Вид основная единица систематики 7 класс пасечник конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

[музыка] биология 7 класс пасечник и другие параграф 2 вид основная единица систематики что такое вид нас окружает множество разнообразных организмов и каждый из них принадлежит какому-нибудь виду когда мы говорим например от клевере мы подразумеваем растение определенного вида организмы относящиеся к одному виду не только сходны по строению и жизнедеятельности но и могут скрещиваться и при половом размножении давать плодовитое потомство организмы относящиеся к разным видам как правило даже если живут рядом не скрещиваются между собой так большой пестрый дятел и малый пестрый дятел совместно обитающий в лесу не скрещиваются между собой вид группа особей сходных по строению и образу жизни дающих при скрещивании плодовитое потомство и населяющих определенную территорию вы уже знаете что каждый вид занимает в природе определенную географическую территорию область распространения она может быть большой или маленькой сплошной или прерывистый например пихта сибирская встречается повсюду в зоне тайги где условия жизни для нее благоприятны область распространения пицундской сосны представлена черноморским побережьем кавказа но и здесь вид встречается неравномерно группами или одиночно есть виды распространенные повсеместно одуванчик лекарственный а есть виды которые встречаются редко венерин башмачок критерии вида каждый вид живых организмов можно описать совокупностью характерных черт свойств которые называют признаками признаки с помощью которых можно отличить один вид от другого называют критериями вида организма одного вида сходны а разные виды отличаются по признакам внешнего и внутри него строение жизнедеятельности размножения развития поведения распространение место обитания образа жизни наиболее заметный признак вида сходство внешнего и внутреннего строения организмов морфологический критерий рассмотрите виды синиц без особого труда можно заметить их внешнее различие однако на основе только одного внешнего признака невозможно различить виды имеющие внешнее сходство в природе встречаются так называемые виды двойники которые практически не различаются внешне например малярийные комары достаточно часто особи одного и того же вида имеют ярко выраженные внешние различия так еще карл линней на основании внешних различий отнес самку и самца утки кряквы к разным видам подобные примеры можно привести и в отношении других признаков место обитания экологически критерий особенности жизнедеятельности физиологические критерии и так далее таким образом каждый критерий в отдельности не может служить для определения вида характеризовать вид можно только по совокупности всех критериев существование вида в природе каждый вид в природе приспособлен к условиям обитания которые оказывают влияние на существование размножение и развитие его особей таким образом каждый из существующих на земле организмов принадлежит к одному из видов вид объединяет наиболее сходные между собой и родственные друг другу организма в последние годы в результате деятельности человека сокращается численность многих видов сужается область их распространение в то же время расширяется область распространения растет численность видов насекомых вредителей грызунов сорных растений поэтому знания о виде его признаках связях с другими видами имеют большое значение для защиты и сохранения одних видов и контроля за распространением других моя лаборатория среди живых существ преобладают насекомые а среди насекомых жуки примерно каждый четвертый из известных на земле видов жуки так что землю можно назвать планетой жуков отдельный организм и растений грибов бактерий и животных существуют на земле в основном непродолжительное время одни живут годы другие месяцы третьи сутки или часы так многие растения развиваются весной и летом и осенью отмирают волк живет более десяти лет щука доживает до двухсот лет а сухопутной черепахи и крокодилы до 100 150 лет тут иногда живет тысячу нет ли по до 500 и более в отличие от отдельных организмов продолжительность жизни видов исчисляется сотнями и тысячами и даже миллионами лет к исчезающим видам занесенным в красную книгу относятся амурский тигр кулан лошадь прожевальского а из растения купит на орхидее ятрышник голубая пралеска венерин башмачок и многие другие выводы систематика наука о многообразии и классификации организмов родство общность происхождения организмов основу их классификации вид основная единица систематики бит характеризуется рядом признаков критериев продолжительность жизни видов исчисляется сотнями тысячами и даже миллионами лет каждый вид живых организмов можно описать совокупностью характерных черт и свойств которые называют признаками признаки вида с помощью которых один вид можно отличить от другого называют критериями вида каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида характеризовать нет можно только по совокупности всех критериев виды объединяют в более крупные систематические группы роды родов семейства семейства в отряды порядке для растений отряды в класс и класс и в типы отдела для растений типы в царство все перечисленные выше единицы убит рот и так далее получили название систематические группы или категории в настоящее время все организмы делят на две группы до ядерные прокариоты и ядерные эукариоты современной классификации и читают над царствами на царство до ядерной включают царство бактерии и архебактерии археи к на царство ядерный относит царство грибы растения и животные

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: дать представление о понятиях по теме урока.

Задачи: познакомить с навыками и умениями по теме урока и научить пользоваться ими.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Уже известно более 350 тыс. видов разных растений, но учёные продолжают находить новые, ещё не известные науке. Чтобы было проще ориентироваться в таком огромном количестве видов, их делят на группы (систематизируют). Этим занимается наука — систематика. Учёные-систематики изучают и описывают растения, устанавливают их сходство и родство с другими растениями, дают им названия.

Особи, происходящие от общего предка, имеющие сходное строение и жизнедеятельность, относят к одному виду.

Вид — основная единица систематики.

Растения, относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но при половом размножении могут давать плодовитое потомство.

Родственные виды объединяют в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, отделы — в царства.

Значит, любое растение можно отнести к ряду соподчинённых систематических групп.

Карл Линней — создатель единой системы классификации растительного мира.

Он предложил бинарную номенклатуру, согласно которой название вида образовано двумя словами: одно обозначает род, а другое — вид.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Вид – основная единица систематики. Презентация на заданную тему содержит 8 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500

Вид – группа особей, сходных по строению и образу жизни, дающих при скрещивании плодовитое потомство и населяющих общую территорию.

Критерии вида Морфологический (особенности внешнего и внутреннего строения) Физиолого-биохимический (особенности процессов жизнедеятельности и химического строения) Географический (собственно ареал) Экологический (особенности распространения и образа жизни) Этологический (особенности поведения) Генетический и репродуктивный (особенности организации ДНК и, следовательно, возможность иметь плодовитое потомство)

Каждый вид занимает в экосистеме строго определенное положение, характеризующееся его потребностями и возможностями – экологическую нишу Фундаментальная экологическая ниша - совокупность оптимальных условий, при которых данный вид может существовать и воспроизводиться. Реализованная ниша - условия, где вид реально встречается в данной экосистеме, она всегда составляет некоторую часть фундаментальной ниши.

Домашнее задание Подготовка к входной контрольной работе. Соответственно по материалам 5-6 класса. По старым тетрадям, либо по учебнику 

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формирования потребности использовать знания о виде для решения практических задач.

Предметные: учащиеся знают основные критерии вида, умеют сравнивать виды организмов.

Метапредметные:

- регулятивные: целеполагание, работа в соответствии с планом деятельности;

- познавательнее: умение сравнивать, умение анализа и синтеза при составлении определений, формулировке вывода, умение классифицировать;

- коммуникативные: умение взаимодействовать в паре, представлять информацию в краткой речевой форме.

Личностные: учащиеся понимают важность ответственного отношения к живой природе.

Методическая разработка

Урок биологии. 7 класс

Тема урока: Вид – основная единица систематики

Тема урока Вид – основная единица систематики

Задачи: создать условия для:

- формирования представления о виде как основной единице систематики;

- формирования умения найти информацию о редких и исчезающих видах;

- формирования потребности использовать знания о виде для решения практических задач.

Предметные: учащиеся знают основные критерии вида, умеют сравнивать виды организмов.

Метапредметные:

- регулятивные: целеполагание, работа в соответствии с планом деятельности;

- познавательнее: умение сравнивать, умение анализа и синтеза при составлении определений, формулировке вывода, умение классифицировать;

- коммуникативные: умение взаимодействовать в паре, представлять информацию в краткой речевой форме.

Личностные: учащиеся понимают важность ответственного отношения к живой природе.

- презентация, иллюстрирующая многообразие видов, правила классификации;

- гербарные образцы растений клевера.

Организует актуализацию понятия классификация и систематика, основоположник систематики.

Систематика – это наука о многообразии и классификации организмов.

Объединяет организмы в группы по степени родства, определяет место каждого вида в системе органического мира – систематика.

Систематические группы называют – таксонами.

К.Линней – ученый, который создал бинарную номенклатуру на латинском языке.

Расположите в порядке убывания таксономические единицы в систематике животных 1 вар, растений – второй вар. Начиная с самого крупного таксона. Используют дополнительный материал ЭП для представления имени К. Линней

Осознанная цель урока

Подводит к определению задачи урока.

- что вы можете сказать об организмах на фотографиях;

- какова в связи с этим задача нашего урока

Предлагает сформулировать цель урока: как отличать виды друг от друга.

Участвуют в постановке задачи, обсуждая иллюстрации из ЭП. Самостоятельно или с помощью учителя определяют цель урока.

Осознанная цель урока

Подводит к планированию собственных действий, предлагая задание:

Обратите внимание на фото где представлен клевер. Предложите, что мы можем проделать с имеющимся у нас материалом, чтобы достичь цели урока.

На доске появляется алгоритм деятельности.

Организует работу в парах с учебником, ЭП и гербарными образцами.

Формулируют направление деятельности:

Найти в учебнике ответ, что такое вид; записать в тетрадь

Прочитать, как отличить виды друг от друга

Попробовать сравнить организмы (гербарные и на фото), определив разные это виды или нет.

План деятельности - регулятивные УУД

2) Описание в тетради – выполненная л/р.

Регулятивные УУД – работать в соответствии с планом.

Познавательные УУД – умение делать вывод

Первичное закрепление изученного

-представление результатов деятельности

Организует публичное представление результатов работы, речевую деятельность.

Просит задавать вопросы, если ответы недостаточны.

Представляет результат работы в виде связного ответа

Развитие коммуникативных умений.


Вид – это _______ ______, сходных по ,




Рекомендует обратиться к учебнику, если возникают затруднения.

Формулируют определение по частям, оформляют его в виде схемы.

Умение формулировать определение, делать обобщение

Организует контроль с учётом индивидуальных особенностей учащихся:

- работа с тестовым тренажёром (ЭП)

- заполнение текста с пробелами: см. приложение,

- объяснение по рисунку, почему синицы на фото (ЭП) относятся к разным видам но одному роду

Выполняют контрольное задание

Формирование рефлексивно-оценочных умений.

Подготовка к выполнению Д/з

Организует работу по характеристике редких видов:

- составьте 5 вопросов, ответы на которые помогли бы рассказать об этих редких видах организмов.

Обсуждают варианты составления описания редких видов по иллюстрации учебника стр. 11.

Формирование умения работать с различной информацией

П.2 пересказ. Выучить основные понятия .Оформить 1-2 где представлены редкие виды животных и растенийю слайд для составления общей презентации делаю я.

Приложение 1.

Текст для самоконтроля

Живые организмы относятся к разным царствам: растения, ______________, ___________, _________ . Царства делятся на более мелкие систематические группы ________, ________________, ________________, _____________, ______________. Элементарной единицей систематики является _____________. Вид – это _______________ _______________, которые сходны по ________________ и образу жизни, свободно ____________________ между собой, образуя _____________ ______________, населяют ____________ _____________ . Виды бывают многочисленными и __________________. Численность некоторых видов сократилась в результате _____________ _____________. Восстановить её можно, создавая _____________ и другие охраняемые территории.

Читайте также: