Внешняя опасность в первой половине 13 века план конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
1. С какими целями появились в Восточной Прибалтике немецкие миссионеры и рыцари?
Немецкие миссионеры и рыцари появились в Восточной Прибалтике с целью крещения местных племен.
2. Каким образом крестоносцы утверждали свою власть на завоеванных территориях?
Чтобы закрепиться на завоеванных территориях, крестоносцы строили небольшие каменные замки.
3. Какие восточнославянские города в Прибалтике первыми столкнулись с крестоносцами?
Первыми столкнулись с крестоносцами Герцике и Кукенойс.
4. Расскажите о борьбе Полоцкого княжества с крестоносцами.
После захвата Герцике и Кукенойса крестоносцы подступили к границам Полоцкого княжества. Полоцк оказался в тяжелом положении. С одной стороны, крестоносцы присвоили дань ливов, которая прежде выплачивалась полочанам. С другой стороны, полоцкие купцы были очень заинтересованы в поддержании мира на Западной Двине. Поэтому в 1210 г. Полоцк и Рига заключили мир. По его условиям для полоцких купцов был открыт свободный путь по Двине. Но полоцкий князь не смирился с потерей прибалтийских земель. Он собирал силы для решительного наступления на крестоносцев. Удобный момент настал в 1216 г. Полоцкого князя готовы были поддержать эсты и литовцы. В Полоцк собрались воины из Менска, Смоленска, Витебска, Друцка. Однако Владимир внезапно умер, когда уже поднимался на корабль. В результате Полоцкое княжество уступило в борьбе с крестоносцами. Были потеряны дань с прибалтийских племен и целые княжества — Герцикское и Кукенойсское.
5. Какие союзники появились у Полоцкого княжества в ходе борьбы с орденом меченосцев?
В ходе борьбы с орденом меченосцев у Полоцкого княжества появились союзники из Менска, Смоленска, Витебска, Друцка, Новгорода. Полоцкого князя готовы были поддержать эсты и литовцы.
6. Какие белорусские города пострадали от монголов?
От монголов пострадали Гомель, Могилев, Туров, Берестье.
7. Как вы думаете, в чем причины поражения древнерусских княжеств в войне с крестоносцами и монголами?
Причина поражения древнерусских княжеств в войне с крестоносцами и монголами состоит в раздробленности.
Приемы обучения: рассказ, объяснение, характеристика, выписывание понятий, составление хронологической таблицы, сравнение, рассуждение, самостоятельная работа, демонстрация слайдов, видеофильмов.
Методы контроля: опрос, тестирование
Основные поняти я: монголо-татары, улус, араты, нойоны, нукеры, хан, курултай, экспансия, ливонский орден, тевтонский орден, орден меченосцев, крестоносцы.
Материально-техническое и дидактическое оснащение:
- Атлас. История Отечества с древнейших времен до конца ХVIII в.
- Карта. Русские земли в ХII-ХIII вв.
- Кадневский В.М. История России в тестах до начала ХХ в. М.: 1977.
Элементы внешней структуры
Элементы внутренней (дидактической) структуры
Методы и средства обучения
1.1Организация начала занятия
1.3. Актуализация опорных знаний
2.1.Формирование новых понятий и способов действия
Отмечает явку. Выясняет причины отсутствия обучающихся
Предъявляет единые педагогические требования и проверяет готовность к занятию
Создает доброжелательную атмосферу общения и деловой ритм работы
Демонстрирует слайд 2 и зачитывает два высказывания:
Эти два высказывания характеризуют Русь в XIII в.
Проблемный вопрос : О каких событиях идет речь? Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?
Об этом пойдет речь на уроке, тема которого: «Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.
Выслушивает, корректирует ответы обучающихся, окончательно формулирует цель урока:
Организует проверку домашнего задания.
Задаёт целенаправленные вопросы для стимулирования мыслительной деятельности обучающихся.
- В чём причины феодальной раздробленности Руси?
- Назовите и покажите на карте основные княжества-государства, появившиеся на Руси в этот период?
- В чём причины усиления Владимиро-Суздальского княжества?
- Какие особенности в политическом развитии наблюдались в Галицко-Волынском княжестве?
- Чем отличалось политическое устройство Новгорода от остальной Руси?
- Почему в Новгороде сложилась своя особенная форма политического устройства?
- Почему новгородцы нуждались в княжеской власти?
- Каковы последствия феодальной раздробленности для Руси?
- Какое последствие было самым опасным и почему?
Правильно. Ослабление обороноспособности государства-главная опасность для Руси. В XIIIв. Юго-Западная Русь не смогла сопротивляться сильным соседям и Галицко-Волынское княжество попало под владычество Литвы и Польши. А с востока пришли монголо-татары. Силу и власть, которых предстояло испытать.
Ещё раз формулирует тему и цель занятия.
Демонстрирует слайд №4, зачитывает план урока
- Государство монголо-татар в XIII в.
- Организация и вооружение монголо-татарского войска.
- Завоевания монголо-татар до нашествия на Русь.
- Нашествие Батыя на Русь.
- Причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами.
- Борьба русского народа с немецкой и шведской экспансией.
Начало XIII в. явилось важным хронологическим рубежом в средневековой истории. В этот период почти вся Азия и ряд стран Европы, в том числе и Русь, подверглись опустошительному завоеванию монголо-татарами. Это событие коренным образом повлияло на ход русской истории.
Начнем наш урок с вопроса : что мы знаем о монголо-татарах?
Дает задание: составьте характеристику монголо-татар, используя текст учебника и отразите в ней:
- Географическое положение.
- Занятия.
- Уровень экономического развития.
- Уровень культуры.
- Социальная структура.
Слушает, корректирует ответы обучающихся, дополняет характеристику монголо-татар.
- Географическое положение: Центральная Азия – от Великой Китайской стены до о. Байкал. (территории, ныне входящие в состав Бурятии и Монголии). В XIII в. здесь проживали многочисленные племена: монголы, меркиты, кереиты, ойраты, татары.
- Занимались кочевым скотоводством, которое требовало постоянного расширения территорий. В северных районах занимались охотой.
- Отставали от Руси в своем развитии. XIII в – распад первобытно-общинного строя, начало феодализма. Государство было единым и централизованным к моменту нашествия на Русь.
- Уровень культуры ниже, чем на Руси. Ремесла практически не были развиты.
Поэтому важным источником обогащения служили постоянные набеги для захвата добычи, рабов, пастбищ.
- Социальная структура:
- Хан – вождь;
- Нойоны – знать, представители аристократических рядов;
- Нукеры – дружинники;
- Араты – скотоводы.
Демонстрирует слайд № 5,6
- Усиливается централизация монгольского государства:
- Начало XIII в. – хан Темучин объединил большую часть монгольских племен;
- 1206 г. – курултай:
- Темучин провозглашен Чингисханом – «великим ханом (1206 – 1227 гг. – годы его правления).
Демонстрирует слайд № 7..
- Провозглашена главная задача – завоевание мирового господства.
Сформулируйте вывод по первому вопросу,. опираясь на характеристику монголо-татар.
Слушает и корректирует выводы обучающихся , окончательно формулирует вывод.
Вывод: монголо-татары к XIII в. находились на стадии разложения первобытно-общинного строя, возникновения и развития государственности носило военизированный характер. В начале XIII века главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства.
Демонстрирует слайды № 8,9,10,11
- Строжайшая дисциплина.
- Деление войска на десятки, сотни, тысячи, тумены (1 тумен = 10 тыс.).
- Конница – ядро войска.
- Разведка / купцы, путешественники /
- Лук и стрелы, сабли, меч, боевой топор, копье, арканы.
- Передовая военная техника (заимствовали у покоренных народов): стенобитные и камнеметные машины, метательные снаряды с горючей смесью (нефть).
Вывод: соотношение сил накануне нашествия было явно в пользу монголо-татар.
Преимуществами монголо-татар были :
- Сильное централизованное государство (на Руси раздробленность);
- Хорошо организованная армия (русская армия представляла собой отдельные княжеские дружины);
- Численное преимущество армии.
- Завоевания монголо-татар до нашествия на Русь :
Вопрос: Сформулируйте причины завоевательных походов монголо-татар.
Слушает, корректирует ответы обучающихся.
Демонстрирует слайд №12
Причины завоевательных походов:
- Стремление родоплеменной власти к обогащению.
- Приобретение новых пастбищ.
- Обеспечение безопасности собственных границ.
- Получение контроля над торговыми караванными путями.
- Дань со стран земледельческой и городской культуры.
Дает задание для самостоятельной работы с текстом учебника
Демонстрирует слайд № 14, проверяет таблицу
Завоевания монголо-татар до нашествия на Русь
Сообщают об отсутствующих.
Адаптируются к рабочему месту. Воспринимают, осмысливают, осознают значимость работы на занятии.
Обсуждают проблемную ситуацию.
1.В XIII в. На Руси произошла феодальная радробленность.
2.Произошло вторжение захватчиков .
Записывают тему. Формулируют цель урока
Слушают, осмысливают, рассуждают,
воспринимают информацию слайда,
Самостоятельная работа с текстом
Читают § 11 стр. 91 – 92, составляют характеристику
Корректируют характеристику монголо-татар,
Записывают термины с определением:
Воспринимают информацию слайда
Воспринимают информацию слайда,
Смотрят слайд, записывают причины походов.
Анализируют, рассуждают, формулируют и корректируют причины
Завоевательных походов монголо-татар.
Самостоятельная работа с текстом учебника: читают,
Поход в Восточную Азию
Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром тангутского царства.
Захват Северного Китая
Поход в Среднюю Азию
Поход в Иран, Закавказье, на Кавказ, половецкие степи
Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?
Отвечают на вопрос
Продолжают заполнять таблицу, слушают рассказ преподавателя, смотрят слайды, видеофильм
Битва на р. Калке. Первая встреча русских с монголо-татарами
- Как вы думаете, возможен ли был иной исход битвы на р. Калке?
- Какое значение имело поражение в этой битве?
Рассуждают, анализируют, отвечают на вопросы
Слушают, осмысливают, продолжают заполнять таблицу
Владения монголов были разделены на улусы, между сыновьями и внуками Внуку Чингисхана Батыю достались земли западнее Иртыша, которые предстояло завоевать
Принято решение о походе на Русь и в страны Западной Европы
Поход хана Батыя в Волжскую Булгарию
Покорил. Покорены кочевые народы степей.
Показывает на карте завоеванные территории монголо-татар.
Демонстрирует слайд № 16, рассказывает
Поздней осенью 1237 г. монголы подошли к русским границам. Во главе войска хан Батый, внук Чингисхана.
Демонстрирует слайд № 17,18
Численность войска Батыя составляла около 200 тыс., против Руси до 130 тыс.
Русские войска: боеспособная часть войска дружина: Рязань – 3 – 7 тыс., Владимиро-Суздальское княжество – 20 – 25 тыс., Новгород – 7 – 10 тыс.
Русь в это время была раздроблена на отдельные княжества, в результате чего:
- На Руси нет единого сильного войска (в отличие от монголо-татар);
- Нет укреплений, крепостей, которые могли бы выдержать натиск татар, т. к. все укрепления возводились русскими князьями для сражения в междоусобных войнах, а не для отражения внешней опасности.
- Нет согласованных действий между князьями, каждый ориентирован на защиту собственного княжества, в то время как монголо-татары монолитны, а их армия подчиняется строжайшей дисциплине.
Задание: решить проблемный вопрос: почему один город монголо-татары подвергали разрушению и сожжению, а к другим относились благосклонно, порою обходя их?
Слушает, корректирует ответы обучающихся
Рассказывает, демонстрирует слайд № 19, показывает на карте:
Декабрь 1237 г. – Рязанское княжество. Князь Юрий обратился за помощью во Владимир и Чернигов, но те в помощи отказывают.
Послы хана потребовали от рязанцев заплатить десятину (одна десятая от всех доходов). Рязанцы отказываются платить десятину. Хан приказал начать вторжение. На реке Воронеж рязанцы потерпели поражение, погиб и князь Юрий.
21 декабря 1237 г. – после пятидневной осады пала Рязань, город монголо-татары сожгли до тла.
Демонстрирует слайд № 22, рассказывает, показывает на карте
1238 г. – Батый разорил Коломну, Москву, взял Владимир.
7 февраля 1238 г. – монголо-татары ворвались во Владимир. Жители города и члены великокняжеской семьи укрылись в Успенском соборе. Монголо-татары ворвались в церковь и всех перебили.
После взятия Владимира, монголо-татары идут по Северо-Восточной Руси, грабят города, разоряя земли и уводя в рабство русских.
Захвачены города Суздаль, Ростов, Ярославль, Перяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и другие города.
Батый поворачивает на Новгород, чтобы захватить важнейшие торговые пути.
Монголо-татары всюду встречают ожесточенное сопротивление. Город Торжок оборонялся две недели.
Слушает и корректирует ответы обучающихся
- Новгород был важен для монголо-татар как торговый центр и его нельзя было подвергать разорению.
- За мужество и упорное сопротивление монголам.
Монголо-татары ушли в степи, очищая их от половцев.
Продолжает рассказ, показывает на карте
Весна 1239 г. – возобновление похода Батыя.
6 декабря 1240 г. – татары берут Киев и полностью его разоряют. Князь покинул город, обороной руководил воевода Дмитрий. Последние защитники укрылись в Десятинной церкви, своды которой не выдержали, рухнули, похоронили под собой последних киевлян.
1241 г. – подверглось разгрому Галицко-Волынское княжество.
Монголо-татары, пройдя всю Русь, кроме Новгорода, направляются в Европу.
1241 – 1242 гг. – Батый прошел по землям Венгрии, Польши, Чехии, Балканам, вышел к Адриатическому морю.
1242 г. – потерпели поражение в Чехии в битве при Оломоуце.
1242 г. – Батый возвращается из Европы на Русь.
1243 г. – монголо-татары оседают в Нижнем Поволжье, здесь образовалось государство Золотая Орда. Столица – г. Сарай (около Астрахани)
Золотая Орда включала Крым, Северный Кавказ, часть Руси, Волжскую Булгарию, земли покоренных кочевых племен, Западную Сибирь, часть Средней Азии.
Показывает на карте земли Золотой Орды.
Вопрос: Почему монголо-татары ушли из Европы и осели в Нижнем Поволжье?
Слушает, корректирует ответы
- Городская Европа не привлекала монголо-татар для проживания, а привлекала только как средство обогащения;
- Большие потери в численности войска;
- Смерть хана Угедэя
Продолжает рассказ, показывает на карте
1251 г. – второе нашествие монголо-татар (Неврьюева рать). Суздальское княжество подверглось разгрому. Цель похода – сломить сопротивление Руси и установить на покоренной территории свои порядки. С 1251 г. на Руси окончательно установилось иго монголо-татар.
- Причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами
На основе полученных знаний на уроке, сформулируйте причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами.
Слушает, корректирует ответы, демонстрирует слайд № 24
Формулирует вопросы по работе с исторической картой:
- Покажите территорию Золотой Орды.
- Какие территории вошли в состав Золотой Орды?
- Назовите и покажите столицу
Формулирует вывод по вопросам.
Русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость.
- Борьба русского народа с немецкой и шведской экспансией.
Задание:составьте тезисный план
Демонстрирует слайд №25, видеофильм
Проверяет тезисный план. Двое обучающихся зачитывают планы. Корректирует.
На основе полученных знаний, определите значение побед Александра Невского:
Презентация на тему: " Внешняя опасность в первой половине 13 века 1.Появление крестоносцев в Восточной Прибалтики." — Транскрипт:
2 Внешняя опасность в первой половине 13 века 1. Появление крестоносцев в Восточной Прибалтики.
3 Немецким рыцарям в осуществление их планов помогала католическая церковь, так как походы на прибалтийские земли происходили под знаменем борьбы с язычеством. Их совместными усилиями в 1202 г. Был создан военно – монашеский Орден меченосцев. Немецким рыцарям в осуществление их планов помогала католическая церковь, так как походы на прибалтийские земли происходили под знаменем борьбы с язычеством. Их совместными усилиями в 1202 г. Был создан военно – монашеский Орден меченосцев.
4 Крестоносцы Крестоносцы – немецкие рыцари Тевтонского ордена, которые в целях распространения веры Христовой осуществляли завоевательные походы. Крестоносцы – немецкие рыцари Тевтонского ордена, которые в целях распространения веры Христовой осуществляли завоевательные походы.
5 Чтобы укрепится в новых местах, крестоносцы быстро строили небольшие каменные замки – крепости. Замки были опорными пунктами для их дальнейшего продвижения на восток и подчинение чужих земель. Чтобы укрепится в новых местах, крестоносцы быстро строили небольшие каменные замки – крепости. Замки были опорными пунктами для их дальнейшего продвижения на восток и подчинение чужих земель.
6 2. Противостояние крестоносцам. 2. Противостояние крестоносцам.
7 Крестоносцы должны были выплатить деньги Полоцку за свои башни.
8 Рижский епископ и полоцкий князь заключили > мир. Епископ + полоцкий князь = > мир. Епископ + полоцкий князь = > мир.
9 Подготовка рыцарей к войне.
10 Полоцкое княжество вступила в борьбу с крестоносцами.
11 3. Сближение Полоцка и Новгорода.
12 Невская битва 1240 г.
13 4. Монголо - татарское нашествие. 4. Монголо - татарское нашествие.
15 Чингисхан Чингисхан - монгольский государственный деятель, полководец, основатель Монгольской державы.
16 Золотая орда. Золотая орда - монголо-татарское государство, основано в начале 1240-х годов ханом Батыем. Власть золотоордынских ханов простиралась на территорию от нижнего Дуная и Финского залива на западе до бассейна Иртыша и нижней Оби на востоке, от Черного, Каспийского и Аральского морей и озера Балхаш на юге до новгородских земель на севере.
Тест на отметку (можно выполнить только один раз. Обязательно введите свое имя и фамилию)
Интерактивная карта "Внешнеполитическое положение ВКЛ в середине XIII - первой трети XV в."
Интерактивное упражнение "Княжение Гедимина и Ольгерда"
Видеофильм "Давыд Городенский" из цикла "Эпоха. События и Люди"
Группа "Стары Ольса" Баллада пра Давыда Гарадзенскага"
15. Образование Великого Княжества Литовского
Интерактивное упражнение - соотнеси портрет князя и его описание "Первые князья ВКЛ"
Фрагмент видеофильма "Миндовг" (из цикла "Граница") с вопросами
Требования к тематическому контролю по теме "Белорусские земли в IX - XIII вв."
Интерактивные упражнения для подготовки к тематической проверке знаний по теме "Белорусские земли в IX - XIII вв."
14. Культура белорусских земель
13. Христианизация белорусских земель
12. Хозяйственное развитие белорусских земель и возникновение городов
11. Внешняя опасность в первой половине XIII в.
10. Белорусские земли в условиях раздробленности
Интерактивное упражнение "Города Беларуси" (расположить города/гербы городов на ленте времени в соответствии с датой их основания"
9. Туровское княжество
9. Полоцкое княжество в XII - первой половине XIII в.
8. Полоцкое княжество в X - XI вв.
7. Зарождение государственности
Повторяем тему "Белорусские земли в древнейшие времена"
6. Расселение славян
5. Население белорусских земель бронзового и железного веков
4. Начало использования металлов на Белорусских землях
3. Перемены в новом каменном веке
2. Белорусские земли в древние времена
1. Введение
Презентация к уроку "Введение"
3 комментария:
Здравствуйте. Подскажите,пожалуйста,в 3-ей четверти 6 классы будут заниматься по "Истории Беларуси " или ещё средневековье продолжат?! СПАСИБО.
В третьей четверти у нас будет 4 (3) урока всемирной истории. Мы еще успеем написать работу по теме "Цивилизации Азии, Африки и Америки". После чего уже будут выставлены отметки за год и мы начнем изучение Истории Беларуси. Первое полугодие немного короче второго.
Читайте также: