Урок сказка в начальной школе конспект

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Панковец Оксана Вячеславовна

Населенный пункт: Свердловская область, г. Новая Ляля

Цели урока:

  1. повторить изученный материал за учебный год;
  2. развивать орфографическую зоркость;
  3. тренировать в написании слов с различными орфограммами;
  4. прививать положительное отношение к учению.

Оборудование: ПК, презентация, картинки с гномами, карточки-сундучки, карточки с буквами (ЗНАНИЯ!), картинка ларца.

1. Психологический настрой. Слайд 1
- Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы в сказку попали и вы.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.
- Все дети с раннего детства любят слушать и читать сказки. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.

Слайд 2 -Давайте приоткроем дверь в сказку и узнаем , какой герой нас там ожидает?

Задание: расшифруй слово по алфавиту 4 15 16 13 (ГНОМ) – на экранах

Что за грохот? Что за гром?

Буквы Г принёс нам гном.

Зацепился он за гвоздь,

И упал наш бедный гость!

1. Показ написания буквы г на доске (комментарий учащихся)

г гг ггг гн гно гном

-Хотите узнать сколько гномов придёт к нам в гости?

2. Задание Найдите слово, в котором звуков меньше чем букв и вы узнаете количество гномов.

Слайд 4: два один сорок семь три

За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
Сказку назовём, друзья.
В какую сказку мы с вами попали? Слайд 4- по щелчку

3. Запишите транскрипцию слова семь (в тетрадях и на доске).

  1. Подготовка к основному этапу урока

- Белоснежка вошла в дом и увидела грустных Гномов – хранителей сокровищ

Слайд 5 -Вспомните, что хранили Гномы? (1 ларец – золото, 2 ларец – алмазы, 3- (дети не догадываются).

-Ночью злая колдунья исполнила свой коварный план и похитила третий ларец с самым драгоценным в нем содержанием.

-Гномы так расстроились , растерялись, что ждут нашей поддержки. Поможем?

-Если мы поможем правильно выполнить все задания ,мы поможем вернуть ларец и узнаем , что в сундуке храниться. За каждое правильно выполненное задание мы вместе с гномами будем получать по одной букве.

  1. Закрепление знаний и способов действий

- Давай те вспомним, как зовут гномов.

Жили – были Гномики. Их звали … (Профессор, Скромник, Чихун, Весельчак, Простак, Засоня, Ворчун)

У них были не носы, а … (носики); Слайд 7

У них был не дом, а … .

- Какая часть слова помогает нам понять, что гномы очень маленькие?( Суффикс)

- Какие уменьшительно – ласкательные суффиксы вы знаете?

Задание1 : Постройте с помощью этих частей домик Слайд 7 - по щелчку

- Назовите и запишите ещё однокоренные слова, выделите корень .(на доске и в тетради)(буква а)

Словарная работа

Задание 2 : Записать слова, вставить пропущенные буквы. (буква н)

1 в.- слова, отвечающие на вопрос кто?(найдите слово в котором все согласные обозначают мягкие звуки)

2 в. – слова, отвечающие на вопрос что? ?(найдите слово в котором все согласные обозначают твердые звуки)

Сапоги ,яблоко, учитель, заяц, осина, ребята

- Чтобы выполнить следующее задание гномы отправились в лес, послушайте и посмотрите ,что они там увидели и услышали…

Физминутка для глаз Слайд 8

Задание 3 Слайд 9

- Слова на какие правила здесь прячутся?

щука , чудесный, , дочка ,чашка, чаща.

- Придумайте и запишите слова на эти правила.(3-4 слова)

- К какому слову можно задать вопрос какой? (буква и)

Задание 4. Индивидуальное задание на доске (буква я)

Вставить пропущенные буквы. Сочетания ЖИ-ШИ

Задание 5 Слайд 10

- Какое слово лишнее?

Вода, поля, дуб, леса.

Работа в группах: на столах карточка с заданием (сундучок)

- Вставьте пропущенную букву, подберите проверочное слово.

- Назовите слова на 1 орфограмму- безударная гласная в корне слов.

- Назовите слова на 2 орфограмму- парный согласный на конце слова. (буква з)

- Семь гномов очень любят поиграть и повеселится, они хотят научить вас весёлому танцу.

Музыкальная физминутка Слайд 11

Задание 6 Слайд 12

-Гномам для выполнения следующего задания пришлось перейти через обрыв, для этого они с одного берега на другой перекинули мостик.

- Вот и нам сейчас нужно будет помочь гному перекинуть мостик с одной строчки на другую, перенести слова.

-Давайте вспомним правила переноса.

-Какие волшебные предметы есть в сказках?(разделить эти слова для переноса) Слайд 12- по щелчку

Ковер, зеркальце, яблочко, дудочка. . (буква н)

Задание 7 Слайд 13

-Гном Весельчак написал предложение. Всё ли здесь правильно?

1. Найдите ошибку:

Гном ворчюн спрятался за дуп

2. Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?

Сказка прочитала Дарья в книга

- Гномы и вы получили самое большое сокровище.

Что же хранили Гномы в третьем ларце?

- Какое слово можно составить из букв (ЗНАНИЯ!)

- Гномы говорят вам спасибо и возвращаются в свою сказку. Слайд 14

(дети обнаруживают ошибку при переносе слова спасиб-о ! и исправляют её ).

- Как вы думаете, а вы стали богаче? (подводят итоги - чему научились, что повторили)

Выберите одного из трёх гномов. Профессор – у меня всё получилось. Скромный – я считаю, что я справился с заданиями, но иногда затруднялся. Ворчун – мне было сложно, мои знания требуют повторения.(см. приложение1).

Конкурсное задание: Методическая разработка урока – сказки.



Пояснительная записка

Актуальность. Урок – сказка – нестандартная и интересная форма проведения любого урока. Детям в начальной школе всегда близок и понятен мир сказок и волшебства. Поэтому, на уроках, построенных в виде сказки, он раскрывается полнее. Как правило, на уроках-сказках царит атмосфера дружелюбия, праздника, что вызывает отличное настроение у ребят, а это залог продуктивной их деятельности.

Сказочный сюжет позволяет ворваться на урок воображению, фантазии, творчеству, а самое главное – учит детей быть добрыми.

Предмет: русский язык

Продолжительность урока: 40 минут

Тип урока: Урок комплексного применения знаний

Форма проведения урока: урок – сказка

Методы и формы обучения:

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, практический

Используемые образовательные технологии: игровые, квест - технологии, технология смешанного обучения "Перевёрнутый класс"

Цель: создать условия для обобщения и систематизация знаний о частях речи, полученных самостоятельно.

- закрепить знания о частях речи;

- отработка умений распознавать части речи.

- развивать орфографическую зоркость, внимания, памяти, мышления, речи,

- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательности, доброжелательного отношения друг к другу.

Формируемые УУД:

-Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;

-Познавательные – ученики понимают суть заданий, в соответствии с ними строят ответ в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, овладевают умением смыслового восприятия учебного текста, осуществляют анализ и сравнение;

-Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют рефлексию своей деятельности.

-Коммуникативные - используют в общении правила вежливости, правила работы в парах и группах.

Материально – технические средства обучения: компьютер, проектор, экспозиционный экран

Дидактические средства обучения: бланки с тестами, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, учебники, рабочие тетради с печатной основой.

Мультимедийное сопровождение: мультимедийная презентация.

1. Организационный момент.

Голосовая запись:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

- Ребята, сегодня у нас необыкновенно сказочный урок. А почему он сказочный, вы мне скажите сами после просмотра видеосюжета.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выходит учитель в образе Сказочницы.

- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

- Сегодня мы совершим с вами сказочное путешествие в самое загадочное королевство.

Чтобы узнать название королевства вы должны в слове изменить порядок его частей. Посмотрите на экран, а вот и слово:

РечинскЧасти

- Итак, как называется королевство?

Дети: Частиречинск

- А как вы думаете, почему королевство имеет такое название? Вспомните, что вам было задано на дом.

Дети: используя обучающие карточки, вспомнить, что узнали во втором классе о частях речи.

- Так какие жители могут жить в этом королевстве?

Дети: Части речи

- А как вы думаете, какова цель нашего путешествия?

Дети: обобщить знания о частях речи, которые мы получили во втором классе

Примерные ответы детей: сильный, смелый, отважный, храбрый, находчивый, внимательный, сообразительный.

Молодцы, вы все молодцы, но большее число слов – качеств перечислила команда __________.

А теперь в путь, ребята!

3. Творческое применение знаний в новой ситуации.

Запуск легенды

Вдруг раздается стук в дверь, заходит Человек в Маске и бросает свёрнутый лист бумаги под ноги сказочницы.

- Ой, ребята, посмотрим ка, что принёс нам незнакомец в маске?

Поднимает с пола свёрток и разворачивает его.

- Да это же тайное письмо! Послушайте, что в нём написано!

- Тогда в путь, дорогие друзья! Представьте, что наш кабинет – большой воздушный шар. Занимайте свои места на воздушном шаре так, чтобы образовалось три команды. Закрываете свои глазки, ручки вверх и полетели. Ваши ручки могут танцевать под музыку!

Сказочница (смотрит в бинокль):

- Друзья, откройте ваши глазки, посмотрите, что за остров вдали? И название у него… Какое - то странное, зашифрованное… Похоже на ребус. Наш шар уже приземлился на острове. Давайте попробуем расшифровать название этого острова:


Дети: существительные

- Правильно, ребята, это действительно, существительное! А кто же хозяин этого острова? Внимание на экран!

- Ребята, посмотрите, наш водяной устал от пиявок и лягушек, ему хочется улететь из болота. Помогите ему научиться летать. Для этого выполните задания.

Задания от Водяного:

- Из предложенного набора слов назовите только существительные;

-Выпишите в правую колонку одушевлённые существительные, а в левую колонку неодушевлённые существительные.

- Определите род и число одушевлённых имён существительных.

Слова для справок: слово, осина, двор, рыба, забор, книга, царевна, струсить, варить, дворовый, чёрный, большой, осенний, журчащий, морозный, друг, катер, мальчик, слон, собака.

- Используя карточки с вопросами расскажите, что вы знаете о существительном.

Вопросы карточки:

Что означают имена существительные?

На какие вопросы отвечают?

Какие существительные бывают?

Какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными?

Какие существительные называются собственными? А какие нарицательными?

Какого рода бывают имена существительные?

Как определить род имен существительных?

- Молодцы, ребята, вы справились с заданиями! Вы совершили доброе дело – помогали выбраться водяному из болота. А нам пора лететь дальше! После такое умственной нагрузки необходимо отдохнуть.

Сказочница (смотрит в бинокль):

- Внимание! Поднялся сильный ветер, наш шар держит курс в сторону Дремучего Леса! Всем пристегнуть ремни и приготовиться к приземлению. Ребята, мы очутились в Дремучем лесу и можем заблудиться в нём, если не отгадаем его название. Чтобы узнать название этого леса, вам нужно отгадать загадку:

С существительным дружу и нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Люблю детей внимательных.

Дети: Имя прилагательное

- Ну конечно, ребята, этот лес носит название имени прилагательного. А вот и хозяйка этого леса к нам спешит. Внимание на экран.

- Ребята, как зовут это прелестное создание?

Дети: Красная шапочка!

-Ребята, Красная Шапочка, растеряла все пирожки, которые несла для своей бабушки. Но это пирожки не совсем обычные, на них написаны слова, которые надо вставить в текст. Вы согласны?

Наступил ___________________ месяц лета, июнь. Наконец-то наступило ______________, _________ лето. В __________________ школе все ребята отправились на______________, _______

каникулы. Теперь можно очень долго играть, гулять, не делать ________________задание.

Слова для вставки: длинные, летние, первый, нашей, домашнее, долгожданное, жаркое

Дополнительные вопросы и задания:

К какой части речи относятся слова? Почему эти слова – прилагательные?

Определите род и число прилагательных и подпишите сверху над каждым словом. Поработайте в парах и проверьте правильность выполнения заданий, для этого обменяйтесь тетрадями.

- Что ж, ребята, вы и с этим заданием справились. Молодцы!

- А мы продолжаем наше путешествие на нашем шаре и отправляемся в путь. А чтобы вам было легче дышать в воздухе, после того как взлетим высоко, выполним упражнение.

Сказочница (смотрит в бинокль):

-Ребята, посмотрите, что за страна появилась на горизонте? На границе вывеска, а на вывеске какие то надписи.

- Ребята о чём эти надписи? Какую часть речи они характеризуют?

Дети: Глагол

- Конечно, ребята, это глагол.

- Посмотрите видео сюжет.

- Кто же хозяин этой страны?

Дети: Буратино

- Ребята, а куда попал Буратино?

Дети: в Чулан к пауку.

- Правильно, ребята. Но выбраться из чулана можете помочь Буратино только вы, если выполните задание.

Задание 3. Прочитайте стихотворение. Выпишите из этого стихотворения глаголы. Определите число глаголов.

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню –

Подрисую что – нибудь.

- Настроение какое? Замечательное? Ну, тогда в путь!

Ребята, посмотрите, как потемнело небо с нашим приближением. Что за чудище такое нас встречает?

Дети: это злой дракон

Укажи, слова какой части речи отсутствуют:

музей, колючий, капуста, красивый

Укажите группу слов, которая соответствует схеме:

сущ. → прилаг. → глаг.

Свет, светлый, светить;

Зелёный, зелень, зеленеть;

Шел, пришёл, подошёл

Укажите нарицательное имя существительное:

Укажите словосочетания, где прилагательное имеет форму женского рода и единственного числа:

Укажите словосочетания, в которых глагол имеет форму множественного числа:

- Ребята, какие вы молодцы, что совершили доброе дело, спасли части речи!

Выходят части речи.

Глагол: Спасибо, вам большое, ребята, что выручили нас.

Существительное: Теперь мы можем изменять свои формы и выполнять отведённую роль в предложениях.

  1. 4. Домашнее задание

- Ребята, подаренные вам буклеты с узелками на память о частях речи, помогут вам в выполнении домашнего задания:

- Ну а нам пора возвращаться домой. Вы все были активными, дружными в путешествии. Покажите, с каким настроением вы сейчас покинете Королевство?

5. Рефлексия (подведение итогов)

А сейчас выполним ещё одно очень важное последнее задание. Вам предстоит оценить урок. Для этого выполните задание карточки.

Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

не устал / устал

4. Материал урока мне был

понятен / не понятен

5. Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно

6. Я считаю, что моя работа на уроке заслуживает оценки

Отл / хорошо/ удовл/

Приложение 1.

Презентация

Приложение 2.

Приложение 3.

Обучающие карточки для самостоятельного повторения




Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.1997

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.

Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нестандартный урок математики. Подойдет к любому УМК.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края

Урок – сказка по математике

Составила и провела

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Урок – сказка по математике

Тип урока: закрепление изученного материала

Задачи: Образовательные:

закрепить представление о выборе арифметического действия в соответствии со смыслом задания;

способствовать развитию математической речи, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, внимания.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей высказывать свое предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: уменьшилось, увеличилось

Межпредметные связи: математика, окружающий мир, чтение.

Основные: учебник и тетрадь под редакцией Н.Б.Истомина

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, в парах.

В течение урока проводятся две физминутки

I. Организационный момент.

Чтение учителем стихотворения:

И прекрасна, и сильна

Математика – страна.

Здесь всегда кипит работа

Все просчитывают что – то.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Считайте ребята, точнее считайте,

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте,

Учебник научит вас точному счёту,

Скорей за работу, скорей за работу!

II. Постановка учебной задачи:

- Ребята, посмотрите на доску и скажите, над какой темой мы работаем?

- Что значит увеличить?

- Что значит уменьшить?

Молодцы. Сегодня на уроке мы продолжаем работать над этой темой. Будем закреплять табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания. Развивать математическую речь, Зрительную и слуховую память, логическое мышление и внимание. Будем учиться работать дружно и коллективно. У нас сегодня необычный урок. Мы отправимся в гости к хорошо известной сказке, но для начала небольшая разминка.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу, которая расположена на доске.

Вот забавная таблица,

На таблице только лица.

Повнимательней взгляни:

Очень строгому закону подчиняются они.

Присмотрись: довольно просто

До конца распутать нить

И лицо – где знак вопроса

Поразмыслив, разместить!

Учащиеся выполняют частично – поисковую деятельность. Из трёх предложенных лиц нужно выбрать верное, объяснив свой выбор.

III. Повторение изученного материала.

Стоит в лесочке теремок,

Он ни низок, ни высок.

Домик необычный,

Сложен он из чисел.

Учитель: Ребята, посмотрите и скажите, что необычного в нём?

На домике написаны числа тонким и жирным шрифтом.

- Найдите и покажите все числа, написанные тонким шрифтом в порядке возрастания. Что изменяется?

- Найдите и покажите все числа, написанные жирным шрифтом в порядке убывания. Что изменяется?

- Молодцы. Живёт в этом теремке мышка – норушка, которая очень любит математику. Да вот беда, просыпались в её кладовые зёрнышки из мешков и трудно ей одной разложить их по мешочкам. Помогите, ребятки ей.

На доске расположены мешки с числами 7, 8, 9.Внизу под мешками наборы чисел. За определённое время ученики с каждого ряда по цепочке выставляют пары чисел.

После выполнения хоровая проверка состава чисел.

Учитель: Молодцы. Повеселела наша мышка.

Летит мимо комар-пискун.

- Что за диво? Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?

- Я, мышка-норушка. А ты кто?

- Ступай ко мне жить. А будешь пролетать над кирпичной дорожкой, назови выражения на нахождение суммы и разности.

Прочитай их по-разному и найди значения выражений.

Учитель: - Ребята, давайте комарику поможем.

Учитель: Молодцы. Стали они жить вдвоём.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: Скачет мимо лягушка-квакушка.

- Кто, кто в тереме? Кто, кто в высоком?

- А я лягушка-квакушка.

- Ступай к нам жить, а будешь скакать по дорожке, присмотрись внимательно к яблонькам.

Что изменяется?

Учитель: Ребята, поможем лягушке-квакушке?

На яблоньках количество яблок уменьшается, а количество листочков увеличивается.

Учитель: Молодцы, помогли лягушке. Стали они жить… втроём.

Бежит мимо зайчик и спрашивает:

- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?

Назовите по порядку.

- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.

- А чем ты любишь заниматься?

- Ступай к нам жить, но сначала открой учебник на странице 106 и выполни задание 240.

Ребята выполняют работу по рядам, в парах:

I ряд – верхний рисунок;

II ряд – средний рисунок;

III ряд – нижний рисунок.

Работа проверяется у доски. Учитель записывает со слов учащихся только значения выражений.

Что изменяется?

Учитель: Молодцы, помогли зайчику. Стали они жить…вчетвером.

Бежит мимо лисичка и спрашивает:

- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?

- Подскажите, ребята, кто живёт в теремке?

Перечисление.

- Я лиса – при беседе краса.

- А что ты умеешь делать?

- Я умею давать всем разные задания.

- Задания давать-то ты умеешь, а справишься ли сама с ними?

Учитель: Ребята, лисичка хоть и хитрая, но давайте ей поможем выполнить задания.

Работа в тетрадях на печатной основе (дифференцированно)

Учитель: Поднимите руки, у кого номер отмечен кружком (III уровень); квадратиком (II уровень); треугольником (I уровень).

I уровень - № 123 (разбор с учителем первого выражения);

II уровень - №116;

III уровень - № 114.

Проверка выполнения:

I уровень – учитель;

II уровень – консультант;

III уровень – самоконтроль по опоре учителя.

Учитель: Молодцы. И с этим заданием справились, помогая лисичке.

- Стали они жить… впятером.

Перечислите всех животных по порядку. Что изменяется? На сколько увеличивается количество животных? Как записать выражением? Назовите целое и части.

Учитель: Молодцы. Откройте рабочие тетради и выполните моё задание:

Запишите выражения, выполнив арифметические действия:

Сумма чисел 3 и 2.

Разность чисел 6 и 2.

7 уменьшить на 4.

2 увеличить на 1.

Учитель: Молодцы. Вы хорошо справились с этим заданием.

V. Итог урока.

Учитель: Дружно жили животные. Друг другу помогали не только в математике, но и по хозяйству.

Урок литературного чтения(период обучения грамоте), 1 класс, УМК "Школа России", ФГОС. Технология проблемно-диалогового обучения, метод микрооткрытий. Нестандартный урок-сказка.

Содержимое разработки

Звуки [в], [в’], буквы В, в.

Предметные:

- познакомить учащихся со звуками [в], [в’]; буквами В, в.;

-Вычленять новые звуки из потока речи, читать слоги, слова, тексты с буквами В, в.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

-способствовать расширению познавательной сферы: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;

-формировать культуру общения, первичные навыки коллективного творчества;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-сказка

Технология: проблемно-диалогического обучения

Методы урока: метод микрооткрытий, частично-поисковый.

Читайте также: