Великое посольство петра 1 конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: сформировать представления о начале правления эпохи Петра 1.

Задачи урока:

1.Определить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков;

2.Изучить детство Петра, дать характеристику его личности.

3.Определить причину двоецарствия.

4. Дать характеристику царевне Софье.

5.Рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале его правления

Планируемые результаты:

Личностные:

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;

- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.

Предметные:

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);

- знание хронологии изучаемого периода;

- знание исторических фактов изучаемого периода;

- рассказ об исторических событиях, их участниках;

- соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Тип урока: комбинированный урок.

Основные понятия и термины:Гвардия, лавра

Основные даты:

1682—1725 гг. — царствование Петра I(до 1696 г. —совместно сИваном V).

1682—1689 гг.— правление царевны Софьи.

1682, 1689, 1698 гг.— стрелецкие восстания.

1695—1696 гг. — Азовские походы.

1697—1698 гг. — Великое посольство

Персоналии: Пётр I. Иван V. Софья Алексеевна. Ф. Я. Лефорт. Ф. А. Головин.

П. Б. Возницын. А. С. Шеин

Методы обучения:беседа, самостоятельная работа, работа с текстом, проблемно – поисковый.

Образовательные ресурсы: Компьютер, проектор, учебник, тетрадь.

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения.

На рубеже XVII—XVIII вв. в российском обществе назревалапотребность во многих важнейших изменениях. Какие из них были начаты при Алексее Михайловиче? Как вы считаете, какие преобразования требовали продолжения?Кто мог претендовать на царский престол после смерти Алексея Михайловича? (беседа с детьми, отвечают на вопросы)

- Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть.

(ученики высказывают свои предположения, составляется план урока совместно с обучающимися, записывается на доску и в тетради)

1) Детство Петра.

2) Двоецарствие. Царевна Софья.

3) Начало царствования Петра.

4) Азовские походы.

5) Великое посольство 1697—1698 гг.

3. Изучение нового материала.

КонецXVII-XVIIIв. были для России эпохой больших изменений. Страна стала империей, поучила выход к Балтийскому морю, появилась новая армия и вооружение, укрепились культурные и экономические связи с Европой. И всеэто произошло в период правления Петра I.

Сегодня на уроке мы узнаем о том, как он стал царём, как формировалась личность этого правителя и какие факторы повлияли на это.

Работа по теме урока:

1) Детство Петра

Начиная изучать эпоху Петра обратимся к его семье.

Посмотрите на экран, кто изображен на слайде? Как звали жен Алексея Михайловича? Перед вами слайд, на котором частично незаполненная схема, заполняем семейное древо Петра - используя материал учебника составьте схему этого древа.

Найдете в учебнике ответы на вопросы:

Какими чертами характера обладал Петр? Какие увлечения первые годы жизни были у Петра? Почему обучение Петра закончилось? Кто был его учителем?

2) Двоецарствие. Царевна Софья.

Неожиданная смерть Федора Алексеевича привела к ситуации двоецарствия в стране. Найдите в тексте объяснение этому факту.

Прочитайте пп. 2—3 § 3 и ответьте на вопросы:

Какую роль в период двоецарствияиграла царевна Софья?

Каково ваше мнение о её деятельности на посту правительницы?

Записать в тетрадь годы правления царевны Софьи -1682—1689 гг.

3) Начало царствования Петра.

В 1689 году Петр получил известие о готовящемся дворцовом перевороте в пользу Софьи, в ходе которого стрельцы якобы его хотели убить.

Определите: автора письма; адресата письма.

Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшиеползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…

Как началось самостоятельное правление Петра? (отвечают на вопрос)

1682, 1689, 1698 гг.— стрелецкие восстания(запись в тетрадь)

Физкультминутка:

На истории сидели.

Руки, ноги занемели.

Руки вверх, руки вниз.

И соседу улыбнись.

4) Азовские походы.

Прочитайте п. 4 § 3 и ответьте на вопросы:

- Какова главная цель азовских походов?

- Почему Петр выбрал именно южное направление, а не северное?

- Какой опыт извлёк Пётр из Азовских походов?

- Какие главные результаты этих походов?

1695—1696 гг. — Азовские походы(запись в тетрадь)

5) Великое посольство 1697—1698 гг.

Великое посольство выехало из Москвы 9 марта 1697 году. Возглавлял его адмирал Франц Лефорт и генерал Фёдор Головин, но под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова в составе посольства находился Пётр.

- Как вы думаете, почему Пётр отправился в Европу инкогнито? (предположения учеников)

Анонимность царя позволяла ему бывать там, где он хотел, и сэкономить время, отказавшись от обязательных официальных приёмов. Пётр поехал за границу, перенимать европейский опыт и новые технологии.

Изучив п.5 § 3,определите цель великого посольства и была ли она достигнута?

(Цель не была достигнута-Россия не смогла найти союзников для войны с Турцией, но заграничное путешествие Петра I имело очень большое значение)

Объясните, что заставило Петра I вернутся раньше намеченного срока?

(Вернуться в Россию Петра заставили трагические события, связанные с восстанием стрельцов в Москве, которое организовала царевна Софья)

- Как ведут себя представители разных слоёв населения?

- Как ведёт себя Петр I? (Отвечают)

1697—1698 гг. — Великое посольство (запись в тетрадь)

Гвардия- отборная привилегированная часть войск.

Лавра- название крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчинённых патриарху.

4.Подведение итогов.

Пётр c детских лет проявлял большой интерес к опыту европейцев. Для наилучшего ознакомления с их достижениями Пётр снарядил Великое посольство. Вернувшись из-за границы, царь твёрдо решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю, за превращение своей страны в великую европейскую державу.

Познакомьтесь с мнением С. М. Соловьёва о Петре I (стр. 24 в учебнике).

А какой образ Петра сложился у вас? (отвечают ученики)

5. Рефлексия.

По желанию высказываются о уроке одним предложением выбирая фразы:

Сегодня я узнал…..

Всем спасибо. Подводим результаты работы на уроке. Выставляются оценки.

Домашнее задание:

2 Написатькраткое эссе об одном дне работы Петра Михайлова на верфи в Голландии.

Урок-путешествие, посвящен пребыванию Петра за границей. Ученики, разбившись на группы, рассказывали о странах, где останавливался Петр. Рассказ про Англию ребята вели на английском языке.

ВложениеРазмер
urok_velikoe_posolstvo.docx 31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по истории и английскому языку

Форма урока: урок – путешествие

  1. выяснить цели, задачи и значение Великого посольства
  2. создать условия для рассмотрения и оценки начала деятельности Петра I;
  3. охарактеризовать Петра I как государственного деятеля;
  1. подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным человеком;
  1. содействовать развитию поисковых навыков, любознательности, работать с историческими источниками; составлять презентации;
  2. продолжать формирование оценочных суждений.

Эпиграф к уроку:

В этом году отмечается 400-летие династии Романовых. Династии, которая положила конец Смуте. Петр1 – третий представитель этой царской династии. Давайте определим значение первых петровских преобразований для России

Проверка домашнего задания :

Какие события детских и юношеских лет оказали влияние на формирование Петра как будущего государственного деятеля?

Изучение нового материала

Великое посольство — дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697—1698 годах.

Цели Великого посольства:

Полномочные послы во время Великого посольства

Мы сегодня проводим урок-путешествие и пройдем маршрутом Великого посольства. Ребята получили опережающие задания подготовить путешествие по странам, где побывало посольство Петра.

Слово первой группе.

( ученики представляют презентацию и рассказывают о визите в Польшу)

В Бранденбурге Петра больше всего волновал вопрос, касавшийся Польши. Во время Великого посольства в Речи Посполитой после смерти Яна Собеского началось междуцарствие. Кандидатов на престол было много.
Отношения России к этому избранию были просты: кто бы ни был на польском престоле — всё равно, лишь бы до заключения общего мира с турками Польша не выходила из священного союза четырёх держав; Чтобы поддержать Августа, Пётр выдвинул к литовской границе русское войско. Эти действия Петра позволили саксонскому курфюрсту вступить в Польшу и короноваться, приняв католичество. При этом он дал ему слово оказывать России поддержку в борьбе с Османской империей и Крымским ханством.

Великое посольство в Голландии

(ученики представляют презентацию и рассказ о визите в Голландию).

Великое посольство в Англии.

(Ученики рассказывают о визите в Англию на английском языке, рассказ сопровождается презентацией на английском языке).

По личному приглашению английского короля Вильгельма III, который одновременно являлся правителем Голландии, Пётр в начале 1698 года посетил Англию.
В Англии Пётр пробыл около трёх месяцев, сначала в Лондоне, а потом, главным образом, в Дептфорде, где на королевской верфи под руководством известного английского кораблестроителя и политика Энтони Дина (старшего) пополнил своё кораблестроительное образование.
В Англии он вёл тот же образ жизни, что и в Голландии. В Лондоне, Портсмуте, Вуличе осматривал арсеналы, доки, мастерские, музеи, кабинеты редкостей, часто ездил на военные корабли английского флота, детально рассматривал их устройство. Раза два Пётр заходил в англиканскую церковь, был на заседании парламента. Пётр I посетил Гринвичскую обсерваторию, Монетный двор, Английское королевское общество, Оксфордский университет. Царь изучил технологию изготовления часов. Считается, что он встречался с Ньютоном.
При своём визите английскому королю Пётр оставил совершенно без внимания прекрасную картинную галерею Кенсингтонского дворца, но очень заинтересовался прибором для наблюдения за направлением ветра, находившимся в комнате короля.
Написанный во время этой поездки в Англию Готфридом Кнеллером портрет стал примером для подражания. Портреты Пётра I, написанные в кнеллеровском стиле, получили широкое распространение в XVIII веке.
Тем не менее, не надо думать, что Пётр совершенно не замечал, кроме технической, никаких других сторон западноевропейской жизни.

By the personal invitation of the English king William III, who simultaneously served as the ruler of the Netherlands, Peter at the beginning of 1698 visited England.
In England Peter spent about three months, first in London and then, mainly in Deptford, where the Royal shipyards under the guidance of the famous English shipbuilder and policies Anthony Dean (senior) expanded its кораблестроительное education.
In England he led the same way of life, as in the Netherlands. In London, Portsmouth, Вуличе examined arsenals, dockyards, shops, museums; cabinets of curiosities often went to the military ships of the British Navy, in detail considered their device. A couple of times Peter went to the Church of England was at a meeting of Parliament. Peter I visited Greenwich Observatory, the Mint, the British Royal society, University of Oxford. King studied the technology of fabrication of hours. It is considered, that he had met with the Newton.
During his visit to the English king Peter left without attention an excellent art gallery Kensington Palace, but was very interested in the device to monitor the direction of the wind, which was in the room of the king.
Written during this trip to England Gottfried Кнеллером portrait became an example for imitation. The portraits of Peter I, written in кнеллеровском style, were widespread in the XVIII century.

Учитель:
Конец Великого посольства
Путь Петра лежал через Лейпциг, Дрезден и Прагу в столицу Австрии Вену. По дороге пришли известия о намерении Австрии и Венеции заключить с Османской империей мирный договор. Долгие переговоры в Вене не дали результата — Австрия отказывалась включать в требования договора передачу Керчи России и предлагала согласиться на сохранение уже завоёванных территорий. Однако это перечёркивало усилия по обеспечению выхода к Черному морю.
14 июля 1698 года состоялась прощальная встреча Петра I с императором Священной римской империи (правителем Австрии) Леопольдом I. Посольство намеревалось выехать в Венецию, но неожиданно из Москвы пришли известия о бунте стрельцов и поездка была отменена.
Для продолжения переговоров в Вене был оставлен П.Б.Возницын. На Карловицком конгрессе он должен был отстаивать интересы России. Однако из-за дипломатических просчетов русскому послу удалось добиться лишь заключения двухгодичного перемирия с Османской империей.

Учитель:
Итоги Великого посольства.
По дороге в Москву царь узнал о подавлении бунта. 31 июля в Раве Пётр I встретился с королём Речи Посполитой Августом II. Общение двух монархов, бывших ровесниками, продолжалось в течение трёх дней. В результате возникла личная дружба, и наметилось создание союза против Швеции. Окончательно тайный договор с саксонским курфюрстом и польским королём был заключён 1 ноября 1699 года. По нему Август должен был начать войну против Швеции вторжением в Ливонию. Назревал конфликт между Россией и Швецией, который вылился в Северную войну 1700—1721 годов. Практическим его результатом стало создание предпосылок для организации союза против Швеции.

25 августа 1698 года Пётр I прибыл в Москву.

Ученики решают проблему, поставленную учителем в начале урока: Определите значение первых петровских преобразований для России

За полтора года пребывания за границей Петр Великий успел получить знания и умения в корне изменившие его самого, Россию, его подданных, да и, что греха таить, саму Европу. Речь, конечно же, идет о годах, проведенных в путешествиях в составе Великого посольства.
Интересные факты.

А сейчас мы с вами проведём аукцион знаний: (вопросы от учителя и участников групп учащимся):

Ответ: Всего Пётр I освоил около 15 профессий: плотника, столяра, слесаря, кузнеца, фельдшера, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, артиллериста, кораблестроителя.

Ответ: Пётр I говорил по-голландски и по-немецки, хорошо понимал шведский и польский, немного – татарский, английский, читал по-латыни. Правда, с грамматикой (всех языков) у Петра I дело обстояло неважно.

  1. В каких государствах побывал Пётр I и почему? (слайд 13)

Ответ: Пётр был в Голландии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (с целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Итоги великого посольства 1697-1698 годов

В 1697 году по личному распоряжению Петра 1 в Европу было собрано великое посольство Петра 1 итоги которого оказали сильное влияние на развитие России. Всего в состав посольства входило 250 человек. Все они были видного дворянского рода. Особняком среди них стоял Петр Михайлов, служивый Преображенского полка. Именно под этим псевдонимом участие в посольстве принял сам Петр 1.

Итоги великого посольства 1697-1698 годов подвели Петра к выводу о необходимости реформирования России. Целью же совершения посольства было ознакомления с европейским нравом, бытом, науками и культурой. С детства Петра окружали иностранные учителя, которые говорили русскому царю о том, насколько далеко шагнула наука в Европейских странах. Петр хотел лично в этом убедиться. За период европейского посольства были посещены Курляндия, Англия, Голландия, Австрия и Кёнигсберг. В 1698 году посольство было прервано, поскольку Петру доложили о том, что в России стрельцы готовят новый заговор. Требовалось срочно вернуться на Родину. Из-за скорого отъезда Петру не удалось посетить Рим и Венецию.

hello_html_5a83bb92.jpg

Итоги великого посольства 1697-1698 годов предопределили, как внутреннюю, так и внешнюю политики России на долгие годы вперед. Петр 1 вернулся из Европы с твердым пониманием того, что для успешного развития страны России необходим выход к мору. Этим морем должно было стать море Балтийское. Петр Великий прекрасно понимал, что добиться выхода к Балтийскому морю будет тяжело, поскольку это означает войну с сильным Шведским королем, но другого выходу не было. В результате уже в 1700 году началась Северная война, которая продлилась практически всю жизнь Петра, но все-таки принесла России долгожданный выход в Балтику. Петр таки прорубил окно в Европу. Кроме того, итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, прежде всего в области наук, сократить. Петр Великий видел многочисленные достоинства запада и желал укреплять связи России с западными Европейскими странами. Но для этого был нужен выход к Балтийскому морю.

В результате, итоги великого посольства 1697-1698 годов привели Петра первого к мысли о том, что для успешного достижения Россией внутренних и внешних задач, ее необходим выход к Балтийскому морю. Следовательно назревала война со Шведами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед вами показано поурочное планирование, проведенное мною на региональном уровне Всероссийского конкурса "Учитель года-2015", отвечающее всем требованиям ФГОС с универсальными учебными действиями.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

"ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО 1697-1698 гг."

ФИО (полностью)

Семенов Евгений Евгеньевич

Место работы

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

Класс

Цели урока:

Образовательная:охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований, великое посольство 1697-1698 гг.

Воспитательная:формировать чувство гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим.

Развивающая: доказать на основе исторических источников цель похода в Европу Петром I, цель создания Северного союза и выявить, какие технические достижения и инструменты были приняты из Европы.

Задачи урока:

Личностные:способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.

Метапредметные:формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы.

Применяемые технологии:

метапредметный подход

• интерактивная доска (проектор), компьютер;

проект по теме урока;

Тип урока - урок применения знаний и умений на основе ознакомления с новым материалом.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия

Метапредметные

I. Мотивация

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.

Организация учебной деятельности

II. Актуализация опорных знаний.

Задаются опорные вопросы про ПетраI.: век правления Петра I? Детство Петра I? Родственники Петра I? и .т.п.

Краткая информация о Петре I.

Ученики вспоминают исторические факты и отвечают на заданные вопросы.

Коммуникативные:

Планировать учебные действия с учителем.

Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков.

Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности.

III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

Излагает материал с привлечением презентации. Закладывает основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной.

1) характеристика состояния России до реформы Петра I (демонстрация презентации по теме, видеоматериал);

2) черты развития России предпосылки грядущих реформ (демонстрация презентации по теме);

Отвечают на вопросы учителя. Ставят проблемный вопрос, побуждающий интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом. В течение урока составляют в тетради опорный конспект (с помощью учителя).

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Коммуникативные:

Выражают свои мысли в соответствии с поставленным вопросом, соблюдая нормы родного языка.

Регулятивные:

Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Знание исторических фактов

IV. Проектная работа

Разделяет на группы, раздает раздаточные материалы: карта, вопросы по теме, картины. Помощь по группам в ходе групповой работы.

Работа в группах. Выполнение заданий6 ответ на вопросы. Рисование маршрутной карты.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Коммуникативные:

Работа в группе

Регулятивные: умение запоминать исторические факты

Овладение историческими фактами.

VI Рефлексия

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения

Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований

Великое посольство Петра I – это путешествие русского царя в Западную Европу, осуществленное в 1697-1698 гг. для установления дипломатических отношений.

  • Более 250 человек: представители различных профессий от переводчиков до священников.
  • Во главе посольства послы: П.Б. Возницын, Ф.А. Головин (глава Посольского приказа), Ф. Лефорт.
  • Сам царь Петр I ехал инкогнито, под именем Петра Михайлова, урядника Преображенского полка.

Цель посольства:

Читайте также: