Усиление власти князей в германии конспект урока 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Как и повсюду, в Германии с XI века начался подъем хозяйства. Росли города, самые крупные из них притягивали к себе деревни и городки целой округи. Но крупные города здесь больше торговали с другими стра­нами, чем между собой. Поэтому немецкие го­рожане не так сильно стремились к созданию единого государства, как горожане в Англии или во Франции. Мелкие и средние дворяне, которые в других странах поддерживали короля, в Германии бы­ли слишком слабы, чтобы стать опорой центральной власти.

Вместо единого централизованного государ­ства в Германии возникло множество небольших централизованных государств во главе с незави­симыми от короля князьями и своими столицами.

2. На арену выходят Лев и Медведь

Ослаб­лению власти германских королей способство­вали завоевания в славянских землях. Первую попытку подчинить полабских и поморских славян германские короли сделали еще в X ве­ке. Но славяне восстали и, изгнав рыцарское войско за Эльбу (Лабу), вернули свободу на полтора столетия. Лишь в XII веке началось новое наступление на славян. Теперь походами руководили не короли, а отдельные князья, же­лавшие расширить свои владения. Эти завоева­ния усиливали власть князей.

Походы против славян, обитавших в нижнем течении Эльбы, возглавил герцог Саксонии и Ба­варии Генрих Лев из рода Вёльфов. После дол­гой войны он присоединил земли славян у Балтийского побережья и основал город Любек.

Другой князь — Альбрехт Медведь, неукро­тимый, воинственный и предприимчивый, за­хватил славянские земли по среднему течению Эльбы. На землях присоединенного славянско­го города Бранибур он основал княжество Бранденбург. Позднее на его территории возник го­род Берлин.

На земли, отвоеванные у славян, немецкие рыцари приглашали из Германии крестьян-ко­лонистов. Им давали двойные наделы, и в даль­нейшем они вносили точно установленный об­рок. За Эльбой были основаны новые города. Полабские и поморские славяне частично были оттеснены в глухие места, частично смешались с немецкими переселенцами.

3. Князья становятся независимыми прави­телями.

Чтобы развязать себе руки в Италии, императоры Священной Римской империи де­лали большие уступки немецким князьям. Им­ператор не передавал трон по наследству; чтобы короновать сына, он при жизни должен был получить согласие князей. Князья в своих вла­дениях чеканили монету, судили население, собирали налоги и пошлины, основывали го­рода. Они не допускали, чтобы одна динас­тия надолго укрепилась на императорском престоле.

Императоры все больше превращались в обычных князей, озабоченных расширением своих родовых владений. Карл I (1346—1378) из династии Люксембургов (графство Люксембург — на границе с Францией) благодаря удач­ной женитьбе стал королем Чехии. И он же был избран императором Священной Римской импе­рии под именем Карла IV.

4. Упадок власти императоров в XV веке.

В первой половине XV века императорский пре­стол перешел к династии Габсбургов, которые владели Австрией и соседними с ней славянски­ми землями; он оставался в их руках до конца Священной Римской империи (в 1806 году). Но наследование императорского престола было те­перь князьям неопасно: император располагал лишь своими владениями и собственными вой­сками. В империи не было ни единого прави­тельства, ни общей казны, ни единого войска, ни единых законов.

Империя стала терпеть неудачи в борьбе с соседними государствами. Франция при Людо­вике XI присоединила Прованс, считавшийся владением империи. Венгерский король даже на время отобрал у императора Австрию.

Лишь распад Бургундского государства Кар­ла Смелого и женитьба наследного принца Габс­бургов на его дочери Марии принесли империи Нидерланды, а еще один удачный брак отдал в ее руки Испанию вместе с Южной Италией. Так Габсбурги к началу XVI века получили самые обширные владения в Европе.

К занятию прикреплены файл " Это интересно!" и файл "Тест". Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время .

1. Почему Германи я не объединилас ь в еди ное государство .

1. Почему Германия не о бъединилас ь в единое госу дарство .

( сл. 4) Как и повсюду, в Германии с XI век а начался подъем хозяйств а. Росли города ,

самые крупные из них при тягивали к се бе деревни и городки це лой окру ги. Но крупные

города здесь боль ше торговали с другими стр анами, чем между собой . Поэтому немецки е

го рожане не так сильно стремились к соз данию едино го государст ва, как горожа не в

( сл. 5) Мелки е и средни е дворяне, которые в других странах поддерживали короля, в

Германии были с лишком сла бы, чтобы стат ь опорой це нтральной власти.

( сл. 6 ) Вместо единого централизованного госу дарства в Германии возникло мно жество

небольших центр ализованных государств во главе с неза висимыми от короля князьями и

( сл. 7) Ослабле нию власти герман ских королей способствовали заво евания в слав янских

землях. Первую попытку подчинить полабски х и поморских славян гер манские короли

сделали еще в X веке. Но слав яне восстали и, изгнав ры царское войс ко за Эльбу (Ла бу),

вернули свободу на полтора сто летия. Лишь в XII веке началось новое насту пление на

славян. Теперь пох одами ру ководили не коро ли, а отде льные князья , жел авшие

расширить свои владени я. Эти завоевания уси ливали власть кн язей.

( сл. 8) Походы против славян, обита вших в нижнем течении Э льбы, возглавил герцо г

Саксонии и Бавари и Генрих Лев из рода Вёл ьфов. После долгой войны он присое динил

земли славян у Балтийск ого побережья и основал город Любек.

( сл. 9) Другой княз ь — Альбрех т Медведь, неу кротимый, воинст венный и

предприимчивый , захвати л славянские земли по сре днему течению Э льбы. На земл ях

присоединенного славянского горо да Бранибу р он основал к няжество Бранде нбург.

( сл. 10) На зем ли, отвоеванные у славян, немецкие рыцари приглашали из Гер мании

крестьян - ко лонисто в. Им давали двойные на делы, и в да льнейшем они вносили точ но

установленный оброк. За Эль бой были основ аны новые города. Полабские и помор ские

славяне частично были оттеснены в глу хие места, ч астично смеша лись с немецкими

( сл. 11) Чтобы разв язать себе руки в Ита лии, и мператоры Священно й Римской империи

де лали бо льшие усту пки немецким к нязьям. И мператор не передава л трон по

наследству; чтобы короновать сына, он при жизни долже н был полу чить согласие князей.

Князья в своих владениях чеканили монету , судили населе ние, собир али налоги и

пошлины, осно вывали города. Они не допускали, чтобы одна династия надолго

( сл. 12) Император ы все больше превращали сь в обычных князей, о забоченных

расширением с воих родовых владений. Карл I (1346— 1378) из дина стии Люк сембургов

(графство Люксем бург — на гра нице с Франци ей) благодаря удачной женитьбе ста л

королем Чехи и. И он же бы л избран имп ератором Священной Ри мской империи под

1) подтверждался сложивший ся порядок избрания и мператора ( его выбирали

семь курфюрстов (в пере воде — князья - избир атели): три церковных и четыре светских .

2) Избрание прово дилось бо льшинством голосов и не требовало согласия папы, но

4) городам запре щалось объе диняться в союз ы и бороться проти в феодальных

( сл. 14) Докажите примерами , что в XV веке в Герма нии отмечал ся упадок власти

В первой поло вине XV век а императорский престол переше л к династи и Габсбургов,

которые владели Австрией и соседними с ней славянскими земл ями; он остава лся в их

руках до конца Св ящен ной Римской им перии (в 1806 го ду). Но нас ледование

императорского престола было теперь князья м неопасно: импера тор распо лагал лишь

своими владениями и собствен ными войсками . В империи не было ни единого прави -

тельства, ни о бщей казны, ни е диного войска , ни единых законо в.

Империя стала тер петь неу дачи в борьбе с соседними государствами. Франция

при Людовике XI присоединила Прованс, счит авшийся вла дением им перии. Венгерски й

Лишь распад Бу ргундского госу дарства Карла С мелого и женитьба наследного

принца Габсбу ргов на его дочери Мар ии принесли и мперии Нидер ланды, а еще о дин

удачный брак отдал в ее ру ки Испанию вместе с Южной Ита лией. Так Габс бурги к началу

Данная работа предназначена для 6 класса. Она поможет познакомить учащихся с Германией в 15 веке. Учащиеся выяснят, почему Германия не хотела объединения, как князья становились независимыми правителями, а так же познакомятся с документом " Золотая булла"



Целевая аудитория: для 6 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

1. На основании проблемного диалога, исследования, схемы, учебника, актуализации знаний привести к пониманию:

а) признаков централизованного государства и его отличия от раздробленного;

б) исторического значения объединения государств и их последствия;

в) что такое монархия и парламентская монархия.

2. Продолжить работу по формированию навыков и умений по целеполаганию и рефлексии, установлению причинно - следственных связей.

3. Продолжить работу по технологии проблемно- диалогического обучения школьников посредством чтения и проектирования.

Форма урока: проблемный урок, урок-исследование.

Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Оборудование урока:

• карта Европы конца XV века;

• учебник “История средних веков” под редакцией доктора исторических наук А.А. Сванидзе, авторы Е.В. Агибалова и Г.М. Донской;

Понятийный аппарат: раздробленное государство, централизованное государство, сословная монархия, монархия, междоусобные войны, Генеральные штаты, парламент.

ВложениеРазмер
gosudarstva_ostavshiesya_razdroblennymi.docx 27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Алина Анатольевна

учитель истории и обществознания

Сценарий урока по истории средних веков в 6 классе

1. На основании проблемного диалога, исследования, схемы, учебника, актуализации знаний привести к пониманию:

а) признаков централизованного государства и его отличия от раздробленного;

б) исторического значения объединения государств и их последствия;

в) что такое монархия и парламентская монархия.

2. Продолжить работу по формированию навыков и умений по целеполаганию и рефлексии, установлению причинно - следственных связей.

3. Продолжить работу по технологии проблемно- диалогического обучения школьников посредством чтения и проектирования.

Форма урока: проблемный урок, урок-исследование.

Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

• карта Европы конца XV века;

• учебник “История средних веков” под редакцией доктора исторических наук А.А. Сванидзе, авторы Е.В. Агибалова и Г.М. Донской;

Понятийный аппарат : раздробленное государство, централизованное государство, сословная монархия, монархия, междоусобные войны, Генеральные штаты, парламент.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть на нашем уроке. Давайте начнем наш урок с хорошим настроением, а чтобы у всех было хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки.

1. Фронтальный опрос:

1) Что такое Реконкиста? (обратное отвоевывание христианами захваченных мусульманами территорий).

2) Какова продолжительность Реконкисты? (около восьми столетий)

3) Кто из жителей Пиренейского полуострова участвовали в реконкисте? (феодалы, крестьяне, рыцари, священнослужители).

4) Какие самостоятельные государства появились на пиренейском полуострове? (Кастилия, Арагон, Наварра, Португалия, Испания).

5) Как называлось собрание представителей сословий в Испании? (кортесы).

2. Индивидуальная работа у доски, выполнение теста (1 ученик).

1. Реконкиста в Испании завершилось

а) в 1453 г.; б) в 1492 г., в) в 1479 г.

2. Кортесы в отличие от английского парламента:

а) состояли из трех палат;

б) утверждали новые налоги;

в) участвовали в издании законов.

3. Как назывался орган сословного представительства в Испании?

а) Парламент; б) Кортесы; в) Генеральные штаты.

4. Выберите признаки централизованного государства:

а) единая централизованная власть;

б) независимый правитель;

в) единые налоги и законы;

г) борьба сословий;

д) постоянная армия

5. Расположите правильной последовательности следующие события:

а) война Алой и Белой розы. (в 1455-1485 гг.)

б) объединение Кастилии и Арагона в единое государство. (в 1479 г.)

в) создание парламента в Англии. (в 1265 г.)

III. Постановка учебных задач и проблемы урока.

- Молодцы, ребята, справились с заданиями.

- Ребята, я предлагаю вашему вниманию два небольших текста. Прочитайте, пожалуйста.

В XI- XV веках в странах Западной Европы быстро развивалась торговля, различные ремесла, появлялись новые города. Особенностью развития Англии в XI - начале XIV в. было формирование централизованного государства с сословным представительством - парламентом. В конце XV века во Франции, король Людовик XI , одержав победу в войне над герцогом Бургундским, сумел завершить объединение страны и превратить ее в централизованное государство.

С XI века, как и других странах Западной Европы, в Германии и Италии начался подъем хозяйства: возрождались и возникали новые города, развивалась торговля. Вместо единого централизованного государства, и в Германии, и в Италии возникли множества небольших государств во главе с независимыми от короля князьями и своими столицами. В XI- XV веках эти государства остались раздробленными.

- Какой вопрос у вас возник по прочитанному? Сформулируйте проблемный вопрос. ( Проблема учащихся: Почему в Германии и Италии в XII- XV веках не произошло образование централизованных государств?)

Проблемный вопрос: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличии от других государств?

- Проблему сформулировали, теперь назовите тему урока. (учащиеся называют тему)

Тема урока: Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках.

- Итак, чтобы понять, почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличии от других государств, мы должны вспомнить то, что знаем. А именно:

- Что такое раздробленное государство? (Расколотое государство на более мелкие самостоятельные государства).

- Признаки раздробленного государства. (Разделение территории, нет единого правительства, нет единых законов, нет единого постоянного войска, нет единой системы мер и весов, нет единых денежных знаков, свой суд, свои налоги и сборы, власть богатых, борьба сословий).

- Что такое централизованное государство? (Государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти).

- Признаки централизованного государства. ( Государство управляется из единого центра, единые органы управления, аппарат чиновников, единые законы, единые налоги, единые денежные знаки, единая система мер и весов, постоянная армия, единый суд, усиление королевской власти).

  • парламент, генеральные штаты, кортесы. (собрания представителей сословий в Англии, Франции, Испании);
  • монархия (форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит единоличному наследственному правителю);
  • сословная монархия (централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий);

IV. Изучение нового материала. Решаем проблему, открываем новые знания.

- Для того, чтобы разрешить нашу проблему, мы будем работать с вами по следующему плану:

1. Особенности развития торговли.

2. Причины сохранения раздробленности в этих государствах.

3. Последствия феодальной раздробленности.

1. Особенности развития торговли.

Работа в группах:

1 группа - работает по п.1 и выделяет особенности развития торговли в Германии.

2 группа - работает по п. 4 и находит особенности развития торговли в Италии.

1 группа : Особенность развития торговли в Германии- крупные города больше торговали с другими странами.

2 группа : Особенность развития торговли в Италии- многие города разбогатели от выгодных сделок с крестоносцами.

- Ребята, обратите внимание на нашу проблему: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличие от других государств?

Сделайте вывод по первому вопросу: Особенности развития торговли.

Вывод: В каждом из этих стран, и в Германии, и в Италии существовали свои особенности в развитии торговли, поэтому горожане не стремились к созданию единого государства.

- Пожелали друг другу все хорошее, ребята, а теперь садимся. Продолжаем урок.

2. Причины сохранения раздробленности в этих государствах.

Работа в группах:

1 группа - работает по п.1-3 и определяет причины сохранения раздробленности в Германии.

2 группа - работает по п. 4-6 и находит причины сохранения раздробленности в Италии.

1 группа: Причины сохранения раздробленности в Германии:

1) объединение земель вокруг многих центров, а не вокруг одного;

2) слабость средних и мелких феодалов;

3) завоевательные походы славянских земель;

4) усиление власти князей, а не короля;

5) продолжение княжеских междоусобиц.

2 группа: Причины сохранения раздробленности в Италии:

1) борьба городов с сеньорами, появление коммун;

2) превращение коммун в города- государства или городские республики;

3) противоборство пап и императоров раскололо жителей государства (гвельфы и гибеллины);

4) утверждение тирании в городах Северной и Средней Италии, непризнание сословных собраний;

5) борьба богатых семей за власть в государстве.

- Ребята, снова обращаем свое внимание на нашу проблему и сформулируем вывод по второму вопросу: Причины сохранения раздробленности в этих государствах.

Вывод: Главными причинами сохранения раздробленности в этих государствах стали. В Италии жители были расколоты противоборством пап и императоров за главенстве в государстве. В Германии усиливалась власть князей, а не короля. Мелкие и средние феодалы были слабы, чтобы поддерживать короля и стать опорой центральной власти.

3. Последствия феодальной раздробленности.

Работа в группах:

1 группа - работает по п.1-3 и выясняет, что стало последствием феодальной раздробленности в Германии.

2 группа - работает по п. 4-6 и выясняет, что стало последствием феодальной раздробленности в Италии.

1 группа: Последствием феодальной раздробленности в Германии стало то, что Германия теряла боеспособность, терпела неудачи в борьбе с другими государствами.

2 группа : Последствием феодальной раздробленности в Италии стало то, что Италия стала добычей других, более сильных государств (Испании).

- Ребята, обращаемся к нашей проблеме: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличие от других государств? Вывод по третьему вопросу.

Вывод: Последствием феодальной раздробленности в Германии и Италии стало потеря боеспособности и неудачи в борьбе с другими государствами. Распад Германии и Италии на ряд удельных княжеств привел к фактическому распаду этих государств вплоть до периода объединения в 19 веке.

V. Разрешение проблемного вопроса.

- Итак, ребята, мы с вами должны разрешить нашу проблему, сформулированную в начале урока: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличие от других государств?

- Для этого вам предстоит вспомнить, выводы, сделанные после каждого рассмотренного вопроса.

1. В каждом из этих стран, и в Германии, и в Италии существовали свои особенности в развитии торговли, поэтому горожане не стремились к созданию единого государства.

2. Главными причинами сохранения раздробленности в этих государствах стали. В Италии жители были расколоты противоборством пап и императоров за главенстве в государстве. В Германии усиливалась власть князей, а не короля. Мелкие и средние феодалы были слабы, чтобы поддерживать короля и стать опорой центральной власти.

3. Последствием феодальной раздробленности в Германии и Италии стало потеря боеспособности и неудачи в борьбе с другими государствами. Распад Германии и Италии на ряд удельных княжеств привел к фактическому распаду этих государств вплоть до периода объединения в 19 веке.

Ответ на проблемный вопрос:

На землях Германии и Италии централизованные государства не появились, потому что существовали свои особенности в развитии торговли. В Германии крупные города торговали больше с городами других стран, чем со своими. В Италии многие города стали сильными, т. к. разбогатели от выгодных сделок с крестоносцами, освободились от власти своих сеньоров и стали городами- государствами. Кроме того, в Италии раздробленность сохранялось еще и потому, что жители были расколоты противоборством пап и императоров за главенстве в государстве. В Германии усиливалась власть князей, а не короля. Мелкие и средние феодалы были слабы, чтобы поддерживать короля и стать опорой центральной власти. Таким образом, в результате этих главных причин в Германии и Италии сохранялась феодальная раздробленность, которая ослабляла обороноспособность этих государств.

VI. Закрепление изученного материала.

1) Славянский город Бранибор был захвачен князем Альбрехтом по прозванию Медведь. (да)

2) Сторонников императора в Италии называли гвельфы. (нет, гибеллины)

3) Знаменитого правителя Флоренции из знатного рода Медичи звали Лоренцо Великолепный.(да)

4) Кортесы – князья избиратели в Священной Римской империи.(нет, собрание представителей сословий в Испании; князья- избиратели – курфюрсты)

5) На гербе правителей итальянского города Милан красовались пилюли. (нет, на гербе Флоренции).

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, закончите предложения: • На уроке я работал (а).

• Своей работой на уроке я .

• Урок мне показался.

• На уроке я узнал (а).

• Мне запомнилось больше всего.

• Материал урока мне был.

VIII. Домашнее задание.

- Прочитайте параграф 23;

- Составить кроссворд (не менее из 10 слов) по теме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии.

План-конспект урока истории в 9 классе по учебнику Загладина Н.В.


Данный тест возможно использовать после изучения тем, связанных с образованием единых государств в Германии и Италии, Составлен к материалу учебника Юдовской А.Ю ,Баранова П.А. "Новая история 1800-191.

Тесты к темам "Объединение Германии и Италии", "Франко-прусская война"

Для использованияна уроке в 8 классе.



Конспект к уроку по теме "Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии"
Тест Германия и Италия в 12-15 вв


Рабочий лист урока для самостоятельной работы по учебнику "Истрия Средних веков".

Читайте также: