Усиление власти князей в германии конспект урока 6 класс
Обновлено: 05.07.2024
Как и повсюду, в Германии с XI века начался подъем хозяйства. Росли города, самые крупные из них притягивали к себе деревни и городки целой округи. Но крупные города здесь больше торговали с другими странами, чем между собой. Поэтому немецкие горожане не так сильно стремились к созданию единого государства, как горожане в Англии или во Франции. Мелкие и средние дворяне, которые в других странах поддерживали короля, в Германии были слишком слабы, чтобы стать опорой центральной власти.
Вместо единого централизованного государства в Германии возникло множество небольших централизованных государств во главе с независимыми от короля князьями и своими столицами.
2. На арену выходят Лев и Медведь
Ослаблению власти германских королей способствовали завоевания в славянских землях. Первую попытку подчинить полабских и поморских славян германские короли сделали еще в X веке. Но славяне восстали и, изгнав рыцарское войско за Эльбу (Лабу), вернули свободу на полтора столетия. Лишь в XII веке началось новое наступление на славян. Теперь походами руководили не короли, а отдельные князья, желавшие расширить свои владения. Эти завоевания усиливали власть князей.
Походы против славян, обитавших в нижнем течении Эльбы, возглавил герцог Саксонии и Баварии Генрих Лев из рода Вёльфов. После долгой войны он присоединил земли славян у Балтийского побережья и основал город Любек.
Другой князь — Альбрехт Медведь, неукротимый, воинственный и предприимчивый, захватил славянские земли по среднему течению Эльбы. На землях присоединенного славянского города Бранибур он основал княжество Бранденбург. Позднее на его территории возник город Берлин.
На земли, отвоеванные у славян, немецкие рыцари приглашали из Германии крестьян-колонистов. Им давали двойные наделы, и в дальнейшем они вносили точно установленный оброк. За Эльбой были основаны новые города. Полабские и поморские славяне частично были оттеснены в глухие места, частично смешались с немецкими переселенцами.
3. Князья становятся независимыми правителями.
Чтобы развязать себе руки в Италии, императоры Священной Римской империи делали большие уступки немецким князьям. Император не передавал трон по наследству; чтобы короновать сына, он при жизни должен был получить согласие князей. Князья в своих владениях чеканили монету, судили население, собирали налоги и пошлины, основывали города. Они не допускали, чтобы одна династия надолго укрепилась на императорском престоле.
Императоры все больше превращались в обычных князей, озабоченных расширением своих родовых владений. Карл I (1346—1378) из династии Люксембургов (графство Люксембург — на границе с Францией) благодаря удачной женитьбе стал королем Чехии. И он же был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV.
4. Упадок власти императоров в XV веке.
В первой половине XV века императорский престол перешел к династии Габсбургов, которые владели Австрией и соседними с ней славянскими землями; он оставался в их руках до конца Священной Римской империи (в 1806 году). Но наследование императорского престола было теперь князьям неопасно: император располагал лишь своими владениями и собственными войсками. В империи не было ни единого правительства, ни общей казны, ни единого войска, ни единых законов.
Империя стала терпеть неудачи в борьбе с соседними государствами. Франция при Людовике XI присоединила Прованс, считавшийся владением империи. Венгерский король даже на время отобрал у императора Австрию.
Лишь распад Бургундского государства Карла Смелого и женитьба наследного принца Габсбургов на его дочери Марии принесли империи Нидерланды, а еще один удачный брак отдал в ее руки Испанию вместе с Южной Италией. Так Габсбурги к началу XVI века получили самые обширные владения в Европе.
К занятию прикреплены файл " Это интересно!" и файл "Тест". Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время .
1. Почему Германи я не объединилас ь в еди ное государство .
1. Почему Германия не о бъединилас ь в единое госу дарство .
( сл. 4) Как и повсюду, в Германии с XI век а начался подъем хозяйств а. Росли города ,
самые крупные из них при тягивали к се бе деревни и городки це лой окру ги. Но крупные
города здесь боль ше торговали с другими стр анами, чем между собой . Поэтому немецки е
го рожане не так сильно стремились к соз данию едино го государст ва, как горожа не в
( сл. 5) Мелки е и средни е дворяне, которые в других странах поддерживали короля, в
Германии были с лишком сла бы, чтобы стат ь опорой це нтральной власти.
( сл. 6 ) Вместо единого централизованного госу дарства в Германии возникло мно жество
небольших центр ализованных государств во главе с неза висимыми от короля князьями и
( сл. 7) Ослабле нию власти герман ских королей способствовали заво евания в слав янских
землях. Первую попытку подчинить полабски х и поморских славян гер манские короли
сделали еще в X веке. Но слав яне восстали и, изгнав ры царское войс ко за Эльбу (Ла бу),
вернули свободу на полтора сто летия. Лишь в XII веке началось новое насту пление на
славян. Теперь пох одами ру ководили не коро ли, а отде льные князья , жел авшие
расширить свои владени я. Эти завоевания уси ливали власть кн язей.
( сл. 8) Походы против славян, обита вших в нижнем течении Э льбы, возглавил герцо г
Саксонии и Бавари и Генрих Лев из рода Вёл ьфов. После долгой войны он присое динил
земли славян у Балтийск ого побережья и основал город Любек.
( сл. 9) Другой княз ь — Альбрех т Медведь, неу кротимый, воинст венный и
предприимчивый , захвати л славянские земли по сре днему течению Э льбы. На земл ях
присоединенного славянского горо да Бранибу р он основал к няжество Бранде нбург.
( сл. 10) На зем ли, отвоеванные у славян, немецкие рыцари приглашали из Гер мании
крестьян - ко лонисто в. Им давали двойные на делы, и в да льнейшем они вносили точ но
установленный оброк. За Эль бой были основ аны новые города. Полабские и помор ские
славяне частично были оттеснены в глу хие места, ч астично смеша лись с немецкими
( сл. 11) Чтобы разв язать себе руки в Ита лии, и мператоры Священно й Римской империи
де лали бо льшие усту пки немецким к нязьям. И мператор не передава л трон по
наследству; чтобы короновать сына, он при жизни долже н был полу чить согласие князей.
Князья в своих владениях чеканили монету , судили населе ние, собир али налоги и
пошлины, осно вывали города. Они не допускали, чтобы одна династия надолго
( сл. 12) Император ы все больше превращали сь в обычных князей, о забоченных
расширением с воих родовых владений. Карл I (1346— 1378) из дина стии Люк сембургов
(графство Люксем бург — на гра нице с Франци ей) благодаря удачной женитьбе ста л
королем Чехи и. И он же бы л избран имп ератором Священной Ри мской империи под
1) подтверждался сложивший ся порядок избрания и мператора ( его выбирали
семь курфюрстов (в пере воде — князья - избир атели): три церковных и четыре светских .
2) Избрание прово дилось бо льшинством голосов и не требовало согласия папы, но
4) городам запре щалось объе диняться в союз ы и бороться проти в феодальных
( сл. 14) Докажите примерами , что в XV веке в Герма нии отмечал ся упадок власти
В первой поло вине XV век а императорский престол переше л к династи и Габсбургов,
которые владели Австрией и соседними с ней славянскими земл ями; он остава лся в их
руках до конца Св ящен ной Римской им перии (в 1806 го ду). Но нас ледование
императорского престола было теперь князья м неопасно: импера тор распо лагал лишь
своими владениями и собствен ными войсками . В империи не было ни единого прави -
тельства, ни о бщей казны, ни е диного войска , ни единых законо в.
Империя стала тер петь неу дачи в борьбе с соседними государствами. Франция
при Людовике XI присоединила Прованс, счит авшийся вла дением им перии. Венгерски й
Лишь распад Бу ргундского госу дарства Карла С мелого и женитьба наследного
принца Габсбу ргов на его дочери Мар ии принесли и мперии Нидер ланды, а еще о дин
удачный брак отдал в ее ру ки Испанию вместе с Южной Ита лией. Так Габс бурги к началу
Данная работа предназначена для 6 класса. Она поможет познакомить учащихся с Германией в 15 веке. Учащиеся выяснят, почему Германия не хотела объединения, как князья становились независимыми правителями, а так же познакомятся с документом " Золотая булла"
Целевая аудитория: для 6 класса
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
1. На основании проблемного диалога, исследования, схемы, учебника, актуализации знаний привести к пониманию:
а) признаков централизованного государства и его отличия от раздробленного;
б) исторического значения объединения государств и их последствия;
в) что такое монархия и парламентская монархия.
2. Продолжить работу по формированию навыков и умений по целеполаганию и рефлексии, установлению причинно - следственных связей.
3. Продолжить работу по технологии проблемно- диалогического обучения школьников посредством чтения и проектирования.
Форма урока: проблемный урок, урок-исследование.
Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений, навыков.
Оборудование урока:
• карта Европы конца XV века;
• учебник “История средних веков” под редакцией доктора исторических наук А.А. Сванидзе, авторы Е.В. Агибалова и Г.М. Донской;
Понятийный аппарат: раздробленное государство, централизованное государство, сословная монархия, монархия, междоусобные войны, Генеральные штаты, парламент.
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstva_ostavshiesya_razdroblennymi.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Алина Анатольевна
учитель истории и обществознания
Сценарий урока по истории средних веков в 6 классе
1. На основании проблемного диалога, исследования, схемы, учебника, актуализации знаний привести к пониманию:
а) признаков централизованного государства и его отличия от раздробленного;
б) исторического значения объединения государств и их последствия;
в) что такое монархия и парламентская монархия.
2. Продолжить работу по формированию навыков и умений по целеполаганию и рефлексии, установлению причинно - следственных связей.
3. Продолжить работу по технологии проблемно- диалогического обучения школьников посредством чтения и проектирования.
Форма урока: проблемный урок, урок-исследование.
Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений, навыков.
• карта Европы конца XV века;
• учебник “История средних веков” под редакцией доктора исторических наук А.А. Сванидзе, авторы Е.В. Агибалова и Г.М. Донской;
Понятийный аппарат : раздробленное государство, централизованное государство, сословная монархия, монархия, междоусобные войны, Генеральные штаты, парламент.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть на нашем уроке. Давайте начнем наш урок с хорошим настроением, а чтобы у всех было хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки.
1. Фронтальный опрос:
1) Что такое Реконкиста? (обратное отвоевывание христианами захваченных мусульманами территорий).
2) Какова продолжительность Реконкисты? (около восьми столетий)
3) Кто из жителей Пиренейского полуострова участвовали в реконкисте? (феодалы, крестьяне, рыцари, священнослужители).
4) Какие самостоятельные государства появились на пиренейском полуострове? (Кастилия, Арагон, Наварра, Португалия, Испания).
5) Как называлось собрание представителей сословий в Испании? (кортесы).
2. Индивидуальная работа у доски, выполнение теста (1 ученик).
1. Реконкиста в Испании завершилось
а) в 1453 г.; б) в 1492 г., в) в 1479 г.
2. Кортесы в отличие от английского парламента:
а) состояли из трех палат;
б) утверждали новые налоги;
в) участвовали в издании законов.
3. Как назывался орган сословного представительства в Испании?
а) Парламент; б) Кортесы; в) Генеральные штаты.
4. Выберите признаки централизованного государства:
а) единая централизованная власть;
б) независимый правитель;
в) единые налоги и законы;
г) борьба сословий;
д) постоянная армия
5. Расположите правильной последовательности следующие события:
а) война Алой и Белой розы. (в 1455-1485 гг.)
б) объединение Кастилии и Арагона в единое государство. (в 1479 г.)
в) создание парламента в Англии. (в 1265 г.)
III. Постановка учебных задач и проблемы урока.
- Молодцы, ребята, справились с заданиями.
- Ребята, я предлагаю вашему вниманию два небольших текста. Прочитайте, пожалуйста.
В XI- XV веках в странах Западной Европы быстро развивалась торговля, различные ремесла, появлялись новые города. Особенностью развития Англии в XI - начале XIV в. было формирование централизованного государства с сословным представительством - парламентом. В конце XV века во Франции, король Людовик XI , одержав победу в войне над герцогом Бургундским, сумел завершить объединение страны и превратить ее в централизованное государство.
С XI века, как и других странах Западной Европы, в Германии и Италии начался подъем хозяйства: возрождались и возникали новые города, развивалась торговля. Вместо единого централизованного государства, и в Германии, и в Италии возникли множества небольших государств во главе с независимыми от короля князьями и своими столицами. В XI- XV веках эти государства остались раздробленными.
- Какой вопрос у вас возник по прочитанному? Сформулируйте проблемный вопрос. ( Проблема учащихся: Почему в Германии и Италии в XII- XV веках не произошло образование централизованных государств?)
Проблемный вопрос: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличии от других государств?
- Проблему сформулировали, теперь назовите тему урока. (учащиеся называют тему)
Тема урока: Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках.
- Итак, чтобы понять, почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличии от других государств, мы должны вспомнить то, что знаем. А именно:
- Что такое раздробленное государство? (Расколотое государство на более мелкие самостоятельные государства).
- Признаки раздробленного государства. (Разделение территории, нет единого правительства, нет единых законов, нет единого постоянного войска, нет единой системы мер и весов, нет единых денежных знаков, свой суд, свои налоги и сборы, власть богатых, борьба сословий).
- Что такое централизованное государство? (Государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти).
- Признаки централизованного государства. ( Государство управляется из единого центра, единые органы управления, аппарат чиновников, единые законы, единые налоги, единые денежные знаки, единая система мер и весов, постоянная армия, единый суд, усиление королевской власти).
- парламент, генеральные штаты, кортесы. (собрания представителей сословий в Англии, Франции, Испании);
- монархия (форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит единоличному наследственному правителю);
- сословная монархия (централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий);
IV. Изучение нового материала. Решаем проблему, открываем новые знания.
- Для того, чтобы разрешить нашу проблему, мы будем работать с вами по следующему плану:
1. Особенности развития торговли.
2. Причины сохранения раздробленности в этих государствах.
3. Последствия феодальной раздробленности.
1. Особенности развития торговли.
Работа в группах:
1 группа - работает по п.1 и выделяет особенности развития торговли в Германии.
2 группа - работает по п. 4 и находит особенности развития торговли в Италии.
1 группа : Особенность развития торговли в Германии- крупные города больше торговали с другими странами.
2 группа : Особенность развития торговли в Италии- многие города разбогатели от выгодных сделок с крестоносцами.
- Ребята, обратите внимание на нашу проблему: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличие от других государств?
Сделайте вывод по первому вопросу: Особенности развития торговли.
Вывод: В каждом из этих стран, и в Германии, и в Италии существовали свои особенности в развитии торговли, поэтому горожане не стремились к созданию единого государства.
- Пожелали друг другу все хорошее, ребята, а теперь садимся. Продолжаем урок.
2. Причины сохранения раздробленности в этих государствах.
Работа в группах:
1 группа - работает по п.1-3 и определяет причины сохранения раздробленности в Германии.
2 группа - работает по п. 4-6 и находит причины сохранения раздробленности в Италии.
1 группа: Причины сохранения раздробленности в Германии:
1) объединение земель вокруг многих центров, а не вокруг одного;
2) слабость средних и мелких феодалов;
3) завоевательные походы славянских земель;
4) усиление власти князей, а не короля;
5) продолжение княжеских междоусобиц.
2 группа: Причины сохранения раздробленности в Италии:
1) борьба городов с сеньорами, появление коммун;
2) превращение коммун в города- государства или городские республики;
3) противоборство пап и императоров раскололо жителей государства (гвельфы и гибеллины);
4) утверждение тирании в городах Северной и Средней Италии, непризнание сословных собраний;
5) борьба богатых семей за власть в государстве.
- Ребята, снова обращаем свое внимание на нашу проблему и сформулируем вывод по второму вопросу: Причины сохранения раздробленности в этих государствах.
Вывод: Главными причинами сохранения раздробленности в этих государствах стали. В Италии жители были расколоты противоборством пап и императоров за главенстве в государстве. В Германии усиливалась власть князей, а не короля. Мелкие и средние феодалы были слабы, чтобы поддерживать короля и стать опорой центральной власти.
3. Последствия феодальной раздробленности.
Работа в группах:
1 группа - работает по п.1-3 и выясняет, что стало последствием феодальной раздробленности в Германии.
2 группа - работает по п. 4-6 и выясняет, что стало последствием феодальной раздробленности в Италии.
1 группа: Последствием феодальной раздробленности в Германии стало то, что Германия теряла боеспособность, терпела неудачи в борьбе с другими государствами.
2 группа : Последствием феодальной раздробленности в Италии стало то, что Италия стала добычей других, более сильных государств (Испании).
- Ребята, обращаемся к нашей проблеме: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличие от других государств? Вывод по третьему вопросу.
Вывод: Последствием феодальной раздробленности в Германии и Италии стало потеря боеспособности и неудачи в борьбе с другими государствами. Распад Германии и Италии на ряд удельных княжеств привел к фактическому распаду этих государств вплоть до периода объединения в 19 веке.
V. Разрешение проблемного вопроса.
- Итак, ребята, мы с вами должны разрешить нашу проблему, сформулированную в начале урока: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличие от других государств?
- Для этого вам предстоит вспомнить, выводы, сделанные после каждого рассмотренного вопроса.
1. В каждом из этих стран, и в Германии, и в Италии существовали свои особенности в развитии торговли, поэтому горожане не стремились к созданию единого государства.
2. Главными причинами сохранения раздробленности в этих государствах стали. В Италии жители были расколоты противоборством пап и императоров за главенстве в государстве. В Германии усиливалась власть князей, а не короля. Мелкие и средние феодалы были слабы, чтобы поддерживать короля и стать опорой центральной власти.
3. Последствием феодальной раздробленности в Германии и Италии стало потеря боеспособности и неудачи в борьбе с другими государствами. Распад Германии и Италии на ряд удельных княжеств привел к фактическому распаду этих государств вплоть до периода объединения в 19 веке.
Ответ на проблемный вопрос:
На землях Германии и Италии централизованные государства не появились, потому что существовали свои особенности в развитии торговли. В Германии крупные города торговали больше с городами других стран, чем со своими. В Италии многие города стали сильными, т. к. разбогатели от выгодных сделок с крестоносцами, освободились от власти своих сеньоров и стали городами- государствами. Кроме того, в Италии раздробленность сохранялось еще и потому, что жители были расколоты противоборством пап и императоров за главенстве в государстве. В Германии усиливалась власть князей, а не короля. Мелкие и средние феодалы были слабы, чтобы поддерживать короля и стать опорой центральной власти. Таким образом, в результате этих главных причин в Германии и Италии сохранялась феодальная раздробленность, которая ослабляла обороноспособность этих государств.
VI. Закрепление изученного материала.
1) Славянский город Бранибор был захвачен князем Альбрехтом по прозванию Медведь. (да)
2) Сторонников императора в Италии называли гвельфы. (нет, гибеллины)
3) Знаменитого правителя Флоренции из знатного рода Медичи звали Лоренцо Великолепный.(да)
4) Кортесы – князья избиратели в Священной Римской империи.(нет, собрание представителей сословий в Испании; князья- избиратели – курфюрсты)
5) На гербе правителей итальянского города Милан красовались пилюли. (нет, на гербе Флоренции).
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Ребята, закончите предложения: • На уроке я работал (а).
• Своей работой на уроке я .
• Урок мне показался.
• На уроке я узнал (а).
• Мне запомнилось больше всего.
• Материал урока мне был.
VIII. Домашнее задание.
- Прочитайте параграф 23;
- Составить кроссворд (не менее из 10 слов) по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии.
План-конспект урока истории в 9 классе по учебнику Загладина Н.В.
Данный тест возможно использовать после изучения тем, связанных с образованием единых государств в Германии и Италии, Составлен к материалу учебника Юдовской А.Ю ,Баранова П.А. "Новая история 1800-191.
Тесты к темам "Объединение Германии и Италии", "Франко-прусская война"
Для использованияна уроке в 8 классе.
Конспект к уроку по теме "Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии"
Тест Германия и Италия в 12-15 вв
Рабочий лист урока для самостоятельной работы по учебнику "Истрия Средних веков".
Читайте также: