Внешняя политика брежнева конспект урока 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

Изучение послевоенного периода в курсе истории России всегда представляет определенные сложности. Как правило, вторая половина XX века изучается в конце года, когда учебного времени остается совсем немного, и учитель должен помочь девятиклассникам и одиннадцатиклассникам освоить огромный объем материала за очень сжатые сроки. Эти объективные трудности заставляют изучать материал стахановскими темпами и, к сожалению, огромное количество фактов в детских головах перемешиваются и запутываются окончательно. Периоды в истории страны теряют для учащихся своеобразие и ассоциируются с перечнем дат, за которыми часто для ребенка ничего не стоит. Особенно трудно идет изучение проблем внешней политики. Учеников затягивает водоворот договоров, кризисов, доктрин, они с трудом различают их и путают. Тенденции развития международных отношений во второй половине XX века изучаются в курсе Новейшей истории зарубежных стран, поэтому хотелось организовать изучение материала в другой форме – образной, интересной, запоминающейся. В данном случае не обойтись без иллюстративного и художественного материала.

Использование средств наглядности объясняется рядом причин:
– с помощью наглядности у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом;
– наглядность можно использовать как исходный источник знаний, как иллюстрирование рассказа учителя, как средство закрепления материала, как средство проверки знаний;
– изображения-портреты отражают образы исторических личностей;
– событийные картины дают представление о конкретных событиях, как правило, воссоздают ключевой, яркий момент в истории;
– изображение-карикатура художественно выразительна, четко отражает заложенную идею.
Работа с иллюстративными источниками требует разъяснения сущности запечатленного события, что развивает аналитические способности ребенка.

Работа с источниками – документальным материалом – требует серьезных умений. Во время анализа документа активизируется процесс мышления и воображения, развиваются умения самостоятельной работы: извлекать информацию, рассуждать, аргументировать свою точку зрения, соотносить исходные данные и информацию, предоставляемую источником. Документ в сжатой форме не только передает сущность события, конкретизирует его, но доносит до нас и эмоциональное отношение к нему, демонстрирует возможность различной интерпретации представленных фактов.

Фрагменты художественной литературы помогают конкретизировать события, формировать яркие образы прошлого, развивать интерес к предмету. Художественные произведения, написанные конкретным автором, изначально субъективны, поэтому они заставляют учащихся анализировать позицию автора, соглашаться с ней или спорить, приводя разнообразные аргументы. Таким образом, привлечение художественного материала также способствует активизации познавательной активности школьника.

План урока:

Вводное слово учителя.

Варшавский договор - документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли СССР — Организации Варшавского договора и закрепивший биполярность мира на 36 лет.

ГДР (Германская Демократическая Республика) - государство в Центральной Европе, существовавшее с 7 октября 1949 года до 3 октября 1990 года.

НАТО - военно-политический союз ряда европейских и североамериканских стран, созданный в 1949 г. для отражения внешней агрессии.

Оппозиция - группа лиц внутри какого-нибудь общества, организации, партии, ведущая политику противодействия, сопротивления большинству.

Противоракетная оборона (ПРО) — комплекс мероприятий разведывательного, радиотехнического и огневого или какого-либо иного характера, предназначенный для защиты охраняемых объектов от ракетного оружия.

Разрядка международной напряжённости — политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей.

Стагнация - состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода времени. Стагнация сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения.

Социализм - доктрина, полагающая целью и идеалом социальную справедливость, свободу и равенство.

Суверенитет - полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики.

ФРГ (Федеративная Республика Германии) – государство, которое было провозглашено 23 мая 1949 года на территориях, расположенных на американской, британской и французской зонах оккупации нацистской Германии.

Основная и дополнительная литература

Рунов В. Афганская война. Все боевые операции. — Эксмо, 2014. [С. 54-79]

Теоретический материал.

В 1960-х гг. СССР оставалась в противоречивой международной обстановке. Китайское руководство разбило в свое время единый социалистический лагерь, а дела с Западом обострились из-за агрессии США во Вьетнаме. Внешняя политика СССР основывалась на радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и стран-союзников. Позиции США и НАТО были ослаблены. Но США получилось добиться стратегического паритета в военной сфере в 70-е гг. Приблизительное равенство сил лишало всякую из сверхдержав возможности победы в войне. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряженности расценивалось как признак его слабости.

США пытались выйти из вьетнамского тупика. По мнению Запада, режимы в СССР и в его странах-союзниках способны сохранять свою силу лишь в условиях жесткого военного и политического противоборства.

В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор. В декабре того же года аналогичный договор был заключен между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. – между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, исходящее из неприменения силы в урегулировании вопросов о его статусе. В мае 1972 г. в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ). Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева – глава СССР с 1964 – по 1982 гг.) соглашением о предотвращении ядерной войны они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток – Запад.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Определения

государство в Центральной Европе, существовавшее с 7 октября 1949 года до 3 октября 1990 года

внешняя политика СССР 60-х — 80-х годов, заключавшаяся в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, для обеспечения стабильности политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР

документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств, при ведущей роли СССР

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Определения

документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств, при ведущей роли СССР.

государство в Центральной Европе, существовавшее с 7 октября 1949 года до 3 октября 1990 года.

внешняя политика СССР 60-х — 80-х годов, заключавшаяся в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический

блок, для обеспечения стабильности политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР.

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде фамилии мировых политических деятелей 1970-х гг.

Цели: определить возможности мирного сосуществования государств с различным политическим строем, охарактеризовать взаимоотношения СССР со странами Запада в середине 1960х гг, определить роль СССР в региональных конфликтах, определить главную предпосылку разрядки международной напряженности, а именно военно-стратегический паритет между Востоком и Западом в конце 1960-х гг

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, документы, презентация, проектор, карточки с заданиями.

ВложениеРазмер
politika_razryadki_mezhdunarodnoy_napryazhennosti.docx 30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Дата 18.02.2022 История 11 класс

Цели : определить возможности мирного сосуществования государств с различным политическим строем, охарактеризовать взаимоотношения СССР со странами Запада в середине 1960х гг, определить роль СССР в региональных конфликтах, определить главную предпосылку разрядки международной напряженности, а именно военно-стратегический паритет между Востоком и Западом в конце 1960-х гг

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : учебник, документы, презентация, проектор, карточки с заданиями.

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания. Выполнение заданий из рабочей тетради №4, 7.
  3. Мотивационно-целевой этап.

Проблемный вопрос: Как особенности советского строя влияли на внешнюю политику СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг.?

1. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада

2. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

3. СССР и развивающиеся страны.

4. Ввод советских войск в Афганистан.

5. СССР и страны социализма

  1. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада .

К середине 1960-х гг. международная обстановка оставалась для СССР противоречивой. Социалистический лагерь был расколот китайским руководством, отношения с Западом значительно обострились из-за агрессии США во Вьетнаме.

Позиции США и НАТО были ослабленные. В начале 1970-х гг. удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере (силы уравнялись). Страны Запада согласились на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости.

США пытались выйти из вьетнамского тупика. По мнению Запада, режимы в СССР и в его странах-союзниках способны сохранять свою силу лишь в условиях жесткого военного и политического противоборства.

В 1969 г. было проведено общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались послевоенные границы в Европе. В декабре заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, согласно которому запрещалось регулировать вопросы его статуса силой.

В мае 1972 г. президент США Р. Никсон совершил первый в истории визит в Москву, были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ).

В 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) подписано соглашение о предотвращении ядерной войны.

  • Какое событие следует считать кульминацией процесса разрядки? ( подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США и Канады).
  • В чем заключался успех подписания данного договора для СССР и стран Европы? (СССР - признания границ в Европе и принципа невмешательства, Запад - пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире)
  • Почему период разрядки международной напряженности оказался недолгим? (СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на территории ГДР и ЧССР, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом ввода советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) период разрядки был завершён).

3.СССР и развивающиеся страны.

С начала 1960-х гг. СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. СССР выступил в качестве союзника Индии во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в военном конфликте в 1971 г.

Ангола, Мозамбик, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. были провозглашены независимыми. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

С 1974 г. после свержения монархии и начала Гражданской войны в Эфиопии СССР начал военную поддержку режима М. X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии.

Работа в группах с документами.

  • С какой целью СССР принял участие в военных событиях в Афганистане?
  • Каковы итоги участия СССР в военных событиях в Афганистане?

Задание 1. Соотнесите элементы левого столбца с элементами правого.

А) государство в Центральной Европе, существовавшее с 7 октября 1949 года до 3 октября 1990 года

Б) внешняя политика СССР 60-х — 80-х годов, заключавшаяся в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, для обеспечения стабильности политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР

В) документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств, при ведущей роли СССР

Задание 2. Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде фамилии мировых политических деятелей 1970-х гг.

  1. Глава СССР с 1964 – по 1982 гг.
  2. Президент США в 1970-х гг., первым посетивший СССР.
  3. Канцлер ФРГ в 1970-х гг., который вместе с СССР подписал договор о европейских границах после войны.

Правильный ответ: Брежнев, Никсон, Брандт

Проблемный вопрос: Как особенности советского строя влияли на внешнюю политику СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг.?

С годами всё более очевидным становился кризис системы, существовавшей не только в СССР, но и в других странах социалистического содружества.

Домашнее задание: §14.

  • Какое событие следует считать кульминацией процесса разрядки?
  • В чем заключался успех подписания данного договора для СССР и стран Европы?
  • Почему период разрядки международной напряженности оказался недолгим?
  • Какое событие следует считать кульминацией процесса разрядки?
  • В чем заключался успех подписания данного договора для СССР и стран Европы?
  • Почему период разрядки международной напряженности оказался недолгим?
  • Какое событие следует считать кульминацией процесса разрядки?
  • В чем заключался успех подписания данного договора для СССР и стран Европы?
  • Почему период разрядки международной напряженности оказался недолгим?
  • Какое событие следует считать кульминацией процесса разрядки?
  • В чем заключался успех подписания данного договора для СССР и стран Европы?
  • Почему период разрядки международной напряженности оказался недолгим?
  • Какое событие следует считать кульминацией процесса разрядки?
  • В чем заключался успех подписания данного договора для СССР и стран Европы?
  • Почему период разрядки международной напряженности оказался недолгим?
  • Какое событие следует считать кульминацией процесса разрядки?
  • В чем заключался успех подписания данного договора для СССР и стран Европы?
  • Почему период разрядки международной напряженности оказался недолгим?
  • Какое событие следует считать кульминацией процесса разрядки?
  • В чем заключался успех подписания данного договора для СССР и стран Европы?
  • Почему период разрядки международной напряженности оказался недолгим?

Крупнейшим внешнеполитическим событием для СССР стало его участие в событиях в Афганистане. В конфликт различных политических сил в этой стране оказался вовлечённым Ограниченный контингент советских войск, вступивших 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана по просьбе его правительства.

Советские войска находились в Афганистане до 1988 г. В афганской войне погибли около 14 тыс. советских солдат, были ранены 35 тыс., пропали без вести или попали в плен более 300 человек. Общие потери афганцев составили около 1 млн человек.

Война потребовала и материальных затрат в десятки миллиардов рублей. Запад использовал события в Афганистане для нападок на Советский Союз.

Новый виток гонки вооружений поставил экономику СССР в крайне тяжёлые условия, ускорив нарастание структурного кризиса.

  • С какой целью СССР принял участие в военных событиях в Афганистане?
  • Каковы итоги участия СССР в военных событиях в Афганистане?

В странах Восточной Европы назревали кризисные явления в экономической и политической жизни. В декабре 1967 г. сменилось руководство компартии Чехословакии, лидером которой стал А. Дубчек.

Эта акция усилила раскол среди стран социализма. Ещё больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия. В августе 1968 г. заявила о выходе из ОВД Албания.

События в Чехословакии заставили советское руководство пересмотреть принципы сотрудничества с союзниками. Были предприняты шаги по усилению экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Целой серией межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, а также путём создания почти 30 межгосударственных учреждений были значительно усилены их связи с СССР, роль и значение которого в содружестве возросла.

Однако эти действия лишь временно стабилизировали ситуацию, которая позже стала вновь выходить из-под контроля Москвы.

Окончательно дистанцировались от СССР в эти годы Китай и Албания, отдалились Румыния, Югославия, КНДР. Проблемы были обусловлены здесь в основном большей или меньшей самостоятельностью этих стран в проведении внутренней и внешней политики. С конца 1960-х гг. советско-китайские отношения обострились настолько, что вспыхивали вооружённые конфликты на границе. А в 1979 г. разгорелась кратковременная война между Китаем и Вьетнамом, в которой советская поддержка была на стороне последнего.

Задание 1. Соотнесите элементы левого столбца с элементами правого.

А) государство в Центральной Европе, существовавшее с 7 октября 1949 года до 3 октября 1990 года

Б) внешняя политика СССР 60-х — 80-х годов, заключавшаяся в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, для обеспечения стабильности политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР

В) документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств, при ведущей роли СССР

Задание 2. Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде фамилии мировых политических деятелей 1970-х гг.


Описание разработки

Цели урока:

1. Образовательная:

2. Развивающая:

развивать умение работать с источником, делать самостоятельные выводы, выделять основные мысли при работе с текстом, работать в парах; анализировать и обобщать факты;

3. Воспитательная:

способствовать формированию исторического мировоззрения учащихся; воспитывать гуманистический подход к явлениям исторической действительности.

Ход урока

Организационный момент.

Повторение изученного материала.

Учащиеся: через 2 минуты озвучивают свои ответы, каждый ответ анализируется классом и учителем, после чего ученики получают оценки.

Соотнесите событие и дату. Ответ записываем в тетради в виде 1-4, 2-3 и т.д. на выполнение задания даётся 1 минута.

Учащиеся: проводят взаимопроверку: работая в парах, обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга.

Поднимите руку, кто справился с заданием, поднимите руку, кто не справился с заданием. Молодцы, (все, большинство) справились с заданием.

Учитель: Для выполнения следующего задания необходимо открыть контурные карты и атласы. Задание сложное. Приготовьте карандаши, отметьте на контурной карте страны, вошедшие в состав ОВД, напишите их названия.

На выполнение задания вам даётся 5 минут. Приступаем.

По истечении времени, дежурные собирают работы и сдают на проверку учителю.

Учитель: оценки за выполнение работы вы узнаете на следующем уроке.

Изучение нового материала.

Учитель: Итак, мы с вами повторили ранее изученный материал, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации, плакаты различных исторических периодов и событий СССР. Ваша задача определить какое событие отражает тот или иной плакат, назвать дату, когда произошло то или иное событие (подготовительная работа к постановке проблемы перед раскрытием новой темы).

Примерные ответы учащихся:

Плакат 1: блокада Ленинграда

Плакат 2: 1944-1945 год, освобождение Европы, взятие Берлина

Плакат 3: восстановление экономики в рамках 4 пятилетки 1946-1950

Плакат 5: полёт Гагарина в космос

Плакат 6-8: . (определение событий вызовет затруднение – постановка проблемы, логический к новой теме)

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием, но почему, на ваш взгляд с характеристикой последних плакатов возникли сложности?

Учащиеся: высказывают предположения.

Учитель: Международное положение и внешняя политика СССР в указанный период была крайне противоречива: Хельсинки и Чехословакия, разрядка международной напряжённости и Афганистан – всё это переплелось в эти бурные на события десятилетия. 60-70-е гг. характеризуются активностью советской внешней политики, основные задачи которой были обозначены в 1971 г. на XXIV съезде КПСС, основным итогом которого стало принятие Программы мира. Внешняя политика СССР в эти годы была направлена на реализацию этой программы.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ

Автор: Пронина Ирина Сергеевна, МБУ СОШ №93 г.Тольятти

Тема урока: Внешняя политика СССР в середине 60-х – середине 80-х г.г.

Дата проведения: 8 апреля 2014 года

Учитель: Пронина Ирина Сергеевна

Тип урока: комбинированный урок с использованием ТСО и ИТ

2. Развивающая: развивать умение работать с источником, делать самостоятельные выводы, выделять основные мысли при работе с текстом, работать в парах; анализировать и обобщать факты;

3. Воспитательная: способствовать формированию исторического мировоззрения учащихся; воспитывать гуманистический подход к явлениям исторической действительности.

Оборудование и материалы: проектор, компьютер, экран, презентация, контурные карты и атлас, тетради, учебники, цветные карандаши, карточки с текстом документов.

Организационный момент.

Повторение изученного материала.

Учащиеся: через 2 минуты озвучивают свои ответы, каждый ответ анализируется классом и учителем, после чего ученики получают оценки.

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием. Следующее задание сложнее, вам предстоит работа с датами:

ХХ съезд КПСС 2) 1953-1964

Правление Н.С.Хрущёва 3) 1953

Создание НАТО 4) 1957

Создание ОВД 5) январь 1949

Создание СЭВ 6) апрель 1949

Испытание водородной бомбы 7) 1946-1991

Запуск первого спутника Земли 8) 1955

Полёт Юрия Гагарина 9) 1956

Карибский кризис 10) 1962

Соотнесите событие и дату. Ответ записываем в тетради в виде 1-4, 2-3 и т.д. на выполнение задания даётся 1 минута.

Учащиеся: проводят взаимопроверку: работая в парах, обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга.

Поднимите руку, кто справился с заданием, поднимите руку, кто не справился с заданием. Молодцы, (все, большинство) справились с заданием.

Учитель: Для выполнения следующего задания необходимо открыть контурные карты и атласы. Задание сложное. Приготовьте карандаши, отметьте на контурной карте страны, вошедшие в состав ОВД, напишите их названия.

На выполнение задания вам даётся 5 минут. Приступаем.

По истечении времени, дежурные собирают работы и сдают на проверку учителю.

Учитель: оценки за выполнение работы вы узнаете на следующем уроке.

Изучение нового материала.

Учитель: Итак, мы с вами повторили ранее изученный материал, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации, плакаты различных исторических периодов и событий СССР. Ваша задача определить какое событие отражает тот или иной плакат, назвать дату, когда произошло то или иное событие (подготовительная работа к постановке проблемы перед раскрытием новой темы).

Примерные ответы учащихся:

Плакат 1: блокада Ленинграда

Плакат 2: 1944-1945 год, освобождение Европы, взятие Берлина

Плакат 3: восстановление экономики в рамках 4 пятилетки 1946-1950

Плакат 5: полёт Гагарина в космос

Плакат 6-8: . (определение событий вызовет затруднение – постановка проблемы, логический к новой теме)

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием, но почему, на ваш взгляд с характеристикой последних плакатов возникли сложности?

Учащиеся: высказывают предположения.

Учитель: Международное положение и внешняя политика СССР в указанный период была крайне противоречива: Хельсинки и Чехословакия, разрядка международной напряжённости и Афганистан – всё это переплелось в эти бурные на события десятилетия. 60-70-е гг. характеризуются активностью советской внешней политики, основные задачи которой были обозначены в 1971 г. на XXIV съезде КПСС, основным итогом которого стало принятие Программы мира. Внешняя политика СССР в эти годы была направлена на реализацию этой программы.

Так что же это была за программа?

Какие задачи перед руководством СССР она ставила?

Чтобы выяснить это, познакомимся с первоисточником, прослушайте отрывок из отчётного доклада Л.И.Брежнева. Слушаем внимательно и параллельно записываем озвученные направления внешней политики.

На экране портрет Л.И.Брежнева, ребята слушают доклад (2 минуты, 2.45 – 4.54)

Учитель: чтобы сделать правильные выводы поработаем с документом: прочитайте документ №1, постарайтесь сформулировать вывод об основных задачах внешнеполитического курса СССР данного периода.

Учащиеся знакомятся с текстом и озвучивают свои выводы (2 минуты).

Учитель: Молодцы, вы смогли выяснить основные направления внешней политики СССР, озвученные на XXIV съезде КПСС, результатом которого стала так называемая Программа мира.

Таким образом, приоритетными задачами во внешней политике стали (запись в тетрадь):

Устранить угрозу распада социалистического лагеря, теснее сплотить его в политическом, экономическом, военном отношении

Политика разоружения и установления запрета на ядерные испытания

Об этом событии нам расскажет Саушкин Алексей. (1 минута):

Доктрина оставалась в силе до тех пор, пока в 1980-е годы при Михаиле Горбачёве её не сменил иной подход.

Сотрудничество соцстран наиболее ярко проявлялось в сфере экономических отношений. Центром экономического сотрудничества являлся СЭВ (Совет экономической взаимопомощи).

Советская нефть позволяла странам СЭВ обеспечить необходимым сырьем химическую и другие отрасли промышленности. СССР также поставлял в эти страны газ, железную руду, лесоматериалы, горношахтное оборудование, автомобили, тракторы. Страны СЭВ ввозили в СССР суда, с/х технику, станки и механизмы для химической, легкой и пищевой промышленности, ж/д вагоны. Все это свидетельствовало об эффективности торговых связей.

С начала 60-х гг. было развито совместное возведение промышленных предприятий на компенсационной основе. Строительство происходило при кредитном участии стран СЭВ. Кредиты возмещались путем поставок вырабатываемой на этих предприятиях продукции.

В рамках второго направления в первой половине 70-х гг. внешняя политика СССР была направлена на претворение в жизнь Программы мира, что проявлялось в расширении экономических отношений с буржуазными странами. Произошли сдвиги во взаимоотношениях СССР и США, произошел исторический поворот в развитии отношений между СССР и ФРГ. Были заключены долгосрочные соглашения об экономическом, техническом и промышленном сотрудничестве с рядом государств Западной Европы. Регулярно проводились встречи на высшем уровне.

Новым явлением в экономических отношениях с капиталистическими странами стало заключение долгосрочных контрактов и соглашений на компенсационной основе. Они предусматривали, что на основе кредита капиталистические страны поставляют в СССР оборудование для разработки месторождений полезных ископаемых и для сооружения промышленных предприятий. Возмещение кредитов производится поставками продукции, создаваемой на этих предприятиях. Все это, без сомнения, красноречиво говорило о том, что мир в 70-х гг. переходил к фазе мирного сосуществования стран и к экономическому сотрудничеству во благо каждой стране, но, естественно, каждая страна действовала в своих интересах.

В рамках третьего направления в июле – августе 1975 г. состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, так называемое Хельсинское соглашение, здесь подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канада.

Какие договорённости были достигнуты в Хельсинки?

Удалось ли провести в жизнь политику мирного сосуществования, т.е. Программу мира?

На эти вопросы вы найдёте ответ в документе №2. Прочитайте текст и сделайте выводы. (2 минуты)

Учащиеся озвучивают выводы.

Учитель подводит общий итог (запись в тетрадь):

Таким образом, межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;

в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод.

Позднее СССР и США подписали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и соглашение о предотвращении ядерной войны.

Мы видим, что к середине 70-х годов удалось наладить отношения со странами Запада и создать условия для мирного сосуществования в Европе и мире в целом.

Удалось ли сохранить эти отношения?

Работа учащихся с учебником: прочитайте текст учебника на стр. 313 (1 минута).

Афганистан 1979 г. - Брежнев и несколько членов советского руководства – партизанская война – моджахеды -14 000 человек – 1 млн.чел. – США и Китай – 1989 г.)

VI. Закрепление материала.

А сейчас давайте вспомним, что нового сегодня вы узнали на уроке?

Ответы учащихся. (2 минуты)

На ХХ съезде КПСС в 1975 году была принята Программа мира (НЕТ на XXIV в 1971г.)

Разрядка во взаимоотношения стран Запада и Востока закончилась с введением советских войск в Афганистан в 1989 году (ДА, НЕТ в 1979 году)

Пришло время вернуться к плакатам, на которых были изображены события вам неизвестные:

плакат: XXIV съезд КПСС – 1971 год

плакат: Хельсинские соглашения – 1975 год

VII. Подведение итогов и домашнее задание.

Молодцы, вы справились сегодня со всеми заданиями, оцените свою работу и сдайте ваши оценочные листы.

Домашнее задание: параграф 42-43 прочитать, подготовить ответы на вопросы устно.


-80%

Читайте также: