Вечера на хуторе близ диканьки конспект урока 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Урок литературы в 10 классе по учебнику Коровина. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Романтические произведения.

ВложениеРазмер
zhizn_i_tvorchestvo_n._v._gogolya._romanticheskie_proizvedeniya.docx 22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 19. Тема: Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Романтические произведения.

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования.

  1. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества Н.В.Гоголя для русской литературы;
  2. Развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.
  3. Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный.

  1. Мультимедийная установка.
  2. Презентация “Н.В.Гоголь”.

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний.

Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью. вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью — мыслью о служении благу родины.

Н. Г. Чернышевский

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям Н.В.Гоголя. (презентацию готовят учащиеся)

Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.

В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Окончив гимназию в 1828, Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала очень негативные отзывы критиков, что усилило тяжелое настроение Гоголя, который в течение всей жизни очень болезненно переживал критику своих произведений.

В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева.Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

В конце 1832 года Гоголь приезжает в Москву уже известным писателем, где сближается с М.П. Погодиным, семейством С.Т. Аксакова, М.Н. Загоскиным, И.В. и П.В. Киреевскими, которые оказали большое влияние на воззрения молодого Гоголя. В 1834 году Гоголь был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы".

В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сборник "Арабески" (на темы петербургской жизни).
Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.

Так же в 1935 году был закончено произведение “Нос” - верх гоголевской фантастики (опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в.

Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью", Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме.

В последующие годы писатель часто переезжал с одного места в другое, надеясь, что перемена обстановки поможет ему восстановить здоровье. К середине 40-х годов духовный кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений.

Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.

Весна 1850 года – Гоголь делает предложение руки и сердца А. М. Виельгорской, однако получает отказ. 1852 год – Николай Васильевич регулярно встречается и беседует с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

  1. Вспомните, какие произведения Н.В. Гоголя вы читали раньше

Можно ли назвать эти произведения романтическими? Обоснуйте ответ.

4. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали сегодня на уроке из жизни Н.В.Гоголя?

2. Каким вы представили себе писателя после прослушанного рассказа?

3. Какие черты личности Н.В.Гоголя вас поразили, удивили?

5. Объяснение домашнего задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок был представлен на районном методическом заседании учителей русского языка и литературы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Оборудование: учебник, портрет писателя, презентация, иллстрации, выставка книг Н.В. Гоголя, видеоролики.

На доске эпиграф:

I. Актуализация опорных знаний

-Какие произведения Н.В. Гоголя вам знакомы?

-Каких его литературных героев помните?

-Чем они привлекли ваше внимание?

(Сообщается тема и цель урока :( Слайд 1,2,3);

III. Работа над темой урока

1.Слово учителя:

2.Реализация индивидуального задания.

Ученик представляет презентацию о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

(Учащиеся делают записи в тетрадях, составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Н.В. Гоголя.)

3.Объяснение учителя.

4.Повторение знаний о романтизме и его основных чертах.

-Ранний Гоголь – романтик. Вспомним, что такое романтизм, каковы основные черты романтизма? ( Слайд 6)

- Что же привлекает романтиков? (Слайд 7)

Слово учителя.

(Ученики записывают названия повестей).

6.Беседа по произведениям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

- А теперь наша задача - вспомнить сюжеты повестей и особенности некоторых из них, рассмотреть эти повести как романтические произведения, на их примере рассмотреть и романтизм Гоголя.

- Вы получили задание прочесть повести и подготовить ответы на вопросы.

– Расскажите о замысле и истории создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
– От чьего имени ведется рассказ в повестях, включенных в сборник “Вечеров…”. Почему такой прием использовал Н.В. Гоголь?
– Какая народная легенда находит отражение в повести “Вечер накануне Ивана Купала”?

– С помощью каких языковых средств Гоголю удалось опоэтизировать майскую ночь?

– Легенда, рассказанная Левко своей возлюбленной Ганне, чудесным образом переплетается с реальной жизнью героев и имеет свое продолжение. Как Левко удалось получить разрешение на свадьбу с Ганной?

(Демонстрация фрагмента из фильма “Майская ночь, или Утопленница”.)

– Какая картина русского художника перекликается с эпизодом, просмотренным вами из фильма “Майская ночь, или Утопленница”? Расскажите об истории создания картины. (Картина И.Н. Крамского “Русалки”.) (Слайд 10)

– Одним из самых замечательных произведений является повесть “Ночь перед Рождеством”, запечатлевшая удивительное, особое состояние человеческого духа в эти праздничные дни, передающая национальный колорит.
-Как фантастическое в повести переплетается с реальным?
– Парубки и дивчины в ночь перед Рождеством колядовали. Известно ли вам происхождение слов “коляда”, “колядовать”?

– Посмотрите, как люди в старину праздновали Рождество, колядовали.

(Демонстрация фрагмента из фильма “Ночь перед Рождеством.)


– В сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки” есть не только веселые, брызжущие юмором истории, но более и серьезные по своему содержанию произведения, в которых затрагиваются острые социальные и политические вопросы. Одно из таких произведений – повесть “Страшная месть”.
-Какие реальные исторические события нашли отражение в повести “Страшная месть”?
– В своей повести Гоголь дает прекрасные картины Днепра. С какой целью писатель включил описание Днепра в повесть “Страшная месть”?

– Вернемся к началу нашего урока и вспомним основные черты романтизма.
(Слайд 6).
– Докажите, что повести из “Вечеров на хуторе близ Диканьки” – романтические произведения.

IV. Рефлексия. (Раздаточный материал)

-Мне больше всего удалось…..

-За что я могу себя похвалить…

- За что я могу себя похвалить своих одноклассников…

-Что на мой взгляд не удалось?. Почему?

-Что меня удивило?

9. Заключительное слово учителя.

Каким бы противоречивым ни было творчество Н.В. Гоголя, для нас он останется великим писателем, своим талантом прославившим Россию, в которую до конца своих дней был горячо и пламенно влюблен. Для меня он один из самых значимых, любимых писателей. Я хочу, чтобы и вы так же любили и понимали его творчество.

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение (миниатюру).

«В чём тайна нашей любви к Гоголю? Что притягивает нас к сюжетам гоголевских произведений? (на выбор).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

10класс 4.12.2014г Литература

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования на слух.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент.

А. приветствие б. посещаемость

2. Изучение нового материала .

Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям Н.В.Гоголя. Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции. Да, это Николай Васильевич Гоголь, это его такие волнующие строки.

Невероятный Гоголь, Веселый Гоголь, Поэтический Гоголь, Печальный Гоголь, Таинственный Гоголь.

Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. “Здесь так занимает всех все малороссийское”, - с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

Строчки его произведений, словно песни, подслушанные им на вечорках, куда собирались парубки и девушки. В письме к ботанику Максимовичу Гоголь писал: “Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими живыми летописями!”

Перед нами такая живая летопись.

Каким чувством проникнуто все произведение?/ Радостным, веселым, задорным /

Захотелось ли вам еще раз прочитать эту повесть? Что именно?

Мы познакомились с жителями Диканьки, такими разными по характеру, открытыми, жизнерадостными.

А какие замечательные костюмы носят они!

3. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали сегодня на уроке из жизни Н.В.Гоголя?

2. Каким вы представили себе писателя после прослушанного рассказа?

3. Какие черты личности Н.В.Гоголя вас поразили, удивили?

4. Объяснение домашнего задания .

Закончить оформление конспекта по жизни и творчеству Н.В.Гоголя, воспользовавшись материалом учебника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.

Программа по литературе 6 классы под редакцией В.Я.Коровиной;

Название темы или раздела учебного курса

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть " Ночь перед Рождеством

Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)

(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

Цели, задачи дидактического материала

  • Расширить знания учеников о творчестве Н.В. Гоголя.
  • Реализовывать межпредметные связи.
  • Развивать речь учащихся, художественное восприятие произведений, внимательное отношение к слову.
  • Воспитывать интерес учащихся к самостоятельному изучению произведений автора.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Урок знакомства с творчеством Н.В. Гоголя или урок внеклассного чтения лучше провести с помощью презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Данная презентация содержит не только репродукции художников, а также тест, звуковой эффект, анимации.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Репродукции картин А И. Куинджи, И Е. Репина. Фото героев. Звук метели. Анимации.

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

Презентацию можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 6 классе, и так же можно использовать как внеклассное чтение.

Читайте также: