Видоизменение побегов 6 класс конспект урока с презентацией

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

  • Образовательные: рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
  • Развивающие: развить умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищем растений), умение анализировать, сравнивать, обобщать. Наблюдать и устанавливать черты сходства. Продолжить формирование умения проводить лабораторные исследования и делать выводы.
  • Воспитательные: продолжить развивать интерес к изучению биологии, способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному. Формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира.
  • Клубни картофеля, луковица лука репчатого, корневище сансевьеры.
  • Чашка Петри, лупа.
  • Презентация, компьютер.

Тип урока: комбинированный (урок - исследование).

1. Организационный момент

Здравствуйте! Как настроение? Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование. Предмет нашего исследования мы сможем узнать, когда отгадаем несколько загадок.

Стоит он задумчивый,
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На жёлтом лице. (подсолнух)

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик)

И лист и почки - всё врачует,
И сок - целебное сырьё.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России - ствол её. (береза)

По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан - как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка - с опушечкой,
С острою макушечкой. (ель)

Он стоит на ножке длинной,
Точно в пачке балерина.
Как букет, цветок один -
Тёмно-красный георгин. (георгин)

Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования.

  • Что такое побег? Побег - это стебель с листьями и почками.
  • Какова роль стебля? (одна из функций - передвижение питательных веществ)
  • По каким тканями происходит движение веществ в стебле (по проводящим)
  • Чем представлены проводящие ткани стебля? (лубом и древесиной)
  • Какие вегетативные органы у растений вы знаете?
  • А побеги у всех растений одинаковые?
  • А почему?

3. Изучение новой темы

Мы начинаем наше исследование, в ходе которого вы будете заполнять маршрутный лист, который есть у каждого (приложение 1).

Тема: Видоизмененные побеги

Цель: доказать, что клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами.

Гипотеза: если клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами, то мы обнаружим составные части побега: стебель, почки и листья.

1. Выявить наличие стебля, почек, листьев у клубня, луковицы, корневища.

2. Определить, какие функции выполняют видоизмененные побеги.

Выполняем лабораторную работу по плану (приложение 2). План работы лежит на столе. Учащиеся в ходе исследовательской работы заполняют в тетради первую и вторую колонки таблицы "Видоизменения подземных побегов".

Видоизменения
(рисунок)
Строение Функции Примеры растений
1. Корневище 1-стебель

2. переживание неблагоприятных условий;

Используя данные второй колонки таблицы, докажите, что корневище, клубень, луковица - видоизмененные побеги.

Для того чтобы заполнить третью и четвертую колонки таблицы, можно воспользоваться учебником.

В ходе проведенного исследования мы выяснили: (закончи предложение). Ответы учеников.

Вывод исследования: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.

Цель урока: Познакомиться с видоизменениями побега.

Образовательные (познавательные УУД):

  • Развивать понятия о разнообразии и приспособленности растений, изучить видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица ;

Развивающие (регулятивные УУД):

  • С пособствовать развитию базовых компетентностей, через обучение умению находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы;
  • Совершенствовать общеучебные умения учащихся (работа с наглядным материалом, рабочим листом, таблицей, сравнение полученной информации, обобщение полученных знаний);
  • Продолжить развитие коммуникативных умений учащихся (умение ясно, кратко и точно излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; работать в паре; сосредотачивать внимание на конкретном изучаемом материале).

Воспитывающие (коммуникативные и личностные УУД):

  • Воспитывать у учащихся культуру общения и учебного труда в ходе урока, просмотра презентации и выполнения заданий;

Оборудование : компьютер, лупы, луковицы, клубни картофеля, йод, листы с лабораторной работой, чистые листы, тесты и таблицы. презентация

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок. Урок у нас необычный. Проведем мы его в форме игры

(Учитель читает сказку)

2. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задания с целью актуализации знаний и умений

1.Какие главные вегетативные органы растения вам известны?

2. Что такое побег? Из каких частей он состоит?

3.Основной надземный орган растения – это …

4.Он состоит из осевой части, которая называется …

5.К боковым частям побега относятся …

6.Новый побег развивается из …

7.Главный признак, отличающий побег от корня …

Я убедилась в том, что вы знаете строение побега.

3. Мотивация

На нашем пути препятствие – болото, но на нем кочки с загадками, догадайтесь, о каких растениях идет речь?(Учитель показывает угаданные ответы (презентация слайд 2.3.4))

1. Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый… (Лук)

2.. На Грядках Кустиком цветёт,
А клубнями в земле растёт.
Мы копаем понемножку.
Собираем что? . (Картошку)

3.Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение —
И превращаюсь я в конфету (Ирис)

Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называют - видоизмененные побеги.

Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги?

4. Целепологание и формулировка темы урока. Следовательно, каковы цели урока?

- Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги и для чего они нужны .А значит тема урока?

Цель: изучить строение подземного побега-луковицы

Оборудование: препаровальная игла, целая луковица и разрезанная луковица.

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение целой луковицы.

2.Рассмотрите внутреннее строение разрезанной луковицы.

3.Зарисуйте в тетради внутреннее строение луковицы. Подпишите основные ее части: почку, донце, кожистую и мясистые чешуи.

4. Ответьте на вопрос: Что такое чешуя в луковице и донце?

5.Сформулируйте вывод: Луковица - это видоизмененный побег, так как__________________________________________

Группа II. Инструктивная карточка 2

Прочитайте материал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

Цель: изучить строение подземного побега-клубня

Оборудование: препаровальная игла, пророщенный клубень картофеля.

1.Рассмотрите внешнее строение целого клубня.

2.Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля в тетрадь. Подпишите верхушечную почку, глазки, основание.

3. Ответьте на вопрос: Что такое глазки? Какую они выполняют функцию 4.Сформулируйте вывод: Клубень - это видоизмененный побег, так как_______________________________________________

Инструктивная карточка 3

Прочитайте материал учебника.

Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

Цель: изучить строение подземного побега-корневища.

Оборудование: лупа, корневищное растение ириса.

1.Рассмотрите корневище ириса.

2. Воспользуйтесь лупой. Найдите на корневище узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

3.Ответьте на вопрос: Чем корневище отличается от корня?

4.Сформулируйте вывод: Корневище - это видоизмененный побег, так как_________________________________________

1. Корневище.

1. Откуда корневище получило свое название

2. Как отличить корневище от корня?

3. Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?

1.Как можно доказать, что клубень – это побег?

2.Какие части вы обозначили у клубня?

3. А как называются почки у клубня?

1. Что общего у луковицы с побегом?

Ученики заполняют таблицу слайд 7

стебель, листья (чешуйки) и почки

черника, сныть, пырей,ветреница, ландыш

укороченный стебель (донце), листья в виде чешуй (сухие и сочные) почки.

Развивается из видоизмененных стеблей – столонов. Имеет основание, верхушку, почки (глазки). Внутреннее строение такое же, как у стебля

7. Релаксация.физкультминутка.

Мы долго шли по лесу, искали тетушку Знание (смотрим в даль), и нашли ее– вот она(смотрим друг на друга) ,ура (подняли руки вверх и опустили.

1.Главная функция видоизменённых побегов:

Б) накопление питательных веществ

В) поглощение воды

Г) поглощение минеральных веществ.

2.Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

Б) почки и листья

В)стебель и почки

3.На поперечном срезе клубня есть:

Б) древесина , сердцевина

В) только сердцевина

Г) только древесина

4.Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

Г) почки и листья

5.Подземные побеги отличаются от надземных побегов тем, что:

А) не имеют листьев

В) не имеют почек

Взаимопроверка 1б 2в 3б 4в 5а ( слайд 8)

"5"- нет ошибок "4" -1 ошибка "3" - 2 ошибки "2" - 3 и более ошибки

6. Информация о домашнем задании. ( слайд 9)

Подумайте, почему цветок тоже является видоизмененным побегом, записать.

1. Все ли нам удалось сделать на уроке?

2. Было ли вам интересно на занятии?

3Смогли ли мы доказать, что братья Корневище, Клубень и сестрица Луковица – такие же побеги, так как имеют ____________________________________________________________ , но отличие их только в том, что______________________

1. Видоизменения побегов Презентация к уроку биологии в 6 классе

Видоизменения
побегов – это
побеги, имеющие
нехарактерный
вид в связи с
выполнением
другой функции
или изменением
среды обитания.

Подземные побеги
возникли у растений
для переживания
неблагоприятных
условий (зимних
морозов или летней
засухи).

Корневище – длинный подземный побег с запасом
питательных веществ. От корневища отходят
придаточные корни.

5. Title

7. Клубень ─ видоизменённый побег

8. Внешний вид клубня

9. Глазки клубня

10. Поперечный срез клубня

11. Внутреннее строение клубня

12. Луковица – видоизменённый побег

Луковица –
подземный побег
с сочными
чешуевидными
листьями (б) на
коротком стебле
(донце) (а).
Зеленые
трубчатые листья
(в) появляются
при прорастании.

13. Луковичные растения

14. Строение луковицы

15. Колючки – видоизменённые надземные побеги

Эффективной защитой растения от
объедания животными являются
колючки. Они образуются,
например, на стебле у гледичии,
ветках боярышника, груши, яблони.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ видоизменения побегов 6 класс биология.docx

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

141343,Московская область ,Сергиево- Посадский район, д.Кузьмино д.45

Урок подготовила: учитель биологии

I квалификационной категории – Сазанакова С.Е.

ТЕХНОЛОГИИ : ИКТ, игровые технологии, технология сотрудничества, проблемная технологии, технология развития критического мышления

ТИП УРОКА : объяснение нового материала

Цель урока : выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

Образовательные:

- расширить знания о многообразии побегов,

- показать взаимосвязь дополнительных функций побега и изменения его строения,

- раскрыть значение подземных видоизменений побега в жизни растения,

- познакомить с использованием корневищ, луковиц и клубней.

Развивающие:

- способствовать формированию умений и навыков

намечать задачи урока, планировать, участвовать в учебном диалоге, работать с учебником, находить нужную информацию, выделять главное, исследовать объекты природы.

Воспитательные:

способствовать формированию культуры умственного труда через овладение навыками общения в процессе диалога, в оспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными (компетентность толерантности).

Оборудование:

натуральная наглядность: корневища растений, луковицы, клубни.

Учебник Биология “Многообразие покрытосеменных растений ” автор

В.В. Пасечник. Тетрадь для лабораторных работ.

Структура урока:

Проверка домашнего задания

Целеполагание и мотивация

Первичное усвоение нового материала

Осознание и осмысление новой информации

Обобщение и систематизация

Приветствие учителя.

Проверка домашнего задания .

Ребята ответьте на следующие вопросы:

Что такое побег? (Побег - это стебель с листьями и почками.)

Какова роль стебля? (одна из функций - передвижение питательных веществ)

По каким тканями происходит движение веществ в стебле (по проводящим)

Чем представлены проводящие ткани стебля? (лубом и древесиной)

Подпишите части побега. Слайд№ 1

Ребята попробуйте угадать, что мы сегодня будем проходить.

Введение в тему.

Целеполагание и мотивация

Мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется - Чёрный ящик.

- Что же у меня в чёрном ящике? Отгадаем загадки.

Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).

Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

В земле веревочка,

А в ней - кладовочка. (Корневище)

Демонстрация клубня картофеля, луковицы лука репчатого, корневища сансевьеры

- Ребята, назовите мне эти объекты одним словом.

- Предмет нашего исследования зашифрован в первых буквах отгадок на загадки. Слайд № 2

Стоит он задумчивый,

На жёлтом лице. (подсолнух)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)

Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С боелей корой
Стоит под горой.
(Берёза)

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)

Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования.

Можем ли мы назвать представленные объекты побегами? (затруднения учащихся)

Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги? (Нужно изучить строение этих органов)

Первичное усвоение нового материала

Давайте посмотрим внимательно на таблицу и попробуем сравнить побег и наши объекты исследования. Слайды № 4, 5.

Расставьте, пожалуйста, номера в таблице. Слайд №4

Учащиеся работают с интерактивной доской.

Ребята, ответьте на вопрос. Как называются органы растений, выполняющие дополнительные функции. (учащиеся отвечают). Слайд № 6

Физминутка для глаз и основных групп мышц

А теперь самостоятельно изучите строение клубня и луковицы, выполнив лабораторную работу.

Осознание и осмысление новой информации

Выполнение лабораторной работы на стр. 54, 56 учебника В.В.Пасечник.

Обобщение и систематизация знаний.

Клубень, луковица и корневище – видоизмененные подземные побеги.

Подземные видоизменения побегов выполняют функцию запасания питательных веществ и вегетативного размножения. М ногие растения с подземными видоизмененными побегами являются культурными пищевыми – картофель, лук, чеснок, декоративными – лилия, тюльпан; возможность вегетативного размножения таких растений человек использует в растениеводстве .

Сегодня я узнал…

Домашнее задание

Итоги урока. Выставление отметок.

Выбранный для просмотра документ видоизменения побегов.pptx


Описание презентации по отдельным слайдам:


П О Б Е Г


1- верхушечная почка 2- боковая почка 3- междоузлие 4- стебель 1- видоизменё.

1- верхушечная почка 2- боковая почка 3- междоузлие 4- стебель 1- видоизменённые листья 2- почки 3- донце 4- придаточные корни


Видоизменения побегов

ВЫВОД Клубень, луковица и корневище – видоизмененные подземные побеги.

ВЫВОД Клубень, луковица и корневище – видоизмененные подземные побеги.

Рефлексия Сегодня я узнал… Меня удивило… Было трудно… Я понял, что… Было инт.

Рефлексия Сегодня я узнал… Меня удивило… Было трудно… Я понял, что… Было интересно…

Домашнее задание п. 10 индивидуальные задания

Домашнее задание п. 10 индивидуальные задания

Выбранный для просмотра документ физкультминутки 2.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:









Картинки: http://www.3-porosenka.ru/off-line/catalogue/3298/s-14337.jpg - ёжи.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 566 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 27. Видоизменения побегов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.10.2018 2137
  • RAR 9.2 мбайт
  • 100 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сазанакова Светлана Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: