Василий теркин история создания 8 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Открытый урок молодого специалиста школы № 11 г. Калининграда Жарковой Марии Александровны.

Урок изучение нового материала. Знакомство с личностью А.Т. Твардовского: жизнь и этапы творчества поэта.

Анализ композиционных особенностей поэмы "Василий Теркин".

Работа носит групповой характер, поиско-творческая деятельность

ВложениеРазмер
Презентация к уроку 2.83 МБ
Конспект урока 61.45 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;

2) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам;

3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Вид урока : Урок изучения нового материала (смешанный: беседа, исследование)

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, групповая работа, поисковая деятельность.

1. Организационный момент : Приветствие ; озвучивание плана и постановка учащимися целей урока; работа в классных тетрадях: записать дату, тему урока.

Формирование целей урока: Как вы думаете, какие цели мы будем преследовать на сегодняшнем уроке? (раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение)

I этап урока (17 мин):

Он был на первом рубеже

Той полковой разведки боем,

Где нет возможности уже

Для отступления героям.

Его прозрением дарила.

Его свободным языком

Стихия Жизни говорила.

И в песне верный своеволью,

Он сердцем принял боль времен

И сделал собственною болью.

Пусть память, словно сон, во сне

Хранит для чести и укора

Всю глубину в голубизне

Его младенческого взора.

- Задание: Записать тезисы выступлений одноклассников в тетрадь. Ответить на вопросы:

  • Что вы узнали о Твардовском как о поэте и человеке?
  • Чем поразила вас судьба Твардовского?

1. Биография А. Т. Твардовского ( 1-ая группа).

В 1932 — 1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогическом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печатается.

2. Твардовский на войне. (2-ая группа.)

3. Творческий путь поэта. (3-я группа).

О годы юности немилой, ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он - враг.

А мать? Но сказано: два мира, и ничего

  • Что еще можно добавить о поэте на основе этой статьи?

- Рефлексия : ответы на вопросы, заданные в начале урока; зачитать тезисы

  • Что вы узнали о Твардовском как о поэте и человеке?
  • Чем поразила вас судьба Твардовского?

5. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы

- чтение эпиграфа к данному этапу урока

написанного о войне на войне.

И чтобы написать так,

как написано это,

никому из нас не дано.

- Согласны ли вы с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание – цель урока)

СПОСОБЫ СВЯЗИ: 1) отсутствует; 2) цепная (последовательное развитие событий); 3) параллельная (в центре повествования один и тот же объект)

Законченность поэме придают объективно — исторические хронологические рамки: все события, описанные в ней, происходят в период сурового времени Великой Отечественной войны, и факты, известные каждому читателю, чувства, сопережитые всеми, способствуют более глубокому эмоциональному восприятию поэмы в целом и каждой отдельной ее части.

- Сюжет из фильма (ответ на вопрос)

- Итак, мы знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. А на чем или на ком держится книга? (На герое).

Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо? (Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него).

Каким, по вашему, он должен быть? Предлагаю каждой группе сейчас заполнить анкету нашего главного героя Василия Теркина, пользуясь текстом поэмы, и представить ее своим одноклассникам и нашим гостям. Обосновать ответы. А также, глядя на портреты Теркина, запишите те черты характера, какими, по вашему мнению, он должен обладать (Веселый, Любит поесть, Располагающий (легко находит общий язык с людьми), Мужественный, смелый, отважный, храбрый воин, Выносливый, стойкий, Умелый, Находчивый, Тактичный, деликатный, умеет себя вести, Простой, Обыкновенный, типичный, такой, каких много)

Рефлексия: Вернемся к эпиграфу урока. Мы доказали или опровергли его мнение? Достаточно ли мы знаем, чтобы наиболее полно ответить на этот вопрос? (Нужно читать и анализировать поэму дальше) .

Появление образа

Образ Васи Теркина начал появляться в газете в небольших фельетонах. Твардовский написал к ним вступление в стихотворной форме. Но тогда, в 1940 году, ни Теркин, ни маленькие рассказы о подвигах героя не воспринимались автором всерьез. Тем не менее, образ получил положительный отзыв читателя, фельетоны получили широкое распространение и признание. Так было принято решение продолжать писать о Васе. Автор начал писать поэму, предполагая завершить ее к лету 1941 года.

Роль отечественной войны в создании поэмы

Произведение приобрело другой формат. Автор отказался от карикатурных изображений героя, сделав акцент на его характере, в котором заключалось позитивное мышление, готовность к решительным поступкам и героизм, пафос которого не был завышен. Василий Теркин оставался обычным человек, став еще более приближенным к народу, более настоящим.

Ход событий

Твардовский писал свою поэму в течение всей войны. Как менялось настроение в народе и армии, так менялся и ход сюжетной линии и настроения поэмы. Теркин предстает перед нами разным, события поэмы и ее эмоциональный настрой предполагают то грусть, то решимость, то радость от свершившихся побед.

Словарная работа. Публицистика – литература по злободневным общественно – политическим вопросам.

Слово учителя. Эпиграф. (Презентация, слайды 1, 2)

Самобытно дарование поэта Твардовского. Он отразил в своей поэзии наиболее значительные явления жизни русских людей, нарисовал неповторимые по красоте и поэтической силе картины мирного труда и испытаний тяжелой военной поры, выразил задумчивые мысли и чувства своих современников.

За годом – год, за веком – век,
За полосою полоса,
Нелегок путь. Но ветер века –
Он в наши дует паруса.

2. Знакомство с личностью Твардовского (групповое задание)

Задание классу: записать тезисы выступлений учащихся в тетрадь, ответить на вопросы:

– Что вы узнали о Твардовском как о поэте и человеке?
– Чем поразила вас судьба Твардовского?
– О чем писал? Как называется такая литература? (Публицистика)

а) Биография Твардовского. (слайды 3, 4)

Cообщение 1 группы (Приложение 1)

б) Твардовский на войне. (слайды 5-8)

в) Творческий путь поэта. (слайды 9, 10)

Работа со статьей учебника «Как был написан Василий Теркин/

Задание: составить цитатный план.

4. Итог урока

– Вернемся к теме урока : Твардовский Александр Трифонович - поэт – гражданин. Вспоминаются слова русского поэта Н.А. Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

– Состоялся Твардовский как поэт? (Да. Его творения живут и радуют читателя)
– Можно ли считать Твардовского гражданином? С самых первых шагов в поэзии Твардовский вел творческий поиск в русле народной традиции. Высшим долгом он считал художественное постижение жизни народа. Поэтому главный герой творчества Твардовского ( лирики) – человек из народа. Любимыми поэтами были Пушкин и Некрасов. Их влияние, особенно некрасовское, очевидно. Твардовский воплощает идею единства гражданственности и искусства, которую отстаивал и защищал Некрасов.

5. Домашнее задание (слайд 14)

Таким образом, сюжет поэмы (последовательность событий) хроникальный: он последовательно отражает ход истории.

Каждая глава при этом является самостоятельной и законченной в сюжетном плане. Это объясняется тем, что главы поэмы публиковались в фронтовых изданиях, солдаты читали их во время недолгих передышек между боями; Здесь смысловая завершенность отдельной главы была особенно важна, так как многие бойцы могли уже не дожить до продолжения.

Поэма сразу же полюбилась читателю, а ее герой стал поистине национальным, народным персонажем. Такой популярности способствовали простота, доступность, ясность изложения, меткость и афористичность языка, обаяние главного героя, знание солдатской жизни автором и несомненная искренность.

Читайте также: