Употребление суффиксов в разных частях речи конспект

Обновлено: 06.07.2024

1 . ФИО: Маякова Е.В.

2.Место работы: МБОУ гимназия №2

4.Предмет: русский язык

6.Тип и форма урока: Урок закрепления знания (урок - компьютерная игра)

9.Базовый учебник : Русский язык 3 класс. Автор: В.П.Канакина

10.Цель урока: Закрепить понятие суффикса, как значимой части слова., определить значение суффиксов в речи.

Обучающие: закреплять знания о новой значимой части слова – суффиксе выяснить значение суффиксов в речи, учить находить его в слове.

Развивающие : способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные : развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

- определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

  • проблемный диалог;
  • здоровьесберегающие;
  • ИКТ.

14.Формы организации познавательной деятельности:

групповая, дифференцированная, фронтальная.

  • проблемно-поисковые;
  • практические;
  • словесные.
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • мультимедийная презентация в программе PowerPoint;
  • карточки для групповой работы;
  • наборы суффиксов для групповой работы;
  • оценочные листы;
  • карточки для самооценки и рефлексии;
  • классная доска с оформлением;
  • учебник для третьего класса; авторы В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.

17.Структура и ход урока

1. Психологический настрой на работу.

Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности, создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям!

И садитесь по местам.

- Тихонько сели, приготовились работать.

Какое сегодня число ? Прочитаем и запишем в тетрадь.

регулятивные: самоопределяться к учебной деятельности

2. Минутка чистописания.

-Спишите эти сочетания букв: крнь, прствк, кнчн, сффкс. Отгадайте что это за слова.(корень, приставка, окончание, суффикс). Повторить эти сочетания еще по 2 раза.

Применяют знания каллиграфического написания букв

соблюдать единый орфографический режим

3. Актуализация знаний.

Актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые на этом этапе урока.

  • Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)
  • Общая часть родственных слов называется…(корнем)
  • Как называется последний месяц осени…(ноябрь)
  • Что находится между городом и селом? (и)
  • Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
  • Назовите слово, противоположное слову враг …(друг)
  • Чем кончается лето и начинается осень ? (буквой о)
  • Сколько гласных букв в алфавите? (10)

Отвечают на вопросы.

находить ответы на вопросы,

личностные: оценивать содержание учебного материала;

регулятивные: высказывать свое предположение;

слушать и понимать речь учителя.

называть части слова,

знать определения частей слова.

4. Формулирование темы и учебных целей урока

Согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

а) Наблюдение над ролью суффиксов.

  • Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок много, а нитки ни одной. (Ёж)

- А если еще маленький? (Ёжик)

- Мама ежат? (Ежиха) (слайд1)

-Как называются эти слова? (однокоренные)

- Чем различаются эти слова? (частью слова ,стоящей после корня)

- как называется эта часть? (суф-с)

б)Формулирование учащимися темы урока

- Кто попробует сформулировать тему урока?

-Часть слова –суффикс.

- Вместе с нами все про суффиксы хочет узнать герой одной компьютерной игры. (слайд 3 Смайл)

По правилам компьютерной игры герои проходят уровни и идут к цели. Какую цель преследует наш герой -узнаем позже.

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

- Какие задания хотели бы вы выполнить?

Находят однокоренные слова. Выделяют корень. Предполагают , что такое суффикс и определяют его место в слове.

Определяют тему и цели урока, задания , которые хотели бы выполнить.

Знакомятся с героем компьютерной игры.

регулятивные:определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой.

5. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

Выбрать способ реализации цели. Построить план и определить средства достижения цели

  1. а)Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

Начало компьютерной игры.

- Суффиксов в русском языке огромное количество.

-Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Внимание на экран. Наш герой отправляется на первый уровень. (слайд 4)

-Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова.

-Запишите в два столбика.

-А теперь выделите суффикс в этих словах.

-Объясните лексическое значение новых слов.

Цвет- цветник, цветок, цветные,

Лес- лесник, лесок, лесные,

-Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня) (слайды5-7)

б)Обобщение знаний о суффиксе. Формулировка правила. Работа с тестом. (Оценочные листы - оценивают свою работу)

- Давайте с помощью теста подведем первые итоги о том, что узнали о суффиксе.

-Найди верное утверждение.

1) Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

2) Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3) Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

- Так что же такое суффикс?

- (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня)

в) Чтение правила. Учебник с.89

Проверим себя (слайд 13)

- Сверимся с учебником.

- Совпали ли наши выводы с выводами учебника?

- Давайте оценим свою работу в оценочных листах.(оценивание 1)

- А вместе с нами первый уровень прошел и наш герой. (слайд 14)

О чем мы не сказали? (значимая часть)

-Как понимаете? (несет значение)

Подбирают однокоренные слова,

Выделяют корень, суффикс.

Наблюдают за лексическим значением слова.

Делают вывод, что суффикс влияет на изменение лексического значения слова.

Строят алгоритм нахождения

суффикса в слове.

Делают выводы о том, что такое суффикс, что он стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.

Убеждаются в правильности своих суждений и вывода, сверяясь с учебником.

Оценивают свою работу в оценочных листах.

Находят несоответствие своего вывода и правила в учебнике (значимая часть)

Предметные: знать место суффикса в слове, определять лексическое значение слов и роль суффикса в значении слова.

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

уметь работать с информацией,

сопоставлять факты, делать умозаключения

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

6. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии.

Проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

2. Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений.

а) Работа в парах (оценивают работу друг друга в оценочных листах).

- Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит лексическое значение слова.

- Мы отправляем нашего героя на второй уровень и отправляемся вместе с ним. (слайд 15)

- Сейчас вы будете работать в парах. Нужно будет соблюдать правила работы в группе.

Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик, сынок – ____________ ,

диванчик – ______________ , учитель – ___________ ,

маленький – ___________ , осенний – ___________ ,

медвежонок – ____________, стульчик – ___________,

котище – ___________ .Проверка с помощью слайдов 16-22 с уточнением значений суф-в.

Наш герой прошел второй уровень (слайд 23) и нам пора оценить свою работу и отдохнуть. (оценивание 2)

ФИЗМИНУТКА (слайд 24)

б) Работа в группах по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе. (оценочные листы - оценивают работу каждого в группе, устно дают оценку работе всей группы)

- Давайте вырастим чудо- дерево . Мы отправляем героя на третий уровень, а сами продолжим работу группами .

Задания группе 1.

1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова.

- Выделите суффиксы. Какое значение они имеют?( увеличительное)

- А с другой стороны….

2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы.

Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка.

- Какое значение придали словам суффиксы? ( уменьшительно - ласкательное)

-Найдите в наборе все суффиксы из заданий, прикрепите на дерево.

Задания группе 2 .

1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу : север -северный …

запад, ветвь, дождь, , октябрь

К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод.

(эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность)

2)- Найдите в словах храбр ость , мудрость, хитрость, ловкость суффикс.

- Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека)

-С какими суффиксами вы работали? Прикрепите их на дерево.

Задания группе 3.

1)Допиши слова по образцу: водить - водитель , учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … .

- Найдите суф-ы. Какое значение они придали словам? ( получились слова, обозначающие профессии)

У нас на земле все просто. У волк – волч онок , у лося - …, у зайца - …, у глухаря – глухар ят а, у дрозда - …, у гуся - … . Лис…, ут…, ежа…, галч… .

А попробуй-ка под водой! Ну, у щуки –щурята. Это известно. А дальше?

-Прочитайте вставленные слова.

- Назовите значение суффиксов. (получились слова называющие детенышей животных)

- Найдите в конверте суффиксы с которыми вы работали. Прикрепите их на дерево.

сказки о суффиксах

В)Подведение итогов работы групп

- Какие значения могут иметь суффиксы?

- Вот такое чудо-дерево у нас выросло . А наш друг прошел третий уровень и тоже нашел чудо-дерево (слайд 27) с необычными плодами. Это орешки знаний.

Орешек знаний твёрд,

но всё же мы не привыкли отступать,

нам расколоть его поможет

(слайд 29 оценивание 3)

Работают в малых группах. Подбирают однокоренные слова, выделяют суффиксы, используя алгоритм выделения суффиксов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку.

Урок русского языка

Учитель: Шакирова Кристина Сергеевна .

Тема: Употребление слов с суффиксами.

Образовательная: закрепить употребление слов с суффиксами. Учить образовывать и писать правильно слова с суффиксами.

Развивающая: развивать умения распознавать суффиксы; развивать память¸внимания, речь, словарный запас , орфографический навык.

Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, чувство взаимопомощи.

Актуализация знаний

Закрепление изученного материала

Домашнее задание

Ребята, а начнем мы наш урок с минутки чистописания.

Открываем тетради отступаем от предыдущей работы одну строку вниз, записываем дату …….

Посмотрите , пожалуйста, на доску.

Какие сочетания букв записаны на доске? Прочитайте.

Запишите в строку сочетания , обращая внимание на соединения.

Какой частью слова могут быть эти сочетания букв?

Ребята, что называется суффиксом? Как вы думаете, что их еще обьединяет?

Давайте придумаем слова с такими суффиксами, учитывая значение, которое они вносят в их значение слова.

Запишем на след.строке

Ник тель ист чик

Значение; название лиц по профессии

Лесник, писатель, юморист, летчик

3.Объявление темы и цели урока

Посмотрите н доску. Прочитаем вслух предложение .

Ребята, что это такое ?

Спишите эту загадку и напишите отгадку. Выделите суффиксы в словах, для этого вспомним, какой способ можно использовать, как найти суффикс?

Силит девица в темнице, а коса на улице.

4. Изучение нового материала.

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока ?

Чему будем учиться ?

Ребята, открываем учебник на стр. 74

Давайте посмотрим на упр. 90 . Прочитаем задание !

Ребята, какое средство будете использовать при составлении слов?

Ребята, так как это стихотворение записываем его в столбик.

Если вы затрудняетесь с выбором суффиксов, посмотрите внимательно на сундучок. В рамочке выделены суффиксы.

При записи выделяйте суффиксы, и подчеркивайте безударные гласные корня.

После того, как закончите работу, поставьте руку на локаток.

Итак , ребята, давайте с вами проверим.

Какое значение вносят данные суф. В значение слова?

Ребята, какие безударные гласные корня вы подчеркнули?

Совершенно верно, молодцы. С этим задание вы справились, а теперь мы давайте с вами немного отдохнем.

Употребление слов с суффиксами.

Перепуталась родня, не поймут, где чья семья…

Еж, ежонок и ежиха,

Слон, слоненок и слониха,

Лось, лосенок и лосиха,

Лис, лисенок и лисица,

Тигр, тигренок и тигрица,

Гусь, гусенок и гусиха.

Ежонок, слоненок, лосенок, лисенок, тигренок, гусенок.

Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. пол достали
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики

Все нашли упр. 91. Ребята, прочитаем отрывок из повести – сказки Н.Носова.

По каким дталям можно определить, что в тексте дано описание комнаты девочек- малышек?

А теперь спишите текст, вставляя недостающие буквы. Выполняем комментируя.

Открыв глаза, Незнайка увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли маленькие креслица. На стенах висели коврики и картины с изображением цветов. У окна стоял круглый столик. На нем возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала подушечка, вся утыканная иголками, словно ощитининившийся ежик.

Давайте ответим на вопросы, под заданием.

Итак, какой способ проверки при выборе букв чаще применялся?

Теперь переходим к следующему заданию.

А сейчас повторим особенности употребления приставок.

Посмотрите на упр. 92

Записываем словосочетание через запятую, объясняем написание приставок. Работать мы будем ребята по цепочке. Читаем и записываем первое словосочетание.

Объясним случаи написания Ъ в словах.

Правильно, молодцы ребята!

По описанию: маленькие креслица, картины с изображением цветов, куча разноцветных ниток.

Подбор однокоренного слова.

Доплыть до берега,

Налететь на хищника,

Списать в тетрадь,

Ребята, можно ли считать слова гимнастика , гимнастерка однокоренными?

Объясним лексическое значение.

Записываем слова в тетради, обозначаем орфограммы.

Перейдем к упр. 93.

Ребята, помогите описать игрушечную комнату. С какими суф. Уместнее употребить в тексте выделенные слова?

Составим примеры устно.

Ребята, записываем текст с образованными словами.

В углу детской комнаты проживала кукла Алёна. В её КОМНАТЕ стоял игрушечный СТОЛ и четыре МАЛЫХ СТУЛА. На одном из них сидел пушистый ЗАЯЦ ,на другом-деревянный ЧЕЛОВЕК с длинным носом.
На столе стоял красивый САМОВАР, возле него пристроился малюсенький ЧАЙНИК,их окружали БЕЛЫЕ ЧАШКИ. Миниатюрная ВАЗА была наполнена сластями.

Какие образованные слова вы написали?

Ребята, выделите в образованных словах суффиксы, а в них безуд.гласные.

Давайте посмотрим внимательно, в каких еще словах вы можете выделить известные тебе приставки и суф?

Ребята, а сейчас выполним разбор слова по сотаву.

К доске пойдет ………Записываем слово и с комментированием выполняем разбор.

Второе слово разбираем на местах самостоятельно.

Можно взять суф.

Комнатке, столик, маленьких стульчика, зайчик, человечек, самоварчик, беленькие чашки, вазочка.

Проживала, наполнена, малюсенький.

Ребята, что вы сегодня узнали нового?

Чему мы учились на уроке?

7. Домашнее задание

Учебник с. 75 упр. 94

Урок окончен, всем до свидания !

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 085 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.01.2020 184
  • DOCX 21.6 кбайт
  • 3 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шакирова Кристина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

4.Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

5. Правила слитного или дефисного написания сложных слов.

Вопросы 1. Понятие об орфографии.

1.Выборочный орфоэпический диктант. 2). Выпишите слова в таком порядке: а) с непроизносимыми согласными,

б) с сочетаниями чн, произносимыми как шн, в) с сочетаниями чт, произносимыми как шт.

Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, пустячный случай, конечно исполнишь, довольно скучно, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность

Принципы орфографии – это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.

Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной – степь, рябиновый – сосновый, подписать – подпись, к ране – к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов.

Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать – роспись, бездомный – бесхозный.

Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др. В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.

Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица) и Орёл (город).

Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.

а) Какими пособиями можно воспользоваться, чтобы проверить правильность постановки ударения в слове? (Ответ: специализированным пособием является орфоэпический словарь, в котором указано не только ударение, но и все особенности произношения данного слова. Однако правильность ударения можно проверить по любому словарю (орфографическому, толковому и др.).

б) Раздели слова “хозяева”, “квартал” на слоги и охарактеризуй их. (Ответ: хо-зя-е-ва – 4 слога, все открытые, квар-тал – 2 слога, оба закрытые.)

в) Дать определение орфоэпии. (Ответ: орфоэпия (от греческого orthos-правильный и epos-речь) – совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам).

3. В чем особенности словесного ударения в русском языке? (Ответ: русское ударение свободное, т.е. может переходить в одном и том же слове с одного слова на другой сторонa – сторонкa – стoроны). В чем особенности ударения в том иностранном языке, который вы изучаете? (Ответ: в английском языке ударение свободное, во французском - закрепленное на последнем слоге).

Вопрос 2. Употребление приставок в разных частях речи.




Вопрос 3. Употребление суффиксов в разных стилях речи.

Ребята, я расскажу вам о четырёх группах суффиксов и их значениях. Первая группа суффиксов - -ец-, -анин-, -янин-, -ич-. С помощью этих суффиксов мы можем образовать слова, называющие людей по их месту жительства. Вторая группа суффиксов: -оват-, -еват-. Эти суффиксы мы можем использовать тогда, когда хотим сказать, что признак у предмета проявляется не в полной форме, а чуть-чуть. Третья группа суффиксов поможет вам правильно назвать детёнышей животных в единственном - -ёнок-, -онок- и во множественном числе - ат-, -ят. Четвёртая группа суффиксов нам нужна, когда мы характеризуем предмет, говорим из какого материала он сделан- -ан-, -ян-, -ов-. Итак, ещё раз посмотрите на все эти группы суффиксов и запомните их значение. Правильно образовывайте нужные слова. Пятая группа суффиксов. Эти суффиксы помогают нам образовывать слова, называющие людей по их роду деятельности, по профессии - -ак-, -як-, -щик-, -чик-, -тель-. Шестая группа суффиксов. Эти суффиксы мы можем употреблять в своей речи, когда говорим о маленьких предметах или хотим сказать о них ласково: -ик-, -ек-, -чик-, -очк-, -ёньк-, -оньк-. Особенно часто их используют поэты в своих произведениях, чтобы подчеркнуть своё отношение к тем предметам, о которых они пишут.

Ивушка, ивушка, зелёная моя!
Что же ты, ивушка, невесела стоишь?
Или тебя, ивушка, солнышком печёт,
Солнышком печёт, частым дождичком сечёт,
Под корешок ключева вода течёт?

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Русский язык.

Тема: Понятие об орфографии.

План:

1.Понятие об орфографии.

2.Употребление приставок в разных частях речи.

3.Употребление суффиксов в разных стилях речи.

4.Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

5. Правила слитного или дефисного написания сложных слов.

Вопросы 1. Понятие об орфографии.

1.Выборочный орфоэпический диктант. 2). Выпишите слова в таком порядке: а) с непроизносимыми согласными,

б) с сочетаниями чн, произносимыми как шн, в) с сочетаниями чт, произносимыми как шт.

Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, пустячный случай, конечно исполнишь, довольно скучно, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность

Принципы орфографии – это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.

Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной – степь, рябиновый – сосновый, подписать – подпись, к ране – к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов.

Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать – роспись, бездомный – бесхозный.

Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др. В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.

Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица) и Орёл (город).

Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.

а) Какими пособиями можно воспользоваться, чтобы проверить правильность постановки ударения в слове? (Ответ: специализированным пособием является орфоэпический словарь, в котором указано не только ударение, но и все особенности произношения данного слова. Однако правильность ударения можно проверить по любому словарю (орфографическому, толковому и др.).

б) Раздели слова “хозяева”, “квартал” на слоги и охарактеризуй их. (Ответ: хо-зя-е-ва – 4 слога, все открытые, квар-тал – 2 слога, оба закрытые.)

в) Дать определение орфоэпии. (Ответ: орфоэпия (от греческого orthos-правильный и epos-речь) – совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам).

3. В чем особенности словесного ударения в русском языке? (Ответ: русское ударение свободное, т.е. может переходить в одном и том же слове с одного слова на другой сторонa – сторонкa – стoроны). В чем особенности ударения в том иностранном языке, который вы изучаете? (Ответ: в английском языке ударение свободное, во французском - закрепленное на последнем слоге).

Вопрос 2. Употребление приставок в разных частях речи.

Вопрос 3. Употребление суффиксов в разных стилях речи.

Ребята, я расскажу вам о четырёх группах суффиксов и их значениях. Первая группа суффиксов - -ец-, -анин-, -янин-, -ич-. С помощью этих суффиксов мы можем образовать слова, называющие людей по их месту жительства. Вторая группа суффиксов: -оват-, -еват-. Эти суффиксы мы можем использовать тогда, когда хотим сказать, что признак у предмета проявляется не в полной форме, а чуть-чуть. Третья группа суффиксов поможет вам правильно назвать детёнышей животных в единственном - -ёнок-, -онок- и во множественном числе - ат-, -ят. Четвёртая группа суффиксов нам нужна, когда мы характеризуем предмет, говорим из какого материала он сделан- -ан-, -ян-, -ов-. Итак, ещё раз посмотрите на все эти группы суффиксов и запомните их значение. Правильно образовывайте нужные слова. Пятая группа суффиксов. Эти суффиксы помогают нам образовывать слова, называющие людей по их роду деятельности, по профессии - -ак-, -як-, -щик-, -чик-, -тель-. Шестая группа суффиксов. Эти суффиксы мы можем употреблять в своей речи, когда говорим о маленьких предметах или хотим сказать о них ласково: -ик-, -ек-, -чик-, -очк-, -ёньк-, -оньк-. Особенно часто их используют поэты в своих произведениях, чтобы подчеркнуть своё отношение к тем предметам, о которых они пишут.

Ивушка, ивушка, зелёная моя!
Что же ты, ивушка, невесела стоишь?
Или тебя, ивушка, солнышком печёт,
Солнышком печёт, частым дождичком сечёт,
Под корешок ключева вода течёт?

-ЕЦ-: пишется в существительных мужского рода и среднего рода (перед ударением)
Например: братец, письмецо
-ИЦ-: пишется в существительных женского рода и среднего рода (после ударения)
Например: мастерица, платьице

3. Cуффиксы глаголов

Cуффиксы -ОВА- / -ЕВА-, -ЫВА / -ИВА-
-ОВА- / -ЕВА-: форма 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени оканчивается на -ую, -юю.
Например: пробовать - пробую
-ЫВА / -ИВА-: форма 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени оканчивается на -ываю, -иваю.
Например: отгадывать - отгадываю
Примечание: В глаголах перед ударным –ВА- сохраняется та же гласная, что и в глаголе, от которого он образован.
Например: преодолевать — преодолеваю, заливать-заливаю

Cуффиксы перед -Л- в прош.вр.

Перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве.
Например: лаял - лаять

4. Cуффиксы причастий

Перед суффиксом –вш-, -ш- в причастиях пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве.
Например: лаявший - лаять

Читайте также: