Великие естествоиспытатели 5 класс биология конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Великие естествоиспытатели (5 класс)

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  1. Проверить и закрепить знания обучающихся о клетке.
  2. Организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний об учёных, сделавших вклад в развитие биологической науки.

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

Развивать способность целеполагания, умения самостоятельного планирования деятельности по достижению поставленных целей, принятия решения в проблемной ситуации, выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Развивать умения работать в коллективе учащихся, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую помощь друг другу, формулировать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения.

Развивать умение работать с текстом, рисунками, схемами, делать выводы и обобщения.


Презентация по биологии 5 класс на тему: "Великие естествоиспытатели".

Содержимое разработки

Тема: «Великие

Повторение: Что изучает биология? Назовите основные признаки живого Что общего в строении тел всех живых организмов? Какие вещества относятся к неорганическим? Какие вещества относятся к органическим? Назовите главные части клетки Почему клетку считают живой системой? Какие методы изучения природы вы знаете? Какие увеличительные приборы вы знаете?

Великие естествоиспытатели

Вклад в науку

384-322 гг.до н.э.

основатель биологии как науки

Учеником и последователем Аристотеля был Теофраст .

372-287 гг. до н. э.

1707 - 1778 гг.

Дал двойные названия растениям и животным. Создал классификацию организмов, которая использовалась на протяжении многих лет.

Карл Линней

Чарльз Дарвин

1863 - 1945гг.

Владимир Иванович Вернадский

Николай Иванович Вавилов

Мечников Илья Ильич (1845-1916) - основоположник иммунологии. Определил, как наш организм борется с инфекцией и чужеродными телами, создал теорию происхождения многоклеточных организмов

Мечников Илья Ильич

(1845-1916) - основоположник иммунологии. Определил, как наш организм борется с инфекцией и чужеродными телами, создал теорию происхождения многоклеточных организмов

1) Почему возникла необходимость создать классификацию живых организмов?

2) По какой причине использовали латынь для наиме­нований растений и животных?

3) В чем заключается вклад Аристотеля в развитие биологии и естественных наук?

4) Как вы думаете, почему системой живой природы Карла Линнея мы пользуемся и сегодня?

5) Кто является автором теории, в которой объясняется многообразие видов растений и животных на Земле?

Домашнее задание

4)Открытие Ивановским Д.И. мозаичной болезни табака


-75%

Перечислите основные признаки живого. (Обмен веществ, движение, рост, развитие, размножение, раздражимость.)

Какие методы изучения живой природы вы знаете? (На¬блюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, мо¬делирование.)

Какие приборы используют для изучения клеток? (Лупу, микроскоп.)

Какое вещество можно обнаружить с помощью йода? (Крахмал.)

Какова роль белков в организме? (Строительная, транс¬портная, двигательная.)

Какое вещество останется, когда костер прогорит? (Мине¬ральные соли.)

Что такое клетка? (Основная структурная единица живого организма, которая способна воспроизводить новые клетки путем деления надвое.)

Перечислите типы тканей животных. (Эпителиальная, со¬единительная, мышечная, нервная.)

Перечислите типы тканей растений. (Образовательная, ос¬новная, покровная, проводящая, механическая.)

Что изучает наука микология? (Грибы.)

Где находится объектив микроскопа? (На нижнем конце тубуса.)

Из каких веществ состоят тела живых организмов? (Из ор¬ганических и неорганических.)

Какие вещества относятся к неорганическим? (Вода и ми¬неральные соли.)

Какие вещества относятся к органическим? (Углеводы, бел¬ки, жиры.)

: е — а — а (мембрана), и — о — а — а (цитоплазма).

: е - а - а (мембрана), а - у — о (вакуоль).

Конкурс капитанов
(Каждому капитану выдается конверт с разрезанной фото¬графией с изображением микроскопа. Нужно сложить картин¬ку и рассказать о назначении данного прибора. Тот, кто первый справится с заданием, получает пять баллов, второй — два балла, третий — один балл.)

Оценить 3422 0

Урок 8. Великие естествоиспытатели.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. — самостоятельно организовывать учеб­ное взаимодействие в группе;

р. — составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

п. — выбирать наиболее эф­фективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

л. — формировать научное мировоззрение и мотивацию к дальнейшему изучению биологии.

Планируемые результаты: научиться оценивать свои дости­жения.

Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

Работа по теме урока

1. Великие естествоиспытатели

Самостоятельная работа с текстом учебника

Как называется наука, которая изучает живые организмы? (Биология.)

Перечислите основные признаки живого. (Обмен веществ, движение, рост, развитие, размножение, раздражимость.)

Какие методы изучения живой природы вы знаете? (На­блюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, мо­делирование.)

Какие приборы используют для изучения клеток? (Лупу, микроскоп.)

Какое вещество можно обнаружить с помощью йода? (Крахмал.)

Какова роль белков в организме? (Строительная, транс­портная, двигательная.)

Какое вещество останется, когда костер прогорит? (Мине­ральные соли.)

Что такое клетка? (Основная структурная единица живого организма, которая способна воспроизводить новые клетки путем деления надвое.)

Перечислите типы тканей животных. (Эпителиальная, со­единительная, мышечная, нервная.)

Перечислите типы тканей растений. (Образовательная, ос­новная, покровная, проводящая, механическая.)

Что изучает наука микология? (Грибы.)

Где находится объектив микроскопа? (На нижнем конце тубуса.)

Из каких веществ состоят тела живых организмов? (Из ор­ганических и неорганических.)

Какие вещества относятся к неорганическим? (Вода и ми­неральные соли.)

Какие вещества относятся к органическим? ( Углеводы , бел­ки, жиры.)

(выдаются узкие по­лоски бумаги, на которых написаны только гласные буквы. Нуж­но отгадать слово и записать его на листе бумаги.)

: е — а — а [мембрана), я — о (ядро).

: е — а — а (мембрана), и — о — а — а ( цитоплазма ).

: е - а - а (мембрана), а - у — о (вакуоль).

Конкурс капитанов

(Каждому капитану выдается конверт с разрезанной фото­графией с изображением микроскопа. Нужно сложить картин­ку и рассказать о назначении данного прибора. Тот, кто первый справится с заданием, получает пять баллов, второй — два балла, третий — один балл.)

(Работает вся команда. Каждой команде выдается изображе­ние ткани с подписанным названием. Команда должна изобразить эту ткань, задействовав всех членов команды. Можно взять по­кровную (эпителиальную) ткань, нервную ткань, соединительную (хрящевую) ткань. Команда, которая первой справится с зада­нием, получает пять баллов, второй — два балла, третьей — один балл.)

(Подведение итогов игры, выставление оценок.

Урок 9. Царства живой природы

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. — добывать недостающую информа­цию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. — сверять свои действия с целью и при необходимости исправ­лять ошибки; п. — осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; л. — постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.

Планируемые результаты: знать определение науки система­тики, основные таксоны классификации — царство и вид, отли­чительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

Сегодня мы будем говорить о многообразии живого мира па Земле, поиграем, а затем изготовим модель самого мелкого обитателя нашей планеты.

Работа по теме урока

Слово учителя

На Земле существует около 30 млн видов живых существ: это одноклеточные и многоклеточные, жители воды, почвы, летаю­щие и бегающие, а также неподвижно сидящие на одном месте, полезные на взгляд человека и вредители. Их много и они везде. Человек стремится их исследовать, но сначала, конечно, упоря­дочить. Для этого даже была создана специальная наука — систе­матика, которая и помогла разделить всех живых на группы. При этом учитывались сходства внешнего и внутреннего строения, родственные связи.

Все живые организмы были разделены сначала на огромные группы, их назвали царства, царства стали разбивать на мень­шие группки, а их — еще на меньшие. Так, пока не дошли до са­мой маленькой и назвали ее вид. К одному виду принадлежат родственные между собой организмы, сходные по строению, происхождению, особенностям жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать потомство, которое оставит свое потом­ство.

(Этот этап можно совместить с физкультминуткой. Четыре конверта с названиями царств живой приро­ды и еще один конверт—Вирусы. Ученики получают карточки с изображением животных, расте­ний, бактерий, грибов, вирусов, им нужно определить, к какой группе относятся эти живые организмы, и положить в соответствующий конверт . Если кто-то из учеников допустил ошибку, учитель просит его объяснить, почему он выбрал эту группу, помогает ему понять, в чем он был неправ.

Слово учителя

(Рассказ о вирусах сопровождается компьютерной презента­цией.)

Творческая работа

(Изготовление модели вируса бактериофага (учебник, рис. 30). Материал: пластилин, коробочка и проволока.)

Рефлексивно-оценочный этап

Домашнее задание

Прочитать § 8, пересказать, ответить на вопросы в конце па­раграфа.

Вирус (от лат. \пта — яд) — неклеточный инфекционный агент, ко­торый может воспроизводиться только внутри живых клеток. Вирусы поражают все типы организмов, от растений и животных до бактерий и архей (вирусы бактерий обычно называют бактериофагами). Обнару­жены также вирусы, поражающие другие вирусы (вирусы-сателлиты).

Учеными были детально описаны более 5 тыс. видов вирусов, хотя предполагают, что их существуют миллионы. Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле, являясь самой многочисленной биоло­гической формой. Изучением вирусов занимается наука вирусология.

Вирусы распространяются многими способами: вирусы растений часто передаются от растения к растению насекомыми, питающимися ра­стительными соками, например тлями; вирусы животных могут распро­страняться кровососущими насекомыми. Вирус гриппа распространяется воздушно-капельным путем при кашле и чихании. Каждый вирус имеет определенную специфичность к хозяевам, определяющуюся типами кле­ток, которые он может инфицировать. Круг хозяев может быть узок или, если вирус поражает многие виды, широк

Цель урока: познакомиться с биографией ученых-естествоиспытателей, систематизировать знания о свойствах живого.

- показать связь науки с работой ученых биологов;

- познакомить учащихся с великими учеными-естествоиспытателями;

- систематизировать знания учащихся о свойствах живого, о методах исследования живой природы, о строении клетки и её химическом составе;

- показать связь биологии с другими естественными науками и круг важнейших задач, стоящих перед человечеством и биологией как наукой.

Учебно-методическое обеспечение: объекты живой природы из различных систематических групп, таблицы о свойствах и структуре клетки, портреты выдающихся ученых-естествоиспытателей, учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты учебного занятия:

Объяснять роль естествоиспытателей в изучении природы.

Развитие коммуникативных умений при работе в группе. Формирование умений работать с дополнительными источниками информации

Формирование познавательного интереса, мотивации на изучение природы. Формирование ответственного отношения к обучению.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

Сегодня у нас с вами урок открытия новых знаний и закрепления изученного материала.

"Наука самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя" А.Чехов

Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний).

Почему деление клетки называют процессом размножения клетки?

Какую роль в жизни клетки играет обмен веществ?

По каким признакам судят, что клетка - это живая система?

Цель нашего урока: изучить биографию ученых-естествоиспытателей.

Изучение нового материала

Работа в группах с учебником. (Каждой группе выдается карточка с именем ученого-естествоиспытателя. Группа ищет материал в учебнике, готовится и докладывает информацию перед классом).

Самостоятельная работа учеников с рабочей тетрадью. Стр. 21. Упр. 7

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Почему ученых изучающих природу, называют натуралистами или естествоиспытателями?

Кто первый создал учение о биосфере?

Какой вклад в науку о живой природе сделал Н.И. Вавилов?

Обобщение изученного материала

Ответы учащихся на вопросы учебника (Проверь себя).

Что такое природа?

Чем живая природа от живой?

Какие в-ва относятся к органическим?

Как размножается клетка?

Что общего в строении тел всех живых организмов?

Что является основной частью организма?

Рефлексия1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

интересно / не интересно

Домашнее задание

Читайте также: