Внешняя политика россии план конспект

Обновлено: 06.07.2024

- способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности у учащихся.

Основные задачи России во внешнеполитической сфере после Смуты.

Западное направление внешней политики.

Итоги внешней политики России в XVII в. в исторической литературе.

Основные понятия: униаты, реестр, гетман, рада, Запорожская Сечь, острог.

Выдающиеся личности: Б. Хмельницкий, В. В. Голицын.

Изучение нового материала.

Основные задачи России во внешнеполитической сфере после Смуты.

- расширение территории страны

- достижение выхода к Балтийскому Черному морям

- возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий

- обеспечение безопасности южных границ от набегов крымских ханов

2. Западное направление внешней политики.

Учитель: Главными задачами после Смуты было восстановление международного положения России и возвращение земель, отошедших по мирным договорам (Деулинское перемирие и Столбовский мир) к другим государствам.

В 1632 г. Земский собор решил вернуть Смоленск. Осада Смоленска продолжалась 8 месяцев. Полный провал. Воевода Б. И. Шеин был казнен.

Московские политики, вдохновленные успехами в войне с Польшей, намеревались решить еще одну задачу - завоевание выхода к Балтийскому морю. В 1656 г. была объявлена война Швеции, которая длилась два года и была закончена подписанием Валиесарского договора 1658 г. За Россией оставались на время перемирия все занятые русскими войсками территории, включая г. Юрьев. Однако через 3 года Россия, еще не закончив войну с Польшей, была вынуждена вернуть Швеции захваченные города (согласно заключенному в 1661 г. Кардисскому мирному договору).

Покажите на карте присоединенные к России земли.


3. Южное направление.

Учитель: Запорожские казаки жили на днепровских островах, где сформировалась своеобразная казацкая республика (свободное военное братство во главе с выборным кошевым и куренным атаманами). Ядром этой республики был остров Хортица. В Сечь принимали всякого, кто приходил; не спрашивали — кто он, откуда пришел, как и чем прежде жил, лишь бы он был не еврей и не католик. Казаки были народ вольный, долгое время они только номинально считались подцанами великих князей литовских, выбирали своих гетманов, воевали с кем хотели. Здесь было царство православных мужчин, которые жили по законам суровой военной жизни. Чтобы поддерживать боевой дух, использовали наказание — за привод женщин в Сечь предавали казни. Сюда бежали люди из Речи Посполитой, из Российского государства.

Лидером украинского национально-освободительного движения стало казачество. Именно казачество выступило главной военной силой в борьбе против полонизации Украины, возглавил его Зиновий Хмельницкий, прозванный в народе Богданом — "богом данным". Казаков поддержало крестьянство. Возникла возможность создать украинскую государственность. Территория Украины, подконтрольная казачеству, стала базой государственной консолидации на принципах военной демократии. Население было разделено на полки, сотни, во главе стояли полковники, сотники. Глава Украины—гетман Хмельницкий, который был признан турецким султаном, молдавским и валашским господарями, крымским ханом. Московский царь Алексей Михайлович поздравлял его с победами.

Однако Хмельницкий понимал, что как самостоятельное государство Украина слаба и не может долго противостоять Речи Посполитой, даже имея такого воинственного союзника, как крымский хан. Нужна была поддержка и защита сильного государства. Обсуждались разные варианты: присоединение к Турции, Швеции и др. Но все же наиболее привлекательным вариантом оказался союз с Россией. С ней объединяла вера — православие, глубокие исторические корни, общие черты в культуре и традициях. Непростые переговоры с Россией шли с 1648 г., и наконец 8 января 1654г. в Переяславле состоялась Великая Ради ("Большой Совет" в переводе на русский язык), которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Русские послы приняли присягу украинцев на верность московскому царю. Позже присягу принесли все города и села Украины, включая Запорожскую Сечь.

По царской жалованной грамоте Украине предоставлялась значительная автономия. Сохранялась территориальная целостность государства и таможенная граница между Украиной и Россией.

Главой государства признавался выборный гетман, который утверждался царем. За гетманом сохранялось право дипломатических отношений с зарубежными странами (исключение — Польша и Турция давние противники Москвы). Оставалось неприкосновенным военно-административное устройство Украины, сложившееся в ходе национально-освободительного движения, сохранялась выборность должностных лиц (старшин). На основе местных законов и обычаев продолжал действовать суд. Сохранялись и вооруженные силы — казаки.

Запись в тетрадях:

Гетман — глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утвер ждался королем.

Предложите им самостоятельно нарисовать схему:

Дополнительный материал для преподавателя

О запорожских казаках. Запорожцы собирались на раду - сходку, подобную старинному вечу. На раде выбирались начальники. Главным был атаман, носивший название кошевого, а вся запорожская община называлась кошем - слово татарского происхождения, означавшее стан. Кош разделялся на курени; над каждым куренем был выборный куренной атаман, подчиненный кошевому. Кроме этих начальствующих лиц, выбирались радой полковой писарь (заведовавший письменным производством) и есаулы (распорядители). Когда предпринималась какая-нибудь экспедиция из ограниченного числа запорожцев, то начальником над ними был полковник, нарочно выбираемый для такого предприятия. Кошевой имел безусловную власть над кошем, но по окончании года отдавал отчет в управлении, и в случае злоупотреблений подвергался смертной казни.

Костомаров И. И. Богдан Хмельницкий. В 3-х т. Киев. — С. 24-25.

Учитель: Постепенно польские короли мало-помалу стали подчинять себе казачье войско, стали назначать, в каком числе быть казакам, стали им давать жалованье, за которое требовали от них службы. Земли на Украине стали раздавать польским панам, а казаков, не записанных в реестр, поворачивали в крестьянство и заставляли отбывать на помещиков барщину.

Запись в тетрадях:

Реестр - так называли на Украине список казаков, которые состояли на во енной службе у короля, пользуясь определенными привилегиями и получая коро левское жалование.

Учитель: Потом в 1596 г. подошла Брестская уния. Русский народ терпел от поляков много несправедливости. Казаки решили вступиться за него с оружием в руках. В 1648 г. началось мощное освободительное движение, которое возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Ненависть к полякам ему привил шляхтич Чаплинский, лишивший его имущества, жены и приказавший засечь до смерти сына Хмельницкого. Польские власти остались глухи к просьбам о справедливости, более того, Хмельницкий оказался в тюрьме. Он бежал из тюрьмы и вернулся в Запорожскую Сечь. Хмельницкий нуждался в союзниках, так как казаки не имели военной промышленности и не могли вести широкомасштабные боевые действия. Поэтому Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой принять Украину под покровительство России. Однако в Москве не торопились с ответом: согласие означало начало войны с Речью Посполитой, а в России не было средств на новую войну. Тогда Хмельницкий пригрозил, что он обратится за покровительством к турецкому султану. После долгих колебаний в 1653 г. был созван земский собор, который и принял решение о присоединении левобережной Украины в состав Российского государства (покажите на карте). Год спустя в 1654 г. Переяславская рада подтвердила намерение Украины войти в состав России. Украина в составе России сохраняла широкие права, прежде всего гетманское управление.

Учитель: В 1676 г. турецко-татарская армия вторгается в Малороссию.

Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о русско-турецкой войне и о Чигиринских походах в учебнике (§ 36, с. 249-250) и ответить на следующие вопросы:

Каковы были военные цели турок? (Турки стремились захватить Киев и Чигирин и посадить там своего ставленника.)

Когда началась осада Чигирина? (В августе 1677 г.)

Когда и чем закончилась война? (Война закончилась в 1681 г. подписанием с Крымом Бахчисарайского договора.)

Каковы были условия мирного договора? (Устанавливалось перемирие на 20 лет; Турция и Крым признали переход к России Левобережной Украины и Киева. Население Правобережной Украины южнее Киева подлежало переселению.)

4. Восточное направление.

Западная ее часть была присоединена к России в результате военного поражения Сибирского ханства еще в конце XVI в. Тогда же здесь возникли первые русские города: Тобольск, Тюмень, Березов, Сургут, Томск и др. Началось и хозяйственное освоение этих огромных пространств. Сюда бежали от крепостного гнета крестьяне, направлялись экспедиции, шли за дешевыми охотничьими трофеями (в первую очередь за пушниной) торговцы.

Отсутсутствие на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока государственных объединений (большинство местных племен жили в условиях родового строя), а также то, что русские не посягали на традиционный уклад жизни местного населения, — все это облегчало мирное освоение этих бескрайних просторов русскими первопроходцами, причем совсем малыми силами.

В середине века русские экспедиции стали обычным явлением в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь появляются и первые города и укрепленные поселения: Албазинский (1651), Кумарский (1654), Косогорский, Нерчинский (1658). Приамурье вошло в состав России.

К концу века русские владения в Азии простирались уже до побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. На юге они были ограничены зоной влияния Китая (в основном на Дальнем Востоке и в Забайкалье), а также киргизских племен (в Центральной Азии). С целью урегулирования русско-китайских противоречий на Дальнем Востоке между двумя странами был заключен в 1689 г. Нерчинский договор. Самыми южными владениями России в Сибири были возникшие в XVII в. города Ишим, Курган, Кузнецк, Красноярск, Селенгинск.

По мере своего продвижения первопроходцы строили становища. По уже известной дороге к становищам подходили люди, строили укрепленный поселок, острог, обнесенный бревенчатыми стенами со сторожевыми башнями. Сейчас это большие города: Тюмень, Тобольск, Томск, Сургут, Енисейск, Красноярск, Якутск, Верхоянск. Вызовите ученика к доске и попросите на карте показать эти города.

Запись в тетрадях:

В 1648 г. из устья реки Колымы вышли морем шесть кочей (судов) холмогорца Ф. Попова и казака С. Дежнева. Много невзгод пережили они: морские бури и неприязнь местных жителей, но они не сдавались и плыли дальше, пока не обогнули самую восточную оконечность нашей страны, нашли пролив, отделяющий друг от друга два материка - Евразию и Америку (покажите на карте). В память о человеке сумевшем, несмотря на невзгоды, проплыть этим путем, самую восточную точку нашей страны назвали мысом Дежнева.

В середине века русские появляются и на Амуре. В 1643-1646 гг. - Владимир Поярков по р. Амур вышел в Охотское море, а Ерофей Хабаров присоеднил приамурские земли к России (покажите на карте).

Итоги внешней политики России в XVII в. в исторической литературе.

В течение XVII в. Россия непоследовательно, периодически отступая и накапливая силы, постепенно решала посильные для нее задачи. Но общий итог ее внешней политики был невелик, приобретения же доставались максимальным напряжением сил. Основные стратегические задачи — выход к морям и воссоединение русских земель - остались нерешенными и перешли следующему веку.Более удачным для России было продвижение на восток, чем на запад: в течение XVII в. русские землепроходцы продвинулись от Западной Сибири до берегов Тихого океана.

§ 37 учебника, работа с контурыми картами.

Историческая задача: Почему река Лена называется Леной? Это название произошло от женского имени Елена?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: на основе изучения основных направлений внешней политики России в 1725-1762гг. подвести учащихся к пониманию, что в 1725-1762гг. Россия проводила активную внешнюю политику на европейском и азиатском направлении, что отражало ее статус великой европейской державы.

Основные понятия: война за польское наследство, война за австрийское наследство, русско-шведская война 1741-1743гг, Семилетняя война, русско-турецкая война 1735-1739гг

Основные события:-

1733—1735 гг. — война за польское наследство

1736—1739 гг. — русско-турецкая война

1741—1743 гг. — русско-шведская война

1756—1763 гг. — Семилетняя война

1. Организация обучающихся

2.Актуализация знаний

- Используя план, рассказать о системе управления страной в период дворцовых переворотов.

- Перечислить привилегии, которые дворяне получили в этот период.

2. Беседа по вопросам

-Как политика в отношении крестьян отразилась на развитии промышленности ?

- Каким образом государство поддерживало развитие промышленности?

- Что было главным промышленным центром страны?

- Каким образом развивалась внутренняя и внешняя торговля в стране?

- Продолжалась ли политика протекционизма и меркантелизма?

4.Мотивация учебной деятельности. Этап целеполагания.

-Определите, что объединяет предложенные понятия, даты и фамилии, населенные пункты: Прутский поход, 1714 год, Лесная, 1695 год, Ништадский мир, 1709 год, Александр Данилович Меньшиков, Карл XII , Полтава, остров Гренгам.

- Попробуйте сформулировать тему, которой можно объединить все эти слова.

-Как вы думаете, почему, изучив внутреннюю политику России в период правления преемников Петра 1, мы вновь заговорили о внешней политике Петра 1?

-Запишите тему нашего урока.

-Имея опыт изучения внешней политики России в ранние периоды ее истории, определите, какие вопросы мы сегодня должны с вами рассмотреть.

(1.Причины и задачи, 2.Направления внешней политики, 3. Основные события, 4. Итоги внешней политики.)

4. Усвоение новых знаний и способов действия

1. Заполнение схемы

-Вспомните основные задачи внешней политики Пётр I.

-Какими были итоги внешней политики Пётр I?

-Выскажите свое предположение об основных задачах внешней политики России в период 1725-1762 года, опираясь на текст учебника п. 1,абз. 1, стр.98


Урок сформирует представления о направлениях внешней политики России в середине – второй половине ХVIII в., основных внешнеполитических событиях.

Описание разработки

Цели:

Сформировать представления о направлениях внешней политики России в середине – второй половине ХVIII в., основных внешнеполитических событиях.

Продолжить формирование у учащихся умений систематизировать информацию, в виде конспекта, таблицы, обобщать, делать выводы.

Ход урока.

1. Организационный момент. Повествование.

Здравствуйте! Сегодня тема урока:

Внешняя политика России в XVIII в.

1.Направления внешней политики России в середине – второй половине XVIII в.

Основные внешнеполитические события.

2. Проверка домашнего задания

Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины II (в социальной сфере, экономике, государственном управлении, отношении к церкви, социальные потрясения).

презентация по истории внешняя политика россии

Назовите основные причины, цели, территории, участники, организация повстанцев, причины поражения Крестьянкой войны, государство после Крестьянской войны.

3. Изучение нового материала.

Каких успехов во внешней политике добилась Росси в царствование Петра Великого?

Какие геополитические возможности открывались перед Россией?

Две главные задачи стояли перед Россией во внешней политике на протяжении всего XVIII столетия: борьба за выход в Балтийское море (успешно завершённая в правлении Петра Великого) и завоевание Черноморского побережья (на что были направлены усилия дипломатии и военного ведомства в правлении Екатерины II).

Помимо этих направлений внешнеполитических усилий имелись ещё несколько: поддержание равновесия сил в Европе и борьба с революцией во Франции.

Аналогично вам нужно выделить:

Семилетняя война (1756-1762) – участники, причины, результат войны.

Раздел Речи Посполитой – Почему Россия участвовала в разделах, в чём положительное значение процесса для Российского государства?

Войны с Францией – Почему Россия участвовала в первой и второй антифранцузской коалиции, какую роль в них играла, каких военных успехов добилась?

4. Первичное закрепление материла.

- В чём проявилась преемственность внешнеполитического курса Петра Великого и Екатерины II?

Весь материал - в архиве.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cоздать условия для формирования конкретно-исторического представления о внешней политике Российской империи в эпоху Екатерины II;
- познакомить с великими победами и русскими полководцами; на их примерах воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих предков, за страну.

Тема урока: Внешняя политика Екатерины II

Тип урока: урок - изучения нового материала

Форма урока: урок – лекция с элементами дискуссии

Цели:
- создать условия для формирования конкретно-исторического представления о внешней политике Российской империи в эпоху Екатерины II;
- познакомить с великими победами и русскими полководцами; на их примерах воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих предков, за страну.

Планируемые результаты обучения:

- Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности на рассказах о великих русских победах и русских полководцах.

- Уметь излагать собственное мнение, аргументируя свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями.

- сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока (основные направления внешней политики; рассмотреть ход военных событий; определитьпоследствия участия России в разделе Польши);

- уметь работать с различными историческими источниками информации, картами раскрывая их познавательную ценность (показать места основных сражений, территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII века);

- расширить словарный запас учащихся историческими терминами и понятиями (коалиция, буферноегосударство, нейтралитет).

Метапредметные:

- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

- логически строить выводы, обосновывая их фактами и аргументировать выбор собственной позиции.

Всеобщая история: 1771 г. - секретное соглашение Австрии и Турции, направленное против России; 1775-1783 гг. - война Англии с североамериканскими колониями; 1783 г. - признание Англией независимости США; 1789 г. - начало революции во Франции. 1792 г. - свержение монархии во Франции; 1764-1795 гг. - правление Станислава Августа Понятовского в Польше.


Структура урока

1.Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
3. Изучение нового материала

3.1.1. Основные направления внешней политики Екатерины

3.1.2. Цели и задачи внешней политики Екатерины II

3.1.3. Основные события внешней политики Екатерины II

3.1.4. Итоги внешней политики второй половины XVIII века

4. Закрепление нового материала

6. Домашнее задание

1. Организационный. 2 минуты

Приветствие, определение степени готовности к уроку, настрой на работу.

2. Актуализация опорных знаний (мотивация). 5 минут

Деятельность учителя:

Проблемное задание:

В конце урока доказать или опровергнуть данное выражение В. О. Ключевского использую информацию полученную на уроке.

Деятельность учащихся: Слушают, формулируют ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.

3. Изучение нового материала 20 минут

Основные направления внешней политики

Задачи внешней политики Екатерины II

Борьба с революционной Францией

Результаты внешней политики Екатерины II

Деятельность учителя:

Южное направление: Обеспечение выхода России к черному морю

Западное направление: Возвращение украинских и белорусский земель в состав России

Северное направление: Обеспечение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике

Вопросы к классу:

Давайте подумаем, какие цели и задачи стояли перед государством во время правления Екатерины II?

Императрица преследовала две основные внешнеполитические цели: усиление влияния государства на международной арене; расширение территории.

Основными внешнеполитическими задачами, требовавшими решения, были:

сохранение позиций Российской империи на Балтике;

решение польского вопроса (сохранение или раздел Речи Посполитой);

расширение территорий Российской империи на Юге, выход к Чёрному морю

Цель: определить основные действия и их результаты на восточном направлении.

Охарактеризуйте основные военные действия на суше и море.

Цель: определить основные действия и их результаты на восточном направлении.

Назовите причины начала русско-турецкой 1787-1791 гг.

Охарактеризуйте основные военные действия.

Назовите итоги русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

Цель: определить роль России в разделах Польши (Речи Посполитой)

Вопросы и задания стр.44-46

Назовите причины участия России в разделах Польши (Речи Посполитой)

Какое влияние оказали эти разделы на развитие украинских и белорусских земель?

Назовите итоги этого исторического события для России.

Назовите причины борьбы ЕкатериныII против Французской революции.

Охарактерезуйте политику «вооружённого нейтралитет.

Деятельность учащихся:

Планируемые результаты:

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока (основные направления внешней политики; рассмотреть ход военных событий; определить последствия участия России в разделе Польши).

Уметь работать с различными историческими источниками информации, раскрывая их познавательную ценность.

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе

Расширить словарный запас учащихся историческими терминами и понятиями
(коалиция, буферное государство, нейтралитет).

4. Закрепление нового материала 10 минут

Деятельность учителя:

Показать на карте места основных сражений и сфокусировать внимание учащихся на великих полководцах, принимающих участие в этих сражениях.

- 1770 победы Румянцева на реке Ларга через несколько дней на реке Кагул.
- 7 июля 1770 разгром турецкой эскадры в Чесменской бухте Под командованием А.Г. Орлова и Г. А. Спиридова.
- 1773 г. взятие крепости Туртукай и форсирование Дуная под руководством А.В. Суворова
- 1787 г. Осень войска под командованием Г.А. Потемкина взяли крепость Очаков.
- 11 августа 1790 г. Под командованием А.В. Суворова взяли непреступную крепость Измаил.
- Летом 1791 г. окончательный разгром турецкой армии на Балканах и флота в Керченском проливе у мыса Калиакрия по предводительством Ф.Ф. Ушакова
- Июнь 1790 Выборское морское сражение (мирный договор)

Показать территории приобретенные в результате внешней политики Екатерины II.

Подписанный П. А. Румянцевым в 1774 году Кючук-Кайнарджийский мирный договор оформил присоединения к России территории между Южным Бугом и Днепром с крепостью Кинбург, крепости Керчь и Еникале;
Крымское ханство становилось автономным от Турции.
Россия получала право держать военный флот на Чёрном море, Азовском море, Кабарда на Северном Кавказе.
Ясский мирный договор 1791 г. граница стала река Днестр.
Турция признала за Россией все завоевания в Северном Причерноморье, протекторат над Грузией (Восточная Грузия).

В результате раздела Речи Посполитой к Росси отошли:

- 1772г. Восточная Белорусь и часть Ливонии.

- 1793г. Белорусь с Минском и правобережная Украина (многие старинные русские земли вернулись)

- 1795г. основная часть Литвы, Западная Белорусь и Западная Волынь, Курляндия.

Деятельность учащихся: Работа с историческими картами. Конспектирование в тетради основных событий и персоналий внешнеполитической деятельности России второй половине XVIII века.

5. Рефлексия 5 минут

Деятельность учителя: Подводим итоги. Слова учителя: главным направлением в деятельности императрицы Екатерины Алексеевны в области внешней политики стало силовое решение территориальных и национальных проблем.

Россия выиграла две русско-турецкие войны (1768 -1774 гг.; 1787 - 1791 гг.) и войну со Швецией (1788 -1790 гг.).

Россия совместно с Пруссией и Австрией произвела три раздела Речи Посполитой.
Русский флот бороздит теперь просторы не только прибрежных морей, но и Средиземноморья, Тихого и Атлантического океанов, поддерживая силой своих орудий внешнюю политику России в Европе, Азии и Америке

В состав России вошли Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, население страны достигло 36 миллионов человек, в три раза увеличился флот, доходы страны увеличились в четыре раза.

Деятельность учащихся: Повторяют и обобщают изученное на уроке. Обосновывают выбор варианта ответа на главный вопрос урока, делают общий вывод.

Планируемые результаты: Сформировать у учащихся умений: изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями; самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и явлений.

Читайте также: