Видовая структура экосистем конспект

Обновлено: 02.07.2024

Влияние абиотических факторов на живые организмы и взаимодействия между отдельными видами лежат в основе жизни любого сообщества. Сообщество, или биоценоз, – это совокупность сосуществующих популяций разных видов. Вместе с факторами неживой природы (абиотическими факторами) сообщество образует экосистему.

Экосистема – это очень широкое понятие. Дождевой тропический лес и болото, гниющий пень и муравейник, лужа посреди просёлочной дороги и одиноко стоящее дерево с его обитателями – это разные природные экосистемы. Существуют экосистемы искусственного происхождения, например сельскохозяйственные угодья, аквариум, ферма. Экосистему, границы которой определены растительным сообществом, например дубрава, луг, ельник, берёзовая роща, называют биогеоценозом. Вся совокупность биогеоценозов земного шара образует глобальную экосистему, или биосферу.

Любая экосистема имеет пространственную, видовую и экологическую структуры.


Рис. 75. Пример ярусности экосистемы. Ярусная структура лиственного леса

В составе любой экосистемы можно выделить два основных структурных компонента: комплекс факторов неживой природы, так называемое абиотическое окружение, или биотоп, и совокупность всех живых организмов – биоценоз. В свою очередь, биоценоз можно подразделить на зооценоз (сообщество животных), фитоценоз (сообщество растений), микробоценоз (сообщество микроорганизмов). Биотоп – это тоже неоднородная система, он состоит из разнообразных абиотических факторов, которые в сумме формируют определённые климатические, географические, почвенные и другие параметры экосистемы.

Экологическая структура экосистемы. Несмотря на громадное разнообразие экосистем, все они имеют примерно одинаковую экологическую структуру. Экологическая структура – это соотношение групп видов, занимающих определённые экологические ниши и выполняющих определённые функции в сообществе. Наличие этих групп является обязательным условием стабильного существования любой экосистемы, потому что благодаря их взаимодействию обеспечивается главное свойство экосистем – способность к самоподдержанию. Эти обязательные компоненты любой экосистемы – продуценты, консументы и редуценты.

Продуценты, или производители, – это автотрофы, которые в процессе жизнедеятельности синтезируют из неорганических веществ органические соединения, используя в качестве источника углерода углекислый газ. Биомассу, образованную в экосистеме автотрофными организмами, называют первичной продукцией. Она служит пищей и источником энергии для остальных организмов сообщества.

Основными продуцентами являются зелёные растения, хотя свой вклад в образование первичной продукции экосистемы вносят также фотосинтезирующие и хемосинтезирующие бактерии. Для каждой крупной экосистемы или для любого биогеоценоза характерны свои специфические растения, осуществляющие фотосинтез, т. е. свои продуценты.

Консументы, или потребители, – это гетеротрофные организмы, которые используют синтезированную продуцентами биомассу для собственной жизнедеятельности. Съедая и перерабатывая растения, консументы получают энергию и образуют вторичную продукцию экосистемы.

Консументами являются самые разные живые организмы – от микроскопических бактерий до крупных млекопитающих, от простейших до человека. С точки зрения структуры экосистемы и той роли, которую играют разные консументы в поддержании её равновесного состояния, всех консументов можно подразделить на несколько подгрупп, что мы и сделаем несколько позже, когда будем разбирать пищевые связи экосистем.

Редуценты, или разлагатели, перерабатывают мёртвое органическое вещество (детрит) до минеральных соединений, которые снова могут быть использованы продуцентами. Многие организмы, такие как, например, дождевые черви, многоножки, термиты, муравьи и др., питаются растительными и животными остатками, а часть древесины гниёт и разлагается в процессе жизнедеятельности грибов и бактерий. Когда грибы и другие редуценты отмирают, они сами превращаются в детрит и служат пищей и источником энергии другим редуцентам.

Таким образом, несмотря на многообразие экосистем, все они обладают структурным сходством. В каждой способной к самостоятельному существованию экосистеме есть свои продуценты, различные виды консументов и редуцентов (рис. 76).

Экосистема дубравы. Рассмотрим в качестве примера дубраву – очень устойчивую наземную экосистему (рис. 77). Дубрава является типичным широколиственным лесом ярусной структуры, в котором совместно существуют многие сотни видов растений и несколько тысяч видов животных, микроорганизмов и грибов.

Верхний древесный ярус образуют крупные (до 20 м) многолетние дубы и липы. Эти светолюбивые растения, растущие достаточно свободно, создают благоприятные условия для формирования второго древесного яруса, представленного низкорослыми и менее светолюбивыми грушей, клёном, яблоней.


Рис. 76. Необходимые компоненты экосистемы

Под пологом двух ярусов формируется кустарниковая растительность. Лещина, бересклет, калина, боярышник, терновник, бузина, крушина – это далеко не полный перечень растений, которые образуют третий ярус до высоты 2–4 м.

Следующий, травянистый ярус составляют многочисленные кустарнички и полукустарнички, папоротники, всходы деревьев и разнообразные травы. Причём в течение года в дубраве происходит смена травянистого покрова. Весной, когда листвы на деревьях ещё нет и поверхность почвы ярко освещена, расцветают светолюбивые первоцветы: медуница, хохлатка, ветреница. Летом им на смену приходят теневыносливые растения.

В приземном ярусе, высота которого всего несколько сантиметров от поверхности почвы, растут лишайники, мхи, грибы, низкие травы.

Сотни видов растений (продуцентов), используя энергию солнца, создают зелёную биомассу дубравы. Дубравы очень продуктивны: в течение года на площади в 1 га они создают до 10 т прироста растительной массы.

Мёртвые корни и опавшие листья образуют подстилку, в которой обитают многочисленные редуценты: дождевые черви, личинки мух и бабочек, жуки-навозники и мертвоеды, мокрицы и многоножки, ногохвостки, клещи, нематоды. Питаясь, эти организмы не только преобразуют детрит, но и формируют почвенную структуру. Деятельность таких землероев, как кроты, мыши и некоторые крупные беспозвоночные, не даёт почве слёживаться. В каплях воды между частичками почвы обитают многочисленные почвенные простейшие, а грибы образуют симбиоз с корнями растений и участвуют в разложении детрита.


Рис. 77. Экосистема дубравы

Несмотря на то что ежегодно на 1 га поверхности почвы в дубраве поступает 3–4 т отмерших растений, почти вся эта масса разрушается в результате деятельности редуцентов. Особая роль в этой переработке принадлежит дождевым червям, которых в дубравах насчитывается огромное количество: несколько сот особей на 1 м 2 .

Разнообразен животный мир верхних ярусов дубравы. В кронах деревьев гнездятся десятки видов птиц. Вьют гнёзда сорока и галка, певчий дрозд и зяблик, большая синица и лазоревка. В дуплах выводят птенцов филин и обыкновенная неясыть. Чеглок и перепелятник наводят страх на мелких певчих птиц. В кустарниках обитают зарянка и чёрный дрозд, мухоловка-пеструшка и поползень. Ещё ниже находятся гнёзда славки и крапивника. По всем ярусам перемещается в поисках пищи серая белка. Бабочки, пчёлы, осы, мухи, комары, жуки – более 1600 видов насекомых тесно связаны с дубом! В травяном ярусе делят место под солнцем кузнечики и жуки, пауки и сенокосцы, мыши, землеройки и ежи. Самыми крупными консументами этой экосистемы являются косули, лани и кабаны.

Устойчивость этой и любой другой экосистемы обеспечивает сложная система взаимоотношений всех организмов, входящих в её состав.

Вопросы для повторения и задания

1. Что такое биогеоценоз?

2. Расскажите о пространственной структуре экосистемы.

3. Какие обязательные компоненты включает любая экосистема?

4. В каких отношениях находятся друг с другом обитатели биоценозов? Охарактеризуйте эти связи.

5. Опишите видовой состав и пространственную структуру экосистемы дубравы.

Подумайте! Выполните!

1. Назовите общие черты биогеоценозов лиственного леса и пресноводного водоёма.

2. Возможно ли существование биоценоза, состоящего только из растений? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Разработайте экскурсионный маршрут, позволяющий продемонстрировать видовую, пространственную и экологическую структуры типичной экосистемы вашего региона (групповой проект).

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тема 5. ЕСТЕСТВЕННОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОСИСТЕМ

Тема 5. ЕСТЕСТВЕННОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОСИСТЕМ Понятие равновесия является одним из основных в науке. Но прежде чем говорить о равновесии в живой природе, выясним, что такое равновесие вообще и равновесие в неживой

1. Структура

1. Структура ВИЧ относится к семейству ретровирусов.Вирион имеет сферическую форму, диаметром 100–150 нм. Кубический тип симметрии. Наружная (суперкапсидная) оболочка вируса состоит из бимолекулярного слоя липидов, который имеет происхождение из клеточной мембраны клетки

6.2.4. Структура шерсти

6.2.4. Структура шерсти Эксперт-кинолог во время выставочной экспертизы не упускает возможность не только осмотреть, но и пощупать собак. Для него важна фактура шерсти оцениваемых животных, особенно лидеров. В большинстве стандартов пород четко оговорены блеск, жесткость

7.2. Структура биоценоза

7.2. Структура биоценоза Структура любой системы – это закономерности в соотношении и связях ее частей. Структура биоценоза многопланова, и при изучении ее выделяют различные

9.3. Биологическая продуктивность экосистем

9.3. Биологическая продуктивность экосистем 9.3.1. Первичная и вторичная продукция Скорость, с которой продуценты экосистемы фиксируют солнечную энергию в химических связях синтезируемого органического вещества, определяет продуктивность сообществ. Органическую массу,

9.4. Динамика экосистем

9.4. Динамика экосистем Любой биоценоз динамичен, в нем постоянно происходит изменение в состоянии и жизнедеятельности его членов и соотношении популяций. Все многообразные изменения, происходящие в любом сообществе, можно отнести к двум основным типам: циклические и

Структура сна

7.5. Побочные эффекты и организация экосистем

7.5. Побочные эффекты и организация экосистем Идея активного управления природой давно овладела человечеством. Она появилась раньше, чем было достигнуто понимание опасности и неоднозначности такого вмешательства. Стратегия химических воздействий человека на природу

24. Структура экосистем

24. Структура экосистем Вспомните!Какие уровни организации живой природы вам известны?Что такое экосистема?Влияние абиотических факторов на живые организмы и взаимодействия между отдельными видами лежат в основе жизни любого сообщества. Сообщество, или биоценоз, – это

26. Причины устойчивости и смены экосистем

26. Причины устойчивости и смены экосистем Вспомните!Какими взаимоотношениями связаны все организмы, входящие в состав одной экосистемы?Какая энергия поддерживает постоянный круговорот веществ в экосистеме?Причины устойчивости экосистем. Каждая экосистема – это

СООБЩЕСТВО: СТРУКТУРА

СООБЩЕСТВО: СТРУКТУРА От каких процессов зависят численность и разнообразие видов в том или ином сообществе? Какие процессы определяют структуру сообщества? До какой степени структура сообщества определяется локальными процессами, происходящими внутри сообщества

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: урок смешанного типа.

Цель урока: знакомство школьников с новыми терминами, понятиями, расширения имеющейся базы знаний учащихся.

Методические приемы: элементы лекции, беседы, выявления трудностей, поиск противоречий в решении биологических задач.

Оборудование: таблицы, схемы, рисунки учебника, раздаточный дидактический материал.

Мотивационный этап. Постановка целей и задач урока

- жизнь, как особая форма существования материи, представлена на нашей планете несколькими уровнями организации.

? Какие уровни организации живого вам известны?

Задача сегодняшнего урока: рассмотреть структуру биогеоценотического и экосистемного уровня.

1. Структура биогеоценоза по В.Н. Сукачеву (1964).

Основные термины и понятия:

Биотоп или экотоп (абиотический компонент экосистемы) – участок с одинаковыми ландшафтными, климатическими, почвенными условиями (место жизни биоценоза).

Биоценоз или сообщества (биотический компонент экосистемы) – совокупность всех живых организмов, населяющих одну территорию (биотоп), взаимно связанных в цепи питания и влияющих друг на друга в ходе борьбы за существование и естественного отбора. Термин введен датским ученым К. Мебиусом (1877).

Биогеоценоз – структурная и функциональная элементарная единица биосферы. Устойчивая, саморегулирующаяся экологическая система, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва, свет). Например, озеро, луг, лес. Учение о биогеоценозе разработано В.Н. Сукачевым (1940).

Экологическая система – сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющее единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии. Экосистема – понятие, безотносительное к определенному пространству и времени, применимо как к капле воды, так и к биосфере. Термин введен английским ботаником А. Тенсли (1935).

Биотические и абиотические части всех известных науке экосистем связываются непрерывным обменом веществ, называемым круговоротом веществ, энергию для которого поставляет Солнце. Растения синтезируют органические соединения, используя энергию солнечного излучения, и необходимые для синтеза неорганические вещества из почвы и воды.

2. Экосистемы по происхождению: искусственные и естественные

? Какие искусственные и естественные экосистемы вы знаете?

а) роща, сельскохозяйственные угодья;

б) луг, лес, озеро, болото.

Структура экосистемы: пространственная, экологическая, видовая

а) пространственная структура определяется ярусным расположением растительности (этажности).

1 ярус – дуб, липа, ясень.

2 ярус – рябина, клен, дикая яблоня.

3 ярус – кустарники (орешник, боярышник, бересклет).

4 ярус – высокие травы (зонтичные, иван чай, колокольчик).

5 ярус – папоротник, ландыш, звездчатка.

6 ярус – стелющиеся травы (земляника, лапчатка, копытень).

7 ярус – лишайники, мхи, водоросли.

В почве – зеркальное отражение.

1 ярус – корни стелющихся трав.

2 ярус – корни папоротника, ландыша, звездчатки.

3 ярус – корни высоких трав.

4 ярус – корни кустарников.

5 ярус – корни рябины, клена, яблони.

6 ярус – корни дуба, ясеня, липы.

Лес – сложная экологическая система.

? Каково значение ярусности?

Ответ на этот вопрос найден в стихотворении Эразма Дарвина (1731-1802) – деда Чарльза Дарвина.

И меж растений царствует война,

Деревья, травы – вверх растут задорно,

За свет и воздух борются упорно,

А корни их, в земле неся свой труд,

За почву и за влажность спор ведут.

Современную трактовку значения пространственной структуры найдем в учебнике на с.320-321.

Пространственная организация экосистемы позволяет растениям эффективно использовать свет и ресурсы почвы, а животным и микроорганизмам существовать вместе, занимая разнообразные экологические ниши.

б) экосистема характеризуется определенным видовым разнообразием – числом видов, которые его образуют. Рассмотрим видовое разнообразие на примере искусственной экосистемы пришкольного участка.

На пришкольном участке выявлено 44 вида птиц; 24 вида чешуекрылых; 179 видов культурных и дикорастущих растений.

? Каково значение биоразнообразия для экосистемы?

- с. 321. Оно обеспечивает стабильность экосистемы.

Видовая численность популяций свидетельствует о приспособленности вида к конкретным условиям.

Для характеристики экосистем используют математический расчет (определяют плотность популяций).

в) экологическая структура – это соотношение групп видов, занимающих определенные экологические ниши и выполняющих определенные функции.

Обязательными компонентами экосистемы являются продуценты, консументы, редуценты.

Продуценты (производители) – автотрофы, синтезирующие органические вещества, использующие в качестве углерода углекислый газ. Они образуют биомассу – первичную продукцию. Служат пищей и источником энергии для остальных организмов.

Консументы (потребители) – гетеротрофные организмы. Съедая и перерабатывая растения, получают энергию и образую вторичную продукцию. Консументами являются как мелкие организмы (бактерии), так и крупные (млекопитающие).

Редуценты (разлагатели) – перерабатывают мертвое органическое вещество (детрит) до минеральных соединений, способных усваиваться продуцентами.

Пищевые связи мы будем рассматривать на следующем уроке, а сейчас разберем схему биогеоценоза по В.Н. Сукачеву (схема на экране).

Формулировка вывода об устойчивости экосистемы.

Устойчивость экосистемы обеспечивает сложная система взаимоотношений всех организмов, входящих в ее состав.

Экосистема является открытой системой, у нее есть входящий и исходящий потоки энергии; способна к саморегуляции; обладает относительной устойчивостью; видовым разнообразием. Может существовать без какого-либо компонента. Например, в болотных экосистемах отсутствует почва, а в подземных нет притока световой энергии. Об этом поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание: §5.4., вопросы на стр. 325

Самостоятельная работа по новому материалу, коллективная проверка:

Биогеоценозы характеризуются

а) сложными пищевыми цепями

б) простыми пищевыми цепями

в) отсутствием видового разнообразия

г) наличием естественного отбора

д) зависимостью от деятельности человека

е) устойчивым состоянием

Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?

а) зеленые растения г) растительноядные животные

б) плесневые грибы д) красные водоросли

в) цианобактерии е) болезнетворные прокариоты

Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе

а) синтезируют органические вещества из неорганических

б) используют готовые органические вещества

в) используют неорганические вещества почвы

г) растительноядные и плотоядные

д) аккумулируют солнечную энергию

Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка?

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок:

1) В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы, редуценты

2) Первым звеном пищевой цепи являются консументы.

3) У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.

4) В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород.

5) Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Чем определяется устойчивость естественных экосистем? Приведите не менее трех причин.

7. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных. Приведите не менее трех элементов ответа

Рефлексия учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока.

Понравился ли вам урок?

Что показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?

Оцените, пожалуйста, свой вклад в работу класса.

Какие знания помогли нам решить поставленную задачу?

Список литературы:

1 Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА

2. Сивоглазов В.И. : Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова ; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа

3. Чернова, Н.М. Базовый уровень: 10-11 классы : учебник / Н.М. Чернова, [и др.] : под ред. И.А. Жигарева. – М.: Дрофа, 2019. – 302 с.

4. Экология; учебное пособие А. В. Щур [и др.] - Рязань. : РГАТУ; БРУ, 2016. – 180 с.

Комбинированный урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения.

Цель и задачи занятия

— познакомить учащихся с классификацией экосистем;

— познакомить учащихся с видовой и пространственной структурой экосистем.

Учащиеся должны уметь:

— анализировать информацию, полученную из разных источников, в виде логической схемы;

— уметь выявлять причинно-следственные связи на примере взаимодействия между компонентами экосистем.

Учащиеся должны уметь:

— использовать речевые средства в процессе актуализации опорных знаний, закрепления материала, решения проблемных вопросов.

— оценивать свой ответ и ответы сверстников.

Воспитательная; формирование научного мировоззрения,

и представления об экосистемной организации природы;

осознание учащимися необходимости сохранения естественных местообитаний видов

как основы для поддержания биоразнообразия;

формирование мотивов к познавательной деятельности основ экологической культуры.

. Средства обучения : Рабочие тетради, учебники, проектор, компьютер,схемы экосистем, тестовые задания, презентация.

Формы и методы контроля :

Индивидуальные, фронтальные, групповые.

Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия):

  1. Организационная часть (1-2мин)
  2. Актуализация знаний (5-6 мин)
  3. Создание проблемной ситуации (2-3 мин)
  4. Формулировка цели (3-4 мин)
  5. Составление плана реализации учебной цели (5-6 мин)
  6. Получение нового знания (работа в парах) (7-8 мин)

7.Применение нового знания (6-8 мин)

8.Рефлексия (2-3 мин)

9.Домашнее задание (2 мин)

Содержательная часть занятия

Методы, приемы, технологии обучения

Что делает преподаватель

Что делают студенты

Проверить готовность к уроку, проверить подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организовать внимание группы к работе на уроке, включить в учебный ритм, создать положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель урока

Приветствуют преподавателя, знакомятся с темой, записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы

Учатся культуре общения

Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии нового материала

Словесный метод: фронтальная беседа, индивидуальный опрос.

Предлагает вопросы к обсуждению.

.Выполнить задание (Вынести при помощи проектора на доску)

1 . Установите соответствие между примером и типом экосистемы которую он иллюстрирует . Сравните естественную и искусственную экосистемы

3) Дополнительный источник эергии

4) Формирование плодородной почвы

5) Ограниченное количество видов

6) Слабая устойчивость

7) Способность саморегуляции,самовосстановлению.

8) Замкнутый обмен веществ

9)Разрушение ареала дикой природы

10) Незамкнутая цепь обмена веществ, стремление к равновесию.

11) Большое видовое разнообразие

12) Накапливают воду

13) Ограниче6нноле количество видов

14.Расходуют и загрязняют воду.

А) Естественные Б) Искусственные

Отвечают на вопросы

Аргументируют свой ответ.

Применяют знания для выполнения задания .

Сравнивают, делают записи в тетради

Проверяют правильность в виде таблицы на экране.

Делают вывод: Искусственные системы негативно влияют на биосферу.

Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации . Демонстрация слайдов с изображением экосистем тундры и лесной экоистемы.

Словесный метод: объяснение, Иллюстративно-наглядный метод: презентация

Постановка проблемного вопроса? Какие факторы определяют состав экосистемы тундры и лесной экосистемы? Охарактеризуйте их? Какую роль в них играют виды средообразователи и виды стенобионты? Как называется видовое разнообразие ? Какова его роль в сообществе в сообществе.? (Акцент на тему урока ))( Видовая структура).

Как называются определенные типы внешнего строения организмов ( жизненные формы). Какую структуру сообщества они образуют?

Как разные жизненные формы обособлены в пространстве ?

Рассмотреть ярусность леса ,Объяснить его роль в сообществе?

Составить и объяснить пример пи щевой цепи и роль каждого звена в этой цепи. Растение--- растительноядное насекомое---хищное насекомое---- насекомоядная птица---хищная птица

Слушают преподавателя, работают с учебником стр 126-127.Осознают проблему записывают в тетрадь сравнение экосистем , дают определение видовой структуры сообщества. Сравнивают с определением в учебнике.

Сформулировать цели по преобретению новых знаний.

Каков главный вопрос нашего урока, какова цель? Выслушать детей. (какие бывают структуры сообществ?)

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать. Коммуникативные

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся формулировать вопросы, выражать свои м ысли.

Объясняет ,что решение проблемного вопроса , поможет достичь главной цели занятия.

Формулируют главную тему урока.,

Составление плана реализации учебной цели.

Каким образом мы сможем изучить структуры сообществ?

(изучить материал учебника

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; презентация, задания)

- Составьте план нашей дальнейшей работы

Словесный метод: ответы на вопросы

Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Слушают преподавателя и

Предлагают способы реализации учебной цели.

Получение нового знания (работа в парах)

Определить по экологическим факторам, формам и связям стрктуры сообществ:

2. Состав флоры и фауны

3. Особенности климата

9.Древесные ярусы (высокие и низкие деревья)

13. пищевая цепь

Организует беседу по результатам выполнения задания. Сколько структур сообществ вы выделили? Дать определение каждой структуре Их роли в сообществе.

Определяют структуры сообществ по признакам. Сравнивают,делают выводы.

1. Видовая структура-признак экологического разнообразия.чем оно выше тем большеэкологических ниш, богатства среды. Устойчивость сообщества.

2. Жизненные формы ― это внешний облик животных и растений (как систематически близких, так и далёких), отражающий их приспособленность к условиям среды.

3. Ярусность — это вертикальное Биоценозу распределение видов сообщества. Чем больше видовое разнообразие, чем больше ярусов, тем устойчивее и продуктивнее сообщество

4. Трофическая структура это положение организма в пищевой цепи.

Применение нового знания

Выполнение индивидуально теста, проверка на экране.

Определяют значение изученных структур сообщества для их устойчивости и устойчивости биосферы

Параграф 82 стр 320323 ответить на вопросы в конце параграфа.

Словесный метод: объяснение

Задает задание, дает необходимые пояснения.

Отвечают.дополняют, делают выводы.

1.Общая биология 10-11, дидактические материалы/ авт.-сост. С. С. Красновидова, С. А. Павлов, А. Б. Павлов, - М. Просвещение, 2000г., стр.6-42

2. Общая биология 10-11 классы: подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г. И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007.стр 35-45

3. Биология: общая биология. 10-11 классы: учебник/ А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2018. Стр.55-68

6. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Содержательная часть занятия

Методы, приемы, технологии обучения

Что делает преподаватель

Что делают студенты

Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия

Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель урока

Приветствуют преподавателя, знакомятся с темой, записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы

Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии нового материала

Словесный метод: беседа, дискуссия

Предлагает вопросы к обсуждению.

Отвечают на вопросы

Изложение нового материала

Указание новых понятий, подлежащих изучению

Словесный метод: объяснение, конспект

Иллюстративно-наглядный метод: презентация

Рассказывает новый материал, демонстрирует презентацию

Слушают преподавателя, ведут конспект

Выполнение практической работы

Систематизация знаний по теме урока

Репродуктивный метод: практическая работа

Практический метод: выполнение упражнений

Объясняет правила выполнения практической работы, отвечает на вопросы студентов, контролирует трудные моменты

Выполняют практическую работу, задают вопросы по заданию,

Проверка полученных знаний

Проверка результатов выполнения практической работы

Словесный метод: ответы на вопросы

Проверяет правильность выполнения практической работы

Слушают преподавателя и исправляют допущенные ошибки

Оценка работы студентов на уроке

Оценивает работу студентов на уроке

Участвуют в подведении итогов,

Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы

Словесный метод: объяснение

Задает задание, дает необходимые пояснения.

1. Организационный момент

1.1.Проверить по журналу явку студентов.

2.Актуализация прежних знаний (повторение материала предыдущего занятия):

Указать проверяемое содержание и способы проверки:

3. Изложение нового материала:

3.1 Методы, приемы, технологии:

3.2 Содержание учебного материала (основные вопросы, дидактические единицы)

4. Выполнение практического задания.

Формулировки заданий, виды самостоятельной работы студентов на занятии:

5. Проверка полученных знаний.

Указать способы проверки полученных знаний, формулировки вопросов и т.д.:

6. Подведение итогов.

6.1. Оценка работы студентов на занятии:

- на этапе актуализации знаний

- на этапе выполнения практических заданий

6.2. Организация рефлексии студентами пройденного материала, указать способы.

7. Задание для внеаудиторной самостоятельной работы.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Вопросы к зачету по разделу

1. Характеристика алюминия по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Распространение в природе. Физические свойства. Химические свойства. Получение алюминия.

2. Соединения алюминия. Оксид алюминия. Гидроксид алюминия Гидроксид алюминия. Соли алюминия.

3. Общая характеристика d-элементов. Положение железа в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Степени окисления железа. Распространение в природе. Физические свойства. Химические свойства железа.

4. Соединения железа (II). Оксид железа (II). Гидроксид железа (II). Соли.

5. Соединения железа (III). Оксид железа (III). Гидроксид железа (III). Соли.

6. Медь: положение в ПСХЭ, строение атома, распространение в природе, физические и химические свойства. Соединения меди.

7. Хром: положение в ПСХЭ, строение атома, распространение в природе, физические и химические свойства. Соединения хрома.

8. Серебро: положение в ПСХЭ, строение атома, распространение в природе, физические и химические свойства. Соединения серебра.

9. Марганец: положение в ПСХЭ, строение атома, распространение в природе, физические и химические свойства. Соединения марганца.

10. Цинк: положение в ПСХЭ, строение атома, распространение в природе, физические и химические свойства. Соединения цинка.

11. Получение и свойства железной окалины.

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ-металлов (мысленный эксперимент).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: урок смешанного типа.

Цель урока: знакомство школьников с новыми терминами, понятиями, расширения имеющейся базы знаний учащихся.

Методические приемы: элементы лекции, беседы, выявления трудностей, поиск противоречий в решении биологических задач.

Оборудование: таблицы, схемы, рисунки учебника, раздаточный дидактический материал.

Мотивационный этап. Постановка целей и задач урока

- жизнь, как особая форма существования материи, представлена на нашей планете несколькими уровнями организации.

? Какие уровни организации живого вам известны?

Задача сегодняшнего урока: рассмотреть структуру биогеоценотического и экосистемного уровня.

1. Структура биогеоценоза по В.Н. Сукачеву (1964).

Основные термины и понятия:

Биотоп или экотоп (абиотический компонент экосистемы) – участок с одинаковыми ландшафтными, климатическими, почвенными условиями (место жизни биоценоза).

Биоценоз или сообщества (биотический компонент экосистемы) – совокупность всех живых организмов, населяющих одну территорию (биотоп), взаимно связанных в цепи питания и влияющих друг на друга в ходе борьбы за существование и естественного отбора. Термин введен датским ученым К. Мебиусом (1877).

Биогеоценоз – структурная и функциональная элементарная единица биосферы. Устойчивая, саморегулирующаяся экологическая система, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва, свет). Например, озеро, луг, лес. Учение о биогеоценозе разработано В.Н. Сукачевым (1940).

Экологическая система – сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющее единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии. Экосистема – понятие, безотносительное к определенному пространству и времени, применимо как к капле воды, так и к биосфере. Термин введен английским ботаником А. Тенсли (1935).

Биотические и абиотические части всех известных науке экосистем связываются непрерывным обменом веществ, называемым круговоротом веществ, энергию для которого поставляет Солнце. Растения синтезируют органические соединения, используя энергию солнечного излучения, и необходимые для синтеза неорганические вещества из почвы и воды.

2. Экосистемы по происхождению: искусственные и естественные

? Какие искусственные и естественные экосистемы вы знаете?

а) роща, сельскохозяйственные угодья;

б) луг, лес, озеро, болото.

Структура экосистемы: пространственная, экологическая, видовая

а) пространственная структура определяется ярусным расположением растительности (этажности).

1 ярус – дуб, липа, ясень.

2 ярус – рябина, клен, дикая яблоня.

3 ярус – кустарники (орешник, боярышник, бересклет).

4 ярус – высокие травы (зонтичные, иван чай, колокольчик).

5 ярус – папоротник, ландыш, звездчатка.

6 ярус – стелющиеся травы (земляника, лапчатка, копытень).

7 ярус – лишайники, мхи, водоросли.

В почве – зеркальное отражение.

1 ярус – корни стелющихся трав.

2 ярус – корни папоротника, ландыша, звездчатки.

3 ярус – корни высоких трав.

4 ярус – корни кустарников.

5 ярус – корни рябины, клена, яблони.

6 ярус – корни дуба, ясеня, липы.

Лес – сложная экологическая система.

? Каково значение ярусности?

Ответ на этот вопрос найден в стихотворении Эразма Дарвина (1731-1802) – деда Чарльза Дарвина.

И меж растений царствует война,

Деревья, травы – вверх растут задорно,

За свет и воздух борются упорно,

А корни их, в земле неся свой труд,

За почву и за влажность спор ведут.

Современную трактовку значения пространственной структуры найдем в учебнике на с.320-321.

Пространственная организация экосистемы позволяет растениям эффективно использовать свет и ресурсы почвы, а животным и микроорганизмам существовать вместе, занимая разнообразные экологические ниши.

б) экосистема характеризуется определенным видовым разнообразием – числом видов, которые его образуют. Рассмотрим видовое разнообразие на примере искусственной экосистемы пришкольного участка.

На пришкольном участке выявлено 44 вида птиц; 24 вида чешуекрылых; 179 видов культурных и дикорастущих растений.

? Каково значение биоразнообразия для экосистемы?

- с. 321. Оно обеспечивает стабильность экосистемы.

Видовая численность популяций свидетельствует о приспособленности вида к конкретным условиям.

Для характеристики экосистем используют математический расчет (определяют плотность популяций).

в) экологическая структура – это соотношение групп видов, занимающих определенные экологические ниши и выполняющих определенные функции.

Обязательными компонентами экосистемы являются продуценты, консументы, редуценты.

Продуценты (производители) – автотрофы, синтезирующие органические вещества, использующие в качестве углерода углекислый газ. Они образуют биомассу – первичную продукцию. Служат пищей и источником энергии для остальных организмов.

Консументы (потребители) – гетеротрофные организмы. Съедая и перерабатывая растения, получают энергию и образую вторичную продукцию. Консументами являются как мелкие организмы (бактерии), так и крупные (млекопитающие).

Редуценты (разлагатели) – перерабатывают мертвое органическое вещество (детрит) до минеральных соединений, способных усваиваться продуцентами.

Пищевые связи мы будем рассматривать на следующем уроке, а сейчас разберем схему биогеоценоза по В.Н. Сукачеву (схема на экране).

Формулировка вывода об устойчивости экосистемы.

Устойчивость экосистемы обеспечивает сложная система взаимоотношений всех организмов, входящих в ее состав.

Экосистема является открытой системой, у нее есть входящий и исходящий потоки энергии; способна к саморегуляции; обладает относительной устойчивостью; видовым разнообразием. Может существовать без какого-либо компонента. Например, в болотных экосистемах отсутствует почва, а в подземных нет притока световой энергии. Об этом поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание: §5.4., вопросы на стр. 325

Самостоятельная работа по новому материалу, коллективная проверка:

Биогеоценозы характеризуются

а) сложными пищевыми цепями

б) простыми пищевыми цепями

в) отсутствием видового разнообразия

г) наличием естественного отбора

д) зависимостью от деятельности человека

е) устойчивым состоянием

Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?

а) зеленые растения г) растительноядные животные

б) плесневые грибы д) красные водоросли

в) цианобактерии е) болезнетворные прокариоты

Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе

а) синтезируют органические вещества из неорганических

б) используют готовые органические вещества

в) используют неорганические вещества почвы

г) растительноядные и плотоядные

д) аккумулируют солнечную энергию

Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка?

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок:

1) В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы, редуценты

2) Первым звеном пищевой цепи являются консументы.

3) У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.

4) В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород.

5) Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Чем определяется устойчивость естественных экосистем? Приведите не менее трех причин.

7. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных. Приведите не менее трех элементов ответа

Рефлексия учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока.

Понравился ли вам урок?

Что показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?

Оцените, пожалуйста, свой вклад в работу класса.

Какие знания помогли нам решить поставленную задачу?

Список литературы:

1 Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА

2. Сивоглазов В.И. : Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова ; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа

3. Чернова, Н.М. Базовый уровень: 10-11 классы : учебник / Н.М. Чернова, [и др.] : под ред. И.А. Жигарева. – М.: Дрофа, 2019. – 302 с.

4. Экология; учебное пособие А. В. Щур [и др.] - Рязань. : РГАТУ; БРУ, 2016. – 180 с.

Читайте также: