Урок экскурсия по орксэ 4 класс конспект
Обновлено: 06.07.2024
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о православном храме, его внутреннем и внешнем устройстве.
Задачи урока:
Оборудование:
I. Организационный момент
II. Актуализация усвоения знаний обучающихся
Планирование деятельности
Учитель: На какие вопросы о храме вы хотели бы знать ответ? (Под руководством учителя на доске составляется план.)
Учитель: Что поможет нам достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? (Из книги, словаря, в беседе с учителем, обратиться к СМИ и т.д.)
Ребята на карточках записывают варианты, затем они вывешиваются на доску.
III. Изучение нового материала
Учитель: Что такое храм? (Учащиеся на основе своего опыта, полученных знаний в ходе изучения модуля, работая в паре, дают ответ)
(Ученики работают со словарём С.И. Ожегова)
Ученик зачитывает:храм – здание для богослужения, церковь [2].
Ученик (1) читает стихотворение (слайд 2) :
Над виноградными холмами
Плывут златые облака.
Внизу зелёными волнами
Шумит померкшая река.
Взор постепенно из долины,
Подъемлясь, всходит к высотам
И видит на краю вершины
Круглообразный светлый храм.
Там, в горнем неземном жилище,
Где смертной жизни места нет,
И легче и пустынно-чище
Струя воздушная течет.
Туда взлетая, звук немеет,
Лишь жизнь природы там слышна,
И нечто праздничное веет,
Как дней воскресных тишина.
(Фёдор Тютчев)
1) Виды храмов (На слайде 3 изображения православных храмов)
Учитель: Рассмотрите храмы внимательно. Какие слова вы бы подобрали к их описанию:
Величественные Устремленные ввысь
Обычные Прекрасные
Мрачные Великолепные…
Праздничные Радостные
Запишите их на листе бумаги.
Учитель: На Руси издавна строили храмы (слайд 4). Но было время, когда храмы разрушались. Теперь православные традиции возрождаются: восстанавливаются, реставрируются, разрушенные храмы, строятся новые.
Ученик (2) читает стихотворение
Диво дивное, чудо чудное:
Пусть для Родины время трудное, –
Но не сказкою, не былинами
Белый храм встает над руинами.
Божий храм встает в волю вольную,
Ах, и песнь поет – колокольную.
До небес плывет песня плавная –
Оживает Русь Православная!
(Евгений Санин)
Учитель: Как вы думаете, какими были первые русские храмы? Из чего они строились?
Ученик: храмы строились из дерева, т.к. на Руси было много лесов и дома строили деревянными, позже стали строить каменные дома, храмы) (Из знаний ребят об истории возникновения Руси)
Учитель: Храмы строили на месте будущих поселений в красивых местах, т.к. христиане старались посвящать Богу самое лучшее.
Учитель: Как вы думаете, почему храмы строили на возвышенности? ( Предположения детей – чтобы хорошо было видно издали, устремлены ввысь, к небу)
Учитель: В России всегда было много храмов(слайд 5 ).
Посмотрите, они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы? (Ребята рассматривают изображения различных храмов, сравнивают)
Ученики:купола, кресты, колокольня присутствуют на всех изображениях храмов.
Учитель: Куда устремлен храм?(вверх, к небу – Царству небесному)
Учитель: Чем внешне отличаются эти храмы?
Ученики: Формой, цветом, размером.
Ученик (6):
В храм следует приходить в приличной, чистой одежде.
Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор, а мужчины снимают головной убор перед входом в храм.
В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.
3)Внутреннее устройство храма
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое виртуальное путешествие по храму, находящемся в нашем районе.
Но прежде чем отправится, рассмотрим, из каких частей состоит храм (слайд 9).
Православный христианский храм разделяется на три части:
– притвор,
– средняя часть храма, где стоят молящиеся прихожане,
– алтарь.
1. Алтарь 2. Средняя часть 3. Притвор 4. Иконостас
5. Престол 6. Жертвенник 7. Горнее место 8. Ризница
9. Солея 10. Амвон 11. Клиросы
Обучающиеся слушают в записи колокольный звон.
Учитель: Колокольный звон приглашает нас в Храм.
4) Виртуальная экскурсия.
(На слайде 10 храм, в который совершается экскурсия).
Ученик (7) рассказывает о храме
Алтарь (просмотр передачи)
Учитель: Когда вы бывали в храме, кто встречает вас в храме? (священнослужители)
Работа с материалом учебника.
IV. Закрепление
2. Работа в тетради (работа в парах)
Задания 2, 3,5 стр.52-54
3. Синквейн к слову ХРАМ (зачитываются некоторые работы)
Храм
Православный, священный
Объединяет, волнует, воодушевляет
Место соединения с Богом
Дом Божий
V. Рефлексия
Я знаю…
Я узнал…
Я был заинтересован тем, что…
Я хочу рассказать родителям..
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и культуры религий народов России
Место работы _ ГБОУ Лицей № 1568 имени Пабло Неруды
Урок – экскурсия на тему:
(можно проводить как внеклассное мероприятие)
Цели: дать представление о назначении православного храма, его внешнем и внутреннем убранстве;
углубить знания учащихся об истории российской культуры;
познакомиться с храмом покрова Пресвятой Богородицы, который находится рядом со школой;
воспитывать уважение к отечестве нной культуре, к Отечеству;
побуждать детей к расширению своего кругозора, к изучению культуры России.
Оборудование: презентация, проектор
Организационный момент .
Постановка темы, цели и задач урока .
Это дом – не просто дом,
Он красивый и с крестом.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом,
Ходят в трепете святом,
По утрам и вечерам
- Ребята, о чём идёт речь?
- А для чего нужны храмы?
- Давайте поставим перед собой цели на сегодняшний урок.
- А кто был в этой Церкви?
3. Первичное усвоение новых знаний .
- Но, сначала, давайте познакомимся с внешним убранством храма.
- Храмы бывают разной формы.
1. Форма восьмиугольника – символизирует Вифлеемскую звезду.
3. Форма креста – основание спасения людей.
4. Форма круга – символ вечности Церкви.
- Также у храмов символичное количество куполов.
1 –символизирует Единого Бога
2 – божественное и человеческое начало во Христе
3 – Святую Троицу
5 – Спаситель и четыре евангелиста
7 – семь таинств Церкви
9 – по числу ангельских чинов
13 – Спаситель и 12 апостолов
33 – по числу лет земной жизни
- Также очень символичен цвет купола
Золото – символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам.
Синие – со звёздами венчают храмы, посвящённые Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Зелёные купола имели Троицкие храмы, потому что зелёный – цвет Святого Духа.
В монастырях встречаются чёрные купола – это цвет монашества.
- Давайте посмотрим на фотографию храма, в который мы сегодня пойдём и опишем его внешнее убранство.
- Какой формы храм? Сколько у него куполов, и какого они цвета?
- О чём это говорит?
- А сейчас нам ребята расскажут про историю этого храма.
(заранее подготовленные ученики рассказывают про историю храма)
2- ой ученик (Слайд)
Знаменитый внук родился 1 ноября 1578 г. Его военная карьера началась в 1608 г. По просьбе купца Козьмы Минина князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил ополчение против поляков, которое выступило в марте 1612 г. из Нижнего Новгорода по направлению к Москве.
В августе 1612 г. отряды Дмитрия Пожарского встали лагерем у села Медведково (по преданию, именно там, где находится сейчас храм), а спустя несколько дней нанесли первое поражение полякам. В день празднования иконы Казанской Божией Матери (4 ноября по н.ст.) был взят Китай-город, и через несколько дней сдался польский гарнизон в Кремле.
После освобождения Москвы Д.М.Пожарский делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. В 1623 г., согласно документам, в селе была воздвигнута деревянная шатровая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, для которой князь повелел отлить особый колокол в память освобождения Москвы. Храм имел еще один придел в честь св. Петра Александрийского, который являлся небесным покровителем первого сына Д.М.Пожарского (празднуется 8 декабря по н.ст.).
3 –ий ученик (Слайд)
В 1634-1635 гг. князь выстроил в Медведкове на месте старой деревянной церкви новую каменную, также в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы . Новый каменный храм на высоком подклете, завершенный шатром, с кокошниками у основания и четырьмя главками, с трехчастной апсидой, с главкой и открытой галереей, стал одним из последних московских одношатровых храмов, строительство которых при патриархе Никоне с 1652 г. было запрещено как не соответствующих церковному чину. С западной стороны к храму примыкала звонница.
После смерти Дмитрия Пожарского (1642 г.) село Медведково досталось его сыновьям, Петру и Ивану Дмитриевичам. Старший сын Петр умер в 1647 г., а после смерти Ивана вотчина перешла во владение к его вдове и детям, сыну Юрию и дочерям Аграфене и Анне. Боярин Юрий Иванович Пожарский дослужился до стольника и умер в 1685 г. бездетным, а вместе с ним угас в мужском колене и знаменитый род князей Пожарских.
Вымороченное (т.е. конфискованное имущество, право на которое передается государству) имение досталось главному советнику и фавориту царевны Софьи князю Василию Васильевичу Голицыну (1633-1713), одному из образованнейших и влиятельнейших людей своего времени.
Считается, что именно по заказу князя был сделан иконостас главного храма. Иконы для иконостаса были написаны в 1686-1687 гг. известным живописцем Оружейной палаты Карпом Золотаревым. Были сняты колокола, напоминавшие о прежнем владельце Дмитрии Михайловиче Пожарском, и повешены новые, отлитые Дмитрием Моториным. Надпись на одном из колоколов утверждала права нового хозяина Медведкова.
Именно тогда вкладом в храм было дано знаменитое Медведковское напрестольное евангелие с миниатюрами, которые, согласно легенде, были выполнены рукой самой царевны Софьи. Евангелие хранилось в алтаре, по крайней мере, еще в 1919 г. Следы Евангелия утеряны. Возможно, оно находится в Государственном Историческом Музее, данные проверяются.
5- ый ученик
В XIX веке храм претерпел следующие изменения: в значительной мере был перестроен иконостас, резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами (1687 г.) и сильно утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. Существует предположение об изменении цвета самого тела иконостаса. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата XVII века; предположительно, они были взяты во дворец великого князя Сергия Александровича в Санкт-Петербурге. С момента постройки храм ни разу не закрывался, лишь только в 20-40-е годы ХХ столетия богослужения были перенесены в нижний храм. В архивах сохранился паспорт церкви за 1931 год. После Великой Отечественной войны, когда был осуществлен ремонт, службы возобновились и в верхнем храме.
- Вот мы с вами познакомились с нашим замечательным храмом Покрова Пресвятой Богородицы. А теперь мы отправимся на экскурсию в этот храм, чтобы познакомиться с внутренним убранством Церкви.
- Давайте с вами вспомним о правилах посещения храма.
( В храме должны быть тишина и спокойствие. Одежда для посещения скромная. Женщина должна быть в юбке и в головном уборе. А мужчины, наоборот, должны снимать головной убор при входе в Церковь. При входе в храм следует трижды перекреститься и совершить три поясных поклона.)
- И так, мы заходим с вами в храм.
(Далее идёт экскурсия по храму и рассказ о внутреннем устройстве православной церкви)
Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма?
За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить.
Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол . Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.
Икона – это изображение лика святого или события Священной истории.
За упокой душ умерших свечи в храме ставят на панихидный столик или канун , который всегда находится возле распятия .
В центре храма стоит аналой – вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства чтения возложенных на аналой Евангелия, Апостола – с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день. Аналой используется и при таинстве Исповеди. В этом случае на него кладутся Евангелие и крест. При совершении таинства Венчания молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя.
- На этом наша экскурсия подходит к концу.
- Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека.
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
Ключевые понятия: храм, молитва, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.
Тема: Экскурсия в православный храм.
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Познакомить учащихся с назначением и устройством православного храма.
Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и
Ключевые понятия: храм, молитва, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.
Перед экскурсией ученики получают разрешение от родителей на посещение храма.
Ход экскурсии:
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок – экскурсия в храм.
Давайте вспомним правила поведения в храме.
В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.
Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей)
Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.
В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет.
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
Как мы заходим в храм?
Как мы стоим во время богослужения?
Необходимо отключить сотовые телефоны. Внимательно слушать рассказ учителя.
В дороге соблюдать правила дорожного движения.
Ход экскурсии:
Что такое храм?
Мы подходим к храму. Давайте остановимся и полюбуемся красотой православного храма.
- Как вы думаете, что такое храм?
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.
Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.
–По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?
У него есть купол, на котором находится крест.
В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.
В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Изучение устройства храма.
–Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.
–Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.
–Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.
Давайте пройдём в притвор.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.
Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника.
Аналóй это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом;)
В православном храме людей встречают иконы, свечи.
И священники. Они здесь служат.
- А что это за служба? – спросите вы.
-Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.
Учитель покупает свечи и раздает их ученикам.
Посмотрите на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним. Мы сейчас подойдем к разным иконам и поставим свечи.
Вы видите квадратный столик, на котором зажжено множество свечей.
Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.
А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.
Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.
5. Что такое икона.
Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.
Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о животных. О друзьях и о врагах.
При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу.
Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.
В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата(ворота). Через них к людям выносят Евангелие и через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.
- Мы говорим о Матери Христа. Христос – это не просто Бог. Он - Бог, ставший человеком. И свою земную, человеческую жизнь Христос получил от Своей Матери.
Имейте в виду, что как Иисус Христос один, так и Мать у Него одна.
Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется еще и Пресвятой Девой.
Мы с вами стоим около иконы Владимирской Богоматери.
Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так:
Эту молитву можно услышать на самых разных языках.
За иконостасом находится алтарь, главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.
- Это не секретная комната.
Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.
7. Подведение итогов экскурсии.
– Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях.
Цель занятия: дать представление о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов. Расширить представление учащихся о православной традиции отношения к храмам и иконам;
Усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
Форма урока: урок-экскурсия.
А расскажет нам об этом соборе отец Вячеслав.
Ход экскурсии:
Отец Вячеслав встретил детей у входа в собор. Осенив себя крестом, мы прошли на территорию собора. Здесь отец Вячеслав поведал, что на Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
Любила строить храмы Русь –
В них духа взлёт и благородство… (И. Пашков)
История храмов кафедрального собора г. Джанкой насчитывает более полувека: малый храм перестроен и освящен через месяц после окончания войны, одним из первых его молитвенников был священно-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) Симферопольский и Крымский; новый храм собора заложен в начале 1990-х и в нём уже проходят богослужения. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы. Чаще храмы имеют форму корабля, креста, круга или звезды (восьмиугольника). Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
- У него есть купол, на котором находится крест.
Купола (или глава) – символ соединения земного и небесного.
Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
звонят её колокола…
(Е. Чернухин)
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
Притвор. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они. | Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. |
---|
В центре иконостаса – двери – Царские врата. (Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.)
За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить. Первый луч солнца попадает именно в алтарь.)
Иерей Вячеслав Герасимов рассказал, что самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находится антиминс, главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гробе, напрестольное Евангелие, крест.
Икона была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы - "Радость всех радостей". Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.
Когда хотят помолиться, ставят свечу перед иконой и обращаются со словами молитвы к тому, кто изображен на иконе. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.
Есть в ней притвор, храм и алтарь. Есть иконостас и Златые врата. Есть аналой и подсвечники, где можно поставить свечи за здравие
В свече есть Благодать Святого Духа,
Слияние любви всех христиан.
Напоминанье - свет идет от Бога,
И все дороги, нас приводят в храм.
Свеча горит, как символ нашей веры,
А вера в сердце — это Божий дар.
И пусть священник в храме ежедневно,
Зажжённую свечу несёт в алтарь.
Детей заинтересовал столик, на котором лежали книги, подготовленные к службе вознесения Иисуса Христа. Книги написаны на старославянском языке. Ребята вспомнили, что создателями старославянской азбуки были монахи Кирилл и Мефодий. Отец Вячеслав рассказал детям, что в средние века богослужение допускалось только на трех языках: латинском, греческом и еврейском (как рассказывает евангельская легенда, по-древнееврейски, по-древнегречески и по-латински была сделана надпись на кресте, на котором распяли Иисуса). Кирилл и Мефодий добились у папы римского признания старославянского языка четвертым языком церкви, что явилось крупной победой в их борьбе за права славян вести богослужение на родном языке.
Рефлексия.
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
Храм божий – небесный островок на грешной земле.
Тысячи лет люди ходят в храм.
Идут страждущие и плачущие – и там утешаются.
Идут растерявшиеся – и там получают наставление.
Идут провинившиеся – и получают прощение.
Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.
Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.
Прощаемся. В церковной лавке дети купили именные иконки, крестики и свечи.
Мы стали немножко образованнее, мы больше познакомились с православной культурой. На душе светлее. Спасибо всем и Богу слава.
Читайте также: