Урал каменный пояс русской земли конспект

Обновлено: 06.07.2024

1. Познакомить с особенностями ГП Урала, историей освоения региона, с его ролью в истории страны.

2. Пробудить интерес к этому необыкновенному краю, используя художественные описания Урала.

3. Сформировать знания о богатстве недр Урала и его причинах.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. Карты России (физическая РФ и Урала, тектоническая), фрагменты видеофильмов, слайды, компьютерная презентация.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. Объяснительно-иллюстративный (образный рассказ-лекция учителя); частично-поисковый (работа школьников по атласу и учебнику под руководством учителя).

Протяженность Уральских гор с севера на юг — более 2000 км, щи рина от 50 до 150 км.

Разнообразна природа Урала — от тундры — на северё до плодо родных степей — на юге.

Самая высокая вершина Урала — г. Народная (1895 м).

Урал — подземная кладовая страны: здесь найдено около 1000 различных минералов и учтено свыше 10 000 месторождений полезных и копаемых.

1. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку.

2. Изучение нового материала

Учитель знакомит школьников с орографической схемой. Урала (с. 173 учебника, рис. 67), подчеркивая, что горы состоят из нескольких параллельных цепей, расположенных в меридиональном направлении. Хребты расположены продольными межгорными понижениями, по которым текут реки, и лишь одна главная цепь гор почти не прерывается речными долинами.

Целесообразно уже в самом начале урока познакомить школьников с выделением в зависимости от высоты гор и климатических условий не скольких частей Урала: Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный (учебник с. 173).

После этого учащиеся на контурной карте (или контуре Урала) обозначают месторождения полезных ископаемых, названные в § 32.

Кроме минерально-сырьевых ресурсов следует отметить лесные ресурсы Северного Урала, почвенные и агроклиматические ресурсы Южного Урала.

Дефицитным ресурсом на Урале является вода.

3. Фронтальный опрос

После этого завершается составление опорного конспекта в тетради, оформление к/к и учащимся предлагается подвести итоги урока в ходе фронтального опроса..

Контрольные вопросы и задания.

1.Дайте характеристику особенностей ГП Урала.

2. Покажите особенности орографии Уральских гор.

3. Какими природными ресурсами богат Урал? Почему особенно богаты недра Урала?

4. На контурной карте обозначьте орографическую схему Урала, наиболее высокие вершины, основные месторождения полезных ископаемых, крупные города Урала.

В тетради — краткий конспект (история освоения Урала, особенности ГП). На контурной карте — природные ресурсы Урала, основные месторождения полезных ископаемых.

§ 32, задания после § 32.

Именно так называл знаменитый минералог Н. Кокшаров Ильменские горы, лежащие на границе Среднего и Южного Урала.

В Ильменском заповеднике особенно богата самоцветами Косая гора. На ее склонах около 1783 г. был найден амазонский камень; он отливал на солнце, и цвет его был так прекрасен, что было приказано добывать его и из лучших сортов вытачивать вазы. Амазонский камень имеет цвет то голубой с тонами лучшей бирюзы, то зеленоватый с желтым и серым узором морской пены.

Славится Урал и изумрудными копями. Совершенно случайно в 1831 г. был открыт изумруд на корнях дерева, вывороченного бурей. С тех пор в дремучем лесу среди болот, в 70 км на северо-восток от Екатеринбурга были заложены огромные копи.

Ещё один замечательный камень Урала — яшма. Поразительные и единственные в мире месторождения яшмы полосой в 40—50 км тянутся на протяжении 600 км от Миасса до Мугоджар по долинам притоков реки Урала. Уральские месторождения яшмы связаны с событиями, которые протекали здесь в девонскую и каменноугольную эпохи. Изливавшаяся в море лава сплавляла своим огненным дыханием пласты радиоляриевых илов. В каменноугольное время горообразовательные процессы, сминая яшмовые слои, усложняли прихотливость и неожиданность рисунка от разнообразнейшего переплетения прослоев туфа, лав, илов.

Автор: Задкова Анна Александровна

Организация: МОУ СОШ

Населенный пункт: Саратовская область, пос. Алгайский

Класс: 8.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

УМК: Учебник Бариновой И.И. География: Природа России. 8 класс.: учебник/ И.И.Баринова. – М.: Дрофа, 2014.

Атлас. География.8 класс. Изд-во Дрофа, М. – 2020.

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представления об особенностях природы Урала.

Задачи: - изучить особенности географического положения, тектонического строения, рельефа, полезных ископаемых, климата и ландшафтов Урала;

- совершенствовать навыки работы с картами атласа;

- развивать функциональную грамотность через решение заданий для подготовки к ГИА.

- способствовать развитию устной речи обучающихся;

- способствовать расширению кругозора обучающихся;

- способствовать патриотическому воспитанию обучающихся.

Ожидаемые результаты:

Предметные: формирование знаний об особенностях природы Урала, установление причинно-следственных связей между особенностями географического положения, геологической историей формирования Уральских гор и особенностями климата и ландшафтов этого природного района, а также спецификой освоения территории человеком и его хозяйственной деятельностью; понимание значения Урала для хозяйства нашей страны, его историческая роль.

Метапредметные: совершенствование навыков и формирование умений работать с картами атласа, соотносить различные карты, анализировать карты и делать выводы; применять полученные знания в практической деятельности; умение работать с изображениями(фотографиями), литературными произведениями как с источниками информации.

Личностные: развитие устной речи, умение строить грамотное монологическое высказывание; умение работать в парах, в группе – формирование навыков сотрудничества; расширение кругозора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация расчитана для учащихся 8 класса. Учебник И.И.Баринова "География России. Природа". В презентации использованы стихотворения, иллюстрации из сказок. Очень много фотографий природы Урала. Осуществляется работа с климатическими, физическими картами. В презентации использованы фотографии минеральных богатств Урала. Многие учащиеся бывали в зарубежных странах, а вот о красоте природы своей страны они, увы, мало. что знают. Данная презентация позволит увидеть учащимся красота отдельного уголка нашей необъятной страны.

Весьма разнообразные по высоте, рельефу и ландшафтам, Уральские горы принято делить на несколько частей. Самая северная, вклинившаяся в воды Северного Ледовитого океана, - хребет Пай-Хой, невысокие (300-500 метров) гряды которого частично погружены в ледниковые и морские осадки окружающих равнин.

Полярный Урал заметно выше (до 1300 метров и более) . В его рельефе - следы древней ледниковой деятельности: узкие гребни с острыми вершинами (карлингами) ; между ними лежат широкие глубокие долины (троги) , в том числе и сквозные. По одной из них Полярный Урал пересекает железная дорога, идущая до города Лабытнанги (на Оби) . В Приполярном Урале, весьма схожем по облику, горы достигают максимальных высот.

Ландшафты здесь во многом сродни сибирским. Вечная мерзлота сначала появляется в виде небольших пятен, но по направлению к полярному кругу распространяется все шире и шире. Вершины и склоны покрываются каменными развалами (курумами) .

На севере можно встретить обитателей тундры - северных оленей в лесах водятся медведи, волки, лисицы, соболи, горностаи, рыси, а также копытные (лоси, олени и др.).

Читайте также: