Умножение числа на сумму 4 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.

Цель: формировать умение применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях; совершенствовать умение решать задачи.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
      Учащиеся научатся выполнять умножение числа на сумму разными способами и выбирать наиболее удобный способ
    • Научатся читать равенства, используя математическую терминологию
      Научатся проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
    • Научатся понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности;
    • Научатся давать оценку своей работе и работе одноклассников на уроке

    Формировать:

    • Регулятивные УУД:формулировать цель урока; принимать и сохранять учебную задачу,
    • Познавательные УУД: использовать знако-символические средства при выполнении заданий; делать выводы о результатах работы на уроке
    • Коммуникативные УУД: общаться при работе в паре, группе, используя правила вежливости и работы в классе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, слушать и понимать речь других.

    Оборудование: учебник М.И.Моро, Математика, 4 класс, 2 часть, тетрадь с печатной основой, 4 класс, 2 часть, индивидуальные карточки, сигнальные карточки, оценочные листы, ноутбук учителя, экран, проектор.


    В данном коспекте выдержены все этапы урока,сформированы цели и задачи урока. Используются различные методы работы.

    Тип урока: открытие новых знаний


    Содержимое разработки

    Конспект урока математики

    Тип урока: открытие новых знаний

    Познакомить со свойством умножения числа на сумму;

    Учить выполнять умножение числа на сумму разными способами.

    Планируемые результаты:

    -предметные: умение выполнять умножение числа на сумму разными способами и выбирать наиболее удобный способ; умение читать равенства, используя математическую терминологию, моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи изученных видов.

    -личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    -метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве; умение сравнивать; доказывать; анализировать; умение контролировать и оценивать учебные действия.

    Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация.

    Этапы. Методы и приемы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный момент. Словесный метод: слово учителя.

    Встали, выпрямились, улыбнулись друг другу.

    Садитесь те, кто готов к уроку, у кого хорошее настроение и кто хочет добывать новые знания!

    Актуализация знаний

    Практич.: устное вычисление

    Словес.: фронтальный опрос


    2. Решите примеры.

    100 – (90 – 60 : 15)

    1 000 – 500 : 10 : 5

    Выполняют устный счет

    Постановка темы и цели урока

    Словес.: учебный диалог, устная работа над задачей

    Практич.: письменное решение задачи

    Словес.: учебный диалог

    Словес.: формулирование цели урока

    Учительница проверяет 18 тетрадей в час.

    В первый день она проверяла тетради 3 часа, а во второй 4 часа. Сколько всего тетрадей проверила учительница за 2 дня.

    Как вы будете решать задачу?

    (подсчитаем, сколько всего часов учительница проверяла тетради, и умножим это число на количество тетрадей, проверяемых в час.)

    Можно ли решить эту задачу другим способом?

    (можно сначала подсчитать, сколько учительница проверяла тетради в каждый из дней, а потом результаты сложились)

    Посмотрите внимательно на выражения, которые мы записали. Что вы можете сказать?

    (выражения разные, а результат один и тот же.)

    Какой можно сделать вывод?

    Как можно умножить число на сумму?

    Можно найти сумму и умножить число на результат или умножить число на каждое слагаемое и результаты сложить.

    Кто уже догадался, какая тема нашего урока?

    Умножение числа на сумму.

    Какие цели мы поставим на урок?

    -познакомиться с разными способами умножения числа на сумму.

    Отвечают на вопросы

    Решают задачу двумя способами

    Отвечают на вопросы

    Формулируют тему и цели урока

    Решение частных

    Практич.: выполнение задания

    Словес.: учебный диалог

    Практ.: выполнение числовых выражений

    Словес.: чтение задачи

    Практич.:работа над задачей

    Словес.:ответы на вопросы

    Практ.: выполнение письменно задачи

    Откройте учебник на стр. 42.

    Объясните, как двумя способами узнали общее количество кружков.

    По 3 кружка взяли 6 раз, получилось 18 кружков.

    Сначала по 3 кружка взяли 4 раза, получилось 12 кружков, а потом по 3 кружка взяли еще 2 раза, получилось 6 кружков, сложили 12 и 6, получилось 18 кружков.

    Изменилось ли значение выражения?

    (нет, значение выражения не изменилось)

    Правильные ли выводы вы сделали ранее?

    Как можно решить двумя способами числовые выражения?

    Вычислите удобным способом.

    Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

    Проверьте работу друг у друга.

    Физкультминутка.

    Для начала мы с тобой

    Крутим только головой.

    Вверх и в стороны прогнулись.

    От разминки раскраснелись

    И за парту снова сели.

    Кто хочет выйти к доске?

    Фермер вывез на грузовой машине картофель с двух участков: с первого – за 5 рейсов, со второго- за 4 рейса. Сколько всего центнеров картофеля было вывезено с этих участков, если за каждый рейс перевозили по 52 ц картофеля?

    Нажмите, чтобы узнать подробности


    Математика

    Тема: Умножение числа на сумму.

    Познакомить со свойством умножения числа на сумму;

    учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях;

    совершенствовать умение решать задачи;

    Образовательные:

    познакомить с двумя способами умножения числа на сумму;

    совершенствовать навык нахождения значения выражения двумя способами;

    закреплять навыки табличного умножения и деления;

    совершенствовать умение решать задачи и выражения на порядок действий.

    Коррекционные (развивающие):

    работать над расширением математического кругозора;

    развивать математическую речь, внимание, логическое мышление.

    Воспитательные:

    воспитывать интерес к математике, самостоятельность, аккуратность в ведении тетради, желание преодолевать трудности.

    Оборудование:

    карточки с числами и буквами,

    карточки для индивидуальной работы,

    1.Психологический настрой

    Приветствие “Поздоровайся ладошкой!”

    Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Здравствуй! (прикосновение всей ладонью).

    2. Прозвенел, друзья, звонок.

    Отдохнуть вы все успели?

    А теперь вперед – за дело.

    Математика нас ждет,

    Начинаем устный счет.

    Актуализация знаний.

    Устный счёт.

    Первый вариант.

    Второй вариант.

    1). Найти: 7/8 от 720.

    1). Найти 5/7 от 630.

    2). Найти произведение чисел: 12 и 8.

    2). Найти произведение чисел: 13 и 7.

    3). 18 увеличить в 4 раза.

    3). 16 увеличить в 5 раз.

    4). Первое слагаемое 28, второе слагаемое 67. Найти сумму.

    4). Первое слагаемое 36, второе слагаемое 47.Найти сумму.

    5). 24 увеличить на 66.

    5). 27 увеличить на 53.

    6). Делимое 91, делитель 7. Найти частное.

    6). Делимое 96, делитель 8. Найти частное.

    7). Записать: 65008056.

    7). Записать: 96054006.

    8). Записать: 43028004.

    8). Записать: 34003067

    9). Найти разность чисел: 83 и 47.

    9). Найти разность чисел:92 78.

    10). 1/60=70. Найти все число.

    10). 1/80=30. Найти все число.

    11). Какое число разделили на 70 и получили 60?

    11). Какое число разделили на 40 и получили 80?

    12). Чему равно делимое, если делитель6. Частное 16?

    12). Чему равно делимое, если делитель 8, а частное 11?

    13). Перевести: 24кв.дм 3кв.см=…кв.см

    13). Перевести: 43кв.м 6кв.дм=…кв.дм

    14). Перевести: 69 дм 8мм=…мм

    14). Перевести: 37ц 9кг=…кг

    Работа в парах (по карточкам).

    Минутка чистописания.

    - Посмотрите на слайд и ответьте на несколько вопросов:

    - Какое сегодня число?

    - Дайте полную характеристику этого числа.

    29 (дата), 02(месяц).

    29- двузначное. Соседи числа: 28 и 30.

    Из чисел 2, 9, 0, 2 составьте и запишите четырехзначные числа.

    Математический диктант (положительный выбор (+), отрицательный выбор (-)

    -Чтобы найти расстояние, надо скорость разделить на время (-)

    -Скорость показывает, какое расстояние проходит объект за единицу времени(+)

    -Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость(+)

    -Км/ч, м/мин, м/с – это единицы измерения расстояния (-)

    -Чтобы узнать скорость, надо время умножить на расстояние (-)

    -Расстояние измеряется в км, м (+)

    -Если расстояние разделить на время, мы узнаем скорость(+)

    - Пешеход движется со скоростью 50 км/ч (-)

    -Время движения объекта выражается в часах, минутах, секундах (+)

    Самостоятельная работа. Работа над задачей.

    Из поселка в город выехал мотоциклист со скоростью 60 км/ч. В то же время ему на встречу выехал велосипедист со скоростью 15 км/ч. Они встретились через 2 часа. Какое расстояние от города до поселка?

    1) 60 * 2 = 120(км) - проехал мотоциклист.

    2) 15 * 2 = 30 (км) - проехал велосипедист.

    3) 120 + 30 = 150 (км) - расстояние от поселка до города.

    Самоопределение к деятельности. Мотивация учебной деятельности.

    - Сегодня мы продолжим открывать секреты умножения, но у меня проблема. Мне нужно посчитать птиц в саду, которые прилетят к кормушкам в течении недели. Попробуйте составить выражение к задаче.

    - К кормушкам прилетают птицы, из них 12 синиц и 8 воробьев. Нужно узнать сколько птиц прилетает к кормушкам в течении недели? Попробуйте составить выражение с пошаговым объяснением.

    Объясните, как умножали? Какой закон умножения использовали? Какие выражения будем учиться решать?

    Объяснение нового материала.

    Посмотрите на рисунок. Слайд 7.

    Какие вы видите геометрические фигуры? (Квадраты)

    Сколько рядов квадратов? (3)

    Сколько синих квадратов в ряду? (4)

    Сколько красных квадратов в ряду? (3)

    Чтобы найти, сколько всего квадратов, надо 3*(4+2).

    Найти значение этого выражения можно двумя способами. Слайд 8.

    Закрепление изученного материала.

    Работа с учебником.

    Откройте учебники на стр. 42. Выполним № 139, используя алгоритм умножения числа на сумму. Слайд 9.

    1 и 2 примеры решим с объяснением. 1 ученик решает у доски, остальные в тетрадях.

    пример каждый решает самостоятельно в тетрадях.

    Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте решение.

    Работа в парах на карточках.

    Соедините стрелками левую и правую части выражений.

    Проверка. Слайд 10.

    Самостоятельная работа.

    №140– Вычисли результат удобным способом.

    Физкультминутка.

    Раз, два — хлопок в ладоши

    Раз, два — хлопок в ладоши,

    А потом на каждый счет.

    Раз, два, три, четыре –

    Руки выше, плечи шире.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Надо нам присесть и встать.

    Руки вытянуть пошире.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Наклониться — три, четыре,

    И на месте поскакать.

    На носки, затем на пятки.

    Лень отбросить и опять.

    Сесть за парту, взять тетрадку,

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Все умеем мы считать.

    Раз! Подняться, подтянуться,

    Два! Согнуться, разогнуться,

    Три! В ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре - руки шире.

    Пять — руками помахать.

    Шесть — за парту тихо сесть. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Знакомство учащихся со свойствами умножения числа на сумму разным способом, с помощью схемы. На рисунке три ряда кружков. В каждом ряду 6 кружков: 4 синих да еще 2 красных. Значит, чтобы узнать, сколько всего кружков, надо 3 умножить на 6, получится 18. Число 3 умножили на 4, на первое слагаемое, потом число 3 умножили на 2, на второе слагаемое, и результаты 12 и 6 сложили, получилось 18.

    конспект урока математики 4 класс (3-я четверть) по теме:

    Умножение числа на сумму

    Цели: познакомить со свойством умножения числа на сумму; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Устный счёт.


    2. Решите примеры

    560 : 70 12 · 300 3 200 – 800 100 – (90 – 60 : 15)

    4 500 : 500 6 · 110 5 090 – 70 1 000 – 500 : 10 : 5

    III. Работа над новым материалом.

    Объяснение нового материала можно провести по записям в учебнике на с. 42 вверху.

    - Ребята, сегодня мы познакомимся со свойством умножения числа на сумму. Откройте учебник на с. 42 и рассмотрите рисунок и записи вверху страницы. Здесь написано, как можно по-разному умножить число 3 на сумму чисел 4 и 2. Объясните первый способ.

    Д. Нашли сумму чисел 4 и 2, это 6; 3 умножили на 6, получилось 18.

    - Рассмотрите рисунок и объясните этот способ.

    Д. На рисунке три ряда кружков. В каждом ряду 6 кружков: 4 синих да еще 2 красных. Значит, чтобы узнать, сколько всего кружков, надо 3 умножить на 6, получится 18.

    - Объясните второй способ по записи.

    Д. Число 3 умножили на 4, на первое слагаемое, потом число 3 умножили на 2, на второе слагаемое, и результаты 12 и 6 сложили, получилось 18.

    - Как видите, при нахождении результата вторым способом получилось столько же, значит, так можно умножить число 3 на сумму чисел 4 и 2.

    После этого учащиеся читают ниже запись, как умножили число 16 на сумму чисел 2 и 3.

    Для закрепления знания свойства дети выполняют задания 139, 140.

    Выполнив задание 139, ученики формулируют свойство:

    При умножении числа на сумму можно сначала вычислить сумму и умножить число на полученный результат, а можно умножить число на каждое слагаемое и полученные результаты сложить.

    Выполняя №140, ученики сначала проговаривают вслух оба способа, выбирают более удобный и записывают решение этим способом.

    Конспект урока по математике на тему

    Цели: учить выполнять умножение числа на сумму; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения решать задачи; закреплять знание таблицы умножения; развивать логическое мышление и внимание.

    I. Устный счет.

    1. Задача в стихах.

    Яблоки дети в саду собирали.

    Взвесили их, урожай подсчитали.

    Дети собрали 16 корзин:

    8 корзин увезли в магазин,

    3 в детский сад корзины отдали,

    Все остальные в школу послали.

    Сколько корзин для школы дадут,

    Когда все корзины они развезут?

    (16 – 8 – 3 = 5.)

    По 7 кг в каждой корзине.

    Сколько же яблок уже в магазине?

    Сколько, скажите, детсаду отдали?

    И сколько всего килограммов собрали?

    2. Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их?


    3. Разгадайте правило и вставьте пропущенные числа.


    4. По какому правилу составлен каждый ряд чисел?

    – Продолжите ряды, записав в каждом еще шесть чисел.

    в) 1000, 2000, 3000, 4000, . , . , . , . , . , . .

    г) 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, . , . , . , . , . , . .

    д) 1010, 1020, 1030, 1030, 1040, 1050, . , . , . , . , . , . .

    – Какие правила изображены на данных схемах?


    а) – закон перестановки множителей.


    б) – сочетательный закон умножения.


    в) – правило умножения числа на сумму.

    – Сегодня на уроке мы будем учиться использовать правило умножения числа на сумму.

    III. Работа по теме урока.

    – Что требуется узнать?

    – Как решила задачу Маша?

    – Как решил задачу Миша?

    – Дайте пояснения к каждому действию решения Миши.

    1) 25 · 6 = 150 (тетр.) – в шести пачках.

    2) 25 · 4 = 100 (тетр.) – в четырех пачках.

    3) 150 + 100 = 250 (тетр.) – всего.

    – Чем решение Миши отличается от решения Маши?

    – Запишите решение Миши одним выражением.

    – Запишите решение Маши одним выражением.

    – Сравните значения этих выражений. Запишите результат сравнения в виде равенства.

    25 · (6 + 4) = 25 · 6 + 25 · 4

    – Чьё решение записано в левой части этого равенства? (Машино решение.)

    – А в правой части? (Мишино решение.)

    – В каком выражении число умножается на сумму? (В Машином выражении.)

    – Составьте аналогичное равенство для выражения 15 · (10 + 20) и докажите, что оно верно.

    15 · (10 + 20) = 15 · 10 + 15 · 20

    15 · (10 + 20) = 15 · 30 = 450

    15 · 10 + 15 · 20 = 150 + 300 = 450

    – Составленное равенство подтверждает правило умножения числа на сумму.

    – Сформулируйте это правило. (Чтобы умножить число на сумму, можно умножить это число отдельно на каждое слагаемое, после чего полученные результаты сложить.)

    – Для вычисления значений данных выражений воспользуйтесь правилом умножения числа на сумму.

    9 · (8 + 7) = 9 · 8 + 9 · 7 = 72 + 63 = 135

    6 · (9 + 4) = 6 · 9 + 6 · 4 = 54 + 24 = 78

    7 · (3 + 5) = 7 · 3 + 7 · 5 = 21 + 35 = 56

    8 · (10 + 7) = 8 · 10 + 8 · 7 = 80 + 56 = 136

    IV. Продолжение работы по теме урока.

    – Не вычисляя значения выражений, составьте из них и запишите три верных равенства.

    34 · (20 + 3) = 34 · 20 + 34 · 3

    53 · (20 + 1) = 53 · 20 + 53 · 1

    26 · (5 + 7) = 26 · 5 + 26 · 7

    – Что требуется узнать?

    – Запишите решение данной задачи в виде произведения числа на сумму и в виде суммы двух произведений.

    – По каждому решению вычислите ответ.

    – В каком случае ответ вычислить легче?

    Мальчики – 8 чел. по 3 откр.

    Девочки – 12 чел. по 3 откр.

    3 · 8 + 3 · 12 = 24 + 36 = 60 (откр.) – всего.

    3 (8 + 12) = 3 · 20 = 60 (откр.) – всего.

    Ответ: 60 открыток.

    V. Итог урока.

    – Что нового узнали на уроке?

    – Сформулируйте правило умножения числа на сумму.

    Домашнее задание. Составить и решить задачу, решением которой является выражение 4 · (13 + 27).

    Читайте также: