Великие естествоиспытатели 5 класс биология конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Великие естествоиспытатели (5 класс)
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- Проверить и закрепить знания обучающихся о клетке.
- Организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний об учёных, сделавших вклад в развитие биологической науки.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:
Развивать способность целеполагания, умения самостоятельного планирования деятельности по достижению поставленных целей, принятия решения в проблемной ситуации, выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Развивать умения работать в коллективе учащихся, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую помощь друг другу, формулировать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения.
Развивать умение работать с текстом, рисунками, схемами, делать выводы и обобщения.
Презентация по биологии 5 класс на тему: "Великие естествоиспытатели".
Содержимое разработки
Тема: «Великие
Великие естествоиспытатели
Вклад в науку
384-322 гг.до н.э.
основатель биологии как науки
Учеником и последователем Аристотеля был Теофраст .
372-287 гг. до н. э.
1707 - 1778 гг.
Дал двойные названия растениям и животным. Создал классификацию организмов, которая использовалась на протяжении многих лет.
Карл Линней
Чарльз Дарвин
1863 - 1945гг.
Владимир Иванович Вернадский
Николай Иванович Вавилов
Мечников Илья Ильич
(1845-1916) - основоположник иммунологии. Определил, как наш организм борется с инфекцией и чужеродными телами, создал теорию происхождения многоклеточных организмов
1) Почему возникла необходимость создать классификацию живых организмов?
2) По какой причине использовали латынь для наименований растений и животных?
3) В чем заключается вклад Аристотеля в развитие биологии и естественных наук?
4) Как вы думаете, почему системой живой природы Карла Линнея мы пользуемся и сегодня?
5) Кто является автором теории, в которой объясняется многообразие видов растений и животных на Земле?
Домашнее задание
4)Открытие Ивановским Д.И. мозаичной болезни табака
-75%
Перечислите основные признаки живого. (Обмен веществ, движение, рост, развитие, размножение, раздражимость.)
Какие методы изучения живой природы вы знаете? (На¬блюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, мо¬делирование.)
Какие приборы используют для изучения клеток? (Лупу, микроскоп.)
Какое вещество можно обнаружить с помощью йода? (Крахмал.)
Какова роль белков в организме? (Строительная, транс¬портная, двигательная.)
Какое вещество останется, когда костер прогорит? (Мине¬ральные соли.)
Что такое клетка? (Основная структурная единица живого организма, которая способна воспроизводить новые клетки путем деления надвое.)
Перечислите типы тканей животных. (Эпителиальная, со¬единительная, мышечная, нервная.)
Перечислите типы тканей растений. (Образовательная, ос¬новная, покровная, проводящая, механическая.)
Что изучает наука микология? (Грибы.)
Где находится объектив микроскопа? (На нижнем конце тубуса.)
Из каких веществ состоят тела живых организмов? (Из ор¬ганических и неорганических.)
Какие вещества относятся к неорганическим? (Вода и ми¬неральные соли.)
Какие вещества относятся к органическим? (Углеводы, бел¬ки, жиры.)
: е — а — а (мембрана), и — о — а — а (цитоплазма).
: е - а - а (мембрана), а - у — о (вакуоль).
Конкурс капитанов
(Каждому капитану выдается конверт с разрезанной фото¬графией с изображением микроскопа. Нужно сложить картин¬ку и рассказать о назначении данного прибора. Тот, кто первый справится с заданием, получает пять баллов, второй — два балла, третий — один балл.)
Оценить 3422 0
Урок 8. Великие естествоиспытатели.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
р. — составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
п. — выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
л. — формировать научное мировоззрение и мотивацию к дальнейшему изучению биологии.
Планируемые результаты: научиться оценивать свои достижения.
Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
Работа по теме урока
1. Великие естествоиспытатели
Самостоятельная работа с текстом учебника
Как называется наука, которая изучает живые организмы? (Биология.)
Перечислите основные признаки живого. (Обмен веществ, движение, рост, развитие, размножение, раздражимость.)
Какие методы изучения живой природы вы знаете? (Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.)
Какие приборы используют для изучения клеток? (Лупу, микроскоп.)
Какое вещество можно обнаружить с помощью йода? (Крахмал.)
Какова роль белков в организме? (Строительная, транспортная, двигательная.)
Какое вещество останется, когда костер прогорит? (Минеральные соли.)
Что такое клетка? (Основная структурная единица живого организма, которая способна воспроизводить новые клетки путем деления надвое.)
Перечислите типы тканей животных. (Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.)
Перечислите типы тканей растений. (Образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая.)
Что изучает наука микология? (Грибы.)
Где находится объектив микроскопа? (На нижнем конце тубуса.)
Из каких веществ состоят тела живых организмов? (Из органических и неорганических.)
Какие вещества относятся к неорганическим? (Вода и минеральные соли.)
Какие вещества относятся к органическим? ( Углеводы , белки, жиры.)
(выдаются узкие полоски бумаги, на которых написаны только гласные буквы. Нужно отгадать слово и записать его на листе бумаги.)
: е — а — а [мембрана), я — о (ядро).
: е — а — а (мембрана), и — о — а — а ( цитоплазма ).
: е - а - а (мембрана), а - у — о (вакуоль).
Конкурс капитанов
(Каждому капитану выдается конверт с разрезанной фотографией с изображением микроскопа. Нужно сложить картинку и рассказать о назначении данного прибора. Тот, кто первый справится с заданием, получает пять баллов, второй — два балла, третий — один балл.)
(Работает вся команда. Каждой команде выдается изображение ткани с подписанным названием. Команда должна изобразить эту ткань, задействовав всех членов команды. Можно взять покровную (эпителиальную) ткань, нервную ткань, соединительную (хрящевую) ткань. Команда, которая первой справится с заданием, получает пять баллов, второй — два балла, третьей — один балл.)
(Подведение итогов игры, выставление оценок.
Урок 9. Царства живой природы
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. — сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п. — осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; л. — постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.
Планируемые результаты: знать определение науки систематики, основные таксоны классификации — царство и вид, отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.
Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
Сегодня мы будем говорить о многообразии живого мира па Земле, поиграем, а затем изготовим модель самого мелкого обитателя нашей планеты.
Работа по теме урока
Слово учителя
На Земле существует около 30 млн видов живых существ: это одноклеточные и многоклеточные, жители воды, почвы, летающие и бегающие, а также неподвижно сидящие на одном месте, полезные на взгляд человека и вредители. Их много и они везде. Человек стремится их исследовать, но сначала, конечно, упорядочить. Для этого даже была создана специальная наука — систематика, которая и помогла разделить всех живых на группы. При этом учитывались сходства внешнего и внутреннего строения, родственные связи.
Все живые организмы были разделены сначала на огромные группы, их назвали царства, царства стали разбивать на меньшие группки, а их — еще на меньшие. Так, пока не дошли до самой маленькой и назвали ее вид. К одному виду принадлежат родственные между собой организмы, сходные по строению, происхождению, особенностям жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать потомство, которое оставит свое потомство.
(Этот этап можно совместить с физкультминуткой. Четыре конверта с названиями царств живой природы и еще один конверт—Вирусы. Ученики получают карточки с изображением животных, растений, бактерий, грибов, вирусов, им нужно определить, к какой группе относятся эти живые организмы, и положить в соответствующий конверт . Если кто-то из учеников допустил ошибку, учитель просит его объяснить, почему он выбрал эту группу, помогает ему понять, в чем он был неправ.
Слово учителя
(Рассказ о вирусах сопровождается компьютерной презентацией.)
Творческая работа
(Изготовление модели вируса бактериофага (учебник, рис. 30). Материал: пластилин, коробочка и проволока.)
Рефлексивно-оценочный этап
Домашнее задание
Прочитать § 8, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.
Вирус (от лат. \пта — яд) — неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток. Вирусы поражают все типы организмов, от растений и животных до бактерий и архей (вирусы бактерий обычно называют бактериофагами). Обнаружены также вирусы, поражающие другие вирусы (вирусы-сателлиты).
Учеными были детально описаны более 5 тыс. видов вирусов, хотя предполагают, что их существуют миллионы. Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле, являясь самой многочисленной биологической формой. Изучением вирусов занимается наука вирусология.
Вирусы распространяются многими способами: вирусы растений часто передаются от растения к растению насекомыми, питающимися растительными соками, например тлями; вирусы животных могут распространяться кровососущими насекомыми. Вирус гриппа распространяется воздушно-капельным путем при кашле и чихании. Каждый вирус имеет определенную специфичность к хозяевам, определяющуюся типами клеток, которые он может инфицировать. Круг хозяев может быть узок или, если вирус поражает многие виды, широк
Цель урока: познакомиться с биографией ученых-естествоиспытателей, систематизировать знания о свойствах живого.
- показать связь науки с работой ученых биологов;
- познакомить учащихся с великими учеными-естествоиспытателями;
- систематизировать знания учащихся о свойствах живого, о методах исследования живой природы, о строении клетки и её химическом составе;
- показать связь биологии с другими естественными науками и круг важнейших задач, стоящих перед человечеством и биологией как наукой.
Учебно-методическое обеспечение: объекты живой природы из различных систематических групп, таблицы о свойствах и структуре клетки, портреты выдающихся ученых-естествоиспытателей, учебник, рабочая тетрадь.
Планируемые результаты учебного занятия:
Объяснять роль естествоиспытателей в изучении природы.
Развитие коммуникативных умений при работе в группе. Формирование умений работать с дополнительными источниками информации
Формирование познавательного интереса, мотивации на изучение природы. Формирование ответственного отношения к обучению.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
Сегодня у нас с вами урок открытия новых знаний и закрепления изученного материала.
"Наука самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя" А.Чехов
Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний).
Почему деление клетки называют процессом размножения клетки?
Какую роль в жизни клетки играет обмен веществ?
По каким признакам судят, что клетка - это живая система?
Цель нашего урока: изучить биографию ученых-естествоиспытателей.
Изучение нового материала
Работа в группах с учебником. (Каждой группе выдается карточка с именем ученого-естествоиспытателя. Группа ищет материал в учебнике, готовится и докладывает информацию перед классом).
Самостоятельная работа учеников с рабочей тетрадью. Стр. 21. Упр. 7
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Почему ученых изучающих природу, называют натуралистами или естествоиспытателями?
Кто первый создал учение о биосфере?
Какой вклад в науку о живой природе сделал Н.И. Вавилов?
Обобщение изученного материала
Ответы учащихся на вопросы учебника (Проверь себя).
Что такое природа?
Чем живая природа от живой?
Какие в-ва относятся к органическим?
Как размножается клетка?
Что общего в строении тел всех живых организмов?
Что является основной частью организма?
Рефлексия1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
доволен / не доволен
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
интересно / не интересно
Домашнее задание
Читайте также: