Виды переработки чужого текста конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.

– время и место действия;

В аннотациях используются – клише. Клише (фр.) – готовый оборот речи.

В книге собраны…

В книгу вошли… (Общая характеристика книги)

В сборник включены…

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

2.Познакомьтесь с несколькими аннотациями любимых книг.

Очень часто мы сталкиваемся с необходимостью переработать текст, чтобы максимально упростить работу с ним и одновременно повысить уровень его практического применения. Одним из видов переработки текста является конспект – письменное изложение смысла текста в краткой форме. При конспектировании текста важно использовать тезисы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Индивидуальный проект 10 класс

Тема: Виды переработки чужого текста.

1.Прочитайте текст.

Виды переработки чужого текста

1)Логическая схема в виде кратких формулировок – (план).

2)Основные положения текста, в которых сформулированы главные мысли автора – (тезисы).

3)Дословная запись части текста – (выписка).

4)Краткое изложение какой-либо идеи или основной мысли лекции, доклада – (конспект).

5)Документ, получаемый в результате переработки – (вторичный).

— Конспект - краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т. д.. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты.

— При составлении конспекта вы можете воспользоваться двумя приемами:

— 1.Мысль автора текста( статьи и т. д. ) передана его же словами, только сокращен объем высказывания.

— 2.Мысль автора текста изложить своими словами, сохранив при этом основную мысль.

Важно: то главное, что сообщает автор, его основные положения должны быть переданы без малейшего искажения смысла.

— Тезисы - это сжато сформулированные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем сочинении или выступлении.

— Важно помнить при составлении тезисов, что каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей, т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.

— Роль и значение тезисов

Подобрав к каждому из тезисов сочинения или выступления аргументы( факты, цитаты и т.д.) и изложив их, вы получите текст вашего сочинения, ваш ответ на предложенную тему.

— Реферат - краткое изложение в письменном виде, в форме сочинения или доклада какого-либо научного труда или нескольких статей, книг на определенную тему.

— Реферат должен быть структурирован ( по главам, разделам, параграфам ).Его следует составлять из 4 частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы т.д..

— Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять 10-15 страниц машинописного текста; введение-10-20% от объема названных частей; заключение-10%.

— Аннотация- резюме, краткое изложение содержания книги, статьи, обычно содержит элементы оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности.

— Составление аннотации- один из видов упражнений в связной речи учащихся, вид реферативной работы, близкий к сжатому изложению.

— Рекомендуемый средний объем аннотации- 500 печатных знаков.

— Чаще всего оформляется мелким шрифтом на первой или последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете.

— Привычка пользоваться аннотацией- одна из главных привычек серьезного читателя.

— Задача рецензии - дать, во-первых, характеристику текста и, во-вторых, объективную оценку данного произведения. Эти две задачи неотделимы друг от друга. Оценка без характеристики является лишь голословным, бездоказательным утверждением.

— Под оценкой понимают определение достоинств и недостатков произведения на основе его характеристики.

Краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами.

Краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста.

Изложение, близкое к тексту, но не расчлененное, а связное; от текста отличается меньшими размерами, наличием собственных выводов.

Краткая хар-ка в виде перечисления главных вопросов; помещается на обратной стороне тит/ листа; 3-4 предлож.

Информирование о новом произведении; содержит его краткий анализ и оценку

3. Прочитай текст ИП-10-17 . Сбор и систематизация материалов теоретической

4. Ответь на вопросы

1.Почему работу над сбором материала надо начинать с плана?

2.Какой алгоритм действий предложен в тексте?

3.С какими категориями материалов ты должен ознакомиться?

5. Задание на дом : сбор материалов по теоретической части своего проекта.

Источники своего проекта оформить по правилам ГОСТ

Описание статьи с 1 автором:

Хазанов, А. М. Салазар: 40 лет диктатуры в Португалии / А. М. Хазанов // Новая и новейшая история. – 2009. – № 3. – С. 129-146.

Описание статьи с 2 авторами:

Основная методическая идея: параллельное обучение по двум предметам – информационные технологии и русский язык; два варианта урока с одним и тем же текстом.

Тема урока: Виды переработки текста (план, тезисы, анализ) при помощи информационных технологий.

  • Образовательные: применение знаний и умений по переработке текста в незнакомой ситуации.
  • Развивающие: отработка умения переработки текста, а именно: составление сложного плана, выделение тезисов, анализ текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий уровня С.
  • Формирование ОУУН: совершенствовать учебно-интеллектуальные умения, а именно: понимать познавательную задачу проблемного характера, выделять главное, свертывать учебную информацию, строить связанный рассказ, выделяя логические аспекты, аргументировать собственные высказывания; учебно-коммуникативные умения, а именно: использовать разные виды записи, например план, высказывание собственного отношения.
  • Цели урока (по предмету информационные технологии):
  • Образовательные: применение знаний и умений по созданию нумерованных и маркированных списков; форматированию страницы.
  • Развивающие: отработка умения оформления задания по русскому языку с использованием нумерованных, маркированных и мноуровневых списков в виде книжки-малышки (применение следующих умений при изменении оформления страницы: изменения параметров страницы, добавления границ страницы, вставки разрыва страниц, вставки номеров страниц, вставки колонтитулов, создания оглавления).

Воспитательные: восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.

Ход интегрированного урока.

Организационные моменты.

Для достижения поставленных целей на основном этапе урока учащимся предлагается электронный текст с заданиями (Приложение 1.)

На данном этапе учитель русского языка формирует умения: составлять сложный план, выделяя главное и структурируя информацию; выделение тезисов;

учитель информационных технологий формирует параллельно следующие ОУУН: отрабатывает умения по созданию нумерованных, маркированных и многоуровневых списков.

На данном этапе урока посредством комплекса заданий по двум предметам формируется умение структурировать собственный текст по данной теме на основе анализа текста по критериям ЕГЭ по русскому языку, применяя для оформления умения и знания, полученные на уроках технологии (“Набор и форматирование символов”, “Форматирование абзацев”, “Создание списков”, “Форматирование страницы”).

Результатом данной работы является по информационным технологиям: создание книжки – малышки.

Варианты работы учащихся прилагаются (Приложение 2).

Рефлексия: сформировать собственное мнение о необходимости владения различными способами переработки информации (в т. ч. электронными) в реальной жизни.

Виды контроля: контроль осуществляется одновременно по двум предметам.

Тема урока: оформление цитат (многоточие при цитатах, прописные и срочные буквы в цитатах) в печатном тексте.

  • Образовательные: закрепить знания основных правил набора текста и оформления документов и вставки символов.
  • Развивающие: закрепить навык набора символов и знаков препинания в соответствии с “Основными правилами набора текста и оформления документов” и вставки символов.
  • Воспитательные:воспитывать интерес и ответственное отношение у учебному труду.

Для реализации указанных целей предлагается следующая структура урока.

Организационные моменты.

Основной этап урока состоит из предлагаемых блоков:

а) теоретический (изучение нового материала): учащимся предлагается теоретический материал в виде слайдов. (Приложение 3). На данном этапе формируются знания.

б) закрепление на первичном уровне: ученикам предлагается электронный текст (Приложение 4, упражнение1 и упражнение 2), в котором они расставляют пропущенные знаки препинания, руководствуясь примечаниями. Вид контроля: самопроверка (слайды). На данном этапе формируются пунктуационные умения по русскому языку, а также отрабатывается навык набора текста и вставка символов.

в) этап применения знаний. На данном этапе учащимся предлагается текст, в котором они расставляют знаки препинания. Текст электронный (распечатанный вариант прилагается, (Приложение 4, упражнение3).

г) применение знаний в нестандартной обстановке.

В завершение урока учащимся предлагается творческой задание: на основе данного текста составить собственный текст и набрать его, с обязательным использованием предложенных высказываний о роли книг и электронных носителей информации. Высказывания оформить в виде цитат:

Если прилежно поищешь в книгах мудрость, то найдешь великую пользу душе своей. („Повесть временных лет”)

Каким бы видом деятельности не занимался человек – в ближайшее время без персонального компьютера, а значит, и без специальной литературы, позволяющей найти с ним общий язык, ему не обойтись. (Р. Дробышевский & А. Лифенко)

Итоги урока, рефлексия. Ответы на вопросы: насколько эффективно и оправданно в современную эпоху интегрированное преподавание предметов и почему информационные технологии способствуют изучению других учебных дисциплин?

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Виды переработки текста. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Работать над планом- это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы. Работать над планом- это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы. ( М. А. Рыбникова )

Как составлять план текста 1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2.Определите тему и основную мысль текста. 3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста. 5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.

Тезисы- это сжато сформулированные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем сочинении или выступлении. Тезисы- это сжато сформулированные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем сочинении или выступлении. Важно помнить при составлении тезисов, что каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей, т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания. Роль и значение тезисов Подобрав к каждому из тезисов сочинения или выступления аргументы( факты, цитаты и т.д.) и изложив их, вы получите текст вашего сочинения, ваш ответ на предложенную тему.

Конспект- краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т. д.. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты. Конспект- краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т. д.. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты. При составлении конспекта вы можете воспользоваться двумя приемами: 1.Мысль автора текста( статьи и т. д. ) передана его же словами, только сокращен объем высказывания. 2.Мысль автора текста изложить своими словами, сохранив при этом основную мысль. Важно: то главное, что сообщает автор, его основные положения должны быть переданы без малейшего искажения смысла.

Реферат- краткое изложение в письменном виде, в форме сочинения или доклада какого-либо научного труда или нескольких статей, книг на определенную тему. Реферат- краткое изложение в письменном виде, в форме сочинения или доклада какого-либо научного труда или нескольких статей, книг на определенную тему. Реферат должен быть структурирован ( по главам, разделам, параграфам ).Его следует составлять из 4 частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы т.д.. Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять 10-15 страниц машинописного текста; введение-10-20% от объема названных частей; заключение-10%.

Аннотация-резюме, краткое изложение содержания книги, статьи, обычно содержит элементы оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности. Аннотация-резюме, краткое изложение содержания книги, статьи, обычно содержит элементы оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности. Составление аннотации- один из видов упражнений в связной речи учащихся, вид реферативной работы, близкий к сжатому изложению. Рекомендуемый средний объем аннотации- 500 печатных знаков. Чаще всего оформляется мелким шрифтом на первой или последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете. Привычка пользоваться аннотацией- одна из главных привычек серьезного читателя.

План рецензии 1.История создания. 2.Жанровое своеобразие. 3.Тема, идея, проблематика. 4.Композиционные особенности. 5.Основные художественные образы в их системе и внутренних связях. 6.Изобразительно-выразительные средства языка. 7.Авторская позиция. 8.Ваше отношение.

Отзыв-это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо. Отзыв-это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо. Дать отзыв о книге- значит высказать и обосновать свое мнение о ней, поделиться впечатлениями о прочитанном. Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис(мнение читателя о книге); доказательства справедливости этого мнения; вывод(общая оценка книги); рекомендации(кому прочитать данную книгу). В отзыве могут сочетаться разные типы речи.

ЭССЕ Эссе(от франц.- проба пера, попытка, набросок )-прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.(Литературный энциклопедический словарь)

Из формальных требований к эссе можно принять только одно- наличие заголовка. Из формальных требований к эссе можно принять только одно- наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма, то требовать обязательного повторения выводов в конце работы неуместно. Они могут быть включены в текст или заголовок. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы, которая может совпадать с финальным выводом.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ БЫТЬ ВЫДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЭССЕ: В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ БЫТЬ ВЫДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЭССЕ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭССЕ-ИДЕИ ЭССЕ-ПРОГНОЗЫ ЭССЕ-ПРОПОВЕДИ ЭССЕ-ИСПОВЕДИ

Список использованной литературы Составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений(при отсутствии фамилии автора) При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

Читайте также: