Урок по поэме цыганы пушкина в 9 классе конспект урока презентация

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" как романтическая поэма Романтизм вот первое слово, огласившее Пушкинский период. В.Г.Белинский." — Транскрипт:

1 Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" как романтическая поэма Романтизм вот первое слово, огласившее Пушкинский период. В.Г.Белинский

4 Цыганы шумною толпой По Бессарабии кочуют. Они сегодня над рекой В шатрах изодранных ночуют. Как вольность, весел их ночлег И мирный сон под небесами. Между колесами телег, Полузавешанных коврами, Горит огонь; семья кругом Готовит ужин; в чистом поле Пасутся кони; за шатром Ручной медведь лежит на воле. Всё живо посреди степей: Заботы мирные семей, Готовых с утром в путь недальний, И песни жен, и крик детей, И звон походной наковальни.

6 Поэма написана в 1824 г., начата на юге в январе и закончена в Михайловском 10 октября. Отдельной книжкой поэма вышла в свет в мае 1827 г. Как и в других южных поэмах, в основу "Цыган" легли собственные наблюдения и впечатления Пушкина. В Кишиневе Пушкин познакомился с бытом цыганского табора. По воспоминаниям современников, он провел в цыганском таборе несколько дней.

7 Алеко Свободолюбивый Алеко, центральный герой поэтического текста, не только подвержен бунтующим страстям, но обречён сам порождать их. Он представялет собой разочаровавшийся, одинокий и непонятый символ времени, который, с одной стороны, привлекает своей неповторимостью и самобытностью, а с другой стороны, страшен и опасен в своей обречённости и предопределённости.

10 Оставь нас, гордый человек! Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним, Не нужно крови нам и стонов; Но жить с убийцей не хотим. Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли; Ужасен нам твой будет глас: Мы робки и добры душою, Ты зол и смел; оставь же нас, Прости! да будет мир с тобою

11 Алеко и Земфира воплощают обобщенные характеры людей, сложившихся в цыганском таборе и светском обществе. Автор не рассказывает нам истории их жизни до описываемых событий, но об убежден, что разные общественные уклады формируют разные характеры. Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти.

12 Пушкин развенчивает идею байронического героя. Он сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой просвещением. Появление цивилизованного человека в мире детей природы привело к драме.

1. Актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах, об особенностях пушкинского романтизма.

3. Продолжать развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста.

4. Продолжать развивать умение логически строить ответ.

Методы и приемы : словесное рисование, выразительное чтение, беседа, работа с учебником и текстом художественного произведения.

Организационные формы : фронтальная (беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

1. Организационный момент:

2. Мотивация учебной деятельности:

Посмотрите на экран.

- Какой народ вы увидели на видео? (цыган)

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Проанализировать поэму. Дать характеристику героев) .

- Ребята, среди литературоведов принято считать, что это произведение романтическое. Давайте докажем это утверждение на сегодняшнем уроке.

- А начать я предлагаю с определения понятия романтизма. Можете ли вы сами сформулировать, что такое РОМАНТИЗМ?

3. Определение романтизма (ответы учеников).

РОМАНТИЗМ (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века.

– Давайте послушаем об истории создания поэмы и найдём эти признаки

5. Работаем в группах.

Задание 1 группе : Выпишите примеры романтизма в описании национального колорита цыган. Выразительно прочитайте отрывки из поэмы, связанные с этим описанием. Подготовьте два вопроса по теме своего выступления группам (по одному для каждой)

Задание 2 группе : Выберите из текста ключевые слова, характеризующие романтических героев поэмы. Выразительно прочитайте отрывки из поэмы, связанные с этими характеристиками. Подготовьте два вопроса по теме своего выступления группам (по одному для каждой)

Задание 3 группе : Обозначьте противоречия между естественной жизнью и цивилизованным миром, обратившись к учебнику, страницы 197-198.

Слушаем ответы ребят 1 группы.

После ответа 2 группы задаю вопрос :

- Какой, на ваш взгляд, наиболее сложный и противоречивый в поэме герой и почему? ( Алеко, потому что он из другого мира)

19 век наиболее ярко отразил противоречия между феодальным и капиталистическим строем. В герое как будто отражаются политические события того времени.

- А какие признаки противоречивости вы выделили, работая с учебником?

Слушаем выступление 3 группы о противоречиях 2х миров.

1) – Что же вам нужно было сделать на уроке?

(Доказать, что поэма романтическая)

2) какие доказательства мы обнаружили?

(одухотворённая целительная природа, романтические герои, противоречивость миров)

3) какой образ вам показался наиболее сложным? (Алеко)

Составление синквейна по словам: Алеко, Земфира, Цыганы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока литературы в 6 классе по произведению Н.Г. Гарина-Михайловского "Детство Тёмы"

Урок помогает учащимся глубже проникнуть в мир замысла и поэтики писателя через анализ его произведения. Поступки героев и их характер раскрываются учащимися в процессе анализа эпизодов.Те.

Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана.


Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.


Урок в рамках нового ФГОС.


Конспект урока литературы в 9 классе на тему "В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады".

Данная разработка поможет учителю дать интересный урок, посвящённый балладе "Светлана". Большое внимание в ходе урока уделяется личности В.А.Жуковского, понятию о романтизме, а также фольклорным мотив.


Конспект урока литературы в 6 классе. В этом конспекте я попыталась затронуть одну из самых важных тем, это тема любви.


А.С. Пушкин

№ слайда 1

А.С. Пушкин "Цыганы" (1824г.)

Летом 1821г. А.Пушкин, находясь в Молдавии, странствовал с цыганским табором нес

№ слайда 3

Летом 1821г. А.Пушкин, находясь в Молдавии, странствовал с цыганским табором несколько месяцев, изучал быт и жизнь цыган, их обычаи, язык. Таким образом, романтическая поэма во многом автобиографична. Можно усмотреть даже сходство имён Алеко –Александр, по преданию, опальный поэт был влюблён в одну из цыганок.

Именно с такими цыганами встречался во время южной ссылки молодой Пушкин. Дени Р

№ слайда 4

Именно с такими цыганами встречался во время южной ссылки молодой Пушкин. Дени Раффе. "Кочующие цыгане в Молдавии". Литография 1837 года.

Однако главный герой Алеко и Пушкин – это не одно и то же лицо. Лишь некоторые м

№ слайда 5

Однако главный герой Алеко и Пушкин – это не одно и то же лицо. Лишь некоторые мысли героя и поэта совпадают. В этом проявилось нарастание реалистических тенденций в творчестве А.Пушкина. Поэт создает обобщённый образ молодого человека начала 20в. Докажите, что поэма - произведение романтическое.

К 1824г. в России были подавлены волнения, свирепствовала цензура. А Пушкина инт

№ слайда 6

К 1824г. в России были подавлены волнения, свирепствовала цензура. А Пушкина интересует внутренний мир человека. Обращение к внутреннему миру героев – это тоже признак романтизма.Назовите героев поэмы.

Расскажите об Алеко.Это индивидуалист. Он не в ладу с законом, внутренне опустош

№ слайда 7

Расскажите об Алеко.Это индивидуалист. Он не в ладу с законом, внутренне опустошён, враждует с обществом и бежит от него сюда, на волю, к цыганам. Алеко ищет свободы не в обществе, а среди цыган, где нет цивилизации.

Жалеет ли Алеко, что покинул цивилизованное светское общество?

№ слайда 8

Жалеет ли Алеко, что покинул цивилизованное светское общество?

Расскажите о Земфире

№ слайда 9

Расскажите о Земфире

Что удерживает Алеко в таборе? Во время написания поэмы в России кипели политиче

№ слайда 10

Что удерживает Алеко в таборе? Во время написания поэмы в России кипели политические страсти. Декабристы создавали тайные общества, а А.С. Пушкин пишет о том, что его герою нет дела до судьбы Отчизны. Он занят своей судьбой, хлопочет только о личной свободе.Значит ли это, что Алеко эгоист?

Для чего в поэме поэт выводит образ старого цыгана, отца Земфиры?Зачем автор вст

№ слайда 11

Для чего в поэме поэт выводит образ старого цыгана, отца Земфиры?Зачем автор вставляет рассказ цыгана о бегстве Мариулы?

Хочешь быть свободным и счастливым – не будь эгоистом, уважай и цени свободу дру

№ слайда 12

Хочешь быть свободным и счастливым – не будь эгоистом, уважай и цени свободу других людей- вот что пытался внушить отец Земфиры Алеко.А понял ли Алеко цыгана?

Что вызывает у нас поведение Земфиры – осуждение или сочувствие?

№ слайда 13

Что вызывает у нас поведение Земфиры – осуждение или сочувствие?

Алеко любил только себя и не удивительно, что Земфира его разлюбила. Истинная лю

№ слайда 14

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок состоит из 8 основных разделов, относящихся к поэме. Поэма написана на реальных событиях,в поэме описывается романтика, так как поэма несёт романтический характер. Александр Сергеевич Пушкин сумел раскрыть конфликкт цыганского табора, и европейского общества.Развенчивая идею "байронического героя" Пушкин сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой просвещением.

Поэма А.С. Пушкина

Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" как романтическая поэма

Романтизм — вот первое слово, огласившее Пушкинский период.

В.Г.Белинский

Урок по литературе в 9 классе. Учитель русского языка и литературы ОСШГ №2 г. Актобе Ярославцева Галина Петровна

Читайте также: