Вода природное богатство конспект урока 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока

Предмет: окружающий мир

Класс: первый

Тема: Вода на Земле и её значение

Данный урок одиннадцатый в системе уроков по предмету, первый по данной теме.

Тип урока: открытие новых знаний

Образовательные: дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов, для природы; расширить общий кругозор;

Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию творческой активности;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.

Средства обучения: мультимедиапроектор, карта полушарий, картинки растений и животных, обитающих в водоёмах, модели Земли и части, которую занимает вода на Земле для практической работы.

Учебные пособия:

I ЭТАП: Организационный

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха, словесный метод.

Формы организации деятельности: фронтальная + индивидуальная.

Содержание деятельности:

1. Организация начала урока

а) Считалочка:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

б) Слова учителя (к классу):

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II ЭТАП: Подготовка к основному этапу

Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Постановка специальной проблемной задачи, в которой отображается практический смысл темы.

Методы и приёмы: словесный и проблемный методы.

Формы организации деятельности: фронтальная + групповая

Содержание деятельности:

1. Чтение учителем стихотворения:

Блистают звёзды, цвет меняют горы,

Снега сползают, розы опадают.

Мне очень жаль людей, которых

На свете ничего не удивляет.

- А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе…)

- Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку.

2. Загадка:

Я бегу струёй из крана,

Бью ключом из-под земли,

Укачаю в океанах

Великаны корабли. (Вода)

3. Заполнение в паре 1 и 2 столбца таблицы (2 слайд):

Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не пахнет…

Для чего на Земле нужна вода? Нужно ли её беречь?

(Примечание: после работы в паре, таблица заполняется в режиме работы интерактивной доски. З столбец в течение урока точно так же.)

III ЭТАП: Открытие новых знаний

Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о роли воды для живых организмов, для природы.

Методы и приёмы: методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод.

Формы организации деятельности: фронтальная + групповая + индивидуальная

Содержание деятельности:

1. Чтение пословицы. Объяснение её смысла (3 слайд)

Капля воды дороже золота

- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды)

- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.

- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду).

2. Работа в рабочей тетради №11

- Рассмотрите картинки. Что вы на них видите? Какой вывод можете сделать? (Человек не может без воды).

- Сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней).

- Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4 – 5 дней. А знаете почему?

- Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды.

3. Демонстрация картинок: цветок, который вянет под лучами солнца и цветок, который расцветает после полива (4 слайд).

- Сравните два рисунка. Что заметили? (Один цветок завял, другой расцвёл).

- Почему растение завяло? (Его не поливали).

- Сделайте вывод. (Для жизни растений тоже нужна вода).

4. Демонстрация картинок, где животные пьют, умываются, купаются (5 слайд).

- Кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (Пить, купаться).

- Животные, если их лишить воды, быстро погибнут. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки).

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда всем везде нужна вода.

- Подведём итог и заполним первую строчку в 3 столбце нашей таблицы. Если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода – эта сама… Жизнь. А, соблюдая личную гигиену, мы сохраняем своё … Здоровье и свою … Красоту.

1. Вода – это жизнь, красота и здоровье.

- Хотите узнать, откуда пришла вода? Об этом нам расскажут дети.

1. Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

Вода в ответ: Издалека, из океана.

2. Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилась вся поляна.

-Откуда ты? – спросил росу.

- Поверь, и я из океана.

3. На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я, дружок, из океана!

4. – Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

- Знай, малыш, и я пришла из океана.

5. Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в снежинке,

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда

- Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты. Сколько же воды в Мировом океане?

6. Работа по карте полушарий

- Рассмотрите карту нашей планеты. Какого цвета вода на карте? (Голубого цвета).

7. Практическая работа в группе

- Из предложенных частей выбери ту, которую занимает вода на земле.

Работа детей в группе.

Проверка на слайде (6 слайд)

8. Демонстрация картинок растений и животных, жизнь которых связана с водой (7 слайд на фоне карты полушарий): камыш, сом, трясогузка белая.

- Как жизнь этих растений и животных связана с водой? (Живут в воде или рядом с водой).

Дополнительные сведения.

Камыш. Камыш образует очень густые заросли. Долгое время камыш считался никчемным и даже вредным растением, засоряющим водоёмы. И лишь недавно камышу нашли хорошее применение. Оказалось, из него можно изготавливать бумагу и картон.

Трясогузка белая. Птичка эта живёт чаще всего по берегам наших рек, озёр и прудов. Её легко узнать по окраске. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что трясогузка испугалась чего-то и никак не может успокоиться. Но вообще трясогузка даже храбрая. Нередко, трясогузки, защищая свои гнёзда, бесстрашно бросаются на коршунов и ястребов и прогоняют их.

9. Практическая работа в группе

- Выберите среди других растений и животных тех, которые живут в воде или рядом с водой. Прикрепите эти картинки на карту Земли. (Кит, дельфин, акула, морской котик, рыбы, пингвин, чайка, лилии, водоросли)…

- Подведём итог и заполним вторую строчку в 3 столбце нашей таблицы. Для многих растений и животных вода – это…Дом.

2. Вода – дом для многих растений и животных.

10. Классификация картинок: самолёт, корабль, подводная лодка, автомобиль (8 слайд)

- Назовите, одним словом. (Транспорт).

- Распределите на группы. Какой бывает транспорт? (Воздушный, наземный, водный).

- Остановимся на водном транспорте. Если он есть, значит, вода – это удобная … дорога. Почему так говорят? (Перевозят грузы, людей).

- По рекам и океанам ходят лодки и корабли, перевозят пассажиров, грузы. Ловят рыбу. Охраняют водные границы нашего государства.

- А как ещё в быту человек использует воду? Рассмотри картинки в учебнике стр. 12 – 13. Они тебе помогут. (Вода в батареях, в кране, гидростанция).

- Без воды не обходится современное производство космических ракет. Зимой мы обогреваемся батареями водяного отопления. Водопровод в каждом доме. Вода - древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами.

- Итак, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода – это… Помощник.

3. Вода – помощник человека.

11. Опыт.

Учитель предлагает попробовать воду из двух стаканов. В одном – пресная вода, в другом – солёная.

- Какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная).

- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше. И не потому, что её запасы заканчиваются. Над водой нависла угроза. Об этом нам расскажет видеописьмо. Но оно состоит из нескольких частей.

12. Практическая работа в группе

Соберите видеописьмо в группах.

Проверка (9 слайд)

- Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют)

- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды).

- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить).

- Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек).

Берегите воду!

IV ЭТАП: Домашнее задание

Задачи этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная

Содержание деятельности:

V ЭТАП: Подведение итогов.

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная

Содержание деятельности:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление о воде, как о веществе, о её свойствах и состояниях.

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран, презентация с демонстрационными слайдами;

- комплект с заданием для каждой группы: карточки, наборы картинок;

- оборудование для проведения опытов учениками: одноразовые стаканчики с небольшим количеством питьевой воды (для каждого ребёнка), 1 стеклянный стакан с водой на каждую группу, 1пустой стакан на каждую группу, немного сахарного песка на каждую группу, чайная ложка;

- оборудование для демонстрации опытов ассистентами: спиртовка, пробирки, колба, держатель для пробирки, стёклышко;

- цветные фишки для оценивания своей деятельности;

Конспект урока окружающего мира в 1 классе.

(урок разработала Нелюбина Л.Н.-учительначальных классов)

Тема: Вода в природе

Требования: соответствие ФГОС.

Класс: первый.

Цель: сформировать представление о воде, как о веществе, о её свойствах и состояниях.

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран, презентация с демонстрационными слайдами;

- комплект с заданием для каждой группы: карточки, наборы картинок;

- оборудование для проведения опытов учениками: одноразовые стаканчики с небольшим количеством питьевой воды (для каждого ребёнка), 1 стеклянный стакан с водой на каждую группу, 1пустой стакан на каждую группу, немного сахарного песка на каждую группу , чайная ложка;

- оборудование для демонстрации опытов ассистентами: спиртовка, пробирки, колба, держатель для пробирки, стёклышко;

- цветные фишки для оценивания своей деятельности;

I. Организационный этап. Мотивация

Сегодня у нас на уроке гостья, она скоро будет здесь. Покажите, что вы приветливые хозяева и рады гостям: успокойтесь, сядьте правильно, улыбнитесь друг другу. Постарайтесь сохранить хорошее солнечное настроение до конца урока.

Ребята, я уже слышу приближение нашей гостьи…

Учитель читает загадку:

Мы говорим, она течет;

Мы говорим, она играет;

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Вы узнали, кто это? (Вода)

II. Этап целеполагания.

Это не просто Вода, это - королева Вода. Почему королева? Да потому, что на нашей планете она находится повсюду: в морях и океанах, в реках и озёрах, в почве, в растениях, в животных. Организм человека на 90% состоит из воды. Вода находится даже в таких объектах, в которых, кажется, её быть не может, например в камнях. Если бы не вода, то на нашей планете не возникло бы жизни.

Вот какая важная гостья сегодня у нас на уроке. Хотите с ней познакомиться поближе?

Тогда вам предстоит узнать, что такое вода, открыть, какими свойствами она обладает и какой бывает в природе.

Выясним, кто такие исследователи.

Исследователи – это учёные, которые проводят эксперименты и опыты для изучения разных веществ и объектов природы. В проведении опытов вам будут помогать ассистенты – ученицы одиннадцатого класса.

III. Этап актуализации имеющихся знаний

Вы уже знаете, что такое вещества, тела живой и неживой природы, изделия.

Вспомним это ещё раз.

Каждая группа получила карточку с записью и набор картинок. Из набора выберите картинки, соответствующие записи на вашей карточке. Ассистенты помогут вам прочитать, что написано на карточках и картинках.

1 группа: Вещества.

2 группа: Тела живой природы.

3 группа: Тела неживой природы.

4 группа: Изделия.

Набор картинок.


Проверим, как справилась с заданием каждая группа. Сделаем вывод, вода – это тело или вещество. (Вода – это вещество.)

Используя, цветные фишки оцените свою работу.

Оценку своей деятельности дети выполняют при помощи цветных фишек:

- красные фишки обозначают, что ребёнок поработал хорошо и выполнил задание правильно;

- жёлтые фишки обозначают, что ребёнок работал не очень активно или допустил в работе ошибки.

На данном уроке учитель не даёт детям инструкций по оцениванию своей работы, так как ребята уже умеют это делать.

IV. Этап получения новых знаний.

1) Исследование свойств воды.

Ну а теперь при помощи опытов вы попробуете исследовать свойства воды.

Вы должны узнать:

1. Есть ли у воды вкус;

2. Обладает вода прозрачностью или нет;

3. Обладает вода текучестью или нет;

4. Может она растворять или нет.

Ассистенты помогут вам выполнить опыты и сделать выводы.

Опыт 1. Дети рассматривают через стакан с водой разные предметы. Делают вывод - вода прозрачна.

Опыт 2. Дети пробуют воду на вкус из индивидуальных одноразовых стаканчиков. Делают вывод – вода без вкуса.

Опыт 3. Переливают воду из одного стакана в другой. Делают вывод – воду можно переливать, она обладает текучестью.

Опыт 4. Насыпают в стакан с водой сахарный песок и рассматривают его на дне стакана. Потом размешивают песок ложкой и опять рассматривают воду. Делают вывод – вода растворила песок.

Подведение результатов. Каждая группа рассказывает о том, что она выяснила о свойствах воды. Делается общий вывод.

Используя, цветные фишки оцените свою работу.

2) Три состояния воды в природе.

Внимательно послушайте сказочную историю о королеве Воде. Она поможет вам вспомнить, какой бывает вода в природе.

Сказка о королеве Воде.

Эта история произошла зимой. В то время в наших краях гостила королева Вода. Была она изящна и необычайно красива, вся из хрупкого, прозрачного льда. Её кожа восхищала своей белизной и удивительной чистотой. Глаза – притягивали необыкновенным голубым цветом. Королевский наряд Воды был соткан из ослепляющего белизной снега и украшен множеством сверкающих на солнце снежинок. Лишь один недостаток был в ней. Слыла королева Вода холодной и жестокой. Её ледяное сердце не знало ни любви, ни добра, а в прекрасных глазах не было ни тепла, ни ласки. От этой ледяной красоты всем вокруг было неуютно, зябко, тоскливо. Никто не мог растопить холодное сердце королевы Воды.

Время шло. Зима сменилась весной. В наши края всё чаще стал заходить король Солнце. Он был большой и горячий, а его сердце пылало огнём и добротой. Вокруг стало теплее, светлее и радостнее. Все потянулись к Солнцу. И королева Вода полюбила Солнце, да так крепко, что растаяло её ледяное сердце, а сама она превратилась в прозрачный ручеёк. Побежала Вода легко и весело по лугам, по лесам, по полям. Звонко запела она серебряную песенку о своей любви. Щедро напоила королева землю, травы и цветы. А потом обернулась белым облачком и полетела в небо, ближе к Солнцу.

Вам понравилась сказка? Одинаковой ли была королева Вода в сказке?

Какой вы увидели воду в начале сказки? (Лёд, снег, снежинки)

Какой стала вода в конце сказки? (Вода в ручейке, облачко)

Так и в природе вода бывает разной и встречается в трёх состояниях: в жидком, твёрдом, газообразном.

Попробуйте определить, когда королева Вода была в жидком, когда - в твёрдом, а когда - в газообразном состоянии. Заполним таблицу:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; значением экологически чистой воды в жизни растений, животных, человека.

Задачи:

  • сформировать понятия о круговороте воды в природе, значении экологической ценности природы; рассмотреть причины загрязнения водоёмов;
  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, глобус, карта.

Ход урока

I.Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

(Один ученик работает за компьютером)

-Какое слово у вас получилось?

Правильно – вода.

III. Изучение нового материала.

Видеоролик о воде.

(В руках учителя глобус)

Если быстро вращать глобус, то покажется он одноцветным. Каким?

Голубым цветом изображены моря, океаны. Посмотрите на карту ,что это за тоненькие синие ниточки проходят по ней ?

Вода занимает три четверти поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе, под землёй (родники). Огромные скопления льда у Северного и Южного полюсов. Там лед и на суше и в океане

Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений. Сок в плодах - это вода с растворёнными в ней различными веществами.

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы состоит почти из воды.

Много воды и в теле человека. Вода содержится в крови человека, которая разносит по всему организму питательные вещества. С помощью воды из организма удаляются вредные вещества.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы.

Вода не только поит, но и кормит . По морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов, кораблей. Вода для них -дорога. Вода "добывает" электрический ток на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги.

Вот она какая, вода! Недаром говорится, вода – наше богатство

IV. Работа с учебником.

Дополним свои знания в учебнике.

- Что еще нового узнали о воде?

V.Свойства воды.

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их.

Великий ученый химик Дмитрий Менделеев писал о воде. А что изучает наука химия? Он вывел формулу воды H2O.

Опыт №1

Опустите в стакан ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вода прозрачна.

Опыт №2

Какого цвета вода? Можно сказать, что она синяя, красная, белая? О каком свойстве можем сказать?

Вода бесцветна.

Опыт №3

Мама печет пирожки, ты почувствуешь аппетитный запах. А чем пахнет чистая вода? Понюхай и сделай вывод.

Вода без запаха.

Опыт №4

Посмотрим опыт на слайде. Добавим в стакан с водой кусочек сахара. Что произошло? Сделай вывод.

Вода – растворитель.

Опыт №5 ( работа с учебником)

Что происходит с водой при охлаждении и нагревании?

Вода при охлаждении сжимается, а при нагревании расширяется.

Опыт №6

Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями от песка и глины.

Очистка воды называется фильтрованием.

Опыт №7

Если вылить из посуды воду, то что произойдет? Сделай вывод.

Вода течет.

Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

VI. Физкультминутка

VII.Закрепление знаний о воде.

Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из самых главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой , если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду- наше богатство, надо беречь.

VIII. Рассказ о круговороте воды в природе.

-Ребята, а вы знаете, что вода – единственное удивительное вещество, которое бывает в жидком, твердом, газообразном состоянии.

IX.Итог урока.

Прочтите на слайде , что писал о воде известный французский писатель С.Экзюпери?

- У воды есть тоже день рождения.22- марта – Всемирный день водных ресурсов.


I. Организационный момент.
II. Погружение в тему.
Педагог. Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без . (воды).

Читайте также: