Употребление союзов в простом и сложном предложении конспект кратко

Обновлено: 05.07.2024

Союз — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая исполь­зу­ет­ся для свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния меж­ду собой, частей слож­но­го пред­ло­же­ния и само­сто­я­тель­ных пред­ло­же­ний в тексте.

Союз как часть речи начи­на­ют изу­чать в 3 и 4 клас­се. Рассмотрим подроб­нее, что такое союз в рус­ском языке.

По грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам все сло­ва отно­сят к само­сто­я­тель­ным или слу­жеб­ным частям речи.

Самостоятельные части речи обла­да­ют общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем и обо­зна­ча­ют пред­мет (дере­во, забо­та), при­знак (весе­лый, мор­ской), дей­ствие или состо­я­ние (стро­ить, раз­мыш­лять), коли­че­ство (три, шесте­ро) и пр. Слова само­сто­я­тель­ных частей речи обла­да­ют харак­тер­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми, по кото­рым их мож­но узнать и отли­чить друг от дру­га и от слу­жеб­ных частей речи.

Служебные части речи не могут назы­вать пред­ме­ты и их при­зна­ки, дей­ствия или коли­че­ства. Они не изме­ня­ют­ся, не име­ют пол­но­цен­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния, грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков и не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. Служебные сло­ва упо­треб­ля­ют­ся для выра­же­ния раз­лич­ных отно­ше­ний меж­ду явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, обо­зна­чен­ны­ми сло­ва­ми само­сто­я­тель­ных частей речи.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют три слу­жеб­ные части речи:

  • пред­лог (к, от, насчет);
  • союз (а, но, пока);
  • части­ца (как, неуже­ли, вот).

Выясним, для чего исполь­зу­ет­ся союз как слу­жеб­ная часть речи.

Союз — это средство связи

В пред­ло­же­нии могут быть несколь­ко слов, отве­ча­ю­щих на один и тот же вопрос и пояс­ня­ю­щих одно и то же сло­во. Это одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Их мож­но про­сто пере­чис­лить с помо­щью инто­на­ции, а мож­но исполь­зо­вать с ними союз как слу­жеб­ную часть речи.

Сравним:

В дедуш­ки­ном саду рас­тут ябло­ни, виш­ни, гру­ши, сливы.

В дедуш­ки­ном саду рас­тут ябло­ни и виш­ни, гру­ши и сливы.

Союз вос­тре­бо­ван так­же в слож­ном пред­ло­же­нии, если соеди­ня­ет его части:

Поднялся ветер , и серые тучи ушли за горизонт.

Наконец союз может соеди­нять целые фраг­мен­ты текста:

С дав­них пор люди счи­та­ли Север непро­хо­ди­мым. Ледяная без­жиз­нен­ная пусты­ня была опас­на для чело­ве­ка. И все же начи­ная с XVI века на Север регу­ляр­но наве­ды­ва­лись кораб­ли смель­ча­ков. У море­пла­ва­те­лей была мно­го­ве­ко­вая меч­та най­ти про­ход меж­ду материками.

Понаблюдав за исполь­зо­ва­ни­ем сою­зов, дадим опре­де­ле­ние сло­вам этой части речи:

Союз — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая исполь­зу­ет­ся для свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, частей слож­но­го пред­ло­же­ния и фраг­мен­тов текста.

Происхождение и состав союзов

По про­ис­хож­де­нию сою­зы делят­ся на непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные. Непроизводные сою­зы не свя­за­ны с дру­ги­ми частя­ми речи:

Производные сою­зы обра­зо­ва­ны от слов дру­гих частей речи спо­со­бом перехода:

  • тоже, так­же, зато;
  • если, хотя, пока, как будто.

По соста­ву сою­зы бывают

  • про­стые, кото­рые состо­ят из одно­го сло­ва (и, да, пока, как);
  • состав­ные, име­ю­щие несколь­ко слов (до тех пор пока, для того что­бы).

Типы союзов

По упо­тре­би­тель­но­сти сою­зы делят­ся на оди­ноч­ные (а, но, да, тоже), повто­ря­ю­щи­е­ся (ни…ни, не то…не то, либо…либо) и двой­ные, кото­рые состо­ят из несколь­ких вза­им­но свя­зан­ных ком­по­нен­тов, раз­де­лен­ных дру­ги­ми словами:

Типы союзов по употреблению

По син­так­си­че­ской роли в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют сочи­ни­тель­ные и под­чи­ни­тель­ные союзы.

Сочинительные союзы

Сочинительные сою­зы соеди­ня­ют рав­но­прав­ные элементы:

  • одно­род­ные члены;
  • про­стые пред­ло­же­ния в соста­ве сложного;
  • пред­ло­же­ния в тексте;
  • абза­цы текста.

По выра­жа­е­мым отно­ше­ни­ям меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и частя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния сочи­ни­тель­ные сою­зы делят­ся на группы:

1. соеди­ни­тель­ные сою­зы, кото­рые упо­треб­ля­ют­ся при перечислении:

В эту тем­ную ночь ни звез­ды, ни луна не осве­ща­ли нам путь.

2. про­ти­ви­тель­ные сою­зы выра­жа­ют отно­ше­ния про­ти­во­по­став­ле­ния, несо­от­вет­ствия пред­ме­тов, при­зна­ков, дей­ствий, под­чер­ки­ва­ют раз­ли­чия меж­ду ними:

Кругом цари­ла тиши­на, одна­ко вда­ли послы­шал­ся едва раз­ли­чи­мый гул.

3. раз­де­ли­тель­ные сою­зы обо­зна­ча­ют отно­ше­ния вза­и­мо­ис­клю­че­ния явле­ний, чере­до­ва­ния пред­ме­тов, событий:

С утра небо либо хму­рит­ся, либо неожи­дан­но вспых­нет из-за туч сол­неч­ный луч.

4. гра­да­ци­он­ные сою­зы име­ют зна­че­ние уси­ле­ния или ослаб­ле­ния зна­чи­мо­сти одно­го из чле­нов одно­род­но­го ряда, как пра­ви­ло, второго:

Мы не толь­ко посмот­ре­ли спек­такль, но и про­чли эту пье­су в оригинале.

5. пояс­ни­тель­ные сою­зы выра­жа­ют отно­ше­ния разъяснения:

На выстав­ке гон­чар пред­ла­га­ет гли­ня­ные изде­лия, а имен­но: сви­стуль­ки, фигур­ки живот­ных и птиц, деко­ра­тив­ную посуду.

6. при­со­еди­ни­тель­ные сою­зы слу­жат для при­со­еди­не­ния доба­воч­ных све­де­ний или замечаний:

Путь был один, при­чем места­ми по болоту.

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

Подчинительные сою­зы — это сою­зы, кото­рые свя­зы­ва­ют меж­ду собой нерав­но­прав­ные части слож­но­го пред­ло­же­ния. В соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния они ука­зы­ва­ют на зави­си­мость одно­го пред­ло­же­ния от другого.

По зна­че­нию различают

1. изъ­яс­ни­тель­ные союзы:

Мы не зна­ем, нуж­но ли сле­до­вать это­му совету.

2. вре­мен­ные союзы:

Едва рас­све­ло, начал­ся нуд­ный осен­ний дождь.

3. при­чин­ные союзы:

Она гром­ко запе­ла, пото­му что боя­лась окру­жа­ю­щей гне­ту­щей тишины.

4. целе­вые союзы:

Для того что­бы понять дру­го­го чело­ве­ка, доста­точ­но вни­ма­тель­но его выслушать.

5. срав­ни­тель­ные союзы:

Под её лег­ки­ми шага­ми тихо шеле­сте­ла листва, как ино­гда шур­шит в кустах ежик.

6. усту­пи­тель­ные союзы:

Даром что это село назы­ва­ют город­ком, жите­лей тут оста­лась уже совсем немного.

7. сою­зы следствия:

Быстро смер­ка­лось, так что силу­эты дере­вьев за окна­ми сли­ва­лись в одну тем­ную стену.

Подчинительные союзы

Морфологический разбор союза

Последовательность раз­бо­ра сою­за как части речи:

  1. слу­жеб­ная часть речи союз;
  2. неиз­ме­ня­е­мый
  3. сочи­ни­тель­ный или подчинительный;
  4. раз­ряд по значению;
  5. про­стой или составной;
  6. ука­зать, что соединяет.

Примеры морфологического разбора

Белые лебе­ди да пёст­рые утки пла­ва­ют в пру­ду парка.

Да — это союз, неиз­ме­ня­е­мый, сочи­ни­тель­ный, соеди­ни­тель­ный (да=и), про­стой, соеди­ня­ет одно­род­ные подлежащие.

У Ивана силь­ная воля, и у него есть сокро­вен­ная мечта.

И — это союз, неиз­ме­ня­е­мый, сочи­ни­тель­ный, соеди­ни­тель­ный, про­стой, соеди­ня­ет два про­стых пред­ло­же­ния в ССП.

Если с утра нет дождя, мож­но идти дальше.

Если — это союз, неиз­ме­ня­е­мый, под­чи­ни­тель­ный, усло­вия, про­стой, при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ную часть усло­вия в СПП.

Видеоурок

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Употребление союзов в простых и сложных предложениях

Цель: изучить правило постановки запятой в простых и сложных предложениях с союзом И.

Задачи: 1. Формировать умения постановки запятой в простом и сложном предложении перед союзом И. 2. Систематизация знаний учащихся об употреблении сочинительных и подчинительных союзов. 3. Воспитание интереса к родному языку.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Оргмомент

- Предлагаю вам такой девиз урока

Чтобы день успешным был,

Для себя я все решил:

Разум свой я подключу,

Мысли думать научу.

2. Фронтальный опрос (метод толстых и тонких вопросов)

1. Какие служебные части речи знаешь?

2. Что такое предлог?

3. Назови виды предлогов

4. Что такое союз?

Задание на карточках: слитное и раздельное написание союзов

1) Выполни то (же) самое задание ещё раз. 2) Я не был за границей, за(то) объездил вдоль и поперёк свою страну. 3) Здесь так (же) пустынно, как было несколько лет назад. 4) Наша кошка пропала, за(то) появился весёлый щенок.5) Нам пришлось спрятаться за (то) дерево.6) Не для того же я сеяла траву, что(бы) её вытоптать.7) Что (бы) ни говорили, я выполню эту работу.8) Мне ничего не оставалось, как выйти на большую дорогу, так(же) покрытую белым снегом.9) Туляки известны так (же), как первые знатоки в религии.10) Я боюсь поверить, что(бы) не ошибиться.

Проведение словарного диктанта (упр. 421)

3.Изучение нового материала

- Как вы думаете, какой союз самый употребительный? Действительно, это И.

Задание на доске. Просмотрите предложения, расставьте знаки препинания, определите роль союза в них.

1) Бриз усиливался.2) Мощь ветра нарастала и судно побежало быстрее. 3) Казалось что оно спешит скорее в порт чувствуя опасность.

4) Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушивался.5) Вдруг ухо уловило отдалённый шум.6) Он всё приближался усиливался и скоро обратился в яростный рев.

6) Налетел резкий порыв ветра выстрелом рванул по парусам и корабль стремительно повалился на левый борт.7) Боцман не удержался на ногах и полетел в люк увлекая за собой матроса.

Сделайте вывод, сформулируйте цель и задачи урока

Составьте схемы употребления союза.

- А теперь откроем учебники на странице . сопоставим схемы, дополните схему.

Сформулируем вывод: Итак, чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания нужно помнить о.

4. Закрепление изученного материала

2. Тестовые задания на карточках для индивидуальной работы из ВПР.

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1. Он зашел ко мне, что(бы) обсудить книгу.

2. Солнце зашло за(то) облако.

3. Я так(же), как и вы, играю в теннис.

4. Мне эта книга то(же) понравилась.

5. Что(бы) нам придумать?

6. Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

7. Что(бы) вы мне посоветовали?

8. Природе надо, что(бы) ее любили.

9. Я зашел, что(бы) обсудить важную проблему.

10. Он тут ни (при)чем.

11. (При)том доме находится сад.

12. (От)того опоздания зависело многое.

13. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел.

14. Взору предстала та(же) картина.

5.Домашнее задание: упр. 424 задания 1, 2 или 426 задания 1, 2, 4.

- воспитывать самостоятельность, ответственность, гуманное отношение к слабоуспевающим; тренировать способность концентрировать внимание и отбирать главное; совершенствовать этику работы с книгой и дидактическим материалом; учить формулировать и реализовывать цели, воспитывать умение работать в парах.

Работа по развитию речи:
- наблюдение над использованием союзов для связи са
мостоятельных предложений в тексте.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_soyuz_kak_sluzhebnaya_chast_rechi._pravopisanie_soyuzov_i_ikh_upotreblenie_v_prostom_i_slozhnom_predlozhen.doc 95.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №90
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

на втором курсе.

16 октября 2012 года

Преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ НПО ПУ №90 Ефимова А. В.

Технологии: личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Межпредметные связи: литература, история.

Подходы к изучению русского языка: текстоориентируемый, практикоориентируемый, культуроведческий.

- познакомить с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте;

- познакомить с разрядами союзов по значению и по составу,

- формировать умение определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания при них;

- развивать мышление, речь, обогащать словарный запас; учить использовать свой субъективный опыт; продолжить работу по развитию речи; развивать культуру речи (точность, корректность формулировки);

- воспитывать самостоятельность, ответственность, гуманное отношение к слабоуспевающим; тренировать способность концентрировать внимание и отбирать главное; совершенствовать этику работы с книгой и дидактическим материалом; учить формулировать и реализовывать цели, воспитывать умение работать в парах.

Работа по развитию речи:
- наблюдение над использованием союзов для связи самостоятельных предложений в тексте.

Повторить: - правописание предлогов, наречий; орфограмм в корне слова;

I. Организационный момент

Объявление темы и целей урока.

II. Повторение изученного

  1. Фронтальный блиц – опрос.
    1. На какие вопросы отвечает предлог?
    А) Где? Куда? Откуда?
    Б) Когда?
    В) Не отвечает на вопросы
    2. Какое значение имеет предлог?
    А) Пространственное.
    Б) Вместе с окончаниями существительных выражает отношения пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные.
    2. Словарный диктант.
    В продолжение аттестации, в продолжении романа, узнать насчёт работы, положить деньги на счет в банке, ввиду праздника, иметь в виду, выполнять в течение года, в течении реки, прочитать в следствии по уголовному делу, запретить вследствие эпидемии, из – за водопада, в заключение выступления.

III. Мотивационное введение.

1. Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи – союзом.

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.

Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)

IV. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.

1. Работа с текстом .
Прочитайте стихотворение, объясните постановку знаков препинания. Определить стиль и тип речи. Найдите союзы и определите их роль.

МОЙ ГОРОД.
Над Ахтубой, где голубые плесы
И жгучее дыхание ветров,
Растёт мой город
На крутом откосе,
Горя в зелёном пламени садов.
И смотрит вдаль задорными глазами:
Его просторы атакуют степь.
И на земле, тоскующей веками,
Взметнулась гордо новостроек цепь.
(Ю. Логинова)

2. Запись и разбор предложений на доске.

Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.

Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).

Солнце выглянуло из-за туч и осветило окрестности.

и засверкали капли дождя на листьях

когда отгремели раскаты грома.

3. Функция сложных предложений.

4. Вывод: почему на схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)

А) В зависимости от роли союза в предложении они делятся по значению на 2 разряда: сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения или простые предложения в составе сложносочинённого. Подчинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложноподчинённого.

Б) По составу союзы делятся на 2 группы: простые и составные. Простые состоят из одного слова, составные – из двух и более слов.

Союзы сочинительные подчинительные

Чтобы
Если
Когда
Едва
Как
Будто

Не только …, но и
То …, то…
Как …, так и …
Либо …, либо …

Потому что
Оттого что
Так как
Для того чтобы
Как будто

Распределите союзы на два столбика: простые и составные.

V. Закрепление материала.

1. Работа с карточками. Упражнение на закрепление навыка “узнавания” союза.

Заключите в овал в тексте карточки союзы, подчеркните связываемые союзами однородные члены предложения или основы простых предложений.

Карточка №1. Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма всё ещё дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. Когда же на солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался. Тропинка вначале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула вверх.

Проезжую дорогу сильно размыло, потому что целую неделю шли проливные дожди. Архитектурный ансамбль прекрасно отреставрировали, так как работой руководили прекрасные мастера. За последние годы изменилось наше отношение к природе, так как мы лучше стали понимать ее назначение. В наших краях весенние работы всегда трудны, оттого что сильное половодье заливает поля.

По пути нам попадались берёзы и осины.

По пути нам попадались не берёзы, а осины.

По пути нам попадались то берёзы, то осины.

Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно.

Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно.

2. Работа в парах.

1 . Соберите пословицы (Работа проводится в парах; пословицы распечатаны, каждая пословица разрезана на две части.)

  1. Перо пишет, а ум водит.
  2. Надо поклониться, чтобы воды напиться.
  3. Не будет скуки, если заняты руки.
  4. Бездельник здоров за едой и болен на работе.
  5. В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.
  6. Не мил и свет, когда друга нет.
  7. Чтобы много знать, надо мало спать.
  8. То же слово, да не так бы молвить.

- Объясните смысл каждой пословицы.

- Спишите пословицы, расставляя знаки препинания.

- Определите разряды союзов по составу, по значению.

- Укажите роль союзов в предложении, объясните пунктуацию.

3. Работа с учебником . Упражнение 313 , стр. 154. ( Русский язык. 10-11 классы. Учебник. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.).

Прочитайте. Выделите союзы и укажите; какие из них связывают члены предложения, какие — предложения. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сочинительные союзы подчеркните одной чёрточкой, подчинительные — двумя.

1) Тёмная грозовая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (Ч.) 2) Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (Л.) 3) Гаврила весь облился потом но продолжал грести во всю силу. (М. Г.) 4) Солнце село но в лесу ещё светло. (Т.) 5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто. (Т.) 6) Когда же на запад умчался туман урочный свой путь совершал караван. (Л.) 7) Чтобы вода не залила огонь пришлось подкладывать в костры больше дров. (Аре.) 8) Если дед уходил из дома бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания. (М. Г.)

VI. Подведение итогов урока.

Что из того, о чём говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас?

К девятому классу школьники должны знать, что такое союз, его функции, особенности по строению и значению; соотношение союзов и значений сложносочиненных предложений; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. Подробно разберем тему на примере заданий из УМК Бабайцевой.

Назначение союзов


Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Союзы и союзные слова

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:




Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет.
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Русский язык. 9 класс. Русская речь

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:



2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:


3) Союз можно заменить только другим союзом:


4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:


Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике





Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования и науки РК

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

на втором курсе.

Преподаватель русского языка и литературы

Технологии: личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Межпредметные связи: литература, история.

Подходы к изучению русского языка: текстоориентируемый, практикоориентируемый, культуроведческий.

- познакомить с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте;

- познакомить с разрядами союзов по значению и по составу,

- формировать умение определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания при них;

- развивать мышление, речь, обогащать словарный запас; учить использовать свой субъективный опыт; продолжить работу по развитию речи; развивать культуру речи (точность, корректность формулировки);

- воспитывать самостоятельность, ответственность, гуманное отношение к слабоуспевающим; тренировать способность концентрировать внимание и отбирать главное; совершенствовать этику работы с книгой и дидактическим материалом; учить формулировать и реализовывать цели, воспитывать умение работать в парах.

Работа по развитию речи:
- наблюдение над использованием союзов для связи самостоятельных предложений в тексте.

Повторить: - правописание предлогов, наречий; орфограмм в корне слова;

I. Организационный момент

Объявление темы и целей урока.

II. Повторение изученного

Фронтальный блиц – опрос.
1. На какие вопросы отвечает предлог?
А) Где? Куда? Откуда?
Б) Когда?
В) Не отвечает на вопросы
2. Какое значение имеет предлог?
А) Пространственное.
Б) Вместе с окончаниями существительных выражает отношения пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные.
2. Словарный диктант.
В продолжение аттестации, в продолжении романа, узнать насчёт работы, положить деньги на счет в банке, ввиду праздника, иметь в виду, выполнять в течение года, в течении реки, прочитать в следствии по уголовному делу, запретить вследствие эпидемии, из – за водопада, в заключение выступления.

III. Мотивационное введение.

1. Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи – союзом.

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.

Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)

IV. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.

1. Работа с текстом.
Прочитайте стихотворение, объясните постановку знаков препинания. Определить стиль и тип речи. Найдите союзы и определите их роль.

Послушайте стихотворение Т.Бембеева - нашего земляка - народного писателя Калмыкии.

Мои предки были рыбаками,
С морем говорить могли уметь.
Хочется мне посмотреть глазами,
Что в конце концов попало в сеть?

2. Запись и разбор предложений на доске.

Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.

Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).

Солнце выглянуло из-за туч и осветило окрестности.

и засверкали капли дождя на листьях

когда отгремели раскаты грома.

3. Функция сложных предложений.

4. Вывод: почему на схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)

Разряды союзов.

А) В зависимости от роли союза в предложении они делятся по значению на 2 разряда: сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения или простые предложения в составе сложносочинённого. Подчинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложноподчинённого.

Б) По составу союзы делятся на 2 группы: простые и составные. Простые состоят из одного слова, составные – из двух и более слов.

Читайте также: