Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность конспект

Обновлено: 07.07.2024

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умение вести себя безопасно в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях определяет защищенность
человека от отрицательного воздействия на него фактора
риска окружающей среды и характеризует его уровень общей
культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Общая культура человека в области безопасности
жизнедеятельности - умения и навыки своевременно и адекватно
среагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации
природного, техногенного и социального характера, найти наиболее
безопасный выход из сложившейся ситуации, снизить фактор риска
лично для себя и для окружающих.

3. Системы безопасности:

СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Личная
Коллективная
Социальная
Общественная
Государственная
Национальная
международная

Факторы аварийности в техногенной
сфере
1. Нерациональное с точки зрения безопасности
размещение потенциально опасных объектов по
территории страны.
2. Износ оборудования, несовершенство и устарелость
производственного оборудования.
3. Низкие темпы внедрения ресурсо- и энергосберегающих
технологий.
4. Снижение профессионального уровня работников,
низкий уровень трудовой дисциплины и качества.

5. Для обеспечения личной безопасности нужно обладать следующими качествами:

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НУЖНО
ОБЛАДАТЬ СЛЕДУЮЩИМИ КАЧЕСТВАМИ:
Быть любознательным, научиться предвидеть
опасность
Уметь объективно оценивать свои возможности,
находить самый безопасный выход из опасной
ситуации
Регулярно расширять свои знания и умения в
области безопасности
Развивать в себе ответственное отношение к
сохранению окружающей среды
Воспитывать в себе ответственное отношение к
своему здоровью.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности
населения в условиях ЧС мирного и военного
времени :
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
Оповещение населения о чрезвычайных
ситуациях;
Инженерная защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
Радиационная и химическая защита
населения;
Эвакуация населения;
Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в
зонах чрезвычайных ситуаций, жизнеобеспечения населения,

7. Основные направления деятельности КБЖ:

ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КБЖ:
-научно-методическое обеспечение формирования
культуры безопасности жизнедеятельности;
-патриотическое и нравственное воспитание молодежи,
популяризация деятельности МЧС России;
-научно-методическое обеспечение информационной
политики в области безопасности жизнедеятельности;
-научное и учебно-методическое сопровождение
подготовки населения и специалистов в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;

-развитие современных методов
обучения населения и подготовки
специалистов, в
том числе с применением технических
средств
массовой информации, передовых
информационно-коммуникационных
технологий и дистанционных форм
обучения;
-совершенствование организации
обучения подрастающего поколения в
области безопасной жизнедеятельности;
-разработка учебно-методической
литературы, мультимедийных пособий,
компьютерных обучающих программ;
-реклама профессии спасателя и
пожарного.

9. Пути формирования и составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности

- На коллективном уровне -развитие системы корпоративных
ценностей, профессиональной этики и морали, подготовка
персонала потенциально опасных и других объектов.
- На общественно-государственном уровне - проведение
государственной политики, развитие общенациональной
идеологии безопасности, нормативной правовой базы,
научно-техническая деятельность в области управления
рисками, социальная реклама безопасности. Как видим,
формирование культуры безопасности жизнедеятельности
носит глобальный характер, имеет многоаспектное
значение. Отсюда деятельность по формированию культуры
безопасности должна носить системный,
междисциплинарный и межведомственный характер.
Ведущую роль по организации формирования КБЖ в
соответствующих сферах должны взять на себя федеральные
органы исполнительной власти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека и в нем должны принимать активное участие семья, школы, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.

Гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, в том числе и несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России ежегодно погибают в результате: ДТП – более 26 тыс. человек, производственного травматизма – около 25 тыс. человек, отравления алкоголем и передозировки наркотиков – до 300 тыс. человек, суицидов – более 49 тыс. человек, заболеваний, вызванных табакокурением, – более 70 тыс. человек, влияния неблагоприятной окружающей среды – более 28 тыс. человек. Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности.

Гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, в том числе и несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России ежегодно погибают в результате: ДТП – более 26 тыс. человек, производственного травматизма – около 25 тыс. человек, отравления алкоголем и передозировки наркотиков – до 300 тыс. человек, суицидов – более 49 тыс. человек, заболеваний, вызванных табакокурением, – более 70 тыс. человек, влияния неблагоприятной окружающей среды – более 28 тыс. человек.

Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности.

Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности: мировоззренческая основа, система ценностей; традиции, устойчивые правила поведения членов общества; духовные, интеллектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:

  • мировоззренческая основа, система ценностей;
  • традиции, устойчивые правила поведения членов общества;
  • духовные, интеллектуальные

и материальные результаты

деятельности людей в сфере

безопасности.

Таким образом, культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности. Очевидно, что объектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности начального уровня целесообразно рассматривать личность.

Таким образом, культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Очевидно, что объектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности начального уровня целесообразно рассматривать личность.

Основные направления деятельности КБЖ:

Основные направления деятельности КБЖ:

том числе с применением технических средств

массовой информации, передовых

информационно-коммуникационных

технологий и дистанционных форм обучения;

Пути формирования и составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности

Можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

- На коллективном уровне -развитие системы корпоративных ценностей, профессиональной этики и морали, подготовка персонала потенциально опасных и других объектов. - На общественно-государственном уровне - проведение государственной политики, развитие общенациональной идеологии безопасности, нормативной правовой базы, научно-техническая деятельность в области управления рисками, социальная реклама безопасности. Как видим, формирование культуры безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер, имеет многоаспектное значение. Отсюда деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер. Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти.

- На коллективном уровне -развитие системы корпоративных ценностей, профессиональной этики и морали, подготовка персонала потенциально опасных и других объектов.

  • - На общественно-государственном уровне - проведение государственной политики, развитие общенациональной идеологии безопасности, нормативной правовой базы, научно-техническая деятельность в области управления рисками, социальная реклама безопасности. Как видим, формирование культуры безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер, имеет многоаспектное значение. Отсюда деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер.

Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти.

В процессе обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) присутствуют названные этапы воспитания культуры безопасности: на основе предварительной диагностики уровня сформированности культуры безопасности (обычно учитель ограничивается диагностикой сформированности знаний) осуществляется разработка тематического плана, поурочное планирование, на уроках ведется контроль знаний, стимулирование деятельности учеников, коррекция выявленных пробелов и т.д. В то же время названные компоненты являются функциями воспитания, если реализуются на других этапах воспитания. Например, на уроках физики учащиеся узнают о губительном влиянии табачного дыма на организм человека, тем самым реализуется стимулирующая функция, способствующая формированию мотивационной готовности воспитанников к профилактике вредных и опасных факторов.

Коммуникационные технологии и политика в области КБЖ

  • В нынешних условиях мощного информационного воздействия современные информационно-телекоммуникационные технологии приобретают особую значимость в формировании позитивного отношения людей к обеспечению БЖД. Существенную роль в решении этой задачи играет создаваемая Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Она предназначена для подготовки населения в области БЖД, оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий. Внедрение системы повысит действенность и обеспечит выполнение перечисленных задач в более короткие сроки, а самое главное - будет способствовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения.

5. Формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях (ЧС) у учащихся общеобразовательной школы.

  • В основу формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях положены следующие принципы:
  • - принцип гуманнизации, который предполагает, что ученик является субъектом собственного развития. Ему представляется право жизненного самоопределения, выбора образовательной траектории, форм личностно-ориентированного взаимодействия, способов усвоения и применения знаний, методов познания себя и окружающего мира.
  • - принцип деятельностного подхода, нацеливающего личность на активную реализацию принятых ею индивидуальных и коллективных программ физического и морального совершенства, защитной деятельности.
  • - принцип инновационной направленности подготовки ученика и его профессиональной деятельности.
  • - принцип самоопределения личности учащегося в безопасной культуре предполагает, что динамика формирования этой культуры обеспечивается прежде всего развитием школьника себя как личности.
  • - теоретическая модель подготовки школьника к действиям в чрезвычайных условиях представляет собой интегративное единство целей, задач, ведущих тенденций и принципов , психолого-педагогических условий, структурных компонентов, технологий и критериев оценки уровней готовности учащегося к безопасной и защитной деятельности, опирающаяся на принципы целостности, системности и личностно-деятельностного подхода.

Мониторинг и прогнозирование ч.с. Оповещение населения Инженерная защита населения и территорий от ч.с. Радиационная и химическая защита населения Эвакуация населения Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ

Общая культура человека в области жизнедеятельности - умения и навыки своевременно и адекватно среагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, найти наиболее безопасный выход из сложившейся ситуации, снизить фактор риска лично для себя и для окружающих.

Быть любознательным, научиться предвидеть опасность Уметь объективно оценивать свои возможности, находить самый безопасный выход из опасной ситуации Регулярно расширять свои знания и умения в области безопасности Развивать в себе ответственное отношение к сохранению окружающей среды Воспитывать в себе ответственное отношение к своему здоровью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ОБЖ 9 класс-презентация по теме "Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России"

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России"-презентация к уроку ОБЖ для 9 класса.

План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9
Презентация к уроку по теме "Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности"

Презентация "Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности" поможет провести занятие с учащ.


Основы безопасности жизнедеятельности. Разделы обеспечение личной безопасности и здоровый образ жизни


Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

презентайия 9-й класс.

Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Цель урока: Систематизировать представления учащихся об общей культуре населения в области безопасности жизне¬деятельности, подчеркнув значение уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. Сформировать убеждение в том, что национальная безопасность России — забота не только государства, но и каждого гражданина России.

Оценить 1450 2

МБОУ Больше-Аратская СШ

Технологическая карта

Урок ОБЖ в 9 классе

Тема:Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.

Цель урока: Систематизировать представления учащихся об общей культуре населения в области безопасности жизне­деятельности, подчеркнув значение уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. Сформировать убеждение в том, что национальная безопасность России — забота не только государства, но и каждого гражданина России.

Тип урока: комбинированный

Обучающая - актуализировать субъективный опыт учащихся

Воспитывающая - содействовать формированию мировоззренческих понятий

Развивающая- создать условия для развития у школьников умений анализировать.

Этапы урока

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Самоопределение к деятельности.

Объявляю тему, цели, задачи и виды деятельности на уроке

Включаются в процесс целеполагания, оформляют записи в тетради

Готовы к учебно-познавательной деятельности

2.Актуализация знаний

Подготовить учащихся к выполнению проблемного задания: « Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и

Пробуют высказывать свои предположения

Предложения учащихся аргументированны

3.Постановка учебной задачи

Определить, узнать, исследовать возрастание отрицательного влияния последствий чрез­вычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России.

Организую коммуникативную деятельность учащихся: предлагаю алгоритм деятельности.

Соотносят свои действия с предложенным учителем алгоритмом

Определены цели деятельности:

Человеческий фактор оказывает постоян­но возрастающее отрицательное влияние на безопасность лич­ности, общества и государства и является если не главным, то определяющим фактором в деле обеспечения национальной безопасности России.

4.Построение выхода из проблемной ситуации

Сформулировать, дать определение

Организую работу в группах, в ходе которой выстраивается способ решения проблемы

Предлагают варианты решения проблемы

5.первичное закрепление учебного материала

Организую учебную деятельность по выполнению заданий на уяснение сути системы национальной безопасности.

Выполняют задания, обсуждают шаги своих действий и полученные результаты

Усвоены основные направления системы национальной безопасности

6.Самостоятельная работа

Изучить, разобраться с помощью учебника

Управляю самостоятельной работой учащихся

Работают с учебником, выявляя вопросы, направления, которые не были затронуты в обсуждении.

7. Задание на дом

Создать учебные условия и возможности развития умений.

П.1.4 учебника, записи в тетради, подготовка к тестированию

Записывают в дневники

Цель домашнего задания понятна

8. Подведение итогов урока

Выявить уровень достижения целей урока.

Организую рефлексивную деятельность учащихся (цепочка)

Дают самооценку результатов своей деятельности

Дана объективная самооценка

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Материал интересный, полезный,
Конечно, коллегам довольно известный,
Но собран, оформлен и подан удачно!
Ребятам понятен урок однозначно.

Спасибо, что опытом делитесь с нами!
Мы, изучив Ваше, попробуем сами.

Землетрясение, пожары, наводнения.
Захват заложников, подрывы, отравления.
Как действовать в любой из ситуаций?
На ОБЖ всё сразу станет ясно.

Занятие отличное, поверьте!
Спасибо от коллег! и не болейте!

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Культура безопасности жизнедеятельности

Культура безопасности жизнедеятельности – это определенный уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности выполняется на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне. На индивидуальном уровне осуществляется привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, сохранения и сбережения природной среды, развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью, привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем является приоритетной, мотивирование безопасной деятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств и способностей, обеспечивающих возможность действенного предупреждения и защиты от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, формирования паттернов безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. На корпоративном уровне формирование культуры включает в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности, проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Развитие культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне осуществляется путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер, развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от чрезвычайных ситуаций, привлечения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.

Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности на всех указанных уровнях позволяет повысить подготовленность населения, уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, сократить людские потери и материальный ущерб в чрезвычайных ситуациях, будет являться одним из факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.

Источники: Катастрофы и образование / Под редакцией Ю.Л. Воробьева. – М., 1999; Дурнев Р.А. Проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Минобрнауки России. 2005. Выпуски 23–24.

Читайте также: