Урок сказка в начальной школе конспект
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Панковец Оксана Вячеславовна
Населенный пункт: Свердловская область, г. Новая Ляля
Цели урока:
- повторить изученный материал за учебный год;
- развивать орфографическую зоркость;
- тренировать в написании слов с различными орфограммами;
- прививать положительное отношение к учению.
Оборудование: ПК, презентация, картинки с гномами, карточки-сундучки, карточки с буквами (ЗНАНИЯ!), картинка ларца.
1. Психологический настрой. Слайд 1
- Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы в сказку попали и вы.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.
- Все дети с раннего детства любят слушать и читать сказки. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.
Слайд 2 -Давайте приоткроем дверь в сказку и узнаем , какой герой нас там ожидает?
Задание: расшифруй слово по алфавиту 4 15 16 13 (ГНОМ) – на экранах
Что за грохот? Что за гром?
Буквы Г принёс нам гном.
Зацепился он за гвоздь,
И упал наш бедный гость!
1. Показ написания буквы г на доске (комментарий учащихся)
г гг ггг гн гно гном
-Хотите узнать сколько гномов придёт к нам в гости?
2. Задание Найдите слово, в котором звуков меньше чем букв и вы узнаете количество гномов.
Слайд 4: два один сорок семь три
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
Сказку назовём, друзья.
В какую сказку мы с вами попали? Слайд 4- по щелчку
3. Запишите транскрипцию слова семь (в тетрадях и на доске).
- Подготовка к основному этапу урока
- Белоснежка вошла в дом и увидела грустных Гномов – хранителей сокровищ
Слайд 5 -Вспомните, что хранили Гномы? (1 ларец – золото, 2 ларец – алмазы, 3- (дети не догадываются).
-Ночью злая колдунья исполнила свой коварный план и похитила третий ларец с самым драгоценным в нем содержанием.
-Гномы так расстроились , растерялись, что ждут нашей поддержки. Поможем?
-Если мы поможем правильно выполнить все задания ,мы поможем вернуть ларец и узнаем , что в сундуке храниться. За каждое правильно выполненное задание мы вместе с гномами будем получать по одной букве.
- Закрепление знаний и способов действий
- Давай те вспомним, как зовут гномов.
Жили – были Гномики. Их звали … (Профессор, Скромник, Чихун, Весельчак, Простак, Засоня, Ворчун)
У них были не носы, а … (носики); Слайд 7
У них был не дом, а … .
- Какая часть слова помогает нам понять, что гномы очень маленькие?( Суффикс)
- Какие уменьшительно – ласкательные суффиксы вы знаете?
Задание1 : Постройте с помощью этих частей домик Слайд 7 - по щелчку
- Назовите и запишите ещё однокоренные слова, выделите корень .(на доске и в тетради)(буква а)
Словарная работа
Задание 2 : Записать слова, вставить пропущенные буквы. (буква н)
1 в.- слова, отвечающие на вопрос кто?(найдите слово в котором все согласные обозначают мягкие звуки)
2 в. – слова, отвечающие на вопрос что? ?(найдите слово в котором все согласные обозначают твердые звуки)
Сапоги ,яблоко, учитель, заяц, осина, ребята
- Чтобы выполнить следующее задание гномы отправились в лес, послушайте и посмотрите ,что они там увидели и услышали…
Физминутка для глаз Слайд 8
Задание 3 Слайд 9
- Слова на какие правила здесь прячутся?
щука , чудесный, , дочка ,чашка, чаща.
- Придумайте и запишите слова на эти правила.(3-4 слова)
- К какому слову можно задать вопрос какой? (буква и)
Задание 4. Индивидуальное задание на доске (буква я)
Вставить пропущенные буквы. Сочетания ЖИ-ШИ
Задание 5 Слайд 10
- Какое слово лишнее?
Вода, поля, дуб, леса.
Работа в группах: на столах карточка с заданием (сундучок)
- Вставьте пропущенную букву, подберите проверочное слово.
- Назовите слова на 1 орфограмму- безударная гласная в корне слов.
- Назовите слова на 2 орфограмму- парный согласный на конце слова. (буква з)
- Семь гномов очень любят поиграть и повеселится, они хотят научить вас весёлому танцу.
Музыкальная физминутка Слайд 11
Задание 6 Слайд 12
-Гномам для выполнения следующего задания пришлось перейти через обрыв, для этого они с одного берега на другой перекинули мостик.
- Вот и нам сейчас нужно будет помочь гному перекинуть мостик с одной строчки на другую, перенести слова.
-Давайте вспомним правила переноса.
-Какие волшебные предметы есть в сказках?(разделить эти слова для переноса) Слайд 12- по щелчку
Ковер, зеркальце, яблочко, дудочка. . (буква н)
Задание 7 Слайд 13
-Гном Весельчак написал предложение. Всё ли здесь правильно?
1. Найдите ошибку:
Гном ворчюн спрятался за дуп
2. Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?
Сказка прочитала Дарья в книга
- Гномы и вы получили самое большое сокровище.
Что же хранили Гномы в третьем ларце?
- Какое слово можно составить из букв (ЗНАНИЯ!)
- Гномы говорят вам спасибо и возвращаются в свою сказку. Слайд 14
(дети обнаруживают ошибку при переносе слова спасиб-о ! и исправляют её ).
- Как вы думаете, а вы стали богаче? (подводят итоги - чему научились, что повторили)
Выберите одного из трёх гномов. Профессор – у меня всё получилось. Скромный – я считаю, что я справился с заданиями, но иногда затруднялся. Ворчун – мне было сложно, мои знания требуют повторения.(см. приложение1).
Конкурсное задание: Методическая разработка урока – сказки.
Пояснительная записка
Актуальность. Урок – сказка – нестандартная и интересная форма проведения любого урока. Детям в начальной школе всегда близок и понятен мир сказок и волшебства. Поэтому, на уроках, построенных в виде сказки, он раскрывается полнее. Как правило, на уроках-сказках царит атмосфера дружелюбия, праздника, что вызывает отличное настроение у ребят, а это залог продуктивной их деятельности.
Сказочный сюжет позволяет ворваться на урок воображению, фантазии, творчеству, а самое главное – учит детей быть добрыми.
Предмет: русский язык
Продолжительность урока: 40 минут
Тип урока: Урок комплексного применения знаний
Форма проведения урока: урок – сказка
Методы и формы обучения:
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы: словесный, наглядный, практический
Используемые образовательные технологии: игровые, квест - технологии, технология смешанного обучения "Перевёрнутый класс"
Цель: создать условия для обобщения и систематизация знаний о частях речи, полученных самостоятельно.
- закрепить знания о частях речи;
- отработка умений распознавать части речи.
- развивать орфографическую зоркость, внимания, памяти, мышления, речи,
- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательности, доброжелательного отношения друг к другу.
Формируемые УУД:
-Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;
-Познавательные – ученики понимают суть заданий, в соответствии с ними строят ответ в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, овладевают умением смыслового восприятия учебного текста, осуществляют анализ и сравнение;
-Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют рефлексию своей деятельности.
-Коммуникативные - используют в общении правила вежливости, правила работы в парах и группах.
Материально – технические средства обучения: компьютер, проектор, экспозиционный экран
Дидактические средства обучения: бланки с тестами, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, учебники, рабочие тетради с печатной основой.
Мультимедийное сопровождение: мультимедийная презентация.
1. Организационный момент.
Голосовая запись:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
- Ребята, сегодня у нас необыкновенно сказочный урок. А почему он сказочный, вы мне скажите сами после просмотра видеосюжета.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Выходит учитель в образе Сказочницы.
- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
- Сегодня мы совершим с вами сказочное путешествие в самое загадочное королевство.
Чтобы узнать название королевства вы должны в слове изменить порядок его частей. Посмотрите на экран, а вот и слово:
РечинскЧасти
- Итак, как называется королевство?
Дети: Частиречинск
- А как вы думаете, почему королевство имеет такое название? Вспомните, что вам было задано на дом.
Дети: используя обучающие карточки, вспомнить, что узнали во втором классе о частях речи.
- Так какие жители могут жить в этом королевстве?
Дети: Части речи
- А как вы думаете, какова цель нашего путешествия?
Дети: обобщить знания о частях речи, которые мы получили во втором классе
Примерные ответы детей: сильный, смелый, отважный, храбрый, находчивый, внимательный, сообразительный.
Молодцы, вы все молодцы, но большее число слов – качеств перечислила команда __________.
А теперь в путь, ребята!
3. Творческое применение знаний в новой ситуации.
Запуск легенды
Вдруг раздается стук в дверь, заходит Человек в Маске и бросает свёрнутый лист бумаги под ноги сказочницы.
- Ой, ребята, посмотрим ка, что принёс нам незнакомец в маске?
Поднимает с пола свёрток и разворачивает его.
- Да это же тайное письмо! Послушайте, что в нём написано!
- Тогда в путь, дорогие друзья! Представьте, что наш кабинет – большой воздушный шар. Занимайте свои места на воздушном шаре так, чтобы образовалось три команды. Закрываете свои глазки, ручки вверх и полетели. Ваши ручки могут танцевать под музыку!
Сказочница (смотрит в бинокль):
- Друзья, откройте ваши глазки, посмотрите, что за остров вдали? И название у него… Какое - то странное, зашифрованное… Похоже на ребус. Наш шар уже приземлился на острове. Давайте попробуем расшифровать название этого острова:
Дети: существительные
- Правильно, ребята, это действительно, существительное! А кто же хозяин этого острова? Внимание на экран!
- Ребята, посмотрите, наш водяной устал от пиявок и лягушек, ему хочется улететь из болота. Помогите ему научиться летать. Для этого выполните задания.
Задания от Водяного:
- Из предложенного набора слов назовите только существительные;
-Выпишите в правую колонку одушевлённые существительные, а в левую колонку неодушевлённые существительные.
- Определите род и число одушевлённых имён существительных.
Слова для справок: слово, осина, двор, рыба, забор, книга, царевна, струсить, варить, дворовый, чёрный, большой, осенний, журчащий, морозный, друг, катер, мальчик, слон, собака.
- Используя карточки с вопросами расскажите, что вы знаете о существительном.
Вопросы карточки:
Что означают имена существительные?
На какие вопросы отвечают?
Какие существительные бывают?
Какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными?
Какие существительные называются собственными? А какие нарицательными?
Какого рода бывают имена существительные?
Как определить род имен существительных?
- Молодцы, ребята, вы справились с заданиями! Вы совершили доброе дело – помогали выбраться водяному из болота. А нам пора лететь дальше! После такое умственной нагрузки необходимо отдохнуть.
Сказочница (смотрит в бинокль):
- Внимание! Поднялся сильный ветер, наш шар держит курс в сторону Дремучего Леса! Всем пристегнуть ремни и приготовиться к приземлению. Ребята, мы очутились в Дремучем лесу и можем заблудиться в нём, если не отгадаем его название. Чтобы узнать название этого леса, вам нужно отгадать загадку:
С существительным дружу и нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Люблю детей внимательных.
Дети: Имя прилагательное
- Ну конечно, ребята, этот лес носит название имени прилагательного. А вот и хозяйка этого леса к нам спешит. Внимание на экран.
- Ребята, как зовут это прелестное создание?
Дети: Красная шапочка!
-Ребята, Красная Шапочка, растеряла все пирожки, которые несла для своей бабушки. Но это пирожки не совсем обычные, на них написаны слова, которые надо вставить в текст. Вы согласны?
Наступил ___________________ месяц лета, июнь. Наконец-то наступило ______________, _________ лето. В __________________ школе все ребята отправились на______________, _______
каникулы. Теперь можно очень долго играть, гулять, не делать ________________задание.
Слова для вставки: длинные, летние, первый, нашей, домашнее, долгожданное, жаркое
Дополнительные вопросы и задания:
К какой части речи относятся слова? Почему эти слова – прилагательные?
Определите род и число прилагательных и подпишите сверху над каждым словом. Поработайте в парах и проверьте правильность выполнения заданий, для этого обменяйтесь тетрадями.
- Что ж, ребята, вы и с этим заданием справились. Молодцы!
- А мы продолжаем наше путешествие на нашем шаре и отправляемся в путь. А чтобы вам было легче дышать в воздухе, после того как взлетим высоко, выполним упражнение.
Сказочница (смотрит в бинокль):
-Ребята, посмотрите, что за страна появилась на горизонте? На границе вывеска, а на вывеске какие то надписи.
- Ребята о чём эти надписи? Какую часть речи они характеризуют?
Дети: Глагол
- Конечно, ребята, это глагол.
- Посмотрите видео сюжет.
- Кто же хозяин этой страны?
Дети: Буратино
- Ребята, а куда попал Буратино?
Дети: в Чулан к пауку.
- Правильно, ребята. Но выбраться из чулана можете помочь Буратино только вы, если выполните задание.
Задание 3. Прочитайте стихотворение. Выпишите из этого стихотворения глаголы. Определите число глаголов.
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню –
Подрисую что – нибудь.
- Настроение какое? Замечательное? Ну, тогда в путь!
Ребята, посмотрите, как потемнело небо с нашим приближением. Что за чудище такое нас встречает?
Дети: это злой дракон
Укажи, слова какой части речи отсутствуют:
музей, колючий, капуста, красивый
Укажите группу слов, которая соответствует схеме:
сущ. → прилаг. → глаг.
Свет, светлый, светить;
Зелёный, зелень, зеленеть;
Шел, пришёл, подошёл
Укажите нарицательное имя существительное:
Укажите словосочетания, где прилагательное имеет форму женского рода и единственного числа:
Укажите словосочетания, в которых глагол имеет форму множественного числа:
- Ребята, какие вы молодцы, что совершили доброе дело, спасли части речи!
Выходят части речи.
Глагол: Спасибо, вам большое, ребята, что выручили нас.
Существительное: Теперь мы можем изменять свои формы и выполнять отведённую роль в предложениях.
- 4. Домашнее задание
- Ребята, подаренные вам буклеты с узелками на память о частях речи, помогут вам в выполнении домашнего задания:
- Ну а нам пора возвращаться домой. Вы все были активными, дружными в путешествии. Покажите, с каким настроением вы сейчас покинете Королевство?
5. Рефлексия (подведение итогов)
А сейчас выполним ещё одно очень важное последнее задание. Вам предстоит оценить урок. Для этого выполните задание карточки.
Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
не устал / устал
4. Материал урока мне был
понятен / не понятен
5. Домашнее задание мне кажется
интересно / не интересно
6. Я считаю, что моя работа на уроке заслуживает оценки
Отл / хорошо/ удовл/
Приложение 1.
Презентация
Приложение 2.
Приложение 3.
Обучающие карточки для самостоятельного повторения
Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.1997
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.
Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995.
Нестандартный урок математики. Подойдет к любому УМК.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
Урок – сказка по математике
Составила и провела
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Урок – сказка по математике
Тип урока: закрепление изученного материала
Задачи: Образовательные:
закрепить представление о выборе арифметического действия в соответствии со смыслом задания;
способствовать развитию математической речи, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, внимания.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: уменьшилось, увеличилось
Межпредметные связи: математика, окружающий мир, чтение.
Основные: учебник и тетрадь под редакцией Н.Б.Истомина
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, в парах.
В течение урока проводятся две физминутки
I. Организационный момент.
Чтение учителем стихотворения:
И прекрасна, и сильна
Математика – страна.
Здесь всегда кипит работа
Все просчитывают что – то.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Считайте ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!
II. Постановка учебной задачи:
- Ребята, посмотрите на доску и скажите, над какой темой мы работаем?
- Что значит увеличить?
- Что значит уменьшить?
Молодцы. Сегодня на уроке мы продолжаем работать над этой темой. Будем закреплять табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания. Развивать математическую речь, Зрительную и слуховую память, логическое мышление и внимание. Будем учиться работать дружно и коллективно. У нас сегодня необычный урок. Мы отправимся в гости к хорошо известной сказке, но для начала небольшая разминка.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу, которая расположена на доске.
Вот забавная таблица,
На таблице только лица.
Повнимательней взгляни:
Очень строгому закону подчиняются они.
Присмотрись: довольно просто
До конца распутать нить
И лицо – где знак вопроса
Поразмыслив, разместить!
Учащиеся выполняют частично – поисковую деятельность. Из трёх предложенных лиц нужно выбрать верное, объяснив свой выбор.
III. Повторение изученного материала.
Стоит в лесочке теремок,
Он ни низок, ни высок.
Домик необычный,
Сложен он из чисел.
Учитель: Ребята, посмотрите и скажите, что необычного в нём?
На домике написаны числа тонким и жирным шрифтом.
- Найдите и покажите все числа, написанные тонким шрифтом в порядке возрастания. Что изменяется?
- Найдите и покажите все числа, написанные жирным шрифтом в порядке убывания. Что изменяется?
- Молодцы. Живёт в этом теремке мышка – норушка, которая очень любит математику. Да вот беда, просыпались в её кладовые зёрнышки из мешков и трудно ей одной разложить их по мешочкам. Помогите, ребятки ей.
На доске расположены мешки с числами 7, 8, 9.Внизу под мешками наборы чисел. За определённое время ученики с каждого ряда по цепочке выставляют пары чисел.
После выполнения хоровая проверка состава чисел.
Учитель: Молодцы. Повеселела наша мышка.
Летит мимо комар-пискун.
- Что за диво? Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка. А ты кто?
- Ступай ко мне жить. А будешь пролетать над кирпичной дорожкой, назови выражения на нахождение суммы и разности.
Прочитай их по-разному и найди значения выражений.
Учитель: - Ребята, давайте комарику поможем.
Учитель: Молодцы. Стали они жить вдвоём.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель: Скачет мимо лягушка-квакушка.
- Кто, кто в тереме? Кто, кто в высоком?
- А я лягушка-квакушка.
- Ступай к нам жить, а будешь скакать по дорожке, присмотрись внимательно к яблонькам.
Что изменяется?
Учитель: Ребята, поможем лягушке-квакушке?
На яблоньках количество яблок уменьшается, а количество листочков увеличивается.
Учитель: Молодцы, помогли лягушке. Стали они жить… втроём.
Бежит мимо зайчик и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
Назовите по порядку.
- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
- А чем ты любишь заниматься?
- Ступай к нам жить, но сначала открой учебник на странице 106 и выполни задание 240.
Ребята выполняют работу по рядам, в парах:
I ряд – верхний рисунок;
II ряд – средний рисунок;
III ряд – нижний рисунок.
Работа проверяется у доски. Учитель записывает со слов учащихся только значения выражений.
Что изменяется?
Учитель: Молодцы, помогли зайчику. Стали они жить…вчетвером.
Бежит мимо лисичка и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
- Подскажите, ребята, кто живёт в теремке?
Перечисление.
- Я лиса – при беседе краса.
- А что ты умеешь делать?
- Я умею давать всем разные задания.
- Задания давать-то ты умеешь, а справишься ли сама с ними?
Учитель: Ребята, лисичка хоть и хитрая, но давайте ей поможем выполнить задания.
Работа в тетрадях на печатной основе (дифференцированно)
Учитель: Поднимите руки, у кого номер отмечен кружком (III уровень); квадратиком (II уровень); треугольником (I уровень).
I уровень - № 123 (разбор с учителем первого выражения);
II уровень - №116;
III уровень - № 114.
Проверка выполнения:
I уровень – учитель;
II уровень – консультант;
III уровень – самоконтроль по опоре учителя.
Учитель: Молодцы. И с этим заданием справились, помогая лисичке.
- Стали они жить… впятером.
Перечислите всех животных по порядку. Что изменяется? На сколько увеличивается количество животных? Как записать выражением? Назовите целое и части.
Учитель: Молодцы. Откройте рабочие тетради и выполните моё задание:
Запишите выражения, выполнив арифметические действия:
Сумма чисел 3 и 2.
Разность чисел 6 и 2.
7 уменьшить на 4.
2 увеличить на 1.
Учитель: Молодцы. Вы хорошо справились с этим заданием.
V. Итог урока.
Учитель: Дружно жили животные. Друг другу помогали не только в математике, но и по хозяйству.
Урок литературного чтения(период обучения грамоте), 1 класс, УМК "Школа России", ФГОС. Технология проблемно-диалогового обучения, метод микрооткрытий. Нестандартный урок-сказка.
Содержимое разработки
Звуки [в], [в’], буквы В, в.
Предметные:
- познакомить учащихся со звуками [в], [в’]; буквами В, в.;
-Вычленять новые звуки из потока речи, читать слоги, слова, тексты с буквами В, в.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;
-способствовать расширению познавательной сферы: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;
-формировать культуру общения, первичные навыки коллективного творчества;
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-сказка
Технология: проблемно-диалогического обучения
Методы урока: метод микрооткрытий, частично-поисковый.
Читайте также: