Влияние имиджа на восприятие человека конспект

Обновлено: 05.07.2024

И касается не только того, как Вы выглядите в жизни, но и Вашей визуальной упаковки, как профессионала в онлайн среде (сайт, социальные сети, портфолио).

Если разбирать имидж в оффлайн среде, то он состоит из:

  • Тело. Худой или полный, рост, цвет кожи. Даже ямочка на щеке, веснушки, родинки, щербинка, морщинки учитываются.
  • Стиль одежды. Сочетание предметов гардероба, цвета, соответствие обстановке, статусу, качество и ухоженность вещей, аксессуары.
  • Причёска, цвет и длина волос, стрижка, макияж. Стрелки на глазах ассоциируются с Клеопатрой - это был один из атрибутов ее имиджа.
  • Манера говорить. Тон и тембр голоса, интонация, как двигается, как держится, осанка, мимика, взгляд, жесты.

За помощью в создании имиджа для определенной сферы деятельности и целевой аудитории обращаются к имиджмейкерам.

Когда к имиджу в оффлайн ещё необходимо прибавить и онлайн среду, то ко всему выше перечисленному, необходимо создание фирменного стиля, который будет ассоциироваться именно с Вами.

От упаковки сайта, до ведения профиля в социальных сетях.

  • определение миссии и Вашего позиционирования;
  • разработка концепции;
  • прописывание целей и стратегий;
  • тактика и реализация.

За такой визуальной упаковкой обращаются к брендологам (брендмейкерам).

Важно соблюдать последовательность:

  • Закладываем фундамент. Кто Вы, про что Ваш проект. Прописываем стратегию.
  • Упаковка внешняя или визуальное оформление в онлайн среде.
  • Переход к продвижению.

Так как же имидж влияет на нашу жизнь и карьеру?

Имидж есть у каждого, но он может неправильно характеризовать Вас у разных целевых аудиторий или в сфере деятельности, создавать неправильное восприятие Вас. От этого

Вы будете биться, словно в стеклянный потолок, не получая желаемых результатов в личной жизни или карьере.

Аудиторская фирма, занимающаяся ведением бухгалтерии у различных компаний. В штате работает бухгалтер Катя. Отличный специалист, но вот уже 10 лет у неё нет повышения. Была открыта должность главного бухгалтера, но взяли человека со стороны.

Переходим к анализу имиджа. Катя работает только в офисе, иногда из дома, и совсем не видится с клиентами, общаясь по телефону и по почте. Ей не важно, во что она одета и как выглядит. Образ её состоит из немного растянутых джинсов, толстовки с каким-то мультяшным героем и всё это подкрепляется удобной обувью в виде кроссовок. Красится нужным не считает, лучше поспать эти пару минут, а на голове быстро затянутый хвост.

Как считаете, такой образ вызывает доверие как финансовый специалист? А ведь главный бухгалтер встречается и общается с клиентами вживую, посещает совещания и собрания, мероприятия и т.д. Имидж у бухгалтера Кати, не соответствует имиджу главного бухгалтера Екатерины.

Еще пример. Дмитрий графический дизайнер. Жалуется на то, что мало клиентов, реклама на сайт не работает и в социальных сетях тишина. Смотрим на его имидж в онлайн среде. Оказывается, что сайт больше ассоциируется со страховых агентом, риэлтором или юристом! Все лаконично, с острыми краями блоков, в темном цвете. В портфолио представлены креативные и яркие примеры, но клиенты туда не доходят.

Сам Дмитрий на фото в строгом деловом костюме, с серьёзным лицом. На фирменном сайте есть ссылка на его инстаграм. А там нет ни кейсов, ни отзывов. Зато есть фото с пятничного шашлыка у друзей. И субботнее селфи с котом!

Как думаете, почувствуют потенциальные клиенты обман или не соответствие? Смогут предположить, что видят креативного графического дизайнера?

А ведь на принятие решения есть 3 секунды. Именно столько времени нужно в онлайн среде, чтобы остаться или уйти с сайта, страницы в социальной сети.

Психология имиджа

Разберемся с понятиями. Что есть имидж

К примеру, Полли Берд в своей работе подчеркивает, что имидж представляет собой полную картинку, которую человек предоставляет другим. В нее входит ряд компонентов — внешний вид, манера говорить, навыки, осанка, всевозможные мелочи (аксессуары) [3].

1

С одной стороны, описанные характеристики применимы к понятию имиджа; но, как подчеркивает Е. Б. Перелыгина, все-таки полностью синонимичными они не являются. Точнее определить имидж в качестве одной из разновидностей образа. Но при этом восприятию подлежит не любое из возможных явлений, а сам субъект. В качестве такого субъекта могут выступать как отдельные люди, так и группы людей или коммерческие организации. В формировании имиджа принимает участие как сам человек, так и его окружение. В первом случае речь идет об индивидуальном имидже. Природа имиджа, таким образом, состоит из двух компонентов — психологического и социального. Учитывая данный факт, Е. Б. Перелыгина предлагает следующее определение рассматриваемого нами понятия:

  • Прообраз имиджа. Это тот человек или организация (субъект), для которого создается определенный образ. Когда речь идет о человеке, подразумевается индивидуальный имидж.
  • Реципиент. Воспринимающая сторона — тот субъект, для которого происходит создание имиджа. Реципиентом может быть как отдельный человек, так и группа людей. В таком случае можно говорить об аудитории имиджа.

Имидж в семиотическом контексте

При этом особое место уделяется символической природе имиджа. Ни одну из социальных групп невозможно отличить от другой без учета тех или иных символов, в роли которых может выступать и графика, и текст, и особые поведенческие атрибуты. Данный аспект всегда учитывается имиджмейкерами. При создании того или иного образа очень важно учитывать те символы, которые понятны для его реципиента.

2

В этом отношении интересно замечание Г. Г. Почепцова:

Модельер Д. Мейер в данном отношении подмечает, что одежда способна очень многое рассказать о личности; а то, каким образом комбинируются различные вещи, расскажет о человеке не меньше, чем его лексика и манера говорить:

Одежда рассказывает реципиенту о субъекте не только при помощи тех или иных предметов, но и посредством того, каким образом они сочетаются между собой; а также тем, насколько они адекватны ситуации, в которой имеет место транслирование того или иного образа.

Символика индивидуального имиджа в народной памяти

Символика в имидже позволяет человеку стать быстро узнаваемым. Существует масса примеров персон, которые запечатлелись в памяти народов и культур благодаря тому или иному символу:

  • И. В. Сталин. Вождя можно было легко узнать по его курительной трубке.
  • Адольф Гитлер. Символом, которым злодей запомнился миллионам людей, стали его агрессивные усики и челка, уложенная на непривычную сторону.
  • Фидель Кастро. Лидер кубинской революции всегда носил военную форму.
  • Юлия Тимошенко. Политик знаменита своей косой. Которая, в свою очередь, является символом Леси Украинки, великой украинской поэтессы.
  • Курбан Бердыев. На каждом матче тренер появляется с четками в руках.

Интерсубъективная природа имиджа

В своей работе Е. Б. Перелыгина берет за основу интеракционистский подход (представлен такими персоналиями, как Дж. Мид, Ч. Кули, У. Джеймс и пр.). Даная концепция подразумевает коммуникацию, взаимодействие от человека к человеку посредством знака.

  • Первая группа факторов — это те объективные и неотъемлемые свойства индивида, что проявляются в процессе его коммуникации с реципиентами имиджа.
  • Вторая категория — это факторы, которые обусловливают восприятие свойств индивида группой или другим индивидом.

Интерсубъективная природа имиджа порождает ряд противоречий, которые ему свойственны. Это:

Описанные характеристики относятся к устойчивым — они воспроизводятся вне зависимости от внешних условий [4].

Индивидуальный имидж и передача информации

Функции и механизмы индивидуального имиджа

В основе возникновения имиджа на заре человеческой цивилизации, пишет Е. Б. Перелыгина, лежит необходимость подражать другим членам племени. Типовое поведение должно было копироваться быстро и точно — именно это было залогом выживания.

И. А. Федоровым было выделено несколько основных функций имиджа [3]:

4

При этом в некоторых случаях возможны и такие состояния, при которых имидж отсутствует. Это психические расстройства, сон, запрограммированное поведение (например, в состоянии гипноза). Поскольку имидж создается в процессе социальной коммуникации, то человек, который не способен к ней, одновременно не является способным и к созданию полноценного индивидуального имиджа [3].

Например, психически больной человек утрачивает собственную социальную роль. Способность создать тот или иной индивидуальный образ у него ограничена в той же мере, в которой у него ограничена способность к социальному взаимодействию.

Интересно, что противоположное состояние, для которого также характерно существенное ослабление усилий по созданию имиджа, присуще людям, буквально находящимся на противоположном полюсе — а именно, самоактуализирующимся личностям, как их определял А. Маслоу. Если у них не полностью отсутствует имидж, то по меньшей мере он существенно ослаблен. Е. Б. Перелыгина связывает это с тем, что самоактуализирующиеся индивиды обладают рядом особых качеств (автономия, свежесть восприятия, наличие вершинных переживаний…), среди которых два играют особую роль в создании имиджа. Во-первых, они слабо подвержены влиянию социума. И во-вторых, у самоактуализирюущихся личностей не присутствует стремления прилагать усилия к формированию имиджа, поскольку в этом отсутствует потребность.

Стало быть, в контексте психиатрического диагноза либо случая самоактуализирующейся личности имидж представляет собой негативную личностную характеристику [3].

Ориентация на восприятие или на самоощущение

Индивидуальный имидж создается индивидом на основе двух типов побуждений:

  • Повысить самооценку, ощутить себя более комфортно.
  • Добиться тех или иных целей взаимодействия.

6

В зависимости от первого или второго типа мотивации выделяют и два вида имиджа: ориентированного на самоощущение или на восприятие его реципиентом. При этом два этих типа не являются взаимоисключающими. Несложно увидеть, что в таком случае имидж политического деятеля или, например, преподавателя, относится ко второму типу. Но считается, что наибольших успехов в своей деятельности достигают те люди, у которых два данных типа совпадают — иными словами, их имидж также ориентирован и на самоощущение.

Значение полученных открытий

Список использованных источников:
  • 1. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. Рефл-бук. Ваклер, 2000.
  • 2. Фэлдон Л. Основы стиля: Имидж, настроение, фигура. М., 2003
  • 3. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие /Е. Б. Перелыгина. — М.: Аспект Пресс, 2002
  • 4. Перелыгина Е. Б. Восприятие и изменение имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия //Российский психологический журнал. – 2005. – Т. 2.
  • 5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2001

Автор: Ольга Чепурко, писатель

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

У каждого человека - свой имидж. Имидж политика и имидж школьного учителя, имидж бизнесмена и имидж продавца магазина… Человек рождается с имиджем, но, бесспорно, удачный имидж создают, приобретают, работая над имиджем постоянно, и усердно шлифуя свой имидж. Продуманный, удачно подобранный имидж работает на личность, помогает успешно преодолевать все преграды и подниматься на вершину славы. Дабы не разрушить свои замыслы, в первую очередь нужно избавиться от образа неудачника.

Файлы: 1 файл

Имидж и его роль в прочесе общения.doc

Имидж и его роль в процессе общения.

У каждого человека - свой имидж. Имидж политика и имидж школьного учителя, имидж бизнесмена и имидж продавца магазина… Человек рождается с имиджем, но, бесспорно, удачный имидж создают, приобретают, работая над имиджем постоянно, и усердно шлифуя свой имидж. Продуманный, удачно подобранный имидж работает на личность, помогает успешно преодолевать все преграды и подниматься на вершину славы. Дабы не разрушить свои замыслы, в первую очередь нужно избавиться от образа неудачника.

Часто имидж отождествляют с внешним видом человека. Это ошибочное мнение. Понятие имиджа более объемно, можно сказать, бесконечно. Одежда, прическа, макияж, аксессуары, манеры, голос, взгляд, стиль общения, предпочтения в употреблении напитков, система питания, увлечения, музыка, которую вы понимаете, книги, которые вы цените, круг общения – все это составляющие имиджа. Ваш дом, автомобиль, любой предмет, хозяином которого вы являетесь, говорит о вас, характеризует ваш имидж.

Основными составляющими имиджа являются: физический имидж, психологический имидж и социальный имидж:

  • физический имидж – это стиль одежды, прическа, макияж, состояние здоровья (вес, кожа, волосы и т.д.);
  • психологический имидж – это внутренний мир человека, характер, темперамент;
  • социальный имидж – это поведение и роль в обществе, коммуникативные особенности личности.

Переплетаясь и образуя единое целое, составляющие имиджа характеризуют имидж человека как Имидж личности .

  • все субъекты общения выступают в определенных статусах,
  • участники ориентированы на достижение какого-либо эффекта

Успех любого контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на внешний облик, манеру, позы и мимику собеседника, то есть на имидж.

Имидж (от англ. – образ) – это визуальная привлекательность личности.

Имидж – это искусство управлять впечатлением.

Имидж – составная часть культуры делового общения.

Имиджем называют не только создаваемый образ, но и впечатление, которое мы производим.

Три группы приоритетных качеств составляющих имидж:

Составные элементы имиджа.

Модели поведения. Этикетные модели свойственны каждой профессии. Стратегические модели представляют собой рекомендации о том, как вести себя, чтобы достичь той или иной цели. Мы изобретаем определенную стратегию поведения, обдумываем, какие слова сказать собеседнику для того, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завоевать симпатию и т.д.

Тактика общения. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь ими оперативно пользоваться. В любом общении, прежде всего в деловом, не следует допускать какой-либо конфронтации, тем более конфликта. Следует умело использовать механизма психологического взаимодействия.

Внешний облик. Сюда мы включаем позы, походку, жесты и красоту тела.

Походка. По походке можно судить о самочувствии человека, его возрасте и характере.

Одежда. Наша одежда является наглядной многомерной информацией (например, о наших экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональной группе, отношении к окружающим людям). Одежда оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко, предопределяя их отношение друг к другу. Сейчас бизнесмены одеваются по наитию, полагаясь на свой вкус, может быть прислушиваясь к чужим советам. Ни одно исследование не докажет, что хорошо и со вкусом одетый предприниматель заключает больше выгодных сделок, но можно поручиться, что каждый преуспевающий бизнесмен выглядит безукоризненно. Как в прошлом, так и в настоящее время предназначение женской одежды – подчеркнуть личную незаурядность и элегантность. Женщина всегда обладает правом на оригинальность своей одежды, на свой стиль ее ношения. Безусловным успехом пользуются женщины, удачно решающие проблему гармоничного сочетания цветовой гаммы в одежде, умеющие подобрать одежду в соответствии с ситуацией и своими целями.

Лицо. На лице отражаются физическое и душевное состояние человека, характер и даже принципы, которыми он руководствуются в своем поведении. Макияж. Его тактическое назначение – придать лицу эстетичность и привлекательность, скрыть возрастные изменения лица и свойственные ему дефекты. Прическа делает женщину привлекательной. А мужчине придает характер.

Образ личности – многослойное произведение. Попробуйте изъять какой-либо компонент, и нарушится вся композиция образа, и, как следствие, разрушился привлекательный личный имидж.

Искусство нравиться есть великая тайна, которая, даруемая ли природою или похищаемая упорным усилием, в обоих случаях достойно уважения и зависти; в последней дани ей немногие отказывают.

П. А. Вяземский

Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым.

Привлекательный имидж — это часть культуры делового общения. Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные ею. Имидж человека говорит о его внешнем облике, внутреннем мире и психологическом типе.

В основе формирования имиджа лежат следующие принципы:

Воздействие имиджа на людей происходит по схеме поэтапного управления их поведением:

  1. привлечение внимания
  2. пробуждение интереса
  3. создание потребности
  4. спровоцированное действие.

Фасцинация — это очарование, обаяние; характеризуется словесным воздействием, интонацией, мимикой, манерами (говорить, двигаться и т. д.), при которых достигается минимальная потеря информации для партнеров по общению, их доброжелательное расположение.

Аттракция — это привлечение, притяжение; характеризуется визуально фиксированным эмоциональным отношением человека к кому-либо в виде проявления симпатии или готовности к общению (улыбка, радостные восклицания, движения навстречу и т. д.) Это состояние вызывается не внешними, а внутренними причинами.

Например, певец и актер Федор Шаляпин разработал систему самопрезентации, которая представляет практический интерес для постижения технологии фасцинации и аттракции. В ней содержатся такие приемы:

  1. постижение характера изображаемого лица: это достигалось благодаря внимательному изучению роли и литературных источников;
  2. воображение: одно из самых главных орудий художественного творчества. Вообразить — это значит увидеть вдруг образ в целом с его характерными деталями;
  3. психологический грим: это передача нюансов персонажа, без которой никакой грим не поможет создать живой индивидуальный образ;
  4. жест: важная составляющая сценического творчества. Малейшие движения лица, бровей, глаз (что называется мимикой) есть, в сущности, жест. Правда жеста и его выразительность — первоосновы актерской игры;
  5. дисциплина чувств. Соблюдение художественной меры предполагает контроль над собой;
  6. постоянное накопление опыта: чтобы держать публику в напряжении, одного таланта мало; нужна постоянная работа.

Методы психологического воздействия

Психологическое воздействие направлено на изменение механизмов поведения и деятельности человека. С этой целью используется:

  • вербальная информация, т. е. слово. Следует учитывать, что для разных людей значение и смысл слов, а также их воздействие могут быть различными (на это влияют интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности, воспитание, уровень самооценки, широта опыта и т. д.);
  • невербальная информация, т. е. интонация речи, мимика, жесты, позы, состояния; они приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия собеседника;
  • вовлечение человека в специально организованную деятельность позволяет ему занять определенный статус и закрепить определенный тип поведения, связанный с реальными переживаниями в этой организованной деятельности. При этом состояние и поведение человека могут его изменить;
  • регулирование степени и уровня удовлетворения потребностей человека.Воздействие другого человека или группы на конкретную личность произойдет и изменит поведение и деятельность этой личности лишь в том случае, если она признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения собственной потребности. В противном случае никакого изменения личности не произойдет.

Вовлекая человека в новую, пока еще не знакомую для него деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий этого человека по ее выполнению. Это делается для того, чтобы человек не потерял желание и интерес к этой деятельности.

Для изменения поведения человека необходимо изменить его желания и их мотивы. Например, добиться того, чтобы он перестал стремиться к тому, к чему стремился раньше, изменил свои ценностные ориентации, перестал хотеть того, чего хотел раньше и т. д. Одним из приемов, который позволяет это сделать, является регрессия, т. е. актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пропитание и т. п.)

2. Изменение самооценки людей, групповых норм и установок также изменяет поведение людей и их активность. С этой целью создают новые установки либо изменяют актуальность существующих, либо их вообще разрушают. Если такие установки разрушены, то деятельность прекращается.

Другим методом психологического воздействия, позволяющим изменить поведение людей, является метод ориентирующих ситуаций. Он позволяет человеку, его окружению, группе выработать одинаковое требуемое отношение к заранее смоделированной ситуации и изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.

Чтобы сформировать у человека требуемую социальную установку, необходимо знать об условиях, способствующих этому формированию. К таким условиям относятся:

  • периодическое приобщение человека к соответствующей деятельности;
  • многократное получение им соответствующей информации;
  • включение его в престижную группу, значимую для него, в которой требуемая позиция, установка поддерживается.

Психологическое воздействие как на уровне человека, так и на уровне группы лиц будет наиболее действенным, если будут учтены все три фактора — и потребности, и установки, и эмоциональное состояние людей.

В каждой группе людей имеются свои групповые нормы, которые определяют, регулируют поведение каждого члена и группы в целом. Для изменения поведения группы необходимо воздействовать на ее групповые нормы: либо через лидера группы, либо через включение группы в иную деятельность. Включив группу в деятельность требуемого направления, необходимо создать объективные условия для изменения групповых установок, норм. Это достигается тем, что в процессе увлечения деятельностью старые установки не актуализируются, а постепенно стираются на фоне незаметной выработки новых. В сплоченной группе люди особенно чувствительны к воздействию. На групповую сплоченность можно влиять посредством:

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

На курсе вы найдете вдохновение и новые смыслы в каждодневной работе.

Eлeнa Кишкeль, кандидат психологических нayк, преподавaтель Сeвeро-Западной академии госудаpcтвенной службы

Читайте также: