Ветвление конспект урока 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок информатики

для учащихся 8 класса

Автор Голубкова С.В.

п. Томаровка, 2019

метапредметные — умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов;

личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Решаемые учебные задачи:

2) получить навыки записи составных условий;

3) получить навыки выполнения алгоритмов с ветвлениями для различных формальных исполнителей;

4) получить навыки разработки алгоритмов с ветвлениями для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.

Ос новные понятия, рассматриваемые на уроке:

Средства ИКТ, используемые на уроке:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

1. Организационный момент (оценочный лист), позитивный настрой на работу – 1 мин

2. Повторение – работа устно, фронтальный опрос – 2 мин

3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой – 5 мин

4. Определение темы урока, постановка целей – 4 мин

5. Изучение нового материала – работа с конспектом (прием Enter – Del ) – 5 мин + 2 мин на обсуждение результатов (работа в парах)

6. Физпауза – 1 мин

7. Закрепление изученного – решение задач (индивидуальная работа) – 7 мин

8. Зарядка для глаз – 1 мин

9. Работа в группах – компьютерный практикум – 8 мин

10. Подведение итогов – 3 мин

11. Домашнее задание (дифференцированное) – 1мин

Если я сегодня все понял, то

1. Организационный момент (оценочный лист), позитивный настрой на работу – 1 мин 14.00 -14.01

Записать в тетради число, классная работа.

2. Повторение – работа устно, фронтальный опрос – 2 мин 14.01 – 14.03

1. Дайте определение алгоритма.

2. Назовите основные алгоритмические конструкции.

3. Какой алгоритм называется линейным?

4. Кто или что может быть исполнителем алгоритма?

5. Перечислите свойства алгоритма.

6. Перечислите основные формы записи алгоритмов.

3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой – 5 мин 14.03 – 14.08

4. Определение темы урока, постановка целей – 4 мин 14.08 – 14.12

Посмотрите внимательно на слайд. Что должен сделать человек, изображенный на картинке?

Я люблю рисовать…

Я люблю математику…

Я люблю баскетбол…

Я люблю компьютерные игры…

Я люблю хорошо поесть…

А теперь, разгадав ребус, вы определите тему урока.

Записать тему в тетрадь

Постановка целей и задач.

Что мы сегодня должны узнать сегодня на уроке? (Что такое ветвление, формы ветвления)

С чем должны познакомится? (с командами ветвления)

- Чему должны научиться? (исполнять алгоритмы с ветвлением)

5. Изучение нового материала – работа с конспектом (прием Enter Del ) – 4 мин + 1 мин на обсуждение результатов 14.12 – 14.17

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением (развилкой).

Алгоритмическая конструкция, в которой предусмотрен выбор действий в зависимости от условий называется ветвлением .

Алгоритм, содержащий ветвление называется разветвляющимся .

Существует две формы ветвления полная и неполная.

Ветвление может быть записано: в полной форме – если, то, иначе, все.

в неполной форме – если, то, все.

На блок схемах ветвление обозначается ромбом.

hello_html_6aa526c2.jpg

Пример полной формы

алг правописание частиц НЕ, НИ

если частица под ударением

то писать НЕ

иначе писать НИ

В полной развилке если условие истинно, то будет выполнено действие 1, в противном случае будет выполнено действие 2.

Пример неполной формы

алг сборы на прогулку

если на улице дождь

то взять зонтик

В неполном ветвлении если условие истинно, то осуществляется заданное действие, в противном случае выполнение ветвления завершается.

Условия, состоящие из одной операции сравнения, называются простыми. В качестве условий при организации ветвлений можно использовать и составные условия.

Составные условия получаются из простых с помощью логических связок and ( и ), or ( или ), not ( не ): and означает одновременное выполнение всех условий, OR — выполнение хотя бы одного условия, a not означает отрицание условия, записанного за словом not .

Используются основные операции алгебры логики: конъюнкция (ИЛИ, логическое сложение)¸дизъюнкция (И, логическое умножение), инверсия (НЕ, логическое вычитание).

6. Физпауза – 1 мин 14.17 – 14.18

Если я называю свойство алгоритма, то потянулись, иначе – поворот головы.

7. Закрепление изученного – решение задач (работа в парах) 14.18 – 14.25

2. Угадайте пословицу, зашифрованную в блок-схеме:

Ответ: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- Это какая форма ветвления? (неполная)

Ответ: Болен – лечись, а здоров – берегись.

- А это какая форма ветвления? (полная)

Ответ: Если боишься – не говори, сказал – не бойся.

- А это какая форма ветвления? (вложенная)

3. Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных.

Учитель объясняет на примере, затем учащиеся выполняют 2-3 задание самостоятельно.

hello_html_2036d193.jpg

hello_html_m1dd536f1.jpg

hello_html_m54b7d3b3.jpg

8. Зарядка для глаз 14.25 – 14.26

9. Работа в группах – компьютерный практикум 14.26 – 14.34

Расставь пропущенные команды на схеме алгоритма.

hello_html_246cf6f0.jpg

hello_html_43f83ac3.jpg

Работа по карточкам

- Каков же результат нашего урока?

Выполните алгоритм: Если я сегодня все понял, то поднимите вверх правую руку, иначе левую руку.

- Какая это алгоритмическая структура? Какое ветвление вы сейчас выполнили?

11. Домашнее задание (дифференцированное) 14.36 – 14.37

12. Подведение итогов 14.37 – 14.40

На уроке мы с вами познакомились с разветвляющимися алгоритмами.

- Какие алгоритмы называют разветвляющимися?

- Какие существуют виды ветвлений? (Полные и неполные)

Лист оценивания ученика 8 класса __________________________________

Оценка за урок

(среднее арифметическое)

Лист оценивания ученика 8 класса __________________________________

Оценка за урок

(среднее арифметическое)

Лист оценивания ученика 8 класса __________________________________

Оценка за урок

(среднее арифметическое)

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением (развилкой).

Алгоритмическая конструкция, в которой предусмотрен выбор действий в зависимости от условий называется ветвлением .

Алгоритм, содержащий ветвление называется разветвляющимся .

Существует две формы ветвления полная и неполная.

Ветвление может быть записано: в полной форме – если, то, иначе, все.

в неполной форме – если, то, все.

На блок схемах ветвление обозначается ромбом.

hello_html_6aa526c2.jpg

Пример полной формы

алг правописание частиц НЕ, НИ

если частица под ударением

то писать НЕ

иначе писать НИ

В полной развилке если условие истинно, то будет выполнено действие 1, в противном случае будет выполнено действие 2.

Пример неполной формы

алг сборы на прогулку

если на улице дождь

то взять зонтик

В неполном ветвлении если условие истинно, то осуществляется заданное действие, в противном случае выполнение ветвления завершается.

Условия, состоящие из одной операции сравнения, называются простыми. В качестве условий при организации ветвлений можно использовать и составные условия.

Составные условия получаются из простых с помощью логических связок and ( и ), or ( или ), not ( не ): and означает одновременное выполнение всех условий, OR — выполнение хотя бы одного условия, a not означает отрицание условия, записанного за словом not .

Используются основные операции алгебры логики: конъюнкция (ИЛИ, логическое сложение)¸дизъюнкция (И, логическое умножение), инверсия (НЕ, логическое вычитание).

Образовательная: повторение понятия “алгоритм”, знакомство с новой алгоритмической конструкцией, закрепление понятия “ветвление”;
Развивающая: развитие у учащихся креативности мышления и интеллектуального потенциала;
Воспитательная: воспитание эстетического вкуса и общей культуры учащихся.

Материалы и оборудование: картина Васнецова “Витязь на распутье”, сетевой диск “Путешествие в информатику”, карточки с ответами “Да” и “Нет”, набор фигур для составления блок-схемы на доске.

    Организационный момент.

Приветствие, отметка в журнале отсутствующих. Объяснение целей и задач урока.

Проверка домашнего задания.

Рисунок 1

Зачитывается отрывок из сказки А. Толстого “Золотой ключик”.
Поможем Мальвине составить алгоритм умывания для Буратино. (Таблички заготовлены заранее)

Диск “Путешествие в информатику”, 2-й класс, задание 9 “Составь алгоритм”, уровень 1

Повторение правил работы с мышкой при выполнении задания на компьютере.

Какой клавишей мыши мы подтверждаем выбор? (левой)

Какие действия выполняем при перетягивании картинки, текста? (нажать левую клавишу мыши и, не отпуская ее, передвинуть, куда нужно)

Объясняется задание, при работе ученики заполняют карточку.
Образец

К концу урока учитель может вывести средний балл и по нему поставить оценку.

Рисунок 2

На доске схема:

Учащиеся выходят к доске и в зависимости от ответа на вопрос встают справа или слева от учителя (вызвать до 5 человек).

Следующий вопрос в ромбике на доске: Тебе исполнилось 8 лет?

Учащиеся выходят к доске и в зависимости от ответа на вопрос встают справа или слева от учителя (вызвать до 5 человек).

Вопрос в ромбике на доске: Сколько тебе лет?

Почему вызванные ученики не могут встать рядом с учителем?

Какой вопрос нужно вписывать в ромбик?

Дается определение, что алгоритм, в котором мы используем вопрос, на который можно ответить “ДА” или “НЕТ”, называется ветвлением.

Физкульт.минутка: дети встают и выходят из-за парт. Учитель задает вопросы, а дети поднимают руки вверх, если ответ на вопрос “ДА”. Разводят руки в стороны, если ответ на вопрос “НЕТ”. Наклоняют корпус “влево” - “вправо”, если на вопрос нельзя ответить ни “ДА” ни “НЕТ”.

Вы любите мультфильмы?

В группе все девочки с бантиками в волосах?

Сколько мне (учителю) лет?

Вы ученики 5 класса?

На улице летний день?

На улице холодно?

Я задумал предмет. На ваши вопросы я могу отвечать "да" или "нет". Вы должны угадать предмет как можно быстрее.

Учитель, дав ответ на вопрос ученика, вместе с ребятами выясняет ценность вопроса и его своевременность. Первая игра иллюстрируется через слайды.

Какие действия выполняются?

Когда нужно взять в руки желтый карандаш?

Когда нужно взять в руки зеленый карандаш?

После раскрашивания 2–3 ученика отвечают на вопросы задания б.

Вспомним правила дорожного движения.

На какой сигнал светофора надо переходить улицу?

Что делать, если не горит зеленый сигнал?

Запишите в пустые прямоугольники действия.

(Проверка правильности с помощью карточек “ДА”, “НЕТ”)

Постановка проблемы на следующий урок.

Внимательно рассмотрим картину Васнецова “Витязь на распутье”.

Какой вопрос решает богатырь?

Какие направления у него есть?

Но мы знаем, что на вопрос в алгоритме ветвления есть только два варианта ответа. Как тогда составить для богатыря алгоритм?

Об этом мы и будем говорить на следующем уроке.

Конспект урока информатики по теме "Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Исполнитель "Перемещайка".

ВложениеРазмер
algoritmy_s_vetvleniyami_i_tsiklami._ispolnitel_peremeshchayka.odt 155.97 КБ

Предварительный просмотр:

Студент ЧПК №1: Фёдорова Алёна 44 группа

Учитель: Подкорытова Н.Н._____

Методист: Иванова Н. В. ______

Цель урока: п родолжить знакомство с исполнителем алгоритмов Перемещайка и его системой команд.

  • способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, интереса к предмету информатика.
  • обучать системе команд исполнителя алгоритмов Перемещайка;
  • обучать умению фиксировать результаты выполнения шагов алгоритма.

Оборудование: к омпьютеры, интерактивная доска, презентация.

Тип урока: закрепление

Содержание урока. Деятельность учителя.

С ловесный: побуждающий диалог

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Алёна Андреевна. Я буду сегодня у вас вести урок информатики.

Приветствовать учителя, настраиваться на урок.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Повторение техники безопасности

Проверка домашнего задания

Работа в тетради

Работа в рабочей тетради

Работа за компьютером

- Данный урок проходит в кабинете информатики. Что вы знаете о технике безопасности в кабинете?

- Какое у вас было домашнее задание? (стр 21 № 25)

Алгоритм на слайде. Учитель вызывает ученика к доске.

- Отлично, давайте вспомним что такое алгоритм?

Алгоритм – точное и полное описание последовательности действий над заданными объектами, позволяющее получить конечный результат.

- А что в анашем алгоритме называют циклом?

Цикл — многократное повторение некоторых действий.

- В закреплении скажем, что такие ветвление?

Ветвление — обеспечивает в зависимости от рузельтатов проверки условия (ДА или НЕТ) выбор одного из нескольких путей алгоритмов.

- Вспомните что вы делали на прошлом уроке? Кто может предположить, что будем делать на этом уроке? (Пробуют указать тему урока)

- Какие поставим цели? (слайд)

- Хорошо, а начнём работу с упражнения 29 на странице 24.

- Что вы видите на странце? (алгоритм)

Алгоритм на слайде

- Что впишем в пустое поле? (возьми помидор)

- Если остались немытые помидоры, что мы должны сделать? (помыть их)

- Как мы укажем это в нашем алгоритме? (от условия проведём стрелку к 3ему действию с указанием ДА)

- Что будем делать если помидоров не осталось (Ниже подписываем стрелку к след. действию НЕТ)

- Если у нас на тарелке остались ещё помидоры, мы? (проводим стрелку к 5ому действию и указываем ДА)

-Аналогично, еслипомидор не осталось? ( ниже рисуем стрелку к след. Действию и указываем НЕТ)

-Отлично справляетесь ребята, а какое будет последнее действие? (перемешать салат)

- Что мы не сделали ещё? (обвести команды, которые повторяются)

(пригласить другого ученика)

-Какие команды мы обводим?

- Давайте немного отдахнём и разомнёмся.

Кто ловит мышей?

Сколько вам лет?

У кого есть сестра?

Где раки зимуют?

Вы учитесь в третьем классе?

Эта игра на внимание?

Как играть с собакой?

От чего небо голубое?

- Хорошо, переходим к следующему заданию 30. Что нужно сделать?

- Кто попробует у доски?

- Что мы делаем сначала? (указываем стрелки переходящие к действию)

- Что делаем если книга понравилась? (узнать цену)

- Замечательно! С чем мы сейчас работали? Как называются такие алгоритмы?

- Теперь поговорим об исполнителе.

-Кто такой исполнитель? (тот, кто что-то исплняет)

-Что он может делать? (выполняет команды)

- Отлично, сейчас мы с вами познакомимся с программой Перемещайка.

- Давайте узнаем больше о Перемещайке? Как вы дуамете.

-Что может делать перемещайка? (перемещать объекты)

- Каие объекты он может перемещать? (цифры, буквы, предметы и т.д.)

- Сколько предметов находится в каждой клетке? В каждой клетке может находится только 1 предмет (1 предмт)

- Сколько пустых клеток может быть? И только одна пустая клтека (только одна)

-Хорошо, посмотрите, таким образом выглядит набор команд Перемещайки

На слайде схемы.

- Как вы думает, на что указывает эта стрелка? ( на перемещаение либо в лево, либо вправо)

- Сейчас в прграмме Перемещайка вы попробуете таким способом, перемещая буквы, составить слова. Давайте я продемонстрирую, как это сделать.

Показ учителя работы над алгоритмами в программе Перемещайка

Цель урока: познакомить с понятием "ветвление в алгоритме", научить составлять алгоритмы с условием. На уроке ребята учатся задавать вопросы с ответом "да, нет", размышляют, что не на все вопросы можно так ответить, учатся следовать по алгоритму с условием, выбирают ответ, который считают нужным и выполняют следующую команду.



Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Ветвление в алгоритме". Разработан по учебнику "Информатика в играх и задачах" А.В.Горячев, К.И. Горин,Н.И.Суворова , 3 класс.

План – конспект урока

Обучающая: закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы, дать начальное представление о ветвлении в алгоритме, о записи условия ветвления на схеме алгоритма.

Развивающая: развивать логическое и алгоритмическое мышление, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающая: воспитывать интерес у учащихся к предмету, коммуникативные навыки.

Для учителя:

Для учеников:

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Проверка домашнего задания.

Этап получения новых знаний.

Этап закрепления нового материала.

Этап обобщения изученного на уроке.

Организационный этап.

Приветствие. Давайте настроимся на хороший лад и у нас всё получится.

Проверка домашнего задания.

Этап получения новых знаний.



- Ты любишь мандарины?

- Кот любит молоко?

- Сколько весит слон?

- Когда птицы улетаю на юг?

- Сколько минут в одном часе?

- Что такое алгоритм?

- На какой сигнал светофора можно перейти дорогу?

Давайте посмотрим на некоторые вопросы.


И так! Начало.

Подойти к пешеходному переходу.

Посмотреть, горит ли зелёный свет?

Если нет, то ждать зелёного сигнала светофора.

А если горит зелёный, то перейти дорогу.

А теперь составим блок-схему.

В жизни очень часто действия делаются по условию. (Если идёт дождь, взять зонтик, если высокая температура, вызвать врача, если уроки сделал, можно погулять).

Команда алгоритма, в котором находится условие, называется ветвлением. Например: дорога, которая разветвляется, у неё есть ветвления; мы можем ехать либо по правой ветке, либо по левой. Гусеница тоже выбирает, по какой ветке ей ползти, Иван-царевич на распутье (даже в сказках встречается ветвление).

Этап закрепления нового материала.


А когда нам надо поставить букет в вазу? Это тоже алгоритм, в котором есть ветвление.

Конечно первый блок – это блок Начало.

Далее: взять вазу

Посмотреть: в вазе есть вода. Если нет, налить воду в вазу. А если есть вода, то поставить букет в вазу. И алгоритм заканчивается блоком конец.

Задания на карточках.

Задания 11, 14, 15 из учебника.

Этап обобщения изученного на уроке.

Итак! Ветвление в алгоритме используется, когда нужно выбирать очередную команду в зависимости от условия.

Наш урок подходит к концу и мне хотелось, чтобы вы продолжили эти предложения:

Читайте также: