Внешнее строение земноводных конспект

Обновлено: 05.07.2024

Урок в 7 классе по теме:"Класс Земноводные. Общая характеристика. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания." На примере представителя земноводных лягушке ознакомить учащихся с особенностью животных, впервые вышедших из воды на сушу и положивших начало развитию высокоорганизованных групп наземных позвоночных;
сравнить земноводных и рыб и сделать выводы об изменениях земноводных в связи с выходом на сушу.

Оценить 6184 0

Тема урока. Класс Земноводные. Общая характеристика. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

1. Обеспечить в ходе урока усвоение особенностей строения земноводных, в связи с приспособленностью к среде обитания

2. Показать многообразие земноводных

3. Развивать у учащихся логическое мышление - умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изученных фактов

4. Развить познавательный интерес самостоятельного мышления, осознанное отношение к предмету через использование частично - поисковых материалов и элементов проблемного обучения, самостоятельных упражнений, нахождение собственных примеров к теме, оказание необходимой помощи

5. Развивать память и эмоциональную сферу учащихся

образовательная:

на примере представителя земноводных лягушке ознакомить учащихся с особенностью животных, впервые вышедших из воды на сушу и положивших начало развитию высокоорганизованных групп наземных позвоночных;

сравнить земноводных и рыб и сделать выводы об изменениях земноводных в связи с выходом на сушу.

развивающая :

развивать познавательный интерес и мотивацию к познанию и творчеству.

Способствовать развитию положительных эмоций.

Развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

умение высказывать собственное мнение и его обосновывать, вырабатывать коллективное решение

продолжить формирование практических умений и навыков в ходе сравнения отдельных классов животных;

воспитывающая:

воспитывать у учащихся гуманитарный образ мышления;

воспитывать культуру поведения, общения друг с другом в ходе учебной деятельности

Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним;

Оборудование урока:

запись кваканья лягушек;

1. Практические (работа со справочными материалами, учебником);

2. Наглядные (демонстрация таблиц, моделей);

3. Словесные (эвристическая беседа, рассказ, ответы учащихся, объяснение)

Тип урока: Урок изучения и частичного закрепления знаний.

Планируемые результаты:

1 .Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности Земноводных, в связи с образом жизни.

2. Учащиеся должны понимать, что особенности размножения и развития связаны с водной средой.

3. Учащиеся узнают о многообразии Земноводных, их роли в природе и жизни человека, об охране этих животных.

4. Учащиеся узнают о происхождении Земноводных.

5. Развивать умения сравнивать и определять принадлежность и место в царстве “Животные”.

СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап …………………………………………………..2 мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности . 4 мин
Изучение нового материала ……………………… .27мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся …… .10мин
Подведение итогов урока ……………………… .1 мин
Домашнее задание……………………………………………………… .1 мин.

I. Организационный момент

Приветствие учителя, пожелание здоровья, хорошего настроения на уроке, собранности, отличной работоспособности.

II.Актуализация знаний учащихся

Вступительное слово учителя..

Перед изучением новой темы хочу привести слова Винсона Брауна о том, что накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола, и я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний об удивительных животных которых мы изучим сегодня.

А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока(Звучат голоса земноводных).

Ребята, закройте глаза и представьте теплый летний вечер в нашем посёлке. Какие голоса животных вы слышите? Что это за животные? Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? (школьники перечисляют животных, называя среди других и лягушек). Не кажется ли вам, что звуки лягушек напоминают вам двухголосное пение? О чем оно? Наверное, они делятся впечатлением о прожитом дне, рассказывают о своих горестях и радостях, о своих тайнах и некоторые из них мы с вами постараемся приоткрыть. А случалось ли вам сидя на берегу реки наблюдать за поведением лягушек? (Учащиеся рассказывают о том, как лягушки греются на солнце, взгромоздившись на лист кувшинки, как охотятся за мошками, как могут близко подпустить к себе человека, а затем спрятаться). Куда в первую очередь она старается спрятаться? (в воду)

Таким образом, продолжает учитель, лягушек можно встретить и на суше и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. Второе название было предложено шведским учёным К. Линеем в 18 веке.

Учитель: Что, по-вашему, означают слова земноводные и амфибии, являются ли они синонимами?

Заслушивание предположений учащихся

Откройте свои тетради и запишите тему урока: Слайд Класс Земноводные. Общая характеристика. Особенности внешнего строения лягушки.

Эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни.

Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад

Предками их были рыбы, обладающие легкими и такими парными плавниками, из которых могли развиться пятипалые конечности. Таким требованиям удовлетворяют древние кистеперые рыбы. Слайд

Почему именно кистеперые?

- Мясистые, разросшиеся скелетные образования, парные плавники – конечности, снабженные мощной мускулатурой..

В классе земноводных известно около 3000 видов амфибий,

Кого вы из представителей этого класса можете назвать?

Их объединенняют в три отряда: хвостатые (тритоны, саламандры), бесхвостые (жабы, лягушки), безногие (червяги). (По ходу рассказа учитель демонстрирует схему классификации земноврдных)

По ходу рассказа учитель чертит схему классификации земноводных.)

Класс: Земноводные (Амфибии).

Бесхвостые земноводные (Anura) содержат наибольшее число — около 2100— видов, приспособившихся к передвижению по суше прыжками при помощи удлиненных задних конечностей. Сюда относятся различные лягушки, жабы, чесночницы, жерлянки, квакши и т.п. Распространены бесхвостые по всем материкам, кроме Антарктиды.

Хвостатые земноводные (Caudata, или Urodela) более примитивны; их всего около 280 видов. К ним относятся всевозможные саламандры и тритоны, распространенные почти исключительно в северном полушарии.

Безногие земноводные (Apoda) объединяют примерно 60 видов тропических червяг, большинство из которых ведет подземный образ жизни. По-видимому, это очень древние земноводные, дожившие до наших дней благодаря приспособленности к роющему образу жизни.

- Где и когда мы можем встретить земноводных?

- Они более активны вечером и ночью. Почему?

Все земноводные активны, лишь в тёплое время года.

- Что происходит с ними при понижении температуры окружающей среды осенью?

Как лягушки приспособились жить на суше и в воде, какие у них особенности появились во внешнем строении в связи с полуназемным образом жизни?А приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно. Судите сами.

Учителем вывешивается схема, на которой представлены сравнительные характеристики двух сред обитания. Слайд

Характеристика среды обитания

Плотность среды ( сопротивление движению)

Количество кислорода, растворённого в воде, относительно невелико и может существенно меняться в зависимости от внешних условий

Кислород – составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность неограниченна.

Вес тела в среде

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой

Вес тела в полной мере определяется силой тяжести

Испарение с поверхности

Испарения нет, избыток влаги

Существенное испарение, особенно при высокой температуре.

Колебания температуры в ограниченных режимах

Существенные колебания температуры как в течение суток, так и в разные сезоны года

Прозрачность среды ( видимость )

Особенности строения и процессов жизнедеятельности.

На следующем этапе урока выясним-Какие проблемы они должны были решить?

- Дыхание кислородом воздуха.

- Проблема кожных покровов.

- Возросшее действие силы тяжести.

- Изменение характера передвижения.

- Размножение на суше (оплодотворение, защита икры от высыхания).

- Привыкание к окружающей среде (органы слуха, зрения, обоняния и др.).

- Приспособленность к неблагоприятным условиям (понижение температуры).

- Поиск и добыча пищи.

Как же они решили эти проблемы?

У всех на столах схема-трафарет, внешний вид лягушки, но здесь мы видим только одну её половину:

Почему? (двусторонняя симметрия тела). Перерисовать в тетрадь. На доске такой же рисунок.

Работа по вариантам:

1 вариант выявляет признаки приспособленности земноводных к жизни на суше.

2 вариант выявляет признаки приспособленности земноводных к жизни в воде.

Также параллельно проводится работа у доски по схемам - рисункам:


Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше:

Подвижное соединение головы с туловищем.

Развитие задних конечностей.

Кожа выделяет слизь.

Признаки приспособленности земноводных к жизни в воде:

Обтекаемая форма тела.

Глаза и ноздри верхней стороне головы.

но здесь мы видим вопросительные знаки, ответы на них и на поставленную цель вы узнаете, послушав меня внимательно.

Чего же больше у земноводных во внешнем строении “ЗЕМНОГО” или “ВОДНОГО”?

Обратимся к схематическому рисунку лягушки, таблице “Травяная лягушка”. Найдём ответы на вопросительные знаки.

- Тело состоит? Голова, туловище, передняя конечность, задняя конечность.

- Органы, расположенные на голове? Глаза, ноздри, орган слуха.

- Передняя конечность? Плечо, предплечье, кисть.

- Задняя конечность? Бедро, голень, стопа.

- Чем сочленены отделы конечностей? Суставы.

Итак, земноводные живут в 2 средах обитания

Учитель. Кстати, что вы понимаете под средой обитания? А что такое приспособленность?

Предполагаемые ответы: Среда обитания – совокупность условий, влияющих на их жизнедеятельность. Приспособленность – совокупность тех особенностей строения организма, которые обеспечивают ему возможность жизни в этих условиях.

Черты приспособленности земноводных

К наземной среде

Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;

Барабанная перепонка защищает среднее ухо;

Свободные конечности для передвижения.

Наличие плавательной перепонки между пальцами задней конечности;

Размножение возможно только в воде;

Эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека

1. Как ограничители численности насекомых.

2. Являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении).

3. Многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено много памятника.

И наконец, вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. Голосами лягушки соперничают с птицами.

Звучит запись лягушачьего концерта.

Закрепление..
При освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для рыб. И если бы животным выдавались патенты, то земноводные получили бы их за такие достижения:

Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью лёгких и вдохнули полной грудью живительный воздух нашей планеты ( в дыхании участвует также кожа ).

Амфибии первыми встали на ноги. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.

Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка.

Амфибии первыми научились мигать- чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания. У них появляются подвижные веки. ( предположения можно спросить у учащихся ).

Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появляется новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабжённое специальной косточкой для усиления и передачи возникающих колебаний.


Задание 1. Вставьте пропущенные слова:


1.Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)
2.Амфибии первыми встали…. (на ноги)

3. У них есть позвоночник, они первыми научились…(поворачивать голову)

4.Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)

5.Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они превратились в…(слюнтяев)

6.В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо)

7.Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)

Задание 2.Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки:


1. обтекаемая форма тела,
2. жаберное дыхание,
3. слизистая кожа ,
4.легочное дыхание ,
5. наличие барабанных перепонок,
6. пятипалая конечность,
7. наличие внутреннего уха,
8. слюнные железы.

Ответ:1,2,7. Ответ:3,4,5,6,8.
Подведение итогов

Изучите §36 ответьте на вопросы и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

Биологическую сказку о Земноводных.

Рисунки с изображением Амфибий.

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

Спасибо за урок!

Список использованной литературы

Бодрова Н.Ф. Биология. 7 класс. Животные. Рабочая тетрадь.- Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2011 – 128 с.

Филиппова М.В. Биология. Тематические кроссворды для уроков и внеклассной работы. 6-9 кл.- М.: ЭНАС, 2007.-72 с.

Учебник под ред. В.М.Константинова, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко Биология. 7 класс.

Это водно-наземные животные. Они имеют две пары конечностей, состоящих из трех отделов.

Отделы передних конечностей:

Отделы задних конечностей:

Кисть и стопа заканчиваются пальцами. Размножение и развитие земноводных связано с водной средой. Земноводные — холоднокровные животные, интенсивность обмена веществ у них зависит от температуры окружающей среды.

Отряд Бесхвостые земноводные

К отряду относят лягушек и жаб. Их тело короткое и широкое, у взрослых форм нет хвоста.

Задние конечности длиннее передних и более развиты, т.к. служат для отталкивания при прыжках и плавании. Между пальцами задних конечностей есть плавательные перепонки. Тело подразделяется на голову и туловище. Шея не выражена. На утолщенной голове расположены ноздри, сообщающиеся с ротовой полостью. Через них при дыхании воздух попадает в рот, а затем в легкие. Глаза снабжены подвижными веками. Позади глаз расположены органы слуха, состоящие из среднего уха, закрытого барабанной перепонкой, и внутреннего уха — слуховой улитки, в которой расположены слуховые рецепторы. В среднем ухе расположена одна слуховая косточка, многократно усиливающая звук.

Скелет имеет 6 отделов:

  1. череп,
  2. позвоночник,
  3. пояс передних конечностей,
  4. пояс задних конечностей,
  5. передние конечности,
  6. задние конечности.

земноводные скелет лягушки

Подвижные кости скелета сочленены суставами. Мозговая часть черепа маленькая, что говорит о слабом развитии мозга. Позвоночник короткий и состоит из шейного, туловищного, крестцового и хвостового отделов. Шейный и крестовый отделы имеют всего по одному позвонку, что позволяет животным немного опускать голову. Пояса конечностей служат для прикрепления конечностей к позвоночнику и обеспечения их подвижности. В состав пояса передних конечностей входят ключица, воронья кость и парные лопатки, тазовый пояс представлен тремя парами элементов: подвздошной, лобковой и седалищной кости.

Грудной клетки у земноводных нет, т. к. ребра недоразвиты.

Мышечная система сложнее, чем у рыб, и состоит из разных групп мышц. У бесхвостых земноводных наиболее развиты мышцы задних конечностей.

Дыхание осуществляется через влажную кожу и легкие. Для увлажнения кожи кожными железами выделяется слизь с бактерицидным секретом. Вдох и выдох происходит в результате сокращения и расслабления брюшной мускулатуры.

Развитие настоящих легких привело к усложнению кровеносной системы и появлению второго круга кровообращения. В связи с этим усложнилось и строение сердца, они стало трехкамерным (два предсердия и желудочек). Кровь в желудочке смешенная. По малому кругу кровообращения венозная порция крови движется из желудочка сердца к легким, возвращается в левое предсердие, обогащенная кислородом. Далее поступает снова в желудочек, смешивается с венозной кровью и выбрасывается через артерии к органам по большому кругу кровообращения! Чистой артериальной кровью снабжается, только мозг.

ЛЯГУШКИ: к органам выделения относятся парные почки и мочеточники, мочевой, пузырь.

земноводные внутреннее строение

Почки по происхождению первичные, по расположению — туловищные. Из мочевого пузыря моча удаляется через клоаку.

Пищеварительная система амфибий во многом сходна с таковой рыб. Кишечник заканчивается клоакой, куда впадают протоки Мочевого пузыря и половых желёз. Добычу бесхвостые земноводные ловят С помощью липкого языка и заглатывают целиком. Пищей служат в основном насекомые, моллюски.

Нервная система амфибий состоит из тех же отделов,, что и, у рыб, до передний мозг развит сильнее, в нем можно различить большие полушария. Мозжечок, отвечающий за координацию движений, развит слабее, т.к. движения земноводных не отличаются разнообразием. Амфибии являются разнополыми, животными, оплодотворение наружное. Самка мечет в воду икру, самец одновременно выпускает семенную жидкость. Оболочка оплодотворенной икры набухает и уплотняется. Сроки развития личинок из икры зависят от температуры окружающей среды.

Для амфибий характерно развитие с метаморфозом. Личинка лягушки — головастик имеет наружные жабры, один круг кровообращения, боковую линию и хвостовой плавник, что указывает на происхождение земноводных от рыб.

Отряд Хвостые земноводные

К отряду Хвостатые земноводные относят тритона, саламандру и др. Они имеют развитый хвостовой отдел в позвоночнике. У многих внутреннее оплодотворение. В остальном они схожи с другими земноводными.

Земноводные. Общие признаки. Таблица

класс земноводные признаки. Таблица

Цель: создать условия для построения нового знания учащимися о позвоночных животных, начавших осваивать наземно-воздушную среду обитания, через активизацию познавательного интереса различными видами интерактивной деятельности.

  • Создать условия для построения нового знания о внешнем строении позвоночных животных, освоивших две среды обитания по средствам активизации знаний о внешнем строении рыб и беспозвоночных животных.
  • Создать условия для понимания учащимися взаимосвязи внешнего строения животных с условиями внешней среды как адаптационного свойства.
  • Создать условия для развития умения находить (выявлять) усложнение во внешней организации животных в связи с сочетанием двух разных сред обитания.

Класс разбивается на 4 группы.

Конспект урока.

I. Организационный момент (1 минута)

II. Введение в тему урока (5 минут)

На экране экспонируется слайд с разными земноводными. Учитель ставит перед всеми учащимися класса следующие вопросы:

1. Кого мы видим с Вами на экране?
2. К какой систематической группе Вы их отнесете?
3. Что Вам известно об их образе жизни?

Давайте вначале попробуем дать названия систематическим категориям, к которым эти животные относятся.

III. Систематика

Проектируется на экране, вначале выясняем, какие есть систематические категории, а затем их названия для данных животных. Латинские названия зачитывает учитель. Учащиеся в тетради вклеивают листочки с систематическим положением земноводных из конверта № 1, представленную в тексте ниже

Тип Хордовые – Chordata
Подтип Позвоночные или черепные – Vertebrata
Надкласс Четвероногие – Tetrapoda
Класс Амфибии – Amphibia
Отряд Бесхвостые – Anura (Ecaudata)
Отряд Хвостатые – Urodela (Caudata)
Отряд Безногие – Apoda. [6]

IV. Актуализация знаний (2 минуты)

Что вас смущает в предложенной систематике? Для всех ли отрядов класса Земноводные Вы можете привести примеры животных? Давайте попробуем привести примеры. И так отряд Безногие нам с Вами не знаком из личностного опыта, что вполне справедливо.
(возможный комментарий учителя) Отряд Безногие земноводные или червяги, – пожалуй, самые необычные по внешнему виду амфибии. Они напоминают крупных дождевых червей или змей. Большая их часть обитает под землей в тропических странах. В связи с роющим образом жизни червяг глаза у них оказались под кожей. Взамен зрения у них хорошо развились осязание и обоняние.
Кормятся они червями и другими мелкими обитателями почвы. Большинство червяг так отвыкли от воды, что, попав в нее, они тонут – исключительный случай для земноводных! Хотя отдельные червяги, напротив, постоянно живут в воде. Некоторых других часто находят в термитниках, где они, видимо, и обитают. [6]

Подумайте минутку и скажите: Что значит земноводные или амфибии? А теперь давайте разберемся, что из сказанного действительно правильно.

V. Изучение нового материала

Для этого по группам вам предстоит выполнить задания из конверта № 2: Дайте характеристику мест обитания и образа жизни одного из отрядов класса Земноводные (1. Хвостатые, 2. Бесхвостые, 3. Безногие, 4. Общая характеристика для всего класса Земноводные). На эту работу Вам дается 3 минуты. А затем один представитель группы сообщает всем кратко информацию о заданном отряде.

Дополнительная информация: Жизненная обстановка амфибий весьма разнообразна. Среди них есть чисто водные формы, никогда не выходящие на сушу. Большинство их принадлежит к хвостатым амфибиям. Только немногие бесхвостые также живут исключительно в воде.
Большинство бесхвостых ведут полуводный образ жизни. Многие зимуют также в воде. В остальное время эти виды живут на суше и часто уходят от водоемов на большие расстояния. Таковы жабы, бурые лягушки, огненная и кавказская саламандры. Зеленые лягушки также много времени проводят вне воды, но от водоемов далеко не уходят и при опасности одним прыжком скрываются в воду.
Среди бесхвостых есть виды, живущие главным образом на деревьях. В большинстве это обитатели тропических лесов. Наши квакши лазают по деревьям при помощи больших округлых присосок, расположенных на концах пальцев и богатых железами, выделяющими клейкий секрет.
Лягушки живут почти по всей территории бывшего Советского союза, кроме Крайнего Севера Сибири и высокогорных районов. Живут они в сырых местах: в болотах, влажных лесах, по берегам пресноводных водоемов или в воде. Поведение лягушек во многом определяется влажностью. В сухую погоду некоторые виды лягушек прячутся от солнца, зато после его захода или в мокрую, дождливую погоду наступает время их охоты. Другие виды живут в воде или у самой воды, поэтому они охотятся и днем.
Еще одна группа амфибий – это роющиеся в земле виды. К ним относятся почти все безногие – обычно обитатели толщи почвы, редко выходящие днем на поверхность. Среди бесхвостых также есть виды, могущие глубоко закапываться в землю. Такова, например, чесночница. Однако для подавляющего большинства лягушек почва служит лишь местом временного нахождения, а не постоянной средой обитания, как для безногих наземных земноводных.
Хотя амфибии, как это показано выше, живут в разнообразных средах, их общее географическое распространение связано с наличием весьма специфических жизненных условий. Основные из них следующие: тепло, наличие водоемов, значительная влажность воздуха, определенный химизм воды и почвы.
Засушливый жаркий климат весьма неблагоприятен для амфибий. Имея тонкую кожу, они теряют много влаги из тела. Верхний температурный предел жизнедеятельности для большинства видов лягушек равен примерно + 40оС.
Лучше других засушливые условия переносят жабы, что связано с ороговением их эпидермиса, защищающего тело от иссушения. Кроме того, жабы ведут ночной образ жизни и в силу этого избегают действия дневного зноя. Жабы обитают даже в пустынных областях Средней Азии, где встречаются, однако, только в оазисах.
Амфибии не могут жить в соленой воде или сильно засоленных почвах. [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8]

Возможный комментарий учителя. Происхождение земноводных представляет исключительный интерес. В данном случае мы имеем дело не только с возникновением еще одного нового класса животных, но и с появлением позвоночных в новой, наземной среде обитания. Выход позвоночных из водной среды на сушу привел их к столкновению с новыми и значительно более разнообразным условиям жизни, обусловил новые сложные пути их эволюционного развития, приведшие к появлению в последующем высших групп: рептилий, птиц и млекопитающих.
Переход позвоночных от водного к наземному образу жизни должен был сопровождаться появлением в основном двух решающих приспособлений: дыхания кислородом атмосферы и передвижения по твердому субстрату.
Другими словами, жаберное дыхание должно было замениться легочным, а конечности типа плавника – пятипалыми конечностями, представляющими многочленный рычаг, служащий для опоры тела о твердый субстрат.
Намеки на появление указанных приспособлений мы встречаем среди разнообразных групп рыб. Известны случаи, когда рыбы на то или иное время выходят из воды.
В конце девона в пресных водоемах появились первые амфибии – ихтиостегиды. Они были настоящими переходными формами между кистеперыми рыбами и земноводными. Так, у них имелись рудименты жаберной крышки, настоящий рыбий хвост. Кожа была покрыта мелкой рыбьей чешуей. Однако наряду с этим они имели парные конечности типа пятипалых конечностей наземных позвоночных. Ихтиостегиды жили не только на суше, но и в воде.
В карбоне возникла вторая основная ветвь первичных амфибий – лепоспондилы. Они имели мелкие размеры и были хорошо приспособлены к жизни в воде. Некоторые из них вторично утратили конечности. Начальные их формы просуществовали до середины пермского периода. Полагают, что они дали начало отрядам современных амфибий – хвостатых и безногих.
Все ранние вымершие амфибии, которых иногда именуют стегоцефалами, характеризовались сплошным панцирем из кожных костей, покрывавшим черепную коробку сверху и с боков, так что оставались отверстия только для ноздрей, глаз и теменного органа. Стегоцефалы дожили до начала мезозоя. Современные же отряды амфибий появляются только в конце мезозоя (конец юры – начало мела). [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8]

Эволюционное древо происхождения земноводных и пресмыкающихся (рисунок 1).

Мы с Вами уже многое выяснили про особенности и происхождение класса Земноводные, но ни чего еще конкретного не сказали об их внешнем строении. Вначале посмотрите внимательно еще раз на представителя, который находится в сосуде, а затем выполните задание. У Вас на столах конверт № 4 с заданием по внешнему строению на эту работу Вам отводится 5 минут.
Сделать в тетради рисунки головы (найти и подписать глаза, веки, ноздри, барабанная перепонка) и конечностей (найти и подписать передняя: плечо, предплечье, кисть – свободные пальцы; задняя конечность: бедро, голень, стопа – пальцы соединенные плавательной перепонкой). Задание проверяем при помощи слайдов.

У Вас на столах остался последний конверт № 5 в нем задание об особенностях внешнего строения на примере лягушки (обратите внимание на преподавательский стол, здесь у нас с Вами в сосуде находится – шпорцевая лягушка альбинос) связанного с необходимостью ее пребывать в одной из сред обитания. В тетради делаете таблицу из двух граф, учитель вместе с учащимися чертит таблицу, и затем в группе заполняете только свой столбик, а второй заполняем во время проверки через 5 минут. (2 группы 1 графа, 2 группы 2 графа)

Особенности, связанные с образом жизни:

Вывод: Земноводные во внешнем строении имеют …(черты приспособленности к возможности обитать как в водной, так и в наземно-воздушной средах.)

VI. Закрепление (2 минуты)

Итак мы сегодня с вами познакомились с Классом …, объединяющим в себя … и входящий в надкласс…, подтип … и тип… А какие особенности есть у этого класса в связи с водным образом жизни? А какие особенности связанны с наземным образом жизни? От кого произошли современные земноводные? (Отвечают по очереди группы, на которые указывает учитель).

VII. Рефлексия (2 минуты)

– Подумайте, какие у Вас остались вопросы по сегодняшней теме урока. Задайте их.

VIII. Домашние задание.

§36 стр.175-178 ? 2 – письменно.

IX. Подведение итогов

Выставление отметок за работу на уроке.

Использованная литература:

1. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк./Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова, А.С.Мончадский и др.; Под ред. М.А.Козлова. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с.: ил.
2. Быховский Б.Е., Дольник В.Р., Козлов М.А. Биология: Животные. Учебник для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений/Под общей ред. Академика М.А.Козлова. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 335 с.: ил.
3. Земноводные и пресмыкающиеся. Атлас. Учебное пособие. – СПб.: ЧеРо-на-Неве, М.: издательство МГУ, 1999. – 32с., ил.
4. Зоология. Учебник для 6-7 классов средней школы./ под редакцией академика Б.Е.Быховского. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1970.
5. Константинов В.М, Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/Под ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 304 с.:ил.
6. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. – Ч. 1.- Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные: Учебник для биолог. Спец. Ун-тов. – М.: Высш. Школа, 1979. – 333 с., ил.
7. Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. Спец. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 464 с., 6 л. Ил.
8. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.: ил.

Оборудование урока: интерактивный комплекс Smart, презентация, учебники, рабочие тетради, гимнастические палки для физминутки, раздаточный материал, сигнальная карточка для установления обратной связи, оценочный лист обучающихся, коллекция фигурок лягушек.

1.Организация начала урока.

-Приветствую вас, ребята, на уроке биологии. Садимся. Напоминаю, что нельзя опираться грудью о край парты, руки лежат свободно, обе ноги всей ступнёй опираются на пол, спина прямая. Проверьте готовность к уроку (учебник, тетради, ручка, карандаши, клей). Кто готов- сигнализируйте карточками (Приложение1).

2. Проверка домашнего задания.

-На следующем слайде названия животных. Исключите лишнее животное и объясните почему.

ЖАБА ТРИТОН СКАТ ЛЯГУШКА

-Молодцы. Вы очень добросовестно отнеслись к выполнению домашнего задания.

3. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний.

- Итак, героиней нашего урока станет лягушка.

4. Изучение нового материала.

- Мы должны о нашей лягушке узнать многое. Где она обитает, каково её внешнее строение, чем питается.

Беседа с опорой на жизненные знания и опыт обучающихся. Используется презентация.

-Где же мы встретим лягушку в нашей местности? (ответы детей).

- Верно, наши зелёные лягушки обитают в реках, озёрах, прудах. Можно их встретить и по берегам водоёмов. Посмотрите видео. Я еле заметила лягушку среди водных растений. А почему? (ответы детей). Да, зелёная окраска тела делает нашу красавицу незаметной на этом фоне. Как это помогает лягушке? (ответы детей). Правильно, этот камуфляж помогает ловить добычу и самой спасаться от врагов: журавлей, цапель, аистов.

- Теперь рассмотрим нашу лягушку. По внешнему виду она похожа на рыбу или отличается? (ответы детей). Какие части тела вы можете назвать? (ответы детей). Есть голова, туловище, передние конечности и задние. Туловище короткое. Сравните передние и задние конечности (ответы детей). Передние лапы лягушки, снабженные характерными для всех земноводных четырьмя пальцами, довольно короткие. Задние лапки сильно развиты и имеют по пять пальцев. Пространство между ними затянуто кожистой перепонкой, пальцы конечностей не имеют когтей.

-У вас на парте для каждого есть материал для приклеивания (Приложение3). Откроем тетрадь, запишем число, тему урока, наклеим. Учитель напоминает правила посадки и размещения тетради на парте при письме.

-Подпишите части тела лягушки. А теперь внимательно рассмотрим голову лягушки. Она большая и плоская, слегка заострённая спереди. Есть глаза. Подберите как можно больше прилагательных, чтобы описать глаза лягушки.

Глаза (Какие?) _____________, __________________, _____________________.

Большие, выпуклые, красивые и т.д. Они защищены прозрачным веком от высыхания и загрязнения. Сзади каждого глаза лягушки находится место, затянутое тонкой кожицей (барабанная перепонка). Две ноздри, которые имеют специальные клапаны, расположены немного выше огромного рта с мелкими зубами. А как же голова соединяется с туловищем? Узнаем из учебника. Работа с учебником с. 73. Дети находят ответ.

_ Да, у лягушки нет шеи, повернуть голову она не может.

-Рыбы плавают, человек ходит, собака бегает. А как передвигаются лягушки? Работа с учебником с. 73. Дети находят ответ на вопрос.

-Да, на суше передвигаются прыжками, а в воде плавают.

5. Динамическая пауза под музыку (физминутка).

Упражнения с гимнастическими палками для формирования правильной осанки (Приложение 4). Учитель показывает правильность выполнения.

6. Первичная проверка усвоения знаний.

-Отдохнули, пора и за дело приниматься. На партах у каждого листок (Приложение5). Изображена лягушка. Соединить стрелками части тела с названиями. Один обучающийся выполняет задание на интерактивной доске.

Проверка. Учитель устанавливает правильность и осознанность усвоения материала, выявляет пробелы, проводит коррекцию.

7. Закрепление знаний.

-Вы просто молодцы. Хочу проверить вашу наблюдательность. Один знакомый художник нарисовал лягушку. Красивая получилась. Только мой знакомый давно учился в школе и что-то подзабыл. Рассмотрите внимательно картину на слайде. Какую ошибку допустил художник? (ответы детей).

- Да, мы знаем, что у лягушки нет шеи, поэтому поворачивать голову она не может. Молодцы, вы очень наблюдательны.

8. Контроль и проверка знаний.

-Посмотрите на слайд. Какая красивая лягушка к нам решила заглянуть. Задумалась. У неё есть вопросы. Ответим? Нам поможет учебник с.73-74.

-И тут вы справились. Я очень довольна вами.

9. Подведение итогов.

-Потрудились мы на славу! Сегодня продолжили знакомство с удивительными животными. Что узнали о лягушке? Что бы вам хотелось ещё узнать? Каждый из вас старался. Оценивание работы каждого обучающегося с учётом индивидуальных возможностей и на основе записей в оценочном листе обучающихся (Приложение 6)

10. Домашнее задание.

Поработать с материалом учебника с.73-74. Устно ответить на вопросы.

Сильной группе обучающихся: используя ресурсы интернета, рассмотреть фото разных лягушек, узнать о них.

По желанию: вспомнить и записать в тетрадь художественные произведения, где герои земноводные.

11. Рефлексия.

-Скажу вам по секрету. Лягушки-мои самые любимые животные. У меня дома целая коллекция фигурок лягушек. Я некоторые принесла. Познакомимся. Дети рассматривают, ощупывают фигурки. Получают эмоциональный заряд. Делятся впечатлением. (Приложение 7).

-Я думаю, что мы с интересом будем изучать земноводных на следующих уроках.

Карточка-сигнал двусторонняя для установления обратной связи. У каждого ученика.


Разрезные картинки. Формат А4. Из фрагментов собирается картинка. Картинки раздаются в зависимости от уровня обучающихся.




Раздаточный материал. Размер 6смх6см. Обучающиеся приклеиваю в тетрадь. Подписывают части тела лягушки.


Упражнения с гимнастическими палками для формирования правильной осанки.

I. И. п.— стойка ноги врозь, палка внизу. 1—2 — руки вверх, потянуться, посмотреть на палку (вдох); 3—4 — И. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе, руки не сгибать, ноги с места не сдвигать.

II. И. п.— о. с., палка внизу. 1 — наклон вперед, палкой коснуться носков ног (выдох); 2 — и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать.

III. И. п.— стойка ноги врозь, палка на плечах. 1 — поворот туловища влево (выдох); 2 — и. п. (вдох); 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону в среднем темпе. Поворачиваясь, пятки от пола не отрывать, ноги с места не сдвигать.

IV. И. п.— о. с., палка внизу, хват ниже плеч. 1 — руки вверх, потянуться, посмотреть на палку (вдох); 2 — сгибая руки, палку назад на лопатки (выдох); 3 — руки вверх (вдох); 4 — и. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Отводя палку назад, стараться свести лопатки, прогнуться.

V. И. п.— о. с., палка горизонтально за спиной над локтями. 1 — отставить правую ногу назад и опуститься на колено; 2 — то же левой ногой, сед на пятках; 3—4 — поднимаясь и выставляя правую ногу вперед, встать. То же с левой ноги. Повторить 4—5 раз каждой ногой в среднем темпе. Туловище держать вертикально, голову не наклонять. Дыхание равномерное, без задержек.

Раздаточный материал. Формат А6. Соединить стрелками части тела с названиями.

Читайте также: