотрудничества не обладает такими признаками. Это юридически нейтральная система коллективной безопасности. Она преследует цель обеспечения комплексной безопасности от экономической ее составляющей до военной в пределах собственных границ. Вектор ее усилий не направлен вовне, не имеет ничего общего со стремлением к экспансии. Не определяя заранее угрозу, ШОС аннулирует процесс ее возникновения, прежде чем предпринимать какие-либо действия. Но, если эта угроза отчетливо проявилась, бездействие может быть связано с большим риском. Нерентабельно для государств — участников тратить средства на содержание недееспособной организации.

Конечно, вступление в ШОС большого количества государств, порой с несовпадающими интересами, и форсированное ее расширение могут вызвать вопрос об эффективности и даже дееспособности организации. Здесь нужна твердая и устойчивая основа из создавших ее стран, объединенных долгосрочными интересами и вытекающими из этих интересов целями.

Степень участия других претендентов может быть дифференцированной. Следует предусмотреть, что иные, претендующие на членство в ШОС страны, не обязательно должны становиться полноправными участниками всех программ и мероприятий в рамках организации и вполне могут участвовать в отдельных соглашениях.

Расширенная ШОС в тесном сотрудничестве с ОДКБ в перспективе может стать альтернативой военному присутствию США и НАТО как в плане обеспечения мира и стабильности в Центрально-Азиатском регионе, так и в плане борьбы с наркотиками, незаконной торговли оружием и другими нетрадиционными угрозами.

Таким образом, логика обеспечения мира и стабильности в Центральной Азии требует создания в рамках ШОС механизмов многостороннего сотрудничества по всему спектру центрально-азиатских проблем безопасности и обороны, а также расширения сферы ее действия как по задачам, так и по пространству. В перспективе ШОС может и должна составить основу системы коллективной безопасности всего Центрально-Азиатского региона.

Другим рычагом воздействия может стать Южная Корея. Однако в Сеуле предупредили Пхеньян, что в случае продолжения своей ядерной программы КНДР рискует лишиться южнокорейского партнера. Вместе с тем северокорейское противостояние позволяет США продолжать дальнейшее наращивание своего военного присутствия как на территории Южной Кореи, так и в АТР в целом.

Проблема военной безопасности на Корейском полуострове должна рассматриваться в свете нового политического прочтения в связи с активизацией программы производства в КНДР ядерного оружия. Прилагаемые международным сообществом усилия по сдерживанию ядерных амбиций северокорейского руководства пока не принесли положительных результатов. Однако вселяет надежду некоторое потепление отношений между двумя корейскими государствами на фоне зародившихся объединительных тенденций.

Поэтому с известной долей уверенности можно предположить, что военное решение вопроса о распространении ОМУ в АТР в настоящее время не так остро стоит на повестке дня.

Как известно, на острове Бали 7 октября 2003 г. состоялась встреча премьер-министров Китая, Японии и президента Южной Кореи, в ходе которой обсуждалась координация усилий для убеждения руководства Северной Кореи в Необходимости остановить ядерную программу.

Таким образом, с большой долей уверенности можно казать, что усилия, предпринимаемые для предотвращения негативного сценария развития ситуации между Пекином, с одной стороны, и Сеулом и Токио — с другой, приведут, пусть и не сразу, к позитивным результатам. Россия также будет стремиться к решению этой проблемы в интересах обеспечения военной безопасности в регионе.

Что касается развития российско-японского сотрудничества, то этот комплекс двусторонних отношений получает стимул к развитию в первую очередь благодаря политическому диалогу на высоком уровне. Мощное ускорение дальнейшему ходу этих отношений придал, в частности, российско-японский план действий, подписанный президентом Путиным и премьер-министром Коидзуми во время январского (2003 г.) визита главы правительства Японии в Россию.

  • углубление политического диалога;
  • переговоры по мирному договору;
  • сотрудничество на международной арене;
  • сотрудничество в торгово-экономической области;
  • развитие связей в оборонной и правоохранительной областях;
  • развитие культурных связей и обменов между гражданами двух стран.

У российско-японского сотрудничества в оборонной области существуют большие возможности в плане решения задач, стоящих перед международным сообществом в целом. Это — борьба с терроризмом, предотвращение распространения ОМУ, гуманитарная помощь, содействие в восстановительных работах. Что касается вопросов обеспечения региональной безопасности, то Россия и Япония проводят тесный обмен мнениями на различных уровнях о ситуации на Корейском полуострове.

Вместе с тем стороны на постоянной основе обсуждают положение дел на Ближнем Востоке, в Афганистане, в Центральной Азии, а также проблемы контроля за вооружениями, разоружения и нераспространения и другие вопросы. Развивается двустороннее сотрудничество и в области денуклеаризации. В частности, растет японское содействие в проведении работ по утилизации выведенных из состава российского флота атомных подводных лодок. Подобное взаимодействие вносит вклад в дело мира и стабильности в регионе.


Важное

Вице-премьер Борисов: возможности выполнить гособоронзаказ 2022 года есть


Важное

СМИ: немецкая MTU отказалась поставлять Китаю дизели для экспортных подлодок


Важное

Военно-политическая обстановка в АТР характеризуется высокой динамичностью политических и экономических процессов, сформировавших устойчивую тенденцию к превращению региона в важнейший центр мировой политики и экономики, сопоставимый с Евроатлантическим. Ее особенность заключается в дальнейшем укреплении региональных позиций Китая на фоне более тесного сближения США и Японии в вопросах обеспечения общей безопасности, а также усиления интеграции стран АТР.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) включает в себя наиболее крупные и динамично развивающиеся в экономическом отношении страны и играет важную геостратегическую и политическую роль в мире. На него приходится 40 проц. совокупной территории и 41 проц. численности населения мира (почти 3,6 млрд человек), 61 проц. мирового ВВП, 47 проц. объема международной торговли и 48 проц. мирового притока прямых иностранных инвестиций. Здесь сосредоточено до 65 проц. сырьевых запасов мира. Основные преимущества региона - его ресурсные богатства и выход к мировым водным коммуникациям.

В АТР входят 34 независимых государства бассейна Тихого океана, в том числе 14 малых государств Океании. Для региона характерно многообразие общественно-экономических и политических систем, его население полиэтнично и исповедует ведущие мировые религии - буддизм, христианство, ислам и индуизм.

Основными факторами, определяющими геополитическую ситуацию в АТР, являются:

- скрытое соперничество США, Китая и Японии за роль регионального лидера, которое оказывает существенное воздействие на развитие политических процессов в регионе;

- постепенное распространение сферы деятельности региональных организаций, изначально создававшихся с исключительно экономическими целями, на область безопасности;

- наличие большого числа очагов потенциальных конфликтов из-за территориальных споров, межэтнических и межконфессиональных противоречий, нестабильной внутриполитической ситуации в отдельных странах;

- появление большого количества новых видов и форм угроз региональной безопасности, зачастую уникальных, характерных именно для АТР, в числе которых морское пиратство, резкий рост контрабанды оружия и наркотиков, браконьерский промысел и нелегальная иммиграция.

При этом доминантой, определяющей дальнейшее развитие обстановки в АТР, является ориентированность ряда государств на широкомасштабные экономические реформы. В первую очередь это относится к Китаю, ВВП которого со времени начала экономических реформ в 1978 году вырос в 5 раз. Ежегодные темпы роста китайской экономики находятся в пределах 8,5-10 проц., причем, по некоторым предположениям, истинные его масштабы Пекин сознательно держит в секрете, стремясь тем самым скрыть реальный рост расходов на оборону. Большинство аналитиков приходит к выводу, что темпы развития КНР останутся высокими и в будущем, в результате чего она в ближайшие 20 лет превратится во вторую державу мира по основным показателям. Согласно их прогнозам, к 2040 году на долю Китая придется 14-16 проц. мирового ВВП.

С другой стороны, Япония благодаря внутренним реформам оправилась от застоя 1990-х годов и укрепляет свой статус государства с наиболее мощной экономикой в Северо-Восточной Азии.

Финансово-экономическое состояние большинства стран АТР позволяет им поступательно наращивать свою военную мощь. Их суммарные военные расходы приближаются к аналогичным затратам во всех странах Европейского союза. В настоящее время почти четверть всего экспорта вооружений и военной техники (23 проц.) приходится именно на данный регион.

Несмотря на экономическую и политическую взаимозависимость стран АТР, их растущую общую заинтересованность в усилении интеграции, в регионе пока объективно существуют три центра реальной силы: США, Япония и Китай. Соединенные Штаты по-прежнему лидируют среди развитых стран мира в том, что касается экономического роста, новых технологий, НИОКР и т. д. В обозримом будущем они останутся ведущей мировой державой в экономическом, военном, дипломатическом и идеологическом плане.

Вашингтон рассматривает сохранение и укрепление разноплановых позиций США в регионе в качестве одной из приоритетных задач своей внешнеполитической деятельности как на ближайшую, так и долгосрочную перспективу. Курс Белого дома в регионе носит комплексный характер и учитывает политические, экономические и военные аспекты. Первостепенное внимание администрация США уделяет дальнейшему развитию двусторонних отношений с ведущими странами АТР. В частности, исключительно большое значение придается укреплению отношений с Японией. По оценке официального Вашингтона, американо-японские связи в области безопасности имеют фундаментальное значение как для политики США в АТР, так и в глобальном масштабе.

В соответствии с этим документом, предусматривающим реконфигурацию американской группировки войск в Японии и более тесное взаимодействие с ее ВС, планируется осуществить следующие мероприятия:

- в сфере сухопутных войск: передислоцировать из Форт-Льюис (штат Вашингтон) на базу Кэмп-Дзама (район Токио, префектура Канагава) передовой штаб 1-го корпуса СВ США, ответственный за операции в западной части Тихого океана (с японской стороны в 2006 году на указанной базе будет сформирован и размещен корпус быстрого реагирования);

- приступить к реализации развернутой программы совместных американо-японских военных учений, расширению обмена разведданными и других видов взаимодействия.

К диалогу с Пекином Вашингтон подходит с тех позиций, что, с одной стороны, КНР - потенциальный региональный соперник США, а с другой - крупнейший торговый партнер, готовый к сотрудничеству в сферах, где стратегические интересы двух стран совпадают. Отношения двух государств в политической области характеризуются чередованием существенных прорывов с длительными периодами охлаждения. Вместе с тем стратегический подход Белого дома заключается во всемерном углублении связей с пекинским руководством и оказании на него соответствующего влияния в выгодном для себя направлении.

Анализ политики американской администрации в регионе позволяет прогнозировать сохранение нынешнего военно-политического курса на закрепление доминирующего положения в АТР. Одновременно Вашингтон будет добиваться от союзников увеличения вклада в укрепление взаимной безопасности, расширения возможностей использования их территорий, инфраструктуры и ресурсов в интересах обеспечения деятельности ВС США. Соединенные Штаты поставят цель создать условия для достижения главенствующего положения в региональных структурах, осуществления контроля над интеграционными процессами и сохранения своего военного присутствия в этой части мира.

Белый дом не намерен в ближайшие годы выводить свои войска из Республики Корея. В настоящее время на юге Корейского п-ва Пентагон содержит 30 тыс. военнослужащих, число которых после 2008 года должно уменьшиться до 25 тыс. человек. Такое сокращение американских войск должно было состояться еще в 2005 году, однако было отложено по настоянию южнокорейского военного руководства.

Япония - одно из наиболее развитых государств, относящихся к числу основных центров силы региона. Она находится на втором месте в мире (после Соединенных Штатов) по объему валового внутреннего продукта (более 60 проц. объема ВВП США и до 15 проц. объема мирового ВВП), является одним из мировых лидеров по уровню развития науки и техники.

Деятельность японского руководства по совершенствованию военного законодательства, заметно активизировавшаяся с началом международной антитеррористической кампании, поощряется Вашингтоном, который заинтересован в получении от своего союзника не только политической, финансовой, материально-технической, но и в перспективе реальной военной поддержки в АТР или другом регионе мира.

В то же время соседние государства - Китай, КНДР и Республика Корея - озабочены ростом геополитических амбиций Японии и изменением ее подхода к строительству и применению ВС, усматривая в этом предпосылку к возрождению милитаризма.

Китай. Деятельность китайского руководства направлена на обеспечение национальных интересов страны на международной арене и создание благоприятных условий для достижения стратегической цели - превращения КНР к середине XXI века в государство, способное оказывать решающее влияние на развитие международной обстановки в глобальном масштабе.

Китай продолжает укреплять свои позиции в регионе, последовательно наращивая экономический и оборонный потенциал, и по-прежнему не исключает возможности использования военной силы или угрозы ее применения для решения внешнеполитических проблем. В связи с этим руководство КНР считает свои ВС важнейшим инструментом обеспечения безопасности страны, защиты национальных интересов и проведения внешней политики.

Страны АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), куда входят Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины, стремятся проводить внешнюю политику, которая не слишком бы связывала их с тем или иным центром силы в Азии. С учетом данного фактора большинство из этих государств поддерживают выгодные для себя политические и экономические связи со всеми ведущими державами - США, Японией, Китаем и Россией.

В последнее время АСЕАН активизирует участие в международной антитеррористической кампании. При этом главное внимание руководство стран-членов организации уделяет углублению сотрудничества внутри блока, а также его налаживанию, и прежде всего с Соединенными Штатами Америки. Подписанная в августе 2004 года странами-членами Ассоциации и США совместная Декларации о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом предусматривает организацию тесного взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб государств, а также создание единой информационной сети и базы данных о деятельности преступных группировок на их территориях.

Правительства большинства стран ЮВА рассматривают подписание совместной декларации как важную предпосылку для развития широкого сотрудничества с США и намерены использовать данный шаг для получения от Вашингтона дополнительной материальной и финансовой помощи на модернизацию (или создание) специальных сил, а также на их обучение и подготовку. Наиболее близкие военно-политические партнеры Соединенных Штатов в этом регионе (Филиппины, Таиланд и Сингапур) прорабатывают вопросы упрощения процедур предоставления в распоряжение ВС США объектов своей военной инфраструктуры для обеспечения проведения боевых операций.

Вместе с тем руководство большинства стран АСЕАН не рассматривает принципиальное признание важности установления всестороннего сотрудничества с США в борьбе с терроризмом как фактическое согласие на безусловное закрепление лидерства Вашингтона в этой сфере. Преобладает мнение о необходимости повышения роли ООН, а также о недопустимости вмешательства во внутренние дела, нарушения суверенитета и территориальной целостности государств региона под предлогом проведения операций против террористов.

Все более важную роль в Юго-Восточной Азии играет Китай. Одновременно с расширением торгово-экономических связей Пекин активно развивает политический диалог, добиваясь снижения озабоченности стран ЮВА ростом совокупной государственной мощи КНР и стремясь занять лидирующее положение в формируемом региональном объединении государств - Восточноазиатском сообществе (ВАС), не предусматривающем участия в нем США. Учредительный саммит ВАС (государства-участники АСЕАН, КНР, Республика Корея, Япония, Индия, Австралия и Новая Зеландия) проведен в декабре 2005 года в г. Куала-Лумпур. Примечательно участие в этом саммите Индии. Эта страна совершает стремительный прорыв в высшую лигу мировых держав, темпы роста экономики которой в течение последних 10 лет ежегодно составляют в среднем 8 проц. преимущественно за счет внутренних, а не иностранных инвестиций. Индия превращается в один из двигателей мирового технологического прогресса (она является важным поставщиком программного обеспечения и ряда других высоких технологий), а через 20-30 лет, по прогнозам западных экспертов, станет третьей мировой державой после США и КНР.

Азиатско-Тихоокеанский регион

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) включает в себя обширное пространство, объединяющее 58 государств, расположенных по периметру Тихого океана, а также на островах в нем. Среди них крупнейшими и наиболее мощными в экономическом и военном отношении являются США, Россия, КНР и Япония. АТР имеет важнейшее экономическое и стратегическое значение в мире. Его важность еще более возросла с началом процесса переноса промышленных производств (в том числе высоких технологий) из Европы и США в страны Азии. Поэтому сохранение и усиление своего присутствия (в том числе и военного) в данном регионе является ключевой задачей всех крупных держав АТР.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе укрупнено выделяют четыре надрайона: Океанский, Азиатский (в том числе Дальневосточный регион РФ, страны Юго-Восточной Азии), Североамериканский и Южноамериканский.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН РФ

Особенности Дальневосточного региона – важное для России географическое положение, наличие разнообразных природных ресурсов, но обособленность в транспортной сфере от большей части субъектов РФ. Однако исто­рически сложились жизненные устойчивые морские коммуникации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В связи с этим, каботажные перевозки и промысловая деятель­ность нуждаются в надежном круглогодичном обеспечении со стороны национальных силовых структур, в т.ч. ТОФ ВМФ РФ.

Так или иначе, а транспортные проблемы ДР составляют основу стратегии развития региона, его российских экономических и внешних экономических связей. Без всестороннего развития Дальнего Востока Россия может потерять его. Центральное место в эконо­мике Дальнего Востока занимает Федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья. В ФЦП важные позиции отводятся ОПК, предпри­ятия которого создаются на базе высокотехнологичных производств, таких как подводное судо­строение, и авиационные заводы.

Какой бы из семи дальневосточных субъектов РФ ни рассматривался в плане ресурсов, социально-эконо­мических и географических аспектов, эксперты выделяют разнооб­разие природно-сырьевых бо­гатств.

Местные региональные ресур­сы составляют основу для разви­тия современных производств, созданных в предвоенный и после­военный периоды. В их числе предприятия ОПК (авиационное производственное объединение КиАПО, Амурский судостроитель­ный завод, машиностроение, золо­то-серебряные добывающие, гор­норудные, лесные и деревообра­батывающие, топливно-энергети­ческие, рыбные). В ДР впервые в РФ внедряются ареалы с макси­мально диверсифицированной экономикой и кластеры с законченным циклом (от добычи до глу­бокой переработки).

Одно из явных географических положительных обстоятельств Дальнего Востока — тесные экономические и транс­портные морские региональные связи с соседними странами, с го­сударствами АТР. Подтверждает данный вывод насущная необходи­мость интеграции России в эконо­мику не только стран ЕС, Запада, но и Азиатско-Тихоокеанских госу­дарств, а следовательно, в миро­вую экономику.

В экономике ДР до­минируют углеводородные ресур­сы и связанные с ними коммуника­ции. Это естественно. В 1998 г. объем добычи нефти составил 304 млн. т, а в 2007 г. — 491 млн.; газа в 1998 г. — 591 млрд. куб. м, а в 2007 г. — 651 млрд.

Отдельные показатели экс­порта (в млрд. долл.): нефть, неф­тепродукты, природный газ — в 2000 г. 55,5, а в 2007 г. — 228,1; ме­таллы, драгоценные камни и изде­лия из них — в 2000 г. 22,4, а в 2007 г. — 56,9; лес и целлюлозно-бу­мажная продукция — в 2000 г. 4,5, а в 2007 г. — 12,3. Сырьевая направ­ленность экспорта, особенно в ДР РФ, настораживает и требует подъема перерабатывающих про­изводств.

Впечатляют базовые углеводо­родные, энергетические и комму­никационные проекты, планируе­мые в ДР, с краткими пояснениями их сути.

Строительство Тугурской при­ливной электростанции (Тугурский залив Охотского моря), мощность — 3580 МВт, выработка 14,3 млрд. кВт/ч в год, срок строительства — 2016-2025 гг., сумма — 130,0 млрд. руб., разрабатывается ТЭО.

В октябре 2008 г. главы прави­тельств РФ и КНР подписали ме­морандум о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтяной сфере, достигнуто отдельное соглашение о строительстве и эксплуатации нефтепровода от Сковородино до границы с КНР.

Размах колоссальный и убытки ощутимые.

В условиях мирового финансо­во-экономического кризиса, по мнению экспертов, объемы инвес­тиций в указанные проекты уменьшатся на 25-32%, но сами проекты сохранятся.

Опыт военных действий во Второй мировой войне на Тихоокеанс­ком театре, обеспечение жизнеде­ятельности ТОФ и Дальневосточ­ного ВО показал исключительную важность транспортных коммуни­каций, особенно железнодорожных, морских каботажных и международных.

ГЕОГРАФИЯ, ВОЕННАЯ, МОРСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Пункты базирования Тихоокеанского флота ВМФ России

Корабли ТОФ ВМФ России, в том числе флагман РК

Корабли ТОФ ВМФ России, в том числе флагман РК "Варяг", на рейде в бухте Золотой Рог, Владивосток.

К опорным инфраструктурным объектам ВМФ РФ зарубежные морские офицеры и эксперты от­носят Главную военно-морскую базу ТОФ Владивосток и близлежащие ПБ, а также тыловую инфраструктуру, ПБ и порт Наход­ка. В 2012 ГВМБ ТОФ была торжественно открыта после капитального ремонта и реконструкции.

Оборона и защита территорий и акваторий субъектов Дальневосточного региона возложе­на на оперативно-стратегическое объединение ВС РФ — Восточный ВО и структурно входящий в него Тихоокеанский флот. Морские границы округа ис­торически сосуществуют с океанс­кими державами — США и Япони­ей. В частности, помимо континен­тальной части в Хабаровский край входят важные острова, в т.ч. круп­ные Шантарские, требующие орга­низации обороны.

Судя по военно-географичес­ким факторам, операционная зона Тихоокеанского флота весьма обширна. Она охватывает, безуслов­но, окраинное Японское море с разветвленной сетью проливов и с крупными заливами. Морская инф­раструктура прибрежных госу­дарств весьма насыщена и носит торгово-коммерческий, а также оборонный характер. Главные пор­ты: Владивосток, Находка, Восточ­ный, Ванино, Холмск (РФ), Ниига­та, Цуриго, Майдзуру (Япония), Вонсан (КНДР), Пусан (РК).

Японское море и Японские острова

Военную и коммерческую зару­бежную инфраструктуру Японского моря целесообразно рассматри­вать вкупе с оборудованием Японских о-вов. Основные морс­кие порты, которые часто исполь­зуются и боевыми кораблями: Ко­бе, Тиба, Иокогама, Йокосука, Ку­ре. Майдзуру, Муроран, Отару, Са­себо, Симоносек и Хокадате. Клю­чевые ВМБ: Йокосука (ГВМБ 7-го ОФ США), Куре, Сасебо, Майдзуру, Оминато. Всего на о-вах функцио­нирует до 120 военных объектов и ВБ ВС США, в т.ч. не менее 10 ВМБ и ПБ ВМС.

Важные ресурсы моря: место­рождения у берегов Японии и Са­халина нефти и газа, магнитного железняка, морепродукты (рыба, крабы).

Итак, в соответствии с программой создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения орга­низуются четыре центра газодобы­чи: Сахалинский, Якутский, Ирку­тский и Красноярский. Наиболее интенсивно развивается Сахали­нский. Потребителями не менее 60% продукции центра являются зарубежные фирмы, находящиеся в Японии, КНДР, РК, КНР, др. стра­нах АТР. Аналогичная ситуация сло­жилась и в нефтяной сфере. Добы­ча нефти в субъектах Дальневосточного региона к 2010 г. планируется довести до 10 млн. т в год, к 2010 г. — до 60 млн. т, газа к 2010 г. — до 10 млрд. куб. м, а к 2020 г. — до 115 млрд. К этому сро­ку на шельфе Сахалина добыча нефти может быть доведена до 20 млн. т в год, а газа — до 25 млрд. куб. м.

Охотское море

Примечательна географическая характеристика Восточного побережья — приглубленное, сильно изрезано крупными заливами: Авачинским, Кроноцким, Камчатским, Озерным, Карарачинским, Корфа. Начиная с периода извест­ных камчатских экспедиций (1725-1743 гг.), мореплавателей привле­кали удобные бухты: Авачинская, Бечевинская, Карача, Оссора. В одной из них — Петропавловской губе, расположенной в Авачинской акватории, находится Петропав­ловск-Камчатский — областной центр, крупный порт международ­ного класса с годовым грузообо­ротом более 9 млн. т; глубина у причалов (всего 12) более 10 м.

Арктический регион

Жизнедеятельность Чукотского автономного округа (ЧАО), раз­витие его экономики, решение оборонных функций регламентиру­ет современный морской и воз­душный транспорт. Морские кабо­тажные и международные сообще­ния опираются на порты Певеке. Уэлон, Провидения, Эчвекинот, Анадырь (столица), Беринговск (центр угольщиков). В ЧАО прохо­дит восточный участок трассы СМП (сложный в навигационном отношении).

В жизни округа ключевое поло­жение занимает Анадырский залив и его прибрежная инфраструктура. На рейде порта Провидения могут находиться суда с любой осадкой, а у причалов — суда с осадкой 7-10 м. Порт механизирован, обеспечи­вает текущий ремонт судов. Порт Анадырь расположен на судоход­ной одноименной реке. Доступен для судов с осадкой 7,2 м. Порты залива при необходимости ис­пользуются для базирования ко­раблей и судов флота.

ЧАО омывают два бассейна Се­верного Ледовитого океана (СЛО) — Восточно-Сибирское и Чукотс­кое моря, а также Берингово море Тихого океана. По Чукотскому и Бе­рингову морям проходит госграни­ца РФ с США. Ее протяженность только в Чукотском море 660 км.

Источники вызовов и неста­бильности в зоне северо-восточ­ного арктического форпоста РФ:

Аляска

Штат Аляска (49-й) — самый большой по площади в США. Население — 350тыс. География полуострова Аляска уникальна. Островной юг представлен Алеутской горной системой с активной вулканической деятельностью и частыми землетрясениями. Насчитывается 17 островов площадью 17666 кв. км. Самые большие их группы (с востока на запад): Лисьи, Андреевские, Крысьи, Ближние, Командорские (принадлежат РФ). Большинство островов — заповедники. Всего на островах проживают 12 тыс. чел., на о-ве Амчатка и в его акватории расположен полигон ядерных испытаний. Особый интерес у специалистов в области акустики океана вызывает Алеутская котловина — водная низменность, дно юго- части Берингова моря, которая на западе, постепенно по­вышаясь, переходит в Камчатский п-ов, а на северо-востоке низмен­ность заканчивается континентальным шельфом. Размеры кот­ловины: с севера на юг — 1800 км; с запада на восток — 1000 км. Дно котловины образуют базальтовые породы. Средняя глубина — 3000 м. Теория и практика свидетель­ствуют, что данная котловина (са­мая большая в Мировом океане) является оптимальным местом для развертывания стационарных комплексов известной системы СОСУС и корабельных ГАК с протя­женными антеннами.

Основные зарубежные порты и ПБ бассейна Берингова моря: Ном, Датч-Харбор, Анкоридж, Джуно, Ситка (США), Принс-Руперт (Кана­да).

Основу экономики штата сос­тавляют газ и нефть. Трансаляски­нский нефтепровод (построен до 1977 г.) — ключевая магистраль страны.

Важное значение в географии штата имеет прибрежная низмен­ность, расположенная к северу от хр. Брукса. В центральной части привлекают внимание многочис­ленных туристов реки Юкон и Кускоквим. Плотность заселения не­равномерна: около 54% населения проживает в районе г. Анкоридж, 15% — в Фэрбенксе. Столица — Джуно (около 27 тыс. чел.).

Группировка ВС в штате Аляска и взаимодействующие с ней сое­динения ВМС Североамериканс­кого и Тихоокеанского ОК ВС США прямым образом противостоят объединениям ДО и ТОФ ВМФ РФ в Восточной Арктике и в северо­-западной части Тихого океана.

Во всех транспортных и нефте­газовых инфраструктурах, а также вблизи этих объектов (по сосед­ству) дислоцируются оборонные подразделения. Таких объектов не менее 20.

В 2008 г. США, как никогда ра­нее, несмотря на неурядицы в фи­нансово-экономической сфере страны, проводили интенсивные испытания базовых компонентов системы ПРО; одно из основных в программе создания, испытаний и развития занимает морской сег­мент. Становится очевидной глав­ная цель развертывания всех трех позиционных районов ПРО США, в первую очередь на Тихоокеанском и Европейском театрах — пе­рехватывать ракеты (и не только) вероятных противников США, НА­ТО и их стратегических партнеров на всех эшелонах высот. Другая, не менее важная цель — ведение раз­ведки, эффективный контроль воз­душного пространства в Северном полушарии. Главные усилия систе­мы в АТР направлены против РФ, КНДР, КНР, вероятно, Индии, Ира­на.

Приведем известные факты морских испытаний ПРО в 2008 г.

База Форт-Грили на Аляске, где расположены ракеты-перехватчики системы ПРО

База Форт-Грили на Аляске, где расположены ракеты-перехватчики системы ПРО

В последующие годы происходило наращивание возможностей системы ПРО США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 15.03.2013 министр обороны США Ч. Хейгел заявил, что в 2017 г. США разместят на базе Форт-Грили (Аляска) ещё 14 наземных ракет-перехватчиков в дополнение к уже находящимся на боевом дежурстве 26 противоракетам шахтного базирования. Кроме того, по словам министра обороны, США намерены разместить в Японии вторую РЛС, работающую в сантиметровом диапазоне. Мобильный радар станет важным компонентом не только системы защиты американской территории, но и региональной системы ПРО в Азии, которую США создают вместе с Японией и Южной Кореей. В перспективе (до 2025 г) количество ракет-перехватчиков наземного базирования на Аляске планируется довести до 28.

НЕКОТОРЫЕ ОБОРОННЫЕ ПРОЕКТЫ ВМС США, СВЯЗАННЫЕ С АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИМ РЕГИОНОМ

Самолет РЭБ EA-18G Growler

Самолет РЭБ EA-18G Growler

Внешние признаки самолета связаны с применением его ан­тенн: выпускаются двойная букси­руемая СДВ из центральной части фюзеляжа длиной 7925 м, массой груза 495 кг и вспомогательная длиной 1219 м (находится в хвос­товом обтекателе), служит дипо­лем. На концах антенн наблюдают­ся стабилизирующие аэродинами­ческие грузы массой 41 кг.

Система базирования самоле­тов Е-6В получила развитие по сравнению с самолетами EC-130Q ТАКАМО, которая включает:

  • АвБ постоянного базирования Тинкер;
  • оперативную АвБ Трэвис (Тихо­океанское побережье);
  • оперативную АвБ Потаксент-Ривер (Атлантика);
  • новую площадку на АвБ Мид-Конес (в одном из штатов Центрального района США).

АМЕРИКАНСКАЯ ОЦЕНКА ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В АТР

Противостоять растущей морс­кой мощи ВМС НОАК и взаимодей­ствующих с флотами объединени­ями других видов ВС, по мнению Совета, можно кардинальными мерами, используя преимущества военно-технического потенциала и внедряя новые систе­мы вооружений. Цель — в противовес НОАК создать мощный ядерный и обычный арсеналы. В перечне систем вооружений указывается насущ­ная необходимость создания перспектив­ного оружия в сферах космоса и кибервойны, ПРО, особенно морского и связанно­го с ВМС космическо­го базирования, сен­соров нового поколе­ния, средств морской разведки, управле­ния, связи. Одновре­менно Совет рекомен­дует администрации США снабжать стра­тегических союзников в АТР высокотехноло­гичными обычными вооружениями. Среди союзников на перед­нем плане находятся Япония, Республика Корея, Тайвань, Австралия.

Главный фигурант в докладе Совета, бе­зусловно, Китай, поэ­тому естественно сравнить параметры военных воз­можностей двух держав.

В последние годы в связи с изменением оперативно-стратегических факторов (после развала СССР, нарушения экономических обязательств в рамках СЭВ, угаса­ния в 90-е годы народно-освобо­дительного движения в странах третьего мира) существенно изменился комплект руководящих доку­ментов для ВМС США.

В мае 2006 г. командующий си­лами ВМС США (командование создано на базе штатов ком. АТФ) стал главным советником НШ ВМС. Помимо вопросов комплектования, тылового обеспечения, оснащения и подготовки к развер­тыванию всех сил ВМС командую­щий возглавил объединения ВМС, включенные в ОК ВС, в частности, в Североамериканское, Стратеги­ческое и Тихоокеанское командо­вания. С 29.09.2007 г. (и по состоянию на 2014 год) командует ВМС адмирал Джонатан Гринерт (штаб в Норфолке).

Выделено 6 ключевых задач для ВМС США:

1) Передовое присутствие в ключевых регионах. Прежде всего, это западная часть Тихоокеанского региона, Персидский залив, Индийский океан.

2) Сдерживание войны. Должно выполняться в глобальном, региональном и транснациональном масштабе. Возможно с помощью обычного оружия, оружия массового уничтожения и ядерного оружия. Существенную роль в сдерживании играет морской компонент системы ПРО США.

3) Господство на море. Здесь серьезной проблемой для США является рост количества стран, имеющих развитый подводный флот. Поэтому ВМС США необходимо совершенствовать свою тактику и технику для нейтрализации этой угрозы.

4) Проекция силы. Возможность переброски группировки ВС США в любую точку земного шара, способность преодолеть любые препятствия для захвата плацдарма, высадки экспедиционных сил на берегу и их дальнейшей поддержки.

5) Безопасность на море: обеспечения соблюдения норм международного права в Мировом океане, безопасности морского судоходства.

6) Гуманитарная помощь и ликвидация последствий стихийных бедствий. Экспедиционный характер ВМС США предоставляет широкие возможности для оказания помощи в любой точке земного шара.

Законодате­ли поддерживают усилия командо­вания ВМФ по развитию кораблей и вооружений, в стремлении при­сутствовать на постоянной основе разнородных соединений флота в океанских зонах, отрабатывать их взаимодействие с ВМС стран Средиземного морского и Карибского бассейнов, эффективно вести борьбу с пиратами в районах Аф­риканского Рога и в Аденском за­ливе. Очевидна необходимость строительства авианесущих комп­лексов, современных кораблей классов ЭМ УРО, корветов, совершенствования РПКСН, БР морско­го базирования. Примечательно, что все это Запад встречает с нескрываемым раздражением.


Фото: ссылка

Военно-политическая обстановка в июне не претерпела существенных изменений и с точки зрения военных угроз для Российской Федерации характеризуется как стабильно напряжённая. Вместе с тем, вывод воинских контингентов ВС США и НАТО из Афганистана спровоцировал возникновение новых обострений в Центральной Азии, которые потребуют принятия решений на уровне ОДКБ. Кроме того, отмечается увеличение военного присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Ранее, 14 июня 2021 года, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе состоялась встреча глав государств и глав правительств стран – участниц Североатлантического альянса, лишившая высокие переговоры реальных перспектив.

Реальным результатом встречи глав США и России является возвращение послов к местам службы и достижение взаимопонимания по вопросам стратегической стабильности, что является не более чем основой для продолжения диалога. Провокация эсминца ВМС Великобритании Defender, произошедшая 23 июня 2021 года у мыса Фиолент, в очередной раз подтвердила приверженность объединённого Запада жёсткому курсу в отношении России.

15 июня 2021 года стало известно о намерении министерства обороны США оказывать противодействие Китаю посредством размещения в Тихоокеанском регионе постоянной военно-морской оперативной группы.

По данным Министерства обороны Российской Федерации, США в намерении контролировать 60% мирового ВВП и 45% мировой торговли создали в АТР крупнейшую группировку американских войск численностью около 400 тыс. военнослужащих. В регионе функционируют свыше 200 объектов ВС США, включающие более 50 военных баз. Интенсивно проводятся мероприятия оперативной подготовки (до 85 учений в год).

В настоящее время Вашингтон самостоятельно способен развернуть на тихоокеанском направлении до 3-х авианосных ударных групп и 15 стратегических бомбардировщиков. В планах США к 2024 году создать в регионе 1-ый оперативный флот, а к 2028 году разместить 2 перспективные многосферные бригады, вооружённые в том числе гиперзвуковыми ракетами с дальностью боевого применения 5500 км. К 2030 году Пентагон планирует увеличить количество боевых кораблей, решающих задачи противоракетной обороны, с 23 до 40 единиц.

Одновременно с ростом военных угроз в Восточной Европе и АТР новым очагом напряжённости становится Афганистан, занимающий важнейшее положение в Азии и граничащий на севере с бывшими советскими республиками: Туркменистаном, Узбекистаном и, что важнее, – с членом ОДКБ Таджикистаном.

Результатом продолжающегося с 1 мая вывода воинских контингентов США и их союзников по НАТО из Афганистана стало стремительное изменение внутриполитической обстановки в стране. Противостоящее официальному Кабулу "Движение Талибан"* в результате двухмесячных наступательных действий увеличило число подконтрольных талибам районов в 2 раза. Ряд подразделений ВС Афганистана с вооружением и военной техникой перешёл на сторону боевиков, некоторые вынужденно отступили в Узбекистан и Таджикистан. Наибольшие успехи боевиков отмечаются в северных приграничных районах.

Так, в период с 22 по 27 июня 2021 года силами "Движения Талибан" захвачен ряд пограничных переходов: на афгано-узбекской границе – "Хайратон", на афгано-таджикской границе – "Шахритус" и "Шерхан-Бандар". Правительством Афганистана объявлена национальная мобилизация, а вооружённые силы Узбекистана и Таджикистана переведены на особый режим несения службы. Москва, в свою очередь, начала консультации с союзниками по ОДКБ и пообещала всестороннюю поддержку Душанбе.

* "Движение Талибан" – запрещённая в РФ террористическая организация

Теги события:

политика китай сша вооружение афганистан терроризм аналитика геополитическое противостояние главная одкб нато атр угрозы пентагон

Читайте также: