Былины 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цели: обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить понимать исторический текст, работать над содержанием былины; обучать правильному выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Оборудование: мультимедиапроектор, видеоролик или аудиозапись исполнения былинной песни, выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Еще были-жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай какими он словами похваляется:

«Я ведь князя-то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

— Прочитайте жужжащим способом.

— Прочитайте с ускорением.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

— Прочитайте тему урока.

— Определите его задачи.

— Откройте учебник на с. 26. Прочитайте, что сообщает профессор Самоваров.

— Какой вопрос задает нам профессор? (Слышали ли вы когда-нибудь про подвиги былинных богатырей?)

— Ответьте на него.

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— О чем говорят ребята?

2. Решение учебной задачи

— Что вы знаете о былинах? (Высказывания детей.)

— Прочитайте текст в учебнике на с. 26.

— Что вы узнали из этого текста?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте определение, которое дано в учебнике на с. 27.

В центре картины — трое гусляров. Они изображены сидящими на скамье в избе. За ними полукруглое окно, а за окном чистое небо с легкими облаками, башенка крепостной стены, луга, леса.

Слева сидит русоволосый юноша. У него розовое лицо, слепые глаза закрыты, уголки рта печально опущены. Он старательно перебирает струны, поет грустную песню. В центре находится старец с седыми волосами и длинной седой бородой. Над глазами нависли брови. Лицо его печально. Последний гусляр — человек зрелый, много повидавший. Волосы его темны, лицо загорелое и загрубевшее на солнце и воздухе. Лицо выражает самые сильные чувства. Рука оторвалась от струн, и ее широкий жест подчеркивает плавность напева и величавость песни.

В изображении гусляров проявилось мастерство Васнецова как художника-портретиста. Он мастерски раскрывает три характера: нежность и робость юноши, только познающего жизнь, усталость старца, серьезность и скорбь зрелого человека.

Гусляры поют о чем-то торжественном и печальном, может быть о погибших героях, о прошлом. Мы словно слышим плавные звуки гуслей на фоне спокойствия и тишины.

Ясное небо, белый цвет одежды гусляров, светлое дерево избы создают ощущение легкости, покоя, возвышенности.

Гусляр

Переливы струн да голос звонкий,

Не наслушаться, гусляр, тебя,

Спой нам о родной сторонке,

Расскажи про дальние края.

Голос твой, что волны в синем море,

Нас уносят в сказочную даль,

То ликуем вместе мы с тобою,

То кручину делим да печаль.

Сказ былинный — дальние походы.

Темные леса да быстрых рек поток,

За тобой идем сквозь дни и годы,

Ищем горний свет и мудрости исток.

Странник ты, вещун или провидец —

Нам не ведомо, но внемлем мы тебе

Оттого, что душу нашу слышишь

Да разносишь правду по земле.

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— На какие вопросы мы получили сегодня ответы?

— Посмотрим фрагмент мультфильма с исполнением былины. (Учитель может также предложить прослушать аудиозапись актерского чтения былин в сопровождении гуслей.)

— Читать и рассказывать былины сложнее, чем сказки. Чем обусловлены эти трудности?

Домашнее задание

Материал для учителя

О собирателях былин

Об исполнении былин

Спокойные, мерные, величавые напевы былин соединяются с неторопливым эпическим рассказом сказителя. Через порог избы переступает старик среднего роста, крепкого сложения, с небольшой седой бородой и желтыми волосами. В его суровом взгляде, осанке и поклоне, поступи, во всей его наружности были заметны спокойная сила и сдержанность — примерно так описывали сказителя Т.Г. Рябинина. Известным сказителем стал и его сын, который выступал в городах и даже за границей. Среди сказителей былин было больше крестьян. Одни сказители точно передавали текст, вносили только небольшие изменения, другие значительно изменяли его, третьи импровизировали.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по литературному чтению 4 класс

Тема: Былины

Учитель : Конова Н.Ю. МОУ Николаевская СШ

Цель урока: познакомить учащихся с понятием былина. Знакомство с произведением былинного характера.

Задачи урока:

- Образовательные:

-Выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; сравнивать ее со сказкой, вызвать желание читать былины.

Планируемые результаты.

- Знать о былине как произведении устного народного творчества

-проявление творческого отношения к процессу обучения;

-осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

- Показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма.

Метапредметные . Познавательные: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Регулятивные: Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий;

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, слушать мнения других

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Пересказ сказки, выборочное чтение.

3.Мотивация учебной деятельности.

- Вспомните . какие жанры русского народного творчества вы знаете? ( дети перечисляют)

( открывается запись на доске: загадки, скороговорки, пословицы, потешки, небылицы, поговорки, сказки, былины)

- Какое новое слово? ( былины)

- Как вы понимаете слово былины?

А) Работа с записью на доске , понятие былины.

Былина - это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли. Это не просто пересказ истории, её задача прославить богатыря и его подвиги, которые имеют решающее значение для русского народа.

В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень –озера нашли сапожок, который точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того в былинах упоминаются точные названия русских городов.

Былины пели, именно пели ( в старину былины назывались песней) , распевали распевно под гусли, а старцев называли гуслярами ( рисунок гуслей). Таких исполнителей называли боянами. Они ходили по деревням и селам и там, перебирая гусли, нараспев рассказывали о подвигах русских богатырей. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому былину легко было исполнять под гусли. Они передавались из уст в уста , поэтому и дали до наших времён, благодаря собирателям былин, которые ездили по деревням и записывали их. Об одном и том же богатыре сложено множество былин, которые могли иметь несколько различных вариантов. Сюжеты многих из них похожи, они имеют лишь некоторые отличия.

( Портреты собирателей былин на слайдах)

- Павел Николаевич Рыбников . Собиратель былин. Открыл для нас бесценные сокровища духовной жизни народа, в 1861 – 1867 изданы 4 тома ( 165 былин)

- Кирша Данилов ( кто он до сих пор не установлено). Его сборник содержит 26 былин с 1804 года.

- Ну а теперь давайте перейдём к героям былин.

4. Актуализация знаний.

- Кто из героев былин является олицетворением смелости, героизма? ( богатыри)

-Кого из русских богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич., Микула Селянинович, Никита Кожемяка)

- Какими качествами были наделены богатыри? Вспоминаем, мультфильмы о богатырях.(мужественные, смелые, мудрые, преданные Руси, защитники народа, сильные, отважные и т.д.)

5.физминутка

6.Изучение нового материала. Путешествие в историю.

В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень –озера нашли сапожок, который точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того в былинах упоминаются точные названия русских городов.

Богатыри – это собирательный образ русского народа, защитника Родины. Герои богатыри жили тысячу лет назад, а вот слава об их подвигах как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошли до наших дней.

Трудное время переживала Русь: набеги врагов, междоусобные ( между русскими князьями) войны, разоряли деревни, губили урожай. Где искать защиты русским людям? Вот и пошли по земле русской рассказы о заступниках народных, о богатырях могучих. Русский народ показал на поле брани чудеса храбрости.

Чтение учителем :

Широка ты, Русь, по лицу земли

В красоте царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой , громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Встать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

7.Применение знаний в новой ситуации.

- Ну а теперь поговорим о богатырях и о их жизни в былинах.

На Руси известно около 50 богатырей-воинов, которым посвящены былинные сюжеты. Самих сюжетов известно около ста. Богатыри старшего поколения: пахарь Микула Селянинович, Святогор, Вольга Святославович.

Самой старой считается былина о Святогоре – богатыре или Калыване , как его её прозвали. И был тот Святогор – богатырь силы великой , ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля – матушка носить его не могла. Конь под ним по колено проваливался, земля под ним прогибалась.

-Почему Святогора так прозвали? ( его могли выдержать только горы. Вот там он и проживал)

- Какие подвиги он совершил ? ( никаких)

Во всех былинах Святогор мученик своей силы. Заключалась она в нём как в темнице, девать её некуда, а она день ото дня прибывала. Святогор – воплощение непремеримой, бесполезной силы, образ древнего великана, обреченного на гибель. А землю – русскую от степняков не защищал народ , его стал забывать.

Повстречал однажды Святогор Илью Муромца, да не стал с ним силой мериться, а побратались они.

- Кто расскажет как братались богатыри? ( рассказ ученика)

(раскинули шатёр , отпустили коней по лугу зелёному, порассказали друг другу всё, золотыми крестами поменялися, да поцеловалися. Святогор – богатырь да будет большим братом, а Илья Муромец – да будет младшим братом.

- А умер Святогор так. Пошли они по Руси зашли на край земли, а там стоит гроб, лёг Илья Муромец в каменный гроб. Который они со Святогором нашли, да не подошёл ему гроб. Лёг тогда Святогор в каменный гроб – он ему в пору пришёл. Решил тогда богатырь, что пришло его время умирать. Отдал он свою силу Илье, да не всю взял Илья, а только столько. Сколько нужно человеку. И стал Илья защищать землю русскую. Да не один . Бок о бок с ним сражались ещё два богатыря.

Вольга Святославович – волхв (волшебник), оборотень и охотник. Умеет превращаться в разных животных (волка или орла), совершил путешествие в Индию.

Также выделяются богатыри, относящиеся к младшему поколению . Самых известных из них три : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович . У всех трех богатырей есть исторические прототипы (реальные люди).

Илья Муромец - родился в городе Муроме, селе Карачарове. Отчество его Иванович ( Илья Иванович) Илья Муромец – крестьянском сыне, защитнике вдов, сирот и малых детушек. Он сам себе ковал оружие. . Илья – самый старший, опытный из богатырей. Он всегда говорил князю Владимиру правду, но не по сердцу князьям была правда, за неё и попадал он в не милость , закрывали его и в погреб и за железные засовы. Есть предположение , что Илья Муромец – лицо историческое. Он жил якобы около 1188 г и его мощи и доныне покоятся в Киево – Печёрской лавре. Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Илья чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами земли Русской. Илья Муромец известен как победитель Соловья-разбойника, он один уничтожил четыреста разбойников, истребил несметные полчища врагов во главе с Идолищем поганым и Калином-царем. Над разрешением загадок, связанных с именем Ильи, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны остаются до сих пор. И даже сегодня для многих современных людей является открытием тот факт, что популярный герой-богатырь Илья Муромец почитается святым Русской православной церковью.

Интересна история о том, как Илья Муромец был причислен к лику святых. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илия (таков церковный вариант имени) принимает решение окончить свои дни иноком (монахом) и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру (расположенную в городе Киеве на Украине). Раньше такой шаг для воина считался вполне традиционным – сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Умер Илья Муромец, будучи монахом Киево-Печерской лавры. Первоначально он был захоронен на почетном месте (где и князей-то не всех хоронили) в усыпальнице для князей в киевском храме Святой Софии. Даже бояре не мечтали о погребении своем в храме Софии Киевской, так как для них это была честь неслыханная! А Илья Муромец был крестьянский сын. Впоследствии его гробница была разрушена. Тогда мощи (тело святого) были перенесены в Киево-Печерскую лавру, где они покоятся и поныне.

День памяти святого Илии отмечается 1 января. Святому Илие Муромцу не было составлено церковного жития (рассказа о его жизни). Но полная биография богатыря от рождения и исцеления до кончины отражена в русских былинах.

На сегодняшний день известно и то, что частички мощей святого Илии Муромца хранятся в церкви Воскресения на Дебре в городе Костроме. Как и когда они туда попали, до сих пор неизвестно

Исторический прототипом считают Александра Поповича, который согласно летописи, погиб в 1224 году в битве при реке Калке.

9. Итог урока

- Ребята, нужны ли были богатыри земле русской? (Нужны)

- Как вы считаете, существуют ли богатыри в наше время?

- Почему современному читателю нужно знать и читать былины ?

- Кто в наши дни мог бы сказать такие слова :

- Чему вас научили подвиги богатыря?

давайте расшифруем завет , который оставили богатыри нам , своим потомкам.(составляют предложения – заветы из слов)
1. свою беречь Защищать Родину, и.( Защищать и беречь свою Родину)

2.бедных Защищать, , стариков слабых и детей.(З ащищать стариков, детей, бедных и слабых)

3. храбрым, Быть сильным, мужественным, отважным. ( Быть храбрым, сильным, отважным, мужественным)

4. землю Любить свою, свой народ, свою родную страну и Родину.( Любить свою землю, свой народ и свою родную страну, Родину)

10 Рефлексия

(Раздать бумажные листочки дуба)

В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор, с тех далеких времен от наших предков.

Ребята, если вам понравилась наша беседа, то листочек дуба закрасьте в зеленый цвет, если не понравилась, то лист дуба закрасьте в желтый цвет.

ВложениеРазмер
urok_chteniya.docx 35.46 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕЕ

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: мотивировать школьников на прочтение былин; пробудить интерес к истории своей страны; расширить представления обучающихся о жанрах устного народного творчества; продолжить формирование национального самосознания, уважения к истории своей страны

научатся толковать своими словами понятия: былина, богатырь, застава, князь, доспехи, кольчуга, палица

Познавательные: находить в словаре толкование незнакомого слова; работать с информацией, предложенной учителем на уроке, выделять главное, систематизировать выделенную информацию, оформлять ее в доступной для слушателей форме.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из темы урока, планировать этапы решения учебной задачи; оценивать свои результаты.

Личностные: проявлять интерес к истории своей страны и былине как новому жанру; формулировать свое отношение к воспринимаемой информации; стремиться узнавать больше об истории своей страны и проявлять желание познакомиться с былинами, прочитать их на ближайших уроках

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Оценивают выступления учащихся.

Рассказывают о том, как прошло прослушивание и обсуждение солдатской песни в семье

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока. С каким словом вы встречаетесь впервые?

– Может быть, кто-то уже слышал слово «былина? Что оно могло бы обозначать?

– Определите цели урока, используя опорные
слова.

– Постарайтесь определить учебную задачу урока. Что будет главным и что вы хотите узнать нового?

– Как вы думаете, каков будет план действий, что необходимо для достижения результата?

– Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные. Итак, былины – это, прежде всего, героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников Русской земли

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Предлагают план действий:

1. Посмотреть в словаре, что такое былина, кто такие богатыри.

2. Познакомиться с дополнительной литературой: поискать информацию в Интернете или энциклопедических изданиях

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Работа
в группах

Организует работу в группах. Объявляет задание каждой группе.

Задание для 1-й группы: найдите в словарях определение былины, узнайте, кто такие богатыри, запишите имена самых известных русских богатырей.

Карточка для 1-й группы (см. ресурсный материал)

Делятся на группы, получают карточки с заданиями и информационный материал, с которым учащиеся должны будут поработать.

Находят в словаре определение былины, записывают имена богатырей, рассказывают о богатырях

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

Задание для 2-й группы: узнайте, как возникли былины на Руси, как раньше они назывались. Найдите материал о князе Владимире Красно Солнышко.

Карточка для 2-й группы (см. ресурсный материал)

Показывают на слайде икону с изображением святого князя Владимира, правившего на Руси в конце X – начале XI века. Рассказывают об истории возникновения былин на Руси, о князе Владимире Красно Солнышко

Задание для 3-й группы: узнайте, почему былина относится к жанрам устного народного творчества; кто был автором и исполнителем былинных сказаний.

Карточка для 3-й группы (см. ресурсный материал)

Задание для 4 -й группы: узнайте, что роднит былину с русской народной сказкой.

Карточка для 4-й группы (см. ресурсный материал)

Составляют сравнительную таблицу

Карточка для 5-й группы (см. ресурсный материал)

Задание для 6-й группы: найдите информацию о богатыре Илье Муромце, о том, как он стал святым.

Карточка для 6-й группы (см. ресурсный материал)

После просмотра нескольких эпизодов фильма
(в зависимости от того, сколько времени останется на уроке) предлагают школьникам досмотреть фильм дома

IV. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

Вспомнить материал урока, записать в тетрадь главные мысли по теме сегодняшнего урока, которые хотелось бы запомнить надолго.

Обосновать свой выбор.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

V. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С чем вы познакомились на уроке? Что было особенно интересно? О чем еще хотелось бы узнать?

– Кому из вас захотелось прочитать былины? Поднимите руки. Я надеюсь, что встреча с былинами будет для вас так же интересна, как и материал, который вы сегодня собрали

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Я знаю, что такое былина, и могу объяснить это своими словами.

Я знаю, кто такие богатыри, и могу назвать их имена.

Я могу назвать три характеристики, объединяющие русскую народную сказку и былину.

Я могу назвать картину Васнецова, на которой изображены русские богатыри.

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

VI. Домашнее задание

Защита своего лэпбука. Презентация своей работы.

Осуществлять презентацию своей работы.

Ресурсный материал к уроку

Работа в группах

Карточка для 1-й группы.

На Руси известно около 50 богатырей-воинов, которым посвящены былинные сюжеты. Самих сюжетов известно около ста. Богатыри старшего поколения: пахарь Микула Селянинович, Святогор, Вольга Святославович.

Вольга Святославович – волхв (волшебник), оборотень и охотник. Умеет превращаться в разных животных (волка или орла), совершил путешествие в Индию.

Карточка для 2-й группы.

Былины – это песни о подвигах богатырей. Раньше назывались старинами. Былины имеют историческую основу. Действия во многих из них связаны с городами Великим Новгородом и Киевом, где правил князь Владимир Красно Солнышко. Произошли былины из древних песен и легенд. Возникли они во времена княжеских ссор и распрей. Главная мысль былин – защита Родины от врагов, служба богатыря князю.

Карточка для 3-й группы.

Былина относится к жанрам устного народного творчества, потому что былины, так же как и сказки, передавались из уст в уста. Так как былины передавались от одного человека к другому в устной форме, то они многовариантны. Об одном и том же богатыре сложено множество былин, которые могли иметь несколько различных вариантов. Сюжеты многих из них похожи, они имеют лишь некоторые отличия. Сочинялись былины простыми людьми, часто музыкантами, которые исполняли былины под гусли. Таких исполнителей называли боянами. Они ходили по деревням и селам и там, перебирая гусли, нараспев рассказывали о подвигах русских богатырей. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому былину легко было исполнять под гусли.

Карточка для 4-й группы.

По своему строению былина похожа на сказку. В сказке есть зачин – краткое вступление. В былине он называется запев. Основная часть – рассказ о самом подвиге. События основной части былины могут иметь повторы, как и в сказке. Концовку былины называют исходом.

Повторы слов, фраз, целых эпизодов

Повторы слов, фраз, целых эпизодов

Карточка для 5-й группы.

В центре на исполинском вороном коне сидит Илья Муромец. Приложил он десницу (правую руку) к челу, зорко всматривается вдаль.

По левую руку от Ильи Муромца находится самый молодой богатырь – Алёша Попович. Это прозвище говорит о том, что происходит он из семьи священника. Летописи упоминают о двух разных богатырях – Алексее и Александре Поповичах. Один их них служил князю Владимиру и получил за храбрость золотую гривну, другой погиб в битве на реке Калке.

При всей непохожести характеров и обликов богатырей на картине они составляют единое целое. Былины говорят о том, что эти богатыри – крестовые братья, это значит, что заключили они договор побратимства, обменялись нательными крестами, условились о согласии в действиях, поклялись помогать и служить друг другу.

Карточка для 6-й группы.

Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Над разрешением загадок, связанных с именем Ильи, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны остаются до сих пор. И даже сегодня для многих современных людей является открытием тот факт, что популярный герой-богатырь Илья Муромец почитается святым Русской православной церковью.

Интересна история о том, как Илья Муромец был причислен к лику святых. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илия (таков церковный вариант имени) принимает решение окончить свои дни иноком (монахом) и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру (расположенную в городе Киеве на Украине). Раньше такой шаг для воина считался вполне традиционным – сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Умер Илья Муромец, будучи монахом Киево-Печерской лавры. Первоначально он был захоронен на почетном месте (где и князей-то не всех хоронили) в усыпальнице для князей в киевском храме Святой Софии. Даже бояре не мечтали о погребении своем в храме Софии Киевской, так как для них это была честь неслыханная! А Илья Муромец был крестьянский сын. Впоследствии его гробница была разрушена. Тогда мощи (тело святого) были перенесены в Киево-Печерскую лавру, где они покоятся и поныне.

День памяти святого Илии отмечается 1 января. Святому Илие Муромцу не было составлено церковного жития (рассказа о его жизни). Но полная биография богатыря от рождения и исцеления до кончины отражена в русских былинах.

На сегодняшний день известно и то, что частички мощей святого Илии Муромца хранятся в церкви Воскресения на Дебре в городе Костроме. Как и когда они туда попали, до сих пор неизвестно

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока чтения в 4 классе по теме "Былины". УМК "ПЛанета знаний.

Урок чтения в 4 классе.

Тип урока: освоение нового материала.

Педагогические задачи: мотивировать школьников на прочтение былин; пробудить интерес к истории своей страны; расширить представления обучающихся о жанрах устного народного творчества; продолжить формирование национального самосознания, уважения к истории своей страны.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся толковать своими словами понятия:былина, богатырь, застава, князь, доспехи, кольчуга, палица

Метапредметные:

Познавательные: находить в словаре толкование незнакомого слова; работать с информацией, предложенной учителем на уроке, выделять главное, систематизировать выделенную информацию, оформлять ее в доступной для слушателей форме.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из темы урока, планировать этапы решения учебной задачи; оценивать свои результаты.

Личностные: проявлять интерес к истории своей страны и былине как новому жанру; формулировать свое отношение к воспринимаемой информации; стремиться узнавать больше об истории своей страны и проявлять желание познакомиться с былинами, прочитать их на ближайших уроках.

1. Орг.момент (1 мин).

1)Приветствие.

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Ученики. Читают (От топота копыт пыль по полю летит).
Учитель. А теперь произнесем вместе эту скороговорку медленно;

- А теперь один из вас попробует произнести ее быстро.

- Как вы думаете, от чьих копыт пыль по полю может лететь? Кто по полю передвигался?

- А конями, наверное, кто управлял? - Люди.
- А как называли таких людей, которые защищали Русь, узнаем, отгадав загадку

Загадка: Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит. (Богатырь)

А кто такие богатыри, где можем посмотреть? (в словаре)

- У слова несколько значений. Как такие слова называются? (многозначными).

- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенной силой, светлым умом, смекалкой.

мужественный, отважный

защищает, спасает, помогает

отважно служит своей Родине

- Подвиги богатырей описывались в одном из жанров фольклора, его название можно перевести так : "правдивое повествование" , то , что было на самом деле. Может быть, кто-то назовёт этот жанр?

-Слово "былина " произошло от древнерусского выражения "быль ина", что в переводе на современный язык означает "основано на иной были".

Сегодня будем работать над былиной.

-Сформулируйте цели урока, используя опорные слова.

Узнать . что, былина, герой

Учиться . читать

Развивать… способности

Откройте учебники по закладке на стр 65 и прочитаем, что нам рассказывает автор учебника о былинах.

(чтение по цепочке)

- Что же такое былины, найдите в тексте, как они по другому назывались? (песни-старины)

- Когда их сочинили люди?(более 200 лет назад)

- Как вы думаете, как люди передавали друг другу былины?

- Как исполнялись былины? (фото гуслей)

- В чем особенность былин? (в них переплетаются выдумка и исторические события).

Работа с заголовком былины

Читаем название былины, с которой познакомимся сегодня. (читают)

- Про кого будем читать?

- Что такое Муром? Как вы думаете, такой город сейчас есть на карте и где он находится?

- Как вы думаете, кем он был до того, как стал богатырем?

В нашем учебнике эта былина в пересказе Ирины Карнауховой.

(доклад Маши Пироговой)


Слайд 9

Еще одной отличительной особенностью былины является то, что в былинах герои – богатыри.

Работа с иллюстрациями в учебнике (Древо предсказаний)

- Прежде чем читать былину, давайте поработаем с иллюстрациями в учебнике.

Рассмотрите иллюстрацию на стр 67

- Узнали, кто изображен на иллюстрации?

- Какой он? Чем он страшен?

- Что можете сказать по иллюстрации?

- Как могут быть связаны Змей Горыныч и Илья Муромец?

- Как можно назвать то, что изображено на иллюстрации? (доспехи богатыря)

Слайды 11-20

Посмотрим, какое же оружие у богатыря

Палица – тяжелая дубина с утолщенным концом.

Лук – вид оружия.

- В былине много старинных слов, со значением которых мы сейчас познакомимся

Калики перехожие – нищие, странники.

Околица – изгородь с воротами на выезде из деревни.

Пожня – поле, где сжата рожь

Потник – войлок, который подкладывают под седло.

Подпруга – ремень у седла, который затягивается под брюхом лошади

Читаем былину с карандашом в руке. Былины читаем медленно, одну часть вы услышите в аудиозаписи, а затем будем читать сами (чтение отдельными учениками)

Вопросы по ходу чтения

1)- Верны наши предположения про Илью из Мурома? (Терещенко)

- Простые были странники? Почему?

- Что может случиться с Ильей, когда он выпьет воды?(Фомичева)

- Для чего Илье нужна сила? (Дворецков)

- Как вы думаете, купит Илья жеребенка или нет? Почему? (Тиханин)

- О чем мог попросить Илья отца с матерью? (отпустить его воевать) (Макаренко)

- Как вы думаете, куда поскакал Илья?

После чтения (слов работа)

- Какие слова отметили карандашом?

- Что в былине показалось Вам наиболее интересным? Почему?

- От кого Илья получил силу?

- Зачем она ему нужна была, вспомните, восстановив деформированный текст

Восстановление текста по части ( в парах на листочках)

Восстановите текст былины на стр 68, вписав пропущенные глаголы:

1. . с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами

(ратай – воин в Древнерусском государстве)

2. вдов, сирот, малых деточек.

- Перечитайте на стр 70 былины наказ родителей

- Как вы понимаете «защищай землю не для золота? (не для обогащения)

- не из корысти? (без выгоды для себя)

- не забывай, что ты роду черного, крестьянского (не зазнавайся)

Рассказ учителя об Илье Муромце.

Илья Муромец – невыдуманный персонаж. И сейчас существует город Муром, находится он в центре России, во Владимирской области.

В селе Карачарове, о котором говорится в былине, почитают до сих пор этого богатыря. На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь.

- Это реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю и погибший за город Киев. Неспроста в древнем Муроме на высоком берегу установлен памятник легендарному богатырю, как символу не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы

Правила работы в группе

Выступление групп (15минут)

Слайд 27 (отвечаем на вопросы)

1 группа: составьте вопросы к тексту на стр 66.

- Как … относились к нему отец с матерью?

- Почему … Илья лежал 30 лет на печи?

- Верно ли, что … враги нападали на Русь?

Восстанови порядок следования предложений на стр 71.


Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал.


Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил её в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:

- А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.


Только пыль по полю столбом поднялась.


- На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плёточкой…

- Как Илья Муромец относился к своей родине?

3 группа: разделить текст на части и придумать заголовки к частям

1)Жизнь Ильи до встречи с каликами.

2)Встреча с каликами.

3) Подготовка к бою.

4) Благодарность родной земле.

4 группа: составить рассказ об Илье Муромце из 4-5 предложений.

- Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?

- На что им надо тратить свою силу?

- А можете сказать, что, по сравнению с первым классом силы у вас прибавилось?

- А куда будете тратить свою силу?

– Рефлексия
- Возьмите любую букву из слова "богатырь" и охарактеризуйте наш урок, используя только прилагательные.

Читайте также: