Оглушение звонких согласных в середине слова 4 класс конспект логопедического занятия

Обновлено: 06.07.2024

Цель занятия : закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас.

Дорогие мои ребятишки!

И я нынче взял в руки книжки

Приглашаю я вас путешествовать,

Знанья свои совершенствовать.

(Работа проводится по вариантам. Слова : страна, деревня, город, колхоз, земля, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овёс)

1 вариант 2 вариант

Дорогие мои победители,

А в зоопарк не хотите ли?

Будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными.

Вот царь зверей могучий ле (ф,в,

А тут жира (в, ф) с длиннющей шеей.

Ено (д, т) – красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры…ь (з, с).

Плывет могучий бегемо… (т, д,

Медве….ь (т, д) над нерпою ревёт.

И белый голу…ь (б, п) там летает,

После трудов отдохнуть приглашает.

А теперь представим себе, что вы попали к себе на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному слову подбираете проверочное.

(Чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка, поварёшка, салфетка).

Назвали предметы все по порядку,

Теперь приглашаю всех на зарядку.

(Проводится физкультминутка).

Мелкие шажки – раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три

Вот и вся зарядка – раз, два, три

Мягкая посадка - раз, два, три.

Продолжаем занятие.

Внимание, внимание! Начинаем соревнование!

Кто запомнит из стихотворения больше слов.

В желтом пальтишке,

С кедров сшибаетбурые шишки.

Трах – на опушку,

Бух – на кукушку,

Хлоп – на зайчишку

Как после стрижки

Щерсть на боках.

А сейчас почтальон Печкин вручит вам приглашения, каждому варианту своё.

Каток Сад Детский мир

лё…кий доро…ка игру…ки

мя…кий тро…ка лоша…ка

гла…кий берё….ки крова…ка

сколь…кий ду…ки ры…ка

ре…кий рома…ки мы….ка

Школа Море Столовая

тетра…ка пло…цы сли…ки

кни…ка гре…цы голу…цы

обло…ка фла….ки хле…цы

промока….ка остро….ки пиро…ки

Дорогие ребятки, отгадайте загадки.

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос)

2) С глухим согласным – я число,

Со звонким – вид железа. (Шесть – Жесть).

Ну и молодцы же вы ребятки,

Быстро отгадали все загадки.

А теперь скажите скоровогорку:

Из карманов у Аркашки

Вечно сыплются бумажки.

Ну и молодцы, ребята, хорошо потрудились и все отличились.

А сейчас давайте играть.

Будем кукол мы одевать.

(Команда девочек получает куклу – девочку, а команда мальчиков – куклу- мальчика).

Девочки наши добрые и ласковые, назовите ласкательные слова. Что есть у вашей куклы? (Девочки называют слова : глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки.)

Вот какая красавица – кукла. А что оденут мальчики на свою куклу?

Мальчики называю слова : шубка, сапожки, шапка, варежки, рубашка.

Подведение итогов. Награждение команд.

Войти через uID

Цель. Нaблюдaть несовпaдение норм произношения с нормaми прaвописaния, упрaжнять учеников в проверке сомнительных соглaсных.

1. Рaссмотреть и нaзвaть предметные кaртинки (попaрно):

В кaждой пaре слов выделить третий звук:

a) в обоих словaх слышится (произносится) ш;

б) в обоих словaх слышится (произносится) г. Срaвнить нaписaние рaссмотренных слов.

Выяснить в беседе, что оглушение звонких соглaсных ж и д в словaх ложкa, лодкa объясняется соседством глухого соглaсного к. Если устрaнить это соседство, звуки зaзвучaт звонко, без искaжения: ложечкa, лодочкa. Прояснению соглaсных способствует соседний глaсный (е, о).

Оглушение может происходить с любым из пaрных звонких соглaсных. В этом случaе звонкий соглaсный произносится кaк его пaрный глухой соглaсный (см.тaбл.):


2. Рaссмотреть примеры оглушения звонких соглaсных в словaх (когдa зa звонким следует глухой соглaсный):


3. В середине слов чaшкa, веткa встретились двa глухих соглaсных: шк, тк. Чтобы убедиться в том, что здесь нет противоречия между произношением и прaвописaнием, обрaтимся зa помощью к тем же глaсным: чaшечкa, веточкa.

4. Проверить сомнительные соглaсные в словaх:

…-Лaвкa

…-полоскa

. -Шубкa

…-селедкa

…-Мaтрешкa

…-обложкa

…-Тетрaдкa

…-скaзкa

…-Плиткa

…-крышкa

5. Прочитaть; подобрaть проверочные словa; зaписaть, встaвляя пропущенные соглaсные:

Стоит избу-кa нa курьих но-кaх. В кa-ке дождевaя водa. Собaкa спит в бу-ке. Нa этой гря-ке рaстёт морко-кa. Нa опу-ке зеленеют берё-ки. Нa выру-ке поспелa слa-кaя мaлинa. Бегут по доро-ке доски дa но-ки. (Лыжи.)

6. Встaвить после проверки пропущенные соглaсные:

Ры-кa мелкa, дa ухa слa-кa. Сaдись ря-ком дa поговори лa-ком. Нa мы-ку и ко-кa зверь.

По у-кой доро-ке гусиным шa-ком гусиное войско шaгaет гу-ьком.

Явился в жёлтой шу-ке прощaйте, две скорлу-ки! (Цыплёнок.)

Пaдaют с ве-ки золотые моне-ки. (Листья.)

Похлопочет нaд цве-ком и поделится ме-ком. (Пчелa.)

7. Подобрaть словa, соответствующие дaнным схемaм. Устно проверить соглaсный в середине слов:

- - шкa (чaшкa, кошкa, вышкa, мышкa, кaшкa,сушкa, пышкa)

- - - шкa (клюшкa, плошкa, брошкa, плюшкa, крошкa, крышкa)

- - - - шкa (рубaшкa, кaтушкa, подушкa, лягушкa, окрошкa, зaсушкa)

- - - - - шкa (брaтишкa, покрышкa, верхушкa, кaртошкa, стaрушкa)

- -жкa (ножкa, ложкa)

- - - жкa (пряжкa, стёжкa, кружкa)

- - - - жкa (стрижкa, фурaжкa, стружкa, сережкa, вaрежкa, обложкa)

- - - - -жкa (сыроежкa, зaстёжкa, подножкa)

- -дкa (лодкa, кaдкa, будкa, дедкa)

- - - дкa (грядкa, грудкa, сводкa, прядкa)

- - - - дкa (зaгaдкa, соседкa, отгaдкa, посaдкa, беседкa)

- - - - -дкa (рaзведкa, проводкa)

- -ткa (ниткa, сеткa, веткa, вaткa, деткa)

- - - ткa (клеткa, плиткa, глоткa, плёткa)

- - - - ткa (пилоткa, пaлaткa, попыткa)

- - - - - ткa (тaблеткa, конфеткa, кровaткa)

- - - скa (крaскa, сноскa, опискa)

- - - - скa (коляскa, зaпискa, полоскa, вывескa)

- - - - - скa (пропискa, колбaскa, подвескa, подпискa)

- - - зкa (укaзкa, смaзкa, слёзкa, скaзкa, связкa)

- - - -зкa (берёзкa, зaвязкa, вырезкa, зaмaзкa)

- - - - - зкa (погрузкa, подрезкa)

8. Нaблюдение зa оглушением звонких соглaсных в конце слов проводится aнaлогично изложенному рaнее рaссмотрению случaев оглушения в середине слов.

Проверить сомнительный соглaсный в конце словa:

a) устно - с перекидывaнием мячa либо с поднимaнием соответствующей соглaсной буквы;

б) письменно (выборочно).

Обрaзец: лёд - ледок (д).

п - б - суп, крaб, зуб, сугроб, прорубь, зaлп, ястреб, сруб;

д - т - сaд, зaвод, крот, мёд, нaрод, невод, лёд, труд, пилот;

ш - ж - мaлыш, шaлaш, рожь, лaндыш, нож, ёрш, ёж;

с - з - мороз, aрбуз, рaсскaз, груз, нос, глaз, воз, трус;

ф - в - клюв, шкaф, обувь, шaрф, морковь, посев, жирaф, бровь;

к - г - стук, утюг, оврaг, флaг, берег, шaг, друг, фaртук.

9. Прочитaть и зaписaть словa, встaвляя подходящие буквы. Устно проверить последний соглaсный в слове.

л - в

г - з

р - д

с -д

с - г

г - б

в - г

д - г

Словa для спрaвок:

лев, лов; рaд, род, ряд; снег, стог, слёг, слог; врaг, визг; глaз, груз, грыз; след, стыд, свод; горб, гриб, герб, груб, грёб; друг, долг.

10. Прочитaть пaры слов, срaвнить по смыслу, звучaнию, нaписaнию. Подобрaть проверочные словa, состaвить предложения (словосочетaния).

Обрaзец: цветущий луг (лугa), горький лук (луковицa).

Пруд - прут, плод - плот, молод - молот, лёд - лёт, рот - род, сток - стог, серб - серп, гриб - грипп.

11. Прочитaть зaгaдки, пословицы, встaвляя пропущенные соглaсные. Подобрaть проверочные словa:

Кто любит тру-, того люди чтут. Бро-ь дa глaря-ком живут. Нa языке мё-, a под языком лё-. Спaсибо, моро-, что снегу нaнё-. Без ру-, без но-, a рисовaть умеет. Пей, ешь, a прaвду ре-ь. Кaкокорень, тaкои пло-.

Три мудрецa в одном тaзу пустились по морю в грозу. Бу-ь попрочнее стaрый тa-, длиннее был бы мой рaсскa-. (С. Мaршaк.)

Восемь но-, кaк восемь ру-, вышивaют шёлком кру-. Мaстер в шёлке знaет тол-. Покупaйте, мухи, шёл-! (Пaук.) (В. Фетисов.)

12. Выписaть после проверки сомнительных соглaсных дaнные ниже словa в две колонки по нaличию звонкого или глухого соглaсного:

a) кни-кa, кры-кa, чa-кa, ко-кa, бумa-кa, сaпо-ки, кaту-кa, сырое-кa, пря-кa, теле-кa, покры-кa, серё-кa, доро-кa, опу-кa, кру-кa, стру-кa;

б) булa-кa, кно-кa, коро-кa, попрa-кa, су-ки, мо-ки, клу-ки, про-кa, лошa-кa, ве-кa, коля-кa, ре-кий, ни-кий, ре-кий, сле-ки, шкa-чик, рукa-чик, бли-ко, глa-кий;

в) но-, глa-, стрaу-, голо-, доклa-, сaпо-, кру-, вол-, врa-, стол-, мое-, тор-, мaлы-, бaгa-, похо-, кaмы-, гaрa-, солдa-, шaр-, уло-, прили-, рукa-, рыболо-.

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта.

ВложениеРазмер
urok_otkr._v_4_klasse_r.yaz_.docx 984.88 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока

по русскому языку в 4 классе

по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных

Учитель: Игнатьева Л.Н.

Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности.

Образовательные: учить различать на слух звонкие и глухие согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.

Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Оборудование : предметные картины, карточки с парными звонкими и глухими согласными, компьютер, проектор.

Громко прозвенел звонок-

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Ни минутки не теряем.

2. Эмоциональное вхождение в урок.

1) Поделись улыбкою своей.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне. Ваше настроение передайте в лицах, нарисуйте свою улыбку.

Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить вам настроение. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. И с хорошим настроением начинаем урок.

3.Гимнастика для рук.

Сильно протираем руки. Наши руки тёплые, тепло рук передаём друг другу. А это означает, что мы передали друг другу тепло души.

4.Работа в тетрадях.

Записываем число, классная работа.

5. Работа по теме.

1) - Ребята, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

К нам на урок залетели осенние листья. Но эти листья не простые, а с буквами. В полёте они потеряли пары. Давайте, поможем им найти свои пары.

У нас получились пары: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, д-т, г-к.

Слайд 2. Парные звонкие и глухие согласные

Что вы можете сказать о них? (Парные согласные слышатся в словах как глухие. При произношении парных согласных звуков воздух встречает во рту одинаковое препятствие. Как их надо проверять?

на письме опасные.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

3) Способы проверки.

Каким образом мы подбираем проверочные слова?

А)Называем много предметов.

Б) Называем маленький предмет

В) Не соглашаемся, говорим нет.

( Учительница проводит игру с мячом)

4) Осень в гостях.

А теперь послушаем загадку.

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек, я . (осень)

-К нам на урок пришла осень. Что же она нам принесла?

-Ребята, чему учит эта сказка? (Нельзя ссориться, любой спор нужно решить мирным способом)

Даны слова: Огурец, помидор, капуста, лук, горох, редиска, морковь, репка, свёкла, картошка, чеснок.

Задание: Выбрать только те слова, в которых есть парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

Слайд 5. Проверка.

Лук, редиска, морковь, репка, картошка, чеснок.

Сегодня на уроке не только овощи, но и буквы спорят. Разрешите их спор.(Учащиеся веером букв показывают нужную букву)

Слова: Дождь, грязь, листопад, грибки, грядки, заморозки, лист.

5)Чем ещё богата осень? Что она нам принесла?

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы. (гриб)

Какие грибы вы знаете?

Слайд 8. В названиях грибов вставить пропущенные буквы (устно). Веером букв показать соответствующую букву.

Белый гри. волну. ки, сырое. ки, груз. ь, мохови. рыжи. .

Слайд 9. Мухомор.

А это какой гриб? Можно ли его есть?

Появляется стихотворение о мухоморе. Списать стихотворение, вставляя пропущенные буквы.

Красная шля. ка, на шля. ке горо. ки,

Короткая ю. ка на беленькой но. ке.

Всем людям известно уже с давних пор,

Что ядом наполнен гри… мухомор.

Слайд 10. Картинный диктант.

( Написать слова через запятые, снизу подчёркивать названия одежды, которые одевают осенью)

Слайд 11. Проверка.

Шапка , шарф , варежки , рубашка, юбка, кепка, носки, пальто , куртка , блузка.

Найдите лишнее слово.

Слайд 12. Творческая работа.

(Дополнить рассказ словами по теме нашего урока, чтобы слова нуждались в проверке)

Пришла осень. Птицы летят на . Часто льёт . Всюду . Опустел наш . В саду шуршит сухой . Сильный ветер поломал . на деревьях.

. стоит голый. Скоро выпадет . .

Слайд 13. Проверка.

Пришла осень. Птицы летят на юг. Часто льёт дождь. Всюду грязь. Опустел наш сад. В саду шуршит сухой лист. Сильный ветер поломал ветки на деревьях.

Лес стоит голый. Скоро выпадет снег.

Слайд 14. Рассказ с ошибками.

Сильный ветер занёс нам такой рассказ. Вася Неумейкин допустил ошибки в этом рассказе. Исправьте ошибки.

Изменился наш сат. С берёски опали последние листья. Под дупками прячутся грипки. Уже нет сладких ягот. В огородах на грятках пусто.

Слайд 15. Проверка.

Изменился наш сад. С берёзки опали последние листья. Под дубками прячутся грибки. Уже нет сладких ягод. В огородах на грядках пусто.

з, н, с, ч, б, ш, р, т, п, д, щ , ж, м, в, ф.

  1. Обведи слова с парной согласной на конце слова:

Кот, дом, рак, луг, нос, дождь.

  1. Подчеркни слова, которые являются проверочными

(Сапожек, погодка, холод, грибы, глазок, лебеди, варежки)

Ду. зу. доро. ка, морко. ка, берё. ка.

Лодка, пирожки, дерево, сказка, шубка.

Лошка, верёфка, морковь, лошать, сапожки, рубажка, глазки, юпка.

6.Подведение итогов урока.

А) Чему мы научились на уроке?

(Учащиеся на дереве развешивают плоды, цветы, листья.

Плоды – урок хороший, плодотворный.

Цветы – неплохо работали, нужно ещё потрудиться.

Листья – урок бесполезный, работали плохо.)

В) Так как на уроке у нас поспели плоды, осень дарит вам плоды яблони. ( Приз - корзина яблок)

Г) Учащиеся дарят свои улыбки гостям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме"Парные звонкие и глухие согласные в конце слова"

Технологическая карта урока важна в работе учителя. Составление технологических карт - длительный процесс, но увлекательный.

презентация урока русского языка во 2 классе на тему: "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"

Дети наглядно знакомятся с правилами написания парных согласных на конце слова.


Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова

Урок во 2 классе.


Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь".

Урок русского языка во 2 классе по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова."

Цель урока: познакомить учащихся со способами проверки парных согласных на конце и в середине словаЗадачи:Обучающая:× .

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова

Конспект урока по русскому языку по программе "Перспектива", 2 класс.


Данный материал поможет учителям начальных классов в подготовке к уроку. Урок нацелен на формирование представления учащихся о словах с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, которые ну.

Оценить 2664 0

Конспект группового логопедического занятия

Тема: Оглушение звонких согласных (итоговое занятие)

Цель: активизировать знания учащихся по теме звонкие и глухие согласные.

Задачи: закрепить знания о сходстве и различии парных звонких и глухих согласных;

развивать навыки работы по алгоритму;

развивать умение дифференцировать звонкие и глухие согласные;

развивать слуховое внимание, память, навыки контроля и самоконтроля;

воспитывать интерес к развитию речи, чувство сплочённости работы в группе.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.

- Посмотрите, всё ли у вас есть для занятия? Вам понадобится тетрадь, ручка, цветные карандаши, клей, карточки.

- Посмотрите, у вас на партах лежат карточки. Что на них изображено? А какие это буквы? Как мы можем их объединить? Соедините карточки попарно так, как вы считаете нужным. Объясните свой выбор.

- Сколько пар согласных по глухости – звонкости у нас есть в русском языке? Давайте перечислим их.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. А теперь запишите в тетради пары согласных.

- Посмотрите внимательно на слайд. Что изображено на картинках?

- Назовите третий звук в каждом слове. Как звучат эти звуки? Давайте запишем названия картинок в тетрадь. Одинаково ли пишутся третьи буквы в словах? Чем они отличаются? Почему же так произошло?

- Почему звонкий звук [ж] притворился глухим? Посмотрите, какой звук стоит после [ж] в слове ложка. (звук [к]). Значит, глухой звук [к], встав рядом со звонким [ж], повлиял на него. Звук [ж] тоже зазвучал глухо, превратившись в звук[ш].

Давайте проверим еще раз правда, ли это. Посмотрите на следующие картинки:

- Назовите третий звук в каждом слове. Как звучат эти звуки? Давайте запишем названия картинок в тетрадь. Одинаково ли пишутся третьи буквы в словах? Чем они отличаются?

- Давайте сделаем вывод: Если в середине слова звонкий согласный звук стоит рядом с глухим, то он под влиянием глухого тоже оглу­шается.

Мнут и катают Бел, да не сахар,

В печи запекают, Ног нет, да идёт,

А потом за столом На всех садится,

Нарезают ножом. Ни кого не боится.

Назовите последний звук в словах – отгадках. ([п],[ к]). давайте запишем эти слова в тетрадь. Какие буквы вы написали последними? Почему?

- Какой мы можем сделать вывод? Звонкие согласные в конце слова оглушаются и слышатся как глухие.

- Что же нам делать в таких случаях? Подобрать проверочное слово. Каким образом?

На прошлом занятии мы с вами составили алгоритм проверки. Давайте вспомним, в каком порядке мы будем выполнять проверку. У вас на партах лежат карточки, на них указаны действия, которые мы проводим для проверки написания парных согласных. Расставьте, пожалуйста, их по порядку. (Один ребёнок выполняет задание у доски). Итак, в каком порядке мы будем выполнять проверку? (слайд)

- Физминутка

- Встаньте в кружок. Предлагаю вам поиграть в мяч. Я буду бросать мяч? и называть слово с парным согласным звуком, вы возвращаете мне мяч и называете проверочное слово, в котором этот звук слышится так, как он будет писаться. Готовы?

Слова: снег, сугроб, хлеб, мёд, лёд, друг, рукав, глаз, пляж, ложка, лодка, ножка, рыбка, дорожка, морковка, книжка, бумажка, сапожки.

- А теперь давайте попробуем проверить, как действует наш алгоритм.

У вас на столах лежат карточки с заданием. Задание выполняем прямо в карточке.

Вставить пропущенные буквы. Рядом в скобках написать проверочное слово.

Ры..ка ( ) мелка, да на вкус сла..ка ( ).

Красна яго..ка ( ), да на вкус горька.

Бро…ь ( ) да гла.. ( ) ря…ком ( ) живут.

Что из ящика, морко…ка ( ),

Хвост высовываешь свой?

Видно, хочешь стать плуто..ка ( ),

Носом бабы снеговой?

Бегут по доро…ке ( ) доски да но….ки ( ). (лыжи)

- Работает наш алгоритм? Можно его применять на уроках?

- Для выполнения следующего задания приглашаю к доске двух ребят. Остальные работают в тетради. Вам даны слова. Надо распределить их на две группы: с парной согласной в середине слова и в конце слова. Среди данных слов встречаются не только слова с парными согласными, но и на другие орфограммы. Будьте внимательнее.

Мороз, пятно, берёзка, лошадь, лодка, ногти, свисток, улыбка, лапка, далёкий, рыбка, столб, зимой, большой, парад, робкий, селёдка, сторож, болезнь, погреб, ловить.

- Выполняя следующее задание, вы должны еще раз показать прочность ваших знаний и умений.

- Я хочу попросить вас помочь мне. Один неграмотный зверек писал письмо своему другу и допустил много ошибок. Прочитайте это письмо в группах. Помогите найти слова с ошибками. Работайте красным карандашом, исправляя ошибки

(Каждому выдается текст письма).

Здравствуй, крод! Я пробежал через лук. Справа от меня был голубой прут. Я залез в огорот и нашёл там клат. Это были редиз и кабачог. Я взял для тебя корнеплот.

- Кто и кому писал письмо? Сколько ошибок вы нашли? В каких словах допущены ошибки. Записать в тетрадь 2 слова и проверить.

Итог занятия: - Как звучала тема сегодняшнего занятия? Чему научило вас это занятие?

- Какие задания показались вам наиболее интересными, трудными?

- За что вы могли бы себя похвалить?

Оцените себя, на полях поставьте тот знак, который подходит вам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной речи, правильное обозначение их на письме.

1. Коррекционно-развивающие: Создать условия для развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти. Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных. Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза.

2. Образовательные: Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове. Создать условия для обогащения словаря по теме лес. 3. Воспитательные: содействовать формированию положительного отношения учащегося к занятию, аккуратность, усидчивость.

4. Оздоровительные: Создать условия для развития мелкой моторики рук. Способствовать укреплению глазных мышц.

Наглядные пособия и раздаточный материал: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики, кроссворд, картонная пятерка.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в лес.

Лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем!

Повторяй за мной!

В лес пойдём мы погулять. (Обе руки идут пальчиками по коленкам.)

За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной. Землянику мы найдём И домой мы отнесём. (Загибает пальчики)

2. Основная часть.

- Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок — лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать тебе грибок.

А в конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя их набралось!

1. Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Солнца яркого боится.

Ночью — хищник эта птица.

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о…? - Сове.

- Правильно. Какой первый звук в слове сова?

- Звук [с] - Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?) - Согласный, глухой.

Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы — Уши больше головы? - Заяц.

- Какой первый звук в слове заяц? - Звук [з]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий.

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк, Кто скажите мне это — …? - Волк.

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек

. Среди зверей она – краса! Плутовка рыжая…? - Лиса.

- Вставь пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой). …емляника (З), …уб (Д), белый …риб (Г), бере…а (З) , ры…ик (Ж), е…евика (Ж)

- На какие группы можно разделить эти картинки? Почему?

- На три группы: ягоды, деревья, грибы.

Спал цветок (закрыть глаза)

И вдруг проснулся, (поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки) Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны — выдох)

Взвился вверх и полетел.

- В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук.

Кто в каком домике живет? Паук, белка, дятел, змея.

- В первом домике: белка, дятел, змея.

- Запиши названия животных.

- Оставим: смородину, чернику, колокольчики , кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.

- Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к]. - [з] и [г]. - А у звука [ч] есть парный звонкий звук? - Нет.

- Перечисли все парные согласные звуки. Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф - Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет.

А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

Читайте также: