Устное изложение новый голосок 3 класс пнш конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

- продолжить работу над пониманием основной мысли, выраженной в тексте. Обратить внимание детей на содержательность названия текста.

-Продолжить учить детей составлять план текста;

- развивать устную речь школьников: умение своими словами пересказать достаточно большой текст, передавая смысл каждой его части с опорой на план текста

Метапредметные:

– ориентироваться в тексте, выделять и осмысливать необходимую информацию; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным основаниям, делать умозаключения;

– участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими открытиями

– ставить и решать учебную задачу под руководством учителя;

Личностные:

- развивать способность иметь собственное мнение и выражать свои мысли.

ВложениеРазмер
no17.3._razvitie_rechi._ustnoe_izlozhenie.docx 26.01 КБ
no17.3._razvitie_rechi_._ustnoe_izlozhenie.pptx 231.56 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс. №17.3.

М.с.141

Цель: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов :

Планируемые результаты (задачи):

- продолжить работу над пониманием основной мысли, выраженной в тексте. Обратить внимание детей на содержательность названия текста.

-Продолжить учить детей составлять план текста;

- развивать устную речь школьников: умение своими словами пересказать достаточно большой текст, передавая смысл каждой его части с опорой на план текста

– ориентироваться в тексте, выделять и осмысливать необходимую информацию; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным основаниям, делать умозаключения;

– участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими открытиями

– ставить и решать учебную задачу под руководством учителя;

- развивать способность иметь собственное мнение и выражать свои мысли.

I. Орг. момент. Постановка темы и цели урока

Пробегает по дорожке

На коротких тонких ножках.

Часто хвостиком трясёт,

И под крышею живёт,

Комары её закуска.

- Ребята, о ком же сегодня мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением, в котором говорится об очень интересном случае из жизни трясогузки.

-Чем мы сегодня будем заняты на уроке (устное изложение)

-Что такое изложение? (пересказ )

-Что нам поможет правильно пересказать текст?

(Определение темы, основной мысли текста. Составление плана текста.)

- Совершенно верно, ребята.

- Сегодня на уроке развития речи мы продолжим работу над определением основной мысли, выраженной в тексте; научимся составлять план текста для устного пересказа и своими словами пересказывать текст, передавая смысл каждой его части с опорой на план .

ІІ. Подготовка к усвоению новых знаний. (слайд №2-3)

- Ребята, а что вы уже знаете о трясогузке?- Посмотрите на иллюстрацию.

- Это маленькая птичка из отряда воробьиных. Живёт на берегу реки, пруда или маленького ручейка. Трясогузки – большие чистюли. С наступлением холодов многие птицы отправляются в тёплые края. Не забывают это делать и трясогузки, но ранней весной домой возвращаются безошибочно. Трясогузка – мама строит гнездо на земле и старается делать это в каком – либо укрытии. А если же укрытия нет, строит гнездо где получится, и мастерит его одним только своим клювом так добротно и надёжно, что диву даёшься. И вот какой интересный случай произошел весной с гостьей, пожаловавшей сегодня к нам на урок.

III. Работа над изложением

1) Словарно-фразеологическая работа.

- З начение какого слова вы хотели бы выяснить? (древоточец)

- К какому источнику информации необходимо обратиться? (в Толковый словарь)

2). Беседа по содержанию с выборочным чтением текста. Анализ текста. (у.с.65)

Вопросы к этому упражнению позволяют обратить внимание школьников на последовательность изложения событий в тексте

- Тебе приходилось видеть трясогузку?

- Знаешь, как она выглядит?

- Почему птичка облюбовала для гнезда почтовый ящик?

- Почему её прозвали Почтальоном?

- Как вела себя трясогузка, когда приходил почтальон?

- Как относились к трясогузке жители дома, хозяева почтового ящика?

- Какие фрагменты текста подтверждают твой ответ?

Дети поработают с названием текста

- Как ты понимаешь смысл названия текста?

- Оно соответствует теме или основной мысли текста?

Оно соответствует его теме или основной мысли?

(Оно соответствует его основной мысли: люди с вниманием и заботой относятся к птичке и ласково называют разные бумажки, из которых она строит гнездо, - трясогузкиными письмами)

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Урок развития речи

Настрой на урок

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

Угадайте голос птицы

-Чему научимся на уроке?

-Над чем будем работать?

Любимая тема писателя?

Какими качествами должен обладать автор,

чтоб писать такие рассказы?

-Какое событие произошло в мире?

-Почему автор о нём рассказывает через описание разных звуков?

-Какой момент в тексте кажется самым важным, значительным?

-Название текста выражает его тему или основную мысль?

-В какой части текста выражена его основная мысль? В чём она заключается?

-Сначала зачитайте строки из текста, а потом объясните своими словами.

Три яичка лежали в гнезде чайки. Два лежали неподвижно, а третье шевелилось. Третьему не терпелось, оно даже посвистывало! Возилось яичко, возилось и тихонько хрустнуло. Появилась на тупом конце дырочка. И в дырочку, как в оконце, высунулся птичий клюв.

1. Нетерпеливое яичко

Рот открылся от удивления. Еще бы: стало вдруг в яйце светло и свежо. Все звуки зазвучали теперь громко. Незнакомый мир ворвался в уютное жилище птенца.

2. Новые ощущения

3. Появление на свет

Так в нашем мире одной чайкой стало больше. В хоре голосов, голосищ и голосишек зазвучал новый голосок. Был он робок и тих, как писк комара. Но он звучал, и его слышали все.

4. Одним голоском больше

1. Нетерпеливое яичко.

3. Появление на свет.

4. Одним голоском больше

Пересказ по плану

Чайчонок встал на дрожащие ножки, поерзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперед: вода так вода! Минует ли он грозных щук и выдр? Или путь его оборвется на клыках первой же хитрой лисы? Крылья матери-чайки распластались над ним, как руки, готовые прикрыть от невзгод. Покатил в жизнь пушистенький колобок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поурочная разработка урока русского языка ( 3 класс) с использованием ЭФУ.

Л. А. Дубчак, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Георгиевска Ставропольского края

Предмет: русский язык

Тип урока: урок формирования новых предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель урока: работать над пониманием основной мысли, выраженной в тексте, учить внимательно читать текст, составлять его план и пересказывать с опорой на план, развивать устную речь школьника.

Личностные результаты : понимать значение знаний для человека и принимать его, иметь желание учиться .

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: формировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия, предвидеть возможности конкретного результата, вносить необходимые коррективы, оценивать свою работу.

Познавательные: использовать различные способы обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета ; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, анализировать содержательность названия текста.

Коммуникативные: определять общую цель, аргументировать свою позицию, принимать точку зрения партнера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Обучающее изложение "Скворец". Дети учатся передавать содержание текста по вопросам с помощью опорных слов, делить текст на части, озаглавливать каждую часть, совершенствуют орфографические навыки.

Русский язык 27.12.2018 г.

Тема урока: Обучающее изложение

Тип урока: развитие речи

Цель: развивать умение передавать содержание текста по плану.

Задачи урока: развивать умение правильно писать слова с изученными орфограммами.

развивающие: развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать, уважать интересы других, находить совместные конструктивные решения;

развивать мышление, познавательную активность, формировать предпосылки поисковой деятельности.

воспитательные: воспитывать внимание, самостоятельность, умение выслушивать мнения одноклассников

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности

Настрой на работу

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Подготовка класса к работе.

Запись числа и классной работы.

Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; Р: понимать и сохранять учебную задачу. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

- Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком мы сегодня будем писать изложение.

А эта птица пародист,
Изобразит и плач, и свист.
Придет весна, и мы его
На волю выпустим в окно.
В скворечник вселится жилец.
Конечно, это наш . (Скворец)

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками. Познавательные: осознать познавательную задачу, читать и слушать

3.Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

- Сформулируйте тему урока.

- Сегодня мы будем писать изложение по рассказу Маргариты Родионовой.

П: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника. Л- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; К- участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

1. Работа по учебнику С. 140, упр. 278

- Прочитайте. Можно ли назвать текстом то, что Вы прочитали?

- Что нужно сделать?

- Поработайте в парах. Составьте текст и придумайте заголовок.

(Части располагаются 4, 3, 2, 1)

- Как можно озаглавить текст? Запишите заголовок.

- Как звали скворца? Где он жил? Что он умел?

- Куда однажды привезли скворца? Что он сделал?

- Кто зашёл в павильон? Что он сделал? Что услышал музыкант? Что он сделал? Что произошло, когда пианист снова заиграл?

- Что произошло, когда музыка стихла? Как скворец исполнял песню?

Поменять части местами

Скворец-музыкант. и т.д.

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические- решение проблемы

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные:

5. Первичная проверка понимания

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

1. Работа по составлению плана.

(чтение каждой части и запись пунктов плана)

Скворец Лёва. (Скворец в зоопарке)

Скворец и музыкант. (Игра с пианистом)

Новая мелодия. (Умения скворца)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация деятельности по применению новых знаний

Орфографическая подготовка.

- Назовите глаголы. В какой части слов могут быть орфограммы?

- Какой это тип текста?

Запись изложения

(с опорой на план и слова)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того. что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Цель урока: Образовательная. Совершенствовать умения письменно передавать содержание повествовательного текста, использовать авторские слова для передачи содержания; знать письменное изложение повествовательного текста-образца по составленному плану; уметь составить план текста, подбирать заголовок к тексту; научить писать изложение, проверять написанное.

Воспитательная. Воспитывать желание уважать подвиг солдата, понимать и принимать всё живое в любых условиях.

Развивающая. Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, умение передавать последовательность событий.

Предметные понятия (в соответствии с ФГОС): Текст. Главная мысль. Части текста. План текста.

Организация класса. Эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте ребята! Наш урок я начну со стихотворения Натальи Багрянской,

Скажите, сколько в сердце доброты?
Откуда же оно ее черпает?
И как среди бегущей суеты,
Оно так много и легко прощает?
И почему тревожится всегда,
Когда кому-то очень-очень больно?
Всегда есть наготове доброта.
Ее так много, что для всех довольно.
Я поняла, что доброта, как кровь:
Чем больше отдаешь, тем больше будет.
У доброты подруга есть – любовь.
Дарите доброты побольше, люди!

- Ребята, чем вам понравилось стихотворение? (ответы детей)

- К чему призывает нас автор? (ответы детей)

- Кого мы считаем добрым? (ответы детей)

- Какими качествами должен обладать добрый человек? (ответы детей)

2. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, были ли добрыми эти люди:

(показываются фотографии солдат Отечественной войны.. автомат, ручной пулемёт)

- Война… страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага.

- Как вы думаете, возможно ли в такое тяжелое и страшное время не потерять добрых душевных качеств? Об этом мы сегодня прочитаем…

3.Чтение текста учащимися. Дети, откройте 133 страницу учебника и прочитайте про себя текст (упр. 242.)

4. Оценка первичного восприятия и содержательный анализ текста.

– Чем понравился текст?

- Почему упало гнездышко?

- Что сделал с гнездышком солдат? Почему он это сделал?

- Куда отправился солдат после того, как прикрепил гнездышко?

- Что вы можете сказать об этом солдате? Какой он человек? Обратите внимание, что даже в таких жестоких и тяжёлых условиях он не потерял самого главного – человечности и доброты, способности сопереживать и помогать всему живому. Он сохранил жизнь…

- О чем этот текст? Озаглавьте его.

5. Целеполагание.

- Какие речевые умения мы можем совершенствовать, работая с текстом. Определите цели работы

6.Анализ текста (структуры и языка)

- Какой тип текста? (Перед нами текст-повествование.) Докажите.

- Если это текст-повествование, то сколько в нем частей?

- Из чего стрелял солдат?

- Что значит ручной пулемёт? (Его носят в руках. Он тяжел.)

- Как помогает себе солдат – пулемётчик в бою? Что он делает с пулемётом? Запишем: приложил к берёзе

Почему солдат приложил пулемёт к березе? (Потому что держать его в руках было тяжело).

Озаглавьте первую часть и расскажите её.

Прочитайте основную часть.

- Почему мина сбила гнездышко?

- Кого она могла убить?

- Что стало толчком для сокрушительной силы мины? В чем состоит сокрушительная сила мины? (разрывается на осколки. Каждый осколок смертелен для человека. Запишем – разорвалась мина.

Читайте также: