Устная и письменная форма речи конспект

Обновлено: 25.07.2024

Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения.

Предметные:

- дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.

- уметь различать речь устную и письменную

- уметь списывать предложения.

Личностные:

- осознание ценности изученного материала.

- формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов.

-ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.

ВложениеРазмер
ustnaya_i_pismennaya_rech.docx 26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Тема : Речь устная и письменная.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения.

- дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.

- уметь различать речь устную и письменную

- уметь списывать предложения.……

- осознание ценности изученного материала.

- формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов…….

- ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: учебник, презентация.

– Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок –

Проверяем, мой дружок,

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадки?

– Проверили? Всё на месте? Давайте подготовим наши пальчики к письму и выполним пальчиковую гимнастику.

Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

На доске написаны слоги: на, ба, ры, ва, за, та, ас, лу, ка.

– Узнайте, какую букву будем сейчас писать. (Букву а .)

– Объясните свой выбор. (Она чаще других встречается в данных слияниях.)

– Что она означает? (Гласный звук [а].)

– На что похожа буква а ? (На крышу домика, овал с крючочком, ручку от зонтика и петельку.)

– Давайте напишем прописную и строчную буквы а и строчную букву а в соединении с согласными.

Объясняет особенности написания буквы а .

Зрительные элементы буквы – один (малый) овал.

Начало написания – над нижней рабочей линией рабочей строки.

Направление написания – от себя (в сторону) с закруглением по нижней линии рабочей строки с прописыванием элемента – крючок.

2. Введение в тему урока.

На доске записан диалог двух первоклассников.

– Ребята, прочитайте, что написано на доске.

Д ва ученика читают диалог по ролям вслух.

– У меня новая книжка с волшебными сказками.

– А я больше люблю читать энциклопедии про животных.

– А в сказках можно встретить волшебных животных: золотую рыбку или Конька-Горбунка.

– Эти животные придуманы сказочниками и не существуют на самом деле, поэтому в энциклопедии о них не пишут.

– Ребята, а каких сказочных животных вы знаете? (Ответы учащихся.)

– А теперь подумайте и скажите, что мы сейчас с вами делали? (Слушали, разговаривали.)

– А если бы мы записали все это в тетрадь, то чем бы мы занимались? (Писали.)

Отделять умения от неумения

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

3. Постановка учебной задачи

1. – Прочитайте тему урока, записанную на доске. (Речь устная и письменная. Средства устной речи. Оформление письменной речи.)

– Значит, чему мы получим возможность научиться сегодня на уроке? (Различать устную и письменную речь. Правильно записывать письменную речь.)

1.Знакомство с новым материалом.

Работа с учебником. Упражнение 1, с. 6.

– Рассмотрите картинку и прочитайте диалог девочки и мальчика.

– Что так, а что не так в этой речевой ситуации? (Девочка маленькая и не может понять, о чем говорит мальчик.)

– Какова цель речи малышки? (Она жалуется.)

– Какова цель речи мальчика? (Он успокаивает и отвлекает девочку.)

– А как бы вы успокоили девочку? Какой у вас будет голос, жесты, выражение лица? Давайте попробуем разыграть такую ситуацию.

Инсценируют речевую ситуацию.

– К какой речи относятся эти средства? (К устной речи)

Отделяют умения от неумения

Обучающиеся пишут букву в прописи самостоятельно.

Активное включение в образовательный процесс

-правильность написания элементов букв;

Предметные Познавательные УУД.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть теперь нам нужно.

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в танцоров превратитесь.

Веселее в пляс пускайтесь

И танцуйте, не стесняйтесь.

( Д вижения под музыку.)

переключают внимание, снимают утомление мышц туловища.

Выполнение движений, показанных учеником

4. Решение частных задач

2. Продолжение работы по учебнику. Упражнение 3, с. 6.

– Напишите правильно слово, которое девочка еще не выговаривает.

– Какие звуки она не произносит? (Звуки [ш] и [р].) Что вы знаете об этих звуках? (Это согласные звуки.) К какой речи относятся звуки, а к какой буквы? (Звуки – это устная речь, а буквы – письменная речь.)

Работа по учебнику.

1. Выполнение упражнения 4, с. 7.

– Прочитайте пословицу: С лово – речи основа .

– О чем она? (Речь человека состоит из слов.) Назовите отмеченные опасные места. (Начало предложения пишем с заглавной буквы и в конце предложения ставим точку.)

– Запишите пословицу в тетрадь. Помните о правилах списывания.

2. Выполнение упражнения 5, с. 7.

– Ребята, а когда вы были маленькими, все ли звуки вы могли выговаривать? (Ответы учащихся.)

– Дома вам предстоит провести исследование (поиск информации) и узнать у родителей об особенностях своего произношения в раннем детстве. Запишите эти слова правильно. Отметьте буквы, которые вам было трудно произносить.

Учащиеся совместно с учителем обобщают итоги работы, оценивают свою деятельность.

Дети выполняют проверку в тетради соседа.

Предметные: уметь различать устную и письменную речь.

– Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? (Научиться отличать устную и письменную речь.) К какой речи относятся звуки, а к какой буквы? (Звуки – это устная речь, а буквы – письменная речь.) Как оформляется письменная речь? (Записываем предложения. Начало предложения начинается с заглавной буквы, а в конце ставим точку.)

– Все справились с учебной задачей? А в чем испытали трудности? Что было самым интересным на уроке?


Мы с тобой общаемся с помощью речи. Сегодня я расскажу тебе, когда возникла речь.

Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели, не только писать, но и говорить!


Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки!

Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.

Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов.


С помощью чего общались древние люди? (Древние люди общались с помощью жестов).

Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить.


Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить.
Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.


А теперь я предаю отдохнуть.

Мы веселые листочки,

На ветках мы сидим

(ребенок поднимают руки вверх).

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

(движения руками

из стороны в сторону).

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

(кружися на месте).

И на землю снова сели

(дети садятся по местам).

УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.


Теперь ты знаешь, что понадобилось много тысяч лет для того, чтобы люди научились говорить. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

Как ты думаешь, какой выход нашли наши предки?

Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Затем писали на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Эти знаки называют буквы. Ими мы пользуемся и сейчас.


ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - речь, это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.

В древней Руси писали на бересте - березовой коре. Бумаги тогда еще не было.


Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью. Сначала самим рассказать, а потом попросить ребенка повторить за вами.



Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной. Сначала самим рассказать, а потом попросить ребенка повторить за вами.



К нам в гости пришёл Буратино. Буратино гулял по осеннему лесу и простудился. Теперь он не может говорить, у него ангина. Буратино воспользовался письменной речью и написал нам загадки.


Задать вопросы ребенку.

Кто пришел к нам в гости? Следите, чтобы ответ был полный.

Что с ним случилось?

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино?

Да, если бы не письменная речь Буратино с больным горлом смог бы с нами общаться? Пусть ребенок прочитает загадки (прочитайте ребенку загадки). Когда ребенок отгадает загадку. Спросите. О какой речи напоминают загадки?

Без языка живет.

Не ест и не пьет,

А говорит и поет.


(Радио. Это устная речь.)

Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг.


(Телефон) (Устная речь).

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.


(Газета. Это письменная речь.)

Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет.


(Ручка) (Письменная речь)

Буратино потерял ключик. Давай поможем Буратино. Предложите ребенку отдохнуть. Пусть ребенок повторяет слова и движения за вами.


Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой!


Для чего же нужна речь?

Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.

Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.

Растает ледяная глыба

От слова тёплого … спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … добрый день.

Мальчик, вежливый т развитый,

Говорит, встречаясь, … здравствуйте.

Когда меня бранят за шалости,

Я говорю … извините, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …до свидания.

Запишите волшебные слова.

В конце занятия попросите ребенка ответить на вопросы.

Человек владеет …(речью).

Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).

Она состоит из … (предложений).

Речь бывает … (устная и письменная).

Наш гость Буратино в благодарность за вашу работу подарил пожелание от мудрой Черепахи Тортиллы:

Старайся быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ ФОРМЫ РЕЧИ

УСТНАЯ РЕЧЬ

Если речь предназначена другому человеку, которого видишь и слышишь, используется устная форма. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки. С этим связаны богатые интонационные возможности устной речи. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием, что может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.д. Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому и по зрительному каналам, поэтому устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда, пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты.

Подлинная устная речь создается в момент говорения. Устная речь – это импровизация. Она создается на ходу, в процессе акта коммуникации, поэтому основным признаком устной речи является ее неподготовленность.

Неподготовленная речь порождается одновременно с ее произнесением, она строится по законам того языка, которым пользуется говорящий, но применяет их специфически. В публичных выступлениях широко используются готовые клише, вставляемые в речь-импровизацию. Устная речь – это речь говоримая, она предполагает словесную импровизацию.

Устная речь рассчитана на смысловое восприятие собеседником произносимой речи, создаваемой в момент говорения. Поскольку устной речи свойственна импровизация и неподготовленность, то, в зависимости от различных обстоятельств и речевого опыта говорящего, устная речь может быть гладкой, плавной, более или менее прерывистой.

Как это сказать.

Как бы… и т.д.

Все эти проявления прерывистости речи раскрывают процесс создания устного неподготовленного высказывания. Если случаев прерывистости немного и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, то их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но, с другой стороны, паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, незнание того, о чем говорить.

Устная речь также может быть и подготовленной (доклад, лекция, выступление на семинаре и т.д.). Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более сложной структурной организацией, но при этом говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не заученной, походила на непосредственное общение.

Для устной речи характерны следующие особенности: необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени, избыточность и лаконизм.

Избыточность – это прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, соотносительные по содержанию конструкции. Это объясняется условиями создания устного ответа, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Эти приемы сценичны, поэтому их часто используют ораторы.

Лаконизм – это краткость, использование в целях передачи информации мимики, жестов, выразительных движений тела, интонации.

Конечно, употребление тех или иных форм и конструкций, отбор наиболее точных слов в устной речи зависит от целого ряда обстоятельств:

· От содержания высказывания и его назначения;

· От того, где и когда происходит общение;

· От того, присутствует ли собеседник, насколько он подготовлен к восприятию;

· О того, кто говорит, насколько он знает предмет разговора;

· От общей языковой культуры и т.д.

Кроме того, большое значение имеют вид речи (монолог или диалог), его принадлежность к функциональным стилям.

Важнейший признак, влияющий на появление разновидностей устной речи, - характер коммуникации: официальная/неофициальная. Официальная коммуникация может быть личной и публичной.

Неофициальная – только личной.

Публичная коммуникация делится на два подвида: массовая (радио, телевидение и т.д.) и коллективная (лекция, доклад, выступление на собрании и т.д.)

Основное различие между ними состоит в том, что при массовой коммуникации отсутствует обратная связь между говорящим и слушающим. Это исключает для оратора возможность узнать (увидеть, услышать, почувствовать) реакцию слушателей и отреагировать на нее.

Другая важная особенность массовой коммуникации - использование технических средств (радио, телевидение и т.п.).

Непринужденное неофициальное общение – основная часть жизни человека (дома, в разных бытовых ситуациях). Оно, как правило, осуществляется при помощи разговорного языка. Эта разновидность речевого общения характеризуется неподготовленностью и непосредственностью общения.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями, однако она имеет преимущество в разговорном стиле. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, разговорную речь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Знаете ли вы, что первобытные люди совсем не умели разговаривать?

И учились они этому постепенно..

Так когда же возникла речь? Точно не знает никто

Древние люди язык создавали. Ведь его же не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Они стали объединяться, передавать свои знания. А когда появилась письменность, люди получили возможность общаться на расстоянии и сохранять знания в книгах. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: для чего нам нужна речь? Какой бывает речь? Какую речь называют устной? А какую – письменной?

Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли.

Упражнение № 3

слушаем и говорим пишем и читаем

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения.

Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена. Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же?


На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Почему устная речь так называется?

3. Из чего состоят устная и письменная речь?

4. Выберите слова, которые называют речевые действия.

Читайте также: