Условные знаки на местности конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ seminar id 036.doc

МАОУ СОШ № 8 г. Назарово

Бруквина Ираида Валентиновна

Тема: План местности. Условные знаки.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и умений с использованием приёмов технологии критического мышления.

Задачи: 1. Разобрать с учащимися новые термины и понятия.

2. Выработать умения пользоваться разными видами условных знаков, применять полученные знания для решения практических задач.

3. Развивать навыки сопоставления, анализа, логического мышления.

Оборудование: Компьютер, проектор, план местности, карточки с условными знаками.

Авторский медиапродукт: Дидактический материал, разработанный в среде ПО Microsoft PowerPoint.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие и мотивация урока

Уч-ся занимают свои места. Готовятся к уроку.

Проверка готовности (учебники, атласы, тетради, ручки, карандаши, линейки).

Эмоционально-позитивный настрой на изучение новой темы

hello_html_105c0f.jpg

Стадия вызова.

-Ребята, как помочь Незнайке? Что бы вы ему посоветовали?

hello_html_m5e0c52e9.jpg

- Попробуем дать определение. Что же такое план?

hello_html_m2882b568.jpg

- Давайте попробуем объяснить Незнайке как, например, можно пройти от… до… по плану на форзаце учебника.

- Чем вы воспользовались в первую очередь при объяснении маршрута?

Предлагают ему спрашивать прохожих, взять компас, схему пути, карту или план местности.

- Чертёж, схема, значки, уменьшение и др.

Предлагают свои варианты определений.

Работают с учебником, описывая различные маршруты.

Стадия осмысления

- Да, действительно, знакомство с планом местности начинается с условных знаков. Ведь они, своего рода, азбука плана и карты…

- Ваши рассуждения можно теперь выразить в следующей схеме:

hello_html_m21139f41.jpg

- Условные знаки для изображения местности очень разнообразны и поэтому их принято делить на следующие виды:

hello_html_m46cc9cb8.jpg

Обсуждают и анализируют демонстрируемые условные знаки…

(обсуждается цвет, главные точки, особенности изображения, сравнение похожих знаков, пояснения к ним и пр.)

Поочерёдно знаками + и – заполняют заготовленную на доске таблицу, отмечая преимущества и недостатки рисованных и графических условных знаков.

Каждый отвечающий высказывает по два-три аргумента, отбрасывая из них по одному, оставляя самый идеальный вариант.

Переносят схему в тетрадь.

Переносят схему в тетрадь, подкрепляя 2-3 примерами

Стадия рефлексии

hello_html_72919819.jpg

- Давайте теперь попробуем применить ваши новые знания на практике. Я предлагаю вам следующие задания… (слайды 27 – 30)

Устно выполняют задания, объясняя ход своих рассуждений.

Критически оценивая приобретённые знания, поднимают руки!

Домашнее задание

Изучить § 4, выполнить задания на стр. 11 – 12.

Записывают в дневники.

Используемые средства:

ПО Microsoft PowerPoint

Графический редактор Paint

Выбранный для просмотра документ seminar id 036.ppsx


Описание презентации по отдельным слайдам:
































Краткое описание документа:

"Описание материала:

  1. Разобрать с учащимися новые термины и понятия.
  2. Выработать умения пользоваться разными видами условных знаков, применять полученные знания для решения практических задач.
  3. Развивать навыки сопоставления, анализа, логического мышления.

"Выдержка из материала:

Тема: План местности. Условные знаки.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и умений с использованием приёмов технологии критического мышления.

  • Разобрать с учащимися новые термины и понятия.
  • Выработать умения пользоваться разными видами условных знаков, применять полученные знания для решения практических задач.
  • Развивать навыки сопоставления, анализа, логического мышления.

Оборудование: Компьютер, проектор, план местности, карточки с условными знаками.

Авторский медиапродукт: Дидактический материал, разработанный в среде ПО Microsoft PowerPoint.
Ход урока

- Попробуем дать определение. Что же такое план? (слайды 9 – 11)
- Давайте попробуем объяснить Незнайке как, например, можно пройти от… до… по плану на форзаце учебника.

- Чем вы воспользовались в первую очередь при объяснении маршрута? Предлагают ему спрашивать прохожих, взять компас, схему пути, карту или план местности.

- Чертёж, схема, значки, уменьшение и др.

Предлагают свои варианты определений.

Работают с учебником, описывая различные маршруты.
- Условными знаками.Стадия осмысления - Да, действительно, знакомство с планом местности начинается с условных знаков.

- Ваши рассуждения можно теперь выразить в следующей схеме:
- Условные знаки для изображения местности очень разнообразны и поэтому их принято делить на следующие виды:

Обсуждают и анализируют демонстрируемые условные знаки…(обсуждается цвет, главные точки, особенности изображения, сравнение похожих знаков, пояснения к ним и пр.)

Поочерёдно знаками + и – заполняют заготовленную на доске таблицу, отмечая преимущества и недостатки рисованных и графических условных знаков.
Каждый отвечающий высказывает по два-три аргумента, отбрасывая из них по одному, оставляя самый идеальный вариант.

Переносят схему в тетрадь.

Переносят схему в тетрадь, подкрепляя 2-3 примерами

Устно выполняют задания, объясняя ход своих рассуждений.

Критически оценивая приобретённые знания, поднимают руки!Домашнее задание Изучить § 4, выполнить задания на стр. 11 – 12. Записывают в дневники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-сформировать представления о различиях в изображении местности на рисунке, плане, аэрофотоснимке, карте и глобусе.

-начать формирование умения работать с различными картографическими источниками;

-развивающие:

развивать навыки работы с источниками географической информации;

развивать умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;

способствовать формированию познавательного опыта школьников посредством использования разнообразных методов и приемов обучения;

способствовать развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией

совершенствовать ИКТ-грамотность учащихся;

-воспитательные

продолжить формирование информационной и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Научатся называть существенные признаки плана местности, приводить примеры разных видов масштаба.

Получат возможность научится определять расстояния между объектами с помощью именованного, числительного и линейного масштаба, распознавать и описывать объекты, изображения на плане в масштабе с помощью условных знаков;

Познавательные: описывают и сравнивают объекты, самостоятельно дают определение понятиям, делают выводы и умозаключения.

Коммуникативные: участвуют в коллективном поиске, обмениваются мнениями, объясняют, защищают свои идеи.

Регулятивные: принимают учебную задачу, предлагают помощь и сотрудничество;

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют ее в практической деятельности. Осознают ценность географических знаний для практической деятельности людей.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Средства обучения: ПК, глобус, физическая карта, план местности, атласы, учебник, раздаточный набор условных знаков.

- Фронтальный опрос домашнего задания.

Итак, ребята, вы молодцы, что усвоили материал, скажите, что является предметом изучения географии? (материки, океаны, страны). А, скажите, мы можем перенести нашу планету целиком в школьный атлас? (нет). Именно по этому, мы используем изображения Земли и её части – на глобусах, географических картах, используем космические снимки, планы местности. Они нам дают представление о величине и взаимном расположении географических объектов.

- Ребята, представьте, что вы идёте в поход далеко от города. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно продумать, какое снаряжение, какую одежду взять, возможно -подготовиться к переходу реки, оврага и т.д.

- Откуда вы сможете получить информацию о районе похода? (По карте)

- Какую карту надо взять в поход? (Топографическую).

2) почему важно его изучать и знать, или уметь читать? (чтобы знать, как, куда добраться, что окружает и нет ли опасностей….)

3) с помощью чего изображают различные объекты на плане местности? (условные знаки)

4) Давайте рассмотрим изображения на разных источниках и условные знаки на форзаце учебника, и ответим на мои вопросы (сравнить рисунки на форзаце).

1. Людям, каких профессий, для решения каких задач, могут понадобиться изображения местности?

2. Где предметы наиболее похожи на их действительный вид на местности?

3. Изображены ли на плане предметы местности, которые не видны на аэрофотосъёмке? Какие это предметы?

4. На каких из этих изображений можно узнать о названии села, реки, а в лесу породы деревьев? (на плане местности).

5. Какое из изображений даёт больше сведений и удобнее для изучения и использования местности? (план)

5) как изображена дорога, тропа, огород и т.д. на плане (с помощью знаков и масштаба). План местности составляется по определённым правилам топографами

Ребята, давайте запишем точное определение: План местности (топографический план) – это чертёж, который изображает земную поверхность сверху в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

Отличительные особенности плана местности.

- По плану местности можно получить больше информации

-название улиц, рек, посёлков

- Направление на север, юг, запад , восток.

- о высоте земной поверхности.

- составить план местности можно только при помощи условных знаков

Условные топографические знаки – знаки, обозначающие объекты на плане. Каждому соответствует свой цвет, они должны быть одинаковыми по форме, размеру, цвету. Давайте обратимся к заданию на стр. 12.

6) Ребята, давайте начертим в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину. Почему вы не можете этого сделать? Что нужно сделать, чтобы выполнить задание. (Уменьшить карту или увеличить тетрадь).

7) –Посмотрите на карты. (Карты разных масштабов). Что можете сказать о реках, озёрах, морях, городах? (Они уменьшены. На одних картах сильнее, на других-меньше).

- Но как выразить уменьшение. (Ребята читают текст учебника и отвечают, что уменьшение выражают дробью, которую называют масштабом).

Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесённая на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.

Масштаб (нем. mab – мера, stab – палка) – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности. (Запись в тетрадь).

7) виды масштаба:

Масштаб может быть записан тремя способами, поэтому на каждом плане или карте обязательно указывается численный, именованный и линейный масштаб. План становится более удобным для использования, если масштаб на нем указан тремя способами (рис. форзац). Зарисуем следующую схему в тетрадь.

Численный Линейный Именованный

Численный масштаб выражается в виде дроби, где числитель равен единице, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз уменьшено изображение.

Масштаб 1: 10 000 (читается одна десятитысячная) показывает, что каждому сантиметру на карте соответствует 10 000 см (100 м) на местности.

Другими словами, эта запись означает, что отрезок длиной 10 000 см (100 м) на местности изображается на плане отрезком длиной 1см.

1: 50 – 1 см на карте равен 50 см на местности;

1:100 – 1см на карте равен 100 см на местности;

1: 1000 – 1 см на карте равен 1000 см на местности (10 метрам на местности).

На планах и картах не только указывают численный масштаб, но и записывают его словами, т.е. именуют. Такой масштаб называется именованным.

Например: в 1 сантиметре 100 метров (смотрите рис. 1форзац).

Как перевести численный масштаб в именованный

Поскольку в 1 метре 100 сантиметров, то нужно убрать два нуля.

Поскольку в 1 километре 1000 метров, то нужно убрать ещё три нуля (если можно).

Оставшееся число записать после тире, указать метры или километры.

1 : 1|00 1 см – 1 м

1 : 10|00 1 см – 10 м

1 : 10 0|00 1 см – 100 м

1 : 1|0 00|00 1 см – 1 км

1 : 5|00 1 см – 5 м

1 : 20 0|00 1 см – 200 м

1 : 30|0 00|00 1 см – 30 км

Запишите правило и примеры

Как перевести именованный масштаб в численный

Записать 1: и величину масштаба (число после тире)

Если именованный масштаб дан в метрах, то поскольку 1 метре 100 сантиметров, нужно добавить два нуля.

Если именованный масштаб дан в километрах, то поскольку в 1 километре 1000 метров, нужно добавить ещё три нуля.

в 1 см – 25 м 1: 2 500

в 1 см – 300 м 1: 30 000

в 1 см – 4 км 1: 400 000

в 1 см – 50 км 1: 5 000 000

Обычно на планах, кроме численного и именованного масштабов, помещают линейный масштаб (смотрите рис.1). Он представляет собой линию, разделённую на равные отрезки (смотрите рис.2). Отрезки справа от нуля показывают, какому расстоянию на местности соответствуют расстояния на плане в 1 см, 2 см и т.д. Отрезок слева от нуля разделён на равные мелкие части. Зная расстояние на местности, которому соответствует большой отрезок, и количество мелких отрезков, можно вычислить, какому расстоянию на местности соответствуют эти мелкие отрезки. Линейный масштаб позволяет измерять расстояния на плане при помощи циркуля-измерителя или полоски бумаги. При помощи линейного масштаба можно определять длину кривых линий, например реки, дороги. Дополняем нашу схему.

Значение классификации карт по масштабу определяется влиянием масштаба на содержание и особенности использования карт. Различают карты:

мелкомасштабные (мельче 1:1 000 000);

среднемасштабные (1:200 000 - 1:100 000);

крупномасштабные (1:100 000 и крупнее).

Примерами мелкомасштабных карт могут служить: физическая карта полушарий (рис.6), политическая карта мира (рис.7), физическая карта России (рис.8), карты материков (рис.9) и т.д.

Чем меньше масштаб карты, тем подробнее изображена на ней территория.


Ориентирование

Чтобы изобразить разнообразные объекты на планах местности, прибегают к универсальной системе картографических условных знаков. Еще одно их название — легенда карты. Их написание напоминает реальное изображение предметов. Существует достаточно много таких знаков, поэтому налажен выпуск специализированных справочников, содержащих перечень общепринятых сокращений и обозначений.

Что такое условные знаки на плане местности

Картографические условные знаки — это значки на карте, которые применяются для символьного обозначения предметов и явлений, указания качественных и количественных параметров. Не требуется особой достоверности расположения знака на местности. Каждый графический символ привязан к определенному типу объекта или явления. Как правило, такие знаки имеют международный характер и не отличаются по написанию в разных странах.

Специальные условные знаки используют для обозначения различных объектов на плане местности

Специальные условные знаки используют для обозначения различных объектов на плане местности

На карте часто изображается легенда карты — это перечень использованных обозначений с пояснениями их значения. Она находится в любом свободном пространстве плана, часто располагается в углу.

Чертеж значка выполняется четкими линиями. Пояснительные подписи используются для указания дополнительных характеристик. Например, с их помощью обозначается преобладающий тип деревьев в лесу, материал покрытия транспортной дороги.

Особенности изображения

В специальной регулирующей документации можно ознакомиться с обозначением условных знаков для топографических планов

В специальной регулирующей документации можно ознакомиться с обозначениями условных знаков для топографических планов

Какие бывают условные знаки

Пояснительные условные знаки и подписи применяются для дополнительной характеристики объектов местности и показа их разновидностей. Они позволяют более полно изучить по карте характер местности.

Чтобы карту было проще читать, а также можно было быстро выделить наиболее важные объекты, допускается уменьшение или увеличение в небольших пределах размеров некоторых условных обозначений.

Существует конкретная система классификации условных знаков.

Площадные, или контурные

Применяются для отображения объектов, горизонтальные размеры которых могут выражаться масштабами карты: болота, леса, сады и так далее.

Оконтуренная площадь характеризуется заливкой определенного цвета, штриховкой, буквенными пояснениями или равномерным распределением значков внутри территории.

Площадные условные знаки

Площадные условные знаки

По контурным условным обозначениям можно узнать не только координаты объекта, но и его размеры и очертания. Периметр рисуется сплошными линиями. Причем черный цвет выбирают для обозначения границ сооружений, оград и дорог, синий — водных ресурсов, коричневый — рельефа, светло-розовый — дороги для перемещения в населенных пунктах.

Пунктирная линия применяется для определения границ сельскохозяйственных угодий, насыпей, тоннелей и просек.

Линейные

Это одна из разновидностей масштабных знаков используется для отображения объектов линейного характера, таких как дороги, реки и линии связи. Также уточняются определенные характеристики объектов. Линейное обозначение описывает расположение объекта на местности, преувеличивая его ширину, однако ось знака соотносится с положением оси объекта на местности.

Линейные условные знаки

Линейные условные знаки

Внемасштабные

К ним прибегают, когда используется такой масштаб карты или плана, при котором контурное обозначение кажется громоздким. В такой ситуации объект обозначается в виде точки или схематически упрощенной вариации внешнего вида объекта.

Внемасштабные условные знаки

Внемасштабные условные знаки

Масштабные

Такие условные обозначения отображают объекты местности, которые возможно выразить в масштабе карты, то есть, с помощью географического плана можно узнать их размер.

Масштабные условные знаки для топографических карт

Масштабные условные знаки для топографических карт

Пояснительные

Пояснительные условные знаки на карте

В качестве дополнения к масштабным и внемасштабным обозначениям используют пояснительные знаки. Они указывают характеристики предметов и их особенности, к примеру, наименования, направление течения реки, лесные породы и так далее. Пояснительные условные знаки на карте

Распространенные знаки на плане местности

Хотя существует огромное количество символов, чаще используются обозначения опорных и населенных пунктов, железных и автомобильных дорог, знаки рельефа и земного покрова, а также указания водяных участков.


Парки выделяются, если их территория в масштабе плана составляет минимум 1,5×2,0 мм. Этому правилу следуют при описании всех видов общественных парков, скверов и насаждений.

Обозначаться парк на плане территории может с использованием монолитной заливки некоторого цвета (в основном светло-зеленого) с очерченными границами. В центре фигуры наносится наименование парка. Также допустим вариант описания миниатюры парка, отображающей его внутреннее устройство: дорожки, входы и местонахождение насаждений. Второй способ чаще применяется на крупномасштабных или приблизительных картах.

Обозначение парка на плане

Обозначение парка на плане

Маленькие по площади древесные насаждения и отдельно стоящие деревья в кварталах обозначаются с помощью кругов на фоне закраски, которая характеризует огнестойкость строений.

Дорога

Магистрали, шоссе и прочие дороги отображаются в достоверном масштабе. Для обозначения дорог малой значимости используют пунктирную прямую, средней — сплошную. Для дорог высокой важности используют жирную сплошную с двумя границами черного цвета, расположенными параллельно.

Условные знаки для обозначения дорог

Условные знаки для обозначения дорог

Расположение дорог описывается в соответствии с их реальным положением, длиной и формой.

К изображению автострад и шоссейных дорог прилагаются их технические характеристики, такие как ширина покрытой части дороги, ширина с обочинами, а также материал, из которого изготовлено покрытие.

Стадион

Стадионом в топографии называется любой любительский или профессиональный спортивный объект, ипподром или каменный форум.

Если говорится о спортивной арене, то внешний круг обозначается в виде здания, а внутренняя часть насаждения закрашивается зеленым цветом.

Стадионы обычно отмечают только на специфических планах

Стадионы обычно отмечают только на специфических планах

Непрофессиональное футбольное поле или поле для тренировок также окрашивается сплошным зеленым цветом с возможной обрисовкой контуров разметки на поле.

Если карта имеет средний масштаб, тогда можно отображать стадион в виде миниатюры, обязательно сохраняя пропорции.

Колодец

Колодцы разделяют на глубинные, природные, технические и засоренные. Если в них находится пригодная для питья вода, дополнительно указывается функциональность колодцев, а также глубина залегания жидкости.

Условный знак для обозначения колодца

Условный знак для обозначения колодца

Болото

Для обозначения болот, топей и заводей используют сплошной контур, закрашенный зеленым цветом и периодически нанесенный рисками. Если имеются кочки и кустарники, то соответствующие значки равномерно распределяются по территории.

Условные обозначения болот

Чтобы правильно отображать болотистые местности на картах, необходимо различать их по уровню проходимости. Болота, проходимые в теплое время года, рисуются в виде полотна параллельных синих отрезков с большим пробелом. Их глубина, как правило, меньше полуметра. Условные обозначения болот

Труднопроходимые болотистые местности описываются как полотно параллельных полос со среднего размера отступом. Их глубина достигает от полуметра до метра. Непроходимые болота изображают в виде сплошных параллельных полос с проборами из островков растительности. Глубина такой местности составляет 1-5 метра.

Муравейник

Хорошим природным ориентиром считается муравейник. И хотя для крупных карт не характерно его изображение, порой оно выполняется. В таком случае муравейник помечается крестиком или овалом коричневого цвета с масштабной точкой.

Муравейник относится к особым знакам и обозначается на карте маленьким крестиком

Муравейник относится к особым знакам и обозначается на карте маленьким крестиком

На планах небольшого масштаба он обозначается как коричневый круг или подписанная определенным образом точка.

Дома, жилые или нежилые, изображаются с помощью отдельного от фона цветного рисунка с контуром и числом, которое обозначает размер постройки. От назначения здания будет зависеть его расцветка.

Разрушенные и полуразрушенные дома отличаются контуром в виде точек. Однако обозначать следует только хорошо сохранившиеся и ярко выделяющиеся остатки зданий.

Знаки для обозначения домов и религиозных построек на плане

Знаки для обозначения домов и религиозных построек на плане

Церкви помечаются крестом, обязательно указывается высота. Соответственно, для отображения часовен применяют круг с крестом, мечетей — круг с полумесяцем.

Плотина

Таблица водяных знаков занимает отдельное место в картографии. Чем больше масштаб карты, тем более подробные значки. У обозначений плотин дополнительно указывается материал, из которого они построены. Для этого используются сокращения: Бет — бетонная, Д — деревянная, ЖБ — железобетонная, Зем — земляная, К — каменная.

Условный знак для обозначения плотины

Условный знак для обозначения плотины

Если значок имеет загнутые концы, выходящие на берег, то такая плотина проезжая. Если же он находится на водной территории и не имеет концов, то это подводная плотина, в таком случае приписываются верхний и нижний уровни воды.

Железная дорога

Вокзалы, депо и прочие станционные строения и сооружения изображаются соответствующими значками. Также указываются крупные, средние и мелкие магистрали, развилки, станции и направление движения. Для этого используется толстая полоска с пересекающими ее перпендикулярными линиями для небольших планов и тонкая полоска с краями и пересекающими ее под прямым углом отрезками для карт средних масштабов.

Поперечные штрихи, которые указывают на число путей, очерчиваются через 3-4 см, тем не менее, допускается их смещение по необходимости.

Условный знак для обозначения железной дороги

Условный знак для обозначения железной дороги

Если рисуется крупная железнодорожная станция, то главный путь выделяется знаком однопутных железных дорог или толстой линией, в то время как другие пути — тонкими. Если трудно отобразить все пути с интервалами между линиями, тогда их проводят без сохранения общего количества путей, но с изображением конфигурации территории, на которой эти пути лежат.

Деревья

Дороги, линии связи и прочие объекты, которые находятся в просеках, но не могут быть выражены в масштабах плана, обозначаются общепринятыми условными обозначениями. Тогда нет необходимости обозначать просеку отдельно.

При обрисовке лиственных и хвойных лесов указывается их средняя высота в просеке. Вырубленные леса, как правило, не обозначаются или помечаются с помощью точек. Подходы в лес показываются как линия с треугольниками, которая ведет вглубь леса.

Негустой лес показывается с использованием сплошной цветовой заливки и небольшим числом деревьев конкретного типа. Если же значки расположены часто, то это — густой лес.

С помощью таких знаков на плане можно отметить деревья

С помощью таких знаков на плане можно отметить деревья

Хвойные деревья рисуются в виде ровной линии с отступающими от нее под углом 30 градусов полосками, направленными к земле. Лиственные имеют форму из нескольких овалов с возможной обрисовкой мелких веточек.

Как правильно читать условные знаки

Знание расшифровки условных знаков обеспечивает правильное и быстрое чтение планов и карт и понимание того, где и что находится. Потому, что в топографических картах разных масштабов применяются одинаковые или похожие друг на друга знаки, при чтении не возникает никаких трудностей. Часто, не зная обозначение топографических знаков, можно догадаться о них по определенному написанию.

При определении координат точки используется координатная сетка

На карте можно увидеть изображение стрелки, помогающей сориентироваться в направлении топосъемки по сторонам света. По умолчанию стрелка указывает на север. Также часто на планах можно заметить координатную сетку, с помощью которой можно графически определять координаты любой точки. При определении координат точки используется координатная сетка

Следовательно, предметы на планах и картах изображают, используя топографические знаки. Их написание однотипно и определяется конкретным ГОСТ и ГУГК. Такие знания могут помочь при ориентировании на местности и локальной географии.

А вы умеете читать условные знаки на картах? В каких ситуациях это умение оказалось полезным? Делитесь опытом в комментариях.

Видео по теме


Привитие ценностей

Сотрудничество, взаимоуважение ценностей друг друга

Забота об окружающей среде и стремление к устойчивому развитию

Умение работать в команде

Межпредметные связи

Естествознание начальной школы , топография, картография.

Предварительные знания

Ориентирование на местности, компас, горизонт.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

I. Организационный момент

II. Проверка пройденного материала.

1)Гидросфера-это живая оболочка Земли (нет)

2)Атмосфера –это воздушная оболочка Земли (да)

3)Тропосфера-это водная оболочка Земли (нет)

4) Литосфера –это твердая оболочка Земли (да)

5)Гидросфера-это водная оболочка Земли (да)

6)Биосфера-это живая оболочка Земли (да)

Критерии оценивания:

1.Называет оболочки Земли

Дескрипторы:

2.Правильно дают 4 ответа-2б

3.Правильно дают 2 ответа-1б.

Выход на тему:

1.Какими способами можно изобразить земную поверхность?

2.Для чего нам нужно изображать земную поверхность?

3.Как можно изобразить отдельные объекты земной поверхности?

Кроссворд: Решают кроссворд


О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока?

Для чего предназначены планы местности?

Задание 1

(И) Дайте определения словам, что это такое?

Критерии оценивания:

Дескрипторы:

1.Правильно дают определение плану местности.

2.Правильно дают определение условным знакам

Обратная связь: Какую мы сейчас сделали работу?

Задание 2

(И,П) Подпишите названия условных знаков


Критерии оценивания:

1.Знает условные знаки

Дескрипторы:

А) Читает условные знаки-1б.

Б) Правильно определяет условные знаки-1б

красный – сделал все что мог;

желтый – мог бы лучше;

зеленый – сделал все, что в моих силах; Листочки наклеиваются на лист задания, затем идет обсуждение.

Объединение в группы по жребию. В корзине могут находиться:

листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;

Ученики вытягивают по очередности листочки и формируется в 3 группы : в красных, в желтых и в синих.

Задание 3

Критерии оценивания:

1.Правильно изображают и определяют типы условных знаков

Дескрипторы:

1.Верно определяют типы условных знаков-1б.

2. Правильно изображают, условные знаки-1б.

Защита кластера

Ученики записывают на 2-х стикерах: Что понравилось? На 3-ем Что бы они еще хотели узнать?

Задание 4

(Г1) Прочитайте рассказ, заменив слова условными знаками.

Дескрипторы:

А) Знает, виды условных знаков-1б.

Б) Верно изображает и читает условные знаки -1б.

(Г2) Работа с карточкой:

Замените условные знаки словами

Как то Заяц отправился в гости к Белочке.


Белочка жила в соседнем .


Он вышел из дома и пошел по

Прошел он по и оказался на . Вдоль шла , которая вела прямо к домику Белочки.

Дескрипторы:

А) Правильно определяет условные знаки-1б

Б)Верно обозначает лес, населенный пункт, реку, тропинку и дорогу условными знаками-1б.

В) Знает условные знаки-1б.

(Г3) Составьте в группе рассказ, состоящий из 5 предложении с использованием не менее 5 условных знаков.

Дескрипторы:

А) Читает условные знаки-1б.

Б) Верно изображает условные знаки -1б.

Критерии оценивания:

1.Знает условные знаки

2. Читает условные знаки

3.Читает план местности условными знаками

Обратная связь: Какую мы сейчас сделали работу? Было ли Вам трудно?

Читайте также: