Вид критерии и структура 11 класс конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Цели обучения: Сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях. Выяснить различия в понимании вида Линнеем, Ламарком, Дарвином. Определить понятие о популяции, как о структурной единице вида.

Цели развития: Сформировать навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию.

Цели воспитания: Выработать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости учения критерий вида.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Средства обучения: гербарные растения местных видов (комнатные растения) - трёх видов для проведения лабораторной работы, рисунки, фотографии растений и животных редких и исчезающих видов, занесённых в Красную книгу России, Ростовской области, компьютерная презентация.

Этапы урока

I. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку.

II. Актуализация знаний

Классу задаются вопросы, которые лучше написать на доске:

1. Что понимают под эволюцией органического мира?
2. Назвать фамилию и годы жизни учёного – автора эволюционной теории.
3. Заполнить схему:

4. Почему взгляды Ламарка называют эволюционной гипотезой, а учение Дарвина – эволюционной теорией?
5. Что Ч. Дарвин назвал материалом для эволюции?
6. Какой вид изменчивости играет важную роль в эволюции?
7. Назовите формы естественного отбора. Приведите примеры.
8. Каков механизм стабилизирующей формы отбора?
9. Известно, что через некоторое время после применения хлорофоса появляются формы колорадского жука устойчивые к этому ядохимикату. Объясните это с позиций теории естественного отбора.

Проблемный вопрос:

Могут ли существовать виды на Земле?

Назвать знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом, школой.

В указанном списке животных подсчитать количество особей, видов и родов.

1. Лисица обыкновенная.
2. Заяц – беляк.
3. Медведь белый.
4. Ласточка городская.
5. Ёж обыкновенный.
6. Черно-бурая лисица.
7. Медведь бурый.
8. Ласточка береговая.
9. Заяц – русак.
10. Ёж ушастый.

(Особей – 10, видов – 9, родов – 5)

Вопрос: Можно ли отнести зайца-беляка и зайца-русака к одному виду или к двум разным видам. Правдиво или ошибочно мнение, что заяц-беляк – это заяц- русак зимой. (Приложение 1)

Вывод:

1. Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывают род, к которому относится вид (существительное) а затем видовое название (прилагательное).

2. Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др.

3. Сходные виды объединяются в один род.

4. Вид – это основная категория биологической классификации.

III. Изучение нового материала

Хотя эволюция протекает как единый процесс, обычно выделяют два уровня: микроэволюция и макроэволюция.

Микроэволюция – процессы, протекающие на уровне популяции и вида.

Макроэволюция – процессы, протекающие на уровне выше видового.

Сегодня нам известно, что разнообразие видов, существующих в природе огромно, их число оценивается в несколько миллионов. Как это всё начиналось мы сейчас с вами познакомимся, рассмотрев историю развития взглядов на вид в биологии. (Приложение 2, слайды 1-7)

Вопрос учащимся: Сравните определение вида с тем, что даётся в вашем учебнике: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник 10-11 класс.

Поясним понятия, которые встречаются в определении вида:

Ареал – область распространения данного вида или популяции в природе.

Популяция – совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию – ареал.

Генофонд – совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.

1. Общая характеристика критериев вида.

2. Объяснение с использованием примеров из жизни растений и животных.

3. Выводы:

1) Видовые критерии, по которым отличается один вид от другого, в совокупности обусловливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и разнообразие их в природе.

2) Нет ни одного видового критерия, который можно было бы признать абсолютным и универсальным.

3) К способам изоляции, препятствующим скрещиванию разных видов относятся:

4) Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе.

IV. Начальное закрепление и текущее повторение материала

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Вид. Его критерии и структура Автор: Губарева Елена Валериевна учитель биолог.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вид. Его критерии и структура Автор: Губарева Елена Валериевна учитель биолог.

Вид. Его критерии и структура Автор: Губарева Елена Валериевна учитель биологии МБОУ ЦО №5 г. Тулы

Вид – совокупность особей, обладающих сходством морфологических, физиологичес.

Вид – совокупность особей, обладающих сходством морфологических, физиологических, биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, похожее на родителей, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенный ареал.

Карл Линней Признал реальное существование видов в природе Считал виды постоя.

Карл Линней Признал реальное существование видов в природе Считал виды постоянными и неизменными Вид – это совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство.

Чарльз Дарвин Виды возникают, исчезают, развиваются, изменяются, дают начало.

Чарльз Дарвин Виды возникают, исчезают, развиваются, изменяются, дают начало новым видам Виды реально существуют в природе

Критерии вида - признаки, по которым особи объединяются в один вид Или призна.

Критерии вида - признаки, по которым особи объединяются в один вид Или признаки, по которым можно различить особи разных видов

Морфологический критерий - особенности внешнего строения

Морфологический критерий - особенности внешнего строения

Морфологический критерий Существуют виды-двойники (виды-двойники малярийного.

Морфологический критерий Существуют виды-двойники (виды-двойники малярийного комара) Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому

Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске и другим признака.

Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске и другим признакам (при обитании в разных условиях (например, две популяции речного окуня – глубоководная и прибрежная))

Различия в окраске озерной лягушки

Различия в окраске озерной лягушки

Альбинизм у ежа

Альбинизм у ежа

Альбиносы

Географический критерий - область распространения (ареал) вида

Географический критерий - область распространения (ареал) вида

Географический критерий В одном ареале могут жить особи разных видов Особи од.

Географический критерий В одном ареале могут жить особи разных видов Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции) Существуют виды-космополиты проживающие повсеместно Ареалы некоторых видов быстро изменяются (расширение ареала зайца-русака) Существуют биареальные птицы (например, перелетные)

Физиологический критерий особенности процессов жизнедеятельности Главным явля.

Физиологический критерий особенности процессов жизнедеятельности Главным является способность к размножению

Генетический критерий - определенный набор хромосом Главным является не колич.

Генетический критерий - определенный набор хромосом Главным является не количество, а строение и форма хромосом.

Генетический критерий - из-за различия в хромосомном наборе между особями раз.

Генетический критерий - из-за различия в хромосомном наборе между особями разных видов имеется репродуктивная изоляция: разные сроки размножения; по разному устроены половые аппараты; сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку; если оплодотворение произошло, то погибает зародыш или молодой организм рождается нежизнеспособным. если гибрид жизнеспособен, то он неплодовит например: лошак, мул, хонорик (хорек и норка)

Генетический критерий Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым услов.

Генетический критерий Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям. Особи одного вида могут жить в различных условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня, одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).

Генетический критерий Особи одного вида могут иметь разное количество хромосо.

Генетический критерий Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом. Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза. В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются. Например: некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив

Экологический критерий -приспособленность особей вида к определенным условиям.

Экологический критерий -приспособленность особей вида к определенным условиям существования

Биохимический критерий Определяется сходством или различием химического соста.

Биохимический критерий Определяется сходством или различием химического состава клеток, тканей, а также строения белков. Например, красная, черная и белая смородина различны по составу сахаров, белков и других органических соединений. Именно поэтому они отличаются по вкусу и запаху.

Структура вида

Подвид – более крупная внутривидовая группировка, состоящая из популяций, бли.

Подвид – более крупная внутривидовая группировка, состоящая из популяций, близких по ареалу, или по своим экологическим особенностям. Популяция - естественная элементарная структура вида, представляющая совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, занимающих определенную обособленную часть ареала. Географическая популяция — это группа особей одного вида, населяющих территории с однородными условиями существования. Экологическая популяция — это группа особей одного вида, находящихся в таких условиях, где любые две особи могут свободно скреститься друг с другом.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 383 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.01.2017 18731
  • PPTX 13.9 мбайт
  • 2026 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Губарева Елена Валериевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Биология 11 класс.

Учебник: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.

Тема: Вид, его критерии и структура.

Обучающие - продолжить формировать предметные компетенции в распознавании систематических таксонов и различных видов критериев.

Развивающие - развивать общеучебные компетенции работать с источниками информации, анализировать, формулировать выводы,

Воспитательные – экологическое воспитание, способствовать формированию научного мировоззрения.

Планируемые результаты:

Предметные: расширить и углубить понятия вид, критерии вида, уметь характеризовать критерии вида по существенным признакам и применять теоретические знания при решении практических заданий.

Личностные УУД: формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению новой темы через решение практических заданий, развитие памяти, мышления, внимания у обучающихся.

Регулятивные УУД: определять цели и задачи, использовать источники информации для достижения цели учебной деятельности, работать по инструктивному листу, оценивать степень достижения цели урока, оценивать качество и уровень выполнения заданий.

Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы в различных источниках информации, проводить анализ и синтез учебного материала, формулирование выводов.

Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать друг с другом, слушать и слышать речь одноклассников и учителя, излагать своё мнение.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Оборудование: фото растений и животных разных видов для работы в группах, карточка-задание, инструктивные карточки.

Форма работы – групповая.

1. Организационный момент.

Подготовка класса к уроку.

2. Актуализация знаний.

- Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего

2. Лисица обыкновенная

- Составьте схему надвидовая и внутривидовая структура вида.

3. Мотивация и целеполагание.

В XVIII веке шведский натуралист К. Линней считал, что вид – универсальная, реально существующая единица живой материи, морфологически однородная и неизменная. Идея неизменной природы строилась на концепции креационизма, которая утверждала, что все сущее было сотворено Богом. Он ввел бинарную номенклатуру вида и заложил основы современной систематики.

В начале XIX века французский биолог Ж. Б. Ламарк, сторонник идеи трансформизма, считал, что виды реально не существуют, термин придуман для удобства классификации, реально же существует постоянно изменяющиеся ряды особей.

Основатель учения об эволюции органического мира Ч. Дарвин, считал, что виды являются естественно-историческим понятием, они реально существуют, но они изменяются и являются результатом эволюционного развития.

Сформулируйте тему и цели урока.

Заполните первые две колонки таблицы:

Что я знаю по теме

Проблема: Что такое вид, какую он имеет структуру и на основании каких критериев он выделяется?

4. Освоение нового знания.

- Работа в группах.

Инструктивная карточка для 1 группы.

1.Используя текст учебника выделите и запишите в тетрадь основные критерии вида.

2.Определите, запишите в тетрадь и докажите о каких критериях идет речь в данном тексте:

Ирбис – это крупное хищное млекопитающее из семейства кошачьих, отличается тонким, длинным и гибким телом, короткими лапами, небольшой головой и очень длинным хвостом. Длина тела, вместе с хвостом, 200-230 см, весит до 55 кг. Окраска меха светлая дымчато-серая с кольцеобразными и сплошными темными пятнами. Снежный барс действительно снежный, потому что живет высоко в горах, там где вершины большую часть года покрыты снегами. Широкие лапы-снегоступы не дают ему завязнуть в сугробах. Он добывает себе пищу в горных ущельях, в лесах, на скалистых вершинах гор. Кормится ирбис всеми живущими рядом с ним млекопитающими - от грызунов до горных козлов и баранов, даже может напасть на оленей, мелких яков. Беременность у ирбисов длится 98 до 103 дней. В апреле – июне у самок барсов рождается от 2 до 5 детенышей. Этот редкий зверь встречается в горах Индии, Китая, Афганистане, Узбекистане, Казахстане, в России он обитает на юге Красноярского края, в республике Тыва, Хакасия, Горный Алтай.

3.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий. Запишите в тетрадь цифры, под которыми они указаны.

(1)Башмачок настоящий, или венерин башмачок – многолетнее травянистое растение семейства Орхидные.

(2)Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах, на лесных опушках, лесных лугах и в зарослях кустарников.

(3)Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, встречается в местах с умеренной освещённостью.

(4)Корневище башмачка настоящего укороченное, листья сидячие, с заострёнными концами и ровным краем.

(5)Раздельные лепестки цветков красновато- коричневые, а сросшиеся в губу – ярко-жёлтые.

(6)Растение отличается морозостойкостью, побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны и происходит цветение.

4. Ответьте на вопрос: Можно ли выделить главный критерий для определения вида?

5. Сформулируйте определение вида и запишите в тетрадь.

Инструктивная карточка для 2 группы.

1.Используя текст учебника выделите и запишите в тетрадь основные критерии вида.

2.Определите, запишите в тетрадь и докажите о каких критериях идет речь в данном тексте:

Тутовый шелкопряд – бабочка из семейства настоящие шелкопряды, производитель шелка. Одомашнен в около 3000 лет до н.э. Близкий вид, а возможно, и исходная форма одомашненного тутового шелкопряда – дикий тутовый шелкопряд. По внешнему виду тутовый шелкопряд – невзрачная бабочка с толстым, сильно волосистым телом и белыми крыльями, достигающими в размахе 4–6 см. Несмотря на наличие крыльев, бабочки в результате одомашнивания утратили способность летать. Родина шелкопряда, по всей вероятности, Китай, откуда, вместе с тутовым деревом, он распространился на север и на юг, но в дикой природе не встречается, раз­во­дят его в Южной Ев­ро­пе, Сред­ней Азии, на Кав­ка­зе и в дру­гих ре­ги­о­нах. Гусеницы питаются толь­ко листьями тутового дерева. Поэтому распространение шелководства связано с местами произрастания тутового дерева (шелковицы).

3.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида растения Пихта сибирская. Запишите в тетрадь цифры, под которыми они указаны.

(1)Пихта сибирская — вечнозелёное дерево, достигающее 30 метров высотой, с красивой узкоконической, почти колонновидной кроной.

(2)Пихта распространена в Сибири, где доходит до верховьев Алдана, а в Восточной Сибири в связи с вечной мерзлотой северная граница ареала резко отклоняется к югу. (3)Несмотря на высокую морозостойкость, пихта сибирская теплолюбива, требовательна к богатству почвы и влажностному режиму местообитаний.

(4)На севере Европейской части России, где вечная мерзлота к югу от Полярного круга отсутствует, пихта в основном достигает лишь 63–64° с. ш.

(5)В Красноярском Заполярье пихта растёт в форме стлаников, выживающих за счёт вегетативного возобновления.

(6)Пихта сибирская избегает заболачивания, теневынослива, очень чувствительна к дымовым газам.

4. Ответьте на вопрос: Можно ли выделить главный критерий для определения вида?

5. Сформулируйте определение вида и запишите в тетрадь.

Инструктивная карточка для 3 группы.

1.Используя текст учебника выделите и запишите в тетрадь основные критерии вида.

2.Определите, запишите в тетрадь и докажите о каких критериях идет речь в данном тексте:

Черная крыса в среднем меньше серой крысы (пасюка). Взрослые особи имеют длину тела 15-22 см и массу 130-300 грамм. Хвост густо покрыт волосами; обычно он длиннее тела до 28,8 см. Мордочка у неё уже, а ушные раковины больше и круглее, чем у пасюка. Для черных крыс характерен естественный полиморфизм окраски меха. Черная крыса распространена космополитно: обитает в Европе, Азии, Африке, Америке и Австралии. В пределах России распространена в Европейской части России, исключая север, на побережье Тихого океана, единичные находки в Восточной Сибири. Были выявлены 4 основных кариотипических формы черной крысы: азиатская – 42 хромосомы, цейлонская – 40 хромосом, океанийская – 38, маврикийская – 42 хромосомы. В природе в питании в питании черных крыс преобладают растительные корма (семена, орехи, плоды). Животная пища (беспозвоночные) играет небольшую роль. А на кораблях и в постройках человека питаются тем же, чем и люди. В день одна крыса съедает 15 грамм пищи и выпивает 15мл воды. 3.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида животного Электрический угорь. Запишите в тетрадь цифры, под которыми они указаны. (1)Электрический угорь – единственный вид рыбы рода Electophorus, несмотря на внешнее сходство, не родственен настоящим угрям. (2)Эти рыбы населяют реки северо-восточной части Южной Америки и притоки среднего и нижнего течения Амазонки. (3)Угорь генерирует разряд напряжением до 1300 В и с илой т ока д о 1 А . ( 4)Электроимпульсы п роводятся н ервными волокнами в нейроны головного мозга, именно так передаются различные сигналы, которые воспринимает организм. (5)Мощные силовые волны электрический угорь посылает до 150 раз в сутки. (6)Но самое странное то, что, несмотря на такое грозное оружие, питается угорь в основном мелкой рыбёшкой. 4. Ответьте на вопрос: Можно ли выделить главный критерий для определения вида? 5. Сформулируйте определение вида и запишите в тетрадь.

Инструктивная карточка для 4 группы.

1.Используя текст учебника выделите и запишите в тетрадь основные критерии вида. 2.Определите, запишите в тетрадь и докажите о каких критериях идет речь в данном тексте:

3.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бурый медведь. Запишите в тетрадь цифры, под которыми они указаны.

(1)Медведи хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. (2)Они имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. (3)Охотятся медведи вечером или на рассвете. (4)Эти животные всеядны. (5)Они мало восприимчивы к пчелиным укусам из-за своей густой шерсти. (6)В природе естественных врагов почти не имеют.

- Проверка выполненных заданий.

- Какой вывод можно сделать по результатам выполнения всех заданий?

1. Вид – совокупность особей близкородственных популяций, имеющих общие морфо анатомические, физиолого-экологические, биохимические и генетические признаки, населяющих определенный ареал, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и отдаленных от других таких же групп.

2.Вид – наименьшая единица классификации, у которой существует надвидовая и внутривидовая структура.

3.Для обозначения вида используется двойное название, где сначала указывают род, к которому относится вид, а затем видовое название.

4.Для определения видовой принадлежности вида учитываются все критерии. Нет ни одного видового критерия, который можно было бы признать абсолютным и универсальным.

6. Домашнее задание

- Прочитать параграф, ответить на вопросы к параграфу.

- Записать морфологические критерии белого и бурого медведя, географический критерий бизона и зубра, экологический критерий лисы и песца.


Правдиво или ошибочно мнение, что заяц-беляк – это заяц-русак зимой?


В ходе урока используется проектная технология и КСО. Для успешного изучения темы ученики погружаются в мире леса, где живет паук - крестовик, еще раз взглянув на которого, ученики формируют такое базовое эволюционное понятие как вид и его критерии.

Описание разработки

Цель урока:

Задачи урока:

Изучить особенности строения, жизнедеятельности организмов согласно критериям вида.

Показать взаимосвязь различных критериев при отнесении организма к таксону систематики.

Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории

Прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с дополнительным материалом

Развивать творческие способности учащихся при выполнении проектов, с различными источниками информации, анализировать и сравнивать полученные данные.

Формирование бережного отношения к природе через осознание своей значимости в ее жизни, охраны, бережном отношении

Воспитание культуры общения при работе в мини группах

Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов

Создание компьютерной презентации к уроку

Подготовка раздаточного материала

Создание алгоритма работы по проекту

Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению.

ХОД УРОКА

Презентация Вид. Критерии вида

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами на уроке биологии, урок и необычен и обычен. Урок пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работайте в парах совместно, помогайте и будьте внимательны при выполнении заданий. Договорились?

У меня хорошее настроение потому что, …………

Перед нашим взором фотографии растения, которое мы изучали еще в 6 классе.

Проблемный вопрос: Сравните два данных растения, найдите черты сходства и отличия. Задание: Рассмотрите внимательно слайд и ответьте на вопросы: * Сколько видов растений изображено здесь? Можно ли два этих растения объединить в одну группу и какое название этой группе мы можем дать? Свою точку зрения аргументируйте. Замена слова признаки на критерии

РАБОТА ГРУППЫ ИНФОРМАЦИИ А что входит в понятие вид? Приведите примеры видов растений и животных, которые вам наиболее знакомы

3. Изучение нового материала Учитель:

РАБОТА С КЛАСТЕР - ПРОЕКТОМ

Хорошо, молодцы! Изучая биологию каждый из нас испытывает удивление. Сегодня в ходе урока мы еще раз изучим всем нам знакомое животное – паука крестовика но не с позиции семиклассника, в девятиклассника. Для успешной работы объединяемся в пары и работаем с критерием. Результат работы всех пар объединим в кластер - проекте доски. Когда вы говорили о различных признаках организма, то сами того не замечая, вы старались их разделить по группам.

Задание: прочесть статью, в краткой (в виде словосочетания или простого предложения) записать, что входит в понятие того или иного критерия. 4 минуты. .

  1. Морфологический
  2. Физиологический
  3. Биохимический
  4. Генетический
  5. Экологический
  6. Географический
  7. Этологический

Ребята, какую еще особенность мы не отметили применительно к пауку крестовику, которую всегда необходимо учитывать. (ПРОИСХОЖДЕНИЕ).

Скажите пожалуйста какой из критериев на ваш взгляд будет иметь решающее значение при объединении особей в один вид? (НИКАКОЙ - ВСЕ ВАЖНЫ, НО ГЕНЕТИЧЕСКИЙ РЕШАЮЩИЙ)

Какую практическую значимость для человека может иметь группировка признаков вида по критериям. (В СЕЛЕКЦИИ И ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОЛЕЗНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ)

  1. Динамическая пауза (проводится в середине урока) 1 мин

Давайте обсудим и конкретизируем понятия критериев вида на конкретных примерах.

1. Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)

2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)

3. Как известно у вида Homo sapiens, хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю)

4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)

Работа с заданием части В

А. 1. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.

Читайте также: