Управление процессом обучения в классе и происходящими в нем изменениями конспект

Обновлено: 06.07.2024

Результативность процесса обучения находится в прямой за- зисимости от степени управления им.

Педагог имеет дело с очень сложным объектом управления— • личностью учащегося, различными видами его психической деятельности. Поэтому эффективность управления процессом обучения во многом зависит от знаний преподавателем особенностей ученика. Кроме того, преподаватель должен иметь четкое представление о цели управления, о:б исходном состоянии управляемого процесса; определить программу воздействий; обеспечить систематическую обратную связь, а также переработку информации, полученной по каналу обратной связи; выработать корректирующие воздействия и реализовать их.

Управление процессом обучения осуществляется на основе обратной связи, т. е. непрерывного или периодического контроля и учета результатов. Учитель постоянно получает информацию о том, как каждый ученик на каждом этапе работы усваивает знания' и овладевает практическими действиями. Новый материал дается в зависимости от усвоения предыдущего.

Чтобы сделать обучение управляемым процессом, необходима «го специальная организация, которая обеспечила бы систематический контроль. Наиболее продуктивной в этом направлении является система обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П. Я. Гальпериным.

Согласно этой теории процесс усвоения знаний проходит в пять этапов.

I этап — этап ориентировочной основы действия. На этом этапе учащиеся получают знания о цели действия и тех условиях, которые необходимы для его выполнения. В результате обеспечивается понимание логики действия, возможностей его осуществления. Это очень важный этап, так как он определяет успешность всех остальных этапов. Ориентировочная основа действий может быть неполной, когда содержание деятельности определяется самим учеником путем проб. Формирование действия на такой основе идет очень медленно, оно непрочно. Ориентировочная основа действия может даваться полностью в готовом виде и конкретной форме.

Действие в этом случае формируется быстро, безошибочно, оно устойчиво, но применяется в узких рамках, не может быть перенесено в новые условия. И наконец, ориентировочная основа действия может быть полной, но ориентиры даются в обобщенной форме, характерной для целого класс'а явлений. В этом случае она составляется самостоятельно на основе метода, который также сообщается заранее. Действие характеризуется быстротой, безошибочностью, устойчивостью и широтой переноса.

II этап — выполнение действия во внешней материальной форме.

III этап — формирование действия на внешнеречевом уровне; дальнейшее обобщение действия, которое остается полностью осознанным, развернутым.

IV этап — формирование действия во внешней речи про себя; действие быстро сокращается, свертывается, автоматизируется.

V этап — формирование действия на уровне внутренней речи, собственно умственного действия. Оно максимально свернуто, обобщено, автоматизировано, полностью усвоено.

В зависимости от этапа выполнения действий применяется та или иная форма контроля: на первом этапе пооперационный контроль, на втором — систематический, на последующих — эпизодический.

Смотрите также:

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической.

. средств и форм управления социальными, в том числе образовательными, процессами.
К общим относятся технологии конструирования, например, процесса обучения и его.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель информатики Мажитова Э.У.

Занятие 1: Совместная и групповая работа. Методика проведения работы в группах.

Занятие 2: Управление процессом обучения в классе и происходящими в нём изменениями. Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и обучения. Точки зрения учителей и учащихся.

Учителя проанализируют методику проведения работы в группах и сделают выводы относительно обучения в сотрудничестве.

Учителя создадут модели работы в малых группах с учётом разницы между формально работающими в группах и выполняющими качественную работу в группах и обоснуют необходимость внесения в методику преподавания и учения.

Качество организации первого занятия совместной работы учителей друг с другом определяющим образом влияет на атмосферу дальнейшего проведения обучения. В этой связи важно начать работу с разминки и привести примеры методики организации работы в малых группах посредством создания соответствующей модели на используемых тренерами на занятиях подходов в преподавании и учении.

На основание отчётов ОЭСР и результатов стран – мировых лидеров в сфере образования, формирование у учителей понимания новых требований к учащимся в условиях динамично меняющегося мира. Рекомендации школам инновационных профессиональных навыков и знаний для подготовки их учеников к успешному функционированию и обеспечению их конкурентоспособности в жизненных условиях.

2.Презентация: Почему необходимо работать в сотрудничестве и во взаимодействии? (см. Образовательная платформа).

3.Инструкция по работе в малых группах. (см. Образовательная платформа).

4.Видеоклип: Скользящие группы. (см. Образовательная платформа).

5. Презентация: CISCO . (см. Образовательная платформа).

6.Почему учителям необходимо меняться? . (см. Образовательная платформа).

8.Кчества идеального ученика. (см. Образовательная платформа).

9.Качества индивидуального ученика, сформированные на основе мнения учителей – представителей пяти стран.

1. Управление процессом обучения в классе и происходящими в нем изменениями. Процесс обучения учащихся в школе протекает при участии учителя.Назначение его деятельности состоит в создании социальной среды для активной и сознательной познавательной деятельности учащихся. Учитель как социальный организатор учебной деятельности школьников в процессе “присвоения” (А.Н.Леонтьев) учащимися знаний, в движении к ним находится не впереди, а позади детей (Л.С.Выготский).

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов.

В течение пяти лет на уровне области (приказ комитета образования, науки и молодёжной политики Новгородской области №35 от 11.03.2008г) проводилась опытно-экспериментальная работа по теме “Экспериментальное моделирование управления процессом обучения школьников в зоне ближайшего развития”, научный руководитель И. Я. Каплунович, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель Новгородского филиала СПб ФИНЭК.

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное - успешным.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия?

Рефлексия, в упрощённом определении, - это “разговор с самим собой”.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самопознание.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

а) индивидуальная– формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

б) групповая– акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. (“Смогли бы сделать, если бы с нами не работал . (имя)” “Какую помощь в работе оказал. (имя)”)

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная- проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Инсерт — один из приемов технологии развития критического мышления. Попробуем разобраться, что это за прием, как и когда он используется, отметим его плюсы и минусы. Почему в литературе этот прием часто называют технологией эффективного чтения?

Когда использовать прием Инсерт?

Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V + ?
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме "Реформы Петра I"

V + ?
Петр I — первый российский император. Издал "Табель о рангах" Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января. Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

БИЛЕТ №2

1. Необходимость внесения изменений в методику преподавания и обучения. Обоснование необходимости преобразования школьной практики

В образовании всего мира происходят перемены. Это обусловлено прогрессом всего человечества. Мы, педагоги, должны быть в курсе этих перемен. И, именно мы, слушатели первого продвинутого уровня, будем активными преобразователями в образовании. Как мы сможем повлиять на то, чтобы Казахстан вошёл в число лидирующих стран мира? Что будет актуально для учащегося в 21 веке? Как педагоги подготовят ученика к 21 веку? Вот вопросы, на которые необходимо ответить не только казахстанским педагогам, но и мне тоже. Ответы на многие вопросы мы найдём на курсах ЦПМ. Мир стремительно и динамично меняется. Меняются технологии, идёт устойчивое развитие, демографические изменения в обществе, безопасность в мире – все эти факторы имеют глобальный характер. Движение времени ощущается и в образовании. Поэтому должны меняться и функционирующие системы образования. В настоящее время признана равная значимость процесса формирования знаний и соответствующих практических навыков. Приоритетом в образовании, является готовность учащихся к практическому использованию имеющихся знаний.

1) Прежде, чем знакомить учителей с новыми технологиями, необходимо показать, почему возникла потребность в изменении подходов в преподавании;
2) Дать учителям возможность переосмыслить и пересмотреть свои подходы к преподаванию и обучению, их соответствие требованиям времени.
Наш коллектив, учителей начальных классов с русским языком обучения, можно назвать семьёй. У нас близкие доверительные отношения не только в контексте работы, но и в личном плане. В последнее время у моих коллег не очень благоприятное психоэмоциональное состояние. Связано это и с большой загруженностью, но в первую очередь – это неудовлетворённость результатами своей работы. Вопрос о том, что необходимо менять подходы в обучении и преподавании созрел давно.
Данная тема актуальна для моей школы, чтобы идти в ногу со временем, повышать профессиональный уровень педагогов, на высоком уровне формировать у учащихся ключевые компетенции.

Стадия вызова на уроке

Этап урока "Вызов" предназначен для того, чтобы вызвать:

· вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;

· интерес к новой теме;

Как было раньше? Учитель, начиная урок, сам задает цели и задачи, которые будут решаться на уроке. Это прописано в его плане, на основании этих целей и задач строится и схема урока. Учащиеся, по умолчанию, должны знать эти цели и быть с ними согласными. Ну, бывает, что учитель просто зачитывает цели урока, ставя учеников уже "перед фактом".

В технологии критического мышления делается упор на то, что учащиеся сами будут определять — что они хотят узнать на этом уроке, для чего это им нужно. Вот этот круг целей и задач и определяется на стадии вызова.

По сути, вызов является решающим в том смысле, что задает темп и тон урока. Именно на этом этапе происходит не только повторение пройденного материала (если оперировать привычными терминами), не только актуализация знаний, но и самое главное — дается положительная мотивация, формируется интерес.

Еще один важный момент: стадия вызова призвана активизировать всех учащихся. Если раньше пассивные ученики оставались в стороне, предоставляя возможность более активным поучаствовать в актуализации знаний, то теперь это исключено. Каждый ученик в классе принимает участие в работе. И задача учителя: помочь систематизировать уже накопленный опыт по данной теме, увидеть нестыковки, неясности, пробелы и определить круг вопросов, которые требуют разрешения.

Таким образом, стадия вызова на уроке призвана решать сразу несколько задач:

· сформировать положительную мотивацию;

· вызвать интерес учащихся к новой теме;

· сформировать главные цели урока;

· наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;

· активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

Результативность процесса обучения находится в прямой за-зисимости от степени управления им.

Педагог имеет дело с очень сложным объектом управления—• личностью учащегося, различными видами его психической деятельности. Поэтому эффективность управления процессом обучения во многом зависит от знаний преподавателем особенностей ученика. Кроме того, преподаватель должен иметь четкое представление о цели управления, о:б исходном состоянии управляемого процесса; определить программу воздействий; обеспечить систематическую обратную связь, а также переработку информации, полученной по каналу обратной связи; выработать корректирующие воздействия и реализовать их.

Управление процессом обучения осуществляется на основе обратной связи, т. е. непрерывного или периодического контроля и учета результатов. Учитель постоянно получает информацию о том, как каждый ученик на каждом этапе работы усваивает знания' и овладевает практическими действиями. Новый материал дается в зависимости от усвоения предыдущего.

Чтобы сделать обучение управляемым процессом, необходима «го специальная организация, которая обеспечила бы систематический контроль. Наиболее продуктивной в этом направлении является система обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П. Я. Гальпериным.

Согласно этой теории процесс усвоения знаний проходит в пять этапов.

I этап — этап ориентировочной основы действия. На этом этапе учащиеся получают знания о цели действия и тех условиях, которые необходимы для его выполнения. В результате обеспечивается понимание логики действия, возможностей его осуществления. Это очень важный этап, так как он определяет успешность всех осталь-

Возрастная и педагогическая психология. —М.: Просвещение, 1979, с. 178.

ных этапов. Ориентировочная основа действий может быть неполной, когда содержание деятельности определяется самим учеником путем проб. Формирование действия на такой основе идет очень медленно, оно непрочно. Ориентировочная основа действия может даваться полностью в готовом виде и конкретной форме. Действие в этом случае формируется быстро, безошибочно, оно устойчиво, но применяется в узких рамках, не может быть перенесено в новые условия. И наконец, ориентировочная основа действия может быть полной, но ориентиры даются в обобщенной форме, характерной для целого класс'а явлений. В этом случае она составляется самостоятельно на основе метода, который также сообщается заранее. Действие характеризуется быстротой, безошибочностью, устойчивостью и широтой переноса.

II этап — выполнение действия во внешней материальной фор
ме.

III этап — формирование действия на внешнеречевом уровне;
дальнейшее обобщение действия, которое остается полностью осоз-
нанным, развернутым.

IV этап — формирование действия во внешней речи про себя;
действие быстро сокращается, свертывается, автоматизируется.

V этап — формирование действия на уровне внутренней речи,
собственно умственного действия. Оно максимально свернуто, обоб
щено, автоматизировано, полностью усвоено.

В зависимости от этапа выполнения действий применяется та или иная форма контроля: на первом этапе пооперационный контроль, на втором — систематический, на последующих — эпизодиче- >. ский.

VII. 1.4. Содержание обучения

Вопрос о том, чему учить, определяется программой по конкретному учебному предмету, где предусматриваются те знания, умения и навыки, которыми должен овладеть ученик.

Знанияэто обобщенное отражение действительности. Знания могут быть на уровне представлений и на уровне понятий. В знаниях на уровне представлений отражаются как некоторые существенные, так и второстепенные, случайные признаки, которые могут приводить к неточному усвоению. В знаниях на уровне понятий отражаются существенные признаки.

Обучение понятиям предполагает постановку задач, в решении которых необходимы изучаемые понятия, анализ сущности задач и оценку результатов, ознакомление с исходными свойствами, отношениями и функциями объектов, на которые опирается учащийся, овладевая новыми понятиями, многократные поиски, попытки, проверку результатов при оперировании этими понятиями. Чтобы формировать правильные знания на уровне понятий, надо специально обучать школьников приемам самой умственной деятельности по выделению и объединению признаков изучаемых предметов и действий, т. е. обучать мышлению. Для этого необходимо знать, какие типы мышления (логическое, теоретиче-

ское, практическое, образное) формируются при изучении того или иного материала (см. II. 5.).

Уменияэто применение знаний на практике. Учащиеся часто испытывают затруднения в применении усвоенных понятий при решении конкретных задач. В этом случае понятия не становятся средством деятельности и познания, не связываются с практикой и не становятся умениями.

Для формирования умений важно систематически разъяснять учащимся принципы решения различных классов задач, постоянна практиковаться в выделении существенных для задачи признаков и отношений (использование системы подсказок), в анализе задач с точки зрения того, что требуется установить.

Навыкиэто закрепленные, заученные действия, которые являются результатом обучения. Для навыка характерна автоматизация приемов выполнения действия. Навык освобождает сознание от контроля над этими приемами и позволяет сосредоточить его на целях и условиях действия.

В зависимости от того, какие приемы выполнения действия частично автоматизируются, различают следующие виды навыков: сенсорные (различение звуков при слушании речи, определение дистанции у спортсмена и т. п.), моторные (игра на пианино, не глядя на клавиши, застегивание пуговиц, не глядя на пальто,, и т. п.), сенсомоторные (письмо, рабочие, спортивные движения и т. п.), интеллектуальные (счет, решение определенных типов задач, судейство в спорте и т. п.).

/ VII.1.5. Методы обучения

Вопрос о том, как обучать, решается использованием различных методов обучения, обеспечивающих различную степень психической активности учащихся. Выделяют следующие методы.

Информативный — преподнесение новых знаний в готовой виде. Этот метод требует дословного или осмысленного запоминания, повторения, тренировки по готовым образцам и правилам.

Программированный — усвоение знаний на основе самостоятельного выбора информации, осмысления задач, применения знаний на практике, активного самоконтроля.

Проблемный — усвоение знаний на основе решения нестандартных задач, экспериментирования, выбора и применения понятий в процессе творческой деятельности.

Интерактивный — усвоение знаний в процессе обсуждения и дискуссий, подбора факторов, аргументов, доказательств в условиях непосредственного общения между учащимися.

Применение того или иного метода зависит от характера материала, его сложности, новизны, задач обучения в каждом конкретном случае, уровня психического развития учащихся.

Программированное обучение считается наиболее управляемым.

Его разработка базируется на теории поэтапного формирования умственных действий. Программированное обучениеэто система учебной работы с программным управлением познавательной деятельностью учащихся. При этом программируется содержание предмета и усвоение. Однако обычно программируется не все содержание предмета, а лишь незнакомый учащимся или требующий точного усвоения материал.

Усвоениеэто познавательный процесс, возникающий в ходе 1 учебной деятельности и представляющий собой сознательное овладение опытом предшествующих поколений. Оно обеспечивается •совокупностью психических процессов: восприятия, внимания, па| ■мяти, мышления, воображения, речи, воли, эмоций. Усвоение xa-j растеризуется активностью, управляемостью и результативностью.; Программирование усвоения ориентируется на определенный уровень этого процесса.

1-й уровень — узнавание, опознание, различение, распознавав ние объектов изучения. Действия осуществляются во внешнем пла-

2-й уровень — воспроизведение информации об изучаемом объекте на основе памяти или понимания, вербальное мышление, реконструктивное действие.

3-й уровень — формирование умений, применение знаний на практике в знакомых ситуациях.

4-й уровень — творческое применение приобретенных знаний в незнакомых ситуациях. Действия приобретают гибкий, поисковый характер. Учащиеся овладевают методами мышления в данной области знания, что помогает им принимать решение в творческих ■ситуациях.

ложено схематическое изображение различных наиболее часто встречающихся тактических ситуаций. Одна из задач этой программы—обучение занимающихся мысленному воспроизведению предлагаемых ситуаций с последующим переносом их на реальную игровую деятельность*.

Эффективным современным средством активизации познавательной деятельности учащихся является проблемное обучение. Суть его состоит в том, что ученику не даются знания в готовом виде, а формулируется проблема, требующая разрешения с помощью эвристических приемов. Таким образом учащиеся подводятся к самостоятельному решению поставленных задач.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Читайте также: