Внешняя опасность в первой половине 13 века план конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

1. С какими целями появились в Восточной Прибалтике немецкие миссионеры и рыцари?

Немецкие миссионеры и рыцари появились в Восточной Прибалтике с целью крещения местных племен.

2. Каким образом крестоносцы утверждали свою власть на завоеванных территориях?

Чтобы закрепиться на завоеванных территориях, крестоносцы строили небольшие каменные замки.

3. Какие восточнославянские города в Прибалтике первыми столкнулись с крестоносцами?

Первыми столкнулись с крестоносцами Герцике и Кукенойс.

4. Расскажите о борьбе Полоцкого княжества с крестоносцами.

После захвата Герцике и Кукенойса крестоносцы подступили к границам Полоцкого княжества. Полоцк оказался в тяжелом положении. С одной стороны, крестоносцы присвоили дань ливов, которая прежде выплачивалась полочанам. С другой стороны, полоцкие купцы были очень заинтересованы в поддержании мира на Западной Двине. Поэтому в 1210 г. Полоцк и Рига заключили мир. По его условиям для полоцких купцов был открыт свободный путь по Двине. Но полоцкий князь не смирился с потерей прибалтийских земель. Он собирал силы для решительного наступления на крестоносцев. Удобный момент настал в 1216 г. Полоцкого князя готовы были поддержать эсты и литовцы. В Полоцк собрались воины из Менска, Смоленска, Витебска, Друцка. Однако Владимир внезапно умер, когда уже поднимался на корабль. В результате Полоцкое княжество уступило в борьбе с крестоносцами. Были потеряны дань с прибалтийских племен и целые княжества — Герцикское и Кукенойсское.

5. Какие союзники появились у Полоцкого княжества в ходе борьбы с орденом меченосцев?

В ходе борьбы с орденом меченосцев у Полоцкого княжества появились союзники из Менска, Смоленска, Витебска, Друцка, Новгорода. Полоцкого князя готовы были поддержать эсты и литовцы.

6. Какие белорусские города пострадали от монголов?

От монголов пострадали Гомель, Могилев, Туров, Берестье.

7. Как вы думаете, в чем причины поражения древнерусских княжеств в войне с крестоносцами и монголами?

Причина поражения древнерусских княжеств в войне с крестоносцами и монголами состоит в раздробленности.

Приемы обучения: рассказ, объяснение, характеристика, выписывание понятий, составление хронологической таблицы, сравнение, рассуждение, самостоятельная работа, демонстрация слайдов, видеофильмов.

Методы контроля: опрос, тестирование

Основные поняти я: монголо-татары, улус, араты, нойоны, нукеры, хан, курултай, экспансия, ливонский орден, тевтонский орден, орден меченосцев, крестоносцы.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

  1. Атлас. История Отечества с древнейших времен до конца ХVIII в.
  2. Карта. Русские земли в ХII-ХIII вв.
  3. Кадневский В.М. История России в тестах до начала ХХ в. М.: 1977.

Элементы внешней структуры

Элементы внутренней (дидактической) структуры

Методы и средства обучения

1.1Организация начала занятия

1.3. Актуализация опорных знаний

2.1.Формирование новых понятий и способов действия

Отмечает явку. Выясняет причины отсутствия обучающихся

Предъявляет единые педагогические требования и проверяет готовность к занятию

Создает доброжелательную атмосферу общения и деловой ритм работы

Демонстрирует слайд 2 и зачитывает два высказывания:

Эти два высказывания характеризуют Русь в XIII в.

Проблемный вопрос : О каких событиях идет речь? Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?

Об этом пойдет речь на уроке, тема которого: «Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.

Выслушивает, корректирует ответы обучающихся, окончательно формулирует цель урока:

Организует проверку домашнего задания.

Задаёт целенаправленные вопросы для стимулирования мыслительной деятельности обучающихся.

  1. В чём причины феодальной раздробленности Руси?
  2. Назовите и покажите на карте основные княжества-государства, появившиеся на Руси в этот период?
  3. В чём причины усиления Владимиро-Суздальского княжества?
  4. Какие особенности в политическом развитии наблюдались в Галицко-Волынском княжестве?
  5. Чем отличалось политическое устройство Новгорода от остальной Руси?
  6. Почему в Новгороде сложилась своя особенная форма политического устройства?
  7. Почему новгородцы нуждались в княжеской власти?
  8. Каковы последствия феодальной раздробленности для Руси?
  9. Какое последствие было самым опасным и почему?

Правильно. Ослабление обороноспособности государства-главная опасность для Руси. В XIIIв. Юго-Западная Русь не смогла сопротивляться сильным соседям и Галицко-Волынское княжество попало под владычество Литвы и Польши. А с востока пришли монголо-татары. Силу и власть, которых предстояло испытать.

Ещё раз формулирует тему и цель занятия.

Демонстрирует слайд №4, зачитывает план урока

  1. Государство монголо-татар в XIII в.
  2. Организация и вооружение монголо-татарского войска.
  3. Завоевания монголо-татар до нашествия на Русь.
  4. Нашествие Батыя на Русь.
  5. Причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами.
  6. Борьба русского народа с немецкой и шведской экспансией.

Начало XIII в. явилось важным хронологическим рубежом в средневековой истории. В этот период почти вся Азия и ряд стран Европы, в том числе и Русь, подверглись опустошительному завоеванию монголо-татарами. Это событие коренным образом повлияло на ход русской истории.

Начнем наш урок с вопроса : что мы знаем о монголо-татарах?

Дает задание: составьте характеристику монголо-татар, используя текст учебника и отразите в ней:

  1. Географическое положение.
  2. Занятия.
  3. Уровень экономического развития.
  4. Уровень культуры.
  5. Социальная структура.

Слушает, корректирует ответы обучающихся, дополняет характеристику монголо-татар.

  1. Географическое положение: Центральная Азия – от Великой Китайской стены до о. Байкал. (территории, ныне входящие в состав Бурятии и Монголии). В XIII в. здесь проживали многочисленные племена: монголы, меркиты, кереиты, ойраты, татары.
  2. Занимались кочевым скотоводством, которое требовало постоянного расширения территорий. В северных районах занимались охотой.
  3. Отставали от Руси в своем развитии. XIII в – распад первобытно-общинного строя, начало феодализма. Государство было единым и централизованным к моменту нашествия на Русь.
  4. Уровень культуры ниже, чем на Руси. Ремесла практически не были развиты.

Поэтому важным источником обогащения служили постоянные набеги для захвата добычи, рабов, пастбищ.

  1. Социальная структура:
  1. Хан – вождь;
  2. Нойоны – знать, представители аристократических рядов;
  3. Нукеры – дружинники;
  4. Араты – скотоводы.

Демонстрирует слайд № 5,6

  1. Усиливается централизация монгольского государства:
  1. Начало XIII в. – хан Темучин объединил большую часть монгольских племен;
  2. 1206 г. – курултай:
  • Темучин провозглашен Чингисханом – «великим ханом (1206 – 1227 гг. – годы его правления).

Демонстрирует слайд № 7..

  • Провозглашена главная задача – завоевание мирового господства.

Сформулируйте вывод по первому вопросу,. опираясь на характеристику монголо-татар.

Слушает и корректирует выводы обучающихся , окончательно формулирует вывод.

Вывод: монголо-татары к XIII в. находились на стадии разложения первобытно-общинного строя, возникновения и развития государственности носило военизированный характер. В начале XIII века главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства.

Демонстрирует слайды № 8,9,10,11

  1. Строжайшая дисциплина.
  2. Деление войска на десятки, сотни, тысячи, тумены (1 тумен = 10 тыс.).
  3. Конница – ядро войска.
  4. Разведка / купцы, путешественники /
  1. Лук и стрелы, сабли, меч, боевой топор, копье, арканы.
  2. Передовая военная техника (заимствовали у покоренных народов): стенобитные и камнеметные машины, метательные снаряды с горючей смесью (нефть).

Вывод: соотношение сил накануне нашествия было явно в пользу монголо-татар.

Преимуществами монголо-татар были :

  • Сильное централизованное государство (на Руси раздробленность);
  • Хорошо организованная армия (русская армия представляла собой отдельные княжеские дружины);
  • Численное преимущество армии.
  1. Завоевания монголо-татар до нашествия на Русь :

Вопрос: Сформулируйте причины завоевательных походов монголо-татар.

Слушает, корректирует ответы обучающихся.

Демонстрирует слайд №12

Причины завоевательных походов:

  1. Стремление родоплеменной власти к обогащению.
  2. Приобретение новых пастбищ.
  3. Обеспечение безопасности собственных границ.
  4. Получение контроля над торговыми караванными путями.
  5. Дань со стран земледельческой и городской культуры.

Дает задание для самостоятельной работы с текстом учебника

Демонстрирует слайд № 14, проверяет таблицу

Завоевания монголо-татар до нашествия на Русь

Сообщают об отсутствующих.

Адаптируются к рабочему месту. Воспринимают, осмысливают, осознают значимость работы на занятии.

Обсуждают проблемную ситуацию.

1.В XIII в. На Руси произошла феодальная радробленность.

2.Произошло вторжение захватчиков .

Записывают тему. Формулируют цель урока

Слушают, осмысливают, рассуждают,

воспринимают информацию слайда,

Самостоятельная работа с текстом

Читают § 11 стр. 91 – 92, составляют характеристику

Корректируют характеристику монголо-татар,

Записывают термины с определением:

Воспринимают информацию слайда

Воспринимают информацию слайда,

Смотрят слайд, записывают причины походов.

Анализируют, рассуждают, формулируют и корректируют причины

Завоевательных походов монголо-татар.

Самостоятельная работа с текстом учебника: читают,

Поход в Восточную Азию

Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром тангутского царства.

Захват Северного Китая

Поход в Среднюю Азию

Поход в Иран, Закавказье, на Кавказ, половецкие степи

Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?

Отвечают на вопрос

Продолжают заполнять таблицу, слушают рассказ преподавателя, смотрят слайды, видеофильм

Битва на р. Калке. Первая встреча русских с монголо-татарами

  1. Как вы думаете, возможен ли был иной исход битвы на р. Калке?
  2. Какое значение имело поражение в этой битве?

Рассуждают, анализируют, отвечают на вопросы

Слушают, осмысливают, продолжают заполнять таблицу

Владения монголов были разделены на улусы, между сыновьями и внуками Внуку Чингисхана Батыю достались земли западнее Иртыша, которые предстояло завоевать

Принято решение о походе на Русь и в страны Западной Европы

Поход хана Батыя в Волжскую Булгарию

Покорил. Покорены кочевые народы степей.

Показывает на карте завоеванные территории монголо-татар.

Демонстрирует слайд № 16, рассказывает

Поздней осенью 1237 г. монголы подошли к русским границам. Во главе войска хан Батый, внук Чингисхана.

Демонстрирует слайд № 17,18

Численность войска Батыя составляла около 200 тыс., против Руси до 130 тыс.

Русские войска: боеспособная часть войска дружина: Рязань – 3 – 7 тыс., Владимиро-Суздальское княжество – 20 – 25 тыс., Новгород – 7 – 10 тыс.

Русь в это время была раздроблена на отдельные княжества, в результате чего:

  1. На Руси нет единого сильного войска (в отличие от монголо-татар);
  2. Нет укреплений, крепостей, которые могли бы выдержать натиск татар, т. к. все укрепления возводились русскими князьями для сражения в междоусобных войнах, а не для отражения внешней опасности.
  3. Нет согласованных действий между князьями, каждый ориентирован на защиту собственного княжества, в то время как монголо-татары монолитны, а их армия подчиняется строжайшей дисциплине.

Задание: решить проблемный вопрос: почему один город монголо-татары подвергали разрушению и сожжению, а к другим относились благосклонно, порою обходя их?

Слушает, корректирует ответы обучающихся

Рассказывает, демонстрирует слайд № 19, показывает на карте:

Декабрь 1237 г. – Рязанское княжество. Князь Юрий обратился за помощью во Владимир и Чернигов, но те в помощи отказывают.

Послы хана потребовали от рязанцев заплатить десятину (одна десятая от всех доходов). Рязанцы отказываются платить десятину. Хан приказал начать вторжение. На реке Воронеж рязанцы потерпели поражение, погиб и князь Юрий.

21 декабря 1237 г. – после пятидневной осады пала Рязань, город монголо-татары сожгли до тла.

Демонстрирует слайд № 22, рассказывает, показывает на карте

1238 г. – Батый разорил Коломну, Москву, взял Владимир.

7 февраля 1238 г. – монголо-татары ворвались во Владимир. Жители города и члены великокняжеской семьи укрылись в Успенском соборе. Монголо-татары ворвались в церковь и всех перебили.

После взятия Владимира, монголо-татары идут по Северо-Восточной Руси, грабят города, разоряя земли и уводя в рабство русских.

Захвачены города Суздаль, Ростов, Ярославль, Перяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и другие города.

Батый поворачивает на Новгород, чтобы захватить важнейшие торговые пути.

Монголо-татары всюду встречают ожесточенное сопротивление. Город Торжок оборонялся две недели.

Слушает и корректирует ответы обучающихся

  1. Новгород был важен для монголо-татар как торговый центр и его нельзя было подвергать разорению.
  2. За мужество и упорное сопротивление монголам.

Монголо-татары ушли в степи, очищая их от половцев.

Продолжает рассказ, показывает на карте

Весна 1239 г. – возобновление похода Батыя.

6 декабря 1240 г. – татары берут Киев и полностью его разоряют. Князь покинул город, обороной руководил воевода Дмитрий. Последние защитники укрылись в Десятинной церкви, своды которой не выдержали, рухнули, похоронили под собой последних киевлян.

1241 г. – подверглось разгрому Галицко-Волынское княжество.

Монголо-татары, пройдя всю Русь, кроме Новгорода, направляются в Европу.

1241 – 1242 гг. – Батый прошел по землям Венгрии, Польши, Чехии, Балканам, вышел к Адриатическому морю.

1242 г. – потерпели поражение в Чехии в битве при Оломоуце.

1242 г. – Батый возвращается из Европы на Русь.

1243 г. – монголо-татары оседают в Нижнем Поволжье, здесь образовалось государство Золотая Орда. Столица – г. Сарай (около Астрахани)

Золотая Орда включала Крым, Северный Кавказ, часть Руси, Волжскую Булгарию, земли покоренных кочевых племен, Западную Сибирь, часть Средней Азии.

Показывает на карте земли Золотой Орды.

Вопрос: Почему монголо-татары ушли из Европы и осели в Нижнем Поволжье?

Слушает, корректирует ответы

  • Городская Европа не привлекала монголо-татар для проживания, а привлекала только как средство обогащения;
  • Большие потери в численности войска;
  • Смерть хана Угедэя

Продолжает рассказ, показывает на карте

1251 г. – второе нашествие монголо-татар (Неврьюева рать). Суздальское княжество подверглось разгрому. Цель похода – сломить сопротивление Руси и установить на покоренной территории свои порядки. С 1251 г. на Руси окончательно установилось иго монголо-татар.

  1. Причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами

На основе полученных знаний на уроке, сформулируйте причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами.

Слушает, корректирует ответы, демонстрирует слайд № 24

Формулирует вопросы по работе с исторической картой:

  1. Покажите территорию Золотой Орды.
  2. Какие территории вошли в состав Золотой Орды?
  3. Назовите и покажите столицу

Формулирует вывод по вопросам.

Русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость.

  1. Борьба русского народа с немецкой и шведской экспансией.

Задание:составьте тезисный план

Демонстрирует слайд №25, видеофильм

Проверяет тезисный план. Двое обучающихся зачитывают планы. Корректирует.

На основе полученных знаний, определите значение побед Александра Невского:

Презентация на тему: " Внешняя опасность в первой половине 13 века 1.Появление крестоносцев в Восточной Прибалтики." — Транскрипт:

2 Внешняя опасность в первой половине 13 века 1. Появление крестоносцев в Восточной Прибалтики.

3 Немецким рыцарям в осуществление их планов помогала католическая церковь, так как походы на прибалтийские земли происходили под знаменем борьбы с язычеством. Их совместными усилиями в 1202 г. Был создан военно – монашеский Орден меченосцев. Немецким рыцарям в осуществление их планов помогала католическая церковь, так как походы на прибалтийские земли происходили под знаменем борьбы с язычеством. Их совместными усилиями в 1202 г. Был создан военно – монашеский Орден меченосцев.

4 Крестоносцы Крестоносцы – немецкие рыцари Тевтонского ордена, которые в целях распространения веры Христовой осуществляли завоевательные походы. Крестоносцы – немецкие рыцари Тевтонского ордена, которые в целях распространения веры Христовой осуществляли завоевательные походы.

5 Чтобы укрепится в новых местах, крестоносцы быстро строили небольшие каменные замки – крепости. Замки были опорными пунктами для их дальнейшего продвижения на восток и подчинение чужих земель. Чтобы укрепится в новых местах, крестоносцы быстро строили небольшие каменные замки – крепости. Замки были опорными пунктами для их дальнейшего продвижения на восток и подчинение чужих земель.

6 2. Противостояние крестоносцам. 2. Противостояние крестоносцам.

7 Крестоносцы должны были выплатить деньги Полоцку за свои башни.

8 Рижский епископ и полоцкий князь заключили > мир. Епископ + полоцкий князь = > мир. Епископ + полоцкий князь = > мир.

9 Подготовка рыцарей к войне.

10 Полоцкое княжество вступила в борьбу с крестоносцами.

11 3. Сближение Полоцка и Новгорода.

12 Невская битва 1240 г.

13 4. Монголо - татарское нашествие. 4. Монголо - татарское нашествие.

15 Чингисхан Чингисхан - монгольский государственный деятель, полководец, основатель Монгольской державы.

16 Золотая орда. Золотая орда - монголо-татарское государство, основано в начале 1240-х годов ханом Батыем. Власть золотоордынских ханов простиралась на территорию от нижнего Дуная и Финского залива на западе до бассейна Иртыша и нижней Оби на востоке, от Черного, Каспийского и Аральского морей и озера Балхаш на юге до новгородских земель на севере.

Тест на отметку (можно выполнить только один раз. Обязательно введите свое имя и фамилию)
Интерактивная карта "Внешнеполитическое положение ВКЛ в середине XIII - первой трети XV в."
Интерактивное упражнение "Княжение Гедимина и Ольгерда"

Видеофильм "Давыд Городенский" из цикла "Эпоха. События и Люди"
Группа "Стары Ольса" Баллада пра Давыда Гарадзенскага"

15. Образование Великого Княжества Литовского

Интерактивное упражнение - соотнеси портрет князя и его описание "Первые князья ВКЛ"
Фрагмент видеофильма "Миндовг" (из цикла "Граница") с вопросами

Требования к тематическому контролю по теме "Белорусские земли в IX - XIII вв."

Интерактивные упражнения для подготовки к тематической проверке знаний по теме "Белорусские земли в IX - XIII вв."

14. Культура белорусских земель

13. Христианизация белорусских земель

12. Хозяйственное развитие белорусских земель и возникновение городов

11. Внешняя опасность в первой половине XIII в.

10. Белорусские земли в условиях раздробленности

Интерактивное упражнение "Города Беларуси" (расположить города/гербы городов на ленте времени в соответствии с датой их основания"

9. Туровское княжество

9. Полоцкое княжество в XII - первой половине XIII в.

8. Полоцкое княжество в X - XI вв.

7. Зарождение государственности

Повторяем тему "Белорусские земли в древнейшие времена"

6. Расселение славян

5. Население белорусских земель бронзового и железного веков

4. Начало использования металлов на Белорусских землях

3. Перемены в новом каменном веке

2. Белорусские земли в древние времена

1. Введение

Презентация к уроку "Введение"

3 комментария:

Здравствуйте. Подскажите,пожалуйста,в 3-ей четверти 6 классы будут заниматься по "Истории Беларуси " или ещё средневековье продолжат?! СПАСИБО.

В третьей четверти у нас будет 4 (3) урока всемирной истории. Мы еще успеем написать работу по теме "Цивилизации Азии, Африки и Америки". После чего уже будут выставлены отметки за год и мы начнем изучение Истории Беларуси. Первое полугодие немного короче второго.

Читайте также: